Научная статья на тему 'Кадастровая оценка как информационная основа эффективного регулирования земельных платежей в регионе. Анализ результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области'

Кадастровая оценка как информационная основа эффективного регулирования земельных платежей в регионе. Анализ результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
575
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛЯ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ / КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА / EARTH / LAND PAYMENTS / CADASTRAL ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Оксана Борисовна

В статье рассматриваются актуальные вопросы государственной кадастровой оценки земли, анализируются и сравниваются результаты различных оценок одних и тех же категорий в разные периоды времени, методические изменения в процессе проведения кадастровой оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CADASTRAL ASSESSMENT AS INFORMATION BASIS OF EFFECTIVE REGULATION OF LAND PAYMENTS IN THE REGION. ANALYSIS OF RESULTS OF THE STATE CADASTRAL ASSESSMENT OF LANDS OF SETTLEMENTS OF THE ORENBURG REGION

In article topical issues of the state cadastral earth are considered, results of various estimates of the same categories during the different periods of time, methodical changes in process of carrying out a cadastral assessment are analyzed and compared.

Текст научной работы на тему «Кадастровая оценка как информационная основа эффективного регулирования земельных платежей в регионе. Анализ результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области»

УДК 33

Степанова О.Б.

Оренбургский государственный университет E-mail: gimu@mail.osu.ru

кадастровая оценка как информационная основа эффективного регулирования земельных платежей в регионе. анализ результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов оренбургской области

в статье рассматриваются актуальные вопросы государственной кадастровой оценки земли, анализируются и сравниваются результаты различных оценок одних и тех же категорий в разные периоды времени, методические изменения в процессе проведения кадастровой оценки. ключевые слова: земля, земельные платежи, кадастровая оценка

Целью проведения любой государственной кадастровой оценки земельных участков является определение их кадастровой стоимости для целей последующего определения уровня земельных платежей за их использование (налоговых, арендных, выкупной стоимости).

Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной оценки рыночная стоимость земельных участков, определенная методами массовой оценки. Для такой оценки применяются специальные программные средства, при полном обезличивании оцениваемого объекта оценки. Фактически такая оценка, единственно проводимая в массовом режиме, является информационной основой обеспечения эффективного регулирования земельных платежей.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по категории и виду разрешенного использования (далее - ГКОЗ) [3].

Для каждого вида разрешенного использования оценщик подбирает ряд факторов, влияющих на кадастровую стоимость земельного участка. Так, для земельных участков, предназначенных для размещения жилых домов, наиболее важную роль играют такие факторы, как наличие коммуникаций, среди которых сети центрального газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения и канализации, расстояние до магазинов и торговых центров, остановок общественного транспорта, объектов социального обеспечения (детского сада, школы, больниц), близость к зеленой зоне и т.д.

Кадастровая стоимость земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок, зависит от близости жилого массива, расстояния до ближайшей остановки

транспорта, центра населенного пункта, наличия электроснабжения и дороги с асфальтовым покрытием.

В отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, гостиниц, административных, производственных и офисных зданий, можно сказать, что существенное значение имеет - близость к центру общественной деятельности, наличие газоснабжения, электроснабжения, центральной канализации, расстояние до остановок общественного транспорта.

Для земель сельскохозяйственного использования важнейшими факторами являются -плодородие земель и близость к местам потребления выращенной продукции и т.д.

ГКОЗ проводится в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности» [1], специальным Постановлением Правительства РФ о Правилах проведения государственной кадастровой оценки земель» [3], федеральными стандартами оценки и методическими указаниями по расчету кадастровой стоимости согласно установленным категориям земельных участков [4,5,6,7,8].

Для проведения работ привлекаются оценщики, имеющие право на заключение договора об оценке в соответствии с требованиями, установленными 44-м Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для госнужд».

На кадастровую стоимость влияет ситуация, складывающаяся на рынке земельных участков. Оценщик на основании статистического анализа рыночных цен и собранной информации об оцениваемых объектах не-

Региональная экономика

движимости выносит решение о полезности земли, выраженное в денежном выражении, при определенном виде ее использования. Этот результат и будет кадастровая стоимость. Кроме того, существенное значение имеет достоверность и объективность предоставляемой оценщику органами местного самоуправления исходной информации по факторам стоимости, применяемым при расчете кадастровой стоимости земельных участков.

На территории Оренбургской области работы по государственной кадастровой оценке земель проводятся в рамках реализации областной целевой программы «Создание системы кадастра недвижимости и управления земельно-имущественным комплексом на территории Оренбургской области» на 2012-2016

годы, утвержденной постановлением Правительства области от 9 июня 2011 года № 439-п [11]. До этого также действовала аналогичная программа на более ранние периоды [9,10].

Периоды проведения ГКОЗ в Оренбургской области и оцениваемые категории земельных участков приведены в таблице 1 [12-19].

Рассмотрим последние мероприятия по кадастровой оценке, проведенной в регионе. В 2012 году осуществлялась государственная кадастровая оценка земель двух категорий: земель населенных пунктов; земель садоводческих и огороднических объединений вне черты населенных пунктов. Это две категории, наиболее близко и непосредственно затрагивающие интересы каждого жителя Оренбургской области.

Таблица 1.

Категория земельных участков Документ, утверждающий результаты государственной кадастровой оценки

Земли населенных пунктов Постановление Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 г. № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов».

Земли сельскохозяйственного назначения Постановление правительства Оренбургской области от 13.10.2011 г. № 1003-П «Об утверждении результатов государственной оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Оренбургской области».

Земли садоводческих, огороднических и дачных объединений вне черты населенных пунктов Постановление Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 г. № 1121-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих и огороднических объединений вне черты населенных пунктов Оренбургской области».

Земли особо охраняемых территорий и объектов Постановление Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2013 г. № 1052-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов в Оренбургской области».

Земли водного фонда Постановление Правительства Оренбургской области от 20.02.2012 № 160-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель водного фонда на территории Оренбургской области».

Земли лесного фонда Постановление Правительства Оренбургской области от 11 ноября 2008 г. № 418 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель лесного фонда».

Земли промышленности и иного специального назначения Постановление Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2013 г. N 1053-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения на территории Оренбургской области»

Степанова О.Б.

Кадастровая оценка как информационная основа..

Предыдущая оценка земель населенных пунктов на территории Оренбургской области проводилась в 2007 году, ее результаты были утверждены постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 № 414-п, кадастровая оценка земель садоводческих и огороднических объединений вне черты населенных пунктов проводилась по состоянию на 1 января 2008 года и утверждалась постановлением Правительства Оренбургской области от 4 февраля 2009 года № 32-п.

Формирование перечня земельных участков, подлежащих оценке, осуществлялось федеральной структурой - Управлением Росреестра по Оренбургской области на основе сведений государственного кадастра недвижимости.

Государственные контракты на выполнение работ по государственной кадастровой оценке заключены по итогам открытых аукционов в электронной форме [20]. Оценке подверглось 675 930 земельных участков в населенных пунктах и 73 176 участков земель садоводческих и огороднических объединений вне черты населенных пунктов.

При рассмотрении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов учитывалось изменение методических основ проведения ГКОЗ, статистика сделок с земельными участками, инфляционные процессы, динамика цен на недвижимость, изменения инфраструктуры городов и иных факторов экономики и окружающей среды.

По результатам проведенного сравнительного анализа удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Оренбургской области за 2007 и 2012 годы (табл.2) наряду с увеличением произошло и снижение удельных показателей кадастровой стоимости по отдельным группам видов разрешенного использования по сравнению с предыдущей кадастровой оценкой, так например:

- по г. Бузулуку и Абдулинскому району снизились удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;

- в городах Новотроицк, Оренбург, Со-рочинск снизились удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения домов малоэтажной, среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки; в том числе индивидуальной жилой застройки; объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения;

- по Оренбургскому району снизились удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения гостиниц, а также земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования;

- по Октябрьскому району снизились удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Есть и другие примеры, смотри приложение.

Кадастровая стоимость земельных участков, предназначенных для размещения офисной и деловой застройки, а также объектов торговли, в свою очередь, в большинстве муниципалитетов изменилась в сторону увеличения.

По информации муниципальных образований в 2013 году по итогам ГКОЗ произошло:

- увеличение начислений по земельным платежам (г. Медногорск, г. Новотроицк, г.Орск, Акбулакский, Асекеевский, Беляевский, Бугу-русланский, Бузулукский, Домбаровский, Красногвардейский, Новоорский, Оренбургский, Переволоцкий, Сорочинский, Тюльганский районы);

- уменьшение начислений по земельным платежам (г. Бугуруслан, г. Оренбург, Гайский, Грачевский, Новосергиевский, Первомайский, Соль-Илецкий районы);

- несущественные изменения размера начислений по земельным платежам (г.Бузулук, г. Гай, г. Сорочинск, Абдулинский, Адамовский, Александровский, Илекский, Кваркенский, Ку-вандыкский, Курманаевский, Пономаревский, Сакмарский, Светлинский, Северный, Ташлин-ский, Тоцкий, Шарлыкский районы).

Следует отметить, что методика проведения оценки изменилась по сравнению с ранее

С5

00 й

I

0

1

а &

со

г §

о-КЗ

о

Таблица 2. Сравнительный анализ удельных показателей кадастровой стоимости 1 кв. метра земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Оренбургской области за 2007 и 2012 годы (в силе с 2008 и 2013 года соответственно)

№ п/п Наименование муниципального образования Удельный показатель кадастровой стоимости, рублей/ кв.метр

по муниципальным образованиям по видам разрешенного использования

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

1 Абдулинский район 2012 85.00 1271.65 32.01 281.02 26.99 1001.92 307.77 1081.16 171.80 382.80 - - - 297.07 0.76 12.86 - 833.56

Абдулинский район 2007 50.63 787.03 19.91 120.93 5.21 784.41 701 893.68 - 390.89 - - - 322.16 - 0.94 -

Изменение УПКС 1.68 1.62 1.61 2.32 5.18 1.28 0.44 1.21 - 0.98 - - - 0.92 - 13.68 -

2 Адамовский район 2012 89.15 895.87 39.63 235.60 39.44 793.89 113.33 785.10 23.42 226.14 - 144.75 7.47 301.89 0.76 1.27 491.48

Адамовский район 2007 32.49 133.21 9.31 34.95 5.07 171.19 191.02 186.99 - 80.89 - - - 31.87 0.06 0.1 -

Изменение УПКС 2.74 6.73 4.26 6.74 7.78 4.64 0.59 4.20 - 2.80 - - - 9.47 12.67 12.70 -

3 Акбулакский район 2012 247.33 2073.99 64.92 116.90 69.57 584.10 418.23 2088.71 - 414.13 781.22 286.51 - 396.95 0.76 1.20 1205.47

Акбулакский Район 2007 46.71 413.54 21.05 25.03 8.47 355.13 102.89 383.62 - 168.14 - 571.16 - 59.08 - 0.14 -

Изменение УПКС 5.30 5.02 3.08 4.67 8.21 1.64 4.06 5.44 - 2.46 - 0.50 - 6.72 - 8.57 -

4 Асекеевскийрайон 2012 410.54 704.09 58.52 225.92 48.10 1022.19 252.87 1036.47 - 380.44 - - 33.16 255.02 0.76 9.90 958.70

Асекеевскийрайон 2007 20.26 97.51 10.39 30.12 4.93 165.1 - 184.38 - 110.58 - - - 19.88 0.03 0.17 -

Изменение УПКС 20.26 7.22 5.63 7.50 9.76 6.19 - 5.62 - 3.44 - - - 12.83 25.33 58.24 -

5 Александровский район 2012 102.33 963.46 65.79 214.26 45.62 969.44 239.82 - - 360.80 - - - 241.86 - 6.48 909.22

Александровский район 2007 28.77 105.44 12.45 37.88 1.69 323.86 377 245.02 - 251.08 - 37.86 - 59.3 - 0.24 -

Изменение УПКС 3.56 9.14 5.28 5.66 26.99 2.99 0.64 - - 1.44 - - - 4.08 - 27.00 -

6 БеляевскийРайон 2012 82.52 861.31 34.37 191.38 12.42 688.75 67.55 - 27.19 159.46 - - - 72.07 - 2.09 422.07

Беляевскийрайон 2007 49.15 137.33 20.04 65.77 2.84 427.22 - 381.77 96.08 151.18 - - - 27.34 - 0.15 -

Изменение УПКС 1.68 6.27 1.72 2.91 4.37 1.61 - - 0.28 1.05 - - - 2.64 - 13.93 -

7 Бугурусланский район 2012 49.42 622.99 19.77 151.77 23.77 435.99 - - 61.45 183.67 - - - 79.53 0.76 8.97 387.49

Бугурусланский район 2007 10.26 - 7.16 14.54 2.24 96.65 - 117.28 - 56.5 - - - 13.98 0.02 0.09 -

Изменение УПКС 4.82 - 2.76 10.44 10.61 4.51 - - - 3.25 - - - 5.69 38.00 99.67 -

8 БузулукскийРайон 2012 99.96 502.21 31.30 61.49 25.72 429.05 - 553.95 40.07 209.26 - - - 117.38 0.76 6.33 280.00

Бузулукскийрайон 2007 20.56 65.67 11.44 14.66 2.45 147.43 - 168.81 70.59 91.01 - - - 14.64 0.01 0.15 -

Изменение УПКС 4.86 7.65 2.74 4.19 10.50 2.91 - 3.28 0.57 2.30 - - - 8.02 76.00 42.20 -

9 ГайскийРайон 2012 127.60 434.69 24.56 86.01 - 324.40 - - 61.17 163.77 - - - 67.04 - 5.29 340.20

Гайскийрайон 2007 13.33 - 9.08 13.88 - 92.15 - 131.85 - 71.66 - - - 13.19 - 0.07 -

Изменение УПКС 9.57 - 2.70 6.20 - 3.52 - - - 2.29 - - - 5.08 - 75.57 -

10 ГрачевскийРайон 2012 129.73 1200.11 31.70 234.02 - 1182.35 298.73 1015.31 84.15 406.30 - - 19.85 94.07 - 7.85 400.46

Грачевскийрайон 2007 38.44 423.75 16.49 51.62 - 455.36 343.33 305.5 139.25 303.07 - - - 47.69 - 0.49 -

Изменение УПКС 3.37 2.83 1.92 4.53 - 2.60 0.87 3.32 0.60 1.34 - - - 1.97 - 16.02 -

11 Домбаровскийрайон 2012 266.47 827.12 51.79 276.11 48.75 1176.86 222.99 1311.38 68.61 385.09 - 179.89 58.12 311.25 - 1.08 877.14

Цомбаровскийрайон 2007 52.63 236.76 13.1 35.21 4.46 211.18 - 281.02 - 159.47 - 37.92 - 38.92 - 0.25 -

Изменение УПКС 5.06 3.49 3.95 7.84 10.93 5.57 - 4.67 - 2.41 - 4.74 - 8.00 - 4.32 -

12 Илекскийрайон 2012 258.76 1544.21 50.20 271.86 55.45 1145.99 388.80 1018.92 33.50 509.66 - 286.51 - 365.15 - 1.52 521.96

Илекскийрайон 2007 35.34 - 15.16 - 7.11 319.76 - 281.8 222.53 201.82 - 37.89 - 34.17 - 0.43 -

Изменение УПКС 7.32 - 3.31 - 7.80 3.58 - 3.62 0.15 2.53 - 7.56 - 10.69 - 3.53 -

13 Кваркенскийрайон 2012 76.97 666.83 36.13 122.53 13.70 538.71 234.83 767.52 99.93 249.90 - - - 180.99 0.76 3.81 551.15

Кваркенскийрайон 2007 26.81 - 6.52 62.99 - 440.8 366.88 260.72 - 191.98 - - - 61.59 - 0.06 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменение УПКС 2.87 - 5.54 1.95 - 1.22 0.64 2.94 - 1.30 - - - 2.94 - 63.50 -

14 Красногвардейский район 2012 73.89 885.21 26.01 67.35 - 874.00 - 343.94 124.27 318.08 - 179.90 - 133.82 - 8.76 288.50

Красногвардейский район 2007 29.74 - 12.09 39.53 - 356.93 - 231.08 - 241.28 - 46.42 - 52.53 - 0.08 -

Изменение УПКС 2.48 - 2.15 1.70 - 2.45 - 1.49 - 1.32 - 3.88 - 2.55 - 109.50 -

15 ЕСувандыкскийрайон и г.Кувандык 2012 218.19 1475.04 30.45 247.65 61.48 767.11 553.53 913.97 101.98 401.84 - 256.80 - 251.38 0.76 6.16 471.00

Кувандыкскийрайон 2007 97.34 796.87 26.34 102.76 11.07 632.74 514 583.34 240.17 278.63 - 18.31 - 116.05 - 0.44 -

Изменение УПКС 2.24 1.85 1.16 2.41 5.55 1.21 1.08 1.57 0.42 1.44 - 14.03 - 2.17 - 14.00 -

0

X

§

о-X

&)

а

«

1

0

1

Продолжение табл. 2

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

16 Курманаевский район 2012 55.48 844.68 20.87 186.83 8.47 630.51 234.46 290.01 - 158.46 - - - 161.60 0.76 2.14 572.40

Курманаевский район 2007 29.78 352.31 12.4 49.01 - 327.55 285.44 295.01 - 207.64 - - - 25.23 - 0.38 -

Изменение УПКС 1.86 2.40 1.68 3.81 - 1.92 0.82 0.98 - 0.76 - - - 6.41 - 5.63 -

17 Матвеевскийрайон 2012 85.50 394.76 18.20 56.34 - 394.76 - 118.22 - 121.52 - - - 108.91 - 8.90 227.03

Матвеевскийрайон 2007 16.98 411.58 14.67 57.26 - 302.1 - 263.77 - 129.09 - 37.87 - 34.47 - 0.12 -

Изменение УПКС 5.04 0.96 1.24 0.98 - 1.31 - 0.45 - 0.94 - - - 3.16 - 74.17 -

18 Новоорскийрайон 2012 138.68 888.07 70.22 294.84 42.18 1387.81 435.10 1383.67 79.06 355.19 231.43 144.90 25.71 403.09 - 1.22 862.08

Новоорскийрайон 2007 97.92 553.43 17.18 41.68 6.87 421.27 448.4 368.18 350.83 272.72 - - - 82.55 - 0.47 -

Изменение УПКС 1.42 1.60 4.09 7.07 6.14 3.29 0.97 3.76 0.23 1.30 - - - 4.88 - 2.60 -

19 Новосергиевский район 2012 1274.78 1774.21 63.72 425.48 33.92 1245.17 - 1880.0 49.17 562.45 - - - 348.33 - 2.13 1917.43

Новосергиевский район 2007 25.77 - 14.38 45.87 - 212.63 - 216.6 92.71 209.82 - - - 38.34 0.08 0.12 -

Изменение УПКС 49.47 - 4.43 9.28 - 5.86 - 8.68 0.53 2.68 - - - 9.09 - 17.75 -

20 Октябрьскийрайон 2012 43.02 1238.84 40.17 125.48 59.28 635.69 - 479.47 - 229.26 - - - 131.52 - 7.28 646.88

Эктябрьскийрайон 2007 36.7 - 19.01 27.07 12.75 516.65 - 901.92 - 299.64 - 37.88 - 40.49 - 0.16 -

Изменение УПКС 1.17 - 2.11 4.64 4.65 1.23 - 0.53 - 0.77 - - - 3.25 - 45.50 -

21 Оренбургскийрайон 2012 854.90 7428.24 373.04 1767.16 165.15 7510.44 2226.36 4260.12 407.78 2 046.28 1461.65 - - 1470.35 0.76 2.44 5526.76

Эренбургскийрайон 2007 465.23 - 254.26 335.48 87.15 3303.34 4730.49 4263.36 1829.96 3194.79 - - - 311.11 0.03 4.91 -

Изменение УПКС 1.84 - 1.47 5.27 1.90 2.27 0.47 1.00 0.22 - - - - 4.73 25.33 0.50 -

22 Первомайскийрайон 2012 67.71 958.81 29.48 83.42 36.13 407.50 - 680.98 - 232.54 - - - 213.16 - 1.31 246.06

Первомайскийрайон 2007 30.32 337.3 9.95 10.29 3.64 147.45 273.29 246.04 - 89.17 - 37.88 - 31.53 - 0.05 -

Изменение УПКС 2.23 2.84 2.96 8.11 9.93 2.76 - 2.77 - 2.61 - - - 6.76 - 26.20 -

23 Переволоцкийрайон 2012 72.69 1512.14 36.49 177.34 57.86 688.95 296.89 1176.42 - 149.29 80.01 - - 152.46 - 2.08 516.57

Переволоцкийрайон 2007 49.97 - 16.98 56.83 7.04 244.78 89.51 295.24 - 203.47 - 19.49 - 63.16 0.03 0.14 -

Изменение УПКС 1.45 - 2.15 3.12 8.22 2.81 3.32 3.98 - 0.73 - - - 2.41 - 14.86 -

24 Пономаревский район 2012 34.08 1035.65 20.63 136.79 - 621.81 257.79 468.66 - 235.48 - - - 192.04 - 8.20 309.26

Пономаревский район 2007 14.93 243.72 10.48 18.29 - 182.47 197.46 187.64 - 133.42 - 60.03 - 32.08 - 0.14 -

Изменение УПКС 2.28 4.25 1.97 7.48 - 3.41 1.31 2.50 - 1.76 - - - 5.99 - 58.57 -

25 Сакмарскийрайон 2012 75.98 620.32 30.41 159.27 18.78 569.93 - 345.39 138.88 235.19 - - - 121.44 0.76 7.28 532.87

Сакмарскийрайон 2007 25.06 - 16.49 68.45 2.94 198.04 - 286.61 - 223.55 - 37.88 - 50.83 - 0.12 -

Изменение УПКС 3.03 - 1.84 2.33 6.39 2.88 - 1.21 - 1.05 - - - 2.39 - 60.67 -

26 Саракташскийрайон 2012 110.81 2220.52 57.10 632.76 136.25 2497.71 143.11 915.14 85.87 650.10 - - 37.26 416.33 0.76 6.53 1019.04

Саракташскийрайон 2007 35.97 398.05 14.94 48.89 8.05 338.69 113.73 428.46 80.05 229.72 - - - 45.14 0.09 0.18 -

Изменение УПКС 3.08 5.58 3.82 12.94 16.93 7.37 1.26 2.14 1.07 2.83 - - - 9.22 8.44 36.28 -

27 Светлинскийрайон 2012 223.22 1290.18 24.70 138.09 59.12 839.57 321.15 1316.31 179.27 359.58 - - - 312.68 - 1.18 713.63

Светлинскийрайон 2007 36.71 167.34 8.91 23.3 3.37 142.31 135.58 171.27 106.08 102.29 - - - 25.34 - 0.1 -

Изменение УПКС 6.08 7.71 2.77 5.93 17.54 5.90 2.37 7.69 1.69 3.52 - - - 12.34 - 11.80 -

28 Северныйрайон 2012 53.67 757.00 24.24 198.56 20.31 445.96 - 497.77 - 207.60 - - - 191.68 0.76 11.78 459.53

Северныйрайон 2007 17.71 330.59 9.89 45.99 - 105.83 - 238.02 - 102.76 - - - 15.23 0.02 0.1 -

Изменение УПКС 3.03 2.29 2.45 4.32 - 4.21 - 2.09 - 2.02 - - - 12.59 38.00 117.80 -

29 Соль-Илецкийрайон 2012 113.93 1551.11 42.22 219.54 60.41 937.44 475.89 727.15 149.75 373.70 - 286.51 37.26 360.69 0.76 1.45 346.75

Соль-Илецкийрайон 2007 91.92 729.75 27.9 76.82 10.05 633.19 - 346.85 - 371.7 - - - 358.89 0.03 0.11 -

Изменение УПКС 1.24 2.13 1.51 2.86 6.01 1.48 - 2.10 - 1.01 - - - 1.01 25.33 13.18 -

30 Сорочинскийрайон 2012 62.30 417.20 27.70 97.91 - 491.51 - 401.92 64.40 158.64 - - - 115.56 - 2.02 432.63

Сорочинскийрайон 2007 13.16 - 10.31 14.48 - 79.82 - 149.83 76.68 85.49 - - - 17.38 - 0.15 -

Изменение УПКС 4.73 - 2.69 6.76 - 6.16 - 2.68 0.84 1.86 - - - 6.65 - 13.47 -

31 Гашлинскийрайон 2012 74.60 1246.39 36.20 273.08 59.01 1 035.82 - - - 181.84 - - - 87.48 0.76 1.75 541.04

Гашлинскийрайон 2007 20.76 93.16 13.23 19.45 - 329.02 85.9 202.97 - 272.75 - - - 19.19 0.02 0.12 -

Изменение УПКС 3.59 13.38 2.74 14.04 - 3.15 - - - 0.67 - - - 4.56 38.00 14.58 -

32 Гоцкийрайон 2012 138.50 1151.20 34.52 171.03 41.48 698.09 314.66 - 175.65 270.96 - 179.90 - 229.53 0.76 2.45 460.41

Гоцкийрайон 2007 27 - 19.24 96.89 - 154.77 - 304.19 - 180.26 - - - 23.41 - 0.13 -

Изменение УПКС 5.13 - 1.79 1.77 - 4.51 - - - 1.50 - - - 9.80 - 18.85 -

О

а §

00 &)

0

01

00 8

I

0

1

3

со

г §

о-КЗ

о

i

о

о 00 &) а о с

0

1

г *

i ■е-

€ г

с

I

а о

о 00 &)

00 й

I

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а &

со

г §

о-КЗ

о

Продолжение табл. 2

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

33 Гюльганскийрайон 2012 66.50 1368.22 25.06 268.59 67.08 970.30 354.21 627.68 84.35 363.34 - - 58.12 296.49 - 8.21 497.14

Гюльганскийрайон 2007 79.07 367.73 13.57 50.9 7.45 324.19 297.94 434.39 89.85 262.03 - 1.35 11.57 51.12 - 0.17 -

Изменение УПКС 0.84 3.72 1.85 5.28 9.00 2.99 1.19 1.44 0.94 1.39 - - 5.02 5.80 - 48.29 -

34 Щарлыкскийрайон 2012 64.09 1253.56 35.78 276.06 - 797.47 - 1 101.74 - 429.72 - 179.90 - 160.07 - 7.98 505.05

Щарлыкскийрайон 2007 15.67 - 9.61 50.42 - 351.1 - 213.73 - 259.84 - 16.89 - 39.96 - 0.12 -

Изменение УПКС 4.09 - 3.72 5.48 - 2.27 - - - 1.65 - 10.65 - 4.01 - 66.50 -

35 Ясненскийрайон 2012 208.34 1835.37 63.81 255.42 55.98 1150.28 - - 190.77 413.43 - - - 331.84 0.76 2.97 214.07

Ясненскийрайон 2007 150.68 1105.77 21.68 110.16 19.25 898.99 - 812.31 - 160.9 - 5.3 - 98.63 - - -

Изменение УПКС 1.38 1.66 2.94 2.32 2.91 1.28 - - - 2.57 - - - 3.36 - - -

36 г. Бугуруслан 2012 91.64 1927.98 177.37 330.07 64.15 1296.44 - 1402.35 251.10 486.13 - 90.34 - 217.38 0.76 8.97 1186.84

г. Бугуруслан 2007 102.02 1393.64 156.34 742.16 15.93 786.95 793.71 1193.24 251 334.53 - 34.29 - 160.37 0.2 3.5 -

Изменение УПКС 0.90 1,42 1.13 0.44 4.03 1.65 - 1.18 1.00 1.45 - 2.63 - 1.36 3.80 2.56 -

37 г. Бузулук 2012 448.79 1947.14 303.13 490.35 56.08 1623.16 723.42 1536.19 232.67 560.77 - 379.80 - 468.94 0.76 6.33 391.82

г. Бузулук 2007 437.17 1837.68 250.78 408.63 42.69 1281.39 1181.42 1361.99 152 675.35 - 37.88 - 316.69 0.2 2.58 -

Изменение УПКС 1.03 1.06 1.21 1.20 1.31 1.27 0.61 1.13 1.53 0.83 - 10.03 - 1.48 3.80 2.45 -

38 г. Гай 2012 351.19 2011.70 117.19 319.79 56.39 1265.02 - 988.92 151.52 416.79 - 286.51 - 350.30 0.76 5.29 918.50

г. Гай 2007 314.66 1082.42 75.64 153.47 21.25 930.54 - 1224.46 538.37 397.72 - 37.88 - 228.68 0.2 1.01 -

Изменение УПКС 1.12 1.86 1.55 2.08 2.65 1.36 - 0.81 0.28 1.05 - 7.56 - 1.53 3.80 5.24 -

39 г. Медногорск 2012 250.13 1264.23 65.65 281.27 57.60 1095.20 - 1205.14 - 466.88 - 286.51 - 347.38 - 6.81 904.44

г. Медногорск 2007 228.59 689.43 38.82 132.72 15.64 722.91 595 858.55 - 400.93 - - - 84.14 - - -

Изменение УПКС 1.09 1.83 1.69 2.12 3.68 1.51 - 1.40 - 1.16 - - - 4.13 - - -

40 г. Новотроицк 2012 425.02 1835.34 166.20 509.31 64.97 1659.09 723.60 1148.35 195.97 449.90 - 499.73 - 398.89 - 6.07 638.16

г. Новотроицк 2012 250.02 1513.87 173.83 423.46 34.06 1285.13 1401 1392.09 343.22 329.81 - 37.87 - 198.44 0.2 0.69 -

Изменение УПКС 1.70 1.21 0.96 1.20 1.91 1.29 0.52 0.82 0.57 1.36 - 13.20 - 2.01 - 8.80 -

41 г. Орск 2012 209.59 2 659.60 314.63 1 281.72 104.80 3 088.64 1 145.88 2 713.83 467.92 668.38 - 118.08 36.93 388.13 0.76 6.72 2 129.34

г. Орск 2007 185.24 2038.87 140.46 632.28 35.13 2592.86 899.34 1702.63 348.58 425.79 - 34.28 12.3 1.21 0.2 1.14 -

Изменение УПКС 1.13 1.30 2.24 2.03 2.98 1.19 1.27 1.59 1.34 1.57 - 3.44 3.00 320.77 3.80 5.89 -

42 г. Оренбург 2012 1074.63 2912.83 631.46 1164.54 248.91 7244.77 2389.73 7908.56 1005.00 1724.04 - 666.31 133.67 652.47 0.76 3.01 1871.15

г. Оренбург 2007 967.84 4220.2 782.78 1969.79 306.59 5863.01 1922.17 4702.99 242.53 1657.64 - 37.88 - 183.04 0.19 1.91 -

Изменение УПКС 1.11 0.69 0.81 0.59 0.81 1.24 1.24 1.68 4.14 1.04 - 17.59 - 3.56 4.00 1.58 -

43 г. Сорочинск 2012 273.07 1469.20 91.23 282.42 54.91 1196.08 562.45 1228.86 242.83 482.27 - - - 391.31 0.76 2.02 1 228.86

г. Сорочинск 2007 171.1 561.7 110.49 101.96 16.13 860.22 717 1131.69 506.99 465.45 - 6.96 - 291.69 - 1.64 -

Изменение УПКС 1.60 2.62 0.83 2.77 3.40 1.39 0.78 1.09 0.48 1.04 - - - 1.34 - 1.23 -

5

0

X

§

В" X

&)

а

«

1

0

1

Степанова О.Б.

Кадастровая оценка как информационная основа..

действовавшей. Если ранее методика ГКОЗ поселений позволяла определить удельные показатели кадастровой стоимости земель поселений в целом и кадастровых кварталов в их составе по видам функционального использования земель; удельные показатели кадастровой стоимости земель являлись основой для расчета кадастровой стоимости земельных участков, то методические указания по ГКОЗ населенных пунктов позволяют определить кадастровую стоимость непосредственно земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе 17 видов разрешенного использования. При этом определение кадастровой стоимости земельных участков начинается с формирования Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов и завершается расчетом кадастровой стоимости земельных участков на основе построения статистических моделей.

Например, распалась 7 группа разрешенного использования на две. Из 7 группы (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий, делового и коммерческого назначения) в отдельную 17 группу видов разрешенного использования были выделены земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, что привело к значительному снижению их прежней кадастровой стоимости.

В соответствии с областной целевой программой «Создание системы кадастра недвижимости и управления земельно-имущественным комплексом на территории Оренбургской области» на 2012-2016 годы в 2013 году проведены мероприятия по государственной кадастровой оценке категории земель промышленности и иного специального назначения (125773 земельных участка) и земель особо охраняемых территорий и объектов (292 земельных участка) [20]. Указанные результаты вступили в силу с 01.01.2014 года. По указанным категориям в основном наблюдается рост кадастровой стоимости от 1 до 5 раз.

Очень важный момент в кадастровой оценке - это возможность пересмотра размера кадастровой стоимости земельного участка. Она закреплена законодательно. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление его рыночной стоимости.

В целях выявления ошибок и оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости заявитель вправе обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости и в орган кадастрового учета с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Возможность исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости предусмотрена специальными нормами [2].

При этом введена классификация на два вида ошибок: технические и кадастровые. Оба вида ошибок подлежат исправлению, но в разном порядке.

Технические ошибки - это ошибки, допущенные органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшие к несоответствию внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений сведениям в документах, на основании которых эти сведения вносились в государственный кадастр недвижимости. Это описки, опечатки, грамматические или арифметические ошибки либо подобные ошибки.

Кадастровыми признаются ошибки в исходном документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. В основном, к подобным ошибкам относятся случаи неверного отнесения оценщиками земельных участков к той или иной группе видов разрешенного использования.

14.11.2014

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности». //Правовая система «Консультант+» - Электрон. дан. - Москва.- режим доступа: http://www.consultant.ru.

Региональная экономика

2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. 23.07.2013)// Правовая система «Консультант+» - Электрон. дан. - Москва.- режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель». //Правовая система «Консультант+» - Электрон. дан. - Москва.- режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256 (ред. от 22.10.2010) «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)» //Правовая система «Консуль-тант+» - Электрон. дан. - Москва.- режим доступа: http://www.consultant.ru.

5. Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 255 (ред. от 22.10.2010) «Об утверждении федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)»//Правовая система «Консультант+» - Электрон. дан. - Москва.- режим доступа: http://www.consultant.ru.

6. Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)"//Правовая система «Консультант+» - Электрон. дан. - Москва.- режим доступа: http://www.consultant.

7. Приказ Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)»//Правовая система «Консультант+» - Электрон. дан. - Москва.- режим доступа: http://www. consultant.ru.

8. Приказ Минэкономразвития РФ от 04.07.2011 N 328 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)».//Правовая система «Консультант+» - Электрон. дан. - Москва.- режим доступа: http://www.consultant.ru.

9. Закон Оренбургской области от 23.04.2003 N 179/20-Ш-ОЗ «Об областной целевой Программе «Обеспечение управления и регулирования земельно-имущественных отношений на территории Оренбургской области» на 2003 - 2007 годы». //»Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области от 16.04.2003».- Оренбург.- 13.05.2003. - с. 3.

10. Закон Оренбургской области от 18.01.2005 N 1774/303-Ш-ОЗ (ред. от 28.11.2011) «Об областной целевой программе «Создание системы кадастра недвижимости и управления земельно-имущественным комплексом на территории Оренбургской области на 2005 - 2011 годы». // «Южный Урал», N 31,- Оренбург.- 11.02.2005,- с. 3 - 4,

11. Постановление Правительства Оренбургской области от 09.06.2011 N 439-пп (ред. от 28.10.2013) «Об утверждении областной целевой программы «Создание системы кадастра недвижимости и управления земельно-имущественным комплексом на территории Оренбургской области» на 2012 - 2016 годы»//Правовая система «Консультант+» - Электрон. дан. - Москва.-режим доступа: http://www.consultant.ru.

12. Постановление Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 г. № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов»//Правовая система «Консультант+» - Электрон. дан. - Москва.-режим доступа: http://www.consultant.ru.

13. Постановление правительства Оренбургской области от 13.10.2011 г. № 1003-п «Об утверждении результатов государственной оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Оренбургской области».// Правовая система «Консультант+»

- Электрон. дан. - Москва.- режим доступа: http://www.consultant.ru.

14. Постановление Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 г. № 1121-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих и огороднических объединений вне черты населенных пунктов Оренбургской области».//Правовая система «Консультант+» - Электрон. дан. - Москва.- режим доступа: http://www.consultant.ru.

15. Постановление Правительства Оренбургской области от 20.02.2012 № 160-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель водного фонда на территории Оренбургской области».// Правовая система «Консультант+»

- Электрон. дан. - Москва.- режим доступа: http://www.consultant.ru.

16. Постановление Правительства Оренбургской области от 11.11.2008 г. № 418 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель лесного фонда».//Правовая система «Консультант+» - Электрон. дан. - Москва.- режим доступа: http://www.consultant.ru.

17. Постановление Правительства Оренбургской области от 29.11.2013 г. N 1053-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения на территории Оренбургской области»// Правовая система «Консультант+» - Электрон. дан. - Москва.- режим доступа: http://www.consultant.ru.

18. Постановление Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 № 414-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов».// Правовая система «Консультант+» - Электрон. дан. - Москва.- режим доступа: http://www.consultant.ru.

19. Постановление Правительства Оренбургской области от 4.02.2009 № 32-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих и огороднических объединений вне черты населенных пунктов».// Правовая система «Консультант+» - Электрон. дан. - Москва.- режим доступа: http://www.consultant.ru.

20. Информация о ходе реализации областной целевой программы «Создание системs кадастра недвижимости и управления земельно-имущественным комплексом на территории Оренбургской области на 2012-2016 годы»// - Электрон. дан. - Москва.-режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/power/executive/2-53-11/programs.html.

Сведения об авторе:

Степанова Оксана Борисовна, доцент кафедры государственного и муниципального управления Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372440, e-mail: gimu@mail.osu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.