УДК 316.454.3
Е. Е. Степанова
доктор исторических наук; начальник лаборатории мониторинга социальных процессов Вооруженных Сил Российской Федерации Научно-исследовательского центра (социологического) Вооруженных Сил Российской Федерации; e-maiL: [email protected]
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
В статье на основании результатов мониторинговых социологических исследований, проведенных по всеармейской выборке в 2012-2017 гг., изучено отношение военнослужащих по контракту Вооруженных сил Российской Федерации и членов их семей к мерам военно-политического руководства страны, направленным на улучшение качества жизни данной категории населения.
Ключевые слова: качество жизни; Вооруженные силы Российской Федерации; военнослужащие по контракту; медицинское обеспечение; санаторно-курортное обеспечение; денежное довольствие.
E. E. Stepanova
Doctor of historicaL Sciences; head of Laboratory for monitoring of sociaL processes of the Armed Forces of the Russian Federation of the Research center (socioLogicaL) of the Armed Forces of the Russian Federation; e-maiL: [email protected]
THE QUALITY OF LIFE OF MILITARY PERSONNEL (experience of sociological research)
In the articLe, based on the resuLts of monitoring socioLogicaL studies conducted on the aLL-army sampLe in 2012-2017, the attitude of servicemen under the contract of the Russian Federation and their famiLies to the measures of the miLitary-poLiticaL Leadership of the country aimed at improving the quaLity of Life of tyis category of the popuLation.
Key words: quaLity of Life; Armed Forces of the Russian Federation; miLitary personneL under the contract; medicaL support; sanatorium and resort maintenance; monetary aLLowance.
В 2012-2017 гг. в государстве и обществе возросло уважение к военнослужащим и доверие к Вооруженным силам [Веремчук, Барановский 2014, с. 97]. За эти годы была проведена масштабная работа по наращиванию боевой мощи, переоснащению современными образцами вооружения и техники, повышению уровня подготовки войск и качества жизни военнослужащих [Бычков 2008, с. 9].
Улучшение качества жизни военнослужащих в череде мер, направленных на повышение престижа Вооруженных сил и привлекательности военной службы, безусловно, является одним из основополагающих факторов. Для обеспечения достойного качества жизни в последние годы был реализован комплекс мер, включающий: повышение денежного довольствия, в том числе за счет дополнительных выплат и повышающих коэффициентов, выполнены социальные обязательства по жилью в отношении 447 тыс. военнослужащих, улучшено качество медицинского обеспечения, позволившее значительно снизить общую заболеваемость военнослужащих [Материалы ... 2017, с. 27].
Итоги пятилетней работы Минобороны России, направленные на удовлетворение материальных, духовных и социальных потребностей военнослужащих - значительны. Главным результатом в решении задач медицинского обеспечения стало снижение общей заболеваемости военнослужащих. Статистика свидетельствует, что с 2012 г. по настоящее время показатель заболеваемости снизился на 12,6 % (с 983 до 859 случаев на 1 тыс. человек), а количество трудопотерь снизилось на 19,6 % и составило в 2017 г. 7,03 дня на человека [Армия ... 2017, с. 184-185]. Сегодня абсолютное большинство военнослужащих (97 %), проходящих военную службу по контракту, оценивают состояние своего здоровья как «удовлетворительное», «хорошее» или «отличное», а качество лечения в военных медицинских учреждениях, по их мнению, улучшается (см. рис. 1) [Итоги ... 2018, с. 83].
Более половины (64 %) военнослужащих отмечают, что могут свободно пользоваться услугами военной поликлиники по месту службы. Однако существуют и проблемы в получении амбулаторной медицинской помощи - каждый десятый указывает на их наличие. Необходимо продолжить работу, направленную на повышение доступности медицинских учреждений для взрослых членов семей военнослужащих. Сегодня только половина (51 %) указывает на возможность свободного получения услуг в военных поликлиниках, в то время как более трети (38 %) членов семей продолжают испытывать сложности при обращении к врачу. Мониторинг мнения военнослужащих позволил выявить основные проблемы, препятствующие получению полноценного лечения в военно-
медицинских учреждениях. Это в первую очередь недостаточное материально-техническое обеспечение (включая медикаментозные препараты) и нехватка квалифицированных врачей-специалистов, не относящихся к первичному звену медицины.
в военных поликлиниках
2017 год 1 25 1 41 17
2016 год ■ Г> 1 1 44| 21
2015 год | 21 | 44 ыШ 19
в военных госпиталях
2017 год И 28 I 1 40 1 I"! 18
2016 год ■ 23 1 1 411 14 | 22
2015 год ШмМ | 42 | " | 22
■ Высокий С Средний ^Низкий С Затрудняюсь ответить
Рис. 1. Уровень лечения в военно-медицинских учреждениях по оценке военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в 2015-2017 годах (в %)
Одним из основных показателей качества жизни населения является отдых. Организованный отдых военнослужащих -лечебно-профилактическое мероприятие в системе медицинского обеспечения. Анализ полученных данных свидетельствует, что напряженность службы военнослужащих по контракту в 2017 г. превышает установленную норму продолжительности еженедельного служебного времени. Данное положение, безусловно, приводит к накоплению усталости и необходимости организации полноценного восстановительного отдыха. Из всех форм рекреационной деятельности наиболее успешно восстановлением здоровья
занимается санаторно-курортная индустрия, базирующаяся на использовании природных лечебных ресурсов. На их основе для профилактики заболеваний путем воздействия на факторы риска, происходит восстановление физического и психического здоровья человека.
Однако в последние годы военнослужащие по контракту отказываются от своего права на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых. Статистические данные свидетельствуют, что в 2016 г. своим правом на санаторно-курортное обеспечение воспользовались всего 1,7 % от общего числа военнослужащих. Основными причинами отказа являются финансовые трудности и напряженность военной службы (см. рис. 2).
Рис. 2. Причины отказа военнослужащих от использования права на санаторно-курортное обеспечение в 2014-2017 гг. (в %)
Данные мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей подтверждают, что в последние годы отпуска организуются с минимальными финансовыми затратами. Высокая стоимость путевок в военные здравницы и необходимость оплаты проезда для себя и членов семей
к месту отдыха и обратно не позволяют сегодня военнослужащим изыскивать средства на оплату санаторно-курортного лечения. Экономия семейного бюджета является основной причиной, препятствующей реализации права военнослужащих на потребление санаторно-курортных услуг. Так, в 2017 г. более половины респондентов (66 %) провели свой отпуск дома, 31 % - у родственников, 11 % - на даче. Только 13 % указали, что посетили места организованного отдыха: гражданский дом отдыха - 7 %, военный санаторий - 3 %, выезжали за границу 3 %. Такое положение вещей приводит к снижению качества отдыха данной категории населения. Отпуск, проведенный дома или на даче, не обеспечивает военнослужащему профилактику и лечение заболеваний, не предоставляет досугово-развлекательную программу, удовлетворяющую его духовным и эмоциональным потребностям. Учитывая особенности военной службы по контракту, как специфичного вида государственной службы, представляется необходимым пересмотреть сложившуюся ситуацию и найти пути оптимизации санаторно-курортного обеспечения.
Рассматривая качество жизни как систему показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей нельзя обойти вниманием такой показатель, как ответственность перед будущим поколением. Забота военного ведомства о подрастающем поколении - это фактор, позволяющий формировать у военного профессионала представление о том, что служба в армии по контракту - лучший выбор человека в жизни. Определяющими в данной работе являются мероприятия, направленные на сохранность здоровья, повсеместную помощь в образовании и развитии детей данной социально-профессиональной группы.
Результаты социологических исследований, проведенных по всеармейской выборке, свидетельствуют, что военнослужащие по контракту (их жены) в настоящее время признают доступность по месту жительства (прохождению службы) дошкольных образовательных учреждений - 94 %, учреждений начального, основного и среднего образования - 93 % и детских медицинских учреждений - 79 %. Динамика данных 2012-2017 гг. свидетельствует о формировании тенденции роста удовлетворенности доступностью
учреждений здравоохранения и образования для детей военнослужащих (см. рис. 3).
Рис. 3. Удовлетворенность жен военнослужащих доступностью детских медицинских и образовательных учреждений по месту жительства (в %)
При этом оценка качества услуг детских учреждений здравоохранения и образования носит неоднозначный характер. Качеством услуг дошкольных образовательных учреждений полностью удовлетворены менее половины (46 %) жен военнослужащих по контракту. Показатель удовлетворенности учреждениями начального, основного и среднего образования несколько выше - 51 %. Менее всего устраивает качество услуг детских медицинских учреждений. Только треть участников исследования (35 %) полностью удовлетворена их качеством (см. рис. 4).
Рис. 4. Оценка качества услуг детских образовательных и медицинских учреждений женами военнослужащих в 2017 г. (в %)
При содержании детей в детских садах больше всего родителей не устраивает состояние помещений, их удаленность от мест проживания, нехватка специалистов дошкольного образования.
В школах, по месту дислокации воинских частей (соединений), как правило, эти проблемы аналогичны: отсутствует современная материальная база (бассейны, оборудованные спортивные площадки и др.), учебные классы требуют капитального ремонта. Возникают трудности и в организации учебного процесса, в связи с отсутствием специалистов «узкого профиля»: преподавателей математики, иностранных языков, физики, химии, т. е. тех предметов, которые являются профилирующими в высших учебных заведениях страны.
Еще одной проблемой, характерной для многих гарнизонов, является удаленность образовательных учреждений от места жительства семей военнослужащих. Детям, в том числе малолетним, приходится ежедневно на специально оборудованных машинах преодолевать десятки километров до детского сада (школы) и обратно домой. Всё это накладывает дополнительные физические нагрузки на детский организм и сокращает время, необходимое детям для отдыха и подготовки домашнего задания.
Тревожным показателем является невысокая степень удовлетворенности военнослужащих качеством услуг детских медицинских учреждений. Анализ полученных данных, свидетельствует, что основными проблемами в лечении детей по месту дислокации частей является в первую очередь удаленность детских медицинских учреждений от мест проживания военнослужащих, отсутствие современного диагностического оборудования и квалифицированных специалистов.
Достижение максимально высокого качества жизни населения - приоритетная цель социальной рыночной экономики. Одной из важнейших предпосылок, обеспечивающих реализацию этой задачи, является проведение эффективной политики благосостояния населения. Главная задача в политике благосостояния - рост доходов населения, их дифференциация, постоянный рост уровня жизни.
По данным ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их
семей сравнительный анализ идентичных показателей социально-экономического положения населения страны с аналогичными показателями военнослужащих свидетельствует, что уровень качества жизни офицерского состава превышает, а уровень качества жизни прапорщиков (мичманов), солдат (матросов), сержантов (старшин), проходящих военную службу по контракту равен средним общероссийским значениям [Итоги ... 2018, с. 160].
Однако отсутствие ежегодной индексации денежного довольствия в 2013-2016 гг. привело к снижению реальных доходов и социального самочувствия домохозяйств военнослужащих. В 2017 г., впервые с 2012 г., было отмечено снижение удовлетворенности военнослужащих социальной политикой государства в решении социально-экономических проблем - с 48 % (в 2016 г.) до 40 % (в 2017 г.) (в 2012 г. - 25 %) (см. рис. 5).
Рис. 5. Степень удовлетворенности военнослужащих решением их социально-экономических проблем в 2012-2017 годах (в %)
В 2017 г. меры военно-политического руководства страны были направленны на усиление материального стимулирования военнослужащих по контракту через увеличение доли дополнительных выплат и компенсаций за особые условия военной службы и выполнение задач, связанных с риском для жизни. Это способствовало некоторому снижению негативного влияния отсутствия индексации денежного довольствия военнослужащих. В 2017 г. падение реального денежного довольствия среднестатистического
военнослужащего составило - -0,2 %, а в 2016 г., напротив, наблюдался его рост - +9,3 % [Итоги ... 2018, с. 19].
В 2017 г. среднемесячное денежное довольствие среднестатистического военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в номинальном исчислении составило 70 591,5 руб., а среднемесячная начисленная заработная плата работников в Российской Федерации - 39 085 руб. (68 989,9 руб. и 36 703,0 рублей, соответственно, в 2016 г.). При этом уровень инфляции в 2017 г. (Idef = 2,5 %) по сравнению с 2016 г. снизился почти в 2,2 раза (в 2016 г. - Idef = 5,4 %). Это способствовало стабилизации социально-экономического положения военнослужащих и членов их семей.
В меньшей степени снижение реальных доходов коснулось старших офицеров и части младшего офицерского состава, а в большей - солдат (матросов), сержантов (старшин), проходящих военную службу по контракту, в том числе прапорщиков (мичманов) (см. табл. 1) [Итоги ... 2018, с. 20].
Таблица 1
Изменения уровня денежного довольствия военнослужащих Вооруженных сил в 2016-2017 гг.
Категории военнослужащих Денежное довольствие Прирост номинальный Прирост (снижение) реальный (Ме^
2017 2016 в руб. в % в руб. в %
все военнослужащие 70 591,5 68 989,9 1601,6 2,3 -163,2 -0,2
старшие офицеры 127 113,5 126 596,0 517,5 0,4 -2 660,3 -2,1
младшие офицеры 94 403,2 94 162,7 240,5 0,3 -2 119,6 -2,3
прапорщики и мичманы 67 740,9 65 649,1 2091,8 3,2 398,3 0,6
солдаты (сержанты). 47 075,9 42 933,9 4142,0 9,6 2 965,1 6,9
Изучение тенденций изменения денежного довольствия военнослужащих показывает, что отказ от его ежегодного
индексирования объективно ведет к нарушению основополагающего принципа, заложенного в основу новой модели денежного довольствия военнослужащих после 1 января 2012 г. Суть этого принципа заключается в переходе от мер, направленных на постоянное увеличение единовременных выплат военнослужащим к мерам по поддержанию высоких значений окладов по воинским должностям и воинским званиям военнослужащих через их ежегодное индексирование.
С 1 января 2018 г. государство вернулось к практике ежегодной индексации денежного довольствия военнослужащих. Ранее в бюджет была внесена поправка о выделении на индексацию денежного довольствия военнослужащих 53 млрд руб. в 2018 г., 66 млрд - в 2019 г. и 122 млрд - в 2020 г. [Повышение ... 2018]. В соответствии с Постановлением Правительства от 21 декабря 2017 г. № 1598 зарплата военнослужащих повысилось на 4 %. Согласно тому же Постановлению, предусмотрено снятие индексационного ограничения, и денежное довольствие военнослужащих следует в дальнейшем индексировать по результатам инфляции и курса национальной валюты. Повышение роли Вооруженных сил в обеспечении общественно-политической стабильности и военной безопасности Российской Федерации подтверждает, что военная служба как общественно значимая профессиональная деятельность должна иметь особый социально-правовой статус, гарантирующий повышенное материальное вознаграждение военнослужащим по сравнению со средней заработной платой труда в стране.
Каждое государство ставит приоритетом собственного престижа безопасность. Уровень финансирования оборонного кадрового состава и повышение уровня качества их жизни - это острые и актуальные вопросы для Российской Федерации. От них напрямую зависят надежность и стабильность оборонной сферы. Принципиально важно, чтобы в процессе развития Вооруженных сил и их перевооружения на современные образцы оружия и военной техники, социально-экономическое положение военнослужащих и членов их семей не было ухудшено. В этой связи необходимо обеспечить не только исключение рисков, связанных с невыполнением социальных обязательств государства по достижению достаточности социальных гарантий, положенных военнослужащим
и членам их семей, но и предусмотреть возможность предоставления дополнительных адресных гарантий отдельным категориям военнослужащих, в первую очередь молодым семьям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Армия в цифрах 2017. М., 2017. 288 с.
Бычков П. И. Качество жизни семей офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации: состояние, динамика и пути повышения : автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2008. 24 с. Веремчук В. И., Барановский М. В. Социологический анализ социальных отношений доверия в воинских подразделениях Вооруженных сил Российской Федерации // Военный академический журнал. 2014. № 4 (4). С. 93-99.
Итоги мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей в 2017 г. М. : НИЦ (с) ВС РФ. 2018. 184 с.
Материалы Коллегии Министерства обороны Российской Федерации от
7 декабря 2017 года // Армейский сборник. 2017. № 12. С. 12-29. Повышение денежного довольствия военным в 2018 г.: последние новости. URL : tehnofan.com/07