Научная статья на тему 'Качество жизни школьников с дерматологическими заболеваниями'

Качество жизни школьников с дерматологическими заболеваниями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
121
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ДЕТИ / ДЕРМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / LIFE QUALITY / CHILDREN / DERMATOLOGICAL DISEASES / THE COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сормолотова И. Н., Бишарова А. С., Додатко О. В.

В статье представлены результаты обследования 866 школьников г. Читы. Исследование проведено для определения основных объективных и субъективных параметров качества жизни учащихся с дерматологическими заболеваниями и без таковых в разных возрастных группах, а также оценка различий в показателях у детей и подростков разного пола. Полученные данные говорят о достоверном ухудшении качества жизни школьников с дерматологическими заболеваниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сормолотова И. Н., Бишарова А. С., Додатко О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF A LIFE OF SCHOOLCHILDREN WITH DERMATOLOGICAL DISEASES

The article represents results of investigation of 866 schoolchildren living in Chita city. Research was conduct for definition of the basic objective and subjective parameters of life quality of pupils with dermatological diseases and without those in different age groups, and also for estimation of distinctions in parameters at children and teenagers of a different sex. The received data show that the real deterioration of a life quality of schoolchildren with dermatological diseases exists.

Текст научной работы на тему «Качество жизни школьников с дерматологическими заболеваниями»

УДК 616.5-053.2:616-036.82

И.Н. Сормолотова А.С. Бишарова 2, О.В. Додатко 1

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕРМАТОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

1ГУЗ Краевой консультативно-диагностический центр для детей (Чита)

2 Читинский филиал Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН (Чита)

В статье представлены результаты обследования 866 школьников г. Читы. Исследование проведено для. определения основных объективных и субъективных параметров качества жизни учащихся, с дерматологическими, заболеваниями и без таковых в разных возрастных группах, а также оценка различий в показателях у детей и подростков разного пола. Полученные данные говорят, о достоверном ухудшении качества жизни школьников с дерматологическими заболеваниями.

Ключевые слова: качество жизни, дети, дерматологические заболевания, сравнительный анализ

QUALITY OF A LIFE OF SCHOOLCHILDREN WITH DERMATOLOGICAL DISEASES

I.N. Sormolotova 1, A.S. Bisharova 2, O.V. Dodatko 1

1 Regional Advisory and Diagnostic Center for Children, Chita 2Chita Branch of Scientific Center of Family Health Problems and Human Reproduction SB RAMS, Chita

The article represents results of investigation of 866 schoolchildren living in Chita city. Research was conduct for definition of the basic objective and subjective parameters of life quality of pupils with dermatologica! diseases and without those in different age groups, and. also for estimation of distinctions in parameters at children and. teenagers of a different sex. The received, data show that the real deterioration, of a life quality of schoolchildren with dermatological diseases exists.

Key words: life quality, children, dermatological diseases, the comparative analysis

В последние десятилетия в мире возрос интерес к изучению качества жизни детей. Большинство исследователей подчеркивают две основные особенности, связанные с этим понятием, во-первых, это его многомерность, во-вторых, субъективный характер оценки, в значительной своей части базирующийся на объективных показателях [5]. Основным индикатором качества жизни является здоровье. Последнее десятилетие характеризуется прогрессивным ухудшением состояния здоровья российских детей: возросло количество дерматологических заболеваний, в том числе атопического дерматита и других аллергодерматозов. Традиционные методы обследования дают одностороннее представление о болезни и эффективности лечения, они не позволяют полностью оценить состояние здоровья ребенка, сформировать адекватное представление о реакции личности ребенка на болезнь [1, 5]. Эффективный контроль всех аспектов детского здоровья возможен только на основании комплексного подхода. Перспективным направлением современной педиатрии является изучение качества жизни здорового и больного ребенка, т. к. без понимания внутренней картины здоровья невозможно понять внутреннюю картину болезни [1, 3]. Многие вопросы, касающиеся качества жизни детей не выяснены. Наше исследование является продолжением работы по проблеме поиска новых подходов к оценке состояния здоровья детей различных возрастных групп в современных условиях.

Целью настоящего исследования явилось определение основных объективных и субъективных параметров качества жизни учащихся разных

возрастных групп. Основной задачей исследования являлось установление наличия и степени связей изученных показателей качества жизни в группах детей с дерматологическими заболеваниями и без таковых, а также оценка различий в показателях у детей и подростков разного пола.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

На базе школы № 9 г. Читы нами проведен осмотр и анкетирование детей с целью определения качества жизни. Дети из социально благополучных семей с уровнем доходов для 22 % (190 семей) до 4000 руб. на 1 члена семьи в месяц, для 60 % (519 семей) — от 4000 до 7000, для 9 % (77 семей) — от 7000 и выше.

Дети были осмотрены группой врачей, включающей педиатров, невролога, окулиста, эндокринолога, дерматолога и отоларинголога, дополнительно учащимся были проведены параклинические исследования. В исследование было включено 866 детей и подростков, из них детей 6 — 7 лет — 11 % (95 детей), 8—12 лет — 53,5 % (463), 13 — 17 лет — 35,5 % (309 подростков); обследуемых мальчиков — 48,4 % (420), девочек — 51,6 % (446).

Для проведения анкетирования нами использовался опросник, разработанный в 2006 г. центральным НИИ организации и информатизации здравоохранения [6]. Основные четыре блока опросника содержат по пять признаков, характеризующих соответствующие проблемы физического, психоэмоционального, социального и интеллектуального плана и пять вариаций оценки каждого признака. Для проведения сравнительного анализа взяты среднепопуляционные показатели, полученные

сотрудниками НИИ педиатрии РАМН [2, 6]. В младшей возрастной группе опросники были заполнены родителями матерью — 91,6 % , отцом — 8,4 %, с 12 лет дети отвечали самостоятельно.

Также отдельно нами рассматривались группы детей с дерматологическими заболеваниями и аллергодерматозами; в группе 6 — 7 лет выявлено 12,6 % (12 детей), 8 — 12 лет — 11,4 % (53), 13—17 лет — 10,2 % (32 подростка), все случаи заболеваний на момент осмотра легкой и средней степени тяжести. Подострое течение заболевания у 41 % детей, обострение — у 29 %, ремиссия — 30 %. Среди сопутствующих заболеваний отмечена эндокринная патология и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Статистическая обработка результатов проведена с использованием программы Statistica for Windows 5.1. Для проверки гипотезы о статистической значимости различий по исследованным параметрам использован критерий Манна-Уитни. Статистически значимыми считали различия при p < 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнительный анализ в ходе данного исследования был проведен среди следующих групп — средний показатель для каждой из возрастных групп; среднепопуляционный; по заболеваемости дерматитами и аллергодерматозами — с заболеваниями и без таковых; по полу — мальчики, девочки (с дерматитами и без).

В таблице 1 представлены средние показатели в разных возрастных группах и среднепопуляционные. Наиболее выражены отличия в группе детей

6 — 7 лет. Полученные нами данные о проблемах физического функционирования, социального и интеллектуального статуса детей ниже, чем среднепопуляционные. Самый высокий показатель в этой группе — психоэмоциональные проблемы, проявляющиеся, преимущественно, повышенной возбудимостью и раздражительностью. Полученные результаты сопоставимы с данными других регионов РФ [6].

В сравнении со среднепопуляционными, средние показатели, полученные в ходе наших исследований, оказались более высокими по всем четырем блокам проблем в группе детей 8—12 лет. Это препубертатный возраст, когда идет гормональная перестройка, обусловливающая максимальное ускорение роста длины и изменение пропорций тела, что сказывается на физическом состоянии ребенка. При этом физические проблемы преобладают над другими сферами жизнедеятельности детей в период «второго детства» [4].

При осмотре группы детей с дерматологическими заболеваниями и проведении анализа выявлены отличия между детьми контрольной группы и детьми с дерматологическими заболеваниями 8—12 (11,4 %) и 13—17 лет (10,2 %). Наиболее выражены проблемы физического, психо-эмоционального

Таблица 1

Средние и среднепопуляционные показатели в разных возрастных группах

Показатели 5-7 лет 8-12 лет 13-17 лет

Собственные данные Популяционные Собственные данные Популяционные Собственные данные Популяционные

Физическое функционирование 3 ± 0,2 3,7 5,5 ± 0,2 5,3 3,7 ± 0,1 4,3

Психо-эмоциональное состояние 4,5 ± 0,3 5,6 4,6 ± 0,4 4,4 4 ± 0,2 4,7

Социальное функционирование 3,8 ± 0,2 4,9 3,1 ± 0,3 3,1 3,2 ± 0,1 3,8

Интеллектуальное функционирование 4 ± 0,1 5,5 4,6 ± 0,25 4,3 4,3 ± 0,1 5,1

Всего баллов 15 20,9 17,8 17,5 15,2 17,8

8

7 6

5 4

3

2 1 0

6-7 лет 8-12 лет 13-17 лет

Щцети с дерматологическими заболеваниями ^популяция Щцети без аппергопатопогии

Рис. 1. Распределение показателей нарушения физического функционирования в группах детей разного возраста с дерматологическими заболеваниями, в контрольной группе и в популяции: * - достоверные отличия.

и умственного функционирования. На рисунках 1—4 представлены четыре основных блока по физическим, психо-эмоциональным, социальным, интеллектуальным проблемам.

Сравнительный анализ (рис. 1) показывает достоверные отличия между детьми контрольной группы и детьми с дерматологическими заболеваниями (р < 0,05) в группе 8 — 12 лет. Основная часть заболеваний представлена атопическим дерматитом, острой и хронической крапивницей, пищевой аллергией. Детьми и их родителями отмечались быстрая утомляемость в активных играх, утомляемость в процессе учебной деятельности, низкая двигательная активность.

Нами выявлено усиление психо-эмоциональных проблем при различных заболеваниях в том числе дерматологических, пик, которых приходится на возрастную группу в 8—12 лет (11,4 %) (р < 0,05) (рис. 2). Школьники из данной группы более подвержены действию стрессогенных факторов, чем здоровые дети. Социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка, требуя ответственности и самоорганизации, что обусловливает повышение психической напряженности. В виде основных

проблем указываются: неуверенность в себе, повышенная возбудимость, отсутствие интереса и эмоций радости.

В группе детей в возрасте 6 — 7 лет наблюдалось наибольшее количество социальных проблем (рис.

3). Наиболее ярко социальная дезадаптация проявлялась у детей в возрасте 6 — 7 лет при наличии дерматологических заболеваний, таких как атопический дерматит и аллергические дерматиты. Основной проблемой являлись контакты с другими детьми, общение с взрослыми. Иногда встречались трудности контроля своего поведения.

Анализ данных показывает достоверные отличия в способности к обучению детей контрольной группы от детей с дерматологическими заболеваниями в возрастной группе 8 — 12 лет (р < 0,05) (рис.

4). Дети и их родители достаточно часто указывали на следующие проблемы: «не может длительно концентрировать внимание, с трудом усваивает новые понятия». У детей с дерматологической патологией отмечалась плохая память. Клинические проявления заболеваний кожи и наличие сопутствующих хронических заболеваний отвлекает детей от учебной деятельности.

*

6-7 лет

8-12 лет

13-17 лет

Щцети с дерматологическими заболеваниями @попупяция 0дети без аллергопатологии

Рис. 2. Распределение показателей нарушения психо-эмоционального функционирования в группах детей разного возраста с дерматологическими заболеваниями, в контрольной группе и в популяции: * - достоверные отличия.

6

5

6-7 лет

8-12 лет

13-17 лет

Щцети с дерматологическими заболеваниями ^популяция 0дети без аллергопатологии

Рис. 3. Распределение показателей нарушения социального функционирования в группах детей разного возраста с дерматологическими заболеваниями, в контрольной группе и в популяции: * - достоверные отличия.

4

6-7 лет

8-12 лет

13-17 лет

Щцети с дерматологическими заболеваниями Игопупяция Шдети без аллергопатологии

Рис. 4. Распределение показателей нарушения способности к обучению детей разного возраста с дерматологическими заболеваниями, в контрольной группе и в популяции: * - достоверные отличия.

^мальчики с дерматитом Е]магьчики ^девочки с дерматитом ^девочки

Рис. 5. Сравнительная характеристика нарушений физического (1), психо-эмоционального (2), социального (3), интеллектуального (4) функционирования в группе школьников 8-12 лет в зависимости от пола и наличия дерматологических заболеваний.

Ш юноши с дерматитами Июноши Шдевушки с дерматитами Шдевушки

Рис. 6. Сравнительная характеристика нарушений физического (1), психо-эмоционального (2), социального (3), интеллектуального (4) функционирования в группе школьников 13-17 лет в зависимости от пола и наличия дерматологических заболеваний.

При оценке различий в показателях качества жизни детей и подростков разного пола нами получены следующие результаты (рис. 5): среди

6 — 7-летних (11 %) мальчиков и девочек контрольной группы и группы с дерматологическими заболеваниями достоверных различий по всем блокам опросника не выявлено. Как показано на рисунке

5 в группе детей 8 — 12 лет (53,5 %) отмечаются отличия между мальчиками с дерматологическими заболеваниями и здоровыми по физическим и умственным проблемам (р < 0,05). У девочек достоверные различия (р < 0,05) в проблемах нарушения физического развития, в психо-эмоциональном и социальном плане.

Возрастному периоду 13—17 лет (35,5 %) свойственны сильные эмоциональные переживания, что связано с повышенной чувствительностью организма к воздействию факторов внешней и внутренней среды. При обследовании в данной группе выявлены следующие заболевания — атопический дерматит (4 %), хроническая крапивница (2 %), пиодермии (4 %), угревая болезнь (25 %). Анализируя показатели качества жизни юношей и девушек, следует учитывать, что в этом возрасте происходит гормональная перестройка и половое созревание ребенка, активно идет становление личности, и закладываются основы социальных установок [6]. Сравнительный анализ показывает достоверные отличия в психо-эмоциональном состоянии (р < 0,05) (рис. 6) между юношами и девушками с дерматологическими заболеваниями и без таковых.

У юношей достоверны отличия в интеллектуальном плане — рассеянность, плохая память, низкий самоанализ и самоконтроль. У девушек с дерматитами статистически достоверно преобладание проблем физического функционирования (р < 0,05) — быстрая утомляемость, боли различной локализации.

ВЫВОДЫ

1. Критическим возрастом, когда проявляется наибольшее количество проблем физического, психо-эмоционального и умственного функционирования (увеличение данных нарушений происходит на дерматологическом фоне) является возраст 8—12 лет (53,5 % — 463 школьника). Выявлено достоверное увеличение физических, умственных проблем у мальчиков и физических, психо-эмоциональных и социальных проблем у девочек с аллергодематозами. В группе 13—17 лет (35,5 % — 309 подростков) достоверно отличие между юношами с дерматологическими заболеваниями и без таковых в психо-эмоциональном и интеллектуальном плане.

2. В возрастном аспекте выявлено, что у школьников с дерматитами с течением времени уменьшаются физические проблемы, возрастают психологические и интеллектуальные. У девушек с дерматитами статистически достоверно преобладание проблем физического и психо-эмоционального характера. С возрастом уменьшаются социальные проблемы, психо-эмоциональные остаются высокими у всех школьниц с дерматологическими заболеваниями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Методы определения показателей качества жизни детей подросткового возраста : пособие для врачей. — М. : НЦЗД РАМН, 2005. — 30 с.

2. Бахадова Е.В. Новый подход к определению здоровья детей с применением методики оценки качества жизни. — http:// www.vestnik.mednet.ru (26.12.2008 г).

3. Вельтищев Ю.Е. Состояние здоровья и общая стратегия профилактики болезней. — М. : Моск. НИИ педиатрии и дет. хирургии, 1994. — 66 с.

4. Громбах С.М. Оценка здоровья детей и подростков при массовых осмотрах // Вопросы охраны материнства и детства. — 1973. — № 7. — С.

3 — 7.

5. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. — СПб. : Изд. Дом «Нева», 2002. — 320 с.

6. Новикова С.А. Роль гигиенических факторов в процессе формирования качества жизни подростков, страдающих заболеваниями аллергической природы : автореф. дисс. ... канд. биол. наук. — Воронеж, 2005. — 24 с.

7. Цыбульская И.С., Бахадова Е.В. Медикобиологическая и социальная адаптация в популяции детей в современных условиях. Нормативы и отклонения : пособие для врачей. — М. : РИО ЦНИИОИЗ, 2006. — 51 с.

Сведения об авторах

Сормолотова И.Н. - врач-дерматовенеролог Краевого консультативно-диагностического центра для детей (672038, Забайкальский край, г. Чита, ул. Шилова, д. 49; тел./факс: 8 (3022) 41-48-76, 8 (924) 382-75-82; e-mail: nii_pediatri@mail.ru). Бишарова А.С. - кандидат медицинских наук, врач-дерматовенеролог Читинского филиала Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН (672038, Забайкальский край, г. Чита, ул. Шилова, д. 49).

Додатко О.В. - врач-пульмонолог Краевого консультативно-диагностического центра для детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.