СОЦИОЛОГИЯ
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
© 2008 г. Л.Р. Замалетдинова Л.Р.
Казанский государственный энергетический университет [email protected] Поступила в редакцию
АННОТАЦИЯ: В статье рассмотрены альтернативные теории, рассматривающие пути решения экологической проблемы: теория устойчивого развития, теория нулевого роста и теория качества жизни. Представлено краткое описание развития теории качества жизни, особенности социологического подхода к феномену «качество жизни». Проанализированы основные подходы к определению качества жизни и его структуры.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Теория образа жизни, теория качества жизни, экологическая проблема, теория устойчивого развития, парадигма развития российского общества, теория нулевого роста, социологический подход.
Возникающие глобальные проблемы человечества вызывают к жизни исследования, связанные с поиском путей нейтрализации их отрицательных последствий и достижения устойчивого развития как мирового сообщества, так и российского.
Так, к середине 90-х гг. российским научным сообществом была проделана существенная работа по теоретическому осмыслению феномена устойчивого развития. Наиболее известны в этой области работы В.А.Лося и А.Д.Урсула [1]. Для их исследований характерно использование термина «социоприродная система», что усиливает то значение, которое авторы придают взаимосвязанности и взаимообусловленности природных и социальных процессов. Устойчивое развитие они определяют как процесс, обеспечивающий экономический рост социоприродной системы любого уровня сложности, не нарушающий ее безопасности и ведущей к повышению качества жизни как настоящих, так и будущих поколений.
Несмотря на то, что в широком смысле устойчивое развитие трактуется как процесс, обозначающий новый тип функционирования цивилизации, в узком смысле внимание акцентируется преимущественно на его экологической составляющей.
В целом, работы, посвященные как процессам глобализации, так и устойчивого развития, концентрируют свое внимание на экологических вопросах. Например, рассматривая такой глобализационный процесс, как урбанизация, исследователи делают ударение на экологии города [2, 3]. Так, О.Н.Яницкий указывает, что основная проблема сегодня заключена в выборе стратегии дальнейшего развития взаимоотношений города и природы. При этом, экологический подход к городу, согласно автору, понимается как
общенаучный подход, суть которого заключается в рассмотрении города как сложного организма в системе связей между составляющими его элементами, а также с «внешним» социальным и природным окружением (кавычки О.Н.Яницкого).
Существуют и другие концепции, показывающие пути выхода из экологического кризиса, например, теория нулевого роста. Центральной идеей теории стала необходимость стабилизации численности населения, ограничение ее роста. По мнению представителей данного направления, только если количество населения стабилизируется, грядущие поколения могут быть обеспечены постоянным, но не возрастающим уровнем потребления; и, соответственно, проблема загрязнения и истощения ресурсов перестанет угрожать опасностями, когда прекратится рост населения [4].
Основоположником и идейным отцом этой теории считается американский ученый Дж. Форрестер, несомненной заслугой которого является попытка использовать математические методы и ЭВМ для создания варианта модели экономического развития общества с учетом двух важнейших факторов — численности населения и загрязнения среды. Вывод о том, что при господстве бесконтрольного непланового производства и потребления в условиях капиталистического хозяйства радикальное решение экологической проблемы невозможно, приводит к пониманию необходимости изменения социальноэкономической и политической структуры капиталистического общества. Значение своей работы Дж. Форрестер видел в том, что она «будет содействовать возникновению ощущения необходимости безотлагательного решения существующих проблем и укажет на эффективное направление работы для тех, кто решится исследовать альтернативы будущего»[5].
У Дж. Форрестера действительно оказались последователи. В 1972 году появился первый глобальный прогноз Римского клуба под названием «Пределы роста», авторы которого под руководством Д.Медоуза построили динамичную модель мира, куда в качестве исходных данных включили население, капиталовложения (фонды), земное пространство, загрязнение, использование природных ресурсов, посчитав эти компоненты основными в динамике изменения мировой системы.
Выводы авторов сводились к следующему: если сохранятся существовавшие на конец 1960-х годов тенденции и темпы развития экономики и роста народонаселения, то человечество неминуемо должно прийти к глобальной экологической катастрофе. Картина представлялась примерно такой: значительная часть населения Земли умрет от голода и истощения, природных ресурсов не хватит на производство необходимых материальных благ, окружающая среда будет настолько загрязнена, что станет
непригодной для обитания в ней человека. «Апокалипсис» предрекался примерно на 2100 год. А отсюда и рекомендации: немедленно свести к нулю рост народонаселения и производства.
Концепция качества жизни в плане поиска путей решения экологической проблемы является отчасти альтернативной по отношению к рассмотренным теориям устойчивого развития и нулевого роста. Однако она во многом гармонично сочетается с теорией устойчивого развития.
В отечественной науке концепция качества жизни получила широкое развитие с середины 90-х годов ХХ века на основе теории образа жизни. Последняя находилась в центре внимания социологов с начала 60-х годов ХХ в. и представляла собой противопоставление зарубежной теории качества жизни.
На сегодняшний день существует большое количество теоретикометодологических и методических работ по теме образа жизни. Наибольший вклад в изучение образа жизни внесли Е.А.Ануфриев [6], Л.А.Арутюнян [7], И.В.Бестужев-Лада [8], Г.Е.Зборовский [9], И.Т.Левыкин [10], М.Н.Руткевич [11], И.В.Толстых [12]. Большая работа проделана по выделению оснований целостности образа жизни, определению его соотношения с такими понятиями, как «уклад жизни», «стиль жизни», «уровень жизни». Наиболее широко распространенным пониманием образа жизни является представление его как системы деятельностей: профессионально-трудовой, семейно-бытовой,
общественно-политической, культурно-досуговой.
Концепция качества жизни, в сравнении с теорией нулевого роста, имеет в современном мире больше перспектив применения для нейтрализации экологических проблем. Теория нулевого роста в течение многих лет подвергалась достаточно жесткой критике, и на сегодняшний день стало ясным, что предложенное в данной концепции ограничение потребностей и производства практически невозможно. Теория качества жизни же, напротив, становится все более популярной как в научных, так и в политических кругах. В подтверждение последнего можно сослаться на выступления Президента Российской Федерации Государственной Думе РФ [13] от 2004 г. и Президента Республики Татарстан Государственному Совету РТ [14, с.12].
Научным сообществом было выдвинуто и поддержано предложение о принятии в качестве парадигмы дальнейшего развития российского общества идею качества жизни. Соответственно, сейчас достаточно широкое развитие в научной литературе получает разработка концепции качества жизни. Рассматриваются различные стороны данной проблемы: дефиниция понятия, ее структура и содержание, система факторов, возможности государственного регулирования, формирование и пр.
Понятие «качество жизни» широко используется различными общественными науками для описания экономических, политических, социальных, культурных, экологических и других условий жизни людей и характеризует ее качественную сторону в отличие от количественной. Объект и предмет каждой науки определяет специфику рассмотрения качества жизни. Так, в экономической науке акцент делается на экономических отношениях, на явлениях доходности и прибыли при рассмотрении мер по достижению качества жизни. Рассматриваются способы удовлетворения материального и духовного спроса населения. При этом не учитываются возможности формирования этого спроса, воспитательное значение объективных условий жизни на население.
Политология на первый план выдвигает идеологическое наполнение категории «качество жизни», связывая его формирование с возникновением гражданского общества и правового государства. Возникновение институтов самоуправления общества, их эффективная деятельность, усиление правовых основ государства видятся условиями повышения качества российской демократии.
Психология приходит к пониманию качества жизни через индивидуальноличностный уровень удовлетворения потребностей. Уровень развития потребностной системы личности, а также удовлетворенность потребностей индивида, в общем виде представленные как удовлетворенность личностью жизнью, рассматриваются как основные критерии качества ее жизни.
Наиболее широкое освещение проблема качества жизни получила в социологии, поскольку именно социологический подход позволяет наиболее полно раскрыть содержание данной категории. Закономерности и характеристики качества жизни находятся в области, являющейся объектом и предметом изучения социологии. Так, благодаря социологическому подходу, мы можем комплексно рассматривать экономические показатели (уровень жизни), влияющие на характеристики жизнедеятельности населения; характерные особенности повседневной деятельности (образ жизни); формирование и утверждение нормативно-ценностной системы населения, направленного на созидание, на пользу общества и личности (духовность).
Кроме того, именно социологический подход позволяет рассматривать перечисленные феномены на трех уровнях: индивидном, групповом и общественном (социетальном). В рамках любой другой науки (например, экономики, социальной психологии) эти комплексность и многоуровневость становятся невозможными.
Происхождение концепции «качество жизни» связывают с зарубежной, и, прежде всего, американской (США), социологией, где она получила развитие в 60-х годах ХХ века. Анализ современных западный теорий качества жизни, представленный в статье
Р.М.Нугаева и М.А.Нугаева [15], выявляет основные из них, которые в целом определили становление концепции качества жизни. В частности, отмечается работа Лео Джефферса и Джина Добоса, в которой понятие «качество жизни» используется при рассмотрении эффективности федеральных социальных программ. Свое развитие концепция «качество жизни» также получила в психологии и в социальной психологии, которые акцентировали внимание на аффективных и когнитивных компонентах рассматриваемого явления (Э.Эбби и Ф.Эндрюс). В социологии и экономике (Т.В.Пауэр) в центре внимания оказались такие индикаторы как уровень преступности, доходов, качество продуктов, доступность учреждений здравоохранения, степень решенности социальных проблем, уровень образования и плотность населения. Это определило выделение как самостоятельных предметов изучения субъективных и объективных компонентов качества жизни. В качестве субъективных компонентов рассматриваются глобальная оценка личного существования, его счастья и степени удовлетворенности жизнью, а объективными компонентами являются восприятие качества жизни более крупными единицами, такими как семья или локальное сообщество. В названной статье также представлены основные подходы к исследованию качества жизни, такие как теория идеалов, персонально-утилитарные теории, теории изобилия, теории базовых потребностей.
В период конкуренции между различными формациями - капиталистическим и социалистическим, в ответ созданию «у них» теории качества жизни, в отечественной социологии разрабатывалась теория образа жизни, где определяющей основой выступает социальная обусловленность форм жизнедеятельности индивидов. Субъективным же факторам в советской теории образа жизни уделялось гораздо меньше внимания, чем объективным. Для современной отечественной социологии характерно стремление к преодолению такой односторонности, к использованию и переработке мирового опыта, к сочетанию своих наработок и зарубежных теорий. Так, при рассмотрении качества жизни, наравне с объективными условиями существования, системой деятельности личности, группы и общества, выделяются субъективные характеристики удовлетворенности личности, группы и общества этими условиями, существующей системой деятельности.
Категории «образ жизни» и «качество жизни» имеют органические взаимосвязи, поэтому неудивительно, что вопросы качества жизни в российской науке начали разрабатываться именно в рамках теории образа жизни. Более того, А.Гличев пишет о качестве образа жизни: «Представляется также, что это понятие отражает явление более высокого порядка по сравнению с широко принятым понятием «качество жизни» [16, с.45]. Однако, разделяя представление А.Гличева о содержании понятия, его коллеги (в
частности, И.Матвеева и Н. и Н.Михайловы [17, с.56, примечание]) считают более удобным использовать термин «качество жизни». При этом базовым понятием при определении термина «качество жизни» остается именно образ жизни. Так, например, в упомянутой статье А.Гличева, качество образа жизни есть ничто иное, как образ жизни, «осененный аурой духовности» [18, с.45]. Духовность же образа жизни рассматривается как структурированное сочетание отдельных материальных элементов и их отношение к душе и разуму человека, его популяций, социальных сообществ.
Б.В.Бойцов и др., разрабатывая категорию качества жизни, акцент делают на его системном характере и определяющем значении духовности [19]. По их мнению, качество жизни есть системно-целостное образование, формируемое как взаимосвязь разнокачественных составляющих, которое приобретает черты целостности и смысловой завершенности под влиянием духовности.
Как видно из выше перечисленного, духовность в названных работах выступает как определяющий компонент качества жизни. Поэтому логичным будет уточнение самого понятия «духовность». В философском словаре определения такого понятия не содержится. Обращаясь к статье, посвященной понятию «дух» [20, с. 136-137]
(однокоренное, близкое по смыслу слово), обнаруживаем, что оно в широком смысле тождественно идеальному, сознанию, в отличие от материального начала. Идеальное же, в свою очередь, определяется как субъективный образ объективной реальности, возникающий в результате целесообразной деятельности человека. Соответственно и «духовное» связывается с процессом человеческой деятельности, с духовным производством. Особый акцент делается на том, что духовная жизнь не только испытывает на себе влияние реальных условий, но и сама оказывает воздействие на бытие, на практическую деятельность человека.
Органично сочетается с рассмотренными выше понятиями определение, представленное в Кратком словаре современных понятий и терминов [21, с.129], согласно которому духовность есть преобладание в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных качеств (ценностей) над материальными запросами. Адаптируя данное определение к теории образа жизни, получаем, что в том случае, когда детерминирующими деятельность личности, группы или общества являются потребности, мотивы и ценности духовного уровня (познавательные, нравственные, потребности в гармонии, красоте, самореализации и т.п.), можно говорить о качестве жизни.
Такое понимание качества жизни в отечественной науке установилось не сразу. Например, согласно Ю.И.Саенко [22, с.17], качество жизни наряду с условиями и уровнем жизни является составляющей структурной частью образа жизни. Р.С.Могилевский, хотя
и не дает четкого определения качества жизни, связывает ее с понятием благосостояния, которое, по его мнению, должно отражать степень удовлетворенности людей всей совокупностью условий жизни и служить важным качественным показателем благосостояния народа [23, с.4]. Следует отметить также, что в исследованиях образа жизни введение понятия духовности не ведет к автоматическому введению понятия качества жизни. К примеру, известный исследователь проблем образа жизни современного российского общества Р.В.Рывкина считает жесткой зависимость образа жизни как от экономических и политических условий, так и от духовной жизни населения [24, с.33].
Итак, мы выявили общность категорий «качество жизни» и «образ жизни». Важно выявить также различия между понятиями «образ жизни» и «качество жизни».
Утвердившееся в социологии понимание образа жизни (любого уровня: индивида, группы, общества) складывается из представления его в качестве системы деятельностей: профессионально-трудовой, общественно-политической, семейно-бытовой, культурнодосуговой. Как известно, деятельность определяется нормами и правилами. Возвышение последних до уровня ценностей требует не только объективных условий в форме длительного исторического развития, но и субъективных - сформированности у субъекта деятельности соответствующего уровня нормативно-ценностной системы - духовного. Возникновение и утверждение духовного уровня нормативно-ценностной системы и положительная направленность личности субъекта деятельности, в свою очередь, представляют условия для формирования духовности в целом.
Следовательно, духовность - это некая «надстройка» к «базису» образа жизни, которая позволяет рассматривать их системное взаимоотношение как качество жизни.
Таким образом, проведенный анализ позволяет нам согласиться с определением, предложенным В.П.Кондратовым [25 с.22]: качество жизни есть системное
образование, сочетающее в себе как объективные компоненты (образ жизни), так и субъективные (духовность, раскрываемую в системе ценностей, в направленности развития).
Поскольку возможно выделение образа жизни на индивидуальном, групповом, социетальном уровне, а также рассмотрение духовности на перечисленных уровнях, то вполне целесообразно рассмотрение качества жизни на всех трех уровнях. Это означает, что существует качество жизни индивида, качество жизни группы и качество жизни общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лось В. А. Урсул А. Д. Устойчивое развитие: Учебное пособие. - М.: Агар,
2001.
2. Проблемы урбанизации на рубеже веков/ отв.ред. А.Г.Махрова. - Смоленск: Ойкумена, 2002.
3. Яницкий О.Н. Экологическая перспектива города. - М.: Мысль, 1987.
4. Атфилд Р. Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. - С. 203-257.
5. Проекты Форрестера - Медоуза//^^^ш88-уиа.ш.
6. Ануфриев Е.А. Социалистический образ жизни (методологические и методические вопросы): Монография. - М.: Высшая школа, 1980.
7. Арутюнян Л. А. Социалистический образ жизни: методологические
проблемы социологического изучения. / Ред. В.В.Столяров. - Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1985.
8. Проблемы измерения и моделирования образа жизни. / Под ред.
И.В.Бестужева-Лады. - М., 1978.
9. Зборовский Г.Е. Образ жизни классов и социальных групп советского общества: сходства и различия. - М.: Знание, 1987.
10. Состояние и основные тенденции развития советского образа жизни. / Отв. ред. И.Т.Левыкин. - М., 1980.
11. Руткевич М.Н. Социалистический образ жизни и его развитие в СССР. - М: Мысль, 1977 .
12. Толстых И.В. Образ жизни: Понятие, реальность, проблемы. - М.: Политиздат, 1975.
13. Выступление Владимира Путина перед доверенными лицами, 12 февраля 2004, Москва, МГУ им.М.В.Ломоносова. // Сайт Владимира Путина: [email protected].
14. Послание Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева Государственному Совету Республики Татарстан. - Казань, 2004.
15. Нугаев Р.М., Нугаев М.А. Теории качества жизни в современной западной социологии // Социологические исследования - 2003. - №6. - С. 100-105.
16. Гличев А. Качество и духовность. Прикосновение к проблеме // Стандарты и качество. - 2000. - №5. - С.44-51.
17. Матвеева И., Михайлова Н., Михайлова Н. Качество жизни - новая цивилизационная парадигма // Стандарты и качество. - 2000. - №5. - С.56-61.
18. Гличев А. Качество и духовность. Прикосновение к проблеме // Стандарты и качество. - 2000. - №5. - С.44-51.
19. Бойцов Б.В., Крянев Ю.В., Кузнецов М.А. Системная целостность качества жизни // Стандарты и качество. - 1999. - №5. - С.19-23.
20. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат,
1987.
21. Краткий словарь современных понятий и терминов. - М.: Республика, 1995.
22. Саенко Ю.Н. Моделирование показателей развития социальной инфраструктуры. - Киев: Наукова думка, 1991.
23. Могилевский Р.С. Проблемы качества жизни крупного города. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1987.
24. Рывкина Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов // Социологические исследования. - 2001. - №4. - С.32-39.
25. Кондратов В.П. Качество жизни горожан (влияние социальной инфраструктуры). - Казань: Издательство Полигран-Т, 2004.