ПЕРЕКРЁСТОК КУЛЬТУР
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
А.Н.Захарова
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова,
Чебоксары
Повышение качества жизни рассматривается как главный вектор формирования демократического общества, по которому должны сверяться все направления проводимых реформ. Особенно актуальными вопросы качества жизни стали в связи со сложнейшими социально-экономическими и социально-
психологическими проблемами, вызванными кардинальными политическими и экономическими трансформациями российского общества последних десятилетий. Все это потребовало от научного сообщества исследований, посвященных качеству жизни, психологическому благополучию личности, предусматривающих системную оценку важнейших его составляющих, в том числе и социально- и клинико-психологических, использованию современных методов, формированию инструментария оценки, поиску научных ориентиров и эффективных путей разработки системы психологической диагностики и мониторинга.
Однако эти вопросы, несмотря на их фундаментальное значение, изучены недостаточно. Противоречие, обусловленное необходимостью проведения государством эффективной политики и отсутствием соответствующих комплексных междисциплинарных исследований для решения данных задач, накопленных данных о психологических показателях качества жизни различных групп населения, динамики их изменения, указывает на актуальность данной темы исследования.
Анализ исторических тенденций изучения феномена качества жизни показал, что, хотя данное понятие используется в научной литературе с 60-х годов XX века, однако истоки современных концепций можно обнаружить в трудах древних мыслителей, во многих культурах и религиях. Так, уже в работах Аристотеля уделялось много внимания проблемам благосостояния населения. Аристотелю принадлежит определение "блага" как "средства к жизни и благосостоянию", утверждение, что "цель государства - это совместное продвижение к высокому качеству жизни" [1]. Глубокий анализ эволюции взглядов в истории человечества на проблему качества проведен в работе Дж. Джурана "Качество в истории цивилизации. Эволюция, тенденции и перспективы управления качеством" [21].
Важный этап изучения качества жизни начался на Западе в середине 60-х годов XX столетия, что связывается учеными с возросшим интересом к гуманитарному содержанию экономического прогресса вследствие перехода западного общества на более высокую ступень развития, с тем, что категория "уровень жизни" (Standard of Living) не отражала достаточно полно благосостояния людей (Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, У. Ростоу, Р. Арон, Ж. Фурастье, В. Брандт, М. Абрамс, Ф. Эндрьюс, О. Тоффлер и др.). Как отмечает В.И. Кулайкин [22], проблема качества жизни как предмет научных исследований стала особенно актуальна в этот период и в связи с социальным кризисом "общества потребления" в индустриально наиболее развитых странах. Возникла необходимость смены доминанты жизненных ценностей населения с материального благополучия на культурное развитие, укрепление здоровья, улучшение экологических и других условий жизни, формирование партнерских отношений между разными слоями общества. Совокупность всех этих ценностей и интересов трактовалась как качество жизни. В тот исторический период были предложены разные определения этого понятия, разработаны некоторые показатели и критерии, в том числе отражающие некоторые психологические аспекты жизнедеятельности людей.
В настоящее время качество жизни является объектом исследования представителей целого ряда различных отраслей научного знания: психологии, экономики, медицины, политоло-
гии, педагогики, социологии, что и определяет достаточно разные исследовательские подходы к изучению качества жизни.
В трудах экономистов используется целый ряд терминов, тесно связанных с проблематикой исследования: "уровень жизни", "стандарт жизни", "потребности или нужды", "индивидуальное или общественное благосостояние", "социальный и человеческий потенциал", ряд других [4].
Среди исследований западных экономистов и социологов, сосредоточивших внимание на проблемах качества жизни отдельных индивидов и общества в целом, существенный вклад в разработку проблемы внесли Р. Арон, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Г. Кан, Б. Литтл, А. Макконел, Э. Мишан, У. Ростоу, А. Пигу, А. Тоффлер, Ж. Фурастье, Дж. Форрестер и др.
Категория качества жизни рассматривалась Дж. Форрестером в 1960-х годах в связи с попытками моделирования мировой динамики и траекторий промышленного развития и раскрывалось как понятие, которое зависит от уровня стрессовых ситуаций, плотности населения, качества продуктов питания и степени загрязнения окружающей среды [34]. Качество жизни американским экономистом У. Ростоу (Яо81;о^' *^, 1971) определялась как закономерная стадия развития общества потребления. Экономический рост на основе научно-технического прогресса, по его мнению, должен неизбежно привести к повышению жизненного стандарта, уровня жизни, который в свою очередь является основой "нового качества жизни". Согласно автору, новое качество жизни характеризуется показателями в области здравоохранения, отдыха, уменьшения загрязнения окружающей среды, борьбы против бедности и неравенства [38].
Проблема качества жизни нашла отражение в трудах многих отечественных ученых в области экономики, социологии, философии, медицины (С.А. Айвазян, В.Ф. Безъязычный, И.В. Бестужев-Лада, В.Н. Бобков, Б.В. Бойцов, А.В. Гличев, А.А. Давыдов, Е.В. Давыдова, Ю.В. Крянев, П.С. Мстиславский,
Н.М. Римашевская, А.И. Субетто, В.И. Толстых и др.).
Среди отечественных исследований представляет научный интерес опыт изучения качества жизни, накопленный в ИСЭП РАН, ИП РАН, ВНИИТЭ, ВЦИОМ, представленный в работах
А.Л. Журавлева, В.А. Хащенко, Г.М. Зараковского,
Ю.А. Левада, З.Ф. Дудченко, Н.Е. Водопьяновой, И.Г. Дубова,
Н.Н. Толстых, Р. Ингльхарта и др. В отечественной педагогике активизировались исследования, связанные с качеством образования, технологий и механизмов управления (С.Г. Воровщиков, А. Гильманов, В.И. Загвязинский, В.П. Панасюк,
М.М. Поташник, Д.В. Татьянченко, Е.А. Ямбург и др.). Авторы определяют качество образования как совокупность его свойств, соответствующую современным требованиям педагогической теории, практики и способную удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства. Проблемы мониторинга образования рассматриваются в публикациях таких ученых, как В.И. Андреев, В.П. Беспалько, В.А. Кальней,
A.Н. Майоров, Е. Шипов, А.С. Белкин, Н.К. Жукова, Т.А. Строковой, Е.И. Терзиогло, Л.В. Туркиной, В.И. Грибанов,
B.К. Муратов, Л.Д. Назарова и др. (Хохлова С.В., 2003).
В исследованиях, посвященных качеству жизни населения, важную роль играет проблематика изучения качества трудовой жизни (Quality of work Life - QWL - КТЖ), выявления её специфики и содержания (Г.М. Головина, В.Б. Рябов,
Т.Н. Савченко). К числу основных направлений изучения данной категории, раскрывающей содержание понятия "качество жизни" в более широком спектре, включающем и трудовую деятельность, следует отметить такой раздел менеджмента, как "всеобщее управление качеством" (TQM - Total Quality Management). Ряд аспектов качества трудовой жизни рассматривается в публикациях по управлению трудовыми ресурсами, по организационной психологии, организационному поведению.
В рамках медицинских наук можно встретить следующее понимание качества жизни (КЖ): восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей. В качестве критериев оценки КЖ вводятся физические и психологические составляющие, уровень независимости, жизнь в обществе, окружающая среда, духовность.
Согласно определению ВОЗ, качество жизни - это совокупность факторов, определяющих физическое, психологическое, эмоциональное и социальное состояние больного, основанное на его субъективном восприятии. С 70-х годов XX столетия оценка КЖ стала широко использоваться как в научных исследованиях,
так и в практической медицине западноевропейских и североамериканских государств, позволяя решать ряд важнейших задач как на индивидуальном уровне в интересах конкретного больного, так и на системном уровне - для определения эффективности новых лечебных стратегий при различных заболеваниях. В последние годы оценка качества жизни проводится практически во всех областях медицины и насчитывает свыше 50 тыс. публикаций, сообщающих о результатах исследования (Го-лышева С.В., 2007). КЖ, связанное со здоровьем, рассматривается как интегральная характеристика физического, психического и социального функционирования здорового и больного человека, основанная на его субъективном восприятии (Новик А.А., Ионова Т.И., 2004). Исследование КЖ в медицине было призвано выдвинуть на первый план субъективное в переживании болезни, понимаемое преимущественно в терминах удовлетворенности - неудовлетворенности, благополучия - неблагополучия (Ахмедова О.С., 2008).
В настоящее время ВОЗ разработаны следующие критерии оценки качества жизни, обусловленного здоровьем: физические (сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых); психологические (эмоции, уровень когнитивных функций, самооценка); уровень независимости (повседневная активность, работоспособность); общественная жизнь (личные взаимоотношения, общественная ценность); окружающая среда (безопасность, экология, обеспеченность, доступность и качество медицинской помощи, информации, возможность обучения, быт).
При изучении качества жизни оценивают три основных компонента: функциональные способности, т.е. возможность осуществлять повседневную бытовую деятельность, социальную, интеллектуальную, эмоциональную функции достигать экономической обеспеченности; восприятие, т.е. взгляды и суждения человека, восприятие общего состояния здоровья, уровня благополучия, удовлетворенности жизнью; симптомы и их последствия, которые являются следствием заболеваний и могут снижаться в результате вмешательства [36. С. 165-166].
Наиболее употребляемые значения, в которых используется понятие "качество жизни" в современном российском дискурсе, выглядит следующим образом:
- как общее обозначение фактических стандартов;
- как обозначение идеальных стандартов;
- как способ обозначения общего вектора отклонений реальной жизни населения от идеальных образцов;
- как комплекс образцов, стандартов, нормативов, выполняющих функции индикаторов (критериев) выявления проблемных областей в жизни населения;
- как некоторая интегральная характеристика бытия людей [29].
Таким образом, качество жизни определяется тем, в какой мере осуществлены наши потребности; насколько мы этим удовлетворены; как результаты этой реализации соотносятся с социальными стандартами и ресурсами общества. Улучшение качества жизни в данном контексте означает увеличение возможностей человека реализовать свои потребности в жизненные планы, достичь личного успеха.
Как основные интегральные компоненты категории "качества жизни населения" учеными предлагается рассматривать [20]:
- качество населения, интегрирующее в себе такие свойства, как ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, квалификация, рождаемость и смертность, брачность и т. п.;
- благосостояние населения, интегрирующее в себе основные показатели уровня жизни и отражающее степень удовлетворения его материальных и духовных потребностей (реальные доходы, их дифференциация, уровень потребления благ и услуг, уровень здравоохранения, культуры и т.п.);
- социальная безопасность (или качество социальной сферы), отражающая уровень условий труда, социальной защиты, физической и имущественной безопасности члена общества, криминогенного и социально-политического здоровья самого общества и т.п.;
- качество окружающей среды (или качество экологической ниши), аккумулирующее данные о загрязнении воздушного пространства и воды.
Экспертами Программы развития ООН в 1990 году был предложен индекс развития человеческого потенциала
(ИРЧП) [37]. ИРЧП учитывает несколько аспекта человеческой жизни - долголетие населения, доступность знаний, адекватный уровень жизни, уровень нищеты. Сформированный на их основе комплекс индикаторов развития включает в себя свыше 20 статистических показателей:
- средняя продолжительность жизни населения;
- динамика численности;
- показатели естественного движения населения;
- доля лиц с вероятностью смерти до 40 лет;
- уровень младенческой смертности;
- семейные демографические показатели (доля неполных семей, доля детей матерей-одиночек, доля "отказных" детей и сирот);
- образовательный уровень взрослого населения;
- обеспеченность школами, комплектация и профессиональный уровень преподавательского состава, доля обучающихся в учебных заведениях;
- доля неграмотного населения;
- уровень развития здравоохранения (доля населения, не имеющего доступа к медицинскому обслуживанию);
- уровень заболеваемости населения "социальными" болезнями (такими, как туберкулез, СПИД, кожные и венерические болезни);
- распространенность алкоголизма, табакокурения и наркомании;
- распространенность психосоматических заболеваний;
- распространенность и частота эпизоотий;
- качество окружающей среды по основным санитарногигиеническим показателям (загрязненность воды, воздуха, почвы);
- уровень преступности по тяжким преступлениям (убийства, изнасилования, разбои, грабежи, тяжкие телесные повреждения);
- уровень нищеты (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, доля детей до пяти лет с недостаточной массой тела);
- уровень доходов населения (соотношение между средней оплатой труда и прожиточным минимумом, соотношение
между среднедушевыми доходами населения и прожиточным минимумом в регионе);
- уровень потребления основных продуктов питания (научно обоснованные нормы питания);
- уровень пенсионного обеспечения (соотношение между средним размером пенсионных выплат и прожиточным минимумом для пенсионеров, доля пенсионеров в населении региона);
- доступность и качество жилья (обеспеченность жильем, ввод нового жилья, развитие ЖКХ);
- развитие сферы бытового обслуживания населения;
- развитие сферы культуры.
Существует классификаця исследовательских точек зрения
на проблемы качества жизни:
1. Субъективистская, определяющая качество жизни как степень внутриличностной комфортности человека и комфортности в рамках макро- и микросоциума.
2. Объективистско-потребительская, утверждающая, что качество жизни предполагает наличие возможностей реализации потребностей субъектов в рамках того или иного социального пространства.
3. Количественно-потребительская, согласно которой качество - это комплексная характеристика удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, сложившихся условий жизнедеятельности и свободного развития отдельного человека и общества в целом.
4. Аксиологическая, рассматривающая качество жизни как совокупность жизненных ценностей, характеризующих структуру потребностей и условий существования человека, удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой.
5. Количественно-объективистская (комплексная), в соответствии с которой качество жизни понимается как комплекс характеристик жизнедеятельности индивида, обусловливающих ее оптимальное протекание в конкретном времени, в определенных условиях и обеспечивающих адекватность параметров жизни видам деятельности и потребностей человека.
6. Синтетическая (количественно-субъективистская), связывающая качество жизни со степенью комфортности общественной и природной среды жизнедеятельности человека и уровня благосостояния, социально-духовного и физического здоровья.
7. Субъективно-социодинамическая, предполагающая, что качество жизни определяется удовлетворенностью населения благоприятной динамикой социально-экономических изменений.
8. Реляционистская, понимающая качество жизни как индивидуальное соотношение своего положения в жизни общества, в контексте культуры и системы ценностей этого общества с целями данного индивидуума, его планами, возможностями и степенью общего неустройства [20].
Среди основных подходов к исследованию качества жизни принято выделять: объективный, субъективный и интегральный. Данные подходы нашли свое отражение в работах
И.В. Бестужева-Лады, В.А. Ядова, Г.С. Батыгина,
A.Л. Журавлева, Л.И. Лукьяновой, Н.И. Попова,
Н.Н. Михайлова, Г.М. Зараковского, Л. А. Хахулиной,
B.А. Хащенко, В.С. Янтарева, Г.М. Головиной, Т.Н. Савченко и др. Ряд исследователей применяет для оценки одновременно как объективные, так и субъективные показатели (К. Терюн,
C. Маккол, Ф. Конверс, А. Кэмпбелл, В. Роджерс, В.С. Янтарев, С.И. Попов).
Субъективный подход не ограничивается изучением только степени удовлетворенности человека. Его сторонники утверждают, что качество жизни определяется и другими критериями, относящимися к социальной, духовной, культурной, психологической и нравственной сторонам жизни в целом. Они представляют себе качество жизни как совокупность преимущественно духовных потребностей, нравственных ценностей людей. В конце ХХ столетия субъективный подход к изучению категории качества жизни получил развитие в социологической науке, а потом и в психологической.
Понятие качества жизни характеризует не только материальные стороны жизни людей, но и духовные. Так, И.В. Бестужев-Лада определял качество жизни как социологи-
ческую категорию, выражающую "качество удовлетворения материальных и духовных потребностей людей" [5].
Отечественный социолог Б.В. Бойцов определяет качество жизни как системно-целостное образование, формируемое как взаимосвязь разнокачественных составляющих: качество природной среды, качество здоровья популяции, духовное качество, качество образования, при этом на целостность и смысловую завершенность качества жизни влияет духовность. По мнению Б.В. Бойцова, духовность является определяющей основой качества жизни, выражает внутреннюю его целостность, вносит смысл и ценности в жизнедеятельность. Она существенно расширяет и укрепляет системные взаимосвязи между составляющими качества жизни [6].
А.И. Субетто определяет качество жизни как систему качеств духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических компонентов жизни. Он выделяет три рода качества жизни, характеризующих различные ее "срезы". Первый "срез" качества жизни - предметно-вещественный, который позволяет рассмотреть биологические, физиологические и материальные аспекты качества жизни; второй - функциональный - с его помощью можно оценить жизнь с точки зрения потребностей и способностей человека во взаимодействии с социально-экономическими, культурными и экологическими "пространствами"; третий "срез" качества жизни - системносоциальный - раскрывает качество самих "пространств" [32].
С.А. Айвазян рассматривает категорию "качества жизни" (страны, отдельного региона, однородной социо- и демографоэкономической страты, индивидуума) как синтетическую фило-софско-психолого-биолого-социоэкономическую. По мнению автора, качество жизни должно пониматься в синтетическом, комплексном смысле, далеко выходящем за пределы таких более привычных понятий, как "уровень жизни", "индекс человеческого развития", "уровень социальной безопасности", "качество окружающей среды" и т.п. [1].
В исследованиях, ведущихся в ВНИИТЭ в с 1999 года под качеством жизни понимается совокупность жизненных ценностей, характеризующих созидательную деятельность, удовлетворение потребностей и развитие человека, удовлетворенность
людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой [7, 10, 24]. По мнению Г.М. Головиной, Т.Н. Савченко, операциональное определение КЖ как интегрального показателя жизнедеятельности людей, включает в себя как объективные, так и субъективные показатели. Объективные показатели характеризуют уровень жизнедеятельности конкретного человека, а субъективные показатели - степень удовлетворения его потребностей и ценностных структур разного уровня [31].
В психологии для исследователей особый интерес представляет субъективный подход к изучению качества жизни, который связан с тем, что изучаются потребности и интересы конкретных людей, которые всегда индивидуальны и отражаются в субъективных представлениях индивидов, их личных мнениях и оценках. Поскольку в рамках данного подхода концепции качества жизни базируются на утверждении, что истинное значение качества жизни отражено в субъективных ощущениях индивидов, то здесь особое внимание уделяется изучению общей удовлетворенности жизнью, ощущения счастья [8], основных факторов и детерминант, которые определяют удовлетворенность жизнью человека в современных условиях; социальнопсихологических факторов жизнедеятельности личности в условиях изменений; социально-психологических особенностей человека, его ценностных ориентаций, норм поведения, внутри-личностных конфликтов [33], психологии субъективного благополучия и неблагополучия личности (Шамионов Р.М.,
2008) [35].
Л. Леви и Л. Андерсон под качеством жизни подразумевают оценку совокупности условий физического, умственного и социального благополучия, как они понимаются отдельным индивидуумом и отдельной группой, включая понимание таких состояний, как счастье, удовлетворение и удовольствие. Они подчеркивают, что наряду с обобщающими оценками здесь возможно и выделение таких компонентов жизненной удовлетворенности, как удовлетворенность состоянием здоровья, женитьбой, семейными отношениями, работой, домашними условиями, финансовым положением, возможностями получения образования, самооценкой, способностью к созиданию и др. [23].
Субъективный подход не ограничивается изучением только степени удовлетворенности человека. Сторонники этого подхода утверждают, что качество жизни определяется и другими критериями, относящимися к социальной, духовной, культурной, психологической и нравственной сторонам жизни в целом. Они представляют себе качество жизни как совокупность преимущественно духовных потребностей, нравственных ценностей людей. Так, в работах В.А. Хащенко и А.В. Барановой качество жизни рассматривается как сложный феномен, охватывающий социальное и индивидуальное благополучие, выходящий за рамки традиционного представления о материальном благополучии, "жизненном уровне" и включающий трудно подающиеся количественному определению философские, культурные и психологические компоненты [3]. В. А. Хащенко указывает, что измерение субъективного экономического благополучия представляет собой серьезную теоретическую и практическую проблему в силу ее особой значимости и междисциплинарности, он разработал теоретико-методологическую основу определения субъективного экономического благополучия, которое рассматривается как отношение личности к материальным аспектам жизни и выражает ее жизненную позицию в сфере материальных устремлений и потребления.
Некоторые аспекты данной проблематики рассматриваются в экономико-психологических исследованиях таких авторов, как
О.С. Дейнека, А.Н. Демин, Д.А. Китова, А.Б. Купрейченко, А.Н. Лебедев, В.П. Поздняков, В.А. Хащенко, А.Е. Чирикова,
О.В. Гордякова, Н.А. Журавлева, В.А. Поликарпов,
Е.Б. Филинкова, Т.В. Фоломеева, Е.В. Шибанова и др.
Субъективное восприятие жизни тесно связано с исследованиями психологического благополучия и неблагополучия личности. В зарубежной психологии личности во второй половине XX века активизировались исследования психологического благополучия, породившие многообразие подходов к определению содержания данного понятия (Bradbura N., 1969; Diener E., 1984, 1995; Ryff C., 1989, 1995, 1996; Ryan R., Deci E., 2000; Waterman A., 1993), а также многочисленные эмпирические исследования, направленные в основном на изучение различных "внешних" (социокультурных, социально-экономических, социально-
психологических, психологических) факторов, его обусловливающих (Bradburn N., 1969; Diener E., 1984, 1995; Kasser T., Ryan R., 1993; Ryff C., 1995; Richard R., Frederick C., 1997).
В исследованиях субъективного благополучия в западной психологии на протяжении последних десятилетий (Вилсон, Diener, Oishi, Suh, Myers, Lucas, Smith) последовательно выдвигались и проверялись различные теоретические модели субъективного благополучия (Costa, McCrae; Brickman; Coates, Janoff-Bulman).
В мировой науке особое внимание уделяется изменениям, характерным для уровня психологического благополучия в связи с социальными условиями, урбанизацией, религиозностью и рядом других факторов (Крайг, 2000; Стюарт-Гамильтон, 2002; Ryff, Keyes, 1995; Ryff, 1996; Ryff, Singer, 2000; Ryff et al., 2004; Frazier, Mintz, Mobley, 2005; Miquelon, Vallerand, 2008; Hermalin, 2010).
Значительный вклад в изучение благополучия внесли исследования позитивного психологического функционирования (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, К.Г. Юнг, Э. Эриксон, М. Яхода, M. Чиксентмихай), психологического здоровья (Б.С. Братусь, А.В. Воронина, Л.Э. Кузнецова), счастья (М. Аргайл, М. Селегман, И.А. Джидарьян, И. Бонивелл, А.Л. Кроник), психологического благополучия (Н. Брэтбурн, К. Рифф, Р. Райан, E. Деси, С. Кейс и С. Лопез, М. Яхода,
А.В. Воронина, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова,
М.В. Бучацкая, Т.В. Фоломеева), субъективного благополучия (Е. Динер, И. Бонивелл, М.В. Соколова, Л.В. Куликов, Р.М. Шамионов), психоэмоционального благополучия (А.И. Подольский, О.А. Карабанова, О.А. Идобаева), экономического благополучия (В.А. Хащенко, К. Муздыбаев).
Активно изучается связь психологического благополучия с различными особенностями личности (смысложизненными ориентациями, суверенностью психологического пространства, стратегиями жизни и т.д.) и ее социальными характеристиками; разрабатывается инструментарий для измерения психологического благополучия, происходит уточнение и операционализа-ция самого понятия; исследуется влияние разнообразных объективных и субъективных факторов на психологическое благопо-
лучие личности (А.В. Баранова, А.В. Воронина, Т.О. Гордеева, А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко, Н.П. Фетискин,
Т.Д. Шевеленкова, О.С. Ширяева и др.).
Современная концепция качества жизни связана с изучением социально-психологических механизмов, опосредующих реальное удовлетворение жизнью, с выделением когнитивного, аффективного компонентов качества жизни (Савченко Т.Н. 1999; Головина Г.М., Савченко Т.Н., 2002).
О высоком уровне интереса к данной проблематике на настоящем этапе свидетельствует и количество публикаций в научной электронной библиотеке Е-НЬгагу, посвященное проблемам качества жизни - 413212 публикаций.
Анализ современной зарубежной и отечественной литературы по проблеме оценки качества жизни свидетельствует в первую очередь о недостаточности диагностического инструментария, обусловленной разнообразием концепций, целей, парциальностью составляющих параметров и критериев качества жизни [33]. Анализируя работы ведущих исследователей качества жизни, необходимо обратить внимание на следующие диагностические подходы к оценке психологических факторов качества жизни:
- комплексный подход, предполагающий изучение многоуров-
невых индикаторов качества жизни с помощью различных методов и методик (анкетирование, опрос, тестирование, метод обобщения независимых характеристик и др.)
(А.Л. Журавлев, Г.М. Зараковский, В.А. Хащенко);
- парциальный подход к изучению отдельных индикаторов ка-
чества жизни с последующим их структурированием (Г.М. Зараковский, Г.М. Головина, А.В. Баранова,
Т.Н. Савченко и др.).
- монотипный подход независимо от объекта исследования (т.е. недифференцированность изучения качества жизни на уровне человека, социальных групп, общества).
В.И. Кулайкин в числе наиболее значимых парциальных параметров качества жизни предлагает рассматривать социальнопсихологическое, социально-личностное, социально-
экономическое качество жизни, качество личной свободы, качество средовых условий жизнедеятельности, качество здоровья,
качество потребностно-мотивационной сферы, качество смысложизненных ценностей и целей, качество самореализации, качество эпохи и общества. В его работе качество жизни трактуется как противоречивая система взаимодействия материальных, духовно-нравственных, интеллектуальных, социокультурных, экологических и демографических компонентов жизни. В нем заключаются и индивидуальное, и общественное (социальное) качества жизни, раскрывается разнообразие потребностей человека, его потенциал к всестороннему, гармоничному, творческому развитию [22].
Г.М. Зараковский определяет качество жизни как интегральное свойство жизнедеятельности людей - уровень соответствия характеристик жизненных процессов и их текущих результатов позитивным потребностям индивидов или их социумов. Исходя из данного определения, Г.М. Зараковский [9,11] связывает качество жизни с качеством населения. Для построения показателей качества жизни и определения взаимоотношений качества жизни и качества населения автор выделяет четыре компонента в составе интегрального показателя качества населения (или жизненного потенциала населения): показатели потребностей, популяционного анатомо-физиологического статуса и здоровья, духовно-деятельностного потенциала и психических состояний. Автор акцентирует взаимосвязь психологических факторов с различными средовыми условиями, структурноличностными особенностями, процессами жизни, информационными средствами в сочетании психологическими возможностями человека. Рассматривая структуру и номенклатуру показателей, по которым можно судить о качестве жизни, Г.Н. Зараковский предложил следующую иерархическую систему показателей. На верхнем уровне она включает в себя три блока: здоровье, благосостояние и социально-личностное благополучие. Основным блоком по насыщенности психологическими факторами является последний блок, складываясь из социально-демографического потенциала, социального самочувствия и самореализации граждан в различных сферах жизнедеятельности.
В Чувашской Республике в настоящее время исследования по проблематике психологии качества жизни ведутся в Чуваш-
ском государственном университете имени И.Н. Ульянова на базе кафедре социальной и клинической психологии в русле двух научных направлений "Психологические основы адаптации, здоровья и благополучия личности" и "Экономическая психология: региональные и социокультурные аспекты".
В работах Е.Л. Николаева проводится междисциплинарный анализ феноменологии здоровья личности, опирающийся на многофакторное сравнительное исследование клинических, психологических и социокультурных параметров больного и здорового населения Чувашии. Изучаются специфические для республики социокультурные факторы, влияющие на состояние психического здоровья личности и формирование заболеваний [25-28]. В научных публикациях А.Н. Захаровой анализируется проблематика качества жизни в исследовательском ракурсе социокультурного и регионального контекста качества жизни и благополучия личности [12-15], в рамках изучения экономического менталитета в структуре российской полиментальности [16-18]. В исследованиях Г.С. Дулиной затронута тема некоторых кросс-культурных аспектов восприятия качества жизни на материалах персонала организаций Чувашии и Татарстана [19].
Подводя итоги обзора научных публикаций, посвященных проблеме изучения качества жизни, сделаем некоторые выводы:
1. Анализ основных подходов зарубежных отечественных и исследователей к трактовке понятия качества жизни позволяет сделать вывод, что существует ряд концептуальных подходов к его определению. При этом каждый из подходов может иметь место при определенных условиях, поскольку качество жизни - это постоянно эволюционирующая научная категория, которая наполняется различным содержанием в зависимости от времени и исследовательского подхода авторов.
2. Анализ состояния исследований в предметной области исследования показывает, что при всем многообразии подходов к анализу качества жизни отсутствует законченная, устоявшаяся, сложившаяся теоретико-методологическая основа для формирования эффективной системы диагностики, мониторинга и психологического сопровождения качества
жизни в условиях социально-экономической трансформации российского общества.
3. В силу сложности исследуемого объекта, большого числа
анализируемых показателей, их типовой неоднородности можно утверждать, что для оценки качества жизни, необходим не один, а комплекс методов исследования, реализации междисциплинарного, системного подхода. На наш взгляд, особого внимания исследователей и дальнейшего изучения требуют социально-психологические и клинико-
психологические аспекты качества жизни.
4. В исследовании должны найти объективный, субъективный и интегральный подходы к изучению качества жизни, оценки одновременно объективных и субъективных показателей. При этом особое внимание в исследовании должно быть уделено психологическим показателям качества жизни, что связано с утверждением, что значение качества жизни отражено в субъективных ощущениях: в общей удовлетворенности жизнью, ощущении счастья - в основных факторах и детерминантах, определяющих удовлетворенность жизнью человека в современных условиях. Это подтверждается рядом исследований, свидетельствующих, что субъективные показатели являются определяющими в оценке населением качества жизни.
Литература
1. Айвазян С.А. Анализ синтетических категорий качества жизни населения субъектов Российской Федерации: их измерение, динамика, основные тенденции // Уровень жизни населения регионов России. 2002. № 11. С. 5-40.
2. Аристотель. Органон. М.: Мысль, 1978. Т. 2. С. 392.
3. Баранова А.В., Хащенко В.А. Восприятие и оценка качества
жизни // Экономическая психология: совр. проблемы и
перспектива развития: материалы ежегодной всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во СПГУ экономики и финансов, 2002. С. 36-39.
4. Белова Н.П., Калинина Г.В., Смирнов В.В. Анализ условий
социального развития регионов // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЦЯЬ:
http://auditfm.com/fm/2010/5/10_02/10_02%20.pdf (дата обращения 09.06.2014).
5. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. М.: Наука, 1984. С. 187.
6. БойцовБ.В., КряневЮ.В. Антология русского качества. М.: Стандарты и качество, 2000. 426 с.
7. Давыдов Е.Е., Давыдова А.А. Измерение качества жизни. М.: Изд-во РАН, 1993.
8. Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания // Психол. журн. 2000. Т. 21, № 2. С. 40-48.
9. Зараковский Г.М. Психологический аспект разработки показателей
и критериев качества жизни населения России // Совр. психология: состояние и перспектива исслед. Ч. 1. / под ред.
А.В. Брушлинского, А. Л. Журавлева. М.: Изд-во ИП РАН, 2002.
С. 96-109.
10. Зараковский Г.М., Степанова Г.Б. Психологический потенциал: индивидуальный и популяционный // Человек. 1998. № 3.
11. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: психологические составляющие. М.: Смысл, 2009.
12. Захарова А.Н. Качество жизни современной молодежи: социальнопсихологические аспекты // Качество и конкурентоспособность: сб. тр. всерос. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2010.
С. 175-182.
13. Захарова А. Н. Отношение к здоровью как фактор качества жизни // Прикладная психология в условиях модернизации системы образования: традиции и современность: сб. ст. и тезисов. Чебоксары: Пегас, 2008.
14. Захарова А. Н. Психологическое благополучие личности в
трансформирующемся обществе: теорет.-методол. основы
изучения // Актуальные проблемы психологии и медицины в условиях модернизации образования и здравоохранения: сб. науч. тр. междунар. конф. / под ред. Е.Л. Николаева. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та. 2012. С. 8-11.
15. Захарова А. Н. Психология качества жизни: теоретические основы исследования // Качество и конкурентоспособность: сб.тр. Всерос. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2010. С. 182-188.
16. Захарова А. Н. Экономико-психологические аспекты
этноменталитета населения Чувашии // Вестник Чуваш. ун-та. 2013. № 1. С. 85-92.
17. Захарова А. Н. Экономический менталитет в структуре российской полиментальности: анализ научной категории // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та имени И.Я. Яковлева. Сер. Гуманит. и пед. науки. 2012. № 3 (75). С. 74-81.
18. Захарова А.Н. Экономический менталитет в структуре российской полиментальности. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2011. 336 с.
19. Захарова А.Н., Дулина Г. С., Степанова Е.В. Кросс-культурные особенности управления персоналом организации и качества жизни // Качество и конкурентоспособность: сб. тр. всерос. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2010. С. 166-170.
20. Калинина Г.В. "Качество жизни" как феномен социального
развития // Вестник Чуваш. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2006. № 7. С. 67-79.
21. Качество в истории цивилизации: эволюция, тенденции и
перспективы управления качеством: в 3 т. / под ред. Дж. Джурана; пер. с англ. О.В. Замятиной, Я. А. Лева. М.: Стандарты и качество, 2004.
22. Кулайкин В. И. Социально-психологические параметры качества
жизни в различных социальных группах: автореф.
дис.... канд. психол. наук. Кострома. 2006.
23. Леви Л., Андерсон Л. Народонаселение, окружающая среда и качество жизни. М.: Экономика, 1979.
24. Методика оценки качества жизни / ВНИИТЭ. М., 2000.
25. Николаев Е.Л. О психологическом подходе к оценке психического здоровья населения // Соц. и клин. психиатрия. 2006. Т. 16, № 3.
С. 38-45.
26. Николаев Е. Л. Пограничные расстройства как феномен психологии и культуры. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. 384 с.
27. Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю. Адаптация и адаптационный
потенциал личности: соотношение современных
исследовательских подходов // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2013. № 9. С. 18-32.
28. Николаев Е.Л., Суслова Е.С., Александров Д.В. Клиникопсихологический дискурс исследований здоровья // Вестник Чуваш. ун-та. 2010. № 4. С. 164-170.
29. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: Разработка и экспериментальная апробация индикаторов качества жизни населения Калининградской области (I этап) / Науч. руководитель
В.И. Бойков. Калининград, 2003. С. 23-24.
30. Савченко Т.Н., Головина Г.М. Экология человека: теоретическое и экспериментальное исследование качества жизни. М.: Ин-т психологии РАН, 1996.
31. Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. М.: Ин-т психологии РАН, 1996.
32. Субетто А.И. Управление качеством жизни и выживаемость человека // Стандарты и качество. 1994. № 1. С. 32-33.
33. Фетискин Н.П., Кулайкин В.И., Миронова Т.И. Психодиагностика качества жизни в российской ментальности: науч.-метод. пособие. М.; Кострома: Костром. гос. ун-т имени Н.А. Некрасова, 2006. 117 с.
34. Форрестер Д. Мировая динамика М.: Наука, 1978.
35. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Научная книга, 2008. 296 с.
36. Fairclaugh L.D. Design and analysis of quality of life studies in clinical
trials. Charman & Hall / CRC. 2002. P. 164-177. Приводится по: Проценко А.С., Абишев Р.Э. Современные тенденции оценки эффективности медицинской помощи через критерий качества жизни // Современная медицина: тенденции развития: материалы междунар. заочн. науч.-практ. конф., 2 апреля 2012 г.
Новосибирск: Сиб. ассоциация консультантов, 2012. С. 92-95.
37. Human development report 1990. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1990.
38. Rostow W. Politics and the stages of growth. Cambridge Univ. Press, 1971. P. 22.