МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
//Рос. журн. гастроэнтер., гепатол. и колонопрокт. - 1997. - № 6. -С. 85-88.
2. Антонович, В.Б. Комплексная диагностика хронического неязвенного колита /В.Б. Антонович, Л.Б. Кириченко //Вест. рентгенол. и радиол. - 1996. - № 4. - С. 88-89.
3. Козлова, И.В. Новые аспекты патогенеза и диагностики хронических колитов /И.В. Козлова, М.А. Осадчук //Сиб. журн. гастроэнтер. и гепатол. - 1998. - № 6. - С. 350.
4. Адлер, Г. Болезнь Крона и язвенный колит /Г. Адлер. - М., 2001. -500 с.
Митрофанова Н.В., Раскина Т.А., Шабалин А.В., Протасова Т.В.
Кемеровская государственная медицинская академия,
г. Кемерово,
Научный центр экспериментальной и клинической медицины,
г. Новосибирск
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ БОЛЬНЫХ ОСТЕОАРТРОЗОМ НА ФОНЕ ОСТЕОПЕНИЧЕСКОГО СИНДРОМА
Патология костно-мышечного аппарата стоит в ряду наиболее значимых медицинских проблем, характеризуясь выраженным влиянием на экономику общества, здоровье и качество жизни отдельных индивидуумов и их семей. Снижение, а затем потеря не только возможности трудиться, но и выполнения обычных повседневных действий ставит сложные проблемы не только перед самим больным и его семьей, но и обществом в целом [1]. Ревматические болезни приводят к ухудшению физического состояния больного человека, а хроническое прогрессирующее течение заболевания и потеря трудоспособности вызывают проблемы психологического характера, ограничение социальной активности [2]. Медико-социальная и экономическая нагрузка на общество, в первую очередь, связана с остеоартрозом (ОА) и остеопорозом (ОП).
В последние годы изучение качества жизни (КЖ) все чаще становится предметом клинических исследований в силу возможности адекватной оценки состояния здоровья пациентов и эффективности применяемых методов лечения с помощью разработанных опросников.
Согласно определению А.А. Новик, «качество жизни — интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования больного, основанная на его субъективном восприятии» [3], позволяющая, кроме того, изучить динамику заболевания и оценить эффективность лечения. В социологическом понимании «качество жизни» может быть определено как степень комфортности человека внутри себя и в рамках общества [3]. Несмотря на то, что методы оценки КЖ в зарубежной ревматологии применяют с 60-х годов XX века, единых критериев и стандартных норм КЖ не существует, а для каждого региона и различных групп населения они имеют свою условную норму, по которой в дальнейшем можно проводить сравнение [1]. Имеющиеся в настоящее время опросники для характеристики КЖ позволяют выявить тенденцию его изменений и проводить сравнения при различных нозологических формах, при этом изменения показателей КЖ, выявляемые опросниками, должны сопоставляться с клиническим состоянием больного [3].
Цель исследования — изучение показателей КЖ у больных ОА на фоне остеопенического синдрома с помощью общего опросника SF-36 (Short Form-36) [4].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Были обследованы 155 больных, удовлетворяющих диагностическим критериям остеоартроза ACR [5]. 98 больных были обследованы амбулаторно, 57 — при госпитализации в Областной клинический госпиталь для ветеранов войн г. Кемерово. Больных включали в исследование последовательно, по мере поступления в госпиталь или на консультацию в поликлинике.
При первичном осмотре у пациентов оценивали функциональный класс заболевания, рентгенологическую стадию ОА по Kellgren [6], длительность болезни (в годах), минеральную плотность костной ткани (МПКТ) дистального отдела предплечья методом дихроматической рентгеновской абсорбциомет-рии. Оценка МПКТ, согласно рекомендациям ВОЗ, проводилась с использованием Т-критерия [7], представляющего собой количество стандартных отклонений (SD) МПКТ обследуемого от пиковой костной массы лиц соответствующего пола. Снижение плотности костной массы в пределах 1 SD оценивалось как нормальное значение МПКТ, большее снижение — как остеопенический синдром, включавший в себя остеопению (снижение МПКТ от 1 до 2,5 SD), остеопороз (снижение более 2,5 SD), тяжелый ос-теопороз (сочетание низких значений МПКТ с ос-теопоретическим переломом в анамнезе).
По данным денситометрии, пациенты были разделены на две подгруппы. Основную подгруппу (А) составили 115 больных с остеопеническим синдромом, в контрольную подгруппу (Б) включили 40 человек с нормальной плотностью костной ткани. В каждой из подгрупп выделены больные с основными клиническими формами ОА (по наиболее пораженному суставу): гонартроз, олигоартроз, полиостеоартроз.
Соотношение мужчин и женщин в основной и контрольной группах составляло 1 : 4. Возраст больных ОА с остеопеническим синдромом колебался от 66 до 91 года (средний возраст 75,9 ± 5,4 лет), в контрольной группе — от 66 до 85 лет (средний воз-
. и № 4 2005 i2i
в Кузбассе 1 1
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КЛИНИЧЕСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ, МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
раст 74 ± 5,2 лет). Длительность заболевания у пациентов основной группы составила 10,5 ± 6,5 лет (от 2 до 30 лет), у пациентов в группе контроля — 11,1 ± 5,3 лет (от 3 до 20 лет).
У пациентов основной группы отмечалось вовлечение в процесс большего числа суставов. Так, гонар-троз встречался у 25,2 % больных, олигоартроз — у 17,8 %, полиостеоартроз — у 60 % (в контрольной — у 40 %, 30 % и 30 %, соответственно). Распределение по стадиям выглядело следующим образом. В основной группе достоверно чаще встречалась I стадия: го-нартроз 7,8 %, олигоартроз 7,8 %, полиартроз 12,2 % (соответственно, в контрольной — 0 %, 0 %, 5 %), в контрольной — III рентгенологическая стадия: гонар-троз 17,5 % (0 % в основной), олигоартроз 10 % (0,9 % в основной), полиартроз 15 % (10,4 %). Таким образом, для пациентов основной группы было характерно вовлечение в процесс большего числа суставов при меньшей рентгенологической стадии.
Исследуемые группы были сопоставимы по изучаемым клиническим параметрам, основным сопутствующим заболеваниям, в то время как по рентгенологическим стадиям ОА и индексу массы тела пациентов отмечались существенные различия.
Для оценки КЖ использовали общий опросник SF-36, который содержит 36 вопросов, составляющих 8 шкал. Ответы на вопросы выражали в баллах от 0 до 100, причем большее количество баллов по каждой шкале соответствовало более высокому уровню КЖ. На первом этапе при первичном осмотре проводилось сравнение показателей КЖ у больных ОА с нормальными и низкими показателями МПКТ. На втором этапе изучались показатели КЖ при различных формах ОА.
Обработка результатов проводилась с использованием пакета программ «^ТАТКТГСА 6.0» 8<эЙ) с использованием анализа для независимых групп, корреляционного анализа.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В таблице 1 представлены результаты опросников SF-36 у пациентов основной и контрольной групп. У больных ОА на фоне остеопенического синдрома отмечались более низкие значения почти всех шкал и показателей опросника SF-36, чем у пациентов с нормальной плотностью костной ткани, однако статистически достоверные различия получены лишь по шкалам ролевого физического и ролевого эмоционального функционирования, физического, социального функционирования, психического здоровья, жизнеспособности.
Статистически достоверные различия получены по всем шкалам, составляющим психологический компонент здоровья, при этом наибольшие различия выявлены для ролевого эмоционального функционирования — снижение на 67,6 %, социального функционирования — снижение на 21,7 %. Различие по шкале психического здоровья составило 12 %, по показателю жизнеспособности — 10,4 %.
Среди шкал, характеризующих физическое здоровье, наибольшие различия отмечены для РФФ —
Таблица 1
Показатели качества жизни общих опросников КЖ у больных ОА основной и контрольной групп ^±0)
Показатель КЖ Основная группа Контрольная группа Р
Число пациентов 115 40
ОЗ 27,6 ± 16,7 32,2 ± 18,3 0,16
Б 33,4 ± 14,4 35,9 ± 14,5 0,26
РФФ 6,7 ± 17,3 38,8 ± 28,9 < 0,0001
ФФ 30,9 ± 16,2 38,0 ± 18,4 < 0,03
СФ 53,8 ± 22,4 68,7 ± 19,0 < 0,0004
Ж 32,7 ± 11,0 36,5 ± 14,8 < 0,05
ПЗ 45,7 ± 11,9 51,9 ± 13,2 < 0,005
РЭФ 15,5 ± 24,9 47,8 ± 33,7 < 0,0001
Примечание: ОЗ - общее здоровье; Б - боль; РФФ - ролевое физическое функционирование; ФФ - физическое функционирование, СФ - социальное функционирование; Ж - жизнеспособность; ПЗ - психическое здоровье; РЭФ - ролевое эмоциональное функционирование.
снижение на 82,7 %, для шкалы ФФ разница составила 18,7 %.
В таблице 2 представлена характеристика больных ОА с разными клиническими формами заболевания по значениям шкал и показателей опросника SF-36. У пациентов с гонартрозом на фоне снижения МПКТ отмечалось достоверное снижение шкал РФФ, ПЗ, РЭФ. По данным корреляционного анализа, выявлена достоверная положительная корреляционная связь средней силы между МПКТ дис-тального отдела предплечья и вышеназванными шкалами SF-36.
У больных с олигоартрозом на фоне снижения МПКТ дистального отдела предплечья отмечалось значимое снижение шкалы РФФ. Выявлена положительная достоверная корреляционная связь средней силы между значением шкалы RP и МПКТ дис-тального отдела предплечья.
При полиартрозе выявлено снижение большинства показателей опросника SF-36 (РФФ, ПЗ, СФ, РЭФ). При данной клинической форме определена достоверная положительная корреляция средней силы между МПКТ дистального отдела предплечья и шкалами РФФ, ПЗ, РЭФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование свидетельствует о том, что у больных ОА на фоне остеопенического синдрома все значения КЖ были ниже, чем у пациентов с ОА с нормальными значениями МПКТ, прежде всего, за счет ограничения ролевого физического и ролевого эмоционального функционирования; отмечено достоверное снижение КЖ по всем шкалам, составляющим психологический компонент здоровья. У пациентов с гонартрозом на фоне снижения МПКТ отмечалось ухудшение ролевых функций, а также шкалы психического здоровья, у больных с олигоартрозом — снижение ролевого физического функционирования. При полиартрозе вы-
122 № 4 2005 ^Упеащина
в Кузбассе
О^Аедици
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
Таблица 2
Показатели общих опросников качества жизни в зависимости от клинической формы ОА и наличия остеопенического синдрома ^ :
о)
Шкалы Группы Гонартроз p Олигоартроз p Полиартроз p
Число А больных Б 29 17 69 16 12 12
А ОЗ Б 27,2 ± 19,6 29,8 ± 15,5 27,2 ± 15,6 0,82 0,58 0,1 27,7 ± 16,3 35 ± 22,5 35,9 ± 16,2
А Б Б 32,1 ± 14,2 32,3 ± 13,7 34,2 ± 14,8 0,60 0,30 0,50 34,7 ± 14,4 37,3 ± 16,4 36,1 ± 13,8
А РФФ Б 14,7 ± 27,2 4,4 ± 9,8 4,0 ± 11,8 0,0002 0,001 < 0,0001 45,3 ± 30,6 35,4 ± 29,1 33,3 ± 26,8
А ФФ А Б 29.1 ± 14,5 34,1 ± 16,7 30,8 ± 16,8 0,38 0,66 0,02 32.2 ± 14,4 38,8 ± 21,5 45,0 ± 18,6
сф А 59,7 ± 26,0 59,9 ± 18,0 49,9 ± 21,1 0,16 0,23 0,03 71,3 ± 16,9 68,9 ± 23,0 64,9 ± 18,4
А Ж Б 31,2 ± 11,9 34,1 ± 9,9 33,0 ± 10,9 0,36 0,45 0,07 34,4 ± 12,8 36,7 ± 20,5 39,2 ± 11,0
А ПЗ Б 44,6 ± 15,8 45,8 ± 8,9 46,1 ± 10,7 0,04 0,23 0,14 52,0 ± 12,4 53,3 ± 18,7 50,3 ± 7,3
А РЭФ Б 30.2 ± 30,1 23,7 ± 30,8 7,4 ± 16,2 0,05 0,09 0,0001 50.3 ± 32,2 47,4 ± 38,9 44,8 ± 32,9
динамике и использовать их при оценке эффективности лечения, а также для разработки дальнейших программ медицинской и социальной адаптации больных.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
2.
3.
Примечание: А - основная группа, Б - контрольная группа.
явлено снижение большинства шкал опросника SF-36, при данной клинической форме отмечены наименьшие значения всех показателей КЖ.
Метод исследования КЖ позволяет проводить мониторинг состояния пациентов с ОА, получать специальные данные о функционировании больного в
Большакова, Е.В. Информационная работа с больными ревматоидным артритом и остеоартрозом /Большакова Е.В., Ильичева А.С., Коршунов Н.И. //Научно-практическая ревматология. -2001. - № 3. - С. 17.
Инвалидность населения России, обусловленная ревматическими заболеваниями /Фоломеева О.М., Амирджано-ва В.Н., Якушева Е.О. и др. //Рос. ревмат. - 1999. - № 3. - С. 70-79. Новик, А.А. Концепция исследования качества жизни в медицине /Новик А.А., Ионова Т.И., Кайнд П. -СПб., 1999. - 140 с. Экономическая оценка эффективности лекарственной терапии (фармако-экономический анализ) /Авксентьева М.В., Воробьев П.А., Герасимов В.Б. и др. - М., 2000. - 80 с. Altman, R. Classification of disease: osteoarthritis /Altman R. //Sem. Arth. Rheum. - 1991. - V. 20, N 6. - P. 40-47. Kellgren, J.H. Radiologic assessment of osteoarthrosis /Kellgren J.H., Lawrence J.S. //Ann. Rheum. Dis. - 1957. - N 16. - P. 494-501. WHO Assessment of fracture risk and its application to screening for postmenopausal osteoporosis //Techn. Rep.: Series 843. - Geneva, 1994.
7.
Михайлова И.А., Зинчук С.Ф., Зинчук В.Г., Мун С.А.
Кемеровская государственная медицинская академия,
г. Кемерово
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЙОДОМ РАБОЧИХ РАЗЛИЧНЫХ ЦЕХОВ АЗОТНО-ТУКОВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Проблема патологии щитовидной железы (ЩЖ) остается актуальной для здравоохранения большинства стран мира [1, 2]. Высокие уровни заболеваемости являются свидетельством низкой эффективности профилактических мероприятий. В последние годы отмечается значительный рост уровня заболеваемости зобом в России [1] и, в частности, в Кемеровской области, являющейся зоной зобной эндемии средней степени тяжести [3]. Наряду с высокой частотой распространенности йоддефицит-ных состояний в Кузбассе [3], многим когортам населения приходится сталкиваться с массой других повреждающих факторов (токсические вещества, стру-могены), которые изменяют потребность организма в йоде и оказывают существенное влияние на функционирование щитовидной железы [4]. В частности, к одной из таких когорт в Кузбассе относятся рабочие химических производств.
Выявление закономерностей формирования зоба у различных групп населения области позволяет более обоснованно планировать профилактические мероприятия и составлять более достоверные прогнозы развития ситуации с заболеваемостью зобом.
Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Международного совета по контролю за йоддефи-цитными заболеваниями, для оценки обеспеченности йодом организма и популяции используют показатели экскреции йода с мочой.
Нами изучена распространенность тиреоидной патологии и обеспеченность йодом у рабочих и служащих азотно-тукового производства г. Кемерово.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Обследованы 550 рабочих КОАО «АЗОТ» г. Кемерово (мужчин 320, женщин 230) в возрасте от 18