УДК 316.42 ББК 65.9(255)-94
Е. А. ГНЕЗДИЛОВ, Л. Г. ВОСТРЕЦОВА, А. В. ЧУБУН
Качество жизни населения - основа социальной стабильности в регионах опережающего экономического развития
Показана важность оценки уровня и качества жизни населения для приграничных территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке, где высок отток трудоспособного населения. Дана характеристика международной статистики оценки качества жизни. Предложен вариант ее улучшения для выявления уровня социальной напряженности в регионе.
Ключевые слова: качество жизни, социальная стабильность, условия жизнедеятельности, уровень жизни, территория, регион, опережающее развитие.
Ye. A. Gnezdilov, L. G. Vostretsova, A. V. Chubun
Quality of Life as the Basis of Social Stability in the Regions of Advanced Economic
Development
The paper emphasizes the importance of estimation of living standards and quality of life for border territories of advanced social and economic development in the Far East where the population outflow rate is high. The authors give the characteristic of global statistics of life quality estimation and suggest the way to improve them for identification of level of social tension in the region.
Keywords: quality of life, social stability, living conditions, living standards, territory, region, advancing development
Высокое качество жизни людей служит не только условием реализации человеческого потенциала, но и основой сохранения
ГНЕЗДИЛОВ Евгений Алексеевич — доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом и экономики труда. Дальневосточный федеральный университет. Школа экономики и менеджмента. 690950, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. [email protected].
ВОСТРЕЦОВА Людмила Геннадьевна — ведущий документовед. Дальневосточный федеральный университет. Инженерная школа. 690950, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. [email protected].
ЧУБУН Артем Викторович — ведущий специалист Департамента академической политики. Дальневосточный федеральный университет. 690950, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. [email protected].
© Гнездилов Е.А., Вострецова Л.Г., Чубун А.В., 2016
социальной стабильности общества. Преобразования, произошедшие в России в 1990-х гг., привели к падению жизненного уровня, росту безработицы, увеличению социального неравенства и, в конечном счете, к снижению качества жизни населения. Современный экономический кризис подорвал основы проводимой в последние годы социальной политики и выявил насущность коренной модернизации социальной сферы с ее ориентацией на более полное удовлетворение потребностей населения в качественных социальных услугах. Необходимость повышения качества жизни и обеспечения социальной стабильности связана также с прямой и обратной зависимостью этих процессов: с одной стороны, повышение качества жизни служит основой обеспечения социальной стабильности, а с другой - социальная стабильность способствует росту качества жизни граждан. В связи с этим возникает потребность усиления государственного воздействия на социально-экономические процессы с целью формирования новой социальной системы общества как основы обеспечения социальной стабильности и повышения качества жизни населения [4].
Новые социально-экономические условия жизнедеятельности, появление возможностей осмысления необходимых жизненных стандартов, достигнутых в странах с развитой рыночной экономикой, делают обязательным комплексное и детальное изучение проблем качества и содержания жизни населения. Особого внимания заслуживают вопросы повышения качества жизни населения и обеспечения социальной стабильности с учетом региональной специфики протекания социально-экономических процессов.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
Однако полная картина уровня жизни населения не может быть составлена только на основании обобщенных и усредненных величин, рассчитанных для всего населения страны в целом. Необходимо знать объемы и структуру потребления и доходов по различным регионам и социальным, профессиональным и демографическим группам населения. Например, важно знать, какова доля доходов в общем их объеме у 10 % населения с максимальными доходами и у 10 % с минимальными доходами, какова средняя заработная плата у работников различных отраслей народного хозяйства, у работников, занимающих различные должности, и др. [1].
Конкретно речь идет обо всей совокупности условий не только жизни, но и труда работников, т. е. всех условий жизнедеятельности людей. В таком контексте понятие «уровень жизни» приближается к понятию «качество жизни». Однако, на наш взгляд, качество жизни является более широким понятием. Мы определяем его как обозначение определенных условий и характеристик жизни человека, основанных на его собственной степени удовлетворенности этими условиями и характеристиками. Оно также включает в себя такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, ожидаемая продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворение культурных и духовных потребностей, психологический комфорт, и др.
Термин «качество жизни» восходит к термину «качество трудовой жизни», который с 20-х гг. прошлого столетия активно употребляется в научной литературе западного мира. Основы теоретико-методологических принципов исследования уровня благосостояния как определенных стандартов жизни сложились уже в работах И. Канта, К. Маркса, Д. Риккардо, П. Самуэльсона, А. Смита. Современное представление о качестве жизни формировалось под воздействием работ Ж. Бодрияра, М. Вебера, К. Джини, А. Маслоу, Э. Мэйо, А. Сена. В России подходы к проблеме качества жизни начали разрабатываться с 1960-х гг. и в той или иной степени рассматриваются представителями различных научных направлений.
Появление понятия «качество жизни» относится к концу 50 - началу 60-х гг. XX в., когда в экономически развитых странах Запада, добившихся высокого уровня жизни, стало утверждаться убеждение в том, что экономический рост сам по себе не приводит к устойчивому развитию. Впервые термин «качество жизни» использовал Дж. Гэлбрейт в книге «Общество изобилия» (1958 г.). В политический и практический лексикон ввел это понятие президент США Д. Кеннеди в докладе «О положении нации» в 1963 г. Его преемник Л. Джонсон в 1964 г. утверждал, что «цели американского общества могут быть измерены качеством жизни наших людей». Таким образом, с 1960-х гг. западный мир начал ускоренное развитие фондов социального потребления как материальной основы обеспечения высокого качества жизни. Несмотря на значительную проработку вопросов качества жизни и его повышения отечественными и зарубежными учеными, многие проблемы все еще требуют детального рассмотрения.
Поскольку между уровнем и качеством жизни существуют неразрывная взаимосвязь и взаимодействие, то повышение качества жизни населения в России может происходить только на основе роста уровня доходов, улучшения здоровья и увеличения продолжительности жизни людей, стабилизации экологических характеристик природной среды, доступности образования для всех слоев общества, решения жилищной проблемы, производства товаров и услуг первой необходимости в достаточных масштабах
и по доступным ценам. Рост уровня жизни повышает и удовлетворенность человека окружающей его действительностью, т. е. его качество жизни.
При этом стоит отметить, что для получения достоверной и комплексной картины качества жизни населения Российской Федерации необходимо учитывать особенности каждого региона. Поскольку на огромной территории, которую занимает Россия, не может быть «усредненного» результата по такому значимому показателю [3].
Международная статистика, характеризующая качество жизни, стала развиваться недавно. В 1960 г. рабочей группой ООН был подготовлен доклад о принципах определения и измерения уровня жизни в международном масштабе. Это стало первой попыткой создания системы показателей. Ранее уровень жизни оценивался индексом реальной заработной платы (индексом номинальной заработной платы, деленным на индекс цен), а затем индексами прожиточного минимума и стоимости жизни (индексом потребительских цен на товары и услуги определенного набора).
Заключительный вариант Системы показателей уровня жизни в международной статистике ООН разработан в 1978 г. и включает 12 основных групп показателей, таких как рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения, санитарно-гигиенические условия жизни, потребление продовольственных товаров, и др.
Одной из важнейших предпосылок, обеспечивающих достижение максимально высокого качества жизни населения в районах ускоренного экономического развития, является проведение эффективной политики благосостояния населения. Центральное место здесь занимают доходы населения, их дифференциация, постоянный рост качества жизни граждан.
Для России вопрос оценки качества жизни в территориальном разрезе приобретает особую актуальность, которая усиливается по мере роста пессимизма в прогнозах социально-экономического развития страны. Особо важно и значимо это для приграничных районов Дальнего Востока, получивших статус территорий опережающего экономического развития [2].
Конечно, многие региональные различия заданы климатически и географически, и кардинально изменить ситуацию невозможно, во всяком случае, в среднесрочной перспективе, но смягчить ее и подправить диспропорции, безусловно, возможно. Здесь должны быть приложены усилия не только региональных властей, которые в силу ограниченности бюджетных возможностей и особенностей государственного устройства не в состоянии радикально изменить обстановку. Важная роль должна принадлежать федеральному центру. Но для этого необходимо, в первую очередь, провести диагностику и определить ключевые факторы, определяющие различия регионов по качеству жизни, которое является основой социальной стабильности.
Проблема стабильности сейчас имеет не только научное, но и практическое значение. Стабилизация экономической, политической, социальной жизни, консолидация современного российского общества — это то, чего ждут и на что надеются россияне уже много лет. Принципиально социальная стабильность складывается из трех уровней:
- внутренней стабильности социальных систем (институтов, организаций, сообществ, и др.);
- стабильности их взаимосвязей и их взаимодействий между собой;
- стабильности всего общества, которую можно обозначить как социальную стабильность.
Эта последняя уже будет включать в себя стабильность политическую, экономическую, идеологическую, культурную, и др. на уровне всего общества. Мы считаем, что стабильное общество - это общество развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество, в котором налажен механизм изменений, исключающий такую борьбу социальных сил, которая ведет к расшатыванию самих устоев общества.
В обществе стабильность достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет умелого осуществления назревших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте. Можно сказать, что социальные изменения являются необходимым условием и элементом социальной стабильности. Это наиболее актуально для Дальнего Востока России, т. к. здесь сохраняется отток трудоспособного населения.
Социальная стабильность - это устойчивое состояние социальной системы общества, позволяющее ей функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних изменений. При этом она предполагает сохранение экономической и политической структур общества, определяемых конституцией и законодательством страны.
Главной целью верно выбранной социальной политики в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала.
Таким образом, социальная стабильность является такой сферой национально-государственной безопасности, в которой самочувствие общества и права граждан играют решающую роль.
Для эффективного использования в Дальневосточном регионе системы оценки качества жизни «Индекс качества жизни», разработанной компанией «Economist Intelligence Unit», мы предлагаем вариант ее улучшения.
За основу была взята именно эта система поскольку, на наш взгляд, она наиболее верно отражает большинство значимых факторов, сказывающихся на уровне жизни населения, таких как: 1) здоровье, 2) семейная
жизнь, 3) общественная жизнь, 4) материальное благополучие, 5) политическая стабильность и безопасность, 6) климат и география, 7) гарантия работы, 8) политическая свобода, 9) гендерное равенство.
Мы предлагаем дополнить ее показателем удовлетворенности качеством жизни населения, как это было сделано рейтинговым агентством «РИА Рейтинг» в 2012 г. для оценки уровня качества жизни в регионах РФ.
Показатель удовлетворенности может включать в себя как категории, уже указанные в рейтинге «РИА Рейтинг» в 2012 г. (удовлетворенность населения медицинской помощью; удовлетворенность населения качеством общего образования; удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами, и др.), так и ранее не используемые: удовлетворенность населения возможностью путешествовать и выезжать на лечение в центральные регионы РФ или другие страны; удовлетворенность населения услугами соцзащиты; удовлетворенность населения доступностью и качеством образования любого уровня, и др.
Таким образом, у государственных и региональных властей появляется возможность оценки уровня социальной напряженности общества и поиска путей стабилизации общественного состояния.
Интерес представляет динамика показателей рейтинга качества жизни в Приморском крае за последние годы в связи с проведением во Владивостоке саммита АТЭС. Приморский край по всем показателям находится за пределами первой двадцатки, и с каждым годом ситуация ухудшается. Следовательно, сейчас как никогда актуально использование новых подходов для исследования и улучшения социально-экономической ситуации в регионе. В 2012 г. по рассматриваемым показателям, включенным в рейтинг, ситуация была катастрофическая. Более или менее жители Приморского края были удовлетворены только качеством общего образования, а по показателю обеспечения безопасности граждан Приморский край до сих пор находится внизу рейтинга. За период подготовки к саммиту регион получил огромные госинвестиции на развитие объектов инфраструктуры. Небывалые объемы строительства, изменение облика столицы Приморья, существенный объем бюджетных вливаний должны были в значительной степени повысить уровень и качество жизни населения и сделать Дальневосточный регион и Приморский край, в первую очередь, привлекательными для жизни.
В целом от регионов Дальневосточного федерального округа в связи с продолжением реализации целевой федеральной программы развития Дальнего Востока и Забайкалья можно было бы ожидать движения вверх по рейтингу, но пока они преимущественно сохраняют или снижают свои позиции (см. таблицу) [4].
Рейтинг регионов ДФО по качеству жизни (2013-2014 гг.)*
Субъект РФ Позиция в рейтинге 2014 г. Сводный рейтинговый балл Позиция по группе показателей Позиция в рейтинге 2013 г.
Уровень доходов населения Жилищные условия населения Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры Экологические и климатические условия Безопасность проживания Демографическая ситуация Здоровье и образование населения Уровень экономического развития
Сахалинская обл. 34 43,86 7 73 17 79 61 46 37 5 34
Магаданская обл. 40 42,57 8 41 10 50 46 43 36 63 33
Хабаровский край 41 42,33 21 46 7 46 66 37 41 41 39
Камчатский край 51 40,44 26 12 15 64 38 32 50 73 54
Приморский край 60 39,07 34 27 53 70 82 56 44 20 53
Амурская обл. 68 35,17 52 71 33 57 70 60 70 54 68
Республика Саха (Якутия) 70 34,5 36 80 40 66 52 28 67 49 70
Еврейская автономная обл. 74 32,06 76 48 57 49 39 52 79 76 72
Чукотский автономный округ 77 31,92 6 4 16 55 5 19 83 51 71
* Данные агентства «РИА Рейтинг».
Таким образом, совершенствование системы показателей оценки качества жизни с учетом региональных особенностей позволит своевременно выявлять проблемы и искать пути их решения.
Приморский край сегодня обладает высоким инвестиционным рейтингом. Мощный экономический и научно технический потенциал может позволить краю успешно развивать внешнеэкономические связи. Это свидетельствует о том, что Приморье располагает рядом конкурентных преимуществ, обладает потенциалом для дальнейшего социально-экономического развития и повышения качества жизни при условии реализации намеченных программ опережающего развития и постоянного мониторинга за этим важнейшим социально-экономическим показателем. Совокупное изучение факторов, которые влияют на качество жизни населения, говорит о тесной связи всех показателей между собой. Для полного улучшения качества жизни населения необходимо, чтобы все показатели, которые характеризуют это социально-экономическое явление, имели положительные тенденции, только тогда можно будет сказать, что качество жизни в регионе приобрело положительную динамику.
Список литературы
1. Анискевич Н. В. Региональные особенности стратегического развития Приморского края // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. статей по материалам XXXVII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2014. № 5 (37).
2. Бакланов П. Я., Романов М. Т. Стратегия развития Приморского региона: от прошлого к будущему // Учен. зап. Забайкальского гос. ун-та. 2013. № 4. С. 7-23.
3. Басенко С. Г., Вострецова Л. Г., Гнездилов Е. А. Роль образования и инвестиционных программ в планах социально-экономического развития регионов Дальнего Востока России // Междунар. журн. фундаментальных и прикладных исследований. 2013. № 7. С. 112-116.
4. Социальное положение и уровень жизни населения в России: стат. сб. М.: Госкомстат России, 2011.