Экономическая и социальная географ
25. Рыскин Н. В. Сельскохозяйственное районирование и производственные типы колхозов Мордовии / Н. В. Рыскин / / Вопросы экономики промышленности и сельского хозяйства Мордовии. Тр. МНИИ при СМ МАССР. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965. Вып. 31. С. 102 — 139.
26. Сотова JI. В. Производстивенная и социальная инфраструктура в сельской местности Республики Мордовия / JI. В. Сотова / / Географические исследования территориальных систем природной среды и общества. Саранск, 2002. Вып. 1. С. 101 — 106.
27. Сотова JI. В. Типы сельской местности Республики Мордовия / JI. В. Сотова // Территориальная организация сельского хозяйства. М., 2002. С. 218 — 222.
28. Сотова JI. В. География фермерских хозяйств Республики Мордовия / JI. В. Сотова // Географические исследования территориальных проблем природной среды и общества. Саранск, 2004.
Ч. 2. С. 50 — 53.
29. Сотова JI. В. Типология сельской местности Республики Мордовия / Л. В. Сотова / / Районирование в современной экономической, социальной и политической географии: потенциал, теория, методы, практика. Ростов н Д.; М., 2004. С. 177 — 180.
30. Социально-экономические и экологические проблемы развития сельской местности: материалы междунар. науч. конф. 2 — 5 окт. 2000 г. / ИГ РАН, РГО, МГУ им. Н. П. Огарева [и др.]. Саранск: Тип. «Кр. Okt.», 2000. Ч. I. 140 с.
31. Социально-экономические и экологические проблемы развития сельской местности: материалы междунар. науч. конф. 2 — 5 окт. 2000 г. Саранск, 2000. Ч. II. 160 с.
32. Тарасов Ф. В. Ландшафтные районы и районы-аналоги территории Мордовской АССР / Ф. В. Тарасов / / Тр. геогр. и геол. фак. Воронеж, ун-та. Воронеж, 1955. Т. 42, Вып. 4. С. 18 — 24.
33. Тарасов Ф. В. Физико-географическое (ландшафтное) районирование территории Мордовской АССР / Ф. В. Тарасов // Зап. НИИЯЛИЭ при СМ МАССР. Сер. Экономика. Саранск, 1956. № 8 (1). С. 114 — 118.
34. Щетинина А. С. Почвенный покров и почвы Мордовии / А. С. Щетинина. Саранск: Изд-во Сарат. ун-та. Саран, фил., 1988. 200 с.
35. Ямашкин А. А. Физико-географические условия и ландшафты Мордовии / А. А. Ямашкин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1998. 156 с.
36. Ямашкин А. А. Геоэкологический анализ процесса хозяйственного освоения ландшафтов Мордовии / А. А. Ямашкин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. 232 с.
Поступила 14.02.07.
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ КАТЕГОРИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
С. В. Сарайкина, кандидат географических наук
В каком бы направлении ни велось исследование проблем, связанных с качеством жизни (КЖ), по существу эта категория формируется не только по объективно действующим законам. Она зависит и от мнения человека о собственной жизни. Несомненно, исследования в области КЖ при проведении их в различных странах и регионах представляют определенный источник для выводов о значении как комплекса, так и отдельных показателей КЖ населения.
Изучение качества жизни осуществляется на основе двух концептуальных моделей: объективистской (блок официальных статистических
данных) и субъективистской (психологической), использующей социологический опрос, т. е. мнения людей о своей жизни. Вторая модель очень сложна, так как должна включать исследования «ощущаемого» КЖ (положительные и отрицательные жизненные события, беспокойство, удовлетворенность жизнью, счастье и многое другое).
Анализируя основные источники информации, можно сделать вывод о том, что измерить качество жизни можно двумя способами: первый способ основан на измерении с помощью объективных индикаторов; второй способ представляет собой
© С. В. Сарайкина, 2008
Серия «Географические науки»
изучение субъективных оценок жизни людей. Таким образом, качество жизни представляет собой совокупность двух моделей, которые получили название объективная и субъективная (психологическая). I Объективная модель определяет качество | жизни как результат комбинаций различных статистических показателей.
Психологическая модель построена на утверждении, что истинное значение КЖ отражено в субъективных ощущениях индивидов, которые формируются на основе уровня системного развития индивида, его жизненного опыта, эмоционального состояния и т. д.
В исследованиях качества жизни необходимо учитывать сложный характер взаимосвязи объективных и субъективных условий жизни. Предположение о том, что люди в лучших условиях жизни более удовлетворены, является более чем очевидным, но результаты исследований показывают, что существует слабая взаимосвязь между условиями жизни и субъективным самоощущением.
Основная цель использования объективных индикаторов — в исследованиях качества жизни; по возможности более точное измерение уровня жизни общества или индивида на основе статистической информации.
Объективные индикаторы (показатели) подразделяются на три основные группы: природные, экономические и социальные.
Природные в свою очередь делятся на три подгруппы:
1) физико-географические условия проживания (широта и долгота места жительства, его высота над уровнем моря, среднегодовая температура, количество солнечных дней в году и т. д.); 2) биологические условия (объем и разнообразие флоры и фауны, ее пригодность для питания и т. д.); 3) экологические условия (концентрация вредных веществ в атмосфере, воде и недрах, уровень радиации и т. д.).
Экономические индикаторы включают: уровень доходов, обеспеченность жильем и др.
Социальные индикаторы подразделяются на демографические, правовые, культуры, здравоохранения и образования.
К субъективным индикаторам (показателям) относятся: удовлетворенность жизнью, ощущения счастья и депрессии, социальной поддержки, личной компетентности, тревожности, стресса и т. д. Эти индикаторы выявляются при
индивидуальных и общих социологических опросах, анкетировании и психологическом тестировании.
Исследования зарубежных и отечественных ученых показывают, что влияние субъективных факторов на общее качество жизни очень велико, особенно отрицательных (тревожность, стресс, депрессия и др.). По результатам исследований, в 18 западноевропейских странах в рамках проекта «Евробарометр» был произведен множественный классифицированный анализ, который позволил выделить количественные взаимосвязи между социально-демографическими характеристиками людей и оценками удовлетворенности жизнью и счастьем. Исследования показали, что социально-демографические характеристики людей только на 10 — 15 % определяют оценки удовлетворенности жизнью и счастьем. Данные характеристики сильнее влияют на оценки удовлетворенности жизнью, чем счастьем. Наиболее сильно влияет на эти оценки национальная принадлежность человека [2, с. 14].
С 1970 г. в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) реализуется программа по измерению качества жизни, регулярно проводятся международные сравнительные исследования, например «Quality of Life Survey», «Welfare Survey». С 1974 г. издается международный журнал «Social Indicators Research», посвященный измерению качества жизни, выходят десятки монографий, проводятся международные симпозиумы.
В настоящее время существует много различных исследований в области определения типологий и классификаций стран мира. При улучшении информационней) обеспечения стало возможным исследование различных массивов данных для характеристики одного и того же явления. Особенно это важно для моделирования абстрактных синтетических характеристик, таких как уровень социально-экономического развития, качество жизни населения, индекс человеческого развития (ИЧР). Последний явился результатом поиска наиболее емкого социально-экономического показателя.
Индекс человеческого развития состоит из трех компонентов: уровня социально-экономического развития, ожидаемой продолжительности жизни и грамотности взрослого населения. Эти три компонента были выбраны не случайно, так как включение большего числа показа-
Экономическая и социальная географ
телей, по мнению составителей ИЧР, необяза-тельно приводит к лучшим результатам, а некоторые из них могут быть коррелированными с уже использующимися показателями (например, детская смертность уже отражена в ожидаемой продолжительности жизни). В связи с этим добавление большего количества переменных могло бы «привести к затуманиванию картины и отвлечению от основных тенденций» [2, с. 90 — 92].
В настоящее время существуют и другие показатели, выделению которых способствуют исследования в области КЖ населения. Так, в последние годы в мировой практике оценки качества жизни появились показатели индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), качества жизни населения и др.
В нашем исследовании мы выделяли типологию стран Тропической Африки по качеству жизни населения, используя 30 индикаторов. Кроме того, нами сформулировано собственное определение качества жизни [3].
Качество жизни
это коллективное
Географическое определение КЖ должно в большей мере концентрировать внимание на местах проживания. Определение КЖ в «каком-либо месте» объединяет как объективные, так и субъективные критерии социальных и экономических условий, включая два состояния: целевое и оценочное.
Целевое состояние впечатление, желаемая окружающая среда и жилищно-бытовые условия, которые «нам бы хотелось иметь или к которым мы стремимся». Это состояние является субъективным, находящимся под влиянием определенной культуры и коллективных образов того, каким «должно быть».
Оценочное состояние отражает реальную среду, то, что «имеет место фактически». Оно допускает многомерные количественные или качественные критерии, определяемые с позиции культуры, и объективные или субъективные географические определения.
В итоге КЖ можно представить как изме-
это интегральная ка- рение разницы между целевым состоянием и
тегория, которая качественно оценивает степень комфортности различных сфер жизни человека и уровня социально-духовного развития личности.
оценочным или как различие между средой обитания, которая «должна быть», и средой, которая «есть». Таким образом, речь идет о том, как условия места воспринимаются и оцени-
В настоящее время существует значительное ваются отдельными людьми относительно зна-
чения каждого из них для человека.
Категория качества жизни в различных вза-
количество глобальных моделей мира, в которых КЖ измеряется по более обширному набору объективных показателей. Практика между- имосвязях и «переплетениях» с другими род-народных сопоставлений КЖ, проводимых ООН, ственными категориями становится одним из показывает, что для измерения качества жизни на уровне страны необходимо использовать около 150 объективных макропоказателей, отражающих географические параметры среды обитания, например, уровень антропогенной нагрузки на природу в результате жизнедеятельности населения, демографические, экономические, правовые аспекты; уровень развития здравоохранения, образования, культуры и т. д.
Многие исследователи КЖ сходятся во мнении о необходимости измерения качества жизни коллектива, нации, общества и т. д. Таким
важнейших понятии современной социально-экономической географии и других наук. В связи с этим необходимо отметить введенное некоторыми регионоведами понятие «качество региональной среды», которая придает категории КЖ хорошо выраженную региональную направленность, нацеленную на исследование и качества места проживания, и индивида (личности) [1].
Несмотря на то что в последние годы интерес к проблеме исследования КЖ значительно вырос, до сих пор не выработано единой мето-
ки шкалы индекса качества жизни
интег-
образом, существует необходимость разработ- дики исследования КЖ и не сформулировано
четкого определения самого понятия «качества жизни населения». Поэтому мы продолжаем работу в этом направлении и пытаемся на примере Республики Мордовия разработать мето-
рального универсального показателя состояния общества, который разрешил бы проблему сравнительного регионального и временного анализа.
дику исследования качества жизни.
Серия ♦Географические науки»
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дмитриева О. Г. Региональная экономическая диагностика / О. Г. Дмитриева. СПб., 1992. 274 с.
2. Отчет о мировом развитии в 1994 г. МБРР / Всемирный банк. Вашингтон, 1994. 310 с.
3. Сарайкина С. В. Качество жизни населения стран Тропической Африки: социально-географический анализ: автореф. дис. ... канд. геогр. наук / С. В. Сарайкина: М., 2001. 21 с.
Поступила 14.02.07.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ: ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
И. А. Семина, кандидат географических наук
Развитая транспортная инфраструктура является необходимым элементом социально-экономического комплекса любого района. Она обусловливает «прочность» и перспективы развития этого комплекса в системе межрайонного разделения труда. Каждый регион имеет определенный уровень развития транспортной инфраструктуры, свою территориальную организацию путей сообщения, транспортных пунктов и узлов.
Несмотря на значительное количество исследований в области транспортной науки, в настоящее время способы определения необходимой протяженности сети путей сообщения в стране достаточно сложны и трудоемки. Масштабы необходимого развития инфраструктуры в целом и по отдельным видам транспорта находятся путем глубокого анализа перспективных транспортных экономических балансов и сложнейших расчетов обеспеченности транспортом всех отраслей хозяйства и населения. Существуют трудности объективной оценки степени развитости существующей сети в географическом аспекте. Определение ее оптимального начертания на территории страны (региона, административного района) является очень сложной задачей, требующей решения. Вызывает определенные затруднения и выбор универсальных показателей обеспеченности территории сетью путей сообщения.
Автором была предпринята попытка разработки некоторых направлений решения этой задачи путем соединения экономико-географического изучения транспортной системы региона с социальным исследованием транспортной обеспеченности сельской местности (сельского населения) «в разрезе» административных районов одного из субъектов РФ. Проводилась количественная и качественная оценка транспортно-инфраструктурной среды и отдельных административных районов Республики Мордовия (РМ) в связи с выявлением социально-территориальных различий мест как основы для разработки инвестиционных программ [3; 5; 6; 7; 11]. В основу экономико-географического исследования транспортной инфраструктуры Мордовии положены результаты экспедиционных исследований по сбору информации о техническом состоянии дорог республики, соединяющих населенные пункты с числом жителей более 500 человек, включая и другие поселения, находящиеся вблизи этих дорог.
В теоретическом плане региональное исследование транспортной инфраструктуры опирается на труды- отечественных и зарубежных экономистов и экономико-географов, в том числе В. А. Анучина, Н. Т. Агафонова, Э. Б. Алаева, Н. Н. Баранского, Л. И. Василевского, Н. Н. Колосовского, И. М. Маергойза, Ю. Г. Саушкина, А. И. Чистобаева, М. Д. Ша-рыгина и др.; ведущих специалистов в облас-
© И. А. Семина, 2008