Научная статья на тему 'Качество жизни и благосостояние пожилых людей и стариков в Санкт-Петербурге: проблемы и решения'

Качество жизни и благосостояние пожилых людей и стариков в Санкт-Петербурге: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
319
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество жизни и благосостояние пожилых людей и стариков в Санкт-Петербурге: проблемы и решения»

между государственными и частными учреждениями социальной защиты, что будет способствовать улучшению обслуживания подопечных.

Ю.И. Строев, Л.П. Чурилов, И.Г. Васильев

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ И СТАРИКОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Санкт-Петербургский государственный университет, Медицинский факультет

«Без здравого смысла все правила нравственности безнадежны».

Н.И. Пирогов

Рост абсолютного числа лиц пожилого возраста, в частности, доли людей старше 75 лет при одновременном сокращении численности и уменьшении доли трудоспособного населения является демографической проблемой России [1]. 1 октября 2010 года президент России Д. А. Медведев в своем выступлении сказал: «Сегодня... во всём мире отмечается День пожилых людей. Он был установлен 20 лет назад по решению Г енеральной Ассамблеи ООН. Многие общественные организации, и в нашей стране, конечно, тоже, проводят в этот день благотворительные акции. Но внимание к старшему поколению должно, конечно, проявляться не только в этот день, а всегда, то есть каждодневно. Считаю, что забота о пожилых людях является одной из приоритетных задач государства и всего нашего общества. К сожалению, многие из пожилых людей сегодня одиноки, беспомощны и бедны. Они нуждаются не только в медицинской помощи, в лекарствах, но порой просто в элементарном уходе, в помощи, которую им нужно предоставлять в быту. Помочь им — это наш долг» [2]. Хотя Санкт-Петербург — исторически молодой город (основан в 1703 г.), демографически он — один из самых старых в России. Из 4,6 млн его жителей 1,178 млн — пенсионеры, что составляет 25% населения. Более того, 17% населения — инвалиды. В Петербурге — 25,2 % пенсионеров, кому за 75 (75—84 года — 20,2%, 85—94 года — 4,7%, 95 лет и старше — 0,25%). Тех, кому за 100 лет — 214 человек. Каждый третий из находящихся на пенсии граждан — старше 75 лет. По данным TACIS, с 1990 по

2009 годы численность пожилого населения в городе увеличилась почти на 12% при том, что его население в целом сократилось на 10%. По демографическим прогнозам, к 2026 г. более 1/3 петербуржцев перейдут в категорию пожилых. Историческая судьба города предопределила некоторые специфические для нашего пожилого населения проблемы. Ленинград — единственный город в современной истории, проведший 900 дней в блокаде, окруженный нацистами, под постоянными бомбардировками, артобстрелами и в ус-

- 431 -

ловиях голодания. В результате более чем 1,2 млн из граждан этого непобедимого города погибли. Еще живы около 175 000 блокадников, которые были, в большинстве, детьми во время блокады и теперь самым молодым из них за 70 лет. Специфический контингент гериатрических пациентов характеризуется не только своим возрастным цензом и наличием когнитивных расстройств в разной степени выраженности, но и мультиморбидными состояниями, то есть пристствием от 4 до 8 соматических заболеваний, которые взаимоотягощаются и приводят к определенным сложностям в лечении [3].

Из доклада Минздравсоцразвития РФ (19.03.09) следует, что «цель государственной социальной политики РФ в отношении граждан старшего поколения - устойчивое повышение уровня качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдение баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рациональное использование финансовых и других ресурсов» [3]. В нашей стране еще 25 лет назад были определены основные задачи и направления развития медицины для пожилых, однако тогда современные типы учреждений, позволяющие эффективно решать проблемы, еще не существовали. Но уже к 1992 году в России возникла эффективная медицинская структура, обеспечивающая медико-социальный уход за людьми пожилого возраста. Позже правительством Санкт-Петербурга Постановлением №1917 от 07.12.2004 г. была утверждена «Концепция модернизации системы здравоохранения Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы», в которой, в частности, предусматривалось развитие гериатрической помощи горожанам. В числе приоритетных задач были определены:

— Создание целостной гериатрической службы помощи населению, включающей как существующие гериатрические поликлинические и больничные учреждения, так и вновь созданные районные гериатрические центры, а также развитие сети отделений сестринского ухода и отделений дневного пребывания для дементных больных. Для организации службы требуется объединить нормативную правовую базу здравоохранения и социальной защиты населения.

-- Создание в Санкт-Петербурге местной индустрии по производству средств ухода и инвалидной техники, разработка нормативной правовой базы социальной работы в здравоохранении формирование кадровой системы обеспечения для гериатрии, формирование базы данных медико-социального положения пожилых жителей.

В 2005 году в Санкт-Петербурге была создана гериатрическая медикосоциальная служба. Работает городской Гериатрический медико-социальный центр европейского стандарта, несколько медико-социальных отделений в районах города и достаточно много гериатрических кабинетов при поликлиниках. В СПбМАПО ведется плановая переподготовка врачей и медсестер по специальности «гериатрия».

Несмотря на радужную, казалось бы, картину, большинство жителей Санкт-Петербурга совершенно не имеют информации о работе гериатрической

службы, до сих пор не утверждены специальные стандарты на оказание медицинских услуг пожилым людям, не создана единая информационная база пожилых жителей Санкт-Петербурга, курируемых гериатрической службой. Не складываются контакты подразделений гериатрической службы с профильными учреждениями, входящими в структуру Комитета по социальной политике [3]. Другим очень специфическим фактором служат значительные социальные перемены, случившиеся в нашей стране в конце время минувшего столетия.

«На долю людей старшего поколения выпали тяжелейшие испытания, — сказал президент Росии. — Ведь именно они своим трудом создали экономический и промышленный потенциал, на котором долгие, долгие годы было основано благополучие Российского государства. И, кстати, во многом благодаря этому потенциалу мы до сих пор живём» [2].

Однако миллионы людей, которые выросли в социалистическом обществе и потратили на его укрепление практически всю свою трудоспособную жизнь, в пределах нескольких лет (и без их воли) были брошены в полностью другой общественный строй капитализма, с абсолютно иными ценностями, принципами, приоритетами и проблемами. Они проинвестировали свою молодость и возмужалые лета в строительство социализма, но должны были провести старость при новой реальности. Многие преимущества, обычные для социализма, как например бесплатные медицинское обслуживание, образование, отдых и т.д. — исчезли или резко сократились. Но эти люди уже оплатили все эти привилегии многими годами своего дешевого труда на социалистических предприятиях, при высоких косвенных налогах. Вот почему типичные пенсионеры постсоветского периода после многих лет успешной работы могли не иметь никаких накоплений или загородных вилл, сохраняя оптимизм, в силу очень действенных социальных гарантий, положенных им после ухода на пенсию в социалистическом обществе.

Крах этой системы сделал благосостояние пожилых людей в нашем городе очень проблематичным. Отношение средней годичной пенсии петербуржца к регионарному валовому среднедушевому годичному национальному продукту — ВРП — (при расчете по паритету покупательной способности национальных валют) в 1990 году составляло около 0,25 (при условии, что пенсионеры располагали значительными льготами в неденежной форме), в 2000 году этот коэффициент был 0,28, а к 2010 году (после монетизации льгот и повышения пенсий) составил 0,35.

Президент Д.А. Медведев признал «В последние годы мы занялись вопросами социальной защиты пожилых людей. Заметно выросли пенсии. По данным на 1 июля текущего года пенсия по старости составляет более восьми тысяч рублей. Это существенно больше, чем было три-пять лет назад. В текущем году введены специальные социальные доплаты неработающим пенсионерам, чей доход меньше прожиточного минимума, а к 2012 году средний размер пенсии более чем в полтора раза должен превысить величину прожиточного минимума. Хотя, что скрывать, пенсии пока всё-таки невелики, если

сравнивать с развитыми государствами. В перспективе они, конечно, вырастут» [2]. До 2005 года пожилые сохраняли часть унаследованных от социализма социальных льгот (бесплатность выписанных врачом лекарств, общественного местного транспорта, социальные тарифы на газ, воду и электричество) — все это оплачивалось из федерального бюджета. В 2005 федеральное правительство заменило бесплатные услуги и социальные скидки на денежную компенсацию, оплачиваемую теперь из бюджета муниципального. Сравнивая цифры, приведенные выше, отметим, что размер ВРП с 2000 по

2010 гг. вырос приблизительно в 8 раз (с 3127 до 23680 руб./мес. на душу населения), то есть региональное сообщество стало жить значительно богаче, нежели на рубеже тысячелетий. Возросли и доходы городской казны, поскольку усилия губернатора привели к переводу регистрации крупнейших национальных добывающих компаний в наш город. Коэффициент же отношения размера средней пенсии к ВРП изменялся в пределах простой линейной зависимости — 0,28 и 0,35 — сравнимые величины, хотя формально фиксируем рост коэффициента на 7%. То есть из совокупного ВРП на душу населения на долю пенсионерской души в 2010 году стало приходиться на 7% средств больше, нежели в году 2000, и это — после замены неденежных льгот на монетарные выплаты. Поэтому многие пенсионеры вынуждены работать, чтобы свести концы с концами. Президент Д.А. Медведев прокомментировал это так; «У нас в стране около 40 миллионов пенсионеров. Из них на начало текущего года 30 миллионов 700 тысяч — это люди старшего трудоспособного возраста. Все они с огромным профессиональным опытом, со знаниями. И конечно, хорошо, что многие из них готовы работать дальше. Мы, думаю, должны просто определить, как оптимальным образом использовать их труд» [2]. Между прочим, по данным Минфина, сейчас в России соотношение работающих и пенсионеров — 128 на 100, в то время как в развитых странах на 100 пенсионеров приходится 150—160 работающих граждан [4]. Территориальная система социального обеспечения пожилых людей включает 4 заведения федерального подчинения. Чтобы справиться с вышеуказанными острыми и довольно специфическими проблемами пожилых горожан, городские власти Санкт-Петербурга осуществили целевую программу социально-гериатрической помощи для граждан — «Старшее поколение», первую в своем роде в России. Больше чем 600 по-разному специализированных социальных и медицинских учреждений для пожилых людей включаются в эту программу, обслуживая до 700 000 пожилых клиентов в год. Самые характерные и значимые черты этой программы следующие. Все районы города имеют специальную службу «сиделок для пожилых людей» для реабилитации и ухода за пожилыми. «В нашем обществе уже есть немало людей, которые добровольно, по личной инициативе помогают людям преклонного возраста, ухаживая за ними, — сказал Д.А. Медведев. — Такая работа, безусловно, заслуживает уважения и нуждается в поддержке. В том числе в поддержке со стороны государства» [2].

Пожилые граждане могут получить бесплатно так называемую «кнопку

сигнала тревоги» — портативное приспособление для вызова в неотложной ситуации медицинской, милицейской и иной безотлагательной помощи. Срочная социальная помощь оказывается 200 000 клиентов в год. Одинокие старые люди и старые супружеские пары могут арендовать недорогую квартиру в специальных жилых зданиях, которые принадлежат к системе социального обеспечения. Эти дома оборудованы специально для пожилых людей и инвалидов. Они имеют местные медицинские и социальные службы внутри каждого здания. В настоящее время 17 таких социальных зданий с 1059 квартирами уже действуют. На летний период более 2000 пожилых людей ежегодно пользуются возможностью арендовать недорогую дачу. В каждом районе имеются специальные центры для пожилых, где организованы возможности для их общения, осуществления хобби, развлечений. Здесь можно присоединиться к бесплатным или недорогим кружкам или работать в качестве инструктора. Это также учебные центры для старшего поколения в области использования компьютеров и освоения навыков здорового образа жизни. Обращается особое внимание на социально-медицинскую работу с группами риска: например, среди пожилых наркоманов, алкоголиков, лиц, освободившихся из мест заключения. Для их имеется 13 пунктов социального обеспечения, которые оказывают помощь 3 500 пожилым горожанам в год. Супруги, которые прожили в браке 50 и больше лет, получают специальные награды. Более 32000 пожилых горожан в год пользуются услугами недорогого специального такси для поездок, связанных с социальной или медицинской необходимостью. Проблема в том, что лишь 2 таких автомобиля на весь город оборудованы приспособлениями для инвалидов. Прожиточный минимум (ПМ) представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых человеку для поддержания жизни. Набор также включает в себя обязательные платежи и сборы. С помощью ПМ эксперты оценивают уровень жизни населения. Величину прожиточного минимума используют для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, стипендий, пособий и других социальных выплат. В официальной статистике, научных исследованиях и прогнозах показатель ПМрассматривают как границу бедности.

6 октября 2010 года Правительство Санкт-Петербурга установило ПМ на душу населения по основным социально-демографическим группам на II полугодие 2010 года. Он установлен на уровне 5625 рублей в месяц, для трудоспособного населения — 6070 рублей, для пенсионеров — 4475 рублей, для детей — 5423 рубля, отмечено в постановлении правительства. В I полугодии ПМ для этих групп составлял 5518 рублей, 5956 рублей, 4395 рублей и 5312 рублей соответственно.

Отношение средней ежемесячной пенсии к ежемесячному официальному ПМ в среднем по СССР в 1990 г. оценивалось как 2,0. В течение следующих 10 лет оно стало сильно отличаться в разных регионах и катастрофически понизилось — по нашему городу до 0,77 к 2000 г. Теперь в Санкт-Петербурге эта

тенденция переломлена, при коэффициенте 2010 г., возвратившемся к «советскому» уровню 2,0. Однако многомесячные неформальные наблюдения и расчеты экономистов показывают, что официальный ПМ пенсионера (4242,7 руб. в мес. на 1 квартал 2010 года при средней по городу пенсии 8313 руб.) занижен. Даже официальные расходы на содержание заключенного в колонии строгого режима (6800 руб./мес.) — выше.

Для пожилого петербуржца, в силу наличия у большинства горожан этой категории высокой культуры и хорошего образования, приобретенных в советский период, весьма важно удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей, расходы на социализацию и общение, которые в официальном ПМ или не учтены, или занижены. «Если я неделю не был в музее, - сказал нам один из респондентов-пенсионеров, коренной петербуржец, - я физически хуже себя чувствую, как будто бы гигиену не соблюдал». Расчетный реальный порог, позволяющий пожилому петербуржцу в 2010 г. не выживать, а вести более или менее полноценную жизнь без роскоши и излишеств — 9000 руб./мес. Поэтому проблема благосостояния пенсионеров в Санкт-Петербурге далека от разрешения, несмотря на позитивные сдвиги последних лет. Ее решение требует системных социально-экономических изменений в стране, прежде всего, — что касается распределения национального дохода, прогрессивной системы налогообложения, справедливой судьбы природной ренты, извлекаемой субъектами российской экономики.

«Каждый из нас, независимо от того, где мы работаем, какими финансовыми возможностями мы обладаем, может что-то полезное сделать для пожилых людей, — сказал российский президент. — Им нужно наше внимание, элементарное человеческое участие. И давайте не жалеть для этого своего времени и сил» [2].

Литература

1. Гериатрия: необходимы срочные перемены. / Невский край. — №

7(304), август 2010. — С. 6.

2. Медведев Д. Забота о пожилых людях — приоритет государства и всего общества / www.medvedev.kremlin.ru

3. Нормативно-правовая база гериатрии: пути определены / Невский край.

— № 8(305), сентябрь 2010. — С. 6.

4. Максимов Иван. Курские пенсионеры удивили президента. /Невское время. — № 173 (4678), сентябрь 2010. — С. 2.

П.Г. Сысоев, Д.А. Толмачёв

ОЦЕНКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Ижевская государственная медицинская академия

В настоящее время в практической психологии, социологии и здравоохране-

- 436 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.