Научная статья на тему 'Социально-экономические проблемы старшего поколения: качество жизни населения старших возрастов'

Социально-экономические проблемы старшего поколения: качество жизни населения старших возрастов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1070
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айзинова Ирина Маевна

В первой части публикуемой ниже статьи дается краткая оценка демографической ситуации в мире, рассматриваются вопросы охраны здоровья старших возрастных групп, обеспечения их уровня доходов и материального благосостояния по каналам государственной пенсионной системы и их собственной трудовой деятельности, а также меры защиты интересов пожилых людей в потребительском секторе. Обсуждаются недостатки принятой стратегии действий в интересах старшего поколения РФ до 2025 г. Вторую часть предполагается опубликовать в одном из последующих номеров журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические проблемы старшего поколения: качество жизни населения старших возрастов»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

И.М. Айзинова

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ: КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ВОЗРАСТОВ

В первой части публикуемой ниже статьи дается краткая оценка демографической ситуации в мире, рассматриваются вопросы охраны здоровья старших возрастных групп, обеспечения их уровня доходов и материального благосостояния по каналам государственной пенсионной системы и их собственной трудовой деятельности, а также меры защиты интересов пожилых людей в потребительском секторе. Обсуждаются недостатки принятой стратегии действий в интересах старшего поколения РФ до 2025 г. Вторую часть предполагается опубликовать в одном из последующих номеров журнала.

Процесс старения населения достаточно давно охватил все развитые страны, и согласно общемировым прогнозам, в ближайшем будущем эта тенденция сохранится. По данным Евростата, доля лиц в возрасте 65 лет и старше"' в таких странах, как Болгария, Германия, Греция, Италия, Португалия, превышает 20%. По сравнению с данными этих стран, как и со средними показателями стран ЕС, ситуация в России выглядит благополучной, хотя скорость увеличения числа пожилых по отношению к трудоспособным является практически одинаковой [1] (табл. 1).

Таблица 1

Некоторые показатели старения населения в странах ЕС и России

Показатель Страны ЕС (28) Россия

2011 г. 2015 г. 2011 г. 2015 г.

Доля населения в возрасте 65 лет и старше в общей

численности населения, % 17,6 18,9 12,8 13,5

Темпы роста доли населения в возрасте 65 лет и

старше в общей численности населения 100,0 107,4 100,0 105,5

Число лиц в возрасте 65 лет и старше в расчете на

100 чел. трудоспособного возраста (15-64) 26,4 28,8 17,7 19,4

Темпы роста числа лиц в возрасте 65 лет и старше в

расчете на 100 чел. трудоспособного возраста 100,0 109,1 100,0 109,6

Источник: [1].

Однако, несмотря на наметившийся рост, в РФ наблюдается относительно низкая, по европейским меркам, продолжительность жизни. Сочетание невысокой рождаемости и сохраняющейся высокой смертности в трудоспособном возрасте ведет к сокращению трудовых ресурсов. На фоне экономических трудностей последних лет проблема старения населения в нашей стране стоит особенно остро.

В связи с этим одним из важнейших направлений социальной политики государства является поддержка старшего поколения, которая должна базироваться на всестороннем анализе сложившейся ситуации и возможных перспективах ее развития. Назрела необходимость в разработке специального механизма для решения финансовых, организаци-

1 В международной статистике нижней границей трудоспособного (пожилого) возраста считается 65 лет для обоих полов (в России, по действующему пенсионному законодательству, для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет).

онных и законодательных проблем обеспечения достойного качества их жизни, исходя из специфических потребностей различных возрастных групп пожилого населения.

Этой задаче отвечает Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г., утвержденная 5 февраля 2016 г. (далее Стратегия) [2], документ рамочного действия, призванный акцентировать внимание на проблемах пожилых и выработать цели и приоритеты в этой области.

Демографические аспекты проблемы старения. Снижение суммарного коэффициента рождаемости в сочетании с ростом продолжительности жизни ведет к увеличению доли лиц старших возрастов в населении страны. По среднему варианту прогноза Росстата в 2025 г., на 1000 чел. трудоспособного возраста будет приходиться 505 чел. старше трудоспособного возраста (на начало 2015 г. - 412 чел.). Доля лиц старше трудоспособного возраста (мужчины 60 лет и более, женщины 55 лет и более) в общей численности населения составит 27,5% (на начало 2015 г. - 24%) [3; 4].

Сохранится и гендерная диспропорция в численности мужчин и женщин старше трудоспособного возраста (на начало 2015 г. на 1000 мужчин приходилось 1854 женщины) и в более высокой продолжительности предстоящей жизни женщин.

С учетом тенденций продолжительности жизни, состояния здоровья, трудовой и социальной активности граждане старшего поколения условно разделены на три различные возрастные группы:

- от 60 до 64 лет - экономически и социально активные люди, продолжающие трудиться;

- от 65 до 80 лет - группа, для которой характерны постепенное снижение активности во всех сферах и рост потребности в медицинских услугах;

- старше 80 лет - группа, обычно имеющая множественные проблемы с состоянием здоровья и нуждающаяся в постоянном медико-социальном обслуживании.

Очевидно, что возрастные риски усиливаются после 65 лет и соответственно увеличиваются все виды затрат на поддержание долголетия и достойного качества жизни старшего поколения. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни в возрасте 65 лет в европейских странах составляла в среднем в 2010 г.2 19,4 года: 17,5 лет - для мужчин и 21,0 - для женщин. В России этот показатель был существенно ниже и находился на уровне 14,7 лет, в том числе для мужчин - 12,1 и для женщин - 16,5 [5]. К 2014 г. этот показатель в странах ЕС возрос на 4% для мужчин и почти на 3% для женщин (табл. 2).

Таблица 2

Показатели долголетия и здоровой жизни в отдельных европейских странах

2010 г. 2014 г.

Страна Продолжительность Продолжительность Продолжительность Продолжительность

предстоящей жизни в здоровой жизни в предстоящей жизни в здоровой жизни в

возрасте 65 лет возрасте 65 лет возрасте 65 лет возрасте 65 лет

мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины

Страны ЕС 17,5 21,0 8,7 8,8 18,2 21,6 8,6 8,6

Бельгия 17,6 21,3 10,4 9,7 18,4 21,9 11,0 11,0

Испания 18,6 22,9 9,6 9,1 19,3 23,5 10,1 9,4

Франция 18,9 23,4 9,0 9,8 19,7 24,0 10,4 10,7

Финляндия 17,5 21,5 8,7 8,7 18,2 21,7 8,8 9,3

Швеция 18,3 21,2 12,3 13,7 18,9 21,6 15,2 16,7

Источник: [5; 6].

2 Последний год, за который имеются сопоставимые данные по РФ.

Однако решающее значение имеет собственно не продолжительность предстоящей жизни, а продолжительность так называемой здоровой жизни (healthy life), которая характеризуется физическим, психическим и социальным здоровьем пожилых людей. В европейских странах она составляла 8,7 лет для мужчин и 8,8 - для женщин, т. е. мужчины могли прожить более половины отпущенного им после 65 лет срока полноценной жизнью, а женщины - более трети. В некоторых странах показатели долголетия и здоровья пожилых были значительно выше среднего (см. табл. 2)3. Например, в Швеции показатель здоровой жизни всего за три года возрос более чем на 20%, и мужчины, и женщины могли прожить 80% отведенного им остатка жизни здоровыми.

Таким образом, на первом месте в вопросах сохранения и поддержания качества жизни в преклонном возрасте стоят вопросы состояния здоровья, его профилактики и медицинского обеспечения.

Проблемы сохранения здоровья старшего поколения. Как свидетельствует статистика, за последние несколько лет смертность в предпенсионном и пенсионных возрастах в РФ (как мужчин, так и женщин) снизилась (табл. 3).

Таблица 3

Динамика смертности старшего поколения по возрастным группам

Возраст, лет Умершие на 1000 человек населения соответствующего пола и возраста

мужчины и женщины мужчины женщины

2011 г. 2014 г. 2011 г. 2014 г. 2011 г. 2014 г.

55-59 15,5 13,9 24,7 22,0 8,4 7,6

60-64 21,8 19,8 35,3 32,0 12,4 11,2

65-69 28,6 26,2 45,2 41,4 18,5 16,6

70-74 41,5 39,1 64,3 60,4 30,0 28,4

75-79 64,4 58,2 91,3 83,5 52,8 47,3

80-84 102,0 96,7 129,9 121,4 92,3 87,9

85 и более 174,4 171,5 181,0 176,9 172,6 169,9

Источник: [7].

Однако по сравнению с европейскими показателями эти цифры значительно хуже, а о продолжительности здоровой жизни для лиц старших возрастных групп в нашей стране говорить вообще не приходится. По оценкам специалистов, около 80% лиц старшего поколения страдают множественной хронической патологией. В среднем у одного пациента старше 60 лет обнаруживается четыре-пять различных хронических заболеваний. Затраты на медицинскую помощь пациенту 70 лет и старше в 7 раз превышают стоимость лечения лиц трудоспособного возраста. Помимо необходимости лечения общих заболеваний, специфические потребности пожилых людей в медико-социальном обслуживании связаны с распространением в старческом возрасте когнитивных расстройств и деменции, патологии костно-мышечной системы, снижения зрения и слуха.

Оказание медицинской помощи престарелым осложняется, в частности, недостаточным развитием в стране такого направления здравоохранения, как гериатрия. В настоящее время в РФ функционируют всего 2345 геронтологических коек. Медицинскую помощь по специальности «гериатрия» оказывают только три гериатрические больницы (г. Нижний Новгород, г. Санкт-Петербург, г. Петропавловск-Камчатский). В некоторых субъектах РФ созданы клинические и организационно-методические гериатрические центры (Самарская, Кировская, Ульяновская, Оренбургская и др. области). В настоящее

3 Данные о продолжительности предстоящей .здоровой жизни в возрасте 65 лет по РФ отсутствуют.

время доступность гериатрической помощи недостаточна в связи с отсутствием кабинетов гериатров и гериатрических отделений в поликлиниках, а также гериатрических отделений в многопрофильных стационарах. Целевыми показателями Стратегии предполагается довести количество геронтологических коек в расчете на 10000 населения 60 лет и старше с 1,26 в 2015 г. до 5 - в 2025 г.

Ощущается острая нехватка медицинских кадров соответствующего профиля, поскольку подготовка по специальности «гериатрия» производится в порядке послевузовского образования или профессиональной переподготовки и повышения квалификации врачей-терапевтов и врачей общей практики. Ежегодно всего 7-10 врачей получают специальность «гериатрия» в ординатуре, немногим более 100 чел. проходят обучение по этой специальности посредством профессиональной переподготовки, что, естественно, не покрывает текущей и тем более перспективной потребности в медицинских кадрах по этому направлению. На базе Российского национального исследовательского медицинского университета им. Пирогова был создан Федеральный геронтологический научно-клинический центр, который разрабатывает, в частности, методические и клинические рекомендации по гериатрии для врачей и специалистов среднего звена. Они будут опробованы в пяти российских регионах, где в 2017 г. запускаются пилотные проекты гериатрической помощи.

Учитывая, что затраты на российское здравоохранение в 2015 г. составили всего 3,7% ВВП, в то время как в странах ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Нидерланды, Франция) - более 10%, трудно ожидать серьезного прорыва в медицинском обслуживании именно старшего поколения. В этих условиях, возможно, следует обратить внимание на практику дневных стационаров для пожилых людей по месту их жительства. И если наблюдаются трудности с лечением уже диагностированных заболеваний, то о профилактике и реабилитационных мероприятиях для пожилых в широких масштабах говорить не приходится. Более того, в связи с закрытием фельдшерских пунктов в сельской местности в процессе оптимизации системы здравоохранения, часть пенсионеров вообще лишилась медицинского обслуживания, поскольку в условиях бездорожья и больших расстояний не может добраться до районного или областного центра, а также получить скорую помощь.

Для всех лиц преклонного возраста, как нуждающихся, так и не нуждающихся в стационарном лечении, на первом месте стоит проблема обеспечения лекарствами и изделиями медицинского назначения. В связи с частичной возрастной ограниченностью способности к передвижению необходимо постоянное взаимодействие и сотрудничество между медицинскими, аптечными организациями и органами социальной защиты населения.

Барьером для лекарственного обеспечения помимо физической доступности (наличия необходимых медицинских препаратов и изделий) зачастую выступают ценовые ограничения. К сожалению, в Стратегии лекарственного обеспечения населения до 2025 г. [8], предусматривающей повышение доступности медикаментов и постоянный мониторинг их ассортимента, качества и цен, интересы старшего поколения не выделены в отдельное направление. В то же время только за 2015 г. медикаменты в среднем подорожали почти на 20%. Из 51-го наименования лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения 17 наименований (т. е. треть) подорожали более чем на 20% [9, с. 30-31]. В этот список входят многие препараты постоянного использования именно пожилыми людьми. Рост цен на платные медицинские услуги в зависимости от их вида составил от 7 до 14%. По итогам выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, в 2014 г. получали материальную помощь на лечение или на лекарства только 1,3% неработающих пенсионеров. Такая ситуация не способствует решению

задачи поддержания здорового долголетия. Между тем именно здоровье является результирующей характеристикой качества жизни, включающей показатели доходов и потребления, а также условий проживания и возможностей проведения досуга.

Благосостояние лиц старших возрастов. Основными источниками доходов лиц старших возрастов являются пенсионные выплаты и заработная плата (если по достижении пенсионного возраста они продолжают работать). Тем не менее, по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в 2014 г. среди малоимущего населения было 3,1% мужчин в возрасте 60 лет и более, а женщин в возрасте 55 лет и более - 7,6%, а среди крайне бедного населения женщины этого возраста составляли 5,6%. По сравнению с предыдущим годом происходил рост этих показателей [3, с.165].

Пенсионное обеспечение. Согласно данным переписи населения, 20% из числа опрошенных указали в качестве основного источника дохода пенсию (кроме пенсии по инвалидности). Численность пенсионеров, состоящих на учете в ПФР, в 2015 г. составила 42 729 тыс. чел., увеличившись по сравнению с 2010 г. на 7,6%. Пенсионеры по старости из их общего числа составляли 35 555 тыс. чел. [10, с. 89]. Средний размер назначенных пенсий за этот период возрос на 60,3% (табл. 4), а прожиточный минимум (ПМ) пенсионера увеличился на 76,2%, что повлекло за собой ухудшение соотношения средней пенсии и ПМ. Целевого соотношения ее размера со средней заработной платой (на уровне 40%) достигнуто не было.

Таблица 4

Некоторые показатели пенсионного обеспечения в 2010-2015 гг.

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Средний размер назначенных пенсий,

в среднем за год, руб. 7476,3 8202,9 9040,5 9917,5 10786 11986

Величина прожиточного минимума

пенсионера, руб. 4521 5032 5123 5998 6617 7965

% к предыдущему году 110,3 111,3 101,8 107,7 110,3 120,4

Соотношение среднего размера

назначенных пенсий, %:

с величиной прожиточного мини-

мума пенсионера 165,4 163 176,5 165,4 163 150,5

со средним размером начисленной

заработной платы 35,7 35,1 33,9 33,3 33,2 35,3

Реальный размер назначенных пен-

сий, % к предыдущему году 134,8 101,2 104,9 102,8 100,9 96,2

Величина прожиточного минимума

в целях установления социальной

доплаты к пенсии, руб. 4780 4938 5564 6131 6354 7161

Численность пенсионеров, полу-

чающих социальные доплаты к

пенсии до величины ПМ, чел. 5153735 5321242 5412873 5395093 5283309

в том числе получающие социаль-

ную доплату:

федеральную 2749643 2894052 2950913 2880942 2859085

региональную 2404092 2427190 2461960 2514151 2424224

Источник: [10, с. 143].

Пенсия по старости за этот период возросла еще меньше - на 53,4%, составив на 1 янв. 2016 г. 12830,4 руб. В 2010 г. для пенсионеров, имеющих пенсии ниже регионального ПМ, были установлены социальные доплаты: если он был ниже среднероссийского - из федерального бюджета, если выше - из регионального.

Формально введение в 2010 г. федеральных и региональных доплат к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в каждом регионе должно было ликвидировать бедность населения этой категории. Однако результаты выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств показали, что в 2014 г. среди малоимущего населения 8,3% составляли неработающие пенсионеры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом объем расходов федерального бюджета на доплаты постоянно увеличивается, во-первых, из-за роста величины ПМ пенсионера (он увеличился на 22,9% в 2016 г. по сравнению с предыдущим годом - с 7161 руб. до 8803 руб.), во-вторых, из-за неполной индексации размера пенсий в 2016 г. (на 4% вместо 12,9% - уровень инфляции предыдущего года), в третьих, из-за перевода региональных выплат на федеральный уровень путем изменения соотношения среднероссийского и регионального ПМ (количество регионов, получающих федеральные доплаты, увеличилось с 67 до 71). До конца 2016 г., по оценкам Минтруда, федеральные доплаты к пенсиям достигнут 104 млрд. руб. вместо предусмотренных бюджетом 43,9 млрд. руб., которые были израсходованы уже в середине года. К 2019 г. эти расходы могут повыситься до 117 млрд. руб. [11].

Отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам не принес ожидаемой экономии, напротив, потребовал дополнительных бюджетных расходов. Снизить расходы на доплаты возможно либо путем снижения прожиточного минимума, либо - уменьшения пенсионеров. Первое достигается либо на основе радикального снижения цен (что маловероятно), либо - пересмотра потребительской корзины, т. е. уменьшения натурального потребления; второе - на основе повышения пенсионного возраста, целью которого является одновременное уменьшение числа пенсионеров и увеличение страховых платежей в пенсионный фонд. Несмотря на постоянный рост трансфертов из госбюджета в ПФР4, его дефицит растет.

В определенной мере это происходит в связи с сокращением ставки страховых взносов (с 2005 по 2012 г. тариф взносов в ПФР был в совокупности снижен на 12%), что мотивировалось необходимостью снижения налоговой нагрузки на бизнес. Между тем в развитых странах работники участвуют вместе с работодателями в уплате пенсионных страховых взносов в разной пропорции. Но при этом в отличие от работающих россиян они имеют и другой уровень заработной платы5. Именно низкая заработная плата занятых в российской экономике является ключевым моментом неэффективности пенсионной системы.

Частично дефицит пенсионной системы связан со значительным объемом теневой заработной платы. Размер теневого сектора оценивается в 20 млн. чел. (из 69 млн. занятых), или в 3,8 трлн. потенциальных рублей, которые недополучает ПФР, поскольку на заработную плату этих работников не начисляются взносы.

По поводу необходимости и неизбежности повышения пенсионного возраста существуют различные мнения. Мы разделяем позицию тех экспертов, которые полагают, что вместо ожидаемого снижения бюджетных расходов, данная мера может привести к их росту [12]. Во-первых, из-за нехватки рабочих мест для лиц пенсионного возраста, что вызовет рост безработицы и расходов на пособия. Во-вторых, низкая заработная плата работающих пенсионеров повлечет рост объема пособий по бедности. В-третьих, с учетом плохого состояния здоровья большинства лиц преклонного возраста продолжение работы может спровоцировать обострение хронических заболеваний и рост инвалидности, что в свою очередь потребует

4 Отметим, что большая их часть не поступает в распределительную пенсионную систему, а идет на пенсии военнослужащим и сотрудникам прочих силовых структур, которые не участвуют в уплате страховых взносов, материнский капитал и другие нестраховые выплаты.

5 В 2015 г. 10,7% работников организаций имели начисленную заработную плату ниже прожиточного минимума [10, с. 117].

дополнительных пособий. Наконец, увеличение продолжительности рабочего стажа влечет за собой увеличение пенсионных прав и размера пенсии, т.е. рост государственных обязательств на фоне сокращения численности трудоспособного населения.

Численность занятых в экономике, приходящаяся на одного пенсионера, сократилась с 1,72 в 2010 г. до 1,64 - в 2014 г. Эта тенденция продолжится в перспективе. Однако будущая нехватка трудовых ресурсов оценивается при этом исключительно в экстенсивном измерении, без учета роста производительности труда, роботизации, появления новых технологий и прочих возможных достижений научно-технического прогресса, обеспечивающих экономию живого труда. Независимо от развития ситуации для привлечения к труду лиц старших возрастов необходимо создавать соответствующие предпосылки как в отношении качества жизни пожилого населения, так и структуры рынка труда.

Помимо намерений власти повысить пенсионной возраст, речь идет о стимулировании отложенного выхода на пенсию с последующим увеличением ее размера. В этом ряду мер стоит замораживание в течение последних нескольких лет пенсионных накоплений. Рассматривается вопрос о полном отказе от них на государственном уровне с переходом на добровольное накопление на старость в рамках самообеспечения. Парадоксально, что в период экономического кризиса старшее поколение предлагается рассматривать не в качестве реципиента (хотя именно такое отношение оно заслужило за свой прошлый труд), а в роли донора для госбюджета.

Следует отметить, что до тех пор, пока не будут урегулированы вопросы с оплатой труда, пенсионная система не будет удовлетворять интересам ни государства, ни будущих, ни действующих пенсионеров, и последние будут продолжать работать и после достижения пенсионного возраста (в настоящее время - в среднем около 5 лет).

Трудовая деятельность лиц пенсионного возраста. В I кв. 2015 г. было занято 28,89% лиц старше трудоспособного возраста6: 26,01% мужчин и 30,07% женщин. На конец 2014 г. работали 36% общего числа пенсионеров, состоящих на учете в ПФР, в том числе 40,3% пенсионеров, получающих пенсии по старости. В течение 2015 г., несмотря на кризис и массовые увольнения, доля всех работающих пенсионеров снизилась лишь до 35,7%, но в динамике сохранялась тенденция к ее росту (табл. 5).

Изменения 2016 г. явились прямым следствием действий правительства, в очередной раз изменившего пенсионные правила, о чем мы сказали выше. И тот факт, что удельный вес работающих пенсионеров по старости в общем числе пенсионеров по старости сократился, свидетельствует лишь о том, что они имеют меньше льгот по сравнению с другими категориями пенсионеров.

По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, 93,1% безработных мужчин относятся к трудоспособным возрастам (средний возраст безработного мужчины составляет 36 лет) и 88,1% безработных женщин также находятся в трудоспособном возрасте (средний возраст безработной женщины -35,6 лет) [10, с. 69]. В последние годы резко возросла молодежная безработица: впервые ищущие работу, в том числе выпускники вузов, не могут трудоустроиться не только по специальности, но и вообще найти оплачиваемое занятие. В связи с этим проблема занятости старшего поколения видится несколько иначе.

Наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, недостаток трудовых ресурсов и трудности в экономике вынуждают привлекать к труду тех, кому по возрасту положен заслуженный отдых. С другой - именно лица пенсионных (и даже предпенсионных) возрастов у работодателей являются первыми кандидатами на сокращение. Их или увольняют, или переводят на другие должности, или на половинную ставку с потерей в заработке и понижением профессионального статуса.

6Мужчины в возрасте 60-72 лет, женщины в возрасте 55-72 лет.

По существу это является дискриминацией по возрастному признаку и нарушает права граждан, защищаемые законами РФ и нормами международного права7.

Таблица 5

Динамика численности работающих пенсионеров (по данным на 1 января)

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Все работающие пенсионеры,

млн. чел. 12,4 13,0 13,7 14,3 14,9 15,2

% к численности пенсионеров,

состоящих на учете в сис-

теме ПФР 31,2 32,4 33,7 34,9 36,0 35,7

получающие пенсию по ста-

рости, млн. чел. 11,3 12,0 12,6 13,3 13,9 14,2

Численность работающих пен-

сионеров по старости, % к чис-

ленности всех работающих

пенсионеров 91,6 92,1 92,4 92,7 93,0 93,1

Численность работающих пен-

сионеров по старости, % к чис-

ленности всех пенсионеров по

старости 34,9 36,4 37,7 39,1 40,3 39,9

Источник: [13].

Потеряв прежнее место работы, лица старших возрастов, конечно, могут обращаться на биржу труда. Однако людям, имеющим среднее образование и выше, там предложат либо неквалифицированную работу, либо переобучение опять же по более простым специальностям. Среднее время поиска работы для лиц старшего возраста в 2014 г. в среднем составляло 8,1 мес. (в Орловской области - 15 мес.).

Между тем основным мотивом для продолжения работы в пенсионном возрасте является недостаточный размер пенсии. Причем и заработная плата в совокупности с пенсией не гарантирует прожиточного минимума. Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств показало, что в группе малоимущего населения работающие пенсионеры составляют 4,7%, в группе крайне бедного - 3,8% [10, с. 120]. Такая ситуация напрямую связана со структурой занятости и уровнем заработной платы работающих старших возрастов. В октябре 2015 г. неквалифицированные рабочие с заработной платой в 11 тыс.руб. составляли 17% всех работающих в возрасте 55-59 лет, 13,6% - в возрасте 60-64 лет и 8,3% - в возрасте 65 лет и старше. Понятно, что пенсия, начисляемая от такого уровня заработной платы, ниже физиологического порога выживания.

Кроме того, продолжая замещать рабочие места неквалифицированного труда, зачастую с тяжелыми и вредными условиями, предполагающими досрочное назначение пенсии и рост пенсионных расходов, эта часть работающих пенсионеров косвенно препятствует техническому перевооружению российской экономики.

Напротив, необходимо сохранять в составе трудовых ресурсов работников старших возрастов высшей квалификации и в качестве собственно рабочей силы, и в качестве наставников молодежи. К сожалению, специалисты такого уровня в упомянутых выше возрастных группах составляли соответственно всего 10,2, 5,7 и 4,2%.

В последнее время с связи с дефицитом ПФР активно обсуждается вопрос о прекращении выплаты всей пенсии или ее части всем работающим пенсионерам или некоторым их категориям как о наиболее радикальном способе сокращения численности пенсионеров. Достигшие пенсионного возраста работники продолжат пополнять пенсионный фонд своими взносами, а пенсию получать не будут. Одна-

7 Конституция РФ, ст. 19, 37; ТКРФ ст. 21, 132; ратифицированные Россией Конвенции МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» и № 122 «О политике в области занятости».

ко население по-своему отреагировало даже не на отмену пенсии или ее части для работающих, а только на отмену индексации пенсий, т. е. на заморозку их размера. Число плательщиков взносов сократилось за первое полугодие 2016 г. на 70 тыс. чел. Часть работающих пенсионеров ушла в теневой сектор, не желая терять прибавку к пенсии. Отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам не принес ожидаемой экономии, а напротив, потребовал дополнительных бюджетных расходов.

Когда полный размер пенсии оказывается ниже ПМ пенсионера и требует доплаты до его уровня, естественно, отказ от индексации, либо частичная выплата оказываются неэффективными. По данным Росстата, 74% опрошенных семей, состоящих из пенсионеров, заявили, что продолжают работать из-за нехватки денег на текущее потребление. Часть людей постпенсионного возраста, получающих низкую заработную плату, продолжает работать даже в случае проблем со здоровьем, чтобы сохранить свое благосостояние, хотя бы на минимальном уровне.

Поставленная задача создания высокотехнологичных рабочих мест требует соответствующей профессиональной подготовки на базе определенного образовательного уровня, который имеют далеко не все лица старших возрастов. Бесплатные компьютерные курсы для пенсионеров существуют отнюдь не повсеместно и дают лишь элементарные навыки владения на бытовом уровне, что не достаточно для замещения высококвалифицированных вакансий. Кроме того, в силу возрастных особенностей обучение в пожилом возрасте может вызвать определенные трудности, особенно, если оно является не способом проведения досуга, а попыткой «заработать на хлеб».

В целом создается впечатление, что вопросы денежных доходов пенсионеров рассматриваются в Стратегии через призму фискальных мотивов: конфигурация пенсионной системы и размеры выплат направлены на сокращение бюджетных расходов, а стимулирование трудовой деятельности старшего поколения имеет целью рост налоговых поступлений в бюджет.

Защита интересов лиц старших возрастов в потребительском секторе. Эта задача предполагает обеспечение доступности потребления на необходимом и достаточном уровне по двум основным направлениям: ценовой доступности товаров и услуг с учетом возрастных особенностей и пространственной доступности социально-бытовой инфраструктуры

По данным Росстата, реальный размер назначенных пенсий составил в 2015 г. 96% по отношению к предыдущему году, а реальный размер минимальной оплаты труда снизился до 93%. Между тем уже в 2014 г. покупательная способность среднего размера назначенных пенсий была ниже по сравнению с 2013 г. по многим существенным для пищевого рациона престарелых продуктам питания (рисунок). В первую очередь это касается молока, творога, цитрусовых, овощей, которые в совокупности способны обеспечивать сбалансированность здорового питания пожилых. Даже такой традиционный и относительно других позиций дешевый продукт национальной кухни, как картофель, подорожал настолько, что исходя из покупательной способности средней пенсии возможность его покупки снизилась с 429,7 кг в 2013 г. до 393,5 кг в 2014 г. Продовольственная инфляция в декабре 2015 г. по сравнению с декабрем 2014 г. составила 14% [14, с. 475], в том числе молоко подорожало на 14,4%.

В январе-октябре 2016 г. по сравнению с тем же периодом 2015 г. подсолнечное масло подорожало на 18,8%, рыба и морепродукты, а также крупы и бобовые - на 9,9%, молоко, молочная продукция и сливочное масло - на 7,6%. Ткани, обувь, моющие и чистящие средства возросли в цене более чем на 11%, одежда, белье и трикотажные изделия - на 9,7%.

Падение покупательной способности среднего размера пенсии по электроэнергии, начавшееся в 2014 г. и продолжающееся в последующие два года, означает не

только снижение жизненного уровня, но и ухудшение условии жизни старшего поколения [10, С. 104].

Водоснабжение холодное и водоотведение,% Электроэнергия, % Лук репчатый, кг. Капуста белокочанная свежая, кг.

Картофель, кг. Рис шлифованный, кг. Цитрусовые, кг. Чай черный байховый, кг.

Сахар-песок, кг. Яйца куриные, шт. Сыры сычужные твердые, кг.

Творог, кг. Молоко питьевое, л Масло сливочное, кг.

Рыба замороженная (кроме лососевых пород и рыбного филе), кг.

Куры (кроме куриных окорочков), кг Свинина, кг.

0,2

33,4

21,6

5,9

5,3

I 3,9

I 2,8

0,5

1,9

12,2

19,7

Рисунок. Снижение покупательной способности среднего размера назначенных пенсий в 2014 г. по сравнению с 2013 г.

Между тем, по данным Комплексного наблюдения условий жизни населения, более чем в трети российских регионов 10% и более жилищ пенсионеров не имеют даже такого минимального коммунального удобства, как водопровод. В Республике Саха-Якутия доля таких домохозяйств в 2014 г. составляла 37,1%, в Республике Калмыкия и Курганской области - больше 22%, в Республике Бурятии - около 21%, в Республике Тыва и Иркутской области - свыше 18%, и даже в трех областях ЦФО (Ивановской, Тамбовской и Тверской) водопроводом не были оборудованы более 16% обследованных жилищ пенсионеров.

Облегчить условия жизни пожилых людей могут и должны разнообразные товары особого назначения, удовлетворяющие их специфические потребности: бытовые приборы, специальные гаджеты для слабовидящих и слабослышащих, товары медицинского назначения. Отечественный рынок такой продукции находится только в начале своего развития, и прибавка к пенсии лицам старше 80 лет может сыграть свою роль в его становлении на основе импортозамещения.

Пространственную доступность потребления предполагается обеспечивать путем совершенствования дислокации торговой сети, как общего назначения так и специальных социальных магазинов, работающих в фиксированном ценовом диапазоне (пока что их число сократилось с 851 на 1 янв. 2010 г. до 441 на 1 янв. 2015 г.)

Платежеспособный спрос старших возрастных групп мог бы играть существенную роль в функционировании потребительского сектора, возможно, даже большую, чем других категорий населения. Дело в том, что и в силу традиционных привычек и

0,4

10.8

36,2

6,6

10

3,6

0

5

10

15

20

25

30

35

40

в связи с ограниченными доходами спрос старшего поколения ориентирован в основном на продукцию отечественного производства. Поэтому при более благоприятных условиях, связанных с реальными доходами пожилых людей, их деньги могли бы стимулировать развитие российской пищевой и легкой промышленности.

В целом, утвердив Стратегию действий в интересах старшего поколения, государство признало наличие специфических проблем этих возрастных групп населения и наметило направления их решения, разработав целевые ориентиры и даже некоторые количественные показатели с разбивкой по этапам их достижения. Однако в ней не только не были указаны министерства, ведомства и властные структуры, ответственные за их исполнение, но, самое главное, не определены объемы и источники государственного финансирования предлагаемых мер по уровням бюджетной классификации. Без этого Стратегия превращается из конкретного плана действий в декларацию о намерениях.

Литература

1. Proportion of population aged 65 and over, % of total population //Евростат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&init=1&language=en&pcode=tps00028&plugin=1

2. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. http://pensionreform.ru/files/107379/%D0%A1%D1%82%D1 %80%D0%B0%D1 %82%D0%B5%D0%B3%D0 %B8%D1%8F

3. Российский статистический ежегодник. 2016. Стат.сб. М.: Росстат. 2016. 725 с.

4. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#

5. Life expectancy at age 65, by sex // Евростат . [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&init=1&language=en&pcode=tps00026&plugin=1

6. Healthy life years and life expectancy at age 65 //Евростат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&init=1&language=en&pcode=tsdph220&plugin=1

7. Демографический ежегодник России. Стат. сб. М.: Росстат, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B15_16/Main.htm

8. Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 г. Режим доступа: https://rg.ru/pril/article/70/89/78/Strategiya_lek_obespecheniya_131112.doc

9. Цены в России. 2016. Стат. сб. М.: Росстат. 2016. 151 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2015. Стат.сб. М.: Росстат, 2015. 311 c.

11. Бочарова С. Доплаты против бедности //РБК. 26 октября 2016. №198 (2454).

12. Воронин Ю., Сафонов А. Пенсионная мифология. //РГ. 2 ноября 2016 г. №248 (7116).

13. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/generation/#

14. Россия в цифрах. 2016. Крат. стат. сб. М.: Росстат. 2016. 543 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.