Научная статья на тему 'Качество жизни детей из удмуртских семей, получающих химиопрофилактику туберкулеза'

Качество жизни детей из удмуртских семей, получающих химиопрофилактику туберкулеза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ДЕТИ / ХИМИОПРОФИЛАКТИКА / УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА / QUALITY OF LIFE / CHILDREN / CHEMOPROPHYLAXIS / TUBERCULOSIS / UDMURT REPUBLIC

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Моисеева Ольга Валерьевна

Изучено качество жизни детей из удмуртских семей, получающих химиопрофилактику туберкулеза. Для оценки качества жизни был использован хорошо зарекомендованный общий опросник оценки статуса здоровья детей. Были опрошены 150 человек. При этом основную группу составили дети, получающие химиопрофилактику туберкулеза. Контрольную группу составили практически здоровые дети, не получающие химиопрофилактику туберкулеза. Установлено, что химиопрофилактику туберкулеза получают дети из асоциальных семей (более 50,0%), имеющие фоновые заболевания (90,0%). Дети, получающие химиопрофилактику туберкулеза, имеют статистически значимые более низкие показатели качества жизни по сравнению с практически здоровыми детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Моисеева Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The quality of life of children from the udmurt families gaining chemoprophylaxis of tuberculosis

For an estimate of quality of life utilized well used a blanket questionnaire of an estimate of the status of health of children. 150 men were interrogated. Thus the basic group was made by children gaining chemoprophylaxis of a tuberculosis. The control group was made by рractically healthy children who are not gaining chemoprophylaxis of tuberculosis. Fixed, that chemoprophilaxis of a tuberculosis children from аsоcial of families (more than 50,0%), having background diseases (90,0%) gain. Children gaining chemoprophylaxis of tuberculosis, have statistically considerable lower indexes of quality of life in comparison with рractically healthy children.

Текст научной работы на тему «Качество жизни детей из удмуртских семей, получающих химиопрофилактику туберкулеза»

ПЕДИАТРИЯ

УДК 61

О. В. Моисеева

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ИЗ УДМУРТСКИХ СЕМЕЙ, ПОЛУЧАЮЩИХ ХИМИОПРОФИЛАКТИКУ ТУБЕРКУЛЕЗА

ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия», Ижевск

Длительное время вопросам исследования качества жизни не уделялось должного внимания. За последнее десятилетие во всем мире существенно возросла исследовательская активность в области изучения качества жизни, как одного из важнейших показателей эффективности реформ здравоохранения [1]. Концепция исследования качества жизни (КЖ) имеет приоритетное направление в стратегии развития отечественной медицины на период 2000-2010 годы [2].

В эпидемиологии и клинических дисциплинах всегда существовали различные мнения об оценке здоровья. В здравоохранении состояние здоровья населения традиционно оценивалось по исходам заболевания, уровню смертности и летальности, средней продолжительности предстоящей жизни [3]. Однако эмоциональные, социальные и функциональные последствия медицинского вмешательства с точки зрения самого больного и причины его обращения за медицинской помощью не учитывались, что приводило к несоответствию в оценке здоровья и эффективности лечения врачом и пациентом [3]. В связи с этим с 70-х годов для мониторинга здоровья стали применять специальные индикаторы его состояния, к основным из которых большинство исследователей относят: социально-демографические показатели; частоту возникновения и распространенности заболеваний; психическое здоровье; потребление алкоголя; физическую активность; обращаемость за лечебно-диагностической помощью; потребление медикаментов; обращаемость за профилактической помощью; качество жизни [4]. История исследования индикаторов здоровья показывает, что приоритеты в этой области сместились от макросоциальной информации (например, уровень младенческой смертности), анализа клинических индикаторов (например, уровень холестерина в крови) к информации о самооценке здоровья на основе изучения качества жизни. Исследование качества жизни — общепринятый в последние десятилетия во всех странах, в том числе и в России, высокоинформативный, надежный и экономичный метод оценки благополучия и индивидуального восприятия пациентом своих функциональных возможностей как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Несмотря на бурное развитие современной медицины, одной из актуальных проблем в педиатрии до настоящего времени остается туберкулез. Рост распространенности и заболеваемости туберкулезом в детском возрасте носит не только медицинский, но и социальный характер, приводя к нарушению социальной адаптации детей, ухуд-

© О. В. Моисеева, 2010

шая качество жизни детей и их родителей и нанося ощутимый экономический ущерб. Существующие реабилитационные программы, в том числе для детей, получающих химиопрофилактику (ХП) туберкулеза, позволяют значительно улучшить результаты лечения, обеспечить контроль над заболеванием, но не отражают количественно динамику изменения всех сфер жизнедеятельности ребенка. Традиционные методы обследования дают одностороннее представление о болезни и эффективности лечения. Они не позволяют оценить психологическую, социальную дезадаптацию ребенка, его самочувствие и самоощущение [5].

Методы. Цель исследования — изучить качество жизни детей из удмуртских семей, получающих химиопрофилактику туберкулеза.

В педиатрической практике для исследования качества жизни хорошо зарекомендовал себя общий опросник Pediatric quality of life questionnaire — PedsQL (автор — Varni J. W., 1999). Считается, что дети способны представить свое субъективное мнение в отношении собственного здоровья после 5 лет. До 5 лет в оценке КЖ участвуют только родители, а с 5 лет и родители и дети. Опросник PedsQL — 4.0. включает 23 вопроса, объединяемых в шкалы по принципу 4 компонентов: физическое функционирование (8 вопросов), эмоциональное функционирование (5 вопросов), социальное функционирование (5 вопросов), функционирование в школе (5 вопросов). Общее количество баллов рассчитывается по 100-балльной шкале. Опросник разделен на шкалы. В настоящее время в большинстве методик также оценивается от 5 до 8 основных критериев качества жизни: ФФ — физическое функционирование (влияние физического здоровья на качество и количество выполняемой работы или другой повседневной деятельности); ЭФ — эмоциональное функционирование (влияние эмоциональных проблем на качество или количество выполняемой работы или другой повседневной деятельности); СФ — социальное функционирование (субъективная оценка влияния эмоциональных проблем на социальную активность: общение с коллегами, друзьями, родственниками и др.); ЖШ — жизнь в детском саду/школе (ролевое функционирование). Суммарные шкалы опросника: ПСФ — психо-социальное функционирование (средний показатель между эмоциональным, социальным функционированием, жизнью в школе); СШ — суммарная общая шкала.

Были опрошены 150 человек. При этом основную группу составили дети 2-4 лет в числе 50 человек, от 5-7 лет — 50 человек, 8-12 лет — 50 человек (лица, имеющие вираж или гиперергическую туберкулиновую чувствительность и получающие химиопрофилактику туберкулеза изониазидом в дозе 8-10 мг/кг, пиразинамидом в дозе 25 мг/кг в течение 3 месяцев). Контрольную группу составили 150 человек практически здоровых детей того же возраста (имеющих I или II группу здоровья), не получающих химиопрофилактику туберкулеза. В исследовании приняли участие 150 родителей.

Формирование возрастных групп исследуемых было проведено в соответствии с возрастным распределением в опроснике PedsQL и международными требованиями к методологии исследования качества жизни. Все респонденты старше 5 лет, участвующие в исследовании, и родители заполняли информированное согласие на участие в данном исследовании.

Статистическая обработка результатов исследования проводилась при участии отдела социальной педиатрии института педиатрии РАН (г. Москва). Статистический анализ включал в себя использование параметрических методов. Оценка достоверности исследования проводилась с вычислением критерия Стьюдента.

Результаты и обсуждение. Амбулаторно получили химиопрофилактику 140 человек, в условиях детского стационарного отделения 10 человек. При этом 50,0% ис-

следуемых проживали в городе, другая половина — в сельской местности. В структуре исследуемых I группу здоровья имели 5,0%, II группу здоровья 90,0%, III группу здоровья 4,5%, IV группу здоровья 0,5% лиц. Часто болеющие дети составили 89,0%. Неполные семьи в структуре составили 80,0%, родители имели низкий уровень образования в 87,0% случаев. Безработные составили 58,0%. Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия зарегистрированы у 79,5%. Низкий уровень материального достатка установлен у 85,4%, вредные привычки в виде систематического употребления алкоголя имели 83,0%, курили 95,0%, употребляли наркотики 5,0% родителей. Однообразное, нерегулярное питание, питание «всухомятку» отмечено у 72,3% детей.

В младшей возрастной категории сравнение средних показателей качества жизни родительской формы по шкалам опросника показало, что дети 2-4 лет, получающие химиопрофилактику, имеют статистически достоверные (р < 0,001) более низкие показатели КЖ по всем аспектам жизнедеятельности по сравнению с аналогичными параметрами практически здоровых детей (рис. 1).

ФФ ЭФ СФ ЖШ ПСФ сш

критерии

б Основная группа □ Контрольная группа

Рис. 1. Сравнение средних показателей КЖ практически здоровых детей и детей, получающих ХП туберкулеза по результатам заполнения родительской формы опросника PedsQL

(2-4)

Сравнение средних показателей КЖ практически здоровых и детей, получающих ХП туберкулеза по результатам заполнения детской формы опросника PedsQL (24) представлено на рис. 2, из материалов которого следует, что дети, получающие химиопрофилактику имеют статистически достоверные (р < 0,001) более низкие показатели КЖ по всем аспектам жизнедеятельности по сравнению с аналогичными параметрами практически здоровых детей.

В более старшей возрастной группе сравнение средних показателей КЖ по шкалам опросника показало, что независимо от того, кто заполнял опросник (дети или родители), дети, получающие ХП, имеют статистически достоверные (р < 0,001) более низкие показатели КЖ по всем сферам жизнедеятельности по сравнению с аналогичными параметрами практически здоровых детей (рис. 3, 4).

Сравнение средних показателей КЖ практически здоровых детей и детей, получающих ХП туберкулеза по результатам заполнения родительской формы опросника PedsQL (8-12) представлено на рис. 5, из материалов которого следует, что оценка роди-

ФФ ЭФ СФ ЖШ ПСФ сш

критерии

Н Основная группа 0 Контрольная группа

Рис. 2. Сравнение средних показателей КЖ практически здоровых детей и детей, получающих ХП туберкулеза по результатам заполнения детской формы опросника PedsQL (2-4)

ФФ ЭФ СФ ЖШ ПСФ сш

критерии

0 Основная группа □ Контрольная группа

Рис. 3. Сравнение средних показателей КЖ практически здоровых детей и детей, получающих ХП туберкулеза по результатам заполнения родительской формы опросника PedsQL

(5-7)

телей детей, получающих ХП лечение, совпадает с аналогичной у практически здоровых детей. Возможно, это связано с недооценкой КЖ своего ребенка, вследствие недостаточного внимания к его здоровью. Действительно, в этой группе родителей 47,0% имели более двух детей в семье, вредные привычки (87,0%), а 56,7% — низкий уровень образования и материального достатка (85,4%).

Сравнение средних показателей КЖ практически здоровых детей и детей, получающих ХП туберкулеза, по результатам заполнения детской формы опросника PedsQL (8-12) представлено на рис. 6, из материалов которого следует, что суммарная оценка КЖ исследуемых детей значительно ниже КЖ практически здоровых детей.

Во всех возрастных группах детям, получающим ХП лечение, и часто болеющим детям по сравнению с практически здоровыми детьми, труднее было участвовать в играх, бегать, делать зарядку, купаться, собирать игрушки и т. д. Установлено также, что дети

ФФ ЭФ СФ ЖШ ПСФ сш

критерии

Рис. 4. Сравнение средних показателей КЖ практически здоровых детей и детей, получающих ХП туберкулеза по результатам заполнения детской формы опросника PedsQL (5-7)

Рис. 5. Сравнение средних показателей КЖ практически здоровых детей и детей, получающих ХП туберкулеза по результатам заполнения родительской формы опросника PedsQL (8-12)

и подростки, получающие ХП, достоверно чаще по сравнению с практически здоровыми детьми имеют отрицательные эмоции, чувство страха, беспокойный сон, грусть, испытывают затруднения при выполнении заданий в детских дошкольных учреждениях, пропускают занятия из-за плохого самочувствия или необходимости посещения врача. Длительное превентивное лечение (2 раза в год в условиях стационара) у таких детей способствует социальной дезадаптации, что связано со снижением адаптационных возможностей вследствие эмоциональных, психологических и физических перегрузок у детей, родителей детей, в семье в целом, в том числе обусловленной тревогой за состояние здоровья своих детей, отрыва их от семьи, привычного окружения, страхом развития у них побочных явлений при проведении превентивного лечения, наличием психо-социальных проблем и их влияния на межличностные отношения, общение с другими членами семьи и детьми в организованных коллективах.

Рис. 6. Сравнение средних показателей КЖ практически здоровых детей и детей, получающих ХП туберкулеза по результатам заполнения детской формы опросника PedsQL (8-12)

Таким образом, химиопрофилактику туберкулеза получают дети из асоциальных семей Удмуртской Республики, имеющие фоновые заболевания. Они имеют статистически значимые более низкие показатели качества жизни по сравнению с практически здоровыми детьми.

Литература

1. Альбицкий В. Ю., Винярская И. В. Возможности использования критериев качества жизни для оценки состояния здоровья // Российский педиатр. журн. 2007. № 5. С. 54-56.

2. Захарова Т. Ю. Оценка качества жизни в клинике внутренних болезней // Сов. медицина. 1991. № 6. С. 34-38.

3. Каримова И. П. Некоторые аспекты исследования качества жизни детей 2-7 лет при респираторной патологии: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Челябинск, 2006. 23 с.

4. Белевский А. С. Исследование качества жизни больных бронхиальной астмой в России // Клинич. медицина. 2004. № 3. С. 72-75.

5. Стрелков Н. С., Молчанова Л. Ф., Кудрина Е. А. и др. Качество жизни отдельных возрастно-половых, социальных и профессиональных групп населения: монография. Ижевск, 2008. 240 с.

Статья поступила в редакцию 21 декабря 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.