Н.Г. ШАМСУТДИНОВА, С.П. ЯКУПОВА, Р.З. АБДРАКИПОВ УДК 6142: 616-72-002-77 (470.41)
Казанский государственный медицинский университет
Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан
Качество жизни больных остеоартрозом и ревматоидным артритом у городских и сельских жителей Республики Татарстан
|Шамсутдинова Наиля Гумеровна
кандидат медицинских наук, ассистент кафедры госпитальной терапии
420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 49, тел. 8-904-763-83-72, e-mail: [email protected]
Проведено с помощью анкеты БР-Эв обследование пациентов с остеоартритом (ОА) и ревматоидным артритом (РА). Проведенное исследование показало, что у пациентов города Казани и сельских пациентов с ОА и РА снижено качество жизни по всем составляющим данного опросника. Получены достоверные различия по некоторым шкалам между городскими и сельскими больными.
Ключевые слова: качество жизни, ревматоидный артрит, остеоартроз.
N.G. SHAMSUTDINOVA, S.P. YAKUPOVA, R.Z. ABDRAKIPOV
Kazan State Medical University
Republican Clinical Hospital of Ministry of Health Care of the Republic of Tatarstan
Quality of life in patients with osteoarthritis and rheumatoid arthritis in urban and rural residents of the Republic of Tatarstan
Using the questionnaire SF-36 survey patients with osteoarthritis (OA) and ревматоидным артритом (RA) was conducted. The study showed that patients in Kazan and rural patients with OA and RA have reduced quality of life for all components of the questionnaire. Significant difference some scales between urban and rural patients was obtained.
Keywords: quality of life, rheumatoid arthritis, osteoarthritis.
Не вызывает сомнений, что ревматические заболевания являются одной из наиболее сложных и важных проблем современной медицины. Ее значимость растет и приобретает все большие масштабы в связи с неуклонным увеличением числа страдающих ревматическими заболеваниями людей [1]. Все это обусловливает актуальность проблемы болезней костномышечной системы [2]. Наибольшее социальное и экономическое значение среди всех ревматических заболеваний имеют остеоартроз (ОА) и ревматоидный артрит (РА).
ОА — гетерогенная группа заболеваний различной этиологии со сходными биологическими, клиническими, морфологическими проявлениями и исходом, в основе которых лежит поражение всех компонентов сустава, в первую очередь хряща, а также субхондральной кости, синовиальной оболочки, связок, капсулы, околосуставных мышц [3]. Проблема ОА является одной из наиболее актуальных в ревматологии. Это опреде-
ляется прежде всего высокой распространенностью среди населения и частой инвалидизацией в результате этого заболевания, влиянием на качество жизни населения [4]. Показано, что увеличение числа пораженных суставов характеризуется снижением уровня качества жизни [5, 6]. Заболеваемость ОА составляет 8,2 на 100000 населения. Около 20% населения земного шара страдает ОА [3].
РА — аутоиммунное ревматическое заболевание неизвестной этиологии, характеризующееся хроническим эрозивным артритом (синовитом) и системным поражением внутренних органов [3]. Это наиболее распространенное ревматическое заболевание. Средняя частота РА в популяциях развитых стран, по последним данным, лежит в диапазоне 0,5-1,0%, а первичная заболеваемость достигает 0,02%. Частота РА в российской популяции в среднем составляет 1%, а соотношение женщин и мужчин равно 3:1. Кроме широкой распространенности, для
'7 (55) декабрь 2011 г.
ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА 129
РА характерным является поражение пациентов трудоспособного возраста, хронический характер течения с выраженной тенденцией к неуклонному прогрессированию деструкции суставов и развитию различных внесуставных проявлений [7]. Все это приводит к ранней инвалидизации и преждевременной смерти пациентов. Возраст выхода на пенсию вследствие потери трудоспособности у больных РА на 11,6 года наступает раньше установленного возрастного срока. Показано, что у больных РА чаще развивается депрессивный синдром [8] и снижается уровень качества жизни.
Социальная значимость РА во многом определяется его негативным влиянием на функциональные возможности и трудоспособность больного человека. Для пациентов с РА прежде всего характерно разной степени выраженности ограничение в движениях и, соответственно, в выполнении профессиональной и домашней работы, а в тяжелых случаях и в способности самообслуживания [9]. Около 90% пациентов теряют трудоспособность по истечении 10-15 лет от начала заболевания. В Российской Федерации средний возраст пациентов с РА, выходящих на инвалидность, составляет 48 лет, а более четверти пациентов нуждаются в дорогостоящем консервативном или оперативном лечении — эндопротезировании суставов. В этой связи изучение влияние таких заболеваний, как ОА и РА, на качество жизни больных представляется актуальным и необходимым исследованием.
КЖ является одним из основных понятий современной медицины, позволяющих проводить анализ составляющих жизнедеятельности человека в соответствии с критериями ВОЗ. КЖ — интегральная характеристика, объединяющая различные сферы функционирования человека. Исследование КЖ в медицине построено на единых методологических подходах, включающих три основных принципа: многомерность оценки, изменяемость параметров КЖ во времени и участие больного в оценке своего состояния. Один из принципов исследования КЖ основан на изменяемости показателей КЖ во времени, которые позволяют осуществлять мониторинг состояния больного и в случае необходимости проводить коррекцию терапии.
Инструменты оценки КЖ (общие и специфические опросники), разработанные экспертами ведущих мировых клинических центров в соответствии с принципами доказательной медицины и требованиями Good Clinical Practis (GCP), создали возможность количественной оценки основных сфер жизнедеятельности человека. Применение их вместе с другими общепринятыми клиническими, лабораторными и инструментальными методами исследования позволяет расширить представление врача о состоянии больного в целом [10].
Общие опросники измеряют широкий спектр функций восприятия здоровья и используются для сравнения КЖ пациентов, страдающих различными заболеваниями, а также для ее оценки в популяции, тогда как специфические инструменты ориентированы в большей степени на проблемы, связанные с определенными заболеваниями.
Цель исследования
Провести оценку КЖ больных ОА и РА в городской и сельской местности Республики Татарстан в рамках целевой программы «Социальные и экономические последствия ревматических заболеваний» (эпидемиологическое исследование).
Материалы и методы исследования
Проведено клинико-эпидемиологическое исследование городских и сельских жителей Республики Татарстан, являющееся частью программы «Социальные и экономические последствия ревматических заболеваний», разработанной ГУ «Институт ревматологии РАМН».
Работа основана на скринирующем анкетировании 6315 жителей Республики Татарстан (3272 сельских и 3043 городских жителей) в возрасте от 18 до 90 лет, из которых затем отобраны для диагностического обследования пациенты с припуханием суставов и пациенты с артралгиями. На диагностическом этапе обследовано 498 сельских и 504 городских жителей. Обследование на диагностическом этапе проходило в условиях городского ревматологического центра г. Казани, терапевтического отделения МБУЗ «Арская ЦРБ», а также в сельских фельдшерско-акушерских пунктах Арского района.
Изучение качества жизни проводилось у больных, которым диагноз был выставлен во время первого клинического обследования, каждый пациент заполнял карту по изучению качества жизни (опросник SF-36).
Опросник SF-36 — Short Form 36 Health Quality Survey позволяет определить 8 основных показателей качества жизни — физическое функционирование (ФФ); ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (РФ); интенсивность боли (ИБ), общее состояние здоровья (ОЗ); жизненная активность (ЖА); социальное функционирование (СФ); ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (РЭ) и психическое здоровье (ПЗ).
Результаты
После завершения первого предварительного этапа исследования нами были отобраны пациенты с жалобами на боли и припухания в суставах для проведения детального клинического обследования врачами ревматологами (второй диагностический этап исследования).
Во время второго диагностического этапа обследованы 1002 человека (498 сельских жителей и 504 — городских), из которых 660 человек были отобраны с припуханиями в суставах, 342 — человека с артралгиями.
После завершения диагностического этапа 2,6% (13 чел.) сельским пациентам и 2,4% (12 чел.) городским выставлен диагноз «РА». Из всех обследованных на диагностическом этапе пациентов — жителей села и города, соответственно, 52,2% (260 человек, мужчин — 16,2%, женщин — 83,8%) и 41,7% (210 человек, мужчин — 20,0%, женщин — 80,0%) выставлен диагноз «ОА». Средний возраст пациентов с РА составил 58,9±7,9 года в селе и 43,2±12,4 года в городе. Средний возраст пациентов с ОА составил 60,8±13,2 года в селе и 64,2±12,4 года в городе. В таблице 1 представлена оценка качества жизни у больных ОА по опроснику SF-36. Средние значения шкал в обеих группах предполагают снижение качества жизни по всем составляющим.
Имеются различия между средними величинами стандартизированных шкал у городских и сельских респондентов: физическое функционирование, интенсивность боли, общее состояние здоровья, социальное функционирование, физическое здоровье и психическое здоровье. Результаты опроса свидетельствуют о том, что у сельских пациентов с ОА в большей степени физическое состояние ограничивало выполнение физических нагрузок, повседневную ролевую деятельность, более выражено ограничение выполнения привычных дел из-за боли, снижение жизненной активности. Также более низкой оказалась общая оценка состояния здоровья пациентом. Однако средние значения по шкалам ролевое функционирование, связанное с физическим состоянием, жизненная активность, ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, представлены в большей величине у сельских жителей, чем у городских.
У жителей города больше представлено снижение уровня общения из-за физического или эмоционального состояния,
Таблица 1.
Сравнительный анализ показателей КЖ пациентов ОА в городской и сельской местности (M±a)
Показатели КЖ Городские жители, n=210 Сельские жители, n=260
ФФ* 48,2±18,3 60,0±20,7
РФ* 59,9±38,6 45,5±38,5
ИБ** 61,4±21,1 58,1±20,3
ОЗ* 60,0±19,1 60,0±19,1
ЖА* 54,63±13,8 48,8±10,5
СФ* 65,1±22,8 55,5±15,7
РЭ* 68,8±38,3 53,2±40,2
ПЗ* 50,6±11,3 47,1±9,3
Физическое здоровье* 43,5±8,8 39,7±7,0
Психологическое здоровье* 42,8±7,9 39,9±7,2
Примечание: достоверность показателей по шкалам опросника вР-36 между группами пациентов города и села получена при * р<0,000001, ** р<0,05
Таблица 2.
Сравнительный анализ показателей КЖ пациентов РА
в городской и сельской местности (М±ст)
Показатели КЖ Городские жители, n=12 Сельские жители (М±а), n=13
ФФ 41,2±19,2 34,7±24,8
РФ 30,9±22,5 25,0±33,1
ИБ 55,1±16,7 48,5±18,2
ОЗ 40,6±15,2 47,3±11,0
ЖА** 53,5±8,8 42,6±12,9
СФ 45,6±20,2 47,8±21,8
РЭ 25,5±36,4 47,1 ±39,2
ПЗ* 54,1±6,2 43,5±8,9
Физическое здоровье 36,7±7,4 33,1 ±9,6
Психологическое Здоровье 38,9±6,4 39,1 ±8,1
Примечание: достоверное различие показателей между группами пациентов города и села получено при * р<0,005, ** р<0,05
ограничение повседневной работы, обусловленное ухудшением эмоционального компонента. Средние значения физического и психического компонентов здоровья практически не отличаются в исследуемых группах. Достоверность различий между группами городских и сельских пациентов получена по всем шкалам опросника, а также по суммарным показателям физического и психического здоровья.
Как видно из таблицы 2, средние значения шкал в обеих группах с РА предполагают снижение качества жизни по всем составляющим. Имеются положительные различия между средними величинами стандартизированных шкал у городских и сельских респондентов: физическое функционирова-
ние, ролевое функционирование, связанное с физическим состоянием, интенсивность боли, общее состояние здоровья, жизненная активность, физическое здоровье и психическое здоровье. Результаты опроса свидетельствуют о том, что у сельских пациентов с РА в большей степени физическое состояние ограничивало выполнение физических нагрузок, повседневную ролевую деятельность, более выражено ограничение выполнения привычных дел из-за боли, снижение жизненной активности. Также более низкой оказалась общая оценка состояния здоровья пациентом. Однако средние значения по шкалам социальное функционирование и ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, представлены в большей величине у сельских жителей, чем у городских. У жителей города больше представлено ограничение социальных контактов, снижение уровня общения из-за физического или эмоционального состояния, ограничение повседневной работы, обусловленное ухудшением эмоционального компонента. Средние значения физического и психического компонентов здоровья практически не отличаются в исследуемых группах.
Таким образом, проведенное исследование показало, что у пациентов города Казани и сельских пациентов с ОА и РА имеется снижение качества жизни по всем составляющим данного опросника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беневоленская Л.И. Эпидемиология ревматических болезней / Л.И. Беневоленская, М.М. Бржезовский. — М.: Медицина. — 1988. — 235 с.
2. Эрдес Ш.Ф. Проблема ревматических заболеваний в России / Ш.Ф. Эрдес, О.М. Фоломеева // Русский медицинский журнал. — 2004. — № 20. — С. 1121-1123.
3. Галушко Е.А. Распространенность ревматоидного артрита в России (по данным эпидемиологического исследования) / Е.А. Галушко, Ш.Ф. Эрдес, Д.И. Базоркина [и др.] // Терапевтический архив. — 2010. — № 5.
4. Насонов Е.Л. Внедрение высоких медицинских технологий в ревматологии: проблемы и решения / Е.Л. Насонов // Научнопрактическая ревматология. — 2008. — № 2. — С. 4-5.
5. Hunter D.J. Pharmacologic therapy for osteoarthritis--the era of disease modification / D.J. Hunter // Nat. Rev. Rheumatol. — 2011. — Vol. 7 (1). — P. 13-22.
6. Popov A.A. Knee osteoarthritis prevalence and its influence on quality of life in perimenopausai women / A.A. Popov, N.V. Izmozherova, N.V. Tagiltseva [et al.] // Ann. Rheum. Dis. — 2006. — Vol. 65. — P. 403.
7. Horsten N.C. Prevalence of hand symptoms, impairments and activity limitations in rheumatoid arthritis in relation to disease duration / N.C. Horsten, J. Ursum, L.D. Roorda [et al.] // Journal Of Rehabilitation Medicine. — 2010. — Vol. 42 (10). — P. 916-921.
8. Mella L.F. Depressive symptoms in rheumatoid arthritis / L.F. Mella, M.B. Bertolo, P. Dalgalarrondo // Revista Brasileira De Psiquiatria. — 2010. — Vol. 32 (3). — P. 257-263.
9. Фоломеева О.М. Ревматоидный артрит в ревматологической практике России: тяжесть заболевания в российской популяции больных. Одномоментное (поперечное) эпидемиологическое исследование (RAISER) / О.М. Фоломеева, Е.Л. Насонов, И.А. Андрианова // Научно-практическая ревматология. — Москва. — 2010. — № 1. — С. 50-61.
10. Амирджанова В.Н. Ревматоидный артрит и качество жизни больных: методология исследований, валидация инструментов, оценка эффективности терапии: автореф. дис. ... докт. мед. наук. — M., 2010.