Section 8. Pedagogy
12. Obozov N. N. Interpersonal Relations. LGU. L. Press, 1979.
13. Olshanskiy, V. B. Yandeks Dictionaries. BSE. http://slovari.yandex.ru.
14. Sobchik L. N. Psychology of Personality. Theory and Practice of Psycho-Diagnostics. SPB.: Rech, 2003.
15. Sereda E. I. Workshop on Interpersonal Relationships: Help and Personal Growth.CPb.: Rech, 2006.
16. Stolin V. V. Consciousness of the Person. M. MGU Press, 1983.
17. Yalov I. Existential Psychotherapy. M., 1999.
Kubanov Ruslan Anatolievich, candidate of Pedagogic Sciences, associate professor, Corresponding Member of the International Academy of Teacher Education Science, doctoral student in pedagogy of Luhansk National Taras Shevchenko University E-mail: kubanov12@rambler.ru
Quality of higher education through the eyes of the employer
Abstract: The article analyzes the views of potential employers on the issue of quality in higher education in order to assess the characteristics of the process of harmonization of competency graduates with the requirements of enterprises (employers). Defined set of theoretical knowledge and practical skills, the skills required of graduates for success in today’s economic development.
Keywords: students, higher education institution, the quality of higher education, employers, the economy.
Кубанов Руслан Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, докторант кафедры педагогики Луганского национального университета имени Тараса Шевченко,
E-mail: kubanov12@rambler.ru
Качество высшего образования глазами работодателя
Аннотация: У статье анализируются взгляды потенциальных работодателей на проблему качества высшего образования с целью оценки процесса согласования компетентностных характеристик выпускников с требованиями предприятий (работодателей). Определен набор теоретических знаний и практическихумений, навыков, необходимых выпускнику высшего учебного заведения для успешной деятельности в условиях современного развития экономики.
Ключевые слова: студенты, высшее учебное заведение, качество высшего образования, работодатели,
экономика.
Развитие всех сфер современного общества требует роста и приумножения высококвалифицированного кадрового, интеллектуального потенциала, что призваны делать системы образования, и в частности вузы. Вместе с тем в условиях непрерывного роста потока информации, темпа жизни, все увеличивающегося дефицита времени и быстро меняющихся технологий изменяются требования к качеству специалистов, и следовательно, к системе их подготовки в школе, средних и высших учебных заведениях. Для этого необходимо создать концепции повышения качества обучения и качества подготовки специалистов в вузе, которые явились бы основой для разработки технологий, методов и форм обучения, обеспечивающих качество подготовки специалистов и развитие их
творческого потенциала в образовательном процессе.
Цель статьи — высветить взгляды потенциальных работодателей на проблему качества высшего образования с целью оценки процесса согласования компе-тентностных характеристик выпускников и требований предприятий-работодателей.
В современных рыночных условиях определяющим для получения конкурентного преимущества образовательной организации становится соотношение «цена-качество», в связи с чем качество образования становится важнейшим показателем, характеризующим деятельность ВУЗа.
Что же представляет собой качество образования? В литературе [1; 2] существует множество подходов к этому понятию, некоторые представлены в таблице 1.
72
Секция 8. Педагогика
Таблица 1. - Качество образования: анализ научных подходов
№ Подходы Основание
1 Интуитивно-эмпирический Опыт и интуиция человека
2 Формально-отчетный Уровень успеваемости
3 Психологический Уровень развития познавательных процессов и степень проявления психических новообразований личности
4 Педагогический Уровень воспитанности и обученности
5 Процессуальный Оценка состояния образовательного процесса
6 Результирующий Оценка результата педагогической деятельности образовательного учреждения
7 Комплексный Внешняя экспертиза (материальная база, кадровый состав, программы, формы и методы работы и т. д.)
8 Многопараметрический Оценка деятельности образовательного учреждения на основе внутрисистемных параметров
9 Методологический Соотношение результата с операционально-заданными целями
10 Интегрирующий Введение категорий, носящих интегральный характер (компетентность, грамотность, образованность)
11 Лично-ориентированный Личностное развитие обучаемого
12 Социальный Степень удовлетворения индивидуального и общественного потребителя
Разумеется часть из предложенных подходов перекликаются друг с другом, но тем не менее налицо многообразие подходов к понятию качество образования. Мы разделяем позицию М. П. Карпенко, что применительно к высшему образованию понятие качество должно определяться как его соответствие требованиям потребителей, которыми для высшего образования являются студенты и их родители (во многих случаях оплачивающие это образование), работодатели и общество в целом [1,14].
С точки зрения высшего образования, как социального института, наиболее подходящим представляется социально-интегрирующий подход. После предстоящего, по-видимому, перевода государственных ВУЗов из категории государственных образовательных учреждений в категорию государственных автономных некоммерческих организаций, ВУЗы должны будут бороться за наилучшее удовлетворение потребностей потребителей-личности и общества.
Удовлетворение потребностей общества необходимо для получения госзаказа с бюджетным финансированием. При этом общество в лице государства устанавливает критерии качества — государственные экзамены, типовые учебные планы, типовые программы курсов и т. д. и путем проведения процедуры аккредитации контролирует выполнение установленных критериев.
Иные требования к качеству образования у частных потребителей образовательных услуг. Получение высшего образования в этом случае рассматривается
как первая ступень к получению престижной высокооплачиваемой работы. Тем самым с этой точки зрения дать качественное образование — значит, выпустить на рынок труда востребованного высококвалифицированного специалиста. Следовательно, качество образования начинается с предложения абитуриенту набора специальностей, которые будут востребованы на рынке труда к моменту окончания его образования. Очевидно, что решение этой задачи упрощается при сокращении сроков образования и система бакалавр — магистр является в этом случае более гибкой и рыночно ориентированной, чем подготовка специалистов.
Другой аспект — высококвалифицированность — понятие заменившее требование высокообразованности, что нашло свое отражение в компетентном подходе, зафиксированном в документах по Болонскому процессу. Это связано с тем, что успешность выпускника определяется наличием у него целого ряда компетенций — научной, социально-личностной, коммуникативной и т. д. То есть помимо солидного багажа знаний, наличие которых можно проверить отчасти и тестированием остаточных знаний, выпускник должен обладать и целым рядом личностных характеристик — настойчивостью, активностью, целеустремленностью, коммуникабельностью, творческим подходом, умением работать в группе и иметь задатки лидерства и т. д. Развитие всех этих качеств не может быть обеспечено только наличием хорошо налаженного учебного процесса.
73
Section 8. Pedagogy
Здесь необходима и развитая внеучебная компонента образовательного процесса, в том числе научно-исследовательская работа, самоуправление студентов и т. п. Ясно, что проверить наличие такого рода квалификаций у выпускников ВУЗа задача неизмеримо более сложная, чем проведение тестирования остаточных знаний. Но здесь нам на помощь может прийти хорошо известное выражение: практика — критерии истины.
Именно успешность выпускников ВУЗа должна стать основным критерием качества образования. И хотя ее, естественно, трудно измерить в баллах и процентах, но необходимо разрабатывать механизмы и подходы к получению такой оценки. Необходимо также разработать механизм обеспечения качества образования, например, на основе создания всеобщей системы управления качеством.
Нельзя не согласиться с мнением авторов коллективной монографии «Мониторинг студентов и выпускников вуза как инструмент системы управления востребованностью молодых специалистов на рынке труда», что все стороны процесса (личности, работодатели, вузы, общество и государство) заинтересованы в формировании профессиональных компетенций молодых специалистов, но конечные цели у них разные, хотя и взаимосвязанные [2, 39].
Например, чтобы занять достойное положение в обществе, личности требуется получить от высшего образования:
— набор теоретических знаний и практических умений, навыков, необходимых для принятия управленческих решений в будущей деятельности, получения дохода и принесения общественной пользы;
— развитые личностные и профессиональные качества: кругозор; уровень интеллекта (умение решать сложные задачи различного характера, абстрактное мышление); личностно-психологические характеристики (организаторские способности, самостоятельность в принятии решений, чувство ответственности за свои действия и т. д.), необходимые для успешной профессиональной и общественной деятельности (жизни); здоровье и физические навыки, обеспечивающие высокую работоспособность;
— высокий уровень воспитания и культуры.
С точки зрения работодателя, выпускники вузов должны обладать:
— достаточными практическими и теоретическими знаниями и навыками, для того чтобы обеспечить высокую производительность труда, снизить непроизводительные затраты предприятия на дополнитель-
ное обучение и переподготовку кадров или оправдать затраты средств на подготовку специалистов (при заключении договоров с вузами);
— развитыми профессиональными качествами, необходимыми для выполняемой ими работы (инициативность, организаторские способности, способность принимать управленческие решения и т. д.);
— высокой работоспособностью, что предполагает наличие крепкого здоровья и высокой физической выносливости.
Исследования, проводимые кадровыми агентствами Луганской области Украины, фиксируют 30-50% безработных среди молодых специалистов с высшим образованием, что показывает несоответствие профессиональных и квалификационных параметров молодых специалистов требованиям работодателей. Работодатели не имеют материальных и организационных возможностей активно развивать профессиональную подготовку специалистов. Отсутствует также практика инвестирования высшей школы со стороны реального сектора экономики. В то же время требования к выпускникам по различным группам специальностей становятся все более жесткими.
Подавляющее число объявлений о наборе сотрудников включает в качестве основных требований:
— наличие высшего образования — 90% от общего числа,
— знание ПК на уровне не ниже уверенного пользователя — 95%,
— знания как минимум одного иностранного языка — 50%,
— наличие опыта работы по специальности (в среднем от 2-х лет) — 50%.
— обращает на себя внимание, что спрос работодателей в основном адресован мужчинам.
Таким образом, информируя о перспективах будущей специальности абитуриентов, вуз практически определяет решение задачи эффективного трудоустройства выпускника. Выпуск вуза, не нашедший применения полученным знаниям, пополняет армию безработных. Если найденное рабочее место не предполагает работу по специальности, в этом случае целенаправленные вложения государства или частного лица затрачены впустую. Трудоустройство не по специальности, то есть невостребованность выпускника, означает и то, что неоправданными оказываются и ожидания потенциальных работодателей. Изучение проблемы позволяет констатировать, что дисбаланс на рынке труда выпускников обусловлен особенностями подготовки специалистов в системе
74
Секция 8. Педагогика
профессионального образования и несогласованным развитием рынка труда и образовательных услуг.
Экономические и социальные изменения, происходящие в украинском обществе, формирование инновационной направленности экономики, интеграция в мировое экономическое пространство ставят перед системой высшего образования государства новые приоритеты и задачи, в числе кото-
рых наиболее актуальной является качество подготовки специалистов. Актуальность этой проблемы повышается в связи с новой парадигмой обеспечения конкурентоспособности государства, согласно которой экономический рост и конкурентоспособность все в большей степени определяется «экономикой знаний» и в меньшей степени «экономикой производства».
Список литературы:
1. Качество высшего образования: монография; под ред. М. П. Карпенко. - М.: Изд-во СГУ 2012. - 291 с.
2. Мониторинг студентов и выпускников вуза как инструмент системы управления востребованностью молодых специалистов на рынке труда: монография; под ред. проф. М. А. Боровской. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ 2008. - 336 с.
3. Болонський процес: перспективи i розвиток у контекст штеграцн Украши в европейський проспр вищо! освгги: монографiя/За ред. В. М. Бебика. - К.: МАУП, 2004. - 200 с.
4. Матрос Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга/Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова. - М.: Пед. общество России, 2001. -128 с.
Linkov Alexander Yordanov, University of Plovdiv “Paisii Hilendarski”, Bulgaria Senior Assistant Professor PhD, The Faculty of Pedagogy
E-mail: starcom2@abv.bg
Learning in the Field of Problem-Based Training
Abstract: The semantics of the construct “problem" leads to more than 10 possible meanings, each clarifying it within certain lexical (semiotic) limits. The connection between problem-based training and the main principles of constructivist educational paradigm is theoretically productive.
Key words: problem solving, problem-based training, “problemacity”.
Under the conditions of a developing modern pedagogical practice, a dialectical attitude emerges with a particular force — it plays a key role when clarifying the interrelation between “learning through solving problems” and the place of a learning situation, as a rather dynamic relation of the reflection of this attitude.
Scholars of Plamen Radev’s calibre think that the semantics of the construct “problem” leads to more than 10 possible meanings, each clarifying it within certain lexical (semiotic) limits.
For the purposes of interpretation, which the article serves, several levels of analysis and classification of the term “problem” are of importance. Chronologically, they could be presented as follows:
1. A question whose answer cannot be achieved and solved with the help of available knowledge;
2. Sign reflection of the problem situation;
3. A set of particularly difficult tasks;
4. A situation in which some of the components available are known — it is necessary to determine the additional components [14, 276].
The structure of a learning problem is determined by the structure of the problem situation, but it is not isolated [14, 393].
The famous Polish scholar V. Okon, in his book “Problem Training Fundamentals”, shares the opinion that the more students strive to take the way of exploration in the course of their personal training, the more effective it will be.
Numerous Russian authors such as T. V. Kudryatsev, A. M. Matyushkin, Z. I. Kalmikova, in their works, have achieved a systematic level of methodological and psychological justification of problem-based training in its various modifications [16].
A learning problem can be transformed into a peculiar sign reflection of a given problem situation
75