Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ'

КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УДАЛЕННАЯ ЗАНЯТОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масалова Юлия Александровна

Концепция качества трудовой жизни исходит из того, что необходимо создавать условия для удовлетворенности работников их трудовой деятельностью. В современных реалиях деятельность преподавателя высшей школы претерпевает существенные изменения, которые касаются смещения акцентов в части реализации ими определенных видов деятельности: образовательной, научно-исследовательской, методической, воспитательной, профориентационной, имиджевой, экспертной и т.д. Появляются все новые и новые направления деятельности, при этом роль педагога все чаще уступает роли исследователя, эксперта и т.д. Следовательно, формирование качества трудовой жизни предполагает учет интересов конкретных групп преподавателей, а также понимание специфики применяемых в рамках их профессиональной деятельности современных технологий, в том числе образовательных, информационных и цифровых. Цифровая трансформация университетов, а также применение формата удаленной занятости требуют анализа того, как эти новые условия работы повлияли на удовлетворенность преподавателей их трудом. В статье представлены результаты исследования, проведенного путем анкетирования преподавателей университета, в котором показано их отношение к формату удаленной занятости и использованию новых, в том числе дистанционных технологий в обучении студентов. Дана оценка качества трудовой жизни преподавателей на основе их удовлетворенности трудом в новых условиях на примере одного из региональных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масалова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY OF A UNIVERSITY LECTURER WORK LIFE IN REMOTE EMPLOYMENT

The concept of the quality of work life is based on the fact that it is necessary to create conditions for the satisfaction of employees with their work. In modern conditions, the university lecturers' activity is undergoing significant changes. There is a shift in the implementation of certain types of activities, such as educational, research, methodological, educational, vocational, branding expert, etc. There are more and more new areas of activity, while the role of the teacher is increasingly giving way to the role of the researcher, expert, etc. Therefore, the formation of the quality of work life involves taking into account the interests of specific groups of lecturers, as well as understanding the specifics of modern technologies used in their professional activities, including educational, information and digital ones. The digital transformation of universities, as well as the application of the remote employment format, requires an analysis of how these new working conditions have affected the satisfaction of lecturers with their work. The results of a study conducted by means of a survey of university lecturers are given. The research shows the university lecturers attitude to the format of remote employment and the use of new technologies, including remote technologies in teaching students. An assessment of the quality of the work life of lecturers is given based on their satisfaction with work in the new conditions, on the example of one of the regional universities.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 8 • Номер 3 • Март 2021 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

Первое

экономическое издательство

качество трудовой жизни преподавателя университета в условиях удаленной занятости

Масалова Ю.А. 12

1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Россия

2 Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Концепция качества трудовой жизни исходит из того, что необходимо создавать условия для удовлетворенности работников их трудовой деятельностью. В современных реалиях деятельность преподавателя высшей школы претерпевает существенные изменения, которые касаются смещения акцентов в части реализации ими определенных видов деятельности: образовательной, научно-исследовательской, методической, воспитательной, профориентационной, имиджевой, экспертной и т.д. Появляются все новые и новые направления деятельности, при этом роль педагога все чаще уступает роли исследователя, эксперта и т.д. Следовательно, формирование качества трудовой жизни предполагает учет интересов конкретных групп преподавателей, а также понимание специфики применяемых в рамках их профессиональной деятельности современных технологий, в том числе образовательных, информационных и цифровых. Цифровая трансформация университетов, а также применение формата удаленной занятости требуют анализа того, как эти новые условия работы повлияли на удовлетворенность преподавателей их трудом. В статье представлены результаты исследования, проведенного путем анкетирования преподавателей университета, в котором показано их отношение к формату удаленной занятости и использованию новых, в том числе дистанционных технологий в обучении студентов. Дана оценка качества трудовой жизни преподавателей на основе их удовлетворенности трудом в новых условиях на примере одного из региональных вузов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: качество трудовой жизни, преподаватель, профессиональная деятельность, удаленная занятость, удовлетворенность работой, университет.

The quality of a university lecturer work life in remote employment

Masalova Yu.A. 12

1 Novosibirsk State University of Economics and Management, Russia

2 Novosibirsk State Technical University, Russia

Введение

Качество трудовой жизни как категория активно исследуется в научной литературе, прежде всего, ее принято рассматривать как обобщающую характеристику удовлетворенности работников условиями труда и его содержанием. Можно сказать, что в настоящее время условия труда быстро и существенно изменяются, поэтому под влия-

нием экономических и социальных процессов трансформируется и содержание труда работников, занимающихся различными видами профессиональной деятельности. В целом происходит устаревание и отмирание одних профессий и рождение новых, которые появляются, прежде всего, благодаря технологическому развитию общества. Поэтому актуальность исследования определяется проявлением новых условий, требующих оценки их влияния на качество трудовой жизни.

Важно также отметить, что вопросы качества трудовой жизни работников рассматриваются с разных позиций: и как показатель, позволяющий оценивать состояние социальных отношений, и как совокупность свойств, связанных с условиями труда, и как субъективная удовлетворенность трудом и т.д. [2, 4-6, 14-15, 19-21, 23-28] (Apenko, Zhelnovach, 2014; Egorova, 2007; Zhulina, 2011; Zhulina, 2009; Milyaeva, Dambovskaya, 2010; Miroshnichenko, Saenko, 2017; Razumova, Alyoshina, Serpukhova, 2020; Rachek, Kushnareva, 2012; Ryabov, 2018; Sladkova, 2018; Sobol, 2014; Taraban, 2018; Filippova, 2020; Sheremet, Epishkin, Belkin, 2019; Shigonova, 2009). В научных исследованиях, анализирующих данную категорию, отмечается, что качество трудовой жизни обеспечивает эффективное взаимодействие между работником и работодателем [14]

ABSTRACT:_

The concept of the quality of work life is based on the fact that it is necessary to create conditions for the satisfaction of employees with their work. In modern conditions, the university lecturers' activity is undergoing significant changes. There is a shift in the implementation of certain types of activities, such as educational, research, methodological, educational, vocational, branding expert, etc. There are more and more new areas of activity, while the role of the teacher is increasingly giving way to the role of the researcher, expert, etc. Therefore, the formation of the quality of work life involves taking into account the interests of specific groups of lecturers, as well as understanding the specifics of modern technologies used in their professional activities, including educational, information and digital ones. The digital transformation of universities, as well as the application of the remote employment format, requires an analysis of how these new working conditions have affected the satisfaction of lecturers with their work. The results of a study conducted by means of a survey of university lecturers are given. The research shows the university lecturers attitude to the format of remote employment and the use of new technologies, including remote technologies in teaching students. An assessment of the quality of the work life of lecturers is given based on their satisfaction with work in the new conditions, on the example of one of the regional universities.

KEYWORDS: quality of work life, lecturer, professional activity, remote employment, job satisfaction, university

JEL Classification: 123, J28, J81 Received: 24.02.2021 / Published: 31.03.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Masalova Yu.A. (ymasalova0yandex.ru)

CITATION:_

Masalova Yu.A. (2021) Kachestvo trudovoy zhizni prepodavatelya universiteta v usloviyakh udalennoy zanyatosti [The quality of a university lecturer work life in remote employment]. Ekonomika truda. 8. (3). - 261-274. doi: 10.18334/et.8.3.111817

(Milyaeva, Dambovskaya, 2010), влияет на профессиональное благополучие [21] (Ryabov, 2018), требует нахождения баланса между работой и личной жизнью [19] (Razumova, Alyoshina, Serpukhova, 2020). Последнее приобретает особую актуальность в условиях удаленной или дистанционной работы, которая также находится в поле зрения современных исследователей. Удаленная занятость рассматривается учеными как современный тренд, который необходимо анализировать с целью выявления и понимания его перспектив и особенностей, применяемых технологий дистанционной работы, необходимости особой организации процесса и нахождения новых подходов в управлении «удаленным» персоналом [3, 7, 10-13, 16-17, 22] (Gurova, 2020; Konobevtsev, Laas, Gurova, Romanova, 2019; Lobova, 2020; Malyshev, Apenko, Vinets, 2018; Mizya, 2020; Mikhaylov, Fedulov, 2020; Nagibina, Imamutdinova, Dyatlova, 2019; Simonenko, 2020).

Вместе с тем цифровизация университетов, имеющая уже десятилетнюю историю, а также пандемия, сформировавшая условия для массового перехода преподавателей на удаленный формат работы, способствуют активной трансформации профессиональной деятельности, существенному изменению условий труда, а также приводит к расстановке новых акцентов в его содержании. Следует отметить, что цифровая трансформация университетов в настоящее время активно изучается с точки зрения состояния процесса и перспектив его развития, в том числе относительно широты применения цифровых технологий преподавателями вузов. Кроме того, исследователями оценивается влияние новых технологий на эффективность работы не только университетов, но и на качество образования в целом [9, 18 и др.] (Larionova, Karasik, 2019; Petrova, Bondareva, 2019). Однако, на наш взгляд, также важно исследовать влияние данных изменений на качество трудовой жизни преподавателей с позиции их удовлетворенности трудом в новых, складывающихся в последнее время условиях. Таким образом, целью исследования является установление связи между удаленной занятостью и качеством трудовой жизни преподавателя. Гипотеза исследования - удаленная занятость преподавателя неоднозначно отражается на восприятии им качества его трудовой жизни. Необходимо понять, как эти условия воспринимаются персоналом, какие последствия имеют: снижают или повышают качество трудовой жизни современного преподавателя. В качестве приема, позволяющего изучить данную проблему, выступил опрос. Научная новизна исследования состоит в определении параметров, влияющих на качество трудовой жизни, в условиях удаленной занятости преподавателя университета.

ОБ АВТОРЕ:_

Масалова Юлия Александровна, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом; доцент кафедры менеджмента, кандидат экономических наук, доцент (ymasa1ova0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Масалова Ю.А. Качество трудовой жизни преподавателя университета в условиях удаленной занятости // Экономика труда. - 2021. - Том 8. - № 3. - С. 261-274. doi: 10.18334/et.8.3.111817

Понимание качества трудовой жизни строится на создании условий, которые могли бы обеспечить оптимальное использование трудового потенциала любого работника, в том числе преподавателя университета. Следовательно, его можно повысить, изменив в лучшую сторону различные параметры, оказывающие влияние на трудовую деятельность [20, с. 78] (Rachek, Kushnareva, 2012, р. 78). Деятельность преподавателя в настоящее время перманентно совершенствуется благодаря применению им современных методов и технологий обучения, а также все большему использованию в работе цифровых сервисов и средств, переходу на новые форматы обучения.

Можно сказать, что постепенно преподаватель университета становится «человеком информационным», который должен обладать следующими чертами [29, с. 203] (Shherbakova, Evdokimova, Savinceva, 2019, р. 203):

• доминирование значения нематериальных стимулов;

• стремление к инновационным решениям;

• постоянное повышение квалификации, обогащение знаниями;

• работа в команде, умение сотрудничать и делиться информацией;

• легкость контакта с цифровыми технологиями, умение максимизировать применение их возможностей в труде;

• оценка креативного фактора как важнейшего ресурса человеческой деятельности;

• готовность к удаленной занятости;

• нахождение своего места в системе глобальных благ (экология планеты, сохранение природного богатства, социально-экономическое равенство, фундаментальная наука, планетарная безопасность и т.д.).

Все эти черты действительно становятся все более характерными для современного и активного преподавателя, который не стоит на месте, понимая важность тех изменений, которые происходят в обществе, экономике, образовании и т.д.

Вместе с тем ситуация, которая сложилась в 2020 году, привела к массовому переходу всего профессорско-преподавательского состава на удаленный режим работы, что внесло существенные коррективы в привычный ход образовательного процесса, повлияло на условия труда и удовлетворенность им. Необходимо отметить, что удаленный формат требует существенно иной организации труда, в то же время появляются новые трудозатраты и виды работ, которые не реализовывались в традиционном режиме. Следует учитывать то, как эти изменения сказываются на эффективности работы преподавателей при значительном повышении интенсивности их труда. Кроме того, важно отметить, что ситуация, вынуждающая преподавателей работать удаленно, как правило, неблагоприятно сказывается на балансе между семьей и работой [10] (Lobova, 2020), который также является важной составляющей в обеспечении достойного качества трудовой жизни.

В целом для достижения такого баланса благоприятными можно считать следующие условия: близкое расположение работы к дому, возможность «гибкого» рабочего

места и графика работы, бесконфликтного больничного и выбора дней для отпуска, но прежде всего, введение ограничений на работу (звонки, взаимодействие по электронной почте, через мессенджеры и т.п.) во внерабочее время [19, с. 35] (Razumova, Alyoshina, Serpukhova, 2020, р. 35). Последнее особенно важно, но труднореализуемо, когда речь идет о преподавательской деятельности. Активность в обмене сообщениями возрастает в разы, так как приходится контактировать практически индивидуально со студентами, коллегами, администрацией и т.д.

Важно при этом уточнить, что удаленная занятость представляет собой особую форму занятости, в рамках которой работодатель и работник территориально распределены, то есть находятся вне единого офисного пространства, и поэтому вынуждены взаимодействовать друг с другом посредством информационно-коммуникационных технологий [7, с. 10] (Konobevcev, Laas, Gurova, Romanova, 2019, р. 10). В отношении преподавателей университетов это означает, что и взаимодействие со студентами в рамках образовательного процесса также организовано с помощью информационно-коммуникационных технических средств. Можно сказать, что для многих цифровые технологии вошли в повседневную жизнь относительно недавно, но их стремительное распространение существенным образом трансформировало все виды социальных и экономических отношений [1, с. 7] (Ananchenkova, 2020, р. 7). Вопрос только в том, насколько эта трансформация всеми была принята и можно ли ее рассматривать исключительно в контексте улучшения качества жизни, в том числе и трудовой.

Нельзя также не согласиться с мнением Я.И. Кузьминова, ректора Высшей школы экономики, о том, что сама по себе пандемия и вынужденная изоляция ничего нового не создали ни в части содержания, ни даже относительно методов и форм обучения. Так как массовые онлайн-курсы, онлайн-семинары, сетевые образовательные программы существовали и применялись до пандемии. Теперь же практически все «образовательные игроки» освоили эти новые технологии в своей практической деятельности [11]. Сложившаяся ситуация просто ускорила процесс массового внедрения данных технологий. Как следствие, можно ожидать усиления конкуренции на данном рынке и рост спроса на такого рода услуги, так как у населения появился опыт обучения в онлайне, который многие захотят продолжить.

Можно сказать, что тот традиционный формат обучения, который существовал раньше, как отмечают многие сегодня, постепенно уйдет в прошлое, но нельзя забывать об «эмоциональной стороне университета», сейчас уже даже приходится говорить о «роскоши личного и группового общения», о «броуновском движении» в университетских кампусах и т.д. Всего этого нет в онлайн-образовании [11]. А это очень важно, когда мы говорим именно об образовании, а не просто об обучении как о процессе.

В качестве объекта исследования выступил один из новосибирских вузов, действующий на региональном рынке, который, по нашим субъективным оценкам, в целом хорошо адаптировался к новым условиям работы, так как для этого были созданы все необходимые предпосылки, в том числе со стороны самих преподавателей. Методом

исследования являлось онлайн-анкетирование преподавателей, проведенное в декабре 2020 года. Выборка включала в себя все структурные подразделения (кафедры) университета. В опросе приняли участие 58% от общей численности преподавателей университета, репрезентативность выборки подтверждается ее представительностью, так как в нем приняли участие представители всех кафедр университета и все категории научно-педагогических работников, начиная от ассистентов до профессоров. В рамках опроса преподаватели высказали свое отношение к работе в условиях удаленной занятости.

Первый вопрос, который был задан преподавателям, касался их субъективной оценки уровня собственной мотивации при работе в новом режиме. 67% респондентов отметили, что уровень их мотивации практически не изменился, и только 16% ответили, что он уменьшился. В качестве комментариев было высказано следующее: не хватает визуального контакта со слушателями, появилась новая отчетность, дополнительные временные затраты, у обучающихся нет технических средств, низкая отдача от студентов. Те 17% преподавателей, которые почувствовали увеличение своей мотивации, комментировали это тем, что не приходится тратить время на дорогу, появилось ощущение безопасности в условиях пандемии, выросла посещаемость студентов, освоены новые технологии, смогли реализовать индивидуальный формат в обучении. Полученные результаты свидетельствуют о противоречивом восприятии сложившейся ситуации со стороны различных преподавателей.

Второй вопрос был связан с инструментами обучения, которые преподаватели считают эффективными при работе в дистанционном (удаленном) формате. В целом сошлись во мнении, что лекции можно успешно проводить в режиме видеоконференций (использовался Zoom), семинарские и практические занятия дополняются сопровождением через образовательную платформу (в университете используется Moodle), на которой созданы учебные курсы и к ним прикреплены группы студентов, а для оперативного взаимодействия со студентами используется корпоративная электронная почта, мессенджеры и даже социальные сети.

Следующий вопрос касался трудностей, с которыми столкнулись преподаватели при работе в удаленном режиме. В результате были выделены следующие проблемы по мере убывания:

• большие временные затраты на подготовку материала;

• проверка большого объема работ;

• отсутствие условий для работы;

• недостаточный уровень владения технологиями;

• несвоевременное выполнение студентами домашних заданий;

• отсутствие мотивации студентов;

• нехватка технических средств.

В качестве технических проблем отмечались также низкая скорость интернета, недостаточная техническая поддержка, отсутствие необходимого специализирован-

ного оборудования, быстрое заполнение хранилищ для цифровой информации, недостаточная мощность используемого оборудования.

На вопрос, удовлетворены ли Вы процессом преподавания в дистанционном режиме, только 15% ответили полностью утвердительно, 50% высказались, что скорее да. При этом 30% сказали, что скорее нет, и только 5% полностью неудовлетворены. Среди причин неудовлетворенности процессом респонденты отмечали следующее:

• теряется возможность хорошо организовать занятие;

• недостаточная самоорганизация студентов;

• сложно организовать групповую работу;

• технические сложности;

• слабая посещаемость.

Кроме того, преподаватели, которые участвовали в опросе, о работе в удаленном режиме высказались, что в целом работа нравится, но при условии хорошего технического оснащения и наличия всех необходимых навыков, в том числе цифровых. Отметили, что существенно выросла скорость освоения новых технологий и создания контента, поэтому работать в таком режиме достаточно трудоемко и даже сложно. При этом есть возможность работать, даже находясь в командировках.

Те же, кто считают такой формат некомфортным и даже неприемлемым, отмечают, что непрерывная работа за компьютером может негативно сказаться на здоровье; складывается ощущение «общения сам с собой», то есть не хватает вовлеченности и понимания того, насколько студентами усвоен материал; длительность занятий должна быть меньшей с большим количеством перерывов; много отчетов и т.д. Таким образом, можно сказать, что отдельными преподавателями ощущается психологический дискомфорт и сверхзанятость в сложившихся условиях.

На вопрос, какой формат обучения считаете приемлемым для себя, большинство (64%) ответили, что смешанный, так как разнообразие форм способствует лучшему усвоению материала. 30% высказались за сохранение традиционного формата, аргументируя это тем, что ничто не заменит личного «живого» общения. И только 6% высказались за преимущественно дистанционный формат работ. На основании этого можно прийти к выводу, что в целом качество трудовой жизни в условиях полной удаленной занятости оценивается большей частью преподавателей не очень высоко.

Вместе с тем, как показал опрос, значительная часть преподавателей готовы некоторую долю своих занятий и материалов перенести в электронный формат, в большей степени речь идет о лекционном материале, а также о всевозможных видах тестирования студентов (входных, промежуточных и итоговых). В качестве положительных моментов, связанных с переносом контента в электронный формат, отмечают, что у студентов появляется возможность выполнить пропущенный материал, познакомиться с ним в удобное для себя время. Кроме того, высказывается мысль о том, что для эффективной дистанционной работы требуется высокая мотивация и организованность со стороны студентов.

Подводя итог проведенному исследованию, важно отметить, что перевод преподавателей университета на удаленный режим работы во время пандемии СОУГО-19 нельзя однозначно трактовать как повышающий или понижающий качество их трудовой жизни. Прежде всего, потому, что с точки зрения заботы о здоровье, в части снижения рисков заражения коронавирусной инфекцией, это, безусловно, правильное решение. Однако создаются условия, которые приводят к высокой интенсивности труда, психологическому дискомфорту, размыванию важного для любого человека баланса между личной жизнью и работой, что неблагоприятно сказывается как на удовлетворенности трудом, так и на качестве работы. Поэтому все эти обстоятельства можно рассматривать как снижающие качество трудовой жизни.

Заключение

В условиях цифровизации университетов и развития практики применения дистанционных образовательных технологий требуется для обеспечения качества обучения особое внимание уделять качеству трудовой жизни профессорско-преподавательского состава университетов. От удовлетворенности трудом во многом зависит вовлеченность преподавателей в процесс, их желание осваивать новые технологии обучения и активно реализовывать их в смешанном формате.

Безусловно, у удаленной занятости есть как свои преимущества, так и существенные недостатки, которые проявляются в образовательной деятельности, игнорировать их ни в коем случае нельзя. Одними из важнейших аспектов с точки зрения повышения качества трудовой жизни преподавателя в новых условиях, связанных с реализацией смешанного формата обучения, являются пересмотр нормативов трудозатрат, изменение структуры и объемов нагрузки при использовании дистанционных образовательных технологий. Кроме того, важным направлением по повышению качества трудовой жизни должно стать преодоление технических проблем, так как в данных условиях от материально-технической базы зависит возможность реализации целого ряда функций в работе преподавателя.

Проведенный нами анализ в целом показал, что в настоящее время в российской системе высшего образования складываются благоприятные условия для развития человеческого потенциала, есть возможность широкого применения цифровых технологий, что означает хорошие перспективы, в том числе и для повышения качества образования.

Вместе с тем без формирования благоприятных условий для деятельности преподавательского состава университетов невозможно обеспечить развитие новых форм обучения, повысить результативность их работы. Поэтому вопросы повышения качества трудовой жизни и его непрерывный мониторинг должны оставаться в центре внимания руководства российских вузов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Ананченкова П.И. COVID-19 как драйвер цифровой трансформации занятости // Цифровизация: Россия и СНГ в контексте глобальной трансформации: сборник статей Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2020. -с. 7-11.

2. Апенько С.Н., Желновач М.В. Мониторинг качества трудовой жизни преподавателей вузов на основе консалтинговых проектов // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2014. - № 1. - с. 66-70.

3. Гурова И.М. Дистанционная работа как тренд времени: результаты массового опыта // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2020. - № 2. - с. 128-147. - doi: 10.18184/2079-4665.2020.11.2.128-147.

4. Егорова Е.Г. Мотивация как социально-психологический фактор качества трудовой жизни // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 45. - с. 363-366.

5. Жулина Е.Г. Концептуальные подходы к пониманию качества трудовой жизни // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. - 2011. - № 1. -с. 77-80.

6. Жулина Е.Г. Мотивация труда и ее влияние на качество трудовой жизни // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2009. -№ 3(27). - с. 153-157.

7. Конобевцев Ф.Д., Лаас Н.И., Гурова Е.В., Романова И.А. Удаленная работа: технологии и опыт организации // Вестник университета. - 2019. - № 7. - с. 9-17. - doi: 10.26425/1816-4277-2019-7-9-17.

8. Кузнецова А.В., Чегринцова С.В. Условия труда как фактор, формирующий качество трудовой жизни в современных корпорациях // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления в XXI веке: Сборник материалов Х-й международной научно-практической конференции. Липецк, 2015. - с. 40-46.

9. Ларионова В.А., Карасик А.А. Цифровая трансформация университетов: заметки о глобальной конференции по технологиям в образовании EdCru^h Ural // Университетское управление: практика и анализ. - 2019. - № 3. - с. 130-135.

10. Лобова С.В. Удаленный режим работы преподавателей российских вузов в условиях пандемии ravid-19: основания и восприятие // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров. - 2020. - № 7. - с. 208-213.

11. «Массового закрытия вузов не будет». Ректор ВШЭ о трендах будущего образования. Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/interviews/10541877?fbclid =IwAR36VGX9UoCJ9Oft2GLkoc_FXH4SQQprF4HpmxUH4ZXeTBd0iFEm3HK74-Y (дата обращения: 30.01.2021).

12. Малышев А.А., Апенько С.Н., Винец А.В. Особенности удаленной работы // Инновационная экономика и общество. - 2018. - № 3(21). - с. 76-81.

13. Мизя М.С. Проблемы и перспективы эффективной организации удаленной работы // Социально-экономические проблемы и перспективы развития трудовых отношений в инновационной экономике: Материалы Международной научно-практической конференции. Омск, 2020. - с. 65-68.

14. Миляева Л.Г., Дамбовская А.А. Высокое качество трудовой жизни - залог эффективного взаимодействия работника и работодателя // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2010. - № 4. - с. 157-160.

15. Мирошниченко Е.В., Саенко Н.С. Модель управления «качеством трудовой жизни» // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки: Материалы Всероссийской конференции с международным участием. Москва, 2017. - с. 416-419.

16. Михайлов А.А., Федулов В.И. Подходы к управлению персоналом в условиях удаленной занятости // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 29(3). - с. 222-225. - doi: 10.24411/2309-4788-2020-10262.

17. Нагибина Н.И., Имамутдинова О.Р., Дятлова А.А. Удаленная работа: эволюция, анализ, перспективы // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2019. - № 4. - с. 50-59. - doi: 10.12737/article_5d7b93e6a4a726.48395170.

18. Петрова Н.П., Бондарева Г.А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 5(78). - с. 353-355. - doi: 10.24411/1991-5497-2019-00138.

19. Разумова Т.О., Алёшина А.Б., Серпухова М.А. Баланс семья-работа в условиях изменений качества трудовой жизни // Уровень жизни населения регионов России. -2020. - № 3. - с. 24-37. - doi: 10.19181/lsprr.2020.16.3.2.

20. Рачек С.В., Кушнарева Л.В. Развитие концепции качества трудовой жизни // Управленец. - 2012. - № 1-2(29-30). - с. 74-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Рябов В.Б. Качество трудовой жизни и профессиональное благополучие // Институт психологии Российской Академии Наук. Организационная психология и психология труда. - 2018. - № 2. - с. 79-95.

22. Симоненко В.В. Дистанционная работа как отдельная форма нетипичных (гибких) трудовых отношений // Современная наука и молодые учёные: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. - с. 71-74.

23. Сладкова К.С. Удовлетворенность трудом как характеристика качества трудовой жизни // Гуманитарный научный журнал. - 2018. - № 1-1. - с. 22.

24. Соболь О.В. Повышение качества трудовой жизни молодых специалистов научно-образовательной сферы // Управленческие науки. - 2014. - № 1. - с. 69-75.

25. Тарабан О.В. Анализ подходов к оценке качества трудовой жизни // Экономика труда. - 2018. - № 4. - с. 989-996. - doi: 10.18334/et.5.4.39645.

26. Филиппова К.В. Качество трудовой жизни: трактовки и подходы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 4-3(43). - с. 156-158. - doi: 10.24411/2500-1000-2020-10416.

27. Шеремет Н.М., Епишкин И.А., Белкин М.В. Понятие и структура качества трудовой жизни // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. - 2019. -№ 1. - с. 225-234.

28. Шигонова И.П. Комплексные социальные программы в управлении качеством трудовой жизни сотрудников // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2009. - № 7-1(70). - с. 181-184.

29. Щербакова Л.Н., Евдокимова Е.К., Савинцева С.А. «Человек информационный» как новый субъект цифровой экономики // Фундаментальные исследования. -2019. - № 11. - с. 202-206.

references:

Ananchenkova P.I. (2020). COVID-19 kak drayver tsifrovoy transformatsii zanyatosti [COVID-19 as a driver of digital employment transformation] Digitalization: Russia and the CIS in the context of global transformation. 7-11. (in Russian). Apenko S.N., Zhelnovach M.V. (2014). Monitoring kachestva trudovoy zhizni prep-odavateley vuzov na osnove konsaltingovyh proektov [Monitoring of working life quality of university teachers on the basis of consulting projects]. Bulletin of Omsk University Series \. (1). 66-70. (in Russian). Egorova E.G. (2007). Motivatsiya kak sotsialno-psikhologicheskiy faktor kachestva trudovoy zhizni [Motivation as a socio-psychological factor of the quality of working life]. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science. 19 (45). 363-366. (in Russian).

Filippova K.V. (2020). Kachestvo trudovoy zhizni: traktovki i podkhody [Quality of labor life: training and approaches]. International Journal of Humanities and Natural Sciences. (4-3(43)). 156-158. (in Russian). doi: 10.24411/2500-1000-2020-10416 . Gurova I.M. (2020). Distantsionnaya rabota kak trend vremeni: rezultaty massovogo opyta [Remote work as a trend of time: results of mass testing]. MIR (Modernization. Innovation. Research). 11 (2). 128-147. (in Russian). doi: 10.18184/20794665.2020.11.2.128-147 . Konobevtsev F.D., Laas N.I., Gurova E.V., Romanova I.A. (2019). Udalennaya rabota: tekhnologii i opyt organizatsii [Remote work: technologies and experience of the organization]. Vestnik Universiteta. (7). 9-17. (in Russian). doi: 10.26425/1816-42772019-7-9-17 .

Kuznetsova A.V., Chegrintsova S.V. (2015). Usloviya truda kak faktor, formiruyushchiy kachestvo trudovoy zhizni v sovremennyh korporatsiyakh [Working conditions as a factor shaping the quality of working life in modern corporations] Modern problems and trends in the development of economics and management in the 21st century. 40-46. (in Russian).

Larionova V.A., Karasik A.A. (2019). Tsifrovaya transformatsiya universitetov: zamet-ki o globalnoy konferentsii po tekhnologiyam v obrazovanii EdCrunch Ural [Digital transformation of universities: notes on the global conference edcrunch ural on technologies in education]. Universitetskoe upravlenie:praktika i analiz. 23 (3). 130135. (in Russian).

Lobova S.V. (2020). Udalennyy rezhim raboty prepodavateley rossiyskikh vuzov v uslovi-yakh pandemii covid-19: osnovaniya i vospriyatie [Remote mode of work of teachers of Russian universities in the context of the Covid-19 pandemic: reasons and perception]. Eco. (7). 208-213. (in Russian).

Malyshev A.A., Apenko S.N., Vinets A.V. (2018). Osobennosti udalennoy raboty [Features of remote work]. Innovatsionnaya ekonomika i obschestvo. (3(21)). 76-81. (in Russian).

Mikhaylov A.A., Fedulov V.I. (2020). Podkhody k upravleniyupersonalom v usloviyakh udalennoy zanyatosti [Approaches to hr management in remote employment]. Natural-humanitarian research. (29(3)). 222-225. (in Russian). doi: 10.24411/23094788-2020-10262 .

Milyaeva L.G., Dambovskaya A.A. (2010). Vysokoe kachestvo trudovoy zhizni - zalog effektivnogo vzaimodeystviya rabotnika i rabotodatelya [High quality of industrious life is the pledge of effective interaction between employee and employer]. News of the Irkutsk State Economic Academy (Scientific Journal of Baikal State University). (4). 157-160. (in Russian).

Miroshnichenko E.V., Saenko N.S. (2017). Model upravleniya «kachestvom trudovoy zhizni» [The quality of working life management model] Current state, problems and prospects of development of branch science. 416-419. (in Russian).

Mizya M.S. (2020). Problemy i perspektivy effektivnoy organizatsii udalennoy raboty [Problems and prospects of effective organization of remote work] Socio-economic problems and prospects for the development of labor relations in the innovative economy. 65-68. (in Russian).

Nagibina N.I., Imamutdinova O.R., Dyatlova A.A. (2019). Udalennaya rabota: evoly-utsiya, analiz, perspektivy [Remote work: evolution, analysis, prospects]. Human resource management and intellectual resources management in Russia. 8 (4). 50-59. (in Russian). doi: 10.12737/article_5d7b93e6a4a726.48395170.

Petrova N.P., Bondareva G.A. (2019). Tsifrovizatsiya i tsifrovye tekhnologii v obrazovanii [Digitalization and digital technologies in education]. World of Science, Culture and Education. (5(78)). 353-355. (in Russian). doi: 10.24411/1991-5497-2019-00138 .

Rachek S.V., Kushnareva L.V. (2012). Razvitie kontseptsii kachestva trudovoy zhizni [Development of the quality of working life concept]. The Manager. (1-2(29-30)). 74-78. (in Russian).

Razumova T.O., Alyoshina A.B., Serpukhova M.A. (2020). Balans semya-rabota v usloviyakh izmeneniy kachestva trudovoy zhizni [Balance family-work in conditions of changes in the qualityof working life]. Living standards of the population of Russian regions. 16 (3). 24-37. (in Russian). doi: 10.19181/lsprr.2020.16.3.2 .

Ryabov V.B. (2018). Kachestvo trudovoy zhizni i professionalnoe blagopoluchie [The quality of working life and occupational well-being]. Institutpsikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda. 3 (2). 79-95. (in Russian).

Scherbakova L.N., Evdokimova E.K., Savintseva S.A. (2019). «Chelovek informatsion-nyy» kak novyy subekt tsifrovoy ekonomiki [«man of information» as a new subject of digital economy]. Fundamental research. (11). 202-206. (in Russian).

Sheremet N.M., Epishkin I.A., Belkin M.V. (2019). Ponyatie i struktura kachestva trudovoy zhizni [The concept and the structure of the working life quality]. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 18 (1). 225-234. (in Russian).

Shigonova I.P. (2009). Kompleksnye sotsialnyeprogrammy v upravlenii kachestvom trudovoy zhizni sotrudnikov [Comprehensive social programs in the management of the quality of working life of employees]. Uchenye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo sotsialnogo universiteta. (7-1(70)). 181-184. (in Russian).

Simonenko V.V. (2020). Distantsionnaya rabota kak otdelnaya forma netipichnyh (gib-kikh) trudovyh otnosheniy [Remote work as a separate form of non-typical (flexible) labor relations] Modern science and young scientists. 71-74. (in Russian).

Sladkova K.S. (2018). Udovletvorennost trudom kak kharakteristika kachestva trudovoy zhizni [Job satisfaction as a characteristic of the quality of working life]. Gumanitarnyy nauchnyy zhurnal. (1-1). 22. (in Russian).

Sobol O.V. (2014). Povyshenie kachestva trudovoy zhizni molodyh spetsialistov nauch-noobrazovatelnoy sfery [Improving the quality of working lifeyoung professionals scientific and educational sectors]. Management Sciences. (1). 69-75. (in Russian).

Taraban O.V. (2018). Analizpodkhodov k otsenke kachestva trudovoy zhizni [Analysis of approaches to the estimation of quality of working life]. Russian Journal of Labor Economics. 5 (4). 989-996. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.4.39645 .

Zhulina E.G. (2009). Motivatsiya truda i ee vliyanie na kachestvo trudovoy zhizni [Performance motivation and its influence on work life quality at an enterprise]. Bulletin of Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics. (3(27)). 153-157. (in Russian).

Zhulina E.G. (2011). Kontseptualnye podkhody k ponimaniyu kachestva trudovoy zhizni [Conceptual approac hes to understanding of labor life quality]. Vestnik Saratovskogo gosagrouniversiteta im. N.I. Vavilova. (1). 77-80. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.