УДК 332
Ильина Татьяна Владимировна
кандидат экономических наук, доцент
кафедры экономической безопасности
Кубанского государственного
технологического университета
Сайко Анастасия Игоревна
студентка. Кубанский государственный
технологический университет
anastasiasaiko @gmail .com
Угрюмова Елена Игоревна
студентка. Кубанский государственный
технологический университет
e. i.ugrumova@gmail .com
Ilina V. Tatiana
candidate of Economic Sciences,
the associate professor of economic safety
at the Kuban State University of Technology
Anastasiya I. Sayko
student of the Kuban State University
of Technology
Elena I. Ugryumova,
student of the Kuban State University
of Technology
e. i.ugrumova@gmail .com
Качество рабочей силы Quality of labor
Аннотация. Качество рабочей силы отражает уровень подготовки и переподготовки кадров, их работоспособность, способность принимать обоснованные решения, и, конечно же, напрямую воздействует на производительность труда. Производительность труда является важнейшей составляющей эффективности и работы предприятия.
Ключевые слова: рабочая сила, производительность труда, эффективность, мотивация, квалификация, компетентность.
Annotation. Quality of labor reflects the level of preparation and retraining of personnel, their working capacity, and ability to make reasonable decisions, and, of course, directly influence labor productivity. Labor productivity is the most important component of efficiency and work of the enterprise.
Keywords: labor, productivity, effectiveness, motivation, qualification, competence.
За последнее десятилетие в социально экономической жизни общества произошли перемены, которые изменили место и роль человека в общественно-производственном процессе. Человек стал главной движущей силой экономического развития, а качество рабочей силы стало главным фактором роста производительности труда и эффективности производства, а также благодаря ему происходит снижение таких показателей, как безработица, преступность, халатность, безответственность и прочее.
Актуальности и значимости проблемы качества рабочей силы уделялось пристальное внимание в литературе. Трактовка, предложенная словарем «Труд и социальное развитие» звучит так: это определение его как совокупности свойств человека, проявляющихся в процессе труда и включающих в себя квалификацию и личностные характеристики работника: его физиологические и социально-психологические особенности (состояние здоровья, умственные способности), а также адаптированность, в том числе гибкость, мобильность, мотивируемость, инновационность, профориентированность, профпригодность [1].
Н.С. Яковчук считает, что качество рабочей силы- это совокупность физических и интеллектуальных способностей работников [2].
И.В. Краснопевцева отмечает, что это определенный уровень развития профессионально-квалификационных качеств человека, позволяющих ему выполнить определенные виды труда в рамках соответствующей сложности и интенсивности, в условиях существующего на конкретном предприятии способа производства [3].
Можно сделать вывод, что выше перечисленные авторы считают качество рабочей силы приобретенными свойствами, характеризующимися следующими показателями: опыт, образование, профессионализм.
С.С. Кирсанова, в свою очередь, считает, что качество рабочей силы воплощает ряд составляющих: уровень квалификации, профессиональной подготовки и образования; производственный опыт; состояние здоровья, пол и возраст человека [4]. В данном определении видно, что здесь уже качество рабочей силы рассматривается не только со стороны приобретенных свойств, но и природных способностей человека к труду, таких как пол, возраст, состояние здоровья. Поэтому понятие качества рабочей силы необходимо рассматривать с позиции как приобретенных, так и врожденных способностей человека.
В отличие от российских авторов, зарубежные рассматривают качество рабочей силы не как самостоятельную категорию, а применяют концепцию качества труда. К.Р. Макконелл и С.Л. Брю полагали, что характеристиками качества труда являются здоровье, решительность, образование и подготовка, а также отношение к труду [5].
Ключевым элементом качества рабочей силы является уровень образования. Оно обеспечивает формирование и рост квалификационного уровня рабочей силы. Школа человеческого капитала считает, что существует зависимость между экономическим ростом и образованием, увеличением численности рабочей силы и уровнем инвестиций в нее. Вложения в основной капитал себя, когда как технически подготовленный работник и растущее знание обеспечивает прирост производства. Образование способствует росту производительности труда, что обеспечивает рост доходов.
Более 53,5 % взрослых россиян в возрасте от 25 до 64 лет имеют высшее образование в 2012 году в той или иной форме. Проанализировав, можно сделать вывод, это самый высокий процент среди всех стран, в которых проводилось исследование ОЭСР. Стране удалось добиться таких исключительных показателей, несмотря на рекордно низкие затраты — $7 424 на одного студента, что значительно ниже средних $13 957. Кроме того, Россия
- одна из немногих стран, где расходы на образование с 2008 по 2012 год снизились [6].
В 2011 году США затратили на каждого студента $26 тысяч, что почти вдвое выше среднего ($13 957) согласно данным ОЭСР. Большую часть этой суммы составляют частные траты. Высокая стоимость обучения, впрочем, оправдывает себя, поскольку значительное число американцев обладают высокой квалификацией в самых разных областях. Однако, число граждан, имеющих высшее образование от 25 до 64 лет 43%, что на 10,5% ниже, чем у России [7].
Но получение образования невозможно без грамотности. За последние три десятилетия уровень неграмотности в мире значительно снизился, но число неграмотных возросло, что очень странно в условиях развития информационных технологий. В 2010 г. в мире насчитывалось 880 млн. неграмотных против 860 в 1980 г. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. По уровню неграмотности выделяется Южная Азия
- 46% и Африка - 45%, а также арабские страны - 39% [8].
В России неграмотными остаются более 2 млн. населения (15 лет и выше), это связано с тем, что государство практически сняло с себя обязанности по обучению населения.
Но качество рабочей силы - это не только классическое образование, это также и профессиональный опыт.
Анализируя качество рабочей силы в России, можно сказать, что, во-первых, необходим кардинальный пересмотр процессов подготовки и использования рабочей силы. Характеристики качества рабочей силы должны вытекать из потребности в личностях, обладающих более разносторонними навыками и знаниями, высокой профессиональной мобильности, непрерывному и самостоятельному обучению. Он должен быть не только сам конкурентоспособен, но и его трудовая деятельность должна быть мотивирована конкурентоспособностью выбранной ниши.
Мотивация - это один из главных движущих элементов, направленных на повышение работоспособности и, следовательно, оказывает прямое воздействие на осуществление заданных целей и достижение высоких результатов.
Данная позиция о неотъемлемости мотивации в трудовой деятельности содержится и в документах общего характера. Так, в стандарте ИСО 9001:2000 "Системы менеджмента качества" особое место занимают требования к человеческим ресурсам, людям [9]. В него включаются процессы вовлечения людей в трудовую деятельность; речь идет о процессе найма, аттестации, обучения, обеспечения их социального статуса, полномочий и прав. Особо подчеркивается необходимость новых форм управления кадрами, обеспечивающих предоставление благоприятных возможностей для продвижения, формирования ориентиров в деятельности работников, направленных на достижение целей организации, гарантия социального диалога, широкое использование связей на основе информационных систем [10].
Основные позиции стандарта предприятия содержат методы работы с кадрами. Предусматривается постоянный и тщательный контроль за соблюдением этих требований. Особое место занимает проблема обучения, способствующая расширению компетентности работников в технических и технологических направлениях, знания рынка и потребностей заказчиков, общих нормативных требований, внутренних стандартов и рабочих процедур. В широком плане обучение всех уровней работников направлено на осознание экономической, технико-технологической и организационной политики в целом, способностей к предвидению будущего, к творчеству и инновациям. В стандарте подчеркивается динамичность устанавливаемых требований, гибкая ориентированность работы с персоналом на меняющиеся условия производства и рынка [11].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что качество рабочей силы играет очень важную роль в развитии не только одного единичного предприятия, но и влияет на экономическое развитие страны в целом. Также на качество рабочей силы влияет огромное количество факторов, которые способствуют либо повышению, либо снижению качества одного из составляющих производительных сил. Поэтому необходимо разрабатывать комплекс мер, направленных на уменьшение влияния одних (неблагоприятных) факторов и увеличения факторов, способствующих росту уровня образования, квалификации, а значит и росту качества рабочей силы.
Литература:
1. Труд и социальное развитие: Словарь. М: ИНФРА, 2001. С. 75.
2. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.Т.2. М: Республика, 1992. С. 400.
3. Николаев О.В. Концепция Национальной системы управления качеством рабочей силы в России // Экономика образования. №4. 2005. С. 7387.
4. Арутюнова Т.Р., Ильина Т.В. Качество рабочей силы как элемент производительности труда в сборнике: Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития материалы III Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет, редколлегия: редколлегия: Горохов А.А. (ответственныйредактор) и др.. Курск, 2013. С. 24-25.
5. Ильина Т.В., Демченко Т.Е., Николаенко Е.В. Трудовой потенциал и трудовые ресурсы общества. В сборнике: Факторы повышения эффективности российской экономики Краснодар, 2014. С. 238-244.
6. Ильина Т.В., Ефремов С.В., Мишурин М.С. Качество труда. В сборнике: Факторы повышения эффективности российской экономики Краснодар, 2014. С. 244-252.
7. Молчан А.С., Голотина И.И .Проблемы стоимостной оценки и учета «человеческого капитала» компаний в рыночных условиях // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 95. С. 981-994.
8. Молчан А.С. Воспроизводство и капитализация экономического потенциала региональных социально-экономических систем: монография. -Краснодар: В.В. Арнаутов, 2011. 308 с.
9. Донец Е.П., Ильина Т.В. Совершенствование трудового процесса в Российской Федерации. В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет РГП на ПХВ «Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева», Харьковский автомобильно-дорожный национальный университет, Ставропольский государственный аграрный университет; Ответственный редактор Горохов А.А.. 2014. С. 118-120.
10.Труфманова С.С., Ильина Т.В. Трудовой потенциал общества как основной элемент трудовой деятельности. В сборнике: Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Материалы III Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет, редколлегия: редколлегия: Горохов А.А. (ответственный редактор) и др. Курск, 2013. С. 309-310.
11.Molchan A.S. Forming of generators of development and modernization of economic potential of regional social-economic systems // В сборнике: Modern trends in scientific thought development materials digest of the 2nd International Scientific Conference (January 31 -February 14, 2011, Kiev, London). Economic sciences/All-Ukrainian Academic Union of specialists for professional assessment of scientific research and pedagogical activity. Organizing Committee: B. Zhitnigor (chairman), L. Kypreichyk, A. Tim, G. Georgiou, S. Serdechny, L.
Literature:
1. Work and social development: Dictionary. М: INFRA, 2001. Page 75.
2. Makkonel K.R., to Br S. L. Ekonomiks: principles, problems and policy. -T.2. - М: Republic, 1992. Page 400.
3. Nikolaev O. V. The concept of the National control system of quality of labor in Russia//education Economy. No. 4. 2005. Page 73-87.
4. Arutyunova T.R., Ilyina T.V. Kachestvo of labor as a labor productivity element in the collection: Research of innovative capacity of society and formation of the directions of its strategic development materials III of the International scientific and practical conference. Southwest state university, editorial board: editorial board: A.A peas. (editor-in-chief) andB'day. Kursk, 2013. P. 24-25.
5. Ilyina T.V., Demchenko T.E., Nikolayenko E.V. Labor potential and manpower of society. In the collection: Factors of increase of efficiency of the Russian economy Krasnodar, 2014. P. 238-244.
6. Ilyina T.V., Efremov S.V., Mishurin M. S. Kachestvo of work. In the collection: Factors of increase of efficiency of the Russian economy Krasnodar, 2014. P.244-252.
7. Molchan A.S., Golotina I.I. Problems of a cost assessment and the accounting of "the human capital" of the companies in market conditions//the Polythematic network electronic scientific magazine of the Kuban state agricultural university. 2014. No. 95. P.981-994.
8. Molchan A.S. Reproduction and capitalization of economic capacity of regional social and economic systems: monograph. Krasnodar: V. V. Arnautov, 2011. 308 p.
9. Donets E.P., Ilyin T.V. Improvement of labor process in the Russian Federation. In the collection: Modern approaches to transformation of concepts of state regulation and management in social and economic systems. Materials of the 3rd International scientific and practical conference. The RGP southwest state university on PHV "The North Kazakhstan State University of M. Kozybayev", the Kharkov automobile and road national university, the Stavropol state agricultural university; Editor-in-chief of A.A Peas. 2014. P. 118-120.
10. Trufmanova S.S., Ilyin T.V. Labor capacity of society as basic element of work. In the collection: Research of innovative capacity of society and formation of the directions of its strategic development. Materials III of the International scientific and practical conference. Southwest state university, editorial board: editorial board: A.A peas. (editor-in-chief), etc. Kursk, 2013. P. 309-310.
11. Molchan A.S. Forming of generators of development and modernization of economic potential of regional social-economic systems // В сборнике: Modern trends in scientific thought development materials digest of the 2nd International Scientific Conference (January 31 -February 14, 2011, Kiev, London). Economic sciences/All-Ukrainian Academic Union of specialists for professional assessment of scientific research and pedagogical activity. Organizing Committee: B. Zhitnigor (chairman), L. Kypreichyk, A. Tim, G. Georgiou, S. Serdechny, L.