Возникающие в коллективе на основе эмоциональной сферы межличностные отношения — вопрос подробно изученный военной наукой. В данной статье мы остановимся на тех показателях, которые определяют влияние психологии коллектива на изучаемый нами процесс. К ним, на наш взгляд, можно отнести:
— сплоченность курсантского коллектива — как общая характеристика системы эмоциональных предпочтений курсантов внутри группы;
— соответствие групповых норм, традиций, отношений и ценностей принятым в военно-профессиональной группе;
— влияние межличностных отношений на эффективность выполнения групповых профессиональных задач.
Предложенная нами структура курсантского коллектива, как нам кажется, может быть положена в основу педагогических систем, обеспечивающих благоприятные условия для военно-профессионального самоопределения курсантов военного вуза.
Библиографический список
1. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Утлик Э.П., Феденко
Н.Ф. Военная педагогика и психология. — М. : ВПА, 1973. — 323 с.
2. Капустин И.В. Первичный коллектив курсантов как средство социального воспитания : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. — Кострома, 2003. — 175 с.
3. Кон И.С. Психология старшеклассника. — М. : Просвещение, 1982. — С. 48.
4. Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания / сост. : А.И. Каменев, И.В. Домнин, Ю.Т. Белов, А.Е. Савинкин ; ред. А.Е. Савинкин. — Российский военный сборник. — М. : Военный университет: Русский путь, 2000. — № 17. — 639 с.
5. Подоляк Я. В. Практические вопросы военной психологии. — М. : Военный университет , 1987. — 151 с.
САМАРЕЦ Александр Владимирович, аспирант Новосибирского государственного педагогического университета, подполковник, преподаватель кафедры вооружения и стрельбы Новосибирского высшего военного командного училища (военный институт). АСРИЕВ Андрей Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Омского государственного педагогического университета.
Статья поступила в редакцию 30.01.2009 г.
© А. В. Самарец, А. Ю. Асриев
УДК 378.4
С. Н. ГОЛЕРОВА
Омский государственный педагогический университет
КАЧЕСТВО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ АВСТРАЛИИ И РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ_____________________________________
Автор статьи рассматривает качество профессионально-педагогического образования как систему качеств, обеспечивающих формирование итогового качества — качества педагога профессионального обучения в университетах Австралии и России.
Ключевые слова: качество образования, университет, профессионально-педагогическое образование, Австралия, сравнительный анализ.
Проблема обеспечения качественного и конкурентоспособного уровня высшего образования в России в последнее время является критически важной для дальнейшего развития страны. Вхождение в Болонский процесс, развитие международных связей, процессы глобализации и другие явления и процессы современности не оставляют для отечественной высшей школы возможности быть в стороне, развиваться по-старому. Став участницей Болонского процесса, Россия и российская высшая школа неизбежно должны были интегрироваться в общеевропейскую систему высшего образования, и речь здесь должна идти не о встраивании или подстраивании под европейские системы образования, а о гармонизации систем и модернизации высшей школы России.
Интернационализация, развитие интеграционных процессов в разных сферах общественной жизни
повышают значение сравнительно-педагогических исследований, позволяющих соотносить зарубежный опыт с отечественными проблемами. На наш взгляд, для России особый интерес представляет австралийский подход к обеспечению качества профессиональнопедагогического образования (ППО). При всей своей самобытности и многочисленных отличиях от стран Европы и США университетская система Австралии опережает большую часть развитых стран по темпам интернационализации и занимает первое место по темпам развития транснационального обучения [1].
На основании теоретического анализа психологопедагогических исследований российских авторов (С. Е. Шишов, В. И. Кальней, М. М. Поташник, Г. В. Скок, А. И. Субетто, Б. С. Гершунский, Э. М. Коротков, Э. Ф. Зеер, Е. Д. Колегова, Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко, В. А. Федоров и др.) и австралийских
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009
Особенности профессионально-педагогического образования
Основания сравнения Австралия Россия
Модель подготовки многоуровневая моноуровневая
Обязательные требования на входе — специализация по отраслевой профессиональной (технико-технологической) подготовке; — стаж работы по специальности не менее 4 лет; — минимальный уровень педагогического образования — общее полное среднее образование
Компоненты содержания — психолого-педагогическая подготовка — психолого-педагогическая подготовка; — отраслевая профессиональная (технико-технологическая) подготовка
Таблица 2
Сектор высшего образования
Страна Г о су дарственные университеты (вузы) Частные университеты (вузы) Всего университетов Университеты, предоставляющие профессионально- педагогическое образование
Австралия 39 (86,7 %) 6 (13,3 %) 45 (100 %) 16 (35,5 %)
Россия 655 (63,0 %) 384 (37,0 %) 1039 (100 %) 130 (12,5 %)
авторов (Г. Харман, А. Линдсей, Д. Дохерти-Делорм, Е. Шейкер, Р. Гаррис, Л. Мейер, К. Чеппель и др.) мы приходим к выводу, что существует множество подходов к пониманию качества в высшем образовании. Качество рассматривается не только как результат деятельности, но и как возможности его достижения в виде внутреннего потенциала и внешних условий (образовательная система), а также как процесс формирования характеристик. Новым является вопрос достижения качества результатов, создание должных процессов внутри институтов высшего образования с целью отслеживания качества результата, обеспечения его высокого качества и постоянного его улучшения; с целью убеждения и заверения основных социальных партнеров, работодателей в компетентной работе институтов и ее качественных результатах.
Основным отличием ППО является направленность на подготовку педагогических кадров, способных реализовать себя в сфере начального и среднего профессионального образования, выполнять полный спектр профессионально-педагогических функций по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов для различных сфер народного хозяйства [2]. Качество ППО относится к категориям социального качества и качества образования и предстает как адекватность ППО потребностям социума, профессионально-педагогической деятельности и личности, получающей данное образование. Результирующее качество ППО в интегративной форме выражается в качестве специалиста (выпускника). Системный подход в методологическом отношении предполагает учитывать не только то, что существует в наличии, в данной продукции, в готовом виде, но и то, что существовало в процессе ее изготовления или формирования [3]. Исходя из этого, качество образования характеризует не только результат, но и факторы его формирования: качество потенциала образования (ресурсов и условий их использования), качество преподавательского корпуса, качество информационного и методического обеспечения, качество образовательной программы и технологий образования, качество воспитательной работы в вузе. Таким обра-
зом, качество ППО представляет собой сложную многоуровневую динамическую систему качеств, ориентированных на обеспечение итогового качества — качества педагога профессионального обучения.
В нашем исследовании основным методом сравнительного исследования является сравнительный анализ, на основе которого мы намерены изучить и проанализировать компоненты качества ППО с целью объективной оценки возможности использования имеющегося положительного опыта при решении проблем образования собственной страны.
Для последующего анализа качества ППО в университетах Австралии и России целесообразно отразить специфику такого образования (табл. 1). В университетах Австралии подготовка педагогов профессионального обучения осуществляется на базе полученной отраслевой специальности, стажа работы по специальности не менее 4 лет и при наличии среднего ППО. В университетах России студенты, обучающиеся по специальности «Профессиональное обучение», получают высшее бипрофессиональное образование в течение 5 лет обучения, приобретая и отраслевую специальность, и педагогическую профессию одновременно.
В данное время в Австралии 45 университетов, 39 из которых являются государственными и в 16 университетах из 45 ведется обучение по программам ППО (табл. 2). В результате введения Единой национальной системы в 1989 году, объединения университетов с колледжами высшего образования [4], [5], сократилось число учреждений высшего образования (к 1996 году вместо 19 университетов и 69 колледжей образовалось 36 университетов). В результате реформы университетам даровалась большая самостоятельность в аккредитации своих курсов и программ, научной работы и большая степень контроля над своими средствами [6], академическая свобода, коллегиальность, и институциональная автономия [7]. Университеты развиваются в конкурентной среде, схожей со средой частного сектора, и в особенности в том, что соперничают из-за «клиентов» и новых источников дохода.
Государственные стандарты в области высшего образования, утвержденные на правительственном уровне, в Австралии не существуют. Содержание образования определяется потребностями работодателя. Стандарты педагогического образования разрабатываются в штате общественной профессиональной организацией Коллегией педагогов в сотрудничестве с основными работодателями [8]. Общественная профессиональная организация Коллегия педагогов играет важную роль в обеспечении качества, строго оценивает программы университетов по подготовке педагогов, так как заинтересована в поднятии престижа своих профессий и получении специалистов, уверенно ориентирующихся в их поле, оценивает качество результата — педагогов с целью их дальнейшей регистрации. Стандарты представляют собой три основных «фасета» профессиональной деятельности педагога:
1) преподавание и обучение (teaching and education);
2) профессиональные взаимоотношения (professional relationships);
3) профессиональный рост (professional growth).
Каждый стандарт содержит требования к умениям, знаниям и ценностям педагога. Стандарты должны применяться холистически, как набор интегрированных компонент готовности педагога к профессиональной деятельности, а не как контрольный перечень компетенций.
В России основным определителем качества является государство, которое разрабатывает государственные образовательные стандарты по специальности. Действующий Государственный стандарт ППО является гибким ограничителем, имеет вполне определенную и выверенную степень обязательных требований по объемам, структуре, содержанию и форме подготовки специалистов. Сегодня стандарты являются главным средством государственного регулирования качества образования. Государственные образовательные стандарты придерживаются концептуальной установки на нормирование содержания образования, его продолжительности и условий организации образовательного процесса. В ГОС высшего ППО доминирует знаниевая составляющая, в них не заложена возможность оценки качества образования на основе таких показателей, как готовность выпускников к будущей профессионально-педагогической деятельности, уровень профессиональной мотивации и других свойств и качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. Но в условиях модернизации высшего профессионального образования уже разработаны ФГОС нового третьего поколения на основе компетентностного подхода с переходом на многоуровневую систему высшего образования.
Требования государственного стандарта ППО, потенциал, миссия и стратегия в подготовке педагогов профессионального обучения отражает образовательная программа, которая должна быть направлена на достижение цели ППО. Образовательная программа — это комплекс факторов (организационных положений), обеспечивающих интеграцию всех элементов образовательного процесса (от цели до аттестации выпускника) в единый процесс формирования компетентностей, профессионального сознания (результат образования) готовности его к самостоятельной профессиональной деятельности и социальной жизни.
Качество образовательной программы проявляется:
— в степени ее соответствия Государственному стандарту;
— в сбалансированности различных факторов образовательного процесса (учебный план, методическое обеспечение, наличие преподавателей, контрольноизмерительные материалы итоговой аттестации выпускника).
Программы ППО в университетах России реализуются на уровне факультета и кафедр. В университетах Австралии отсутствуют кафедры, и способность принимать решения передана гибким командам. Внутри факультетов формируются программы, что обеспечивает гибкость структуры университета. Междисциплинарность - основной принцип в основе подготовки студентов. В университете предпринято оценивание междисципинарности, которая может принимать разные формы: и как подход к комплектованию штата в школах, и как методологическая основа к проектированию программ и структуры специальности. Школа — структурное подразделение, объединяющее междисциплинарные группы профессорско-преподавательского состава по исследованию определенной проблемы в отличие от кафедры, как объединения профессорско-преподавательского состава и научных работников в одной или несколько тесно связанных между собой отраслях знаний. Среди преподавателей четко разграничены полномочия и обязанности. В рамках факультета назначаются ответственные по обеспечению качества программ и каждой дисциплины. Заметим, что факультеты независимы в выборе учебных дисциплин и программ. Ответственные за дисциплины должны показать, как каждая дисциплина способствует развитию общекультурных и профессиональных компетенций.
Что касается материально-технического обеспечения, помимо наличия учебных аудиторий, лабораторий, необходимых технических средств, специальных помещений (библиотека и др.) в Австралии в целях организации транснационального и дистанционного обучения каждый преподаватель обеспечен индивидуальным компьютером и индивидуальной рабочей комнатой, где он проводит консультации, телеконференции и пр. Постоянные учебные группы студентов не формируются, и каждый студент выбирает индивидуальный график и учебный план обучения. Назначаются консультанты (кураторы) первокурсников в рамках программы.
Информационное и методическое обеспечение образовательного процесса также обладает определенным качеством. Оно проявляется в комплексе таких характеристик как доступность Интернета, программы курсов, учебники и учебные пособия, методические рекомендации, компьютерные программы обучения и др. В университетах Австралии процесс управления качеством информатизирован. Информация, необходимая как для потребителей профессионального образования, так и для поставщиков образовательных услуг является открытой. По каждой программе и дисциплине открыта и доступна информация о целях, содержании обучения и его организации, в электронном виде доступны учебники, книги, пособия и др. необходимые медиа ресурсы. Также ответственные по каждой дисциплине должны предоставить информацию о том, какие общекультурные и профессиональные компетенции формируются и каким образом, на каких основаниях и по каким критериям будут оцениваться результаты обучения [9].
Главную роль в обеспечении качества образования вообще в особенности ППО играет квалифика-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009
ция, компетентность и человеческие характеристики профессорско-преподавательского состава (ППС). Оценка качества ППС — одна из труднейших задач. Качество профессорско-преподавательского корпуса проявляется не только в его составе, но и в процессе его работы, в динамике развития, повышении квалификации, социально-психологических отношениях преподавателей. Каждому преподавателю назначается супервизор (supervisor), обычно заведующий школы, который обязан оценить качество деятельности преподавателя, обсудить цели и нагрузку на следующий год, определить потенциальные возможности развития и обеспечить профессиональное развитие, назначить или рекомендовать увеличение зарплаты. Помимо оценивания индивидуальных планов преподавателей (планов личностного развития) в университетах Австралии проводится оценивание портфолио преподавателя, в котором на основе самооценки преподаватель анализирует свою работу, создает основы для дальнейшего совершенствования. Особенностью австралийской системы оценки качества является развитие системы самооценки. Почти все университеты считают, что повышение качества образования является их основной целью, вследствие этого логично то, что большинство активно применяют самооценку. Бенчмаркинг — одно из средств улучшения качества, которое также основано на самооценке системы качеств как по количественным, так и по качественным показателям [10] в рамках программы, школы, факультета или университета и сравнении показателей с лучшей практикой, предполагающее развитие стремления к непрерывному совершенствованию, и, во-вторых, сам процесс совершенствования, это непрерывный поиск новых идей, их адаптация и использование на практике. В оценивание преподавания, содержания дисциплин, организации обучения, взаимодействия преподавателя и студента в Австралии вовлечены студенты и даже выпускники прошлых лет. Данный способ оценивания проводится как вспомогательный инструмент для принятия решений, является более динамичной концепцией, носящей открытый и более продуктивный характер, обеспечивающей обратную связь в управлении.
Таким образом, в университетах Австралии, в отличие от России, оптимальный уровень качества определяется клиентами, потребителями продукции и заинтересованными в её успешном производстве сторонами. Качество профессионально-педагогического образования формируется в результате взаимодействия с профессиональной общественной организацией, которая разрабатывает стандарты, контро-
лирует качество программ ППО, качество результата ППО. На наш взгляд, конкурентоспособность педагогов профессионального обучения определяется соответствием качества продукции (услуг) требованиям рынка и запросам и ожиданиям конкретного потребителя. Качество, в конечном счете, оценивает потребитель: студенты и выпускники, эксперты (внутренние или внешние) оценивают качество процесса, профессиональная общественная организация Коллегия педагогов оценивает качество программ и качество результата — специалистов (педагогов профессионального обучения), независимый орган Агентство по качеству университетов оценивает качество системы.
Библиографический список
1. Вахштайн, В.С., Железов, Б.В., Ларионова, М.В., Мешкова, Т.А. Обзор систем высшего образования стран ОЭСР / Отв. редактор М.В. Ларионова. — М. : Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. - 108 с.
2. Кубрушко, П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования / П.Ф. Кубрушко. — М. : Высш. шк., 2001. — 236 с.
3. Коротков, Э.М. Управление качеством образования /
Э.М. Коротков — М. : Академический проект : Мир, 2006. — 320 с.
4. Coaldrake, P. The Changing Climate of Australian Higher Education: An International Perspective // Higher Education Management. 1999. 11(1). P. 117—134.
5. Mahony, D. The Construction and Challenges of Australia's Post-Binary System of Higher Education / Oxford Review of Education. 1993. 19(4). P. 465-483.
6. Marginson, S. Competition and Contestability in Australian Higher Education // Australian Universities Review. — 1997. — 40 (1). — P. 5—14.
7. Bessant, B. Higher Education in Australia - the Unified National System // Educational Research and Perspectives. —1996. — 23(1). — P. 110—123.
8. Professional Standards for Queensland Teachers // www.qct. edu.au
9. www.griffith.edu.au
10. McKinnon, K.R, Walker, S.H, Davis D. Benchmarking: A Manual for Autralian Universities. — Canberra: Dept. of Education, Training and Youth Affairs, Higher Education Division, 2000. http://www. dest.gov.au/archive/highered/otherpub/bench.pdf
ГОЛЕРОВА Светлана Николаевна, аспирантка кафедры профессиональной педагогики.
Статья поступила в редакцию 23.03.2009 г.
© С. Н. Голерова
Книжная полка
Баркова, Л. А. Психология личности [Текст] : учеб. пособие по дисциплине «Психология личности» для студентов вузов / Л. А. Баркова ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Гос. ун-т цвет. металлов и золота». — Красноярск : ГУЦМЗ, 2005. — 156 с. : ил. — Библиогр.: с. 152-153. — ISBN 5-8150-0275-5.
Абрамов, В. В. Социальная психология личности и группы [Текст] / В.В. Абрамов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Ульян. гос. ун-т». — Ульяновск : УлГУ, 2005. — 135 с. : ил. — Библиогр.: с. 132-135. — ISBN 5-88866-213-5.