используется редко. Изобретение COM-систем позволило не только упростить процесс получения микрофильмов, но и получить ранее недоступные возможности: стало возможным микрофильмирование из цифрового документа, бумажной копии которого физически не существует. Помимо этого, COM-системы оказывают заметно меньшее влияние на оригинал, а также позволяют просмотреть получаемый результат до начала микрофильмирование. Эти факторы обуславливают популярность и широкое применение COM-систем во всём мире.
Список литературы
1. Микрофильм будет существовать половину тысячелетия // Хабр. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/post/418991/ (дата обращения: 10.03.2019).
2. Микрофильмы и микрофиши: в борьбе между копирайтом и правом свободного доступа к информации // Территория L - Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи. [Электронный ресурс]. URL: http://gazetargub.ru/?p=9642 (дата обращения: 10.03.2019).
Бопп Виктория Андреевна, магистрант, miss. blackbery@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
COMPARISON OF TECHNOLOGY OF MICROFILMING
V.A. Bopp
Methods of creation and storage of microfilms are considered: classical microfilming, digital storage and creation of microfilms with the use of COM-systems. Their advantages and disadvantages are revealed. Their comparison is given. It turned out that COM-systems provide many opportunities and can significantly speed up and improve the quality of microfilming.
Key words: microfilms, microfilming, COM-systems.
Bopp Victoria Andreevna, master, miss. blackbery@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 655.023
КАЧЕСТВО ПЕЧАТИ КАК МЕРА ТОЧНОСТИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ - ДОПУСТИМЫЕ ПРЕДЕЛЫ
В.С. Мухин, А.Л. Ворожцов
Рассмотрены вопросы оптимизации уровня качества полиграфического производства во взаимосвязи с материальными затратами. Выявлено, что между качеством печати и себестоимостью печатной продукции есть функциональная или алгоритмическая зависимость: превышение уровня качества выше приемлемого экономически необоснованно, а несоответствие уровня качества приемлемому не удовлетворяет требований заказчика.
Ключевые слова: качество печати, себестоимость продукции, печатный оттиск, печатный элемент, штрих, точность воспроизведения информационного фрагмента.
В отраслевой литературе, связанной с полиграфией, одна из главных тем -улучшение качества печати. Однако неотъемлемой частью этого процесса является другой процесс, прямо или косвенно его тормозящий. Это увеличение себестоимости продукции, связанное с улучшением ее качества.
496
Введем понятие «уровень несоответствия качества», подразумевающий интегральную сумму произведений плотности дефектов на уровень значимости дефектов. В этом случае, первый уровень может быть охарактеризован следующими показателями: 1) не более 1 дефекта класса «непропечатка» площадью не более 1 мм2 на площади печати 10 м2; 2) не более 1 дефекта класса «грязь печати» площадью не более 1 мм2 на площади печати 10 м2; 3) совмещение цветов на печати составляет не более 0,1 мм. Достижение качества первого уровня потребует выбора специального оборудования, подготовки персонала, технической и технологической оснащенности предприятия.
А для условного десятого уровня показатели будут иметь значения: 1) не более 100 дефектов класса «непропечатка» площадью не более 100 мм2 на площади печати 10 м2; 2) не более 50 дефектов класса «грязь печати» площадью не более по 50 мм2 на площади печати 10 м2; 3) совмещение цветов на печати составляет не более 5 мм. Достижение уровня №10 возможно на любом оборудовании и персонале при печати любыми видами красок при минимальной технической и технологической оснащенности предприятия.
Под качеством продукции подразумевается совокупность ее свойств, определяющих степень пригодности продукции для использования по назначению и соответствующих требованиям нормативных документов, определяющих не только номинальные значения единичных показателей качества, но и допустимые отклонения от номинала.
Рис. 1. Рабочий интервал рыночной цены и уровня качества продукции
Стремление добиться совершенного качества в режиме производства потребует увеличения затрат, не всегда оправданного и обоснованного, а производство печатной продукции при минимальных требованиях к качеству - минимальных затрат. Между качеством печати и себестоимостью печатной продукции есть функциональная или алгоритмическая зависимость. Эти два процесса постоянно противостоят один другому и взаимодействуют между собой. Определение золотой середины между этими процессами означает производство продукции приемлемого качества при минимальных затратах. Если себестоимость продукции можно однозначно выразить через количество материальных затрат, то уровень качества печати зависит от многих параметров. Можно предположить, что превышение уровня качества выше приемлемого экономически необоснованно, а несоответствие уровня качества приемлемому не удовлетворяет требований заказчика.
При равномерной работе производства получаем как результат: 1) бесконечно высокую себестоимость продукции при бесконечно высоких требованиях к качеству (ноль дефектов самого малого размера во всем тираже); 2) асимптотически ограниченную снизу себестоимость продукции при минимальных требованиях к качеству.
График этой зависимости представляет собой функцию вида
у = Ь + к/х (1)
где Ь - себестоимость продукции при минимальных требованиях к качеству; х - уровень несоответствия продукции эталонному качеству; у - удельная себестоимость продукции.
Данный график (рис. 1) условно разделен на 3 участка, и у производителя есть 3 варианта производства продукта и его продвижения в рыночном пространстве путем воздействия качества продукции на его цену: 1) с ценой выше рыночной вывести на рынок качественно новый продукт; 2) в режиме здоровой конкуренции продавать продукт с соотношением цена / качество на рыночном уровне; 3) выпустить на рынок менее качественный продукт и, при условии его выживания, понизить его актуальную рыночную цену или продавать его с большей прибылью. Для этого необходимо выяснить, являются ли продукты в случаях 1, 2 и 3 одинаковыми или качественно отличаются друг от друга.
Печатная продукция представляет собой материальные объекты, многократно повторенные в результате тиражирования, с нанесенной на них кодированной информацией, обладающие как общими свойствами, так и частными, характерными для каждого типа объектов.
Частные свойства - это, например, химическая стойкость к среде (воздух, вода, и т.п.), или геометрия объекта, определяющие его назначение. Общим свойством всей печатной продукции является качество печати.
Частные свойства качества печатной продукции носят объективный характер, т.к. имеют связь с природными явлениями и независимыми факторами. Качество печати, наоборот, носит субъективный характер, т. к. его назначением является передача информации определенной группе адресатов. Адресаты - это декодирующие устройства, с индивидуальными особенностями, поэтому передаваемую им информацию можно также группировать по специально выделенным общим для каждой группы свойствам. Эти свойства описывают условия исследования печатного оттиска наблюдателем: условия освещения, острота зрения, ценность информации, энтропия информации, уровень наивности наблюдателя и т. д.
Поэтому, наряду с унификацией стандартов качества печатной продукции можно рассмотреть и диверсификацию стандартов, с целью обоснованного подтверждения экономической эффективности производства.
Целью данной работы будет исследование оптимальных параметров качества для разных видов печатной продукции с учетом удовлетворения требований конечного потребителя.
Для достижения этой цели необходимо решить задачи:
1) Рассмотреть печатный оттиск как объект передачи информации;
2) Разбить печатные изображения на геометрические объекты и произвести их классификацию;
3) Определить параметры печати, при которых происходит передача информации без искажений.
1 Печатный оттиск как инструмент передачи информации
При воспроизведении информационной структуры объекта путем печати мы можем разделить информационное поле на два типа участков для оценки печатной информации: запечатанные участки и незапечатанные. В идеальном варианте сущность данной задачи и её решения в область технологии печати является простой принцип: печатные элементы должны печатать, пробельные элементы печатать не должны.
2 Уровень оценки качества печати
Грань между передачей или непередачей информации является уровнем оценки качества печати.
Рассмотрим процесс визуального восприятия информации на примере напечатанных объектов - открытых и замкнутых двухмерных геометрических фигур, начиная с простых, и постепенно усложняя их геометрическую конфигурацию до более сложных геометрических форм.
3 Геометрия объекта
3.1 Открытые фигуры
3.1.1 Отрезок. Это - геометрическое место точек, лежащих на одной прямой, локально ограниченное в пространстве, имеющее - длину Ьотр.. Адресат обладает точностью определения расстояния между двумя точками ёГаппе(Гшт,апп;Гшах,апп).
При
(Гшах<Гапп,шах)и(Гт1п>Гапп,ш1п) Ф 0 (2)
адресат воспринимает объект как две точки, удалённые друг от друга на расстояние г.
г^г
лгип р ' плах <-
с1г
Рис. 2. Расстояние между точками
Адресат обладает точностью определения удаления точек объекта по нормали ёпотр от прямой, проходящей через концы отрезка. Точки объекта удалены от прямой на расстояние Потре(Птт,отр ;птах,отр).
При
Птах,отр < ^отр (3)
адресат воспринимает объект как участок прямой.
Рис. 3. Отрезок как участок прямой
Адресат обладает точностью определения длины отрезка ёЬаппе(Ьапп,шт;Ьапп,шах).
При
(Lmax,отр<Lапп,max)U(Lmin,отр>Lапп,min) Ф 0 (4)
адресат (глаз человека) воспринимает объект как отрезок длины Ьотр.
3.1.2. Угол. Это - геометрическая фигура, образованная двумя отрезками, выходящими из одной точки, имеющая значение величины угла а.
Адресат обладает точностью определения величины угла ёоаппе(оапп ,min;аапп,max).
При
(аmax - аmin) <dаапп (5)
адресат воспринимает объект как угол а. При этом должны быть соблюдены условия, что фигура образована двумя отрезками, выходящими из одной точки, т.е. расстояние между концами отрезка равно нулю.
аа
а
V
О г,
Рис. 4. Угол, имеющий значение величины угла а
3.2 Закрытые фигуры
3.2.1 Общие параметры закрытых фигур
3.2.1.1 Ожидаемый на определенном участке оттиска объект - один.
Рис. 5. Объект информации, воспроизведенный на печати без искажений
Если на оттиске несколько объектов или нет ожидаемого объекта, то мы имеем дело с браком печати - печать на пробельном элементе или отсутствие печати в области ожидания работы печатного элемента, т.е. отмарывание, смазывание, непропечатка, фантом и др.).
Рис. 6. Объект информации, воспроизведенный на печати с искажениями
3.2.1.2 Объект информации имеет форму и границу, имеет определённое местоположение и ориентацию, в области печати объект излучает свет, в области пробела не излучает, величина излучения (оптическая плотность) постоянна в любой точке объекта.
3.3.2 Частные параметры некоторых видов фигур
3.3.2.1 Круг. Это - фигура, границы которой равноудалены от её центра, величина расстояния границы от центра - радиус Якр.. _Адресат обладает точностью определения равномерности удаления границ объекта от центра ёотнЯ. Границы объекта удалены от ее центра на расстояние Якре(Ятт; Ктах).
При
(И-тах — И-тт) < ^тнК (6)
адресат воспринимает объект как круг.
VI К = Якр. (7)
Рис. 7. Круг
Адресат обладает точностью определения величины радиуса круга
¿К-апп,кр£(К-апп,тт;К-апп,тах).
При
(К-тах<К-апп,тах)и(К-тт>К-апп,тт) Ф 0 (8)
адресат воспринимает объект как круг радиуса Якр.
3.3.2.2 Прямоугольник. Это - фигура с 4 сторонами и с 4 равными углами, все углы которой прямые, противоположные стороны равны между собой, имеется два набора длин сторон Ь и Ь2. Адресат обладает точностью определения величины угла
dааппC(аапп,шin;аапп,шax).
При
(ашах - ашт) <ёаапп (9)
адресат воспринимает объект как прямоугольник. Адресат обладает точностью определения величины сторон прямоугольника ёЬаппС^апщш^Ьапщпах). При
(Ьша^Ьлдпшах) и (Ьшю^^дпдт) и (Ь^ша^Ь^аппшах) и (L2;min>L2аmшin) (10)
адресат воспринимает объект как прямоугольник со сторонами Ь и Ь2.
1-1,г
^—1,т1п
Ц,
Ц. Г
Рис. 9. Прямоугольник со сторонами Ь1 и Ь2
3.3.2.3 Штрих. В зависимости от размеров и расстояния наблюдения может восприниматься адресатом как отрезок или как прямоугольник.
Рис. 10. Штрих как линия и как прямоугольник
В одном случае адресат игнорирует толщину штриха, регистрирует только факт наличия штриха и оценивает его длину и ориентацию. Например, человек воспринимает набор штрихов в изображении буквы и определяет его как букву. В другом случае адресат определяет толщину штриха. Например, при считывании штрих-кода сканером определяется набор толщин штрихов и их последовательность. В этом случае адресат обладает точностью определения толщины штриха ёБапп.
Рис. 12. Буквы как набор штрихов
При
(Бшах - Бшт) <ёБапп (11)
адресат определяет объект как штрих толщиной Б.
Рис. 13. Штрих толщиной Б
3.3.2.4 Произвольный замкнутый многоугольник. Это - фигура с определенным количеством сторон и углов, каждая сторона которой имеет длину Ь а каждый угол -значение а^ с заданной последовательностью расположения сторон и углов, и ориентацией объекта на плоскости наблюдения.
S У .-- х'" Xх / ' / X /
Рис. 14. Произвольный замкнутый многоугольник
Адресат обладает точностью определения длины стороны dLi и точность определения меры угла dai.
Если
Vi Li,max — Li,min < dLi и ai,max — ai,min < dai (12)
то адресат принимает информацию об объекте без искажений. Величины ^и ai - переменные, зависящие от системы отсчета.
3.3.2.5 Кривая. Произвольную кривую можно описать как набор границ круга с изменяющимися радиусом и координатами центра.
Рис. 15. Участок кривой
Адресат обладает точностью определения радиуса кривизны на определенном участке кривой ¿КкрД. Границы объекта удалены от её центра на расстояние К-кр£(К-тШ;К-тах).
Если на ьтом участке кривой
(К-тахД — К-тшд) ^¿К-кр, I (13)
то адресат воспринимает объект как часть окружности радиуса Якр.
3.3.2.6 Набор объектов определённой формы, расположенных определённым образом относительно друг друга. Для каждого объекта должны выполняться условия, описанные в пп.3.3.2.1 - 3.3.2.5. Если эти условия выполняются, то информация о геометрии объекта (например, область печати текста) считается переданной и принятой без искажений.
ь.МГУ
Рис. 16. Набор объектов определённой формы, расположенных определённым
образом относительно друг друга
6. Заключение
В дальнейшем таким же методом можно рассмотреть такие параметры печати, как: 1) цвет объектов, напечатанных одноцветной растровой печатью; 2) цвет нарисованных и фотореалистичных изображений, напечатанных полноцветной печатью; 3) совмещение цветов при печати. После чего можно будет рассматривать такие проблемы и аспекты, как: ценность передаваемой информации; скорость обработки информации; время на принятие решения адресатом; защита информации.
Список литературы
1. Сотвард Р. Материальные аспекты УФ-печати. ФлексоПлюс, 2008. №3.
С. 21-25.
2. Титов А. Определение растискивания во флексографии. ФлексоПлюс, 2007. №1. С. 20-23.
3. Цыплаков Д.Е. Влияние скорости рулонной печати на оптическую плотность оттисков и неприводки краски: автореферат канд. дис. М.: МГУП, 2001. 21 с.
4. Paul Merkel. Best of both worlds // Flexo Gravure, 2011. № 17.
5. Аналитический портал химической продукци [Электронный ресурс] URL: http://newchemistry.ru/letter.php?n_id=1750 (дата обращения: 10.02.2019).
6. Серебренникова Е.С. Значимость упаковки товара как элемента рекламы при формировании потребительских предпочтений. Экономикс, 2014. № 2. С. 76 - 80.
Мухин Владимир Сергеевич, аспирант, mukhinvs@yandex. ru, Россия, Москва, Московский Политехнический Университет,
Ворожцов Александр Леонидович, канд. техн. наук, доцент, a_vorozhtsov@bk. ru, Россия, Москва, Московский Политехнический Университет
PRINT QUALITY AS A MEASURE OF INFORMATION ACCURACY V.S. Mukhin, A.L. Vorozhtsov
The issues of optimization of the quality level of printing production in conjunction with material costs are considered. It was revealed that there is a functional or algorithmic relationship between the quality of printing and the cost of printed products: exceeding the level of quality above an acceptable economically un-justified, and the discrepancy between the level of quality and acceptable does not meet customer requirements.
Key words: printing quality, costs, printing image, printing element, non-printing element, stroke, readability.
Mukhin Vladimir Sergeevich, postgraduate, mukhinvs@yandex. ru, Russia, Moscow, Moscow Polytechnic University,
Vorozhtsov Alexander Leonidovich, candidate of technical sciences, docent, a_vorozhtsov@bk. ru, Russia, Moscow, Moscow Polytechnic University