Научная статья на тему 'Качество образования как один из ключевых факторов международной конкуренции в системе образования'

Качество образования как один из ключевых факторов международной конкуренции в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
577
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / QUALITY OF EDUCATION / HIGHER EDUCATION QUALITY EVALUATION MODELS / PROFESSIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярных Вероника Игоревна

Вопросу качества высшего образования уделяется все больше внимания в глобальном образовательном пространстве. Существуют разные подходы, и разные методы оценки качества высшего образования. Особенно в настоящее время в процессе формирования требований к оценке качества высшего образования возрастает роль работодателей как одной из основных заинтересованных сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The quality of education as one of the key factors in international competitiveness in the education

The issue of the quality of higher education has received increasing attention in the global educational space. There are different approaches, and different methods of evaluating the quality of higher education. Especially now in the process of forming the requirements for assessing the quality of higher education, the role of employers as one of the interested parties is increasing.

Текст научной работы на тему «Качество образования как один из ключевых факторов международной конкуренции в системе образования»

В.И. Ярных

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Вопросу качества высшего образования уделяется все больше внимания в глобальном образовательном пространстве. Существуют разные подходы, и разные методы оценки качества высшего образования. Особенно в настоящее время в процессе формирования требований к оценке качества высшего образования возрастает роль работодателей как одной из основных заинтересованных сторон.

Ключевые слова: качество образования, модели оценки качества высшего образования, профессиональные стандарты.

Современное общество живет в эпоху быстрых и глобальных преобразований. Информационная экономика и информационное общество оказывает влияние на все стороны жизни современных людей. Процессы современной глобализации мирового сообщества влияют на многие аспекты деятельности, в том числе, безусловно, и на образование.

По утверждению Simon Schwartzman, требования общества в XXI в. формируют три фокуса развития образования, особенно гуманитарного1:

- превращение классических университетов в систему массового высшего образования;

- растущее во всем мире доминирование англо-саксонской модели высшего образования;

- превращение науки, техники и образования в большой бизнес-сектор, «экономику знаний».

В основе этих трех элементов лежит именно глобализация, характеризующаяся, среди прочего, ростом международной торговли и преодолением коммуникационных барьеров.

© Ярных В.И., 2016

Однако признанными драйверами развития высшего образования в глобальном мире (по мнению Ernst&Young, например) являются2:

1) демократизация, то есть широта и доступность знаний, что продемонстрировала, например, Coursera и MIT;

2) digital-технологии (МООС, on-line learning, blended learning);

3) интеграция с производством (что в наибольшей степени оказывает влияние на качество образования, так как формирует профиль компетенций, необходимый выпускнику; кроме того, именно промышленность поддерживает проводимые исследования и создает рынок независимой сертификации, например);

4) глобальная мобильность;

5) конкуренция рынков и возможностей финансирования (здесь нужно отметить и конкуренцию между национальными и мировыми образовательными рынками, возможности формирования фондов финансирования исследований и оплаты обучения и т. д.).

В целом, учитывая все вышеизложенное, необходимо отметить, что современное высшее образование с точки зрения мирового тренда находится в состоянии устойчивого развития, и сфера высшего образования Российской Федерации не является исключением. И в траектории этого развития важным и во многом принципиальным вопросом становится вопрос достижения заявленного качества образования.

Подходов к формированию качества образования достаточно много. Что-то пришло из бизнеса, что-то выработано в системе общего и высшего образования.

Интересным представляется сравнение подходов к оценке качества образования, пришедших из бизнес-среды.

Оценка качества программ высшего образования может строиться на подходе по оценке управления качеством образования (CIPP evaluation model), оценке качества результатов образования (OVE evaluation model) и оценке эффективности обучения по модели Дэвида Киркпатрика (D. Kirkpatrick model).

В основе первого подхода лежит оценка управления качеством образования, которая включает в себя оценку уровней образования, контекст, процесс, продукт и входную оценку уровня образования студентов. Модель оценки обучения по результатам также включает в себя разделение по уровням образования. Но ключевыми факторами являются оценка содержания программы и методов обучения, эффективность обучения, политика обучения и воздействие. И, наконец, в модели Д. Киркпатрика (одном из старейших из

предложенных подходов) оценивается реакция на обучение сразу же после проведения программы/занятия, уровень полученных знаний, изменение поведения и конечный результат3.

Подходы к определению качества образования зависят от задач и от фокусов результата. С какой позиции формируется программа оценки качества высшего образования, зависит от того, какие требования будет диктовать рынок.

Оценивая опыт европейских стран необходимо отметить следующее. Существует исторически сформированная «английская модель», в основе которой лежит внутренняя самооценка вузовского академического сообщества, и «французская модель», основанная на внешней оценке вуза с точки зрения его ответственности перед обществом и государством. «Американская модель» аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ представляет сбалансированное сочетание идей «английской» и «французской» моделей.

В том или ином виде вопрос качества образования сегодня реализуется в большинстве своем через процесс аккредитации вуза.

Аккредитация - это система контроля качества образования, которая позволяет учесть интересы всех заинтересованных в развитии образования сторон и сочетает общественную и государственную формы контроля. Основные цели аккредитации состоят в том, чтобы4:

- обеспечить прогресс в высшем образовании за счет разработки критериев и принципов оценки эффективности образования;

- стимулировать развитие образовательных учреждений и совершенствование образовательных программ путём непрерывного самообследования и планирования;

- гарантировать обществу, что учебное заведение или конкретная образовательная программа имеют правильно сформулированные цели и условия их достижения;

- обеспечить помощь в становлении и развитии вузов и в реализации образовательных программ;

- защитить учебные заведения от вмешательства в их образовательную деятельность и ущемления их академических свобод.

Таким образом, в том или ином виде речь идет о соответствии требованиям образовательных стандартов, соответствии образовательных программ заявленным требованиям Министерства образования. Но в современных условиях этого недостаточно.

И в этом случае наиболее интересным представляется еще один подход к оценке результатов и формированию стандартов качества образования через репутационный подход, результативный и комплексный подходы.

Репутационный подход использует экспертный механизм для оценки уровня профессиональных образовательных программ и учебных заведений в целом. Результативный подход основан на измерении количественных показателей деятельности вуза. Комплексный подход базируется на принципах «всеобщего управления качеством» (Total Quality Management, TQM) и требований к системам менеджмента качества Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO).

Однако существующие в XXI в. вызовы для высшего образования диктуют необходимость более расширенной трактовки и подхода к определению качества программ высшего образования.

В специальном докладе National Center for Public Policy and Higher Education отмечаются следующие вызовы для высшего образования5:

- оптимизация процесса обучения (сюда вкладывается оптимизация и времени, и технологий, и усилий);

- сочетание собственных интересов обучающегося и социальных интересов (в данном случае речь идет о сочетании личных интересов студента с общественными интересами, требованиями рынка труда и требованиями со стороны работодателей);

- измерение результатов в достижении целей обучения (это крайне важный момент; вопрос о конкретном измерении качества полученного образования определяется как вызов);

- практическое лидерство (новый вызов для высшего образования в целом во всем мире. Речь идет не просто о развитии лидерских компетенций как таковых, но и о практическом использовании лидерских навыков. Обучение лидерству на практике, внутри образовательных инструментов и технологий - один из важнейших фокусов определения инновационности обучения).

В связи с новыми условиями и новыми вызовами в развитии современного высшего образования возникает необходимость нового подхода к определению и оценке качества самого образования и образовательных программ. Такой новый подход можно назвать интегрально-квалиметрическим.

В мировом тренде оценки качества образования можно отметить следующие факты:

- в США самая старая традиция внешних оценок программ университетов с начала прошлого века;

- в начале 1990-х гг. менее половины европейских стран имели программы обеспечения качества национального образования;

- к 2003 г. почти каждая европейская страна имела программу обеспечения оценки качества реализации обучения в секторе высшего образования;

- к 2010 г. осталось очень мало стран в мире, которые не разрабатывают национальные программы по обеспечению качества в высшем образовании.

Чем интересны эти цифры? Не только тем, что развитые и развивающиеся страны массово разрабатывают вопросы обеспечения качества образования. Впечатляет скорость распространения и развития данного вопроса. Вопрос конечного результата высшего образования, и самое главное, качество этого результата становится национальным приоритетом.

И здесь речь идет не только о важности оценки качества программ внутри страны, т. е. локальной конкуренции. Учитывая драйверы развития высшего образования, указанные выше, это вопрос глобальной конкуренции и возможностей глобального развития экономики страны в целом.

Необходимо учитывать множество факторов, которые в том или ином виде будут влиять в глобальном фокусе на качество образования и возможности измеримых показателей его оценки.

Именно акцент на измеримость показателей в том или ином виде является ключевым требованием внутри оценки.

Stakeholders, или заинтересованных сторон, в оценке качества образования множество, и каждая из них имеет свои интересы и свои параметры и фокусы понимания качества.

Например, как минимум среди заинтересованных сторон окажутся:

- студенты;

- профессорско-преподавательский состав;

- менеджмент и администрация;

- родители;

- министерства и ведомства;

- общество в целом;

- политики;

- работодатели в целом;

- market makers - крупнейшие работодатели и производители на данном рынке.

Каждая из заинтересованных сторон имеет свое представление о качестве образования и о критериях и способах его измерения.

Все принципиально новые концептуальные модели, предложенные в последние годы, так или иначе не просто учитывают интересы и цели вышеперечисленных сторон, но и предлагают принципиально иной взгляд на качество - вопрос учета мнения потребителя/клиента. Например, модели Абдуллах (Abdullah), Вун (Voon), Лэндрум и остальные (Landrum et al), Патрик

Бабиарж, Мацей Пойтровски, Малгожата Вавржинкевич (Patryk Babiarz, Maciej Poitrowski, Malgoezata Wawrzynkiewicz) и т. д.6 Все они в том или ином виде включают в себя компоненты, связанные с ориентацией7:

- на потребителя/клиента (Customer orientation);

- на конкурентов (Competitor orientation);

- на бизнес-процессы (Inter-Functional Orientation);

- на достижение целей (Performance Orientation);

- на долгосрочные цели (Long-Term Orientation);

- на работодателей (Employee Orientation).

Все вышеперечисленные факторы в том или ином виде составляют современные требования к качеству образования и определяют возможности глобальной конкуренции образовательных программ.

Разные подходы, разные критерии, но единое понимание и единые базовые требования к результатам обучения - вот основа формирования модели оценки качества высшего образования.

Анализируя все вышесказанное, более точным будет предложение интегральной модели оценки качества высшего образования, которая позволит оценить многофакторность понимания качества в современном образовательном пространстве. В ее фокусах могут быть:

- физические аспекты (инфраструктура, современное оборудование, сервисная поддержка);

- достоверность (аккуратность сбора данных, своевременность и надежность источников, последовательность, поддержка временных сроков);

- компетентность (знания, экспертиза, коммуникации внутри программ и департаментов, методы, опыт и технологии обучения);

- личное взаимодействие (дружелюбие, внутренние взаимоотношения и возможность взаимодействия междисциплинарно, карьерная поддержка и консультирование, эмпатия в отношениях);

- структура программы/курса (релевантность, адекватное предложение, контент, концептуальные знания);

- политика (структура затрат, финансовая поддержка, вознаграждение, обучение и размещение программ).

Данная модель, предложенная Ram Komal Prasad, Manoj Kumar Jha, содержит интегральные показатели оценки качества образования, и затрагивает, что крайне важно, позицию со стороны социального маркетинга8.

Это означает в целом, что с точки зрения подобной оценки программы имеют глобальное конкурентное преимущество, поскольку

включают не только формализованное соответствие требованиям образовательных стандартов страны, но, что не менее важно, требования и запросы со стороны общества и работодателей.

Представляется необходимым также включить в оценку качества и критерии, связанные с профессиональными стандартами, т. е., по сути, требованиями к результату и качеству образования со стороны работодателя.

В мировой и европейской практике работодатели участвуют и влияют на результаты обучения многими способами. В рамках представленной экспертизы в РФ и с учетом фокуса интересов информационного общества необходимо остановится на нескольких, и наиболее актуальным сейчас будет влияние профессиональных стандартов.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Именно профессиональные стандарты определяют требования к квалификации того работника, который занимает данную позицию и выполняет представленную работу. Профессиональный стандарт представляет собой подробную характеристику уровня выполнения конкретного вида профессиональной деятельности, выраженную в терминах компетенций9. Через компетенции, понимаемые как способность (готовность) личности применять знания, умения, отношения и практический опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях, в стандарте описываются требования сферы труда к работникам и результаты, которые должны быть достигнуты ими для соответствия этим требованиям. Профессиональные стандарты позволяют устанавливать и поддерживать единые требования к качеству труда, выявлять новые тенденции в сфере труда, разрабатывать должностные инструкции для персонала.

Профессиональные стандарты вводятся в действие в Российской Федерации с 01 июля 2016 г., соответствующие изменения в ТК РФ уже закреплены, и все вышеперечисленное позволяет говорить о новой реальности взаимодействия российского высшего образования и работодателей.

Европейский опыт показывает, что через профессиональные стандарты и возможности гармонизации компетенций как для обучения, так и для работы, высшее (третичное) образование получает дополнительное конкурентное преимущество для образовательных программ. Чем ближе гармонизированы модели компетенций профессионального и образовательного стандарта, тем в большей степени работодатель получает наиболее подготовленного выпускника, чей адаптационный период к должности значительно уменьшается.

Другим немаловажным фокусом влияния на современные образовательные программы становятся smart-компетенции, которые прописаны в профессиональных стандартах и которые востребованы именно со стороны работодателя и со стороны самого выпускника. К ним относятся лидерские компетенции, управленческие, коммуникационные и т. д. Словом, все те компетенции, которые составляют конкурентные преимущества специалиста в современном информационном обществе, дают ему возможности для развития и успешности. Глобальная экономика меняет требования к работе, быстро изменяет их и высшее образование должно успевать отвечать на эти вызовы.

Все вышеперечисленное имеет еще один фокус внимания. Перечисленные задачи, связанные с smart- и hard-компетенциями, по сути формируют требования к человеческому капиталу. В той части современной глобальной экономики, которая является экономикой знаний, именно человеческий капитал - драйвер развития и будущих достижений. То есть через профессиональные стандарты работодатель устанавливает требования к человеческому капиталу будущего и дает возможность вузу участвовать в глобальной конкуренции формирования будущих компетенций.

Таким образом, модель оценки качества как программ высшего образования, так и результатов обучения в целом в современном мире имеет глобальный характер и комплексно позволяет обеспечить глобальную конкурентоспособность как программ обучения, так и самих выпускников, гарантируя соответствие не только формализованным требованиям образовательных стандартов, но и требованиям работодателей и современной экономике в целом.

Примечания

1 British Council Report. [Электронный ресурс] URL: https://www.britishcouncil. org/sites/default/files/the_shape_of_things_to_come_-_higher_education_global_ trends_and_emerging_opportunities_to_2020.pdf (дата обращения 19.03.2016).

2 University of the future. [Электронный ресурс] URL: http://www.ey.com/ Publication/vwLUAssets/University_of_the_future/$FILE/University_of_the_ future_2012.pdf (дата обращения 19.03.2016).

3 Ernest W. Brewer. Evaluation Model for Evaluating Educational Program // Assessing and Evaluating Adult Learning in Career and Technical Education / Ed. by Viktor C.X. Wang. Zhejiang University Press, China, 2009. P. 129-152.

4 Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 г. № ДЛ-2/05вн). С. 2-4.

5 Engaging Higher Education in Societal Challenges of the 21st century: A Special Report by the National Center for Public Policy and Higher Education. National Center for Public Policy and Higher Education. 2008. April. [Электронный ресурс] URL: http://www.highereducation.org/reports/wegner/wegner.pdf (дата обращения 19.03.2016).

6 Ram KomalPrasad, ManojKumarJha. Quality Measures in Higher Education: A Review and Conceptual Model // Journal of Research in Business and Management. 2013. Vol. 1. Issue 3. P. 23-40. [Электронный ресурс] URL: http://www.questjournals. org/jrbm/papers/vol1-issue3/C132340.pdf (дата обращения 19.03.2016).

7 Ibid.

8 Ibid.

9 Разработка и применение профессиональных стандартов: Словарно-справочное пособие / Авт.-сост.: А.Н. Лейбович, И.А. Волошина, П.Н. Новиков, В.М. Зуев, О.Д. Прянишникова, Е.И. Косаковская, В.И. Блинов, О.Ф. Багрова, Е.Ю. Есенина, А.А. Факторович. М.: Перо, 2014. С. 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.