Научная статья на тему 'Оценка качества образования на факультете журналистики как фактор глобальной конкуренции'

Оценка качества образования на факультете журналистики как фактор глобальной конкуренции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
96
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ / ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА / EVALUATION OF THE QUALITY OF HIGHER EDUCATION / INTERNAL AND EXTERNAL EVALUATION OF THE QUALITY OF THE RESULTS / GLOBAL COMPETITIONIN THE LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярных Вероника Игоревна

Формирование системы оценки качества результатов образования влияет на многие аспекты последующей жизни выпускников вузов. Заложенные в систему оценки результатов параметры влияют на возможности выпускников глобальной конкуренции на рынке, труда. А новое сочетание форм внешней и внутренней оценки качества образования, отвечающее европейским требованиям аккредитации образовательных организаций и базирующееся на сочетании индивидуальности и унификации требований, представляет дополнительные возможности для выпускников в глобальной трудовой и образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational quality evaluation at the Faculty of Journalism as global competition factor

Formation of the education quality evaluation system results affects many aspects of lives' graduates. Pledged in evaluation parameters affect the ability of graduates in the market of global market competition. A new combination of forms of external and internal evaluation of the quality of education is based on the European standards of accreditation of educational organizations and on a combination of individuality and uniformity of requirements can give additional opportunities for graduates in the global labor and educational environment.

Текст научной работы на тему «Оценка качества образования на факультете журналистики как фактор глобальной конкуренции»

В.И. Ярных

Оценка качества образования на факультете журналистики как фактор глобальной конкуренции

Формирование системы оценки качества результатов образования влияет на многие аспекты последующей жизни выпускников вузов. Заложенные в систему оценки результатов параметры влияют на возможности выпускников глобальной конкуренции на рынке, труда. А новое сочетание форм внешней и внутренней оценки качества образования, отвечающее европейским требованиям аккредитации образовательных организаций и базирующееся на сочетании индивидуальности и унификации требований, представляет дополнительные возможности для выпускников в глобальной трудовой и образовательной среде.

Ключевые слова: оценка качества высшего образования, внешняя и внутренняя оценка качества результатов, глобальная конкуренция на рынке труда.

Современное информационное общество принципиально изменило требования к образовательному ландшафту. Современная экономика считается экономикой знаний, а это, в свою очередь, означает, что принципиально изменились и продолжают меняться требования к компетенциям выпускников вузов, что ведет к изменениям требований к качеству полученного образования. Значительно расширился и состав заинтересованных сторон. Среди них:

- студенты;

- профессорско-преподавательский состав;

- менеджмент и администрация;

- родители;

- министерства и ведомства;

- общество в целом;

- политики;

- работодатели в целом;

- крупнейшие работодатели отрасли.

© Ярных В.И., 2016

Но влияние всех этих факторов во многом локально. Необходимо отметить, что современное образовательное пространство глобально, так же как и современный рынок труда. Именно фактор глобальности оказывает значительное влияние на формирование критериев и требований к качеству образования.

Российское образовательное пространство полностью включено в глобальное. Более того, развитие экономики, технологий, коммуникаций носит глобальный характер и означает глобальную конкуренцию на рынке труда. Рынок труда также стал глобальным, с унифицированными возможностями и требованиями. На практике это означает реальную возможность для выпускников наших вузов не только работать в российских компаниях, но и европейских, американских и др.

Все эти факторы, безусловно, требуют пересмотра критериев оценки качества высшего образования, а также содержания образовательных программ и самих технологий обучения. Интернационализация экономики, глобализация возможностей заставляют вузы рассматривать новые унифицированные подходы к оценке качества результатов, что, как и компетентностный подход, заложено в системе Болонской конвенции.

В мире не существует единой системы высшего образования, во многом элементы нескольких моделей в том или ином виде используются каждой образовательной организацией. Работа и представление результатов обучения через компетенции выпускников и результаты научных исследований в глобальном образовательном пространстве преследует несколько целей, среди которых1:

- диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение;

- расширение учебных планов и обучение своих студентов в зарубежных вузах-партнерах;

- расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов;

- повышение качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями.

Но это только первые, самые простые шаги. Во многом вопрос представления и оценки качества результатов с точки зрения глобальной конкуренции влияет не только на перечисленные результаты вуза как таковые на локальном уровне, но - самое главное -отражаются на его месте в глобальном рейтинге мирового образования.

Гармонизация модели оценки качества образования на локальном и глобальном уровнях является ключевой задачей российского гуманитарного образования.

Качество результатов высшего образования в гармонизированных унифицированных понятиях влияет на несколько ключевых параметров успешности вуза:

- позиционирование в международном рейтинге вузов;

- взаимодействие с работодателями;

- возможности карьеры выпускников;

- образовательную мобильность студентов и аспирантов;

- возможность интеграции в научных исследованиях.

При таком подходе понятие качества в сфере высшего образования, в соответствии со статьей 11 Всемирной декларации о высшем образовании, опубликованной Организацией Объединенных Наций, представляет собой интегральную многомерную концепцию, которая должна охватывать все функции и виды деятельности: содержание учебных и академических программ, научные исследования и стипендии, уровень профессионализма и образования преподавателей, их наличие в штате вуза, качественный и количественный состав студентов, здания, факультеты, оборудование, услуги сообщества и академическую среду.

Понятие качества также должно охватывать глобальный аспект: обмен знаниями, интерактивные сети студентов, аспирантов, докторантов и преподавателей, образовательную мобильность преподавателей и студентов, а также международных научно-исследовательских проектов. В то же время необходимо учитывать национальные культурные ценности и условия.

Разные страны имеют разные политические системы, разные цели и задачи высшего образования, разные типы образовательных организаций с разными возможностями. И это означает, что создать совершенно унифицированную модель оценки качества результатов образования практически невозможно.

Тем не менее можно выделить три принципа оценивания -в зависимости от степени централизации государственного уст-ройства2:

1) «унитарный принцип оценивания», как в бывшем Советском Союзе и Франции, где правительство контролирует систему, процесс и результаты оценивания;

2) «кооперативный принцип оценивания» в таких странах, как США, где правительство напрямую не вмешивается в оценочную деятельность, но сотрудничает с посредническими общественными организациями и поддерживает их;

3) «директивный принцип оценивания», примером которого является Великобритания, где правительство учредило квазипосреднические организации, такие как Агентство гарантии качества в высшем образовании (ЦЛЛЫЕ), и оценивает качество образования вне вузов.

В данном случае речь идет о независимой внешней оценке, которая как раз и обеспечивает требование независимости и унификации в соответствии с требованиями Болонской конвенции. Согласно европейским стандартам гарантии качества высшего образования, любая модель оценки качества образования должна состоять из трех частей:

- внутренняя гарантия качества;

- внешняя гарантия качества;

- оценка со стороны Агентства гарантии качества.

Гармонизация всех частей обеспечивает реализацию как вну-

тривузовскую политику гарантии качества образования с учетом мнения заинтересованных сторон, так и национальную и глобальную политику в области качества.

Необходимо отметить, что даже подобная унификация требований на уровне моделей ведет к ужесточению глобальной конкуренции как на рынке труда для выпускников, так и на уровне образовательной мобильности.

Эксперты ООН отмечают, что за последние 25 лет уровень образовательной мобильности среди студентов вырос на 300%3.

Все существующие модели оценки качества образования в том или ином виде предлагают фокусировку либо на внутреннем контенте программы, менеджмента качества в вузе и т. д., или предлагают сосредоточиться на внешней оценке качества. В связи с расширяющимся глобальным образовательным пространством, требованиями работодателей к конечным результатам обучения в виде профиля компетенций выпускника, возможностями глобальной конкуренции выпускников представляется необходимым формирование интеграль-но-квалиметрической модели оценки качества, которая в полной мере учитывала бы все три вышеназванных фокуса оценки качества.

В рамках такой модели особое значение приобретают критерии оценки качества, которые не просто единообразны с требованиями ЕМЦЛ (Европейской ассоциации по оценке качества высшего образования), но и также коррелируют с требованиями работодателей. А это тесная взаимосвязь образовательных и профессиональных стандартов.

Одним из возможных предложений может быть использование европейского опыта создания и работы внешних оценочных

агентств - взаимодействие национальных агентств по оценке качества обучения и аккредитации вузов в рамках глобального процесса оценки качества образования.

Глобальные требования к оценке качестве высшего образованиям, в том числе включали бы и образовательную мобильность, и взаимодействие с работодателями, и корректировку профиля компетенций в зависимости от требования работодателей. Такой опыт есть, например, у Европейской ассоциации бизнес-образования, который позволяет обеспечивать успешность глобальной конкуренции у выпускников программ дополнительного бизнес-образования.

В целом европейский опыт взаимного признания дипломов, а главное работа в направлении развития инструментов признания гарантии качества высшего образования включает в себя несколько направлений, но один из критериев оценки и гарантии качества высшего образования - это возможности профессиональной мобильности. В настоящий момент основной фокус взаимодействия представлен на уровне взаимного признания профиля компетенций. Сейчас действуют три уровня организации гарантии качества: глобальный, европейский (континентальный) и предметный (профессиональный). «Европейский союз выдвигает требование о взаимном признании компетенций в соответствии со стандартами профессиональной деятельности, что помогло бы устранить препятствия в реформировании в области трудоустройства между отдельными странами Европы в долгосрочной перспективе»4. Безусловно, основу такой оценки составляют Дублинские дескрипторы5, но и они не дают, например, возможности оценить профессиональные компетенции в полной мере.

Драйверами глобальной конкуренции высшего образования в XXI в. и одновременно возможностями для успеха являются следующие процессы:

- массификация высшего образования (увеличение количества студентов, провайдеров дополнительного высшего образования, академических программ, возможностей в рамках Болонской конвенции проходить курсы в разных образовательных организациях и т. д.);

- диверсификация (появляются новые типы студентов, новые совместные программы, новые типы университетов и т. д., но такой процесс затрудняет, к сожалению, процесс оценки качества результатов);

- интернационализация (образовательная мобильность студентов и аспирантов, профессиональная мобильность преподавателей и т. д.).

Вследствие вышеперечисленных факторов критериями оценки качества результатов могут стать унификация и стандартизация требований:

- оценка содержания программ сертифицированными экспертами;

- разработка единых профилей компетенции в рабочих группах;

- стандартизация case-study (технология, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций в обучении);

- использование инновационных методов обучения («перевернутый семинар», мастер-классы, проектная деятельность студентов и т. д.);

- систематическое тестирование и унификация его содержания (насколько это возможно).

Важно отметить, что, оценивая существующее качество результатов образования, вряд ли можно далеко продвинуться и обеспечить выпускникам успешность в глобальной трудовой мобильности и конкуренции. По сути, подход к оценке качества должен содержать три цели: оценка сегодняшнего состояния, оценка новых программ и возможностей развития, оценка принятых решений. Таким образом, оценка потребностей будет базироваться на определении и идентификации новых программ, на формировании новой аудитории. Оценка улучшений и развития нацелена на повышение эффективности.

В соответствии с драйверами развития высшего образования в условиях глобальной конкуренции и в соответствии с рекомендациями ENQA (Европейской ассоциации по оценке качества высшего образования) интегрально-квалиметрическую модель оценки качества образования необходимо фокусировать на следующих областях:

- политика качества;

- содержание реализуемых образовательных программ;

- оценивание достижений студентов и аспирантов;

- квалификация кадров;

- наличие и использование образовательных ресурсов;

- роль в обществе;

- реализация студентоцентрированного обучения;

- прием, успеваемость, признание дипломов и сертификация;

- информационный менеджмент (управление информацией);

- постоянный мониторинг и периодическая оценка образовательных программ.

По данным отчета 2015 г. о глобальных тенденциях в области подбора персонала, и крупные и средние компании в большинстве своем предпочитают брать на работу выпускников с возможностью развития потенциала или уже с высокоразвитыми навыками и умениями6. На практике это означает, что у выпускников уже к окончанию образовательной программы любого уровня должны быть экспертиза или опыт практической работы, с одной стороны, или работы в области проектов - с другой. При этом необходимо отметить, что в глобальном контексте в разных странах существуют разные тренды в подборе и адаптации выпускников вузов. Например, для стран Бенилюкса трендом становится дистанционное обучение новичков; для США и Южной Америки - углубленный поиск кандидата и подстройка должностных обязанностей под кандидата; для Центральной Европы рекрутинг все больше использует инструменты социального маркетинга; для Китая - это использование в работе больших объемов данных и расширение «воронки кандидатов»7.

Поскольку в настоящий момент три тенденции - сложность, скорость выхода на рынок и глобальный охват - являются приоритетными для бизнеса в целом, растет потребность в размывании границ и едином понимании качества человеческих ресурсов.

Эффективная глобальная стратегия мобильности может стать ключевым принципом организационной эффективности и производительности. Анализ глобальных стратегий мобильности разных типов бизнеса позволяет понять, что подобные программы глобальной мобильности (и профессиональной, и образовательной) важны для поддержки нового роста бизнеса, улучшения финансовых показателей, вовлечения сотрудников, планирования преемственности, сохранения и развития штата талантливых сотрудников, увеличения разнообразия внутри компании. Формируя модель оценки качеств результатов образования, невозможно не учитывать данные глобальные тенденции. Безусловно, на глобальном рынке труда аккредитация вуза дает необходимое международное признание в том случае, если вуз заявляет себя глобальным игроком и проходит аккредитацию в независимых агентствах. Но и в том случае, если вуз, являясь локальным игроком, не сталкивается с необходимостью получения международной аккредитации, выпускники должны иметь возможность участвовать в глобальной профессиональной конкуренции. А эту возможность во многом обеспечивает формирование соответствующих требований к качеству результатов обучения и траектории образования.

Примечания

Сагинова О.В. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности. [Электронный ресурс] URL: http://www.marketologi. ru/publikatsii/stati/internatsionalizatsija-vysshego-obrazovanija-kak-faktor-konkurentosposobnosti/ (дата обращения: 16.04.2016).

Наводнов В.Г., Мотова Г.Н. APQN: Глобализация - pro et contra. [Электронный ресурс] URL: http://www.akvobr.ru/apqn_globalizacia_sistem_garantii_ kachestva.html (дата обращения: 16.04.2016).

См.: http://www.un.org/ru/documents/journal.asp (дата обращения: 18.04.2016). Профессиональная мобильность как инструмент гарантии качества. [Электронный ресурс] URL: http://www.akvobr.ru/mobilnost_instrument_garantii_ kachestva.html (дата обращения: 17.04.2016).

См.: http://ecahe.eu/w/index.php/Dublin_Descriptors (дата обращения: 17.04.2016). The 4th Annual Report «2015 Global Recruiting Trends. Win the war for talent by staying ahead of these industry changes». [Электронный ресурс] URL: https:// www.esic.edu/empleabilidad/pdf/recursos/2015-global-recruiting-trends.pdf (дата обращения 17.04.2016). Там же.

2

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.