Научная статья на тему 'Качество образования: диалектика позиций и уровней'

Качество образования: диалектика позиций и уровней Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

57
14
Поделиться

Текст научной работы на тему «Качество образования: диалектика позиций и уровней»

В. ГРЫЗЛОВ, профессор, ректор Череповецкий государственный университет

Качество образования - это синтетический показатель, выражающий совокупное проявление многих факторов. Не затрагивая финансовых проблем, которые в деятельности вузов, вне всякого сомнения, на сегодняшний момент являются определяющими, хотелось бы обратить внимание на ряд диалектических противоречий, с которыми вузы сталкиваются при разработке системы менеджмента качества.

• Различия в требованиях потребителя к качеству образования: работодатель - узкая специализация, студент - универсальность знаний, общество - умение жить и учиться всю жизнь.

• Отсутствие системного стратегического партнерства «вуз - предприятие»: вуз - ценностно-ориентированная личность, предприятие - целеори-ентированная личность.

• Методологическая несовместимость целей образовательных стандартов и программ: стандарты - квалификационный подход, программы - ком-петентностный подход.

• Декларативность автономии и аккредитации вуза: автономия - эффект синергизма, аккредитация - жесткие требования.

• Сложность индивидуализации образования «вуз - студент»: вуз - интенсификация обновления знаний, увеличение сроков подготовки; студент - ограниченные возможности усвоения и средства.

Добавим к этому проблему так называемого «университетского образования», исключающего на первом-вто-

Качество образования: диалектика позиций и уровней

ром курсах отраслевой признак, способствующего тем самым формированию деятельностно-ориентированно-го мышления, основ мировоззрения, т. е. личности, отличающейся повышенным творческим потенциалом.

Для разрешения этих и других противоречий необходимо прежде всего добиться осознания обществом «природы образования» вообще: с одной стороны, оно является «всеобщим» социальным благом, с другой - образовательной услугой. При разработке третьего поколения образовательных стандартов нужно предусмотреть реальную автономию вузов (особенно региональных), не делать их заложниками отраслевых УМО и аттестационных требований, подготовить общую концепцию университетского образования с компетентностной ориентацией на уровне бакалавра, магистра, аспиранта.

Необходимо развивать системное стратегическое партнерство с бизнесом, обеспечить воссоздание единства образования и воспитания с целью сохранения культурной идентичности российского гражданина. Только в этом случае мы придем к согласованному удовлетворению требований всех типов потребителей образования и начнем подготовку интеллигента-профессионала, вооруженного средствами ориентации, «путеводителями» в области познания и правилами пользования ими.

Национальная инновационная инфраструктура остро нуждается в формировании интеллектуальной элиты нового поколения, способной соединять

широкую гуманитарную эрудицию и высокую компетентность в освоении средств продуктивной деятельности. Одним из способов решения данного вопроса является многоуровневая система подготовки: «бакалавр - магистр», которая в последнее время активно обсуждается и внедряется в ряде вузов.

Эта система прежде всего способствует естественному отбору студентов и практически исключает выпуск магистров с «троечными» дипломами. Кроме того, она имеет целый ряд позитивных моментов для всех заинтересованных сторон:

• для предприятия: реальность прогноза и конкретика регулирования заказа в сокращенные сроки; закрепление специалистов на предприятии, сокращение «измен» профессиональной подготовке, конкурентное управление повышением квалификации; системность, целенаправленность, обоснованность себестоимости элитной подготовки специалистов;

• для выпускника вуза: облегчение международного академического признания и увеличение мобильности; выбор более гибкой стратегии и траектории образования; определенные гарантии будущей востребованности и пригодности к трудоустройству;

• для вуза: более гибкое маневрирование и модернизация подготовки специалиста (базовая - бакалавр, углубленная - магистр); повышение качества подготовки специалистов в сокращенные сроки (выпускники ссузов); договорные партнерские отношения и защита интересов вуза.

Развивая систему многоуровневого образования в рамках общей университетской концепции и компетентнос-тной ориентации, на наш взгляд, необходимо ввести первый уровень образования, обозначив его как основы фундаментального образования (рис.1). Пе-

реход с одного уровня на другой должен осуществляться через конкурсный отбор, а завершение каждого образовательного уровня нужно фиксировать соответствующими дипломами, предоставляющими студентам юридическое право участвовать в конкурсных отборах в любые вузы по выбранным отраслевым направлениям и магистерским программам.

1-й уровень. ОСНОВЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Диплом о неполном высшем образовании.

Конкурсный отбор.

2-й уровень. ОТРАСЛЕВОЙ БАКАЛАВРИАТ.

Диплом бакалавра.

Конкурсный отбор.

3-й уровень. МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА.

Диплом магистра.

Конкурсный отбор.

4-й уровень. АСПИРАНТУРА.

Диплом кандидата наук.

Рис.1. Схема уровней университетского образования

Образовательные стандарты разрабатываются для каждого уровня образования, они связываются между собой через образовательные программы отраслевых направлений:

> направления первого уровня -гуманитарные науки, естественные науки, технические науки, педагогические науки и др.;

> направления второго уровня -детализированные модели: технолога, конструктора, педагога, экономиста, системотехника и др.;

> направления третьего уровня -специализированные модели: педагоги-

ка, металлургия, машиностроение, строительство, экономика, вычислительная техника, физика, математика и др.

Основная задача образовательной программы - обеспечение совместимости образовательных стандартов через образовательные модули для формирования профессионального мышления, квалификационных признаков и компетенций. Образовательная программа может являться авторской разработкой вуза и защищаться во время его аттестации.

При таком подходе особое место занимает система контролинга, которая должна предусматривать независимую объективную экспертизу знаний. Для этого необходимо уделять повышенное внимание электронным средствам проверки знаний, решению практических производственных задач, активному привлечению профессионалов. Использование рейтинговой системы оценки успеваемости студента позволит в большинстве случаев отказаться от экзаменационных семестровых сессий как анахронизма и пародии на проверку знаний, сохранив их только для комиссионных государственных экзаменов по интегрированным модульным курсам. В практику обучения и контролинга нужно шире внедрять лекционно-практические и лекционно-лабораторные занятия, лабораторно-курсовые работы, еженедельные консультации и зачеты.

Для работодателя важную роль играет степень владения потенциальным сотрудником новыми информационными технологиями в необходимой предметной области. Поэтому вуз должен не только быть осведомлен о программных продуктах, которые используют работодатели, но и обучать работе с такими продуктами. И в этом смысле партнерство вуза и предприятия в виде производственных практик, совместных семинаров, студенческих

НИОКР становится наиболее приемлемым способом формирования корпоративных отношений, наполнения регионального компонента образовательной программы согласованными предложениями, совместной выработки бизнес-менталитета будущего специалиста.

Слабость нашей экономики в обеспечении достойной оплаты вузовских работников заставила пойти на беспрецедентный шаг - организацию коммерческого образования в ущерб его качеству. На определенном этапе это спасло вузы, позволило им выжить. Однако объем и качество научных исследований, качество преподавания и подготовки специалистов не улучшились. Сегодня вузы задыхаются от избытка студентов и их слабой подготовленности, от недостаточной эрудиции преподавателей, которые физически не могут заниматься самообразованием из-за высокой аудиторной загруженности. Необходимо срочно искать выход из создавшейся ситуации.

Один из рецептов - следующий. Вузы в рамках государственного заказа получают квоту на прием студентов, которая на 30-40% ниже лицензионных требований. Эти 30-40% вузы набирают сами. Со всеми принятыми студентами заключается договор, в котором оговариваются условия стандарта вуза по оценке успеваемости; при невыполнении этих условий студент автоматически переводится в разряд коммерческих. Контрольным этапом перевода может быть учебный год или семестр. При этом финансирование вуза осуществляется в рамках установленных нормативов в пределах лицензионных требований, а студенты при желании обеспечиваются гарантированным образовательным кредитом со сроками его погашения после окончания вуза или другими механизмами финансовых обязательств. Эта схема не исключает обуче-

ние с полной компенсацией затрат в так называемых негосударственных вузах.

Конечно, приведенные предложения могут представляться спорными, не лишенными недостатков, но при детальной проработке всех нюансов и соответствующем юридическом закреплении они позволят четко разделить образование на «общественное социальное благо» - для трудолюбивых, способных, желающих учиться студентов и

«образовательную услугу» - для студентов-временщиков, желающих только получить диплом. Таким образом, государство будет осуществлять целенаправленное инвестирование в формирование интеллектуальной элиты нового поколения и самым непосредственным образом способствовать повышению качества и конкурентоспособности нашего высшего образования в мировом образовательном пространстве.

Д. ТРУБЕЦКОВ, профессор, чл.-корр. РАН

Саратовский государственный университет им.. Н.Г. Чернышевского

Факультету нелинейных процессов Саратовского государственного университета 1 сентября 2004 года исполнилось 10 лет. Факультет - единственный в России, нет ему аналогов и в мире. Вместе с Государственным учебно-научным центром «Колледж» он имеет статус федеральной экспериментальной площадки Минобрнауки России. В этом году начат прием на специальность «Физика открытых нелинейных систем» с квалификацией «Физик - системный аналитик», стандарт которой подготовлен сотрудниками ФНП и реализация которой в качестве эксперимента поручена Саратовскому университету. Впервые за свою девяностопятилетнюю историю университет удостоился столь высокой чести. Во время обсуждения стандарта на экспертной комиссии Минобразования России не было сомнений в необходимости новой специальности, но возникал вопрос: «Почему Саратов?». В вопросе звучал подтекст: грибоедов-ская провинция - и вдруг специальность в новой, бурно развивающейся

Факультет

нелинейных

процессов

области науки - нелинейной динамике: есть ли на что опереться?

Позволим себе пространный ответ.

Лозунгом российских университетов был следующий: «Нет образования без науки, нет науки без образования». В самые тяжелые недавние годы вузовская наука выжила именно потому, что сохранила научные школы, уровень которых не уступает уровню академических и отраслевых, потому что в вузах сохранились фундаментальные исследования.

В 90-х годах ушедшего века стали настойчиво говорить о том, что фундаментальная наука должна быть самоокупаемой. Удивительная нелепость, если учесть, что фундаментальная наука создает лишь базу для приложений в технике и технологиях. Разумеется, чтобы выжить, она должна зарабатывать деньги на фундаментальные исследования подачей заявок на получение патентов, контрактами с коммерческими компаниями, выполнением хоздоговорных работ для отраслевых НИИ и промышленных предприятий, но