Н. М. Римашевская
ющих хронические заболевания увеличивается на 5—6%.
Обобщение основных проблем в состоянии молодого поколения страны позволяет сформулировать главные направления социальной политики, реализация которых сегодня остро необходима с демографической, экономической и политической точек зрения. Целевая задача состоит в том, чтобы в контексте уменьшения численности детей обеспечить повышение их качественного потенциала. На первом месте в связи с этим находится задача улучшения здоровья, начиная с момента рождения, затем идет об-
разование и далее социализация молодежи как фундамент разработки системной Программы государственной политики улучшения детства. Выявленные проблемы органически взаимосвязаны, и их решение должно основываться на единой теоретико-методологической базе. Проблемы социального реформирования современного общества, трансформации социально-экономического поведения, нравственных ценностей, качества жизни, приоритетности психосоциальных факторов — все это требует незамедлительных мультидисципли-нарных мер.
Литература
1. Русанова Н. Е. Репродуктивные возможности демографического развития. М.: Спутник +, 2008.
2. Сорокин П. Социология революции. М.: Росспен, 2005.
3. Лунякова Л. Г. Одаренные дети в Рос- сии // Дети реформ. М.: Издательский центр: Институт экономических стратегий, 2011.
4. Разорвать круг молчания... О насилии в отношении женщин / Кол. моногра-
фия под ред. Н. М Римашевской. М.: URSS, 2005.
5. Баллаева Е. А. Социальные функции дошкольного воспитания // Дети реформ. М.: Издательский центр: Институт экономических стратегий, 2011.
6. Доклад о состоянии здоровья детей Российской Федерации по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г М., 2003.
А. А. Шабунова
ЁочестВо ноВого поколения*
Важнейшей проблемой устойчивого развития Российской Федерации является сокращение численности населения. За период с
1992 г. по 2009 г. она уменьшилась на 4,3%, естественная убыль в стране составила 13 млн человек. Прогнозы численности населения России
* Работа выполнена при поддержке РГНФ грант № 11-02-00200а «Качество подрастающего поколения как основа модернизации современного российского общества: обостряющиеся проблемы, пути и направления их решения».
к 2050 г. разнятся: исследователи-оптимисты, считают, что в стране будет жить 120 млн человек; пессимисты утверждают, что россиян будет не более 90 млн. Это не только демографическая, но экономическая и геополитическая проблема.
Демографы с тревогой отмечают, что впервые в истории России удельный вес населения пожилых возрастов превысил удельный вес детей. В 56 регионах страны на долю детей и подростков приходится менее 1/5 части жителей (на начало 2000 г. таких регионов было 41, в 1990 г. — 3). Сокращение численности молодых когорт является значимым риском для страны, проявляясь в снижении творческого потенциала, основным носителем которого является молодая часть трудовых ресурсов. Она быстрее, чем старшее поколение, приспосабливается к новым условиям жизни, более позитивно откликается на участие в инновационных проектах и внедрение современных технологий в различных сферах. «Главная надежда России — это высокий уровень образования населения, и прежде всего нашей молодежи... Основной вызов России — мы должны научиться использовать "образовательный драйв" молодого поколения.» [1].
Будущие ученые и изобретатели — это дети, которые в настоящее время еще только учатся в школе. Именно в этом возрасте важно прививать тягу к познанию нового, закладывать базовые навыки конструктивной творческой деятельности.
Анализ данных опроса старшеклассников в школах Вологодской области 1, проведенного Институтом социально-экономического развития территорий, показал, что подавляющее большинство обучающихся (93%)
считают развитие творческого потенциала важным для современного человека. Более половины городских старшеклассников стремятся развивать свои творческие и интеллектуальные способности, в районных городах и селах таких только 37%. Не прилагают усилий для саморазвития 23% сельских ребят. Подавляющее большинство старшеклассников в Вологде и Череповце (72% и 81%, соответственно) считают, что не в полную меру используют свой потенциал и могли бы учиться лучше, в районах таких детей меньше — 51%. С максимальной отдачей учатся лишь 7% старшеклассников в Вологде и 5% — в Череповце; в районах удельный вес таких оценок в 2 раза больше (14%). По мнению школьников, их способности к обучению проявляются в большей степени в школьных успехах (3,6 балла по 5-балльной шкале); значительно меньше — в конкурсах, олимпиадах (3,1 балла.), еще меньше — в научно-исследовательских проектах (2,1 балла.). Превалирующее большинство старшеклассников полагают, что для достижения успеха в жизни необходимо высшее образование, а 17% считают необходимым послевузовское образование, в том числе обучение в аспирантуре. Из них 41% постоянно занимается творческой деятельностью.
Исследование выявило проблемы в реализации творческого потенциала школьников: недостаточное использование общеобразовательными учреждениями инновационных и творческо-поисковых форм обучения, а также внеучебных занятий; низкая
1 В ноябре—декабре 2011 г. опрошено 679 школьников старших классов: 279 — в Вологда, 116 — в Череповце, 284 — в районах Вологодской области.
активность учащихся в научно-поисковой деятельности. Особенно остро проблемы формирования активного творчества молодежи стоят в сельской местности.
Другим не менее важным вызовом России является укрепление здоровья подрастающего поколения. По данным статистики, около 35% детей в стране рождаются больными или заболевают в первый год жизни, в Вологодской области — около 30%. Потенциал здоровья детей снижается с самого раннего детства, о чем свидетельствует рост заболеваемости. В России за период с 1998 по 2010 г. общая заболеваемость детей выросла на 53%, увеличиваясь в среднем на 4% ежегодно, а в Вологодской области — на 68%, преимущественно за счет хронических болезней.
Интересные данные о здоровье детей получены в проспективном мониторинге, проводимом в Вологодской области с 1995 г. [2]. В нем участвуют четыре когорты семей, в которых родились дети весной 1995, 1998, 2001, 2004 гг. Исследование представляет уникальную возможность увидеть в режиме реального времени, как меняется здоровье детей, позволяя выявить факторы влияния в различные возрастные периоды, а именно:
■ ослабленное здоровье детей в первый год жизни усиливает риск формирования хронических заболеваний в старшем возрасте;
■ низкие доходы семей ограничивают возможность организации полноценного питания детей, вложения средств в профилактику и укрепление их здоровья;
■ неблагоприятные жилищные условия, дискомфорт микроклимата жилища (теснота, некомфортная температура, влажность, запыленность) приводят
к снижению общей сопротивляемости организма воздействиям внешней среды, снижению иммунитета, что, в свою очередь, является предпосылкой возникновения частых респираторных и аллергических заболеваний;
■ неудовлетворительные экологические условия в районе проживания способствуют формированию функциональных отклонений и хронических заболеваний;
■ низкий уровень социально-гигиенической грамотности и здоровье-сберегающей активности родителей ограничивает возможности детей по укреплению здоровья, нередко ведет к его ослаблению.
Не менее важно воздействие на формирующийся организм школьных факторов риска. Более детально обсуждать проблему факторов риска у школьников позволяют результаты обследования, проведенного в 2011 г. в школах г. Вологды 1. Повышенная учебная нагрузка в сочетании с недостаточной двигательной активностью, сокращением продолжительности сна приводит к переутомлению детей, снижению их адаптационных возможностей. К примеру, в соответствии с нормативными требованиями, первоклассникам не рекомендовано задавать домашние задания. Однако большинство детей ежедневно затрачивают на домашние задания: 43% — 30 минут, 21% — 1 час, а 6% — более 1 часа. В старших классах увеличивается доля
1 В декабре 2011 г. опрошено 553ученика в 2-х школах г. Вологды: в школе № 1 с углубленным изучением английского языка — 300 человек (1-е классы — 83 человека; 5-е классы — 92 человека; 9—11 классы — 125 человек); в обычной школе № 13 — 253 человека (1-е классы — 84 человека; 5-е классы — 82 человека; 9—11 классы — 87 человек).
детей, которые тратят на выполнение задания более 3 часов (в 9 классе — 15%, в 11 классе - 18%).
Рабочая неделя у старшеклассников составляет в среднем 50,5 часов, что превышает продолжительность её у взрослого человека (40 часов). Времени на отдых после уроков и выполнения домашнего задания почти не остается у 13% опрошенных старшеклассников (9 классы — 15 %; 11 классы — 11%). Значительная часть учащихся (35%) заканчивают день с признаками сильно выраженного переутомления, причем в школе с углубленным изучением языков таких ответов в 1,6 раза больше (табл. 1). К концу недели признаки усталости (снижение успеваемости, ослабление внимания, сонливость) испытывает около 12% школьников.
Перегрузка в комплексе с другими неблагоприятными факторами (социально-экономическими, экологическими, биологическими) вызывает формирование функциональных отклонений и хронических заболеваний. По наблюдениям медиков, 70% расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в хронические заболевания; в 4—5 раз ухудшает-
ся зрение; возрастает заболеваемость органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата в 3 раза, нервно-психических расстройств — в 2 раза [3].
Доля абсолютно здоровых снижается с 22% в 1-м классе до 5% в 9-11-х классах. В школе с более интенсивной учебной и социально-психологической нагрузкой снижение здоровья значительнее: удельный вес детей с хроническими недугами на 10 процентных пунктов выше в языковой школе, чем в обычной (см. табл. 2).
Исследование ценностных ориен-таций школьников показало, что абсолютное большинство детей (88,4%) понимают необходимость заботы о здоровье с детства, а не только во время болезни или после окончания школы. Однако среди заветных желаний крепкое здоровье у старшеклассников занимает последнюю позицию (35%), заметно уступая материальной обеспеченности (60%), получению хорошего образования (69%), любви и дружбе (66%) (см. табл. 3). Ценность крепкого здоровья снижается с первого класса (55%) к выпускным (35%). Значимость взаимоотношений со сверстниками, наоборот, возрастает от 46% в первом классе до 66% в старших.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Устаёшь ли ты в конце дня?»
(в % от числа опрошенных в 9—11 классах)
Варианты ответов Школа № 1 Школа № 13 В среднем
Нет, мне и вечером не хочется спать, а хочется двигаться, играть, 3,2 9,2 5,7 общаться
Не устаю, так как люблю отдохнуть днем 3,2 9,2 5,7
Да, обычно мне хочется побыстрее лечь в постель, чтобы никого 42,4 25,3 35,4 и ничего не слышать и не видеть
Чаще всего устаю к пятнице-субботе (хуже успеваю в школе, 11,2 13,8 12,3 чувствую сонливость, слабость)
Бывает по-разному 40,0 41,4 40,6
Таблица 2
Здоровье школьников в 2011 г. (по группам здоровья), %
Группа здоровья 1-е классы 5-е классы 9-11 классы
школа в среднем школа в среднем школа в среднем
№ 1 № 13 № 1 № 13 № 1 № 13
I (здоровые дети) 22,5 20,5 21,5 13,0 15,7 14,4 5,6 3,5 4,6
I I (дети, имеющие отклонения 70,0 72,3 71,2 78,7 75,9 77,3 47,8 60,2 54,0
в состоянии здоровья)
I I I и I V (дети, имеющие хронические 7,5 7,2 7,41 8,3 8,4 8,4 46,6 36,1 53,8
заболевания)
Таблица 3
Ценностные ориентации школьников, % от числа опрошенных
Варианты ответов 1-е классы 9-11 классы
школа в среднем школа в среднем
№ 1 № 13 № 1 № 13
Счастье, любовь, дружба, гармоничная жизнь 41,0 51,2 46,1 70,4 62,1 66,3
Получить образование, профессию 30,1 50,0 40,1 61,6 75,9 68,8
Иметь хорошую семью 80,7 65,5 73,1 50,4 44,8 47,6
Иметь хорошее материальное положение
(работа, квартира, машина) 43,4 56,0 49,7 58,4 60,9 59,6
Иметь крепкое здоровье 63,9 46,4 55,2 37,6 32,2 34,9
Другое 16,9 16,7 16,8 5,6 6,9 6,3
Для выпускников школы с углубленным изучением языков в большей степени ценными становятся отношения со сверстниками, а старшеклассники из обычной школы сильнее осознают значимость образования.
По данным другого исследования [4. С. 261—264], оценивая участие школы в воспитании положительного отношения к здоровому образу жизни, только 8% старшеклассников утверждает, что в школе их активно учат здоровому образу жизни; 47% — полагают, что ее участие в этом незначительное; а 33% считают, что школа совсем не участвует в этом процессе. 60% школьников
узнают о путях укрепления здоровья от родителей, и только 23% — от учителей.
Информированность о способах сохранения здоровья не всегда является побуждением к действию. Детям и подросткам свойственно беспечное отношение к здоровью. Сравнение представлений школьников о мероприятиях, поддерживающих здоровье, и их исполнение в реальной жизни показывает, что такие важные направления, как занятия спортом и закаливание, распространены ограниченно (табл. 4). При этом в семьях, в которых родители занимаются спортом, около 60% детей физкультуру любят,
Таблица 4
Сопоставление представлений школьников о здоровом образе жизни и их фактическая реализация, % от числа опрошенных старшеклассников
Что такое для тебя Школа Школа Что ты делаешь, чтобы Школа Школа
здоровый образ жизни? № 1 № 13 сохранить здоровье? № 1 № 13
Здоровое питание 79,2 74,7 Хорошо питаюсь 59,2 51,7
Отсутствие вредных привычек 76,0 75,9 Не имею вредных привычек 62,4 71,3
Регулярные занятия спортом, 70,4 78,2 Занимаюсь спортом, посещаю
физической культурой спортивные секции, ДЮСШ 49,6 36,8
Соблюдение санитарно- 46,4 37,9 Соблюдаю санитарно-гигиени-
гигиенические норм ческие нормы 59,2 44,8
Прогулки на свежем воздухе, 44,8 40,2 Часто гуляю на свежем воздухе,
за городом за городом 39,2 29,9
Соблюдение режима дня 30,4 35,6 Соблюдаю режим дня 15,2 13,8
Регулярное посещение меди- 4,0 6,9 Регулярно посещаю медицинских
цинских специалистов специалистов 7,2 5,7
Закаливание 4,8 5,7 Закаливаюсь 5,6 4,6
Таблица 5
Доля школьников, пробовавших курить, % от числа опрошенных
Да 1,1 14,6 52,0 57,5
Нет 97,8 84,1 47,2 41,4
Варианты ответов 5-е классы 9-11 классы
Школа № 1 Школа № 13 Школа № 1 Школа № 13
в неспортивных семьях — только 20%. Значительные расхождения наблюдаются в отношении соблюдения режима дня: осознают его важность — более 30% ребят, но соблюдают лишь 15% старшеклассников.
Существенно снижают здоровье школьников курение, употребление алкоголя, наркотиков. По данным ВОЗ, распространенность употребления табака подростками 13—15 лет в РФ составила 27%, в Европейском регионе — 18%, в мире в целом — 14% (за период 2000—2008 гг.) [5]. По данным обследования в г. Вологде, удельный
вес детей, пробовавших курить, увеличивается с 1% в 5-м классе до 58% — в выпускных. При значительной разнице в школах в доле пятиклассников, пробовавших курить, к старшим классам различия нивелируются (табл. 5).
Школа вынуждена с этим злом бороться путем разъяснения вреда табака и официального запрета. Но ее роль в борьбе с курением оценивается не очень высоко: среди источников информации о вреде курения учителя занимают одно из последних мест (10% ответов). Симптоматичен и еще один ответ: не желают знать о вреде и по-
А А Шабунова
следствиях курения 76% школьников; это результат неумелой пропаганды и плохого санитарного просвещения
[6]. Как бы ни было сильно слово, подростки прежде всего реагируют на поступки окружающих. Если курят директор, учителя, родители, друзья, подростку трудно остаться в стороне. Среди причин, способствующих началу курения, доминирующей, по данным экспертов ВОЗ, является наличие курящих в семье, в кругу друзей и сверстников. Для детей очень важен пример не просто взрослых людей, а близких и авторитетных для них лиц
[7]. Как правило, в семьях, в которых курит хотя бы один из родителей, в 1,5 раза чаще встречаются курящие дети (62% против 43% соответственно).
Фактором снижения здоровья является потребление алкоголя. В сред-
нем 27% старшеклассников регулярно употребляют спиртные напитки, из них: 78% — 1 раз в месяц, 12% — 4 раза в месяц и чаще. В половине случаев это происходит в семейном кругу. Если в семье есть практика употребления алкоголя, то 1/4 детей его пробовали в раннем возрасте. Из 63% жителей Вологодской области, употребляющих алкоголь, 42% имеют несовершеннолетних детей.
Психоэмоциональное состояние школьников изучалось с помощью блока вопросов-высказываний, по которым оценивались взаимоотношения со сверстниками, родителями, общая удовлетворенность своей жизнью. Коэффициент стресса рассчитывался как соотношение крайних позиций негативного и позитивного содержания. Чем больше доля негативных ответов, тем больше величи-
Таблица 6
Коэффициенты стресса (Б) - показатели взаимоотношений школьника с родителями, сверстниками и окружающими людьми
школа № 1 школа № 13
Отношения с родителями
Взаимоотношения с родителями 0,11 0,02
Насколько хорошо школьнику дома 0,08 0,04
Уважение чувств подростка родителями 0,04 0,05
Многократные желания уйти из дома 0,11 0,06
Давление на школьника со стороны родителей 0,17 0,08
Итого по блоку 0,51 0,25
Отношения со сверстниками
Уверенность в себе 0,10 0,03
Уверенность, что с ним (ней) весело 0,08 0,05
Уверенность в симпатии окружающих 0,18 0,05
Трудно говорить перед классом 0,17 0,36
Популярность среди сверстников 0,38 0,18
Итого по блоку 0,91 0,67
Восприятие жизни
Ощущение, что тяжело жить 0,20 0,04
В жизни всё смешалось 0,61 0,17
Часто бывает стыдно 0,88 0,4
Всегда подсказывают, что должен делать 0,15 0,41
Учителя дают почувствовать недостатки 1,54 2,01
Итого по блоку 3,38 3,03
Итого: сумма коэффициентов по столбцу 4,8 3,95
на коэффициента стресса (табл. 6). Наивысший коэффициент стресса выявлен в блоке «Восприятие жизни» (3,38—3,03); по блокам «Отношения с родителями» и «Отношения со сверстниками» он намного ниже. Четко прослеживается закономерность: у подростков из школы с углубленным изучением языков уровень стресса выше, чем у их сверстников из обычной школы. Полученный в исследовании суммарный коэффициент стресса у Вологодских школьников в 2011 г. (4,8 и 3,95) сопоставим с оценкой, полученной И. В. Журавлёвой в исследовании, проведенном по аналогичной методике в 1995—1996 гг. в г. Москве (суммарный коэффициент 5,53).
Новое поколение может быть расценено как стратегический ресурс общества, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный
и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны [8]. Проведенный анализ показывает необходимость самого серьезного отношения к сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, которое является основой формирования репродуктивного, трудового потенциала и в целом человеческого капитала страны.
В Российской Федерации в последнее 10-летие предпринимаются определенные усилия, направленные на поддержание и укрепление здоровья населения, в том числе и детского. Тем не менее анализ причин снижения здоровья детей и основных факторов риска показал, что существующие меры не являются достаточными.
Литература
1. Путин В. В. Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить // Известия. 17.01.2012.
2. Шабунова А. А. Здоровье населения в современной России: состояние и динамика. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010.
3. Филиппов В. Здоровье школьников: актуальные проблемы и пути их решения // Материалы круглого стола на тему «Современная школа и здоровье детей». М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - URL: http:// www.ruscenter.ru/
4. Багнетова Е. А., Корчин В. И., Соро-кун И. В. Школьная среда и факторы риска, влияющие на здоровье учащих-
ся // Фундаментальные исследования. 2011. № 10. Ч. 2. С. 261-264.
5. Мировая статистика здравоохранения. 2009 г. Женева: Всемирная Организация здравоохранения, 2009.
6. Журавлёва И. В. Здоровье подростков и окружающий мир. М.: ИС РАН, 1997.
7. Влияние родителей на отношение подростков к курению (родительский фактор). - [2002]. - URL: http://www.youth-non-smoking.ru/Programs/Program4/ ParentsStudy/#2
8. Римашевская Н. М., Шабунова А. А. Здоровье школьников: тенденции и определяющие факторы // Народонаселение. 2011. № 4.