Научная статья на тему 'Здоровье школьников: тенденции и определяющие факторы'

Здоровье школьников: тенденции и определяющие факторы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
273
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ СЕМЕЙ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / УХУДШЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ / ПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / CHILDREN’S HEALTH / MONITORING CHILDREN’S HEALTH / WORSENING OF SCHOOLCHILDREN’S HEALTH / HUMAN RESOURCES QUALITY / FAMILY LIVING STANDARDS / PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN / HEALTHY LIFESTYLES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Римашевская Наталья Михайловна, Шабунова Александра Анатольевна

Было бы несправедливо утверждать, что для охраны здоровья детей в стране ничего не делается. Реальное количество проектов стало больше (национальные проекты «Здоровье»; «Образование»; проект «Школьное питание»; Программа модернизации здравоохранения; региональные целевые программы). Тем не менее анализ причин снижения здоровья детей показал, что существующие меры не достаточны. Необходимо продолжение и совершенствование используемых мероприятий, разработка новых, а также распространение положительного опыта, наработанного в отдельных регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Schoolchildren’s health: trends and determining factors

The authors assert that it would be unfair to claim that nothing is being done for children’s health protection in our country. The real number of projects has increased (national project “Health”, project “School catering”, national project “Education”, regional targeted programmes, programme for health care modernisation). Still, analysis of the causes of children’s health decline shows that the present measures are not sufficient. It is necessary to carry on and improve the existing arrangements and to elaborate new ones, as well as to spread the positive experience gained in separate regions.

Текст научной работы на тему «Здоровье школьников: тенденции и определяющие факторы»

Н.М РиМашевская, А.А. Шабунова

ЗдороВье школьникоВ: тенденции и определяющие факторы*

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических условиях остается актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, ее научный и экономический потенциал и наряду с другими демографическими показателями является чутким барометром развития страны. С точки зрения человеческого капитала дети являются объектами долгосрочных инвестиций в воспитание, образование и здравоохранение.

Снижение качества человеческих ресурсов представляет серьезную угрозу для общества в современных условиях, особенно для молодого поколения. Российские дети стреми -тельно теряют здоровье. Согласно данным, озвученным на Европейском

* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 11-02-00200а «Качество подрастающего поколения как основа модернизации современного российского общества: обостряющиеся проблемы, пути и направления их решения».

Конгрессе по вопросам школьной и университетской медицины, состоявшемся в Москве в июне 2011 г., менее 22% российских первоклассников полностью здоровы. К концу обучения показатель сокращается почти в 10 раз — здоровых выпускников школы в России лишь 2,5% [1]. По данным Министерства здравоохранения, ситуация несколько лучше, но и в этом случае здоровыми можно назвать только 10% выпускников. Судя по официальной статистике, в 2010 г. первую группу здоровья (абсолютные здоровые дети) имели 20,7% детей, обучающихся в школах с начальной ступени до окончания.

Сказанное определяет состояние здоровья трудоспособного населения, существенно актуализируя изучение разрушающих здоровье школьников социально-экономических и психологических факторов. Приведенные в статье результаты анализа строились на основе данных проспективного мониторинга условий формирования здоровья детей, осуществляемого в Вологодской области с 1995 г. по на-

стоящее время 1. Мы кратко остановимся на двух группах негативных воздействий, способствующих возникновению соматических заболеваний и отклонений психического здоровья у детей школьного возраста: экономическое неблагополучие и школьные факторы риска.

Уровень жизнисемей. Значительную роль в формировании здоровья детей играет жизненный уровень семьи, несмотря на то что влияние этого фактора опосредованно. Высокие доходы не являются автоматически залогом лучшего здоровья, но они позволяют обеспечить определенный набор материальных благ, который может способствовать сохранению и укреплению его потенциала. Низкий уровень доходов населения обусловливает невысокую покупательную способность, что сказывается на качестве питания семей, возможностях приобретения лекарств и витаминов для ребенка, его оздоровления в санаторно-курортных условиях и т.д.

Семьи с детьми — это самая большая группа среди бедных домохо-зяйств, и они отличаются повышенным риском и глубиной бедности. По оценкам экспертов, около 20% детей в возрасте до 16 лет в России прожи-

1 В исследование включены все семьи, в которых в течение двух недель (с 15 по 30 мая 1995 г.) родились дети. Обследование проводилось в городах Вологде, Череповце, районных центрах Кириллове, Великом Устюге, поселке городского типа Вожега. С 2004 г. в исследовании были задействованы уже четыре когорты семей, в которых родились дети в периоды с 15 по 30 мая 1995 г., с 1 по 25 марта 1998 г., в 2002 и 2004 г. в тех же населенных пунктах. Информация снималась 4 раза в год на протяжении первого года жизни (новорожденные дети, дети в возрасте 1 месяца, 6 месяцев и 1 года), далее ежегодно.

вают в условиях бедности, притом, что в общей численности домохозяйств семьи с детьми составляют 37%, в общем количестве бедных семей их 50—60% [2]. Как правило, увеличение числа детей в семье ухудшает ее материальное положение. Например, в нашем обследовании семьи с тремя детьми (от 71 до 100% в разных когортах) относят себя к категориям бедных и малообеспеченных. Родители, воспитывающие одного ребенка, также называли себя малообеспеченными и бедными (от 60 до 80%) и лишь немногие (менее 40%) определили материальный уровень среднего достатка или высоким.

Связь между социально-экономическим статусом семьи и здоровьем детей остается, к сожалению, недостаточно изученной. Зарубежные исследования выявили наличие социального градиента для некоторых (но не всех) аспектов здоровья детей и подростков: бедные дети с большей вероятностью имеют плохое здоровье, чаще подвержены респираторным, желудочно-кишечным заболеваниям, несчастным случаям, для них характерны более высокий уровень смертности по сравнению с детьми из обеспеченных семей [3].

Данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья (РМЭЗ), показали значительный риск низкого здоровья или хронических заболеваний в семьях, которым приходится отказываться от медицинской помощи по причине нехватки материальных ресурсов. Плохое материальное положение не обеспечивает таких фундаментальных условий для высокого состояния здоровья, как питание и жилье [4].

Качество жилищных условий сильно коррелируется уровенем жиз-

Таблица 1

Взаимосвязь жилищных условий и социального положения семей

(на примере когорты 1995 г; в % от числа опрошенных, 2010 г)

Социальное положение семьи Оценка жилищных условий

Хорошие Удовлетворительные Плохие

Богатые 40,0 60,0 0,0

Средний слой 16,7 72,2 11,1

Малообеспеченные 33,3 59,0 7,7

Бедные 0,0 66,7 33,3

Источник: ИСЭРТ РАН, мониторинг условий формирования здоровья подрастающего поколения.

ни. Обеспеченные чаще имеют благоустроенное комфортное жилье и оценивают свои жилищные условия как хорошие (40%). Семьи с низким доходом, как правило, рассматривают свои жилищные условия как удовлетворительные (67%) и плохие (33%) (табл. 1).

Для поддержания здоровья детей на должном уровне большое значение имеют комфортность и благоустроенность места проживания. Дискомфорт микроклимата жилища (теснота, некомфортная температура, влажность, запыленность) приводит к ослаблению возможностей общего сопротивления организма, снижению иммунитета, что в свою очередь является предпосылкой возникновения частых респираторных и аллергических заболеваний. Негативное влияние условий проживания с течением времени накапливается. Здоровье детей, длительно находящихся в неблагоприятных условиях, по мере взросления ухудшается.

Вместе с тем в России жилищная проблема стоит весьма остро, что проявляется как в крайне низкой обеспеченности жильем, так и в недостаточном уровне его благоустроенности и комфортности. Согласно данным РМЭЗ, в стране 22% детей живут

в крайне тесном жилье, когда на одного члена семьи приходится не более 6 кв. м жилой площади [4].

Более половины семей, участвующих в вологодском исследовании, оценили свои жилищные условия как удовлетворительные, однако 13—18% респондентов проживают в домах и квартирах, требующих капитального ремонта. Видна значительная разница между городом и селом в благоустройстве жилого фонда. В Вологде и Череповце большинство семей проживают в благоустроенных квартирах, в сельской же местности дома, как правило, либо не благоустроены, либо имеют частичные удобства.

Особенно заметное влияние на здоровье детей оказывают такие характеристики, как холодное и влажное помещение, перенаселенное или тесное жилье. Выводы о влиянии различных неблагоприятных факторов жилища получены и другими исследователями. Например, по данным одного раунда РМЭЗ, проведенного в 2004 г., перенаселенность жилища оказывает существенное негативное воздействие на здоровье детей младшего и среднего школьного возраста. Выявлен более чем двукратный риск плохого здоровья и хронических заболеваний для тех из них, кто проживает

менее чем на 12 кв. м жилой площади на 1 человека по сравнению с обладателями более просторных жилищ (19 и более кв. м на 1 человека) [5. С. 39— 45]. Дети, имеющие хорошие условия, отличаются более крепким здоровьем в сравнении с проживающими в неудовлетворительных жилищных условиях (табл. 2).

Уровень жизни во многом регламентирует и такой важный фактор формирования детского здоровья, как питание. Структура питания в первую очередь зависит от разнообразия и доли высококачественных продуктов, обнаруживая существенную зависимость от семейных доходов, снижение реальных доходов ведет к существенному ухудшению качества питания в семьях, социальное и материальное положение семьи во многом определяет обеспеченность ребенка необходимыми продуктами питания. Чем боль-

ше возможностей у семьи для удовлетворения базовых потребностей, тем больше внимания уделяется качеству питания детей. Среднедушевые денежные расходы на питание снижаются с увеличением числа детей в семьях. Для семей с детьми доля расходов на питание колеблется от 37,5% в семьях с 1 ребенком до 46,3% в семьях с тремя детьми [6]. В большинстве семей, оценивающих свои доходы как «достаточные для нормальной жизни» (60%), обеспеченность детей продуктами питания хорошая. Удовлетворительная обеспеченность продуктами питания приходится на семьи, доходы которых «совершенно недостаточны» (94%) (см. табл. 3).

Питание — один из ключевых факторов не только качества жизни, но условия роста и развития ребенка. Известно, что любая, особенно белковая и витаминная, недостаточ-

Таблица 2

Взаимосвязь жилищных условий и здоровья детей

(на примере когорт 1995 г., 1998 г.), % от числа опрошенных

Характеристика жилищных условий Когорта 1995 г.

13 лет (2008 г.) 14 лет (2009 г.) 15 лет (2010 г.)

R1 R2 R1 R2 R1 R2

Хорошие 16,7 33,0 27,3 31,5 12,5 27,9

Удовлетворительные 83,3 54,5 72,7 60,7 75,0 64,0

Плохие 0,0 12,5 0,0 7,9 12,5 8,2

Характеристика жилищных условий Когорта 1995 г.

13 лет (2008 г.) 14 лет (2009 г.) 15 лет (2010 г.)

R1 R2 R1 R2 R1 R2

Хорошие 25,0 26,1 40,0 23,1 36,4 12,1

Удовлетворительные 75,0 60,9 60,0 58,5 54,5 74,1

Плохие 0,0 13,0 0,0 18,4 9,1 13,8

Примечание. R 1 — группа с наименьшим риском ухудшения здоровья; R 2—дети, имеющие различные отклонения в состоянии здоровья, хронические заболевания. Источник: ИСЭРТ РАН, мониторинг условий формирования здоровья подрастающего поколения.

Таблица 3

Обеспеченность детей продуктами питания в семьях с различным уровнем дохода

(на примере когорты 1995 г., %, 2010 г.)

Обеспеченность ребенка продуктами питания Доходы семьи Здоровье детей

Достаточны для нормальной жизни Достаточны при определенных условиях Недостаточны Совершенно недостаточны R1 R2

Хорошая 60,0 52,6 37,1 5,6 14,3 39,0

Удовлетворительная 40,0 47,4 62,9 94,4 85,7 61,0

Примечание. R 1 — группа с наименьшим риском ухудшения здоровья. R 2—дети, имеющие различные отклонения в состоянии здоровья, хронические заболевания. Источник: ИСЭРТ РАН, мониторинг условий формирования здоровья подрастающего поколения.

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «Как часто ребенок получает следующие продукты питания?»

на примере когорты 1998 г., % от числа опрошенных

Продукты питания Частота потребления

Ежедневно 3-4 раза в неделю 1-2 раза в неделю 1-2 раза в месяц

7 лет 10 лет 12 лет 7 лет 10 лет 12 лет 7 лет 10 лет 12 лет 7 лет 10 лет 12 лет

Мясные 37,8 47,4 49,5 46,3 34,6 29,7 12,2 12,8 15,4 1,2 3,8 2,2

Рыбные 1,2 3,8 0,0 9,8 6,4 4,5 57,3 43,6 47,2 20,7 25,6 27,0

Молочные 70,7 69,2 56,0 65,6 16,7 20,9 70,6 7,7 18,7 81,3 2,6 2,2

Яйца 4,9 7,7 3,3 22,0 28,2 30,8 61,0 48,7 49,5 6,1 9,0 6,6

Овощи 53,7 46,2 53,9 26,8 23,1 25,8 17,1 28,2 14,6 0,0 1,3 4,5

Фрукты 57,3 52,6 57,6 25,6 28,2 20,7 13,4 11,5 15,2 2,4 6,4 5,4

Соки 35,4 34,6 25,6 28,0 32,1 30,2 24,4 19,2 20,0 6,1 10,3 18,6

Сладости 65,9 59,0 52,7 18,3 23,1 34,1 9,8 15,4 11,0 1,2 0,0 1,1

Источник: ИСЭРТ РАН, мониторинг условий формирования здоровья подрастающего поколения.

ность может привести к серьезным и неизлечимым впоследствии недугам. В частности, недостаток в пище некоторых аминокислот ведет к развитию идиотии (слабоумия) на фоне низ-корослости и мышечной дистрофии. Нехватка витаминов ухудшает психофизическое состояние развивающегося детского организма [7].

Дети должны получать каждый день полноценный животный белок, являющийся необходимым «стро-

ительным материалом» для роста и развития нервной, мышечной и других важнейших тканей детского организма. В то же время результаты мониторинга показывают, что мясные продукты ежедневно потребляет лишь около половины школьников (40—50%), а рыбу 3-4 раза в неделю не более 10%. Далеко не в каждой семье в ежедневный рацион детей входят овощи (50-54%), фрукты (53-58%), служащие ценным источником угле-

водов, а также витаминов и микроэлементов (см. табл. 4). При этом в домо-хозяйствах первой децильной группы (с наименьшими доходами) потребляется меньше, чем в десятой группе (с наибольшими доходами) фруктов в 4 раза, молочных продуктов — в 3 раза, мяса и рыбопродуктов — в среднем в 2,5 раза, овощей — в 2 раза, яиц и сахара — в среднем в 1,5 раза [6].

Недостаточность потребления молока и молочных продуктов, мяса, овощей и фруктов позволяет предположить, что организм современного ребенка вынужден работать в режиме дефицита кальция, железа и многих других макро- и микронутриентов. Значительная распространенность дефицита кальция является одной из причин непрерывного роста болезней опорно-двигательной системы у детей [8. С. 41-44].

Н.М. Римашевская подчеркивает: «...для оценки уровня жизни во многих развитых странах используется такой показатель, как потребление мяса. По этому показателю мы вернулись примерно к первой половине 1970-х

годов. Что это значит для семьи и детей? Мясо, как известно, — это белки животного происхождения, для того чтобы дети не были слабоумными, их надо соответствующим образом кормить, мясом в том числе. У нас же есть семьи, которые могут позволить себе мясо раз в неделю или даже раз в месяц, а есть и такие, что вообще не могут использовать даже самые дешевые мясопродукты» [9].

Для школьников большое значение имеет режим питания. Он определяет такие моменты, как число приемов пищи и интервал между ними, количество калорий на каждый прием, качество продуктов, а также распределение рациона по приемам пищи в течение дня. В среднем 10% школьников не завтракает. Причем по мере взросления отказ от завтрака становится более распространенным явлением (рис. 1). Это ведет к формированию у детей неправильного стереотипа пищевого поведения.

В исследовании родителям было предложено описать, какими правилами они руководствовались при ор-

100% 2 .4,- 2 3 .- 2 ,4

вд

6 х""

80% 60% 40% 20% 0%

18 4

915 782

18

16 ,7 8

74 4 73 9

7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 12 лет

100% 8 ,2 8 2

80%

-10 3

83 -7 81 ,4 70 ,6

8 лет 9 лет 10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 15 лет

ШИ Всегда

Иногда

| | Очень редко, практически никогда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Возрастная динамика распределения ответов на вопрос: «Всегда ли ребенок завтракает утром?»

Источник: ИСЭРТ РАН, мониторинг условий формирования здоровья подрастающего поколения.

9

8

15

79

ганизации питания ребенка. Ответы распределились следующим образом: большинство родителей (58-64%) старались увеличить потребление детьми овощей и фруктов, 59-65% — следить за качеством используемых продуктов. В тоже время меньше половины семей (30-45%) соблюдали режим питания, правила приема пищи, а всего 10-12% семей следили за сбалансированностью пищевого рациона.

Школьные факторы риска. Исследователи выделяют несколько критических периодов в процессе развития школьников, оказывающих особое отрицательное влияние на здоровье: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу.

Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном возрасте и связаны с практикой подготовки детей к школе, которая получила широкое распространение. Многим знакомо понятие «готовность к школьному обучению». Им психологи и физиологи обозначают ту степень физического и умственного развития, ту сумму умений и навыков, которыми должен обладать ребенок, чтобы справиться с новыми обязанностями и задачами. Родители, а нередко и работники системы образования, считают, что ребенок готов к школе, если владеет навыками чтения, счета, письма. В дошкольных учреждениях, в подготовительных классах, школах для малышей дети занимаются неспецифической для дошкольного этапа развития деятельностью: читают, пишут, изучают иностранные языки (и не по одному одновременно), занимаются прохождением программы первого класса, хотя они должны танцевать, рисовать,

много гулять, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Это ведет к тому, что условия для нарушения состояния здоровья создаются еще до поступления в школу, и сегодня 20% первоклассников - это дети с пограничными нарушениями. Между тем гораздо важнее общий уровень гармоничного развития дошкольника. Причем не следует рассматривать физическое развитие как нечто второстепенное, так как именно от него часто зависят успехи первоклассника. В этот период физические нагрузки не только увеличиваются, но и становятся качественно иными.

Данные мониторинга показывают, что уже в 6-летнем возрасте основное внимание педагогов и родителей, как правило, сосредоточено на подготовке к школе, при этом особое внимание уделяется развитию элементарных математических представлений, чтению, ознакомлению с окружающим миром и т.д. В меньшей степени оно обращено на физическое развитие ребенка. Возможно именно по этой причине только 69% детей 6 лет соответствовали возрастной норме по комплексу показателей физического развития, в то время как годом ранее (в 5 лет) таких было 89%. В табл. 5 представлены некоторые характеристики физического развития детей, свойственные дошкольному возрасту, которые показывают снижение доли детей, обладающих определенными навыками в 6-летнем возрасте, по сравнению с 5-летним.

Школьники уже с начальной ступени обучения систематически испытывают влияние социально-психологических факторов. Нередко встречается потребительское отношение педагогов к здоровью обучающихся;

Таблица 5

Физическое развитие ребенка 5-6 лет

Характеристики физического развития ребенка 5 лет Характеристики физического развития ребенка 6 лет

Дети 2001 г. рождения

2006 г. опроса Доля детей, % 2007 г. опроса Доля детей, %

Ходит и бегает, согласуя движения 95,5

рук и ног

Ловит мяч кистями рук с расстояния 82,6

до 1,5 м, отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд

Ходит и бегает, легко, ритмично, 90,2

сохраняя правильную осанку, направление и темп

Ловит мяч кистями рук с расстояния 75,4 до 1,5 м, отбивает мяч о землю (пол) не менее 10 раз подряд

Дети 1998 г. рождения

2004 г. опроса Доля детей, % 2003 г. опроса Доля детей, %

Ходит и бегает, согласуя движения 95,7

рук и ног

Ловит мяч кистями рук с расстояния 73,4

до 1,5 м, отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд

Ходит и бегает, легко, ритмично, 93,3

сохраняя правильную осанку, направление и темп

Ловит мяч кистями рук с расстояния 65,2 до 1,5 м, отбивает мяч о землю (пол) не менее 10 раз подряд

Источник: ИСЭРТ РАН, мониторинг условий формирования здоровья подрастающего поколения.

часто здоровье приносится в жертву учебным достижениям. Повышенная учебная нагрузка в сочетании с недостаточной двигательной активностью, сокращением продолжительности сна приводит к переутомлению детей, снижению их адаптационных возможностей, а также повышению невротизации. К примеру, в соответствии с нормативными требованиями, первоклассникам запрещается давать домашние задания. Однако из данных мониторинга следует, что большинство детей ежедневно выполняют домашние задания, 18% затрачивает на это 30 минут, 53% — 1 час, а 29% — более 1 часа. Рабочая неделя у старшеклассников — в среднем 50,5 часов, что превышает продолжительность рабочей недели у взрослого человека (40 часов) [10]. Исследование факторов,

снижающих здоровье у хантымансий-ских старшеклассников, показало, что достаточное время на отдых после уроков и выполнения домашнего задания остается у 40% школьников, остается мало — у 33%, почти не остается у 20%, совсем не остается — у 7% [11. С. 261—264]. Наглядно видно, с какой перегрузкой работают школьники, что в комплексе с другими неблагоприятными факторами (социально-экономическими, экологическими, биологическими) способствует формированию функциональных отклонений и хронических заболеваний.

По наблюдениям медицинских работников, 70% расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в хронические заболевания, при этом в 4—5 раз возрастает заболевае-

Здоровье населения

' ' НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ №4 - 2011

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос: «Устаешь ли ты в конце дня?» (на примере когорт 1995 г., 1998 г.), % от числа опрошенных

Вариант ответа

12 лет

15 лет

Нет, мне и вечером не хочется спать, а хочется бодро двигаться, играть, общаться 29,0 29,8

Не устаю, так как люблю отдохнуть днем 4,3 10,6

Да, обычно мне хочется побыстрее лечь в постель, чтобы никого и ничего 10,1 21,3

не слышать и не видеть

Чаще всего устаю к пятнице-субботе (хуже успеваю в школе, чувствую сонливость, 10,1 26,6

слабость)

Бывает по-разному 43,5 11,7

Источник: ИСЭРТ РАН, мониторинг условий формирования здоровья подрастающего поколения 2010 г.

мость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата, нервно-психических расстройств - в 2 раза [10].

Данные вологодского мониторинга свидетельствуют, что значительная часть школьников (21%) заканчивают день с признаками сильно выраженного переутомления (табл. 6). К концу недели признаки усталости (снижение успеваемости, ослабление внимания, сонливость) испытывает каждый 4-й школьник.

Более того, исследователи обращают внимание на то, что в новых типах школ (гимназии, лицеи и т.п.) ситуация существенно хуже: до 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками переутомления [10].

Содержание образования не ставит задачу развития индивидуальных механизмов самосохранения обучающихся. У школьников больше сформирован когнитивный компонент са-мосохранительных установок, включающий определенные представления о здоровье, осведомленность о способах его поддержания. Однако он не согласуется с побудительным, что существенно ослабляет у школьников готовность к самостоятельным дейс-

твиям для сохранения и поддержания здоровья [12. С. 85-91].

Оценивая участие школы в воспитании положительного отношения к здоровому образу жизни, только 8% старшеклассников утверждают, что их активно учат здоровому образу жизни; 47% - полагают, что ее участие в этом незначительное; а 33% считают, что школа совсем не участвует в этом процессе [11. С. 261-264].

Однако винить только школу в отсутствии мотивации у детей к сохранению здоровья было бы неправильно, поскольку и в большинстве семей не сформирован культ здорового образа жизни. В то время как, по данным мониторинга, 83% школьников узнают о путях укрепления здоровья от родителей, и 49% - только от учителей

Но и информированность о приемах сохранения здоровья не всегда является побуждением к действию. Детям и подросткам свойственно беспечное отношение к здоровью. Сравнение представлений школьников о мероприятиях, поддерживающих здоровье, и их исполнение в реальной жизни показывает, что такие важные направления, как занятия спортом и

Таблица 7

Соответствие представлений о мероприятиях, сохраняющих здоровье, и их выполнением (на примере когорт 1995 г., 1998 г.),

% от числа опрошенных

Варианты ответов Что помогает сделать твое здоровье крепче? Что ты делаешь, чтобы сохранить свое здоровье?

12 лет 15 лет 12 лет 15 лет

Занятия спортом, физической культурой 79,7 71,3 43,5 36,2

Отсутствие вредных привычек (не курить, 58,0 51,1 72,5 70,2

не употреблять алкоголь и наркотики)

Прием витаминов 50,7 58,5 43,5 51,1

Правильное питание (есть не менее 3-х раз в день, 49,3 47,9 58,0 60,6

хотя бы один прием горячей пищи, должны быть

в питании овощи, мясо или рыба, крупы, молочные

продукты, фрукты)

Закаливание 21,7 17,0 13,0 5,3

Источник: ИСЭРТ РАН, мониторинг условий формирования здоровья подрастающего поколения 2010 г.

закаливание, распространены недостаточно широко (табл. 7).

Количество семей, где предпринимаются простые, но эффективные способы укрепления и сохранения здоровья, весьма незначительно. Например, утреннюю гимнастику с различной периодичностью делают только 24% школьников (табл. 8). В то время, как среди выполняющих ее ежедневно, в 2 раза больше детей имеют скорее крепкое, чем ослабленное (6% в сравнении с 13%) здоровье Среди не делающих утренней зарядки доля с отклонениями в здоровье почти в 3 раза больше.

Результаты международного исследования физической активности младших школьников (от России участвовал г. Красноярск) показали, что удельный вес детей, занимающихся спортом, существенно различен в Европейских странах: в Италии — 74%, в Бельгии — 71%, в России — 59%, в Беларуси — 40% [13. С. 112— 117]. Участие в спортивных клубах рассматривается как один из аспектов социального выбора. Дети родителей, имеющих более низкий социальный статус, значительно реже занимаются в спортивных секциях. Это явление

Таблица 8

Распределение ответов на вопрос: «Занимаешься ли ты утренней зарядкой?» (на примере когорты 1995 г.), % от числа опрошенных

Варианты ответов т И2

Ежедневно 6,4 12,5 5,9

3-4 раза в неделю 10,6 12,5 10,6

1-2 раза в неделю 17,0 50,0 14,1

Нет 66,0 25,0 69,4

Примечания: Я1 - крепкое здоровье; Я2 - ослабленное здоровье.

Источник: ИСЭРТ РАН, мониторинг условий формирования здоровья подрастающего поколения 2010 г.

более присуще жителям Германии, Польши и Бельгии.

Среди факторов, определяющих пассивное времяпрепровождение школьников, главный — пример родителей, не желающих или не умеющих своим поведением демонстрировать пользу физической культуры в формировании, укреплении и сохранении здоровья. В семьях не занимаются физической культурой и спортом 35,4% матерей и 29,2% отцов.

Обсуждая здоровье школьников, нельзя обойти еще один аспект, в котором роль взрослых чрезвычайно важна — это курение и потребление алкоголя.

По данным исследования, в Вологде приобщение к курению начинается с раннего возраста — 5% «познакомились» с сигаретой в 12 лет, к 14 годам таких было уже 30% (рис. 2). Для детей выше всего пример не просто взрослых

людей, а близких и уважаемых ими лиц. При выборе линии поведения для детей очень важно, курят родители или нет. Как правило, в семьях, где курит хотя бы один из родителей, в 2 раза чаще встречаются курящие дети.

В Вологодской области потребление алкогольных напитков составляло в 2008 г. 12,3 л на 1 жителя (в 2002 г. - 12,77 л.). Из 63% жителей региона, употребляющих алкоголь, 42% имели несовершеннолетних детей. Исследование показало, что в 50% случаев распитие алкоголя происходит в семейном кругу. В таком случае 1/4 детей пробовали его в раннем возрасте (табл. 9).

Здоровье девочек-подростков определяет качество будущих детей и характеризует здоровье нации в среднесрочной перспективе, т.е. через 10-15 лет. Результаты исследований здоровья новорожденных у перворо-

40 30 20 10 0

30,6

19 ,6

5 ,4

I I

10,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26,6

Рис. 2. Доля детей 11-15 лет, пробовавших курить,

% от числа опрошенных

Источник: ИСЭРТ РАН, мониторинг условий формирования здоровья подрастающего поколения 2006,2007, 2008,2009,2010 гг.

Таблица 9

Взаимосвязь между пробами алкоголя у детей и употреблением алкогольных напитков их родителями (когорта 1995 г.), %

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

Выпивает ли кто-либо из семьи? Пробовал ли ребенок алкоголь?

12 лет 15 лет

Да Нет Да Нет

Да 12,5 87,5 48,1 51,9 Нет_6,5_935_226_77,4

Источник: ИСЭРТ РАН, мониторинг условий формирования здоровья подрастающего поколения 2010 г.

дящих женщин, проведенных с 1925 по 1975 гг., показали, что самое тяжелое состояние здоровья младенцев в России приходилось на 1950-е годы, т.е. на тот период, когда у их мам период полового созревания пришелся на тяжелые военные годы [14]. Современные школьницы именно в этом критическом возрасте испытывают значительную нагрузку, усугубляющуюся воздействием экологических и поведенческих факторов.

Испытывая влияние большого числа негативных факторов, здоровье детей за период обучения в школе значительно ухудшается. Среди участвующих в мониторинге детей доля абсолютно здоровых снизилась с 10% в 7-летнем возрасте до 8,6% к 15 годам, в то время как удельный вес детей с хроническими заболеваниями увеличился с 26 до 30% соответственно. Данная негативная тенденция подтверждается результатами исследований среди учеников общеобразовательных заведений юго-востока Московской области [15. С. 103—131]. Из 57% учащихся, относящих-

ся в первом классе к1-й группе здоровья, к окончанию школы сохранили хорошее здоровье лишь 43%. В то же время удельный вес детей с хроническими заболеваниями (3-я группа) увеличился в 3 раза* (рис. 3).

Подводя итог, еще раз обратим внимание на то, что в современной России 70% детей рождаются с различными факторами риска для здоровья, что ведет к стремительному его ухудшению, особенно в школьные годы. Но других детей у нас нет и в ближайшее время не будет! Исходя из этого, для решения стратегических задач развития государства представляется крайне важным сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, которое является основой формирования репродуктивного и трудового потенциала, а в целом — человеческого капитала. Здоровье детей фактически формирует состояние взрослых не только в трудоспособном возрасте, но и за его пределами, что определяет возможный возраст выхода на пенсию... [16].

Представленные данные сви-

Группы здоровья

□ В 1 классе ИВ 10 и 11 классах

Рис. 3. Распределение учащихся по группам здоровья в первом классе и в выпускном классе, %

* Были обследованы одни те же когорты при приеме в школу (1 класс) и на выходе из школы (11 классы) в Луховицкой муниципальной гимназии № 10, всего 400 школьников (проект ИСЭПН РАН — МЮСГИ, 2009-2010 гг.).

детельствуют о том, что ухудшение здоровья школьников происходит вследствие воздействия комплекса социально-экономических и психологических факторов. Изменить негативные тренды возможно только путем совместных усилий со стороны систем здравоохранения, образования, государства и общества в целом. Сохранить здоровье ребенку поможет внимания родителей и, как это ни банально звучит, правильный образ жизни.

Разумеется, было бы несправедливо утверждать, что для охраны здоровья детей ничего не делается. Реальное

количество проектов стало больше (национальный проект «Здоровье»; проект «Школьное питание», национальный проект «Образование»; региональные целевые программы; Программа модернизации здравоохранения). Тем не менее анализ причин снижения здоровья детей показал, что существующие меры не достаточны. Необходимо продолжение и совершенствование используемых мероприятий, разработка новых, а также распространение положительного опыта, наработанного в отдельных регионах.

Литература

1. Материалы II Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. М.: Научн. центр здоровья детей РАМН, 2010.

2. Демографический ежегодник России 2009: Стат. сб. М.: Росстат, 2009.

3. Bourdieu P. Distinction: A social critique of the Judgement of taste. Translated by R. Nice. Cambridge: Harvard University Press, 1984.

4. Кислицына О.А. Социально-экономические аспекты здоровья детей в России // Материалы Интернет-конференции «Дети и молодежь» (01.03.10-28.03.10. http:ecsocman.edu.ru.

5. Кислицына О. Жилищные условия и здоровье // Общественное здоровье и профилактика заболеваний: научно-практический журнал. 2006. № 6.

6. О положении детей в возрасте до 16 лет в 2008 г. Стат. сб. Вологдастат, март 2009.

7. Швецова В.Н. Питание обучающихся как необходимое условие формирования здоровья. http: //kavp2006.khb.ru/ download.php?id=99

8. Баранов А.А. Здоровье российских детей // Педагогика. 1999. № 8.

9. Римашевская Н.М. Детство в России: Проблем все больше, а ребят все меньше. www.ug.ru/issue/?action=topic&t

10. Филиппов В. Здоровье школьников: акту-

альные проблемы и пути их решения // Мат-лы кругл. стола на тему «Современная школа и здоровье детей». М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. http://www.ruscenter.ru/

11. Багнетова Е.А., Корчин В.И., Сорокун И.В. Школьная среда и факторы риска, влияющие на здоровье учащихся // Фундаментальные исследования. 2011. №10. Ч. 2.

12. Симаева И.Н. Психологические риски для здоровья детей в современном образовании // Балтийский регион. 2010. № 3.

13. Климацкая Л.Г., Кузьмин В.А. Физическая активность младших школьников г. Красноярска // Вестник Балтийского федерального ун-та им. И. Канта 2011. № 4.

14. Безруких М. Здоровье детей и школьные факторы риска // Мат-лы кругл. стола на тему «Современная школа и здоровье детей». М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. http:// www.ruscenter.ru/237.html

15. Медведева Е.И. Влияние качества образования на формирование человеческого капитала // Трудовой потенциал как фактор устойчивого развития территории: Материалы Рос. научно-практ. семинара, г. Вологда, 16-17.12.2010. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011.

16. Римашевская Н.М. Человек и реформы: Секреты выживания. М.: РИЦ ИСЭПН, 2003. Я

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.