Научная статья на тему 'Качество методической деятельности педагогов профессионального обучения как фактор профессионального самоопределения будущего специалиста в условиях начального и среднего профессионального образования'

Качество методической деятельности педагогов профессионального обучения как фактор профессионального самоопределения будущего специалиста в условиях начального и среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
857
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество методической деятельности педагогов профессионального обучения как фактор профессионального самоопределения будущего специалиста в условиях начального и среднего профессионального образования»

Крылова Н.Н. КАЧЕСТВО МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности методической деятельности педагога профессионального обучения в условиях начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), от качества которой зависит профессиональное самоопределение будущего специалиста; показано многообразие видов методической работы в учебных учреждениях профессионального образования; представлены примеры мероприятий в рамках экологического направления профессиональной подготовки специалистов в НПО и СПО.

Социально-экономические преобразования, происходящие в обществе, формирование свободных рыночных отношений и обострение конкуренции на рынке труда требуют пересмотра основных подходов к профессиональной подготовке - от узкопрофессионального подхода к всестороннему развитию компетентной и конкурентоспособной личности будущего специалиста. В связи с этим необходимо осуществить переход от процесса получения общетеоретического профессионального образования к формированию комплекса профессиональных умений и навыков будущих специалистов, которые будут востребованы в трудовой деятельности в условиях свободного рынка. Решить эту глобальную задачу на практике по силам высококвалифицированным педагогам, обладающих комплексом необходимых методических умений и навыков для качественного осуществления учебно-воспитательного процесса.

Методическая работа в учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее по тексту - НПО и СПО) проводится в тесной связи с учебно-воспитательным процессом и является средством его совершенствования.

Суть данного вида деятельности в учебном заведении профессионального образования - это повышение методического уровня и педагогического мастерства педагогов профессионального обучения, способствующих профессиональному самоопределению будущего специалиста. Поэтому главная задача современного профессионально-педагогического образования в условиях НПО и СПО состоит в том, чтобы мотивировать будущего педагога постоянно повышать уровень методических умений, что способствует рациональной организации учебно-воспитательного процесса.

Профессиональное самоопределение будущего специалиста не заканчивается с выбором конкретной профессии, нередко сопровождая процессы профессиональной подготовки и адаптации.

Профессиональное самоопределение подразумевает поиск себя не только в профессии, но и своего места в жизни, чтобы быть полезным обществу.

И от того, насколько качественна профессиональная подготовка, настолько будет целостным представление у будущего специалиста о профессии и специфики профессиональной деятельности.

Несомненно, уровень профессиональной подготовки повышается в том случае, если ее осуществляют методически подкованные и грамотные специалисты. В настоящее время существуют три позиции в отношении взгляда на методическую деятельность педагогов, работающих в системе начального и среднего профессионального образования [2, с.13].

Во-первых, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами и повышением его квалификации в предметной области.

Во-вторых, к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. В психолого-педагогической литературе нередко термины «методическая деятельность» и «обучающая деятельность» рассматриваются многими авторами синонимично.

В-третьих, методическая деятельность рассматривается как относительно самостоятельный вид деятельности педагога, обслуживающий практику обучения.

Обобщение позиций авторов (А.Г. Казакова, Н.Е. Эрганова и т.д.) приводит к выводу о том, что главная цель методической деятельности сводится к непрерывному повышению квалификации педагогов, их эрудиции и компетентности в области психолого-педагогического знания и методики преподавания конкретных учебных предметов.

Реализация этой цели на практике предполагает решение ряда задач, среди которых выделим две группы: социальные и педагогические.

Социальные задачи предполагают:

- повышение профессионального и культурного уровня преподавателей, мастеров производственного обучения и воспитателей;

- стимулирование служебной и общественной активности педагогов.

Комплекс педагогических задач включает:

- обновление и совершенствование знаний в области преподаваемой дисциплины;

- повышение методического уровня и мастерства педагогов на основе изучения идей педагогов-новаторов и творчески работающих преподавателей;

- создание и совершенствование системы профессионально-педагогического общения, основанной на принципах гуманизации, демократизации и гласности;

- совершенствование деятельности по организации самостоятельной работы учащихся как на занятиях, так и во внеучебное время.

Отсюда веер видов методической деятельности, выполняемых педагогами профессиональной школы, включает:

анализ учебно-программной документации и имеющихся учебно-методических комплексов по конкретным дисциплинам в системе НПО и СПО;

методический анализ учебного материала;

планирование системы уроков теоретического и практического обучения;

моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроках теоретического и производственного обучения;

конструирование деятельности учащихся по формированию понятий и практических умений;

разработка методики обучения по предмету, видов и форм контроля ЗУН; управление и оценка деятельности учащихся на занятиях;

проведение рефлексии собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

Таким образом, грамотное осуществление методической деятельности педагогом возможно при овладении различными приемами и методами формирования новых знаний и умений будущего специалиста с учетом специфики содержания конкретного предмета в условиях учебно-воспитательного процесса. Результатами подобной деятельности считаются методические продукты, созданные в ходе методического проектирования и конструирования. Например, приемы и методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы, программы воспитательной деятельности

в кураторской группе и т. д. Представляющие интерес методические продукты описываются в авторских публикациях, представляются на школах-семинарах преподавателей, при защите научной работы по интересующей педагога тематике.

Осуществление качественной методической деятельности невозможно без формирования ряда методических умений (таблица 1), которые определяются как свойства личности педагога к выполнению определенных действий в педагогической деятельности на основе ранее приобретенных знаний.

Таблица 1 - Группы методических умений (Н. Е. Эрганова, 2003)

Название группы Группы методических умений

Умения, связанные с овладением дидактикометодическими основами профессиональной деятельности 1. Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста. 2. Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы. 3. Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника. 4. Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации. 5. Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы; алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т. д. 6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач. 7. Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения. 8. Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся. 9. Умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебнопрактической деятельности учащихся. 10. Умение проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.

Методические умения, учитывающие специфику изучения учебного материала 1 . Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа. 2. Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности. 3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции. 4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею. 5. Умение применять методы теоретического и производственного обучения. 6. Умение анализировать методические разработки.

Методические умения, синтезирующие ранее сформированные умения 1. Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике. 2. Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения. 3. Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.

Степень сформированности методических умений педагога профессионального обучения определяется соответствующими уровнями.

Первый уровень характеризуется осознанием цели выполнения методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением его по образцу, предложенному в готовых методических рекомендациях. Сформировать умения этого уровня в условиях профессионально-педагогического образования возможно в процессе изучения дисциплины общеобразовательного цикла «Методика профессионального обучения».

Второй уровень подразумевает применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессионального обучения на педагогической практике.

Третий уровень предполагает перенос отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Достижение данного уровня сформированности умений подразумевает обучение педагогов проектированию, разработке и конструированию общекультурного компонента профессионального образования, например экологического, валеологического, экономического и т.д.

В условиях модернизации российского образования и существующего экологического кризиса актуально развивать экологическое направление в профессиональной подготовке специалистов.

Рассмотрим примеры мероприятий в рамках экологического компонента профессионального образования в условиях НПО и СПО:

- открытые уроки по физике и химии, на которых рассматриваются интеграционные процессы и обоснуется необходимость объединения дисциплин межпредметными связями, а именно физики, химии и экологии;

- научно-практическая конференция преподавателей и студентов по теме «Профессиональное образование в условиях экологического кризиса»;

- олимпиада по физике;

- олимпиада по химии;

- конкурс курсовых проектов студентов по тематике: «Физика, химия и экология: интеграционные

процессы»;

- круглый стол (рассмотрение вопросов безопасности жизнедеятельности человека в условиях экологического кризиса);

- экскурсия на производство (обсуждение вопросов загрязнения окружающей среды);

- организация экологической акции «Посади свое дерево!» и т.д.

Повышение квалификации педагогических кадров с целью развития любого направления в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования важно осуществлять в коллективной и индивидуальной форме.

Коллективная методическая работа выражается в активном участии членов педагогического коллектива в работе педагогического совета (далее по тексту - педсовет) как высшего органа учебного заведения. Виды коллективной методической работы включают участие в работе методических комиссий, на инструкционно-методических совещаниях, педагогических чтениях, научно-практических конференциях, семинарах-практикумах и т.д.

Немаловажны осуществляемые функции педагогическим советом в организации методической деятельности:

Контроль работы методических комиссий, что предполагает постановку и совершенствование методической работы в учебном заведении.

Функция осуществления учебно-методической деятельности в учреждениях НПО и СПО. Выполнение данной функции на практике подразумевает организацию подготовки и лицензирования учебной деятельности заведения, реорганизацию структуры, развитие инновационной деятельности и утверждение экспертизы педагогической деятельности.

Решение перспектив развития отдельных педагогических кадров.

Таким образом, главная цель деятельности педсовета - это повышение педагогического мастерства и эффективности педагогической деятельности.

Выбор и развитие конкретного направления образовательной политики учреждения является одним из важных вопросов, утверждаемых на педсовете.

Алгоритм методической деятельности в развитии конкретного направления начинается с выявления реального состояния методической деятельности и ее потенциала в профессиональном учреждении.

Первый шаг - изучение и разработка учебно-методической документации. Следовательно, на этом этапе необходимо изучить новую учебно-программную документацию и внести соответствующие коррективы в действующие рабочие программы с учетом развития выбранного направления профессиональной подготовки. Детально обсудить и изучить с мастерами производственного обучения перечни учебнопроизводственных, проверочных и квалификационных работ, учебно-дидактическое обеспечение учебновоспитательного процесса, программы производственной практики и т. п.

Далее рассмотреть возможности повышения качества учебно-воспитательной работы и квалификации мастеров и преподавателей:

- проведение и анализ открытых и инновационных уроков преподавателей и мастеров производственного обучения;

- организацию взаимопосещения занятий членами методической комиссии;

- обмен опытом об учебно-воспитательной работе в кураторской группе;

- коллективное обсуждение отдельных направлений совершенствования процесса производственного обучения;

- изучение методических рекомендаций по различным вопросам учебной деятельности и определение путей внедрения конкретного направления деятельности в практику работы мастеров и преподавателей;

- рассмотрение паспортов комплексного методического оснащения специализированных и типовых учебных мастерских и кабинетов;

- анализ итогов производственного обучения и разработка мер по повышению его качества;

- обсуждение хода подготовки и проведения итоговых выпускных экзаменов и т. д.

Систематическое повышение уровня квалификации педагогов и мастеров подразумевает изучение новых изданий педагогической и методической литературы, разработок учебно-методической литературы, публикаций по вопросам инноваций в профессиональном образовании, путей совершенствования производственного обучения, актуальных проблем взаимосвязи теории и практики обучения и др.

Особый интерес представляет организация смотров-конкурсов учебных мастерских, конкурсов профессионального мастерства, выставок рационализаторских предложений сотрудников и учащихся, смотров технического творчества в группах студентов, обсуждение докладов на педагогических чтениях и т.д.

От четкой организации методической работы в учебном заведении зависит целенаправленность, организованность, содержательность и результативность учебно-воспитательной работы. Поэтому в организации методической деятельности в условиях НПО и СПО необходимо учитывать требования ведущих закономерностей:

Требование научности в методической работе подразумевает опору на рекомендации педагогической и психологической науки. Для этого необходимо углубленное изучение основ теории и практики социальных процессов общества, основных нормативных документов по вопросам совершенствования образовательного процесса, анализ современных педагогических технологий, знакомство с опытом педагогов-новаторов, с научными открытиями и рационализаторскими предложениями в области учебнометодической работы.

Требование научности предполагает знание каждым педагогом психолого-педагогических основ учебно-воспитательного процесса, ведущих дидактических категорий (принципы обучения, методы, приемы, средства обучения, организационные формы и т.д.), знание индивидуально-психологических особенностей личности подростков и юношей.

Требование коллективности или коллегиальности в методической работе рассматривается как показатель эффективности организации данного вида работы в конкретном учреждении.

Реализация этого требования на практике предполагает налаживание обмена опытом между преподавателями в рамках методических мероприятий:

тематические семинары методических (цикловых) комиссий; организация методических уголков, кабинетов, выставок; обзоры научной, технической, педагогической литературы; семинары-практикумы;

педагогические чтения и научно-практические конференции;

открытые учебные занятия и воспитательные мероприятия;

взаимопосещение учебных занятий;

проведение смотров-конкурсов творческих работ;

разработка методических пособий;

наставничество молодых педагогов;

творческие отчеты отдельных преподавателей;

специальные занятия в системе повышения квалификации, например, «Школа педагогического мастерства: перспективы развития экологического компонента профессионального образования»;

выпуск «Методического бюллетеня» (например, знакомит с передовым педагогическим опытом в области экологического образования и воспитания, экологической педагогики и психологии, с опытом лучших классных руководителей в проведении воспитательных мероприятий экологической направленности).

создание электронного банка данных и налаживание обмена опытом с педагогами других учреждений через Интернет, создание сайта с освещением методической деятельности.

Требование учета индивидуальных особенностей каждого педагога при планировании и организации методической работы. К сожалению, до сих пор большая часть педагогов-специалистов начального и среднего профессионального образования не имеют педагогического образования, хотя прекрасно владеют своим предметом.

Требование конкретности и актуальности содержания методической работы. Четкая реализация этого положения обуславливает рациональность использования времени на методическую работу каждым педагогом.

Однако до сих пор существуют недостатки в организации методической деятельности, которые отражаются на развитии различных направлений учебно-воспитательной работы в учреждениях НПО и СПО.

Среди них А. Г. Казакова [1] отмечает следующие:

неконкретность постановки целей и задач методической работы;

однообразие форм и методов этой работы;

недостаточный учет особенностей и возможностей конкретных учебных заведений и преподавателей;

бессистемность;

невнимание руководства к созданию благоприятных условий для повышения квалификации и мастерства педагогов;

отсутствуют вопросы, связанные с решением проблем развития познавательной активности и самостоятельности студентов, творческих возможностей их; проблем педагогического общения; проблем оценки знаний, умений и навыков; проблема аналитических умений и навыков преподавателей;

слабая связь теории и практики в методической работе и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из условий успешности методической работы является ее обязательное планирование как в целом по учебному заведению, так и конкретно по предметным (цикловым) комиссиям, к которым относят: методическое объединение классных руководителей и комиссии по циклам предметов.

Несомненно, профессиональное самоопределение и воспитание гармонично развитой личности будущего специалиста невозможно без проведения разноплановой работы педагогом профессионального обучения. Осознание сущности, особенностей коллективной и самостоятельной методической деятельности возможно благодаря качественно налаженной работе всего педагогического коллектива учебного заведения.

Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 09-06-28616 а/В «Сопровождение личностного и профессионального самоопределения студентов».

ЛИТЕРАТУРА

1. Казакова, А.Г. Педагогика средней профессиональной школы: Метод. пособие для руководителей и преподавателей средних спец. учеб. заведений / А.Г. Казакова. - М., 2004.

2. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие / Н.Е. Эрганова. 3-е

изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Изд.-во Рос. гос. проф. -пед. ун.-та, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.