34. Timofeeva Yu. G. Method and mechanism for assessing the quality of management of a production enterprise. Diss. on the co-search of the academic degree of the Candidate of Economic Sciences. M., 2019.
35. Tikhomirov G. A. Comparison of conceptual views on quality management and quality of management / / Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2013. No. 10. pp. 26-30. URL: http://ekoncept.ru/2013/13196.htm (date of reference: 22.02.2015).
36. Ulyanov M. V. Quality management system as the basis of competitiveness in entrepreneurship. Diss. for the degree of Candidate of Economic Sciences. M., 2007.
37. Organization management: An encyclopedic dictionary. Moscow: Infra-M, 2001. 822 p.
38. Personnel management. An encyclopedic dictionary. Infra-M. 1998.
39. Tsvetkov A. N. Quality of management and management pathology. National quality concepts: integration of education, science and business: a collection of materials of the VIII scientific and Practical International Conference / edited by Doctor of Economics, prof. E. A. Gorbashko. - St. Petersburg: Kult-inform-press Publishing House, 2017. pp. 200-203
40. Shokina L. I. Assessment of the quality of company management: Textbook. Moscow: KNORUS, 2012. 344 p.
41. Quality of management. / Slavomir Vavak. THE URL. https://wawak.pl/en/content/quality-management (17 17.11.2015).
42. Jacobs J. What is good management? Published on May 26, 2011. http://joannejacobs.net/what-is-good-management/.
DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11269
А.А. Борейшо - к.э.н., ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
A. A. Boreisho - Candidate of Economics, leading Researcher at St Petersburg State University of Economics.
КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА: ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ MANAGEMENT QUALITY: EXTERNAL AND INTERNAL CERTAINTY
Аннотация. Менеджмент как носитель качества рассматривается с позиций внешней и внутренней определенности. Представлена схема, отражающая качество менеджмента как единство внешней и внутренней определенности. Подробно рассматриваются элементы внешней и внутренней определенности менеджмента как носителя качества: уровень достижения цели (результата), стиль менеджмента, институциональные соответствия (стандарты и нормы поведения), выполнение функций менеджмента, отношения между сотрудниками, условия деятельности подчиненных менеджера. Рассматриваются критерии выполнения функций менеджмента (планирование, организация, мотивирование, контроль), патологии менеджмента как параметры его качества, проявления трудового оппортунизма.
Abstract. Management as a bearer of quality is viewed from the standpoint of external and internal certainty. A diagram is presented that reflects the quality of management as a unity of external and internal certainty. The elements of external and internal certainty of management as a bearer of quality are considered in detail: the level of achievement of the goal (result), management style, institutional conformity (standards and norms of behavior), performance of management functions, relations between employees, the conditions of activity of the manager's subordinates. Criteria for the performance of management functions (planning, organization, motivation, control), pathologies of management as parameters of its quality, manifestations of labor opportunism are considered.
Ключевые слова: качество менеджмента, внешняя определенность качества менеджмента, внутренняя определенность качества менеджмента, система сбалансированных показателей, стандарты систем менеджмента, функции менеджмента, патологии менеджмента, инверсии иерархий, трудовой оппортунизм.
Keywords: management quality, external certainty of management quality, internal certainty of management quality, balanced scorecard, management system standards, management functions, management pathologies, inversion of hierarchies, labor opportunism.
Качество в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2008 определяется как степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям, то есть потребности или ожиданию, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным [5]/
Феномен качества применительно к такому виду деятельности как менеджмент (качество менеджмента) в условиях современного глобального научно-технического развития требует глубокого исследования на фоне качественных аспектов социального бытия в широком смысле. Это связано с формированием новых социальных практик, с глубокой трансформацией экономических и управленческих процессов. Иными словами, качество должно рассматриваться как широкий социокультурный феномен [12].
Философы, начиная с Гегеля, часто трактуют качество как некую сущностную определенность предмета, отделяющую его от других предметов и делающая его в определенной степени неповторимым [3 ,4, 7, 8, 9, 11, 12, 14].
При этом сущностная определенность формируется как извне (внешняя определенность), так и изнутри (внутренняя определенность) того предмета, о качестве которого идет речь.
С этой точки зрения качество менеджмента, как предмета, также должно обладать некоторой сущностной определенностью, как внешней, так и внутренней.
Исследование внешней и внутренней определенности качества менеджмента необходимы для более глубокого понимания этого управленческого феномена.
Рассуждения о внешней-внутренней определенности необходимы также, чтобы «исчерпать» категорию «качество менеджмента», которая кажется неисчерпаемой, то есть постараться как можно тщательнее ее структурировать и локализовать.
Как известно, внешняя определенность - представляет форму, свойства и отличительные признаки предмета [9], данном случае - менеджмента как вида деятельности.
Внутренняя определенность раскрывается такими понятиями, как система, функция, структура. Объединяющей характеристикой внутренней определенности предмета является целостность, придающая ему качественное многообразие [9].
Внешняя определенность менеджмента проявляется в некоторых очевидных для стороннего наблюдателя и участника управленческих отношений характеристиках. Внешний наблюдатель в состоянии оценить уровень достигнутого менеджментом результата (цели), стиль менеджмента (отношения «начальник-подчиненный»), институциональные соответствия объекта менеджмента, то есть некоторые формальные признаки, которые достаточно очевидны.
Внутренняя определенность характеризуется выполнением функций менеджмента, установлением отношений между сотрудниками (департаментализация и делегирование), условиями деятельности (материальными и социальными). Все эти характеристики не всегда очевидны для стороннего наблюдателя и связаны с системой менеджмента, структурой организации (объекта управления), функциями выполняемыми сотрудниками организации.
Внутренняя определенность менеджмента как интегральная характеристика его качества в известной мере латентна, скрыта от стороннего наблюдателя и для формирования устойчивых представлений о внутренней определенности необходимы специальные аналитические действия с глубокими социологическими и психологическими исследованиями.
На рисунке 1 приводится схема, отражающая качество менеджмента как единство внешней и внутренней определенности. И внешняя, и внутренняя определенность имеют определенную структуру и содержание.
Рисунок 1 - Качество менеджмента как единство внешней и внутренней определенности
Элементы внешней и внутренней определенности менеджмента формируют понятие «качество менеджмента» и нуждаются в некоторых пояснениях.
Уровень достижения цели (результата). Этот элемент внешней определенности менеджмента характеризуется как объективными, так и субъективными показателями.
В процессе оценки качества менеджмента возникают многочисленные нюансы в трактовке результатов и степени их достижения. Это подтверждается оттенками восприятия результата деятельности, например, акционерного общества, различными категориями стейкхолдеров: что хорошо для акционеров, и за что они готовы превозносить менеджеров компании, может быть плохо с точки зрения стратегических перспектив, а менеджеры часто бывают бессильны переломить такое восприятие акционеров.
Многочисленные дискуссии о том, как с помощью одного показателя или системы показателей оценить уровень достигнутого результата или уровень достижения цели управляемого объекта, то есть качество менеджмента, привели к формированию некоторого методологического ухищрения в виде системы сбалансированных показателей (ССП, Balanced Scorecard). Такая система может характеризовать уровень достижения цели (результата), то есть давать представление о качестве менеджмента. Если сравнить показатели ССП за определенный период с некоторой базой (предшествующий период, другая сопоставимая организация), то можно сделать вывод о качестве менеджмента (положительная или отрицательная динамика, отсутствие динамики). То есть определенность как атрибут качества по данной характеристике выражается в некоторой системе показателей.
Стиль менеджмента. Внешняя определенность менеджмента как атрибут его качества выражается в приверженности менеджмента организации некоторому преимущественному стилю управления: авторитарному, демократическому, или либеральному (клубному, попустительскому) [24]. Адекватность выбранного менеджером стиля управления управляемому объекту характеризует качество менеджмента: если стиль управления соответствует характеристикам управляемого объекта, то качество менеджмента высокое, если не соответствует, то охарактеризовать качество менеджмента как высокое нельзя. Стиль управления может характеризоваться также той или иной степенью партисипативности - участия сотрудников в управлении организацией. Партисипативность в качестве тенденции в менеджменте приобретает все большую устойчивость [19, 21, 23], поэтому степень партисипативности менеджмента также может рассматриваться как характеристика качества менеджмента.
Институциональные соответствия. Внешняя определенность как атрибут качества менеджмента может характеризоваться также степенью соблюдения институциональных соответствий. Институциональное соответствие - это соответствие определенным обычаям, порядкам, «правилам игры», принятым в обществе и/или в предпринимательской среде. Если менеджер обеспечивает институциональные соответствия, то качество его менеджмента следует считать высоким. Если менеджер ведет себя не так, как принято в той среде, к которой принадлежит объект управления (организация), то качество менеджмента следует признать низким, поскольку при таком менеджменте организация может приобрести проблемы, попасть в сложное положение или упустить выгоду.
Объектами институциональных соответствий могут быть стандарты систем менеджмента ИСО, которые фиксируют лучший опыт построения и функционирования систем менеджмента. В настоящее время существует 108 таких стандартов, регламентирующих различные стороны функционирования организаций от систем управления противодействием взяточничеству до систем управления качеством воздуха [16]. Следование стандартам может расцениваться как стремление использовать лучший управленческий опыт, что положительно характеризует менеджера и качество его менеджмента. Менеджер должен серьезно относиться к таким стандартам и четко уяснить, какие стандарты актуальны для его объекта управления, а какие могут быть проигнорированы.
Также объектами институциональных соответствий могут быть правовые нормативные акты разного рода (законы, инструкции), имеющие нормативный характер и обязательные к исполнению. Если менеджер игнорирует или нарушает нормативно-правовые акты, то уровень качества его менеджмента признать высоким нельзя.
Институциональные соответствия включают также неформальные и не нормативные правила поведения, от дресс-кода до переговоров и заключения сделок. Эти правила могут быть зафиксированы в различных конвенциях, соглашениях и кодексах и учитывают кросс-культурные отношения.
Функции менеджмента. Внутренняя определенность менеджмента как атрибут его качества характеризуется качеством выполнения менеджером общих функций менеджмента, таких как планирование, организация, мотивирование и контроль.
Определить количество и содержание функций менеджмента пытались многие зарубежные и отечественные специалисты в области менеджмента и управления социальными системами, начиная с А.Файоля [22]. В конце концов в большинстве фундаментальных учебников по менеджменту установилось представление о функциях менеджмента как о планировании (planning), включая целеполагание, организации (organizing), мотивировании (motivation) и контроле (control) [6, 13].
Представление о качестве менеджмента в контексте выполнения менеджером перечисленных функций основывается на критериях качества выполнения самих этих функций. В таблице 2 приводятся критерии качества выполнения перечисленных функций [2].
Таблица 2 - Критерии качества выполнения функций менеджмента
№ Функция Критерии качества
1 Планирование Качество целеполагания: • конкретность и измеримость целей • ориентированность целей во времени • достижимость • непротиворечивость • гибкость (возможность корректировки) • мотивированность
Качество плана:
• полнота плана
• наличие в организации единой технологии планирования
• взаимоувязанность планов структурных подразделении
• сбалансированность плана по ресурсам
• адресность плановых заданий
• наличие в организации норм и нормативов
• качество декомпозиции целей
• наличие механизма корректировки плана
• ритмичность работы (простои и авралы)
• сочетание централизации с децентрализацией планирования
2 Организация Качество департаментализации (организационной структуры): • соответствие состава структурных подразделений целям и задачам организации • наличие (отсутствие) подразделений, функции которых четко не определены • наличие (отсутствие) целей и задач организации, не закрепленных за структурными подразделениями
Качество делегирования:
• соблюдение нормы управляемости
• следование принципам соответствия
• длина скалярной цепи
• степень децентрализации управления
3 Мотивирование • сбалансированность характера вознаграждения (внешнее-внутреннее) • характер стимулирования (поощрения-наказания) • адекватность субъекта мотивирования • валентность вознаграждения • соотношение зарплаты и премии • вариативность форм вознаграждения • наличие (отсутствие) уравниловки • уровень внутреннего вознаграждения
4 Контроль • наличие эталонов и бенчмарок, формализованной нормативной базы деятельности • наличие системы организованного учета деятельности • закрепление ответственности за выполнение контроля • преимущественно внешний характер контроля • ориентация сотрудников на цель или на контроль
Отношения между сотрудниками. Внутренняя определенность менеджмента как атрибут его качества характеризуется также отношениями между сотрудниками.
Практически всеми отечественными и зарубежными специалистами признается неизбежность конфликтов в любом работающем коллективе. Качество менеджмента характеризуется не отсутствием конфликтов, а тем, насколько менеджер сумеет придать конфликту функциональный характер, сделать последствия конфликта функциональными, что выражается в повышении причастности, предрасположенности к сотрудничеству, качества принятия решений, альтернативности решений [24]. Хороший менеджер должен конфликтом управлять.
Отношения между сотрудниками характеризуются также «уровнем токсичности» в коллективе. Токсичные сотрудники создают и нагнетают негативную атмосферу, распускают нелицеприятные слухи, постоянно жалуются на жизнь, провоцируют конфликты. Все это снижает производительность труда и негативно сказывается на эффективности организации [10]. При высоком качестве менеджмента менеджер должен нейтрализовать токсичных сотрудников, не допуская развития в коллективе общей атмосферы токсичности.
Отношения между сотрудниками характеризуются также инверсиями иерархий [20]
Инверсии иерархий в менеджменте - это такие изменения в иерархической системе, при которых низший элемент приобретает в ней главенствующие свойства, формально оставаясь на прежней, подчиненной позиции. Возникает противоречие между местом (положением) элемента в иерархии и его действительной ролью в ней. Инверсии - это «неправильные» состояния иерархии. Такие состояния нарушают один из основополагающих принципов управления - принцип иерархии, что способствует нарастанию напряженно-
сти внутри организации и, скорее всего, будет способствовать снижению качества менеджмента. Инверсия -самопроизвольна (или выглядит таковой), обычно никем специально не планируется.
Если менеджер допускает инверсии иерархий или не замечает их, то это значит, что качество его менеджмента оставляет желать лучшего. То есть инверсии иерархий характеризуют качество менеджмента и формируют его внутреннюю определенность.
Условия деятельности. Внутренняя определенность менеджмента как атрибут его качества предполагает определенный уровень условий деятельности управляемого объекта. Условия деятельности, которые создает менеджер, можно разделить на материальные и социальные.
Материальные условия, в свою очередь, можно разделить на производственные и бытовые. При высоком качестве менеджмента уровень производственных условий (обеспеченность технологическим оборудованием, сырьем, инструментом, производственными помещениями с соблюдением условий труда и т.п.) соответствует стандартам или общепринятым нормам. Уровень бытовых условий также определяется нормативными документами, но по усмотрению менеджера может быть повышен сверх нормативного значения.
Социальные условия определяются уровнем патологичности менеджмента. О патологиях менеджмента в последнее время появились публикации ряда отечественных исследователей [1, 17, 25, 26], разработаны методики оценки уровня патологичности менеджмента [1].
Под патологией при этом понимаются источник стойкой неэффективности управления, связанный с организационным поведением и с пороками классической модели управления.
Все негативные явления и феномены в менеджменте можно разделить на дисфункции и патологии. Дисфункция представляет собой ошибку или неправильное с точки зрения менеджмента организации действие, которое после обнаружения может быть исправлено достаточно быстро и с минимальными затратами ресурсов.
Патология менеджмента в отличие от дисфункции для своего преодоления требует достаточно глубинных корректировок. Патология менеджмента является причиной «устойчивого целенедостижения» в организации [18].
Если говорить о патологиях менеджмента, то идентификация по линии «патология - не-патология» может проходить по следующим критериям:
• Если негативное явление представляет собой проявление недостатков господствующей парадигмы менеджмента, которая выражена постулатами классической школы менеджмента, то это, скорее всего, патология менеджмента;
• Если негативное явление в менеджменте представляет собой проявление национального, группового или профессионального менталитета, то это, скорее всего, патология менеджмента;
• Если негативное явление проявляется как противоречие между предназначением организации и ее реальным функционированием, то это, скорее всего, патология менеджмента.
Соответствие негативного явления хотя бы одному из перечисленных критериев дает основание относить его к патологиям менеджмента.
В настоящее время выявлено порядка 25 патологий менеджмента и разработаны шкалы для экспертного оценивания патологичности менеджмента организации [25].
Внутренняя определенность менеджмента характеризуется также таким явлением как трудовой оппортунизм или оппортунизм в социально-трудовых отношениях, эндогенный (возникающий внутри) по отношению к организации [15]. Слово «оппортунизм» в данном контексте используется как удобство существования на рабочем месте, когда сотрудник ведет себя так, чтобы особо не утруждаться, чувствовать себя «удобно».
Трудовой оппортунизм проявляется в следующих формах и явлениях:
• Отлынивание от работы;
• Мелкие хищения на работе;
• Использование оборудования организации в личных целях (изготовление изделий, транспортировка личного имущества, телефонные разговоры на личные темы, сидение в сети, компьютерные игры);
• «Пожирание времени» (несанкционированные перерывы в работе, разговоры с коллегами на личные темы и т.п.);
• Отказ или плохое отношение к инновациям, антиинновационное поведение.
Трудовой оппортунизм возникает в отношениях:
• собственник-менеджер;
• менеджер - рядовой сотрудник;
• собственник - рядовой сотрудник;
• собственник-собственник;
• менеджер-менеджер;
• рядовой сотрудник-рядовой сотрудник.
Основным условием для процветания трудового оппортунизма является слабость организационной культуры. При слабой организационной культуре у менеджмента наблюдается отсутствие решительности, что характеризует качество управленческой деятельности. Если менеджмент не замечает или примиряется с
проявлениями трудового оппортунизма подчиненных, то постепенно подчиненные начинают вести себя неадекватно (наглеют). Качество менеджмента снижается.
Рассмотрение управленческого феномена «качество менеджмента» с позиций внешней и внутренней определенности позволяет углубиться в его сущность и способствует структурированию качества менеджмента как объекта исследования, что формирует возможности как для формирования теоретических основ для дальнейших исследований, так и методических построений для практического использования.
Источники:
1. Азимина Е.В., Горбашко Е.А., Плешакова Е.Ю., Цветков А.Н. Методика оценки качества управления организацией // Стандарты и качество, №2. 2018. С.50-54.
2. Борейшо А.А., Цветков А.Н. Инструментарий оценки качества менеджмента по функциям управления. Вестник факультета управления СПбГЭУ (электронный журнал) Выпуск 4, 2018. С. 4-17. http://vfu.unecon. ru/vipusk4.html.
3. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в 3 т. / Г.В.Ф. Гегель. - СПб.: «Наука», 1994. - Т. 1. - 362 с.
4. Глоссарий философских терминов проекта Distapce https://terme.ru/termin/kachestvo.html (Дата обращения 10.06.21).
5. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
6. https://docs.cntd.ru/document/1200068733 (Дата обращения 11.06.21).
7. Дафт Р. Менеджмент. 10-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 20013. - 656 с.: ил.
8. Евстифеева Е.А., Филиппченкова С.И., Рассадин С.В. Экзистенциальные антиципации качества жизни. Вестник ТвГУ. Серия "ФИЛОСОФИЯ". 2016. № 4. - с. 39-45.
9. Елин А.В., Елина И.Е., Макарюк Р.Е. Эволюция понимания категории «качество» как атрибута в системах управления. https://quality.eup.ru/MATERIALY15/evalution_quality.htm (Дата обращения 10.06.21).
10. Злобина, Н. В. Философские аспекты качества : учебное пособие для аспирантов / Н. В. Злобина, В. А. Толсто-шеина. - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 80 с. - 100 экз. - ISBN 978-5-8265-1360-6.
11. Как определить токсичного сотрудника и что делать дальше? https://delegator24.ru/blog/kak-opredelit-toksichnogo-sotrudnika/ (Дата обращения 17.06.21).
12. Качество в философии и экономике. Единый стандарт. https://1cert.ru/stati/kachestvo-v-filosofii-i-ekonomike (Дата обращения 10.06.21).
13. Матронина Л.Ф. Философия качества: современные подходы. Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2012 № 182. - с. 46-51.
14. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.: Дело, 2005.
15. Никифоров А.Л., Грицанов А.А. — Качество / Гуманитарный портал: Концепты [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002-2021 (последняя редакция: 22.03.2021).
16. URL: https://gtmarket.ru/concepts/6884 (Дата обращения 10.06.21).
17. Оппортунизм в структуре социально-трудовых отношений. Монография / коллектив авторов под ред. В.И.Беляева, А.Н.Мельникова, Р.А.Самсонова. Барнаул : ИП Колмогоров И.А. (Изд-во «Концепт»), 2015. - 236 с.
18. Перечень стандартов систем менеджмента ИСО https://www.iso.org/ru/management-system-standards-list.html (Дата обращения 10.06.21).
19. Плешакова Е.Ю. Патологии менеджмента в стратегическом управлении организацией. Журнал «Формирование рыночной экономики». Спецвыпуск: «Стратегические императивы современного менеджмента». Том 1. Киев, 2012. - с. 367-377.
20. Пригожин А.И. Дезорганизация: причины, виды, преодоление / А.И.Пригожин. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 402 с.
21. Робертсон, Б. Холакратия. Революционный подход в менеджменте / Брайан Дж. Робертсон ; [пер. с англ. Е.Ряхиной]. - Москва : Эксмо, 2018. - 256 с. - (Top Business Awards).
22. Севостьянов Д. А. Инверсивный анализ в управлении: монография / Д. А. Севостьянов; Новосиб. гос. аграр. унт. - Новосибирск: ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2016. 287 с.
23. Семлер Р. Маверик. История успеха самой необычной компании в мире. М.: Добрая книга, 2007
24. Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: Центральный институт труда. - М.: Центральный институт труда, 1923.
25. Хэмел Г. Сначала увольте начальников. Harvard Business Review Россия, январь-февраль 2012. С. 42-54.
26. Цветков А. Н. Теория менеджмента : Учебник / А. Н. Цветков. - СПб. : Издательство «Лань», 2019. - 344 с. -(Учебники для вузов. Специальная литература).
27. Цветков А.Н. Неэффективность управления: источники, измерение, инструментарий / А.Н.Цветков, Е.Ю.Плешакова, Е.А.Азимина И.Г.Головцова. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. - 155 с.
28. Цветков А.Н. Качество управления и патологии менеджмента. Национальные концепции качества: интеграция образования, науки и бизнеса: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции / под редакцией д.э.н., проф. Е.А.Горбашко. - СПб.: Изд-во Культ-информ-пресс, 2017. с. 200-203. References:
1. Azimina E. V., Gorbashko E. A., Pleshakova E. Yu., Tsvetkov A. N. Methodology for assessing the quality of management of an organization / / Standards and quality, No. 2. 2018. pp.
2. 50-54. 2. Boreysho A. A., Tsvetkov A. N. Tools for assessing the quality of management by management functions. Bulletin of the Faculty of Management of SPbGEU (electronic journal) Issue 4, 2018. pp. 4-17 .http://vfu.unecon.ru /vipusk4.html.
3. Hegel G. V. F. The science of logic: in 3 volumes / G. V. F. Hegel. - St. Petersburg: "Science", 1994. - Vol. 1. - 362 p.
4. Glossary of philosophical terms of the Distapce project https://terme.ru/termin/kachestvo.html (Accessed 10.06.21).
5. GOST R ISO 9000-2008. The national standard of the Russian Federation. Quality management systems. Basic provisions and a dictionary.
6. https://docs.cntd.ru/document/1200068733 (Accessed 11.06.21).
7. Daft R. Management. 10th ed. / Translated from English-St. Petersburg: Peter, 20013 - - 656 p.: ill.
8. Evstifeeva E. A., Filippchenkova S. I., Rassadin S. V. Existential expectations of the quality of life. TvSU Bulletin. Series "PHILOSOPHY". 2016. No. 4. - pp. 39-45.
9. Elin A.V., Elina I. E., Makaryuk R. E. The evolution of the understanding of the category "quality" as an attribute in management systems. https://quality.eup.ru/MATERIALY15/evalution_quality.htm (Accessed 10.06.21).
10. Zlobina, N. V. Philosophical aspects of quality : a textbook for graduate students / N. V. Zlobina, V. A. Tolstoshe-ina. -Tambov: Publishing house of FGBOU VPO "TSTU", 2015. - 80 p - - 100 copies - ISBN 978-5-8265-1360-6.
11. How to identify a toxic employee and what to do next? https://delegator24.ru/blog/kak-opredelit-toksichnogo-sotrudnika/ (Accessed 17.06.21).
12. Quality in philosophy and economics. A single standard. https://1cert.ru/stati/kachestvo-v-filosofii-i-ekonomike (Accessed 10.06.21).
13. Matronina L. F. Philosophy of quality: modern approaches. Scientific Bulletin of the Moscow State Technical University of Civil Aviation. 2012 No. 182. - pp. 46-51.
14. Meskon M. H., Albert M., Khedouri F. Fundamentals of management. Trans. from English-M.: Delo, 2005.
15. Nikiforov A. L., Gritsanov A. A.-Quality / Humanitarian portal: Concepts [Electronic resource] / / Center for Humanitarian Technologies, 2002-2021 (last edition: 22.03.2021).
16. URL: https://gtmarket.ru/concepts/6884 (Accessed 10.06.21).
17. Opportunism in the structure of social and labor relations. Monograph / collective of authors edited by V. I. Belyaev, A. N. Melnikov, R. A. Samsonov. Barnaul: IP Kolmogorov I. A. (Publishing house "Concept"), 2015. - 236 p.
18. List of ISO Management System standards https://www.iso.org/ru/management-system-standards-list.html (Accessed 10.06.21).
19. Pleshakova E. Y. Pathologies of management in the strategic management of the organization. The journal "Formation of a market economy". Special issue: "Strategic imperatives of modern management". Volume 1. Kiev, 2012. - pp. 367-377.
20. Prigozhin A. I. Disorganization: causes, types, overcoming / A. I. Prigozhin. - M.: Alpina Business Books, 2007. 402 p.
21. Robertson, B. Holacratia. A Revolutionary Approach in Management / Brian J. Robertson ; [trans. with the English E. Ryakhina]. - Moscow: Eksmo, 2018 - - 256 p.- (Top Business Awards).
22. Sevostyanov D. A. Inverse analysis in management: monograph / D. A. Sevostyanov; Novosibirsk State Agrarian University. un-T. - Novosibirsk: IC NGAU "Golden ear", 2016. 287 p.
23. Semler R. Maverick. The success story of the most unusual company in the world. Moscow: Dobraya kniga, 2007
24. Fayol A. General and industrial management. Moscow: Central Institute of Labor. - Moscow: Central Institute of Labor, 1923.
25. Hamel G. First dismiss the bosses. Harvard Business Review Russia, January-February 2012. pp. 42-54.
26. Tsvetkov A. N. Management theory: Textbook / A. N. Tsvetkov. - St. Petersburg : Publishing House "Lan", 2019. -344 p - - (Textbooks for universities. Special literature).
27. Tsvetkov A. N. Inefficiency of management: sources, measurement, tools / A. N. Tsvetkov, E. Yu. Pleshakova, E. A. Azimina I. G. Golovtsova. - St. Petersburg: Publishing house of SPbGEU, 2017. - 155 p.
28. Tsvetkov A. N. Quality of management and management pathology. National quality concepts: integration of education, science and business: a collection of materials of the VIII International Scientific and Practical Conference / edited by Doctor of Economics, Professor E. A. Gorbashko. - St. Petersburg: Publishing house Kult-inform-press, 2017. pp. 200-203.
DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11270
М.Л. Вартанова - к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник Отдела исследования социально-демографических процессов ЕАЭС Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН), г. Москва, Россия,
M.L. Vartanova - Candidate of economic Sciences, associate Professor, leading researcher Department for research of socio-demographic processes of the EAEU Institute of demographic research of the Federal research sociological center Russian Academy of Sciences (IDIFNESC RAS), Moscow, Russia.
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ QUALITY OF LIFE AS A COMPLEX INDICATOR OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS
Аннотация. Проблемы переходного периода в России привели, на наш взгляд, к резкой смене приоритетов качества жизни. Если в советский период различия в большей мере определялись условиями жизни (доступностью и обеспеченностью базовыми услугами, благоприятностью условий проживания в регионе), то в переходный период на первый план вышли проблемы уровня жизни (низкие доходы и усилившееся неравенство), занятости (безработица), плохого состояния здоровья населения. При этом существующий уровень дохода в регионах становится не только наиболее поляризующим компонентом, но и все сильнее влияет на другие характеристики качества жизни - здоровье, долголетие, доступность базовых услуг. При выборе приоритетных компонентов для России необходимо учитывать не только методологию и опыт оценок качества жизни в зарубежных и отечественных исследованиях, большинство которых нацелено на максимально полное отражение всех компонентов качества жизни, но и конкретные условия нашей страны. Обоснование приоритетов не снимает неразрешимую проблему субъективности выбора, поэтому в работе предлагается многовариантный подход к комплексной оценке качества жизни: выбор как приоритетных для Рос-