Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА: ОПЫТ ДЕФИНИЦИЙ'

КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА: ОПЫТ ДЕФИНИЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество управления / качество менеджмента / quality of management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А А. Борейшо

Приводятся имеющиеся на настоящее время определения качества менеджмента, выполнен их содержательный анализ, выполнено деление всего массива дефиниций на кластеры в зависимости от содержания дефиниций. Показано, что в современной управленческой практике качество менеджмента очень часто отождествляется с менеджментом или управлением качеством. Все определения систематизированы как основанные на трактовках качества управления как качества системы управления и квалификации персонала, как совокупности свойств и характеристик управления, как степени соответствия некоторым требованиям и ожиданиям. Отмечается вклад отечественных исследователей в формирование дефиниций понятия «качество менеджмента». Приводится авторское определение качества менеджмента, основанное на сущностном представлении о менеджменте как сфере деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF MANAGEMENT: EXPERIENCE OF DEFINITIONS

The presently available definitions of management quality are given, their substantive analysis is carried out, the entire array of definitions is divided into clusters depending on the content of the definitions. It is shown that in modern management practice, the quality of management is very often identified with management or quality management. All definitions are systematized as based on the interpretation of the quality of management as the quality of the management system and the qualifications of personnel, as a set of properties and characteristics of management, as the degree of compliance with certain requirements and expectations. The contribution of domestic researchers to the formation of definitions of the concept of "quality of management" is noted. The author's definition of the quality of management is given, based on the essential concept of management as a field of activity.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА: ОПЫТ ДЕФИНИЦИЙ»

3. Official website of the Unified Interdepartmental Information and statistical System [Electronic resource]. - Access mode: https://www.fedstat.ru/, free.

4. The official website of the Department of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea [Electronic resource]. - Access mode: https://krsdstat.gks.ru/agriculture_kk, free.

5. Plaskova, N. S. Financial analysis of the organization's activities: textbook / N. S. Plaskova. - 2nd ed., reprint. and additional. - Moscow : INFRA-M, 2021 - 368 p.

6. Khramchenko A.A. Analysis of budget investment / Khramchenko A.A., Vakulenko A.A., Salova A.A.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 5 (40). S. 447-454.

7. Khramchenko A.A. Assessment of the structure of the dynamics of the pension system in the Russian Federation / Khramchenko A.A., Abramyan M.N., Borsuk D.A.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 4 (39). S. 440-443.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11268

А.А. Борейшо - к.э.н., ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

A. A. Boreisho - Candidate of Economics, leading Researcher at St Petersburg State University of Economics.

КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА: ОПЫТ ДЕФИНИЦИЙ QUALITY OF MANAGEMENT: EXPERIENCE OF DEFINITIONS

Аннотация. Приводятся имеющиеся на настоящее время определения качества менеджмента, выполнен их содержательный анализ, выполнено деление всего массива дефиниций на кластеры в зависимости от содержания дефиниций. Показано, что в современной управленческой практике качество менеджмента очень часто отождествляется с менеджментом или управлением качеством. Все определения систематизированы как основанные на трактовках качества управления как качества системы управления и квалификации персонала, как совокупности свойств и характеристик управления, как степени соответствия некоторым требованиям и ожиданиям. Отмечается вклад отечественных исследователей в формирование дефиниций понятия «качество менеджмента». Приводится авторское определение качества менеджмента, основанное на сущностном представлении о менеджменте как сфере деятельности.

Abstract. The presently available definitions of management quality are given, their substantive analysis is carried out, the entire array of definitions is divided into clusters depending on the content of the definitions. It is shown that in modern management practice, the quality of management is very often identified with management or quality management. All definitions are systematized as based on the interpretation of the quality of management as the quality of the management system and the qualifications of personnel, as a set of properties and characteristics of management, as the degree of compliance with certain requirements and expectations. The contribution of domestic researchers to the formation of definitions of the concept of "quality of management" is noted. The author's definition of the quality of management is given, based on the essential concept of management as a field of activity. Ключевые слова: качество управления, качество менеджмента. Key words: quality of management.

Качество менеджмента как управленческий феномен интересовало исследователей на протяжении всей истории человечества. В контексте философского осмысления государства и общества неизбежно возникали и представления о надлежащем и достойном управлении обществом и государством. Такие философы как Конфуций, Платон, Аристотель, Гегель, Макиавелли, Руссо прилагали усилия к исследованию вопросов преобладания морали перед правом, правильного и достойного ведения государственных дел, черт личности управленца (представителя государственного аппарата, поведения и культуры чиновников, выбора средств и методов управления, взаимной обусловленности управления и благоденствия людей [20]. При этом большинство философов искали лучшие, оптимальные формы и способы социального управления, то есть «озадачивались» качеством управления.

В эпоху промышленных революций и превращения капитализма в доминирующий способ экономической жизни общества возникает необходимость в качественном менеджменте как технологии обеспечении экономической результативности производства и как гарантии от социальных потрясений. То есть менеджер должен был выполнять двоякую функцию: формировать предпринимательские доходы и обеспечивать социальную гармонию в условиях напряженного трудового процесса.

Усилия мыслителей в области теории и практики менеджмента были направлены и до сих пор направлены на то, чтобы разработать условия для эффективного выполнения менеджментом этих двух основных ролей. При этом представления о качестве менеджмента как вида деятельности практически всегда оставалось имплицитным. Этот очень важный тезис об имплицитности понятия «качество менеджмента» сформулирован отечественным исследователем Е.В. Крысовой [19] и практически выражается в том, что качество менеджмента как феномен достаточно понятно, и нет необходимости тратить серьезные исследовательские усилия на четкое определение этого понятия. То есть качество менеджмента превращается в нечто само собой разумеющееся. Вместе с тем важность этого понятия для существования любой социальной системы, ориентирован-

ной на достижение цели, бесспорна, и именно поэтому корректная и адекватная дефиниция качества менеджмента имеет важное методологическое значение.

За последние годы (с начала XXI века) определенные усилия в формулировании определения качества менеджмента (управления1) сделаны в основном отечественными исследователями. Интересен «библиографический эксперимент», проведенный автором статьи с привлечением ресурсов сети. Результаты этого эксперимента приводятся в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты информационного поиска по запросам в GOOGLE

Источники Запрос в GOOGLE

Качество менеджмента организации Quality of management

Всего источников в поисковике по запросу: 410 261

Фактическое содержание точно соответствует запросу 44 6

Фактическое содержание отражает менеджмент качества (управление качеством) 348 255

Фактическое содержание находится в контексте запроса 18 -

Приведенные в таблице данные показывают, что современные исследователи и практики склонны отождествлять понятия «качество менеджмента (управления)» и понятие менеджмент качества (управление качеством). Такое направление теоретической и практической деятельности как управление качеством развернулось во второй половине ХХ века как элемент концепции TQM. И волна информационных материалов по управлению качеством, системам менеджмента качества и т.п. захлестнула само понятие «качество менеджмента», которое стали отождествлять с менеджментом качества. Иными словами, современная исследовательская среда слабо различает качество менеджмента и менеджмент качества и, более того, первичным становится не качество менеджмента, а менеджмент качества [29]. В этих условиях трудно ожидать серьезной дискуссии в области определения качества менеджмента.

Тем не менее за последние два десятилетия в отечественном научном сообществе можно отметить определенный интерес к дефинициям именно качества менеджмента, а не менеджмента качества, в том числе на уровне диссертационных работ кандидатского уровня [7,13,19,26,28,30,31,32,34, 36], монографий [3,20,22], учебных пособий [8, 40].

Аналитическое прочтение определенного информационного массива позволяет сделать определенные выводы об уровне теоретической проработки понятия «качество менеджмента». В таблице 2 приводятся определения качества менеджмента различных авторов из различных, в основном отечественных источников. Зарубежные источники по данной тематике встречаются крайне редко.

В таблице 2 все определения разделены на три кластера:

• определения, в основе которых заложено представление о качестве менеджмента (управления) как отражении степени совершенства систем управления организаций, квалификации топ-менеджмента, его потенциала и результативности в достижении целей;

• определения, основанные на представлениях о качестве менеджмента как совокупности свойств и характеристик как системы управления организацией, так и совокупного управленческого персонала;

• определения, базирующиеся на представлении о качестве менеджмента как степени соответствия некоторым требованиям или степени удовлетворения определенных потребностей.

Таблица 2 - Массив дефиниций понятия «качество менеджмента (управления)»

№ Автор, источник Что такое качество менеджмента?

1 2 3

Определения качества менеджмента (управления), ориентированные на качество системы управления и персонала

1 Вашко Т.А. [3] Эффективная система управления организацией, высокий уровень квалификации высшего и среднего управленческого звена, адекватность функционирования системы управления персоналом целям и задачам организации

2 Степанова И.П. [32] Степень развитости потенциала системы менеджмента, позволяющего организации достигать поставленных целей. Качество менеджмента наряду с эффективностью и результативностью менеджмента является одной из сторон оценки менеджмента, отражающей определенный уровень совершенства и развитости системы менеджмента относительно принятого организацией эталона

1 Автор статьи исходит из синонимичности понятий «управление» и «менеджмент» в контексте социальных и социально-экономических систем

Продолжение таблицы

1 2 3

3 Поршнев А.Г. [27] Наиболее характерными формами понятия «качество менеджмента» выступают: качество управленческого труда; качество персонала (профессионализм); качество ресурсов и потенциала управления, качество процессов управления, содержание которых определяется сферой или видом управляемой деятельности (производство, маркетинг, финансы); качество системы управления

4 Качество менеджмента Wikiznanie.ru [11] Степень развития человеческого потенциала (менеджеров высшего звена и служащих, работников), удовлетворения потребностей общества (органов государственной и муниципальной властей, социальных и общественных групп), экономических партнеров (потребителей, дилеров, поставщиков) и финансирующих сторон (акционеров, собственников, инвесторов, финансово-кредитных организаций) с помощью совокупности характеристик менеджмента

5 Качество управле-ния.[12] Это эффективная система управления организацией, высокий уровень квалификации высшего и среднего управленческого звена, адекватность функционирования системы управления персоналом целям и задачам организации

6 Управление персоналом [37] Оценка управления с точки зрения квалификации руководящего состава, обоснованности и эффективности принимаемых им решений

7 Новый англо-русский банковский и экономический словарь [24] Оценка банка или компании с точки зрения квалификации управляющих, обоснованности принимаемых решений

8 Колпаков В.М. [15 ] Состояние потенциала управления и мера его использования, отраженная в результатах (в том числе и рыночных) деятельности предприятия и его составляющих

Определения качества менеджмента (управления) как совокупности свойств и характеристик

9 Винокуров В., Винокуров А. [5] Совокупность свойств, определяющих возможность создания надлежащих условий для эффективного функционирования, развития и обеспечения конкурентоспособности предприятия путем выбора, интегрирования и комбинирования средств воздействия на определенные факторы внутренней и внешней среды

10 Винокуров В.А. [4] Совокупность свойств, присущих управлению и определяющих его состояние, возможность создавать надлежащие условия путем выбора, интегрирования и комбинирования факторов внутренней и внешней среды для обеспечения требуемой конкурентоспособности предприятия

11 Коршунова Е.А. [16] Совокупность объективно существующих свойств и характеристик системы управления предприятием, адекватно отражающих все аспекты его деятельности и обусловливающих эффективность формирования и использования потенциала роста стоимости бизнеса

12 Машкин В. [21] Некие особенности, благодаря которым различается менеджмент в разных организациях. Оценка качества менеджмента - это выделение такой особенности, измерение степени её выраженности и соотнесение с другими особенностями для получения какой-то итоговой оценки

13 Просвирина М.Е. [28] Совокупность объективно существующих свойств и характеристик системы управления предприятием, адекватно отражающих все аспекты его деятельности и обуславливающих эффективность управления развитием предприятия и его конкурентоспособность

14 Свиткин М.З. [29] Совокупность характеристик, относящихся к способности менеджмента достигать поставленных перед ним целей (определение дано исходя из понимания термина «качество», установленного МС ИСО 8402:1994)

15 Балакина Н.Г. [1] Качество управления имеет шесть ключевых характеристик: достигаемость поставленных задач, адаптация к меняющимся условиям, применение новейших технологий, соблюдение российских и международных стандартов качества, результативность, реализация синтеза интересов управляющей и управляемой подсистем

16 Солдаткин А.А. [31] Совокупность характеристик управления, обеспечивающего результат производственной деятельности, удовлетворяющий требования потребителей

17 Оценка качества управления организацией [25] Совокупность свойств, определяющих возможность создания надлежащих условий для эффективного функционирования, развития и обеспечения конкурентоспособности предприятия путем выбора, интегрирования и комбинирования средств воздействия на определенные факторы внутренней и внешней среды

18 Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru [6] Совокупность свойств систем и процессов управления организации, характеризующих их методическое и организационное совершенство, научную обоснованность, результативность

Определения качества менеджмента (управления) как степени соответствия требованиям или удовлетворения потребностей

19 Вавак Т. [41] Степень, в которой совокупность особенностей, присущих скоординированным действиям, относящимся к управлению предприятием и его руководству, удовлетворяет потребности и ожидания (установленные, общепринятые или те, выполнение которых является обязательным) предприятия, его клиентов и других заинтересованных сторон

Продолжение таблицы

1 2 3

20 Кислинская М.В. [13] Степень адекватности системы управления как совокупности процессов внешним и внутренним условиям для достижения целей предприятий путем удовлетворения потребностей потребителей

21 Конти Т. [14] Степень соответствия совокупности собственных характеристик менеджмента организации установленным требованиям. (Определение дано исходя из понимания термина «качество», установленного МС ИСО 9000:2000)

22 Управление организацией: Энциклопедический словарь [37] Характеристика соответствия поведения системы управления в конкретной ситуации; степень выживаемости организации в быстро меняющейся внутренней и внешней среде

23 Тимофеева Ю.Г. [34] Степень, с которой совокупность методов и свойств управления, используемых на предприятии, соответствует принципам и требованиям системы менеджмента качества ИСО 9001 и влияет на управляемость предприятия в целом и, в конечном итоге, на эффективность и результативность его деятельности

24 Тарский М.О.[33] Степень соответствия совокупности процессов, функций и результатов организации требованиям заинтересованных сторон, получаемых посредством управленческой деятельности, определяющих конкурентоспособность организации и устойчивость ее развития

Несколько определений оказались вне данной систематизирующей таблицы. Например, определение С.В. Михеевой, достаточно краткое, но не очень удачно сформулированное: качество менеджмента -степень достижения целей организации и сторон, заинтересованных в ее деятельности [23]. Абсолютная ориентация на достижение цели может привести менеджмент организации к этическому диссонансу, когда возникает стремление добиться цели любыми средствами. Хотя на бытовом уровне качество менеджмента чаще всего и оценивается достижением цели: достигнута цель - качество менеджмента высокое, не достигнута - низкое.

Достаточно экзотично выглядит определение качества менеджмента М.В. Смирновой [30], которая определяет его как характеристику подсистем менеджмента с позиций достижения синергетического эффекта от реализации его основных функций. Такое определение лишено практического смысла, поскольку достаточно сложно оценить синергетический эффект вообще, и его же от реализации основных функций менеджмента в частности.

В.И. Королев определяет качество менеджмента как процесс принятия компетентных решений, позволяющих предприятию адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и обеспечивать конкурентоспособность [16]. Вряд ли качество менеджмента (управления) это - процесс, скорее всего это некоторое состояние.

Особняком стоит определение, предложенное кандидатом философских наук, Е.В. Крысовой [19], которая описывает феномен качества менеджмента с различных позиций:

• как меру достижения результата;

• как совокупность свойств управляющей системы;

• как ценность и достойность управления, к которой стремится человек;

• как принцип, в соответствии с которым реализуется управленческая деятельность.

Такой исчерпывающий взгляд на столь неоднозначный и сложный управленческий феномен заслуживает высокой оценки. Определение качества управления, предлагаемое Е.В. Крысовой, выглядит следующим образом: «Качество менеджмента - это состояние управления при котором социальная система обеспечивает реализацию программ и целей деятельности, упорядочивает социальные отношения (общества, государства, групп людей), обусловленное стремлением к «качеству» как смыслообразующему и регулятив-но-целевому началу» [19]. Такое определение в наибольшей степени характеризует комплексный подход к качеству менеджмента.

Формированием дефиниций качества менеджмента занимаются в основном отечественные исследователи. Поиск в GOOGLE дает незначительные результаты. Видимо, в полной мере срабатывает упомянутый выше феномен имплицитности понятия «качество менеджмента»: что такое качество менеджмента понятно и без строгих определений.

Многообразие определений качества менеджмента дает основания полагать, что ситуация далека от того, чтобы сформировать некое нормативное определение качества менеджмента, которое было бы принято всеми или большинством исследователей.

Если обратиться к бытовому уровню восприятия качества менеджмента то в этом случае оно чаще всего оценивается фактом достижения сформулированной менеджером цели: если цель достигнута, то качество менеджмента высокое, если же цель не достигнута, то менеджер оценивается как «человек не на своем месте». Такое восприятие качества менеджмента характерно для участников скалярной цепи в принципе любой социальной системы: менеджеры всех уровней в реальных организациях оценивают друг друга именно с таких позиций, а собственные успехи или неудачи коллег становятся аргументами в статусных войнах. Иногда используется критерий затрат: какой ценой досталось достижение цели и могла бы эта цена быть менее высокой. Тогда говорят об эффективности менеджмента.

Очень часто оценить затраты забывают, находясь под впечатлением достижения цели. Затраты по достижению цели как раз и определяются качеством менеджмента, тем, насколько эффективно менеджер сможет организовать процесс достижения цели, какие условия он создаст для подчиненных, чтобы цель была достигнута.

Приведенные в таблице 2 дефиниции часто носят конъюнктурный характер и специфический контекст, когда определение жестко ориентировано на задачу исследования или тему информационного материала. Тогда, формулируя определение качества менеджмента, исследователи используют соответствующие ключевые слова: «эффективная система управления», «человеческий потенциал», «конкурентоспособность предприятия», «синтез интересов», «факторы внешней и внутренней среды», «заинтересованные стороны», «устойчивость развития».

Как было показано в таблице 2, имеющиеся дефиниции понятия «качество менеджмента» условно распределяются на три кластера.

В кластере «Качество менеджмента = качество системы управления и персонала» используются такие ключевые слова как «эффективная система управления», «высокий уровень квалификации», «потенциал системы менеджмента», «качество управленческого труда», «качество процессов управления», «человеческий потенциал», «потребности заинтересованных лиц», «цели и задачи организации», «эффективность управленческих решений», «результаты деятельности».

Кластер «Качество менеджмента = совокупность свойств и характеристик» содержательно характеризуется такими ключевыми словами как «совокупность свойств», «условия функционирования», «факторы внешней и внутренней среды», «эффективность управления», «цели и задачи организации», «ключевые характеристики», «конкурентоспособность предприятия», «синтез интересов», «условия эффективного функционирования», «методическое совершенство процессов управления».

Кластер «качество менеджмента = степень соответствия требованиям или удовлетворения потребностей» включает такие ключевые слова как «потребности и ожидания», «заинтересованные стороны», «установленные требования», «управляемость предприятия», «устойчивость развития», «конкурентоспособность организации».

С учетом использования в массиве дефиниций понятия «качество менеджмента» тех или иных ключевых слов, можно предложить авторское определение качества менеджмента, основанное на анализе существующих дефиниций и понимании менеджмента как важнейшего элемента преобразующей целесообразной деятельности людей. Менеджмент, с одной стороны, формирует цели, а с другой - условия обеспечивающие достижение этих целей. Качество менеджмента и должно определяться этими двумя моментами: целепола-ганием и формированием условий для целедостижения. Такой дуализм представляется достаточно оправданным, поскольку все многообразие действий менеджера в принципе можно свести к формированию целей и созданию условий для их достижения. Причем доминировать в деятельности менеджера должно именно создание условий. И тогда качество менеджмента можно сформулировать следующим образом:

Качество менеджмента социально-экономической системы представляет собой уровень созданных ее менеджерами условий, обеспечивающих достижение сформулированных целей, получения запланированных результатов.

Если рассуждать об оценке качества менеджмента, то основная задача будет заключаться в создании инструментария для оценки уровня тех самых условий.

Такое определение, несмотря на свою лапидарность, является достаточно ёмким. Для формирования целей, для правильного целеполагания необходимо глубокое понимание тенденций развития той сферы деятельности, в которой работает менеджер, рыночных трендов, ожидаемых изменений во внешней и внутренней среде организации. Для создания условий необходимы обширные знания и глубокое понимание человеческой природы и поведения человека как социального существа. Условия следует понимать достаточно широко: это и возможность достичь результата, и возможность добиться эффективности и устойчивости процесса, и механизмы, обеспечивающие взаимодействие.

Таким образом, сложное и важное понятие «качество менеджмента» пока не имеет нормативного или хотя бы единого определения, принятого исследовательским сообществом. Сформулированное авторское определение базируется на сущностном представлении о менеджменте как сфере деятельности, поэтому может быть положено в основу будущих дискуссий в этом направлении.

Источники:

1. Балакина Н.Г. «Качество управления» как научная категория//СЭТС/Социально-экономические и технические системы. © Камская государственная инженерно-экономическая академия (КамПИ) 2003-2006 / № 13, 2006.

2. Борейшо А.А., Цветков А.Н. Оценка качества менеджмента: комплексность подхода. Вестник факультета управления СПбГЭУ (электронный журнал) Выпуск 3 (ч. 1), 2018. С. 17-23 http://vfu.unecon.ru/vipusk3.html.

3. Вашко Т.А. Обеспечение качества управления: от теории к практике. Монография. Красноярск: Сиб. федер. унт, 2013. 114 с.

4. Винокуров В.А. Качество менеджмента - основа современной управленческой парадигмы // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. №6. С. 9-19.

5. Винокуров В.А., Винокуров А.В. Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций предприятия. // Стандарты и качество, 2005. № 12. С. 6873.

6. Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru.

7. Гукасян З.О. Формирование системы оценки качества управления на предприятии на принципах равновесия экономических интересов: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Краснодар, 2008. 195 с.

8. Злобина, Н.В. Качество управления : учебное пособие / Н.В. Злобина, К.Н. Савин, Е.В. Нижегородов. - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. - 124 с. - 50 экз. - ISBN 978-5-8265-1165-7.

9. Игольникова И.В. Оценка качества управления в современной России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/08/3645 (дата обращения: 11.01.2018).

10. Калита Т.В. Проблемы оценки качества управления предприятий // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 29. С. 79-86.

11. Качество менеджмента. Электронный ресурс http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/ (Дата обращения 02.06.21).

12. Качество управления. Электронный ресурс http://infomanagement.ru/lekciya/Kachestvo_upravlenie (Дата обращения 02.06.21).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Кислинская М.В. Оценка систем управления как инструмент повышения конкурентоспособности промышленных предприятий: диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Самара, 2011. 172 с.

14. Конти Т. Самооценка в организациях /Научное редактирование: В.А. Лапидус и М.Е. Серов. М: РИА «Стандарты и качество». 2000. 328 с.

15. Колпаков В. М. Теория и практика принятия управленческих решений: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. К.: МАУП, 2004. - 504 с.

16. Королев В.И. Качество управления предприятием: проблемы, пути повышения. Управленческие науки № 1 2017 с.69-74.

17. Коршунова Е.А. Качество менеджмента: объекты, принципы, методология оценки // Качество. Инновации. Образование, 2003. № 4. С. 26-30.

18. Котиева Ю., Быстров А., Есина А. Выбор метода и показателей для оценки качества менеджмента промышленного предприятия // РИСК (Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция). 2015. №3. С. 392-398.

19. Крысова Е.В. Феномен качества управления в социально-философском знании. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. филос. наук. Казань, 2015.

20. Крысова Е.В. Феномен качества управления: философское осмысление и актуализация в современном обществе : монография / Е. В. Крысова. - Йошкар-Ола: ПГТУ : 2016. - 163 с.

21. Машкин В. Проблема оценки качества менеджмента // Всё о качестве. Отечественные разработки. 2004. №4(31). URL. http://www.pozmetod.ru/postech/Problem_of_estimate_QM.html (дата обращения: 22.02.2015).

22. Механизм агрегированной оценки качества управления непубличными российскими компаниями с государственным участием : монография / колл. авторов; под ред. И.Ю. Беляевой, Х.П. Харчилавы. Москва : РУ-САЙНС, 2016. 146 с.

23. Михеева С.В. Некоторые аспекты оценки качества управления // Стандарты и качество. 2003. №3. С. 29-31.

24. Новый англо-русский банковский и экономический словарь. 2006.

25. Оценка качества управления в организации. Электронный ресурс https://works.doklad.ru/view/v4fY4fnjElc.html (Дата обращения 07.06.2021).

26. Патваканов С.С. Формирование системы оценки качества управления производством (на примере предприятий машиностроения): диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2008. 160 с.

27. Поршнев А.Г. Качество, результативность и эффективность менеджмента. http://www.elitarium.ru/kachestvo_ menedzhmenta/ (дата обращения 02.06.21).

28. Просвирина М.Е. Разработка методов комплексной оценки системы менеджмента качества предприятия: диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2004. - 221 с.

29. Свиткин М.З. От менеджмента качества к качеству менеджмента // Методы менеджмента качества. 2000. №4. С. 18-22.

30. Смирнова М.В. Организационный потенциал промышленного предприятия и методы его оценки с целью повышения качества менеджмента: диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург, 2006. - 180 с.

31. Солдаткин А.А. Теоретико-методологические основы повышения качества управления микроэкономической системой: дисс. канд. экономических наук: 08.00.05 - Саратов, 2006.

32. Степанова И.П. Развитие системы оценки качества менеджмента промышленного предприятия: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Саратов, 2007. 194 с.

33. Тарский М.О. Качество управления организацией: исследование определения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74229 (дата обращения: 21.05.2021).

34. Тимофеева Ю.Г. Метод и механизм оценки качества менеджмента производственного предприятия. Дисс. на соискание уч. степени канд. экон. наук. М., 2019.

35. Тихомиров Г.А. Сопоставление концептуальных взглядов на менеджмент качества и качество менеджмента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 10. С.26-30. URL: http://ekoncept.ru/2013/13196.htm (дата обращения: 22.02.2015).

36. Ульянов М.В. Система качества менеджмента как основа конкурентоспособности в предпринимательстве. Дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2007.

37. Управление организацией: Энциклопедический словарь. М: Инфра-М, 2001. 822 с.

38. Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998.

39. Цветков А.Н. Качество управления и патологии менеджмента. Национальные концепции качества: интеграция образования, науки и бизнеса: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции / под редакцией д.э.н., проф. Е.А.Горбашко. - СПб.: Изд-во Культ-информ-пресс, 2017. с. 200-203

40. Шокина Л.И. Оценка качества менеджмента компаний: Учеб. пособие. М.:КНОРУС, 2012. 344 с.

41. Quality of management. / Slawomir Wawak. URL. https://wawak.pl/en/content/quality-management (дата обращения 17.11.2015).

42. Jacobs J. What is good management? Posted on May 26, 2011. http://joannejacobs.net/what-is-good-management/. References:

1. Balakina N. G. "Quality of management" as a scientific category//SETS/Socio-economic and technical systems. © Kama State Academy of Engineering and Economics (KamPI) 2003-2006 / № 13, 2006.

2. Boreisho A. A., Tsvetkov A. N. Quality assessment of management: the complexity of the approach. Bulletin of the Faculty of Management of SPbGEU (electronic journal) Issue 3 (part 1), 2018. pp. 17-23 http://vfu.unecon.ru/vipusk3.html.

3. Vashko T. A. Quality assurance of management: from theory to practice. Monograph. Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t, 2013. 114 p.

4. Vinokurov V. A. Quality of management-the basis of the modern management paradigm // Management in Russia and abroad. 2006. No. 6. pp. 9-19.

5. Vinokurov V. A., Vinokurov A.V. Quality of management as a factor of strengthening the market positions of the enterprise. // Standards and Quality, 2005. No. 12. p. 6873.

6. Glossary of Political Science. Project www.cde.osu.ru

7. Ghukasyan Z. O. Formation of a system for assessing the quality of management at an enterprise based on the principles of balance of economic interests: dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences. Krasnodar, 2008. 195 p.

8. Zlobina, N. V. Quality of management : a textbook / N. V. Zlobina, K. N. Savin, E. V. Nizhegorodov. - Tambov: Publishing house of FSBEI HPE "TSTU", 2013. - 124 p - - 50 copies - - ISBN 978-5-8265-1165-7.

9. Igolnikova I. V. Assessment of the quality of management in modern Russia at the federal, regional and municipal levels / / Humanitarian scientific research. 2013. No. 8 [Electronic resource]. URL: http://human.snauka.ru/2013/08/3645 (accessed: 11.01.2018).

10. Kalita T. V. Problems of assessing the quality of enterprise management // Economics and modern management: theory and practice. 2013. No. 29. pp. 79-86.

11. Quality of management. Electronic resource http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/ (Accessed 02.06.21).

12. Quality of management. Electronic resource http://infomanagement.ru/lekciya/Kachestvo_upravlenie (Accessed 02.06.21).

13. Kislinskaya M. V. Assessment of management systems as a tool for improving the competitiveness of industrial enterprises: a dissertation study for the degree of Candidate of Economic Sciences. Samara, 2011. 172 p.

14. Konti T. Self-assessment in organizations /Scientific editing: V. A. Lapidus and M. E. Serov. M: RIA "Standards and Quality". 2000. 328 p.

15. Kolpakov V. M. Theory and practice of managerial decision-making: Textbook. 2nd ed., reprint. and additional documents: IAPM, 2004. - 504 p.

16. Korolev V. I. Quality of enterprise management: problems, ways to improve. Managerial sciences No. 1 2017 p

17. 69-74. 59. Korshunova E. A. Quality of management: objects, principles, methodology of assessment / / Quality. Innovations. Education, 2003. No. 4. pp. 26-30.

18. Kotieva Yu., Bystrov A., Esina A. Choosing a method and indicators for assessing the quality of management of an industrial enterprise / / RISK (Resources. Information. Supply. Competition). 2015. No. 3. pp. 392-398.

19. Krysova E. V. The phenomenon of management quality in socio-philosophical knowledge. Abstract of the diss. for the degree of Candidate of Philos. sciences'. Kazan, 2015.

20. Krysova E. V. The phenomenon of management quality: philosophical understanding and actualization in modern society: monograph / E. V. Krysova. - Yoshkar-Ola: PSTU : 2016. - 163 p.

21. Mashkin V. The problem of assessing the quality of management / / All about quality. Domestic developments. 2004. №4(31). URL. http://www.pozmetod.ru/postech/Problem_of_estimate_QM.html (accessed: 22.02.2015).

22. The mechanism of aggregated assessment of the quality of management of non-public Russian companies with state participation : monograph / call. of authors; edited by I. Yu. Belyaeva, H. P. Kharchilava. Moscow: RUSAINS, 2016. 146 p.

23. Mikheeva S. V. Some aspects of management quality assessment / / Standards and quality. 2003. No. 3. pp. 29-31.

24. New English-Russian Banking and Economic Dictionary. 2006.

25. Assessment of the quality of management in the organization. Electronic resource https://works.doklad.ru/view /v4fY4fnjElc .html (Accessed 07.06.2021).

26. Patvakanov S. S. Formation of a system for assessing the quality of production management (on the example of machinebuilding enterprises): dissertation research for the degree of Candidate of economic Sciences. Moscow, 2008. 160 p.

27. Porshnev A. G. Quality, effectiveness and efficiency of management. http://www.elitarium.ru/kachestvo_ manager/ (accessed 02.06.21).

28. Prosvirina M. E. Development of methods for a comprehensive assessment of the enterprise quality management system: dissertation research for the degree of Candidate of Economic Sciences. Moscow, 2004. - 221 p.

29. Svitkin M. Z. From quality management to quality management // Methods of quality management. 2000. No. 4. pp. 18-22.

30. Smirnova M. V. Organizational potential of an industrial enterprise and methods of its assessment in order to improve the quality of management: a dissertation study for the degree of Candidate of Economic Sciences. St. Petersburg, 2006. - 180 p.

31. Soldatkin A. A. Theoretical and methodological foundations of improving the quality of microeconomic system management: dissertation of the Candidate of Economic Sciences: 08.00.05-Saratov, 2006.

32. Stepanova I. P. Development of a system for assessing the quality of management of an industrial enterprise: a dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences. Saratov, 2007. 194 p.

33. Tarsky M. O. The quality of organization management: a study of the definition // Modern scientific research and innovations. 2016. No. 11 [Electronic resource]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74229 (date of publication: 21.05.2021).

34. Timofeeva Yu. G. Method and mechanism for assessing the quality of management of a production enterprise. Diss. on the co-search of the academic degree of the Candidate of Economic Sciences. M., 2019.

35. Tikhomirov G. A. Comparison of conceptual views on quality management and quality of management / / Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2013. No. 10. pp. 26-30. URL: http://ekoncept.ru/2013/13196.htm (date of reference: 22.02.2015).

36. Ulyanov M. V. Quality management system as the basis of competitiveness in entrepreneurship. Diss. for the degree of Candidate of Economic Sciences. M., 2007.

37. Organization management: An encyclopedic dictionary. Moscow: Infra-M, 2001. 822 p.

38. Personnel management. An encyclopedic dictionary. Infra-M. 1998.

39. Tsvetkov A. N. Quality of management and management pathology. National quality concepts: integration of education, science and business: a collection of materials of the VIII scientific and Practical International Conference / edited by Doctor of Economics, prof. E. A. Gorbashko. - St. Petersburg: Kult-inform-press Publishing House, 2017. pp. 200-203

40. Shokina L. I. Assessment of the quality of company management: Textbook. Moscow: KNORUS, 2012. 344 p.

41. Quality of management. / Slavomir Vavak. THE URL. https://wawak.pl/en/content/quality-management (17 17.11.2015).

42. Jacobs J. What is good management? Published on May 26, 2011. http://joannejacobs.net/what-is-good-management/.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11269

А.А. Борейшо - к.э.н., ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

A. A. Boreisho - Candidate of Economics, leading Researcher at St Petersburg State University of Economics.

КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА: ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ MANAGEMENT QUALITY: EXTERNAL AND INTERNAL CERTAINTY

Аннотация. Менеджмент как носитель качества рассматривается с позиций внешней и внутренней определенности. Представлена схема, отражающая качество менеджмента как единство внешней и внутренней определенности. Подробно рассматриваются элементы внешней и внутренней определенности менеджмента как носителя качества: уровень достижения цели (результата), стиль менеджмента, институциональные соответствия (стандарты и нормы поведения), выполнение функций менеджмента, отношения между сотрудниками, условия деятельности подчиненных менеджера. Рассматриваются критерии выполнения функций менеджмента (планирование, организация, мотивирование, контроль), патологии менеджмента как параметры его качества, проявления трудового оппортунизма.

Abstract. Management as a bearer of quality is viewed from the standpoint of external and internal certainty. A diagram is presented that reflects the quality of management as a unity of external and internal certainty. The elements of external and internal certainty of management as a bearer of quality are considered in detail: the level of achievement of the goal (result), management style, institutional conformity (standards and norms of behavior), performance of management functions, relations between employees, the conditions of activity of the manager's subordinates. Criteria for the performance of management functions (planning, organization, motivation, control), pathologies of management as parameters of its quality, manifestations of labor opportunism are considered.

Ключевые слова: качество менеджмента, внешняя определенность качества менеджмента, внутренняя определенность качества менеджмента, система сбалансированных показателей, стандарты систем менеджмента, функции менеджмента, патологии менеджмента, инверсии иерархий, трудовой оппортунизм.

Keywords: management quality, external certainty of management quality, internal certainty of management quality, balanced scorecard, management system standards, management functions, management pathologies, inversion of hierarchies, labor opportunism.

Качество в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2008 определяется как степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям, то есть потребности или ожиданию, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным [5]/

Феномен качества применительно к такому виду деятельности как менеджмент (качество менеджмента) в условиях современного глобального научно-технического развития требует глубокого исследования на фоне качественных аспектов социального бытия в широком смысле. Это связано с формированием новых социальных практик, с глубокой трансформацией экономических и управленческих процессов. Иными словами, качество должно рассматриваться как широкий социокультурный феномен [12].

Философы, начиная с Гегеля, часто трактуют качество как некую сущностную определенность предмета, отделяющую его от других предметов и делающая его в определенной степени неповторимым [3 ,4, 7, 8, 9, 11, 12, 14].

При этом сущностная определенность формируется как извне (внешняя определенность), так и изнутри (внутренняя определенность) того предмета, о качестве которого идет речь.

С этой точки зрения качество менеджмента, как предмета, также должно обладать некоторой сущностной определенностью, как внешней, так и внутренней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.