Научная статья на тему 'Качество как фактор конкурентоспособности продукции предприятия'

Качество как фактор конкурентоспособности продукции предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1248
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимова Камола Саидбориевна

В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции, где главное внимание уделяется качеству. Приводятся основные методы повышения качества продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество как фактор конкурентоспособности продукции предприятия»

В приведенной таблице видно в первом регрессионном уравнении коэффициент детерминации составляет 0,98 - это означает что модели зависит на 98% от переменного фактора, а остальные 2% зависят от неучтенных факторов при построении модели. Во втором и третьем регрессионных уравнениях коэффициент детерминации составляет 0,97 это означает, что модели зависят на 97% от переменного фактора, а остальные 3% зависят от неучтенных факторов при построении модели. Это также означает, что модели на 99% реалистичны. Расчетное значения Фишера выше, чем табличные, расчетное значения Стьюдента тоже выше, чем табличные значения. Что свидетельствует об адекватности построенной модели и их параметров.

Кроме того прогнозы регрессионного анализа показывает привлечённые а также осваивающиеся инвестиции в экономике увеличат объема ВВП на душу население на 1,15 раз 2020 году.

Результаты исследований показали, привлечение инвестиции в национальную экономику влияют на экономического развитию того времени но и в последующие периоды. Поэтому привлечение инвестиций в экономику страны является одним из важнейших факторов экономического развития в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Список литературы

1. УП-4947 7 февраля 2017 года. Указ Президента Республики Узбекистана «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».

2. Махмудов Н.М., Маджидов Ш.А. Инвестицияларни ташкил этиш ва молиялаштириш. Укув кулланма. Т.: ТДИУ, 2010.

3. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. // Математические методы в экономике: // Учебник. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Издательство «ДИС», 1997.

4. Елисеева И.И., Курышев С.В., Костеева Т.В. и другие // Эконометрика: Учебник. М.: Финансы и Статистика, 2007.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stat.uz/uz/statinfo/xvf-k-mtut/yig-ma-ma-lumotlar-milliy-sahifasi/286-ofytsyalnaia-statystyka-uz/r-osrd-mvf-uz/natsional-naya-stranitsa-svodnykh-dannykh-uz/2526-yig-ma-ma-lumotlar-milliy-sahifasi2017 Официальный сайт Комитета статистики РУз./ (дата обращения: 06.05.2018).

КАЧЕСТВО КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

ПРЕДПРИЯТИЯ Ибрагимова К.С.

Ибрагимова Камола Саидбориевна - ассистент, кафедра экономики промышленности, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции, где главное внимание уделяется качеству. Приводятся основные методы повышения качества продукции.

Ключевые слова: качество, конкуренция, конкурентоспособность продукции.

На современном этапе развития мировой экономики успешная деятельность предприятия, его устойчивое положение на рынке зависит от уровня конкурентоспособности предприятия, которая, в свою очередь, зависит от конкурентоспособности продукции. Конкурентоспособности предприятия и его продукции, отрасли, страны является важным условием выработки государственной политики экономической безопасности, региональной и отраслевой политики [1]. Конкурентоспособность продукции напрямую связана с двумя показателями - цена и качество.

Качество продукции - это определенная совокупность свойств товара, способная в той или иной мере удовлетворять их потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение [2].

Именно качество продукции во многом влияет на востребованность продукции со стороны потребителей, так как только качественные характеристики удовлетворяют их потребности. Поэтому при определении качества продукта следует выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя.

На данном этапе мирового развития увеличились требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. В последние годы все большее уделяют внимание выпуску продукции и товаров, которые соответствуют экологическим, эргономическим, эстетическим требованиям.

Основа экологических требований состоит в бережном и рациональном использовании ресурсов, соответствие продукции требованиям окружающей среды.

По эргономическим требованиям товар должен быть удобен в использовании, а также соответствовать:

- гигиеническим требованиям, таких как освещенность, токсичность, шум, запыленность;

-антропометрическим - это соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации

человеческого тела;

- физиологическим;

- психологическим и другим требованиям.

К эстетическим требованиям относятся такие показатели, как внешняя форма, вид продукции, ее дизайн, привлекательность, способность воздействовать на эмоции потребителя.

С постоянным ростом требований, предъявляемых к продукции, и желанием производителей быть конкурентоспособными, заставляет их постоянно искать пути и внедрять в производство методы для улучшения качества продукции.

В настоящее время выделяют три группы методов повышения качества продукции: технический; организационный и социально-экономический методы.

К техническим методам относятся:

-использование достижений науки и техники при проектировании продукции;

-внедрение инновационных технологии производства и строгое соблюдение технологической дисциплины;

-обеспечение надлежащей оснащенности производства;

- усовершенствование применяемых стандартов и технических условий и др.

К организационным методам относятся:

-внедрение современных форм и инструментов организации производства и управления;

-совершенствование контроля и развитие массового самоконтроля на всех стадиях производства продукции;

-расширение прямых хозяйственных связей между производителями и покупателями;

-обобщение и использование отечественного и зарубежного опыта в области повышения конкурентоспособности продукции.

Не меньшее значение в процессе принятия решений по улучшению качества продукции имеют социальные и экономические инструменты, включающие в себя:

- использование системы прогнозирования и планирования необходимого уровня качества изделий;

- установление приемлемых цен;

- использование мотивации для персонала предприятия, проведение кадровой политики, адаптированной к рыночным условиям хозяйствования.

На практике необходимо применять все методы в комплексе, так как они тесно связаны между собой и использование одного незамедлительно потребует дальнейших действий по закреплению полученного эффекта повышения конкурентоспособности продукции.

Подводя итоги, можно сказать, что повышение качества продукции - это фундамент для успешного функционирования предприятия. С одной стороны, качество во многом определяет имидж предприятия, с другой стороны, служит основой для удовлетворения потребностей населения и является важнейшей составляющей его конкурентоспособности. Конечно, чтобы разработать и реализовать стратегию повышения конкурентоспособности предприятия, а следовательно, и продукции, необходимо инвестиционные вложения, внедрение современных технологий, модернизация оборудования, и, как следствие, кадровое перевооружение, эффективный маркетинг, обеспечение доступности продукции для потребителей.

Только при условии наличия конкурентоспособной продукции предприятия могут выжить в условиях конкуренции и получить необходимую прибыль. Поэтому деятельность по повышению и обеспечению качества продукции в условиях рыночных отношений является приоритетной.

Список литературы

1. Таволжанская Т.А. Проблемы конкурентоспособности продукции и методы её оценки. VII

Международный молодежный форум «Образование, наука, производство». Белгород, 2015.

2. Уразакова А.М. Факторы конкурентоспособности продукции. IX Международной студенческой

научно-практической конференции «Студенческая наука XXI века». Том 2. Выпуск 2 (9).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.