Научная статья на тему 'Качество и безопасность продовольствия в Российской Федерации'

Качество и безопасность продовольствия в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котова Людмила Геннадьевна, Муравина Виолетта Александровна

В статье отражена взаимосвязь между качеством продукции и продовольственной безопасностью в РФ. Проведен анализ качества продовольственных товаров, поступивших на продовольственный рынок. Дана оценка качественного состояния продовольствия в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reflects the interrelation between quality of production and food security in the Russian Federation. There are an analysis of quality of foodstuff which has arrived on the food market and assessment of a qualitative condition of the food in Russia.

Текст научной работы на тему «Качество и безопасность продовольствия в Российской Федерации»

СМИ, привлечение их на свою сторону и использование в своих интересах, как политических, так и экономических, идейных и др.

Высшее политическое руководство страны, посредством пропаганды через печать, телевидение, радио, разъясняет народу обоснованность принятия непопулярных нормативно-правовых актов и какие последствия от их выполнения наступят для каждого гражданина, отдельной социальной группы, физических и юридических лиц и общества в целом. Важной задачей публичной власти, реализуемой через СМИ, является обоснование, раскрытие перед юридическими и физическими лицами необходимости так называемых «непопулярных» мер (повышение цен на товары и услуги, «замораживание» на какой-то период заработной платы или пенсий и т.д.).

Особенно велика роль СМИ в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации, менталитет широких слоев населения и добиться поддержки населения по реформированию тех или иных сфер жизнедеятельности общества и государства.

На вопрос о том, являются ли средства массовой информации властной структурой в российской науке, существует две точки зрения:

1) СМИ - действительно четвертая власть, хотя у них нет аппарата принуждения, но они могут активно способствовать формированию общественного мнения;

2) называть СМИ четвертой властью - ошибка. Поскольку власть означает в первую очередь ответственность. Если власть перестает быть ответственной, она перестает быть властью [1]. Телевидение и все остальные СМИ не несут той ответственности, какую несет политическая власть. И в стабильной обстановке телевидение властью быть не должно. Телевидение лишь транслирует, передает то, что реализуется властью.

В конечном итоге нельзя отрицать влияние СМИ на общественную жизнь и тех положительных функций, которые они несут: передача информации, социализация людей в обществе, изменение менталитета и т.д. Тревожит только то, что СМИ во многом зависят именно от целей общества. Поэтому человек сам для себя должен определять тот объем и источник информации, который ему интересен и полезен.

Список литературы

1. Науменко, С. В. Четвертая власть как социологическая категория / С. В. Наумен-ко. - URL: http://www.intelros.ru/2010/07/06/print:page,1,tv_naumenko_chetvertaia_ vlast_kak_sociologicheskaja_kategorija.html

УДК 338.2

КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Л. Г. Котова, В. А. Муравина

В статье отражена взаимосвязь между качеством продукции и продовольственной безопасностью в РФ. Проведен анализ качества продовольственных товаров, поступивших на продовольственный рынок. Дана оценка качественного состояния продовольствия в России.

The article reflects the interrelation between quality of production and food security in the Russian Federation. There are an analysis of quality of foodstuff which has arrived on the food market and assessment of a qualitative condition of the food in Russia.

Продовольственная безопасность страны - неотъемлемая часть ее национальной безопасности. Улучшение обеспечения населения продуктами питания представляет собой важную социально-экономическую задачу, решение которой имеет огромное значение для России. Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов.

Степень продовольственной безопасности государства зависит от базового потенциала сельскохозяйственного производства. Аграрная политика в области обеспечения продовольственной безопасности должна быть направлена на оказание помощи отечественному сельхозтоваропроизводителю с использованием стратегии аграрного протекционизма.

Количественная оценка продовольственной безопасности позволяет делать достоверное заключение о жизнедеятельности населения в целом по стране, в отдельных регионах и принимать целенаправленные действия по поддержанию продовольственной безопасности. Однако важна и качественная составляющая.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. № 917 была одобрена Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 г., важным моментом реализации которой явилось принятие большинством субъектов Российской Федерации программ, направленных на улучшение структуры питания населения региона, а также организация в 4 федеральных округах и 26 субъектах Российской Федерации центров оздоровительного питания.

За прошедшие годы отмечены улучшения в области питания населения за счет изменения структуры потребления пищевых продуктов (увеличения доли мясных и молочных продуктов, фруктов и овощей), разработано свыше 4000 пищевых продуктов, обогащается биологически ценными компонентами до 40 % продуктов детского питания, около 2 % хлебобулочных изделий и молочных продуктов, а также безалкогольных напитков.

Произошли положительные сдвиги в организации детского и диетического (лечебного и профилактического) питания, в ряде регионов значительно возросла распространенность грудного вскармливания. Налажено производство отечественных продуктов для вскармливания детей раннего возраста, в том числе адаптированных, и продуктов специального лечебного питания.

С 2008 г. в ряде субъектов Российской Федерации реализуются пилотные проекты, направленные на совершенствование системы организации школьного питания.

С 2009 г. через центры здоровья реализуются мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у населения, включая сокращение потребления алкоголя и табака, а также на снижение заболеваемости и смертности от наиболее распространенных заболеваний.

Однако в целом по России ситуация далека от идеальной.

Питание большинства взрослого населения не соответствует принципам здорового питания из-за потребления пищевых продуктов, содержащих большое количество жира животного происхождения и простых углеводов, из-за недостатка в рационе овощей и фруктов, рыбы и морепродуктов, что приводит к росту избыточной массы тела и ожирению.

Значительная часть работающего населения лишена возможности правильно питаться в рабочее время, особенно это касается малых и средних предприятий, что неблагоприятно сказывается на здоровье работающих.

Последние годы в России особую остроту приобрела проблема безопасности продуктов питания для потребителей, что связано с увеличением поступления на продовольственный рынок некачественных, фальсифицированных и опасных для здоровья продуктов.

По оценкам Национального фонда защиты прав потребителей, на мелкооптовых и продовольственных рынках до 85 % продуктов питания в той или иной степени фальсифицированы.

В 2010 г., по сравнению с 2007 г., было отмечено ухудшение качества значительной части как импортных, так и отечественных продуктов питания (табл. 1).

Таблица 1

Качество продовольственных товаров, поступивших на продовольственный рынок

Забраковано и снижено в сортности в % к общему объему

Продовольственные товары проинспектированных товаров

отечественных импортных

2010 2007 2010 2007

Мясо всех видов 11,9 8,2 26,9 53,5

Колбасные изделия и копчености 17,8 14,8 28,4 57,5

Рыба и рыбопродукты 33,5 28,5 42,6 36,2

Цельномолочная продукция 18,4 18,8 20,1 36,4

Масло животное 22,5 23,9 39,8 13,7

Сыры всех видов 26,0 21,9 28,9 27,1

Продукты детского питания 42,6 1,3 18,4 15,3

Маргарин, майонез 25,3 22,6 15,1 37,3

Масло растительное 15,9 32,5 68,1 18,1

Яйца 44,4 46,4 100,0 18,5

Кондитерские изделия 17,8 17,1 22,5 21,4

Консервы мясные и мясорастительные 23,9 62,1 28,5 71,9

Было забраковано и снижено в сортности более 30 % от общего объема проинспектированных импортных продовольственных товаров: кондитерских изделий, продуктов детского питания, сыров, колбасных изделий и копченостей, рыбы и рыбопродуктов, масла животного.

Более 40 % продуктов, продаваемых в Москве, являются фальсификатом. Чаще всего выявляются подделки растительного и сливочного масла, сгущенного молока, чая, кофе, минеральной воды, тушеной говядины, меда и кондитерских изделий.

Лидерами черного списка стали: творог, 42,5 % которого не соответствует нормативам, творожные сырки (45,5 %), творожная масса (42,1 %), развесная сметана (33,3 %), шаурма (40 %), салаты (20 %) и пирожные (18,8 %).

Половина сливочного масла, продающегося в Петербурге, - подделка. Среди образцов, выдержавших испытания, самым дешевым оказалось финское. Продукция мясоконсервных заводов на 25,5 % некачественная. Реально опасными для здоровья признаны 19 % продуктов.

Проблема качества - комплексная, многогранная, межведомственная, решаемая как на уровне конкретного товаропроизводителя, так и на уровне органов государственного управления, на законодательном уровне и т.д.

Качество и безопасность продукции во многом определяются уровнем нормативных документов (НД), систем стандартизации и сертификации. Основная гарантия безопасности продуктов питания для здоровья человека -их сертификация и стандартизация в соответствии с принятыми законодательными актами («О защите прав потребителей», «О сертификации», «О стандартизации» и др.).

Существующий фонд государственных стандартов создавался в условиях централизованной плановой экономики, в которой требования к качеству продукции определялись не рынком. При переходе к рыночным отношениям действующая система НД оказалась неадекватной новым условиям ее использования. Многие действующие стандарты устарели. Низкий уровень нормативно-технической документации (НТД), в первую очередь ГОСТов, открыл доступ для сырья с большими колебаниями качественных показателей, что служит тормозом для выработки изделий высокого качества. Так, например, в мясной промышленности из действовавших до 2010 г. около 2 тыс. нормативных документов 34 % ГОСТов, 20 % ОСТов и ТУ не содержали требований безопасности, а требования по содержанию радионуклидов отсутствуют практически во всех документах.

В настоящее время ситуация ухудшилась.

С 15 февраля 2010 г. в России отменена обязательная сертификация пищевой (включая алкоголь) продукции, остались только санитарные нормы, а сертификат соответствия ГОСТу заменен добровольной декларацией производителя.

В настоящее время почти 70 % продуктов питания выпускается даже не по ГОСТам, а по неконтролируемым ТУ, что позволяет производить некачественную пищу.

Такая ситуация может быть охарактеризована как весьма существенная угроза здоровью нации.

В определенной мере это стало следствием того, что существующая система государственного контроля и надзора за качеством пищевых продуктов не адекватна произошедшим в ходе реформирования экономики изменениям условий производства и оборота сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия.

В настоящее время, как и в дореформенный период, функции государственного контроля и надзора за качеством пищевых продуктов распылены между Государственной санитарно-эпидемиологической службой Минздрава России, Государственной ветеринарной службой Минсельхоза России, Государственной хлебной инспекцией при Правительстве Российской Федерации, Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Минэкономразвития России и органами Госстандарта России.

При этом существует необоснованное дублирование функций и сфер деятельности этих структур, что, с одной стороны, создает административные

барьеры для отечественных товаропроизводителей и в конечном итоге ведет к росту потребительских цен на продовольствие, а с другой стороны, размывает ответственность за достижение конечного результата - безопасности продуктов питания для здоровья и жизни населения.

Хотя за последние годы пересмотрено более 40 % государственных стандартов на пищевую продукцию и продовольственное сырье и методы их контроля, действует 70 стандартов общих технических условий, которые позволяют идентифицировать продукт, не ограничивая производителя в вопросах совершенствования ассортимента, в зависимости от потребностей рынка, кардинального улучшения ситуации с качеством и безопасностью продовольствия не произошло.

Почти 80 % продовольственного сырья и продукции пищевой промышленности выпускаются по отраслевым стандартам и техническим условиям, в которых изначально заложены упрощенные технологии, а получаемая продукция отличается низкими потребительскими качествами. В результате при явной избыточности контрольно-надзорных органов их влияние на безопасность продовольствия незначительно и не обеспечивает защиту законных прав и интересов потребителей.

Необходимо отметить, что эти службы в основном контролируют качество и безопасность готовой пищевой продукции. В то же время вопросам контроля над качеством исходного продукта - сельскохозяйственного сырья - не уделяется должного внимания. Современные же системы управления качеством базируются на том, что контроль не может быть эффективен после того, как продукция произведена, и должен вестись в технологическом процессе производства.

Список литературы

1. Об утверждении основ государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г. : распоряжение Правительства РФ от 25.10.2010 № 1873-р.

2. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г. : [утв. распоряжением Правительства РФ от 25.10.2010 № 1873-р].

3. Урсул, А. Д. Безопасность и устойчивое развитие: От концепций к научным дисциплинам / А. Д. Урсул // Безопасность России. Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии. - М., 2008.

4. Урсул, А. Д. Обеспечение безопасности через устойчивое развитие / А. Д. Урсул // Безопасность Евразии. - 2011. - № 1.

УДК 378.1.14

О САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. Н. Крылова, Н. В. Плетнева

В статье рассматриваются понятия «самоопределение» и «профессиональное самоопределение»; затрагивается один из важных вопросов современного общества, обосновывающий необходимость целенаправленной помощи студентам в профессиональном и личностном самоопределении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.