Научная статья на тему 'Качественный аспект продуктивности немецких разговорных глагольных единиц с приглагольными частицами'

Качественный аспект продуктивности немецких разговорных глагольных единиц с приглагольными частицами Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАГОЛЬНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК / РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА / ГЛАГОЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ / ПРОДУКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Давлатов Келдиёр Давлатович

В статье представлены результаты анализа количественной и качественной продуктивности моделей образования немецких разговорных глагольных лексем с приглагольными предложными и наречными частицами. Обобщаются и анализируются системные ограничения, влияющие на степень продуктивности и условия реализации словообразовательных моделей, выявленные в результате структурно-семантического анализа разговорных глагольных единиц немецкого языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Давлатов Келдиёр Давлатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качественный аспект продуктивности немецких разговорных глагольных единиц с приглагольными частицами»

КАЧЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ПРОДУКТИВНОСТИ НЕМЕЦКИХ РАЗГОВОРНЫХ ГЛАГОЛЬНЫХ ЕДИНИЦ С ПРИГЛАГОЛЬНЫМИ ЧАСТИЦАМИ Давлатов К.Д.

Давлатов Келдиёр Давлатович - преподаватель, кафедра иностранных языков, Ташкентский химико-технологический институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье представлены результаты анализа количественной и качественной продуктивности моделей образования немецких разговорных глагольных лексем с приглагольными предложными и наречными частицами. Обобщаются и анализируются системные ограничения, влияющие на степень продуктивности и условия реализации словообразовательных моделей, выявленные в результате структурно-семантического анализа разговорных глагольных единиц немецкого языка.

Ключевые слова: глагольное словообразование, немецкий язык, разговорная лексика, глагольные единицы, продуктивность.

Приглагольный компонент auf сохраняет внешнюю и внутреннюю соотнесенность с омонимичными предлогом и наречием. Предлог auf- развился из соответствующего наречия, что отражено в его семантике. Предлог auf- обозначает положение предмета на горизонтальной поверхности или направление его движения к поверхности (чаще горизонтальной) [Pfeifer]. Такие значения предлога auf-, как «пребывание в помещении», «участие в мероприятии» являются производными вариантами основного пространственного значения и не характерны для омонимичного приглагольного компонента. В еще большей степени метафоричными являются другие производные значения предлога: представление о горизонтальной поверхности трансформируется в представление об опоре, базе, основе, как конкретной, так и абстрактной. Таким образом формируются значения «указание на образ, способ выполнения действия», «указание на причину чувств и состояний», «указание на обстоятельства, при которых совершается действие», «указание на предыдущее действие как предпосылку», «ссылка на источник». Значение «направления в пространстве» развивается в значение «указание на цель притязания», «указание на степень или меру выполненного действия» [DUDEN, 1989, S. 150]. Так же как в случае с предлогом an-, пространственная семантика наречия auf- преобразуется во временную и проявляется в значениях «обозначение определенного промежутка времени» и «одновременность» (auf einmal), «конкретный временной пункт», «последовательность действий во времени» и «повторяемость действий во времени», «направление во времени». Временная семантика характерна и для приглагольного компонента [Ibid.].

Семантическая связь анализируемого приглагольного компонента и наречия auf выражается в наличии у них общих значений «наверх, ввысь» и «открытый, распахнутый», которые не характерны в современном немецком языке для соответствующего предлога [Ibid.].

Семантика приглагольного компонента auf- в составе проанализированных глагольных единиц: приглагольный компонент auf- реализует в разговорном словообразовании те же значения, что и в общеупотребительном [1, c. 404]. Чаще всего превербальный компонент auf- реализует следующие значения:

1. Значение перемещения в пространстве, которое отражается в семантических вариантах: а) «движение вперед», б) «движение вверх» и является основным, так как в основе других значений компонента auf- лежат указанные пространственные семы.

2. Значение «открывание», «раскрывание» также связано с представлением о движении вверх или вперед (наружу).

3. Мутативное значение «улучшения состояния»: семантические признаки движения объекта в горизонтальной или в вертикальной плоскости ассоциируются в сознании носителей языка с развитием, прогрессом и трансформируются в признаки «улучшение», «развитие», «разработка».

4. Инхоативное значение начала действия сформировалось на базе семы «открывать», переосмысленной как «начинать что-то». В. Фляйшер и И. Барц отмечают, что при реализации этого значения происходит актуализация семы «точечное, единичное действие» [2, с. 327].

5. Интенсифицирующее значение компонент auf- реализует в разговорной лексике довольно часто. Немецкие германисты, занимавшиеся изучением семантики приглагольных компонентов, подчеркивают наличие дополнительных интенсифицирующих сем при выражении отдельных значений. Словообразовательный анализ разговорно-окрашенных глагольных единиц однако показывает, что это значение может рассматриваться как самостоятельный, отдельный семантический вариант, а не только как сопутствующая другим значениям сема: aufputschen - натравливать, подзуживать; auffetzen - порвать на клочки. Анализ структуры и словообразовательного значения разговорных глагольных единиц с компонентом auf-, образованных от вербальной основы, показал, что основной словообразовательной моделью, по которой образованы эти единицы, является модель с пространственным значением и можно сделать вывод, что образование глагольных единиц с auf-отличается достаточным разнообразием с точки зрения словообразовательной семантики.

Таким образом, было выявлено шесть словообразовательных моделей разной степени продуктивности: модель с пространственным, ингрессивным, интенсифирующим, фактивным, реверсивным и результативным значениями.

Список литературы

1. Benoist, 2001. S. 146-152; Fleischer/Barz, 2012. S. 404-406.

2. Fleischer/Barz, 2012. S. 405; Khnhold, 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.