Научная статья на тему 'Качественные научно-технические сдвиги в экономике и эффективность сельскохозяйственного производства'

Качественные научно-технические сдвиги в экономике и эффективность сельскохозяйственного производства Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
642
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"НАУКА ТЕХНИКА ПРОИЗВОДСТВО" / НАУКА И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ТЕХНИКА И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / "SCIENCE TECHNOLOGY PRODUCTION" / SCIENCE AND AGRICULTURAL PRODUCTION / AGRICULTURAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Копченов Алексей Александрович, Ишанкулова Ирина Владимировна

В статье рассмотрены генезис, логика развития, современные модели соотношения науки и производства. Сделаны выводы о степени воздействия науки и техники на сельскохозяйственное производство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Копченов Алексей Александрович, Ишанкулова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITATIVE SCIENTIFIC AND TECHNICAL CHANGES IN ECONOMICS AND EFFICIENCY OF AGRICULTURAL PRODUCTION

The problems of genesis, development logic, modern models of science and production relations are considered in the article. The inferences on the level of science and technology impact on agricultural production have been made.

Текст научной работы на тему «Качественные научно-технические сдвиги в экономике и эффективность сельскохозяйственного производства»

Качественные научно-технические сдвиги в экономике и эффективность сельскохозяйственного производства

А.А. Копченов, д.э.н., профессор, И.В. Ишанкулова,

ассистент, Челябинская ГАХА

В условиях рыночной экономики понятие «техника» представляет собой особый экономический интерес с точки зрения оптимизации производственного процесса. Среди учёных нет единого мнения о времени возникновения науки, техники, в соответствии с этим отсутствует чёткое представление о соотношении науки, техники и экономики (производства). Учитывая разнообразие подходов к решению данного вопроса, целью исследования выступает определение связи между развитием науки, техники и производством. Задачи исследования — определить интервал времени зарождения техники и выявить её роль в развитии науки и производственной деятельности человека.

Вплоть до промышленной революции, появления капитализма техника оставалась неизменной и рассматривалась как данное в теоретическом отношении. Необходимость теории стала проявляться тогда, когда сознательно вводились сложные процедуры для достижения определенных целей посредством механических, электрических или химических процессов в противоположность ремеслу [1].

В научной среде выделяют четыре основные модели соотношения науки и техники, но наиболее адекватной и распространённой является эволюционная модель. Первым её предложил К. Маркс, который рассматривал развитие техники в тесной связи с деятельностью человека, указывал на связь техники с наукой.

Среди отечественных учёных-современников, развивающих теорию К. Маркса об эволюции техники по спирали через определённые промежутки времени в соответствии с накопленным уровнем достижений науки и техники, выделяются А.И. Анчишкин, Ю.В. Яковец и др. [2, 3]. В таблице 1 представлена качественная составляющая в развитии техники в результате научно-технических революций, дополненная с учётом последних технологических изменений, происходящих на рубеже ХХ—ХХ1 веков. Выделен четвёртый этап, характеризующийся накоплением качественных изменений в развитии техники и технологий, который в дальнейшем может явиться основой для новой периодизации.

Первый период отличался отсутствием кардинальных изменений в сельском хозяйстве России.

В середине XVIII в. урожайность зерновых по сравнению со странами, использующими машин-

ный труд, была в 2—4 раза ниже [4]. С началом первой промышленной революции в сельском хозяйстве России не произошло массового перехода к использованию сельскохозяйственных машин с механическим приводом: такая техника была недоступна для мелкого крестьянского хозяйства. В России примитивные орудия труда в силу их дешевизны сохранились еще на десятки лет; почти все работы производились вручную (до 34% хозяйств). К основным факторам, сдерживающим процесс усовершенствования сельскохозяйственной техники, относились также феодально-крепостнический строй в стране, бедность и безземелье крестьян, тощий скот (в том числе тягловый), неготовность помещиков вкладывать средства в рисковую отрасль. Основной прирост товарности сельхозпродукции осуществлялся на основе экстенсивного земледелия и вовлечения в оборот новых, ранее не использованных земель, а также за счёт природных запасов питательных веществ в почве [5].

Сравнительная характеристика последующих периодов научно-технических сдвигов в сельском хозяйстве России представлена в таблице 2. Нами использованы усреднённые данные, взятые из различных источников за отдельные годы в указанных временных интервалах. В таблице 2 временные рамки второго периода сужены.

За начало отсчёта принято появление первых двигателей внутреннего сгорания и тракторов, вначале в США (1907), затем и в России (1911).

В дореволюционной России энергетическая мощность сельского хозяйства составляла 23,9 млн. л.с., механической — чуть меньше 1%. Энерговооружённость крестьянских хозяйств до 1917 г. не превышала 0,5 л.с. на одного работника, энергообеспеченность составляла 20,0 л.с. [6]. На протяжении второй половины XIX в. наивысшая урожайность зерна достигалась в чернозёмных губерниях России (на 6—21% выше, чем в нечернозёмных) [7]. Именно в этих губерниях крестьяне лучше были оснащены плугами, сеялками, молотилками, косилками. Низкая оснащённость техникой нечернозёмной части страны объяснялась как почвенноклиматическими особенностями этой зоны, так и уровнем бедности крестьян.

В конце XIX в. зарождаются процессы совершенствования сельскохозяйственной техники в России, когда появились опытные станции, учебные заведения. Но этот процесс протекал медленно: число помещиков, применявших

1. Качественные научно-технические сдвиги

Элементы научно- технического прогресса Периоды концентрации качественных сдвигов в экономике

Конец XVIII -начало XIX в. (первая промышленная революция) Последняя треть XIX - начало XX в. (вторая промышленная революция) Середина XX в. (третья промышленная революция - научнотехническая революция) Конец XX - начало XXI в. (период накопления качественных сдвигов в рамках фазы НТР)

Орудия и средства труда Возникновение машинного производства Охват машинным производством основных рабочих процессов; массовое производство машин на машинной основе Формирование систем машин, комплексная механизация, автоматизация производства Развитие наукоемких технологий, в том числе и в производстве средств труда, индивидуализация средств труда

Двигательная сила и энергия Паровая машина Производство электроэнергии, электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания Электрификация производства, атомный реактор, реактивный двигатель Переход на энергосберегающие технологии и возобновляемые источники энергии

Предметы труда Массовое производство железа, чугуна Массовое производство стали Качественная металлургия, массовое производство алюминия и пластмасс Производство композиционных материалов, наноматериалов

Сельское хозяйство и продукты питания Возникновение научных систем земледелия, селекция растений и животных Механизация сельского хозяйства, минеральные удобрения Комплексная механизация и химизация, микробиология, начало регулирования биологических процессов Генная инженерия, экологизация сельскохозяйственного производства, адаптация систем машин к живым организмам

Формы организации науки Индивидуальная научная деятельность Возникновение специализированного научного труда Превращение науки в индустрию знаний, в отрасль народного хозяйства Дифференциация форм организации науки в соответствии с запросами общества и экономическими ресурсами

Образование Распространение грамотности и возникновение профессионального обучения Массовое общее и специальное образование Значительное (в несколько раз) повышение среднего уровня образования, быстрое развитие высшего образования Индивидуализация образования в соответствии с запросами индивида, поддержание необходимого уровня квалификации в течение всей трудовой деятельности

Характер труда Преимущественно физический Соотношение физического и интеллектуального Преимущественно интеллектуальный Оптимизация сочетания различных видов труда, в том числе и выполняемого одним человеком

передовую технику, составляло 3—5% от общего их числа [7]. Голод, бедность крестьян и дешевизна примитивных орудий труда не позволяли перенимать новые приёмы сельского хозяйства у помещиков.

В 20-е гг. XX в. был принят курс на кооперацию, в том числе в совместном приобретении и использовании техники. На смену сохе пришёл плуг: в 1928 г. сохой обработано лишь 10% пашни. Конные машины не использовались, поскольку считались нерентабельными в хозяйстве среднего крестьянина. Трактор стал главным звеном перехода от ручного труда к механизированному, но был недоступен обычному крестьянину. К началу коллективизации (1928 г.) в стране насчитывалось 25 тыс. тракторов, не хватало и более примитивной техники в хозяйствах; к началу первой пятилетки тракторами обрабатывалось 22% пашни, к концу — 50—60%. Только к началу войны тракторы стали главным средством производства на полях, а ручной труд продолжал существовать.

Тем не менее, материально-техническая база ещё не была сформирована [8].

Третий период охватывает три этапа: довоенное, военное и послевоенное время. Сельское хозяйство пострадало в результате войны больше, чем промышленность: к концу войны страна получила лишь 54% довоенного количества сельскохозяйственной продукции. Сократились размеры посевных площадей (на 47%), наблюдался острый дефицит машин, трудовых ресурсов.

Довоенный уровень производства восстановили лишь в первой половине 1950-х гг. В это время были достигнуты успехи в механизации сельского хозяйства пока только основных полевых работ: к началу 50-х гг. число тракторов увеличилось в 2 раза, зерноуборочных комбайнов — в 2,5 раза. Но лишь после того, как МТС были реорганизованы в РТС, технические базы, техника была продана колхозам.

Сельское хозяйство продолжало оставаться отсталой отраслью народного хозяйства страны.

2. Основные экономические показатели развития зернопроизводства по периодам качественных научно-технических сдвигов в экономике

Период Производство зерна, млн. т Мощность двигателей, л.с. Обеспеченность с.-х. техникой, тыс. шт. Производство с.-х. техники, тыс. шт.

Т1 ЗУК2 Т ЗУК Т ЗУК

Второй 59,55 15,20 5,79 351,49 150,25 10,32 3,17

Третий 129,02 69,60 21,48 1182,19 427,24 200,41 66,97

Четвёртый 75,08 260-370 250-300 671,91 182,56 12,85 5,67

1 тракторы;

2 зерноуборочные комбайны.

В последние годы был осуществлен последний шаг в сторону экстенсивного развития сельского хозяйства — освоение целинных земель.

В 60-е гг. XX в. поставленная государством задача интенсификации сельскохозяйственного производства не была реализована в полной мере, а сельское хозяйство оставалось малоэффективным.

Тем не менее, пусть медленно, но повышался технический уровень сельскохозяйственного производства. Последний период научно-технических сдвигов характеризуется массовой интенсификацией производства, ресурсосбережением; труд всё в большей степени автоматизируется, повышается его производительность, высвобождается всё большая часть занятых. На смену устаревшей технике приходят комбинированные энергонасыщенные машины, которые позволяют осуществлять за один проход несколько операций одновременно. Начало этого периода совпало по времени с началом экономических реформ в России. В первые их годы наблюдался резкий спад объёмов производства сельскохозяйственной продукции, сопровождаемый сокращением технической оснащённости.

Несмотря на то, что до 80% парка сельхозмашин и тракторов отработали нормативный срок, в целом технический уровень сельскохозяйственного производства в последние годы неуклонно повышался. Остановлен спад в производстве животноводческой продукции, растёт производство продукции растениеводства. Поставки энергонасыщенных тракторов и самоходных сельхозмашин позволяют не только компенсировать выбытие морально устаревшей техники и работников, но и обеспечить рост производительности труда, урожайности, объёмов сельскохозяйственного производства. Мощность поставляемых в настоящее время сельскому хозяйству Челябинской области тракторов составляет 33,5—428,0 л.с., зерноуборочных комбайнов — 145—400 л.с., что вдвое выше показателей двадцатилетней давности. В таблице 3 представлен корреляционный анализ зависимости конечных результатов производственной деятельности сельскохозяйственных

районов Челябинской области от наличия в них технических ресурсов (табл. 3).

Из таблицы 3 видно, что коэффициент корреляции между результативностью производственной деятельности сельскохозяйственных районов и суммарной обеспеченностью их тракторами ниже по сравнению с их обеспеченностью в зависимости от мощности сельхозтехники. Основной причиной этого является преобладание тракторов мощностью 35—65 л.с. Наблюдается тесная связь между результативностью сельскохозяйственного производства и обеспеченностью сельхозрайонов энергонасыщенными тракторами мощностью свыше 110 л.с. (Я2 = 0,72—0,83).

Таким образом, основным источником повышения эффективности сельскохозяйственного производства выступают тракторы с высоким уровнем энергетической мощности. Требуется определение оптимального размера технических ресурсов по уровню мощности в парке сельскохозяйственных машин.

Результаты произведенной деятельности определяются энергетической мощностью сельскохозяйственной техники. Современная техника оснащена не только средствами контроля технологического процесса, но и навигационным оборудованием, вычислительными

3. Корреляция между техническими ресурсами и результативностью производства и реализации зерновых сельскохозяйственных районов Челябинской области, 2007 г.

Показатель Валовой сбор, тыс. т Выручка, млн. руб. Прибыль, млн. руб.

Тракторы, ед. 0,69 0,64 0,45

до 35 л.с. 0,21 0,16 0,16

35-65 л.с. 0,64 0,63 0,56

66-110 л.с. 0,26 0,28 0,25

111-250 л.с. 0,81 0,83 0,75

свыше 250 л.с. 0,81 0,82 0,76

Комбайны, ед. 0,73 0,79 0,74

Энергетические мощности, тыс. л.с. тракторов 0,77 0,80 0,76

зерноуборочных комбайнов 0,79 0,83 0,83

устройствами, позволяющими осуществлять технологический процесс в соответствии с почвенными и биологическими особенностями на каждом участке поля.

Приведённый анализ позволяет сделать обобщающие выводы.

1. Соотношение между развитием техники, науки и производством не совпадает во времени. Орудия труда развивались соответственно развитию потребностей человека, время совершенствования техники совпадает с потребностью в увеличении объёмов производства и облегчении трудовых процессов. По мере развития техники наблюдается сокращение промежутков времени между научными революциями.

2. Периодизация развития науки в общих чертах соответствует периодизации развития техники. Так же, как техника получает своё развитие путём передачи, опредмечивания в материале природы трудовых функций человека, так и научное знание возникает и развивается путём его передачи от одной цивилизации к другой в системах понятий, категорий, законов.

3. В сельском хозяйстве России в настоящее время происходит четвёртый этап технического

развития, характеризующийся не только ростом энерговооруженности труда, но и усложнением трудовых функций, интеллектуализацией трудовых операций, индивидуализацией воздействия на растения и животных.

4. Определяющее значение в результатах производственно-хозяйственной деятельности имеет энергонасыщенная сельскохозяйственная техника. Расчёты показали необходимость модернизации парка основных её видов в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

Литература

1. Философия техники б ФРГ: пер. с нем. и англ./составл. и предисл. Ц.Г. Арзаканяна и В.Г. Горохова. М.: Прогресс, 1989. 528 с.

2. Анчишкин А.И. Наука — техника — экономика. М.: Экономика, 1986. 384 с.

3. Яковец Ю.В. Закономерности НТП и их планомерное использование. М.: Экономика, 1984. 240 с.

4. Кудров В.М. Национальная экономика России. М.: Дело, 2007. 544 с.

5. Скорняков С-.М. От шумеров до наших дней. М.: Россель-хозиздат, 1977. 271 с.

6. Виргинский B.C. Очерки истории науки и техники XVI—XIX веков (до 70-х гг. XIX в.). М.: Просвещение, 1984. 287 с.

7. Дружинин Н.М. Избранные труды: Социально-экономическая история России. М.: Наука, 1987. 421 с.

8. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России. М.: Палеотип: Логос, 2004. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.