Научная статья на тему 'Качественное развитие речевых умений (аудирования и письменной речи) на базе требований государственного стандарта общего образования'

Качественное развитие речевых умений (аудирования и письменной речи) на базе требований государственного стандарта общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИРОВАНИЕ / КОНСПЕКТИРОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ЛЕКЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ТРЕБОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ КОМПЛЕКСНЫХ УМЕНИЙ / LISTENING / WRITING / LECTURE NOTE-TAKING / STATE EDUCATIONAL STANDARD / REQUIREMENTS / DEVELOPMENT OF COMPLEX SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Михаил Викторович

В работе рассмотрены основные характеристики умений аудирования и письма, а также выделены трудности при аудировании и конспектировании учебной лекции, с которыми сталкивается обучающийся. Рассмотрен государственный образовательный стандарт и на его основе выделены необходимые требования для качественного развития вышеуказанных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Qualitative development of communicative skills (listening comprehension and writing) on the basis of the Russian National Foreign Language standards

The article touches upon the analysis of the basic characteristics of such speaking skills as listening and writing. The difficulties of the lecture notetaking process are being pointed out and the state educational standard is being analyzed. On the base of the Russian National Foreign Language standards for developing above mentioned skills are being suggested.

Текст научной работы на тему «Качественное развитие речевых умений (аудирования и письменной речи) на базе требований государственного стандарта общего образования»

УДК 373.167.1

КАЧЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ

(АУДИРОВАНИЯ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ) НА БАЗЕ ТРЕБОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© М.В. Кузнецов

В работе рассмотрены основные характеристики умений аудирования и письма, а также выделены трудности при аудировании и конспектировании учебной лекции, с которыми сталкивается обучающийся. Рассмотрен государственный образовательный стандарт и на его основе выделены необходимые требования для качественного развития вышеуказанных умений.

Ключевые слова: аудирование; конспектирование; учебная лекция; государственный образовательный стандарт; требования; развитие комплексных умений.

Постановка требований к развитию тех или иных видов речевой деятельности (по иностранному языку) базируется на результатах исследования каждого из четырех видов речевой деятельности. Основными видами речевой деятельности являются: аудирование или слушание, говорение, письменная речь (письмо) и чтение. Аудирование и конспектирование учебной лекции может объединять в себе все эти виды речевой деятельности, начиная от говорения (лектор, докладчик), заканчивая чтением, когда школьник или студент самостоятельно работает над материалом услышанной и законспектированной им лекции для дальнейшего использования в подготовке к практическим (семинарским) занятиям или сдаче зачета (экзамена).

Известно, что основным видом речевой деятельности при изучении как родного языка, так и иностранных языков является говорение. Свидетельством тому служат многочисленные работы, посвященные рассмотрению видов речевой деятельности, таких методистов, как: Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов, М.В. Ляховицкий и др. Однако положительный результат в общении достигается не только с помощью говорения, но и с помощью аудирования - П. Ур, Дж. Браун, Г. Юле и др. В контексте аудирования и конспектирования учебной лекции, характеристики «письменной речи» представлены в меньшей степени, по сравнению с характеристиками «аудирования». Основанием для этого является, своего рода, «механический» характер письменной речи, т. е. конспектирование. Одно из определений письменной речи: «относительно самостоятельный вид речевой деятельности, направленной на выражение

мыслей в письменной форме... сложная творческая деятельность, имеющая в качестве способа иноязычного общения значительно меньшее распространение, чем устная речь» [1]. При аудиорвании и конспектировании учебной лекции не стоит опускать когнитивные процессы, которые происходят в сознании реципиента, т. е. слушающего. Слушающий не только записывает информацию, но и анализирует и синтезирует ее, выражает собственное отношение к услышанному материалу, интерпретирует слова говорящего своими собственными структурами слов и выражений и т. д. Поэтому конспектирование в данном контексте имеет более широкий смысл и развернутое значение. Что же касается аудирования, то оно является составной частью процесса общения и включает, условно, три этапа [2]:

- этап побуждения и мотивации слушающего, а также первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки;

- этап аналитико-синтетической или смысловой интерпретации;

- этап принятия решения на основе анализа и синтеза.

В условиях проведения учебной лекции следует отметить еще несколько этапов:

- этап, который предшествует первому из приведенных выше этапов - это прогнозирование материла лекции или доклада;

- этап фиксации поступающей информации в графическом виде (письменно, с помощью схем, символов и т. д.);

- этап переработки и дополнения услышанной информации с целью ее дальнейшего качественного усвоения;

- этап критического восприятия информации (собственное отношение к докладу);

- этап повторного воспроизведения зафиксированной информации в период подготовки и сдачи зачета или экзамена по какой-либо специальности.

Таким образом, аудирование и конспектирование учебной лекции требует более детального алгоритма действий. Многоэтапная структура аудирования позволяет более качественно усваивать информацию.

Ученые обнаружили существенный разрыв между количеством информации, высказанной диктором, оратором, участником обычного разговора, и количеством информации, воспринятой слушателями. Экспериментально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25 %-го уровня эффективности за 10 минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник. При аудировании лекции скорость подачи информации, как правило, снижается, как отмечает Ральф Дж. Николс [3]. Средняя скорость говорения у человека составляет приблизительно 125 слов в минуту. Лектор снижает скорость речи до 100 слов в минуту. Проблема состоит в том, что человек способен мысленно «продумывать» 400-500 слов в минуту (конечно, это условная цифра), поэтому разница между скоростью речи лектора и скоростью «продумывания» информации слушающим очень велика. Это ведет к ложному ощущению того, что реципиент сможет с легкостью понять и законспектировать необходимую для него информацию. Причиной такого разрыва является ряд типичных недостатков аудирования:

1) бездумное восприятие, когда звучащая речь является лишь фоном для какой-либо деятельности;

2) обрывочное восприятие, когда интерпретируются лишь отдельные части звучащей речи;

3) узость восприятия, т.е. неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности [3, р. 71-84].

Существуют четыре фактора, обусловливающие трудности восприятия информации на иностранном языке, которые были отмечены английскими методистами Г. Брауном и Г. Юле [4]:

1) «фактор говорящего - количество говорящих; скорость произношения; наличие акцента;

2) фактор слушающего - активный участник или пассивный реципиент; положительная или отрицательная мотивация; разная глубина и точность проникновения в содержание информации;

3) фактор текста - лексическая, грамматическая и информационная сложность; наличие в поступающей информации экстра-лингвистических реалий;

4) фактор визуальной поддержки - наличие / отсутствие визуальной поддержки; возможные рисунки, диаграммы, карты.

В период современного развития методологии к 4-му фактору могут быть отнесены мультимедийные проекторы, с помощью которых проводят презентации, видеоконференции и др.» [4].

Следует также представить еще некоторые факторы, которые могут повлиять на восприятие поступающей информации:

5) фактор эмоционального состояния участников лекции:

- положительное эмоциональное состояние лектора или реципиента;

- отрицательное эмоциональное состояние лектора или реципиента.

Эмоции, положительного или отрицательного характера, влияют на мотивацию участников лекции, в свою очередь, это становится причиной либо активного, либо пассивного усвоения материала лекции;

6) фактор сформированности коммуникативных умений и навыков:

- низкий уровень - способность воспринять лишь некоторый материал лекции без какого-либо рода фиксирования информации;

- средний уровень - способность воспринимать основную информацию лекции с последующим ее частичным фиксированием;

- высокий уровень - полное понимание и восприятие информации лекции с фиксированием основных идей, терминологического материала, а также возможность последующего воспроизведения услышанной информации.

Итак, государственный образовательный стандарт является основным документом, на базе которого проводится подготовка учащихся на различных этапах обучения. В су-

ществующем на данный момент государственном стандарте среднего (полного) общего образования по иностранному языку выделены основные требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать выпускник средней школы. А также выделены основные требования к обязательному минимуму образовательных программ и языковых знаний и навыков. В данной статье ставится задача - дополнить государственный образовательный стандарт требованиями к комплексным умениям аудирования и письменной речи выпускника средней школы в условиях проведения учебной лекции. Ниже рассмотрим представленные в государственном образовательном стандарте требования к вышеупомянутым умениям более подробно.

Среднее общее образование. Базовый уровень 10-11 классы.

Аудирование:

- относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения;

- понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения;

- отделять главную информацию от второстепенной;

- выявлять наиболее значимые факты, определять свое отношение к ним.

Письменная речь:

- писать личное письмо, заполнять анкеты, формуляры различного вида;

- излагать сведения о себе в форме, принятой в стране / странах изучаемого языка (автобиография / резюме);

- составлять план, тезисы устно -го/письменного сообщения, в т. ч. на основе выписок из текста;

- расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их;

- рассказывать об отдельных фактах / событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства;

- описывать свои планы на будущее.

Среднее общее образование. Профильный уровень 10-11 классы.

Аудирование:

- понимать относительно полно (общий смысл) высказывание на изучаемом иностранном языке в различных ситуациях общения;

- понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов познавательного характера на темы, связанные с личными интересами или с выбранным профилем, выборочно извлекать из них необходимую информацию;

- определять тему, выделять факты / примеры в соответствии с поставленным вопросом / проблемой;

- обобщать содержащуюся в тексте информацию;

- оценивать важность / новизну информации, передавать свое отношение к ней.

Письменная речь:

- описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера;

- заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране / странах изучаемого языка;

- составлять письменные материалы, необходимые для презентации результатов проектной деятельности;

- описывать события / факты / явления, сообщать / запрашивать информацию, выражать собственное мнение / суждение, кратко передавать содержание несложного текста;

- фиксировать необходимую информацию из прочитанного / прослушанного / увиденного;

- составлять тезисы или развернутый план выступления;

- обобщать информацию, полученную из разных источников, в т. ч. в русле выбранного профиля [5].

Как видно из вышеперечисленных требований, они частично отражают наличие у выпускника средней общеобразовательной школы комплексных умений аудирования и конспектирования учебной лекции. Это обусловлено тем, что в учебном плане не предположено наличие лекций, а также занятий, направленных на формирование соответствующих навыков. При аудировании и конспектировании академической лекции выпускник сталкивается с рядом трудностей, которые были описаны выше. Данная проблема связана с тем, что в средних общеобразовательных учреждениях России, в подавляю-

щем их большинстве, нет специальных методик по обучению вышеупомянутым умениям. Соответствующие требования к развитию умений аудирования и письменной речи также отсутствуют в государственном образовательном стандарте. Причем данный процесс включает в себя не только развитие аудитивных навыков и навыков письменной речи, но и развитие логического мышления, способности анализировать и синтезировать поступающую информацию. Представленные требования к умениям аудирования и письменной речи охватывают два этапа обучения: «Среднее общее образование. Базовый уровень (10-11 классы)» и «Среднее общее образование. Профильный уровень (10-11 классы)». Начальное образование по иностранному языку (2-4 классы) не было принято во внимание в силу низкого и недостаточного уровня знаний, умений и навыков, которыми обладают обучающиеся на данном этапе для выполнения такого рода заданий, как аудирование и конспектирование учебной лекции. Школьники, находящиеся на общем уровне образования (5-9 классы), также не имеют необходимого комплекса знаний, умений и навыков.

Итак, перейдем к анализу некоторых пунктов требований к аудированию и письменной речи государственного образовательного стандарта. С одной стороны, аудирование является основным видом речевой деятельности при прослушивании учебной лекции. С другой стороны, можно сказать, что и говорение является первым и основным видом речевой деятельности, если взять за точку референции лектора. Но в данной статье делается акцент на обучении слушающего или реципиента и, соответственно, аудирование выделяется как основной вид речевой деятельности при прослушивании учебной лекции. В перечисленных требованиях государственного образовательного стандарта видно, что как при аудировании, так и при письменной речи соблюдаются определенные требования к развитию данных умений. Все эти требования являются необходимыми для выполнения соответствующих заданий на аудирование, например, различных аудио-и видеотекстов: прагматических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения. Но, к со-

жалению, эти требования не могут предоставить возможность в полной мере выполнять задания на аудирование и конспектирование учебной лекции, т. к. для этого необходимо добавить еще ряд требований, опираясь на представленные выше характеристики речевых умений. В частности, абитуриенту необходимо уметь:

1) прогнозировать возможную тематику поступающей информации;

2) анализировать содержание, слушать критически, т. е. иметь возможность в последующем дополнить пропущенную информацию и выразить собственную точку зрения к материалу;

3) оперативно конспектировать необходимую и важную информацию;

4) развивать способность трансформации и упрощения структуры некоторых предложений от сложных к простым;

5) фокусировать внимание на поступающей информации;

6) распознавать терминологический материал в поступающей информации;

7) развивать технику быстрого конспектирования с использованием различного рода сокращений, аббревиатур, символов и т. д.

Следует отметить, что пункт 2 касается не только учебной лекции, но и различного рода интервью, статистического опроса (в меньшей степени). Как справедливо отметил П.В. Сысоев, при контроле аудитивных умений аудирование рассматривается дискретно от других видов речевой деятельности [6], что влечет за собой неполноценный контроль над комплексными умениями аудирования и конспектирования учебной лекции. Такие методисты, как С.Ф. Шатилов, А. Д. Климен-тенко, А.А. Миролюбов и др., склоняются к мысли о том, чтобы формировать и развивать речевые умения и навыки у обучающихся дискретно. То есть каждый вид речевой деятельности (аудирование, говорение, письменная речь, чтение) рассматривается как отдельная деятельность и, соответственно, должна иметь отдельный подход в процессе формирования того или иного умения. Другой точки зрения придерживаются следующие методисты: П.В. Сысоев, Дж. Браун, Е.И. Пассов и др. Они считают, что основным подходом в формировании и развитии коммуникативно-речевых умений является комплексный подход, который позволит ка-

чественно улучшить развиваемые умения и навыки учащихся при выполнении различного рода заданий, в т. ч. и при аудировании и конспектировании учебной лекции.

К обучению различным формам аудирования (в т. ч. и учебной лекции), а также письменной речи, включающей в себя технику конспектирования различного рода информации, целесообразнее было бы приступать в школьный период (7-8, 9-11 классы). Плавный переход от общего среднего образования в сторону высшего образования необходим, в первую очередь, для успешной адаптации абитуриентов, поступивших в высшие учебные заведения [7]. Дело в том, что студент, поступивший на первый курс, имеет смутное представление о том, как качественно и грамотно прослушать и законспектировать учебную лекцию. Причем не столько на русском языке, сколько на иностранных языках. Многие учителя и преподаватели дают задания подготовить доклад, сообщение на тему или читают лекцию во время занятия. Но возникает вопрос: умеет ли ученик или студент работать с источниками, выделять ключевую информацию, делать выписки, оперативно и грамотно конспектировать лекцию, составлять план или тезисы, сокращать текст или расширять его логически, связывать и грамотно оформлять мысли? А ведь это ведет к тому, что у обучающихся появляются сложности с выполнением такого рода заданий. Во избежание этого необходимо дополнить государственный образовательный стандарт комплексными требованиями к развитию умений аудирования и письменной речи, характерных для лекционных занятий или заданий такого типа.

В настоящее время остается открытым вопрос о разработке методики развития умений аудирования и конспектирования услышанного материала, выработке соответствующих заданий и последующем контроле полученных умений.

Проанализировав государственный образовательный стандарт по иностранным языкам, можно сказать, что список требований к

развитию умений аудирования и письменной речи в государственном образовательном стандарте для выпускника среднего общеобразовательного учреждения должен быть дополнен. Это связано с тем, что комплекса умений, полученных на разных этапах обучения, недостаточно для качественного выполнения такого рода задания, как аудирование и конспектирования учебной лекции.

1. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М., 1988. С. 215.

2. Климентенко А.Д., Миролюбов А.А. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1981. С. 242.

3. Nichols R.G. What Can Be Done About Listening // The Supervisor's Notebook, Scott, Foresman & Co. Dartmouth College. 2001. P. 50-56.

4. Brown G., Yule G. Teaching the Spoken Language. Cambrige, 1983. P. 142.

5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки) // Методическая мозаика. Приложение к журналу «Иностр. яз. в школе». 2004. № 4. С. 3-20.

6. Сысоев П.В. Спорные вопросы коммуникативного контроля аудитивных умений учащихся // Иностр. яз. в школе. 2007. № 4. С. 10.

7. Поляков О.Г. Цели профильно-ориентированного обучения иностранному языку: теоретические аспекты // Иностр. яз. в школе. 2007. № 5. С. 3.

Поступила в редакцию 10.07.2009 г.

Kuznetsov M.V. Qualitative development of communicative skills (listening comprehension and writing) on the basis of the Russian National Foreign Language standards. The article touches upon the analysis of the basic characteristics of such speaking skills as listening and writing. The difficulties of the lecture note-taking process are being pointed out and the state educational standard is being analyzed. On the base of the Russian National Foreign Language standards for developing above mentioned skills are being suggested.

Key words: listening; writing; lecture note-taking; state educational standard; requirements; development of complex skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.