Научная статья на тему 'Качественное и достаточное обеспечение рыбопродукцией как фактор продовольственной безопасности'

Качественное и достаточное обеспечение рыбопродукцией как фактор продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карасева О. В.

Развитие отечественного рыбного хозяйства, наращивание объемов переработки рыбы и других гидробионтов подчинены насущной проблеме обеспечения качественного, стабильного, бесперебойного и достаточного снабжения рыбопродукциией всего населения, проживающего на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качественное и достаточное обеспечение рыбопродукцией как фактор продовольственной безопасности»

КАЧЕСТВЕННОЕ И ДОСТАТОЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЫБОПРОДУКЦИЕЙ КАК ФАКТОР ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© Карасева О.В.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

Развитие отечественного рыбного хозяйства, наращивание объемов переработки рыбы и других гидробионтов подчинены насущной проблеме обеспечения качественного, стабильного, бесперебойного и достаточного снабжения рыбопродукциией всего населения, проживающего на территории Российской Федерации.

Приморье обладает крупнейшим в системе рыбной промышленности страны рыбохозяйственным комплексом, что объективно обусловлено имеющейся на Дальнем Востоке мощной сырьевой базой, геостратегическим положением края, наиболее благоприятными для бассейна климатическими условиями, наличием незамерзающих и выходящих на Транссибирскую магистраль морских рыбных портов, трудовых ресурсов. Из дальневосточных регионов России по показателю экономико-географического положения (ЭГП) Приморский край стоит на первом месте в силу наличия уникальных свойств, к которым относятся: 1) контактность, т.е. расположение на стыке морских и сухопутных транспортных путей; 2) барьерность -расположение вдоль государственной границы.

Исходя из указанных возможностей, приморские рыбаки вносят наибольший вклад в добычу и переработку рыбы среди всех субъектов РФ: на их долю приходится до 22 % добычи рыбы в стране и 75 % производства консервов. Тем самым предприятия рыбохозяйственного комплекса Приморья активно участвуют в обеспечении национальной продовольственной безопасности. Несмотря на сокращение среднедушевого потребления рыбных товаров жителями ПК в 1,9 раза с 52 кг в 1990 году до 28 кг в 2007 году, их роль в питании населения значительна. Рыба - источник белка, жира, необходимых минеральных веществ, а также витаминов группы В, Н, РР, А, Б, Е. Рыбные продукты можно использовать в качестве лечебных, лечебно-профилактических и диетических продуктов.

Питание граждан является одним из важнейших показателей уровня жизни населения, который должен контролироваться государством. Государство, признающее необходимость организации полноценного питания населения и роль продуктов моря для достижения этой цели, вынуждено нести

* Старший преподаватель кафедры ТВЭ, аспирант Института менеджмента, бизнеса и экономики

определенные затраты. Вместе с тем, финансирование федеральных программ по контролю за безопасностью рыбы в 2009 году снижено в 5 раз [3].

Объективный рост масштабов непосредственной опасности для жизни и здоровья потребителя продовольствия, связанный с поступлением на рынок некачественной рыбопродукции, требует повышения эффективности государственного контроля и надзора и установления новых требований к безопасности рыбной продукции, а также продуктов питания на рыбной основе. По данным Россельхознадзора, из исследованных в 2008 году 75 тыс. проб рыбы примерно 6200 тонн оказались опасными для здоровья человека [3]. Одним из механизмов ограничения доступа некачественной рыбной продукции на товарные рынки является принятие Технического регламента. И такой регламент с рабочим названием «Рыба, нерыбные объекты промысла и продукты их переработки. Производство и обращение» был подготовлен Росрыболовством совместно с профильными государственными ведомствами. Цель этого документа - обеспечение потребителей безопасной и качественной продукцией, соответствующей количественным и качественным параметрам и стандартам. Предполагается, что после принятия Технического регламента, отработки системы и механизмов его внедрения, отслеживания, контроля произойдет падение цен на некачественную и стабилизация на качественную рыбопродукцию глубокой переработки.

Исполнение техрегламента предприятиями рыбопромышленности может быть затруднено в связи с высокой степенью изношенности основных производственных фондов, как рыболовецких судов, так и береговых объектов. А морально и физически устаревшие линии и технологии не способствуют выпуску качественной и соответствующей всем стандартам Регламента продукции.

На российском рыбном рынке можно выделить следующие проблемы безопасности и качества продукции из рыбы и нерыбных объектов промысла:

- нарушение правил транспортировки и хранения. Скоропортящиеся продукты, к которым относятся рыба и нерыбные объекты промысла, требуют создания технологических процессов по сохранению их пищевой ценности на всём производственном пути;

- заражение рыбных продуктов болезнетворными бактериями из-за несоблюдения санитарно-гигиенических правил, что ведет к превышению нормативов САНПиН по содержанию микроорганизмов. Чаще всего рыба бывает заражена кишечными палочками, стафилококками, сальмонеллами, плесневыми грибками. Одним из путей решения это и вышеназванной проблемы является соединение процессов добычи и обработки непосредственно в море или даже на одном судне. Немаловажное значение имеет создание единой холодильной цепи. В РФ холодильных ёмкостей для рыбы

около 250 тыс. тонн, для сравнения: только в одном южнокорейском Пусане их - 1,5 млн. тонн;

- обман покупателей в различных формах: подмена при продаже одной рыбы (филе) на другую, замена этикеток с истекшим сроком годности;

- нарушение технологий переработки, в результате которых изменяются органолептические показатели (запах, вкус, цвет) и рыба теряет свои потребительские свойства и представляет собой некачественный, несоответствующий стандартам безопасности продукт. Например, содержание влагоудерживающих компонентов ведет к повышению глазури до 40 % от массы рыбного продукта (вместо необходимых 2 %);

- информационный вакуум покупателя о продукте. Считается необходимым предоставление российским потребителям информации о местах, условиях выращивания биоресурсов и производства из них продукции, как это делается в странах ЕС и в США, импортные требования которых включают в себя отслеживаемость и нормы маркировки продукции (страна происхождения, искусственно выращена или поймана в естественной среде, вид и т.д.).

Увеличение объемов вылова в Приморье по итогам первого полугодия 2009 года, усиление прозрачности всех рыбных потоков за счет необходимости их обязательного таможенного оформления с 1 января 2009 года (Постановление Правительства РФ №184 от 19.03.08), вытеснение импорта делают необходимым наращивание ёмкости внутреннего рынка пищевых рыбных товаров. Решение этой задачи может осуществляться в двух направлениях:

1. Уменьшение зависимости от импорта, особенно импорта рыбы искусственного происхождения. Озабоченность этой проблемой выразил Губернатор Приморского края Сергей Дарькин на IV Международном конгрессе рыбаков: «В торговых сетях, реализующих продукцию, практически нигде нет упоминания о том, что она произведена из искусственно выращенных гидробионтов. Покупатель не обладает информацией, где и в каких условиях рыба выращивается, какие корма и добавки используются для ее производства. Вместе с тем, практика показывает, что зачастую, поставляемая на потребительский рынок культивированная рыбная продукция не соответствует установленным нормам. В текущем году в Россию был запрещен ввоз культивируемого пангасиуса. В прошлом году, из-за несоответствия санитарным нормам, ограничивался ввоз выращенных в Норвегии лососей» [4].

Главный минус норвежской семги в том, что на 99 % она «искусственного» происхождения, выращенная на специальных рыбозаводах. Такая рыба растет в специальных лотках, которые время от времени нужно менять, иначе она начинает питаться своими отходами жизнедеятельности, кормят ее специальными кормами с добавлением жиров, аминокислот, витаминов и прочих микроэлементов. Рыбы получаются одного размера, с «нужным»

ярко-красным цветом мяса. Мясо рыб-«бройлеров» обычно жирнее, мягче (из-за слабой мышечной массы), но ее вкус отличается от вкуса той, что выловлена в океане из-за содержания в большом количестве диоксинов, изменяющих ее натуральный рыбный вкус. Но покупателей, естественно, никто не предупреждает, что перед ними - трансгенный, культивированный продукт, а не выработанный из природных водных биоресурсов. Устранение информационных барьеров и улучшение прозрачности рынка рыбопродуктов, с одной стороны, переориентируют покупателей в сторону более качественной отечественной продукции, а с другой, повысят ёмкость и доступность внутреннего рынка для российских рыбаков;

2. Восстановление культуры потребления рыбы. В структуре потребительских расходов населения Приморского края на приобретение продуктов питания доля рыбопродуктов снизилась с 3,5 % в 2000 году до 2,1 % в 2007 году. Продвигать рыбу на стол потребителя возможно с помощью смены ориентиров как процессов потребления, так и производства. Исторически складывающиеся отношения по добыванию, изготовлению и распределению рыбных продуктов в условиях развивающейся торговли и преобладания натуральных форм хозяйствования перерастают на фоне роста потребностей граждан России в широкомасштабную деятельность, направленную на функционирование непрерывного технологического цикла от производства до реализации продукции конечному потребителю. В 90-е годы прошлого века произошёл распад вертикальной системы управления единым производственным процессом «добыча - обработка - производство

- сбыт», и товаропроизводители внутреннего рынка лишились налаженной и эффективной системы сбыта, появилось множество посредников, что вызвало рост оптовых и розничных цен на рыбные товары. В период путины производители вынуждены поставлять на рынок максимальные объёмы рыбной продукции по заниженной цене. Это - одна из причин возникновения длинной цепи посредников, скупающих рыбные товары для последующей реализации. Розничная цена на рыбные товары относительно их себестоимости поднимается в 2-3 раза, причем на долю посредников приходится 60-70 % [8]. Интенсивный рост цен на рыбопродукты, снижение покупательной способности населения в условиях финансового кризиса приводят к потере возможности российского потребителя приобретать в нужном количестве столь необходимые для рационального питания рыбопродукты. По мнению автора, механизмы решения этой проблемы:

- восстановление принципов общественного разделения труда на основе концентрации, комбинирования, специализации и кооперирования производства. Сформированная мнимая конкурентная среда вследствие роста числа неконкурентоспособных субъектов рынка, делает невозможным применение эффекта масштаба, когда существование крупного производителя в отрасли экономически целесообразно и выгодно;

- развитие системы специализированных магазинов «Океан»;

- введение предельного уровня надбавки ритейлера, регулирование тарифов государственных естественных монополий, главным образом, железнодорожных;

- закупки для государственных нужд;

- протекционистская политика поддержки отечественных рыбопроизводителей;

- создание государственных резервов;

- сохранение целостности и специализации рыбохозяйственного комплекса;

- распространение режима единого сельхозналога на все предприятия, производящие операции с выловленной рыбой.

Все вышеперечисленные механизмы позволят значительно удешевить конечную рыбопродукцию в розничной сети и сделать её более доступной для российского покупателя.

Обеспечение нормативных требований к качеству и безопасности рыбных пищевых продуктов имеет значение и в международной торговле. Несогласованность требований, предъявляемых импортерами в разных странах, ставит российские предприятия в неравные условия с зарубежными производителями при реализации рыбной продукции. Весомой движущей силой на мировом рынке в формировании требований и норм в отношении качества рыбы и ее безопасности стали Европейский Союз, США и Япония.

Основной моделью управления качеством и безопасностью пищевых продуктов в промышленно развитых странах мира является система ХАССП (англ. HAZARD ANALYSIS AND CRITICAL CONTROL POINTS)

- анализ рисков и критические контрольные точки. Система ХАССП впервые была разработана и внедрена в 60-х годах ХХ столетия в США в ходе создания пищевых продуктов для американских космических программ, а сейчас является обязательной в странах ЕС, США и Канаде. Внедрение ХАССП в странах ЕС началось с Директивы по гигиене пищевых продуктов 93/43 ЕЭС от 14 июня 1993г., затем были разработаны национальные документы, регламентирующие требования системы ХАССП и процедуры ее разработки. С 1 января 2006 года взамен Директивы 93/43 введен Регламент ЕС № 852/2004 Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2004г. по гигиене пищевых продуктов. Вопросы безопасности и защиты потребителя, основанные на принципах ХАССП, также закреплены в Кодексе поведения в целях ответственного рыболовства ФАО и поддерживается Кодексом Комиссии по продуктам питания (CODEX).

Данная система основана на оценке вероятности возникновения опасностей на любой стадии производства и реализации продукции с целью предупреждения, снижения или устранения этих опасностей. Введение ХАССП означает перенос акцента с обширной проверки готовой продук-

ции на профилактический контроль за опасностями на всех этапах жизненного цикла пищевой продукции [6].

В международной рыбной торговле является общепризнанным тот факт, что принятые во всем мире и повсеместно реализованные системы качества и безопасности рыбы, основанные на принципах ХАССП, значительно способствовали повышению безопасности и качества рыбы и рыбной продукции, предлагаемой на международных рынках. Это также привело к усилению прозрачности и согласованности систем безопасности и качества управления среди торговых партнеров.

Внедрение системы ХАССП в нашей стране является обязательным условием для осуществления торговли со странами ЕС, а с недавнего времени и с КНР. Для внедрения этой системы в России Госстандарт ввел в действие ГОСТ Р 51705.1 «Система качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов «ХАССП» и Систему сертификации «ХАССП». Компетентным органом в России по проверке и подтверждению соответствия продукции рыболовства требованиям официальных документов ЕС является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации при содействии Национального центра безопасности рыбной продукции.

ФГУ «Нацрыббезопасность» оценивает соответствие условий производства требованиям Регламентов ЕС №№ 852/2004, 853/2004, 854/2004, 178/2002 по обеспечению безопасности выпускаемой рыбопродукции, а также эффективность функционирования системы собственного контроля на основе принципов ХАССП на предприятиях и судах. В случае одобрения предприятия/судна ФГУ «Нацрыббезопасность» направляет Заявку в Европейскую Комиссию (SANCO) о внесении изменений в Список российских предприятий и судов-экспортеров (в Брюсселе), который официально публикуется на сайте Европейского Союза.

Стоит отметить, что приморские компании рыбохозяйственного комплекса активно участвуют в системе сертификации «ХАССП». Так, из 287 российских рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий и судов, поставляющих продукцию рыболовства и аквакультуры в КНР 73 компании, а это 25,3 %, являются приморскими (по данным Национального центра безопасности продукции водного промысла и аквакультуры на 30.08.09).

Сертифицированные предприятия получают право маркировать свою продукцию знаком ХАССП, что повышает имидж самого предприятия и делает продукцию более привлекательной для потребителя.

ФАО ООН в рыбной отрасли различает экологическую сертификацию, социальную сертификацию и использование брэнда в рыболовстве [7].

Экологическая сертификация оценивает уровень рациональной эксплуатации рыбного промысла и в целом сводится к вопросам экологии, таких как поддержание рыбных запасов и влияние производства на экологию. Целые районы лова приморских рыбаков подвергаются для этих целей экологическим исследованиям.

Социальная сертификация оценивает социальное происхождение продуктов главным образом в отношении социальных / рабочих условий тех, кто производит рыбу и рыбную продукцию; и / или получает ли основной производитель справедливую часть от конечной цены.

Использование брэнда позволяет производителю рекламировать определенные качества товара, которые обычно считаются уникальными или пользуются большим спросом. В результате схемы экологической и социальной сертификации могут рассматриваться как брэндирование. Экологическая маркировка является важным направлением среди маркировок.

Маркировка морского попечительского совета (MSC) является самой важной экологической маркировкой для продукции добывающих компаний. Некоторое количество компаний получило данную маркировку. Еще одна экологическая маркировка - маркировка Friends of the Sea (FoS).

Немецкая компания «Naturland» - это важный бренд для экологически чистой рыбной продукции. Некоторым продуктам аквакультуры удалось получить маркировку «Naturland», например креветкам и тилапии ряда компаний Вьетнама и Таиланда.

Международный союз аквакультуры (GAA) - это международная, некоммерческая торговая ассоциация, призванная продвигать продукцию аквакультуры на основе принципов экологической и социальной ответственности. Союз разработал стандарты, которые сертифицированы Советом Сертификации Аквакультуры (ACC). Совет Сертификации Аквакультуры использовал данные стандарты для сертификации креветочные фермы в Таиланде и китайские фермы по разведению тилапии.

В РФ действует Система добровольной сертификации «Управление безопасностью продукции из рыбы и нерыбных объектов промысла». Она включает в себя основные правила GMP, GOT, основные принципы ХАССП, элементы ГОСТ Р ИСО 22000 на всех этапах производства, включая добычу (вылов), хранение и реализацию продукции из рыбы, нерыбных объектов промысла.

Система управления безопасностью продукции из рыбы и нерыбных объектов промысла актуальна для предприятий и судов-экспортеров продукции рыболовства в зарубежные государства, в том числе - государства-члены ЕС и КНР, а также для рыбоперерабатывающих предприятий и судов, выпускающих продукцию на внутренний рынок и ориентированных на повышение конкурентоспособности.

Система имеет собственный Знак соответствия, который является формой доведения информации до потребителей продукции и других заинтересованных сторон о проведении сертификации в Системе добровольной сертификации «Управление безопасностью продукции из рыбы и нерыбных объектов промысла».

Итак, сравнительный анализ наиболее важных элементов общественных отношений рыбного сектора, составляющих сферу обеспечения продовольственной безопасности, позволяет сформулировать выводы о последствиях реализации этих отношений.

Список литературы:

1. Закон Приморского края. О рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае от 30 апреля 2002 г. № 220 КЗ.

2. Постановление Правительства РФ №184 от19.03.08 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.evroservice.com/spravochnik/tamojennoe_zakonodatel-stvo_rf/&new_4_1=5873&law_1_1=13053.

3. Борта Ю. Фальшированная рыба / Ю. Борта // АИФ. - 2009. - № 49.

- С. 22.

4. Объединение усилий - основа устойчивого развития рыболовства. ДОКЛАД Губернатора Приморского края Сергея Дарькина на IV Международном конгрессе рыбаков 09.09.2009 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.fishnews.ru/rubric/kongress-ryibakov-2009/1661.

5. Романов Е.А. Экономика рыбохозяйственного комплекса России: учебное пособие / Е.А. Романов. - М.: Мир, 2005. - 336 с.: ил. - (Учебники и учебные пособия для студентов вузов и средних профессиональных заведений).

6. ФГУ НЦБРП Регистрация Российских предприятий и судов.

7. Устойчивая торговля рыбопродукцией - вопросы и задачи Доклад Хельги Джозопейт (ФАО ООН) на IV Международном конгрессе рыбаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fishnews.ru/rubric/kongress-ryibakov-2009/1662.

8. Рыбохозяйственный комплекс России в 2007 году (Белая книга). -М.: ВНИЭРХ, 2008. - С. 206.

9. Рыбохозяйственный комплекс Приморского края: сборник с аналитической запиской / Под ред.В. Ф. Шаповалова. - Владивосток, 2008 - 52 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.