Научная статья на тему 'Рыбная промышленность России – 13 лет свободного плавания'

Рыбная промышленность России – 13 лет свободного плавания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
997
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рыбная промышленность России – 13 лет свободного плавания»

Рыбная промышленность России -

13 лет свободного плавания

В.Н.Сергеев

Европейская экономическая промышленная палата

Рыбное хозяйство Российской Федерации играет важную роль в продовольственном комплексе страны. Несмотря на существенное снижение среднедушевого потребления рыбных продуктов (с 20,3 кг в 1990 г. до 11,1 кг в 2001 г.) в общем балансе потребления животных белков их доля составляет около 10 %.

В 2002 г. рыбной промышленностью произведено продукции (в фактических ценах предприятий без НДС и акцизов) на сумму 59 617 млн руб. (7,2 % от всего объема пищевой промышленности), что составило 102 % к уровню прошлого года, в 2003 г. объем продукции превысил 69 778 млн руб. (117 % к 2002 г.). Однако уровень физического объема промышленного производства по всей промышленности за январь-декабрь 2003 г. к уровню 2002 г. составил 98,1 %.

В ряде регионов страны, в первую очередь в прибрежных регионах Российской Федерации: Приморском крае, Камчатской, Сахалинской, Мурманской, Калининградской, Астраханской и Магаданской областях, Корякском автономном округе - рыбное хозяйство является градообразующей отраслью, основным источником занятости населения.

Рыбная промышленность Российс-

Годы

>—Улов рыбы и морепродуктов -■— Рыбная продукция (всего) Пищевая рыбная продукция Рыба мороженая Консервы рыбные (муб)

Улов рыбы, добыча морепродуктов и производство рыбной продукции

кой Федерации является одной из немногих отраслей промышленной зоны районов Крайнего Севера и местностей к ним приравненных, на которые приходится 64 % всей территории России и проживает 7 % населения страны, а добывается в последние годы 80 % рыбы и морепродуктов от общего улова промысловых объектов по стране и производится более 65 % пищевой рыбной продукции, включая консервы.

В стране 20 млн га озер, 4,5 млн га водохранилищ, 1 млн га водоемов комплексного назначения, 0,45 млн км рек, более 150 тыс. га рыбоводных прудов, свыше 250 тыс. м2 садковых и бассейновых рыбоводных хозяйств.

Основу сырьевой базы промышленности составляют водные биоресурсы во внутренних водах, включая реки, озера, водохранилища, территориальное море, 200-мильные экономические зоны, континентальный шельф Российской Федерации, 200-мильные зоны иностранных государств (по соглашениям и договорам) и открытые районы Мирового океана (регулируются конвенциями и соглашениями).

Специфика рыбной промышленности состоит в том, что на долю флота приходится 90 % объема вылова рыбы и более 70 % стоимости основных

производственных фондов отрасли.

Рыбопромысловый флот обеспечивает около 90 % всего объема вылова водных биоресурсов. На судах вырабатывают более 90 % всей товарной продукции, свыше половины рыбных консервов, большую часть рыбной муки.

За десять лет производственные мощности флота по выпуску продукции сократились по мороженой продукции в 2,2 раза, консервам - в 6,9, рыбной муки - в 3,2 раза.

Разгосударствление предприятий по добыче, переработке рыбы и морепродуктов, а также предприятий по их обслуживанию осуществлялось с 1992 г. и практически завершено в 1995 г.

Изменение форм собственности в рыбохозяйственном комплексе в период реформ проходило ускоренными темпами, что связано с его привлекательностью с точки зрения рыночных возможностей (ликвидность готовой продукции, внешнеэкономические связи и т. д.).

В результате проведенных мер по приватизации, акционированию и демонополизации произошла структурная перестройка промышленных предприятий отрасли - разукрупнение крупных производственных объединений и образование предприятий новых организационно-правовых форм.

Из общего количества хозяйственных субъектов системы Госкомрыбо-ловства России свыше 90 % имеют частную и смешанную формы собственности. Из них 341 создан на базе государственных предприятий и 1530 -вновь образованные предприятия и организации негосударственных форм собственности.

В настоящее время только семь хозяйственных обществ и товариществ имеют пакеты акции федеральной собственности в размере 25,5 % (АО «Ленрыбпром», АО «Магаданрыб-пром», ОАО «Пионерская база океанического рыболовного флота», АО «Морские ресурсы», ОАО «Калининградская промышленная компания», АО «Управление тралового и рефре-жераторного флота» (г. Петропавловск-Камчатский) (в 1997 г. - 25 предприятий). Держатели государственных пакетов акций - Российский фонд федерального имущества и его территориальные органы. В итоге 178 предприятий отрасли находятся в государственной и муниципальной собственности, из них 139 - в федеральной собственности, 36 из 206 организаций системы Союза рыболовецких колхозов создали акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, 12 организовали рыболовецкие артели.

FISH and SEAFOOD

Вновь созданные структуры - это в основном малые предприятия (1530 организаций). Доля таких предприятий в общем выпуске продукции отрасли составляет чуть более 15 %, на долю занятых в малом бизнесе приходится 11 % общей численности работающих в отрасли (без учета вторичной занятости).

Крупномасштабная приватизация народнохозяйственных, в том числе и отраслевых, предприятий пока должного эффекта не дала. При этом на второй план отошли стратегические задачи, стоящие перед отраслью в области обеспечения продовольственной безопасности страны и выполнения социальных, в том числе градообразующих функций.

Структура рыбохозяйственных предприятий складывалась и формировалась в течение многих лет в силу производственной необходимости, обусловленной отраслевой спецификой. Развитие отрасли по принципу ведения натурального хозяйства связало ее предприятия в единый хозяйственный комплекс, разрушение которого усугубило и без того непростую ситуацию в отрасли.

Приватизация наглядно показала, что дробление (разделение) крупных предприятий по технологическим переделам в большинстве случаев привело к суммарному росту цен и снижению эффективности производства, созданию неконкурентоспособных предприятий.

Увеличение числа организаций, которые преобразовались в различного рода ОАО, ООО, ЗАО и т. п., не сопровождалось возрастанием объемов добычи и производства рыбной продукции. Более того, эти показатели последовательно снижаются.

Россия в 1990 г. добывала 7,8 млн т рыбы и морепродуктов и занимала среди ведущих рыбопромысловых государств пятое место в мире. К 1994 г. вылов сократился на 55 % по сравнению с 1990 г. и составил 3,5 млн т. В 1995 г. российские рыбаки остановили падение вылова - добыча водных биоресурсов возросла до 4,3 млн т, а в 1997 г. ее прирост к уровню 1994 г. составил 33 %.

Однако объемы добычи рыбы и морепродуктов в 1997 г. рыбакам сохранить не удалось. Средний вылов за 1998-2000 гг. составил 4253 тыс. т, или 90 % к 1997 г., а средний улов за 2001-2003 гг. составил 3376 тыс. т, или 79 % к уровню средних объемов 1998 -2000 гг. (табл.1).

Объем добычи рыбы и нерыбных объектов промысла за тринадцать лет (1990-2003 гг.) снизился с 7819 до 3250 тыс. т, или в 2,4 раза. Значитель-

но сократился вылов российскими рыбопромысловыми предприятиями в исключительных экономических зонах иностранных государств и в открытых районах Мирового океана (в 2,5 и 4 раза соответственно). Это было вызвано как экономическими причинами, так и ужесточением регламентации промысла в открытых районах Мирового океана. Как следствие, большая часть отечественного промыслового флота была передислоцирована в исключительную экономическую зону Российской Федерации.

В результате возрастания избыточного промыслового усилия существенно уменьшились запасы наиболее эффективных в рыночном плане видов биоресурсов. Снижение общих объемов добычи в последние годы происходит в основном за счет уменьшения уловов в исключительной экономической зоне.

Океаническое рыболовство сегодня обеспечивает 91 % общих объемов добычи гидробионтов в стране (2002 г. -2985 тыс. т). По сравнению с 1990 г. объемы его уменьшились на 59 %. Во внутренних водоемах уловы сократились на 55 % и в общих объемах составляют 8,4 % (в 2002 г. - 275 тыс. т).

Производство продукции в пресноводных аквахозяйствах снизился почти в 3,5 раза. Объем общих допустимых уловов в пресноводных водоемах сегодня осваивается российскими рыбаками только на 49 %. При этом производственный потенциал прудовых хозяйств сегодня используется не больше чем на 25 %, а биопотенциал российской марикультуры - еще меньше.

После 1991 г. в российском рыболовстве произошли существенные изменения в размещении флота по районам промысла и в организационной структуре отрасли. Наибольшая часть промыслового флота из-за резко ухудшившихся экономических условий работы российских судов была вынужде-

на перебазироваться из удаленных районов Мирового океана в близлежащую зону рыболовства России.

Снижение отечественных уловов произошло по всем укрупненным районам. Так, предприятиями рыбной отрасли России в 2002 г. получен улов рыбы и морепродуктов в объеме 3250 тыс. т, в том числе в экономической зоне России - 2051 тыс. т (63 %), в экономических зонах иностранных государств - 682 тыс. т (21 %), в открытых районах Мирового океана -247 тыс. т (7,6 %), во внутренних водоемах - 270 тыс. т (8,6 %). По сравнению с 1990 г. объемы вылова в целом по рыбохозяйственному комплексу сократились на 4612 тыс. т, или в 2,4 раза, при этом в экономической зоне иностранных государств снижение произошло более чем в 2,5 раза, в открытой части Мирового океана - в 4 раза, во внутренних водоемах - в 2,2 раза. Вылов минтая, ставриды, креветок за это время уменьшился в 3 раза, практически прекратился вылов мойвы, хека, иваси, сайры.

По федеральным округам России вылов рыбы и морепродуктов в 2003 г. составил: Северо-Западный - 1312 тыс. т (40 %), Дальневосточный - 1761 тыс. т (54 %).

Перераспределение промысловых регионов в 1992-2003 гг. было вызвано не изменениями в состоянии сырьевой базы рыболовства, а экономическими (переход от плановой системы к рыночным отношениям) и организационными (потеря управляемости флотом со стороны центра) причинами.

Однако перераспределение промысла на сырьевые ресурсы 200-мильной исключительной экономической зоны и континентального шельфа России с учетом происходящих здесь время от времени снижений запасов массовых объектов лова (минтая, трески, мойвы, сельди, сардин, иваси, лососевых

Таблица 1

Вылов традиционных видов рыб и нерыбных объектов промысла России, тыс. т

1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.

Улов 7862 6966 5641 4369 3791 4309 4748 4749 4542 4232 4036 3625 3265

в т.ч. минтай 2865 2498 2335 2096 1633 2208 2371 2228 1941 1495 1740 1121 831

сельдь 117,1 117,5 128 152 168 209 270 483 530 525 544 403 314

треска 204 228 318 336 365 398 422 429 372 345 360 322 283

лососевые 116 258 87 121 122 167 137,3 228 237 227 218 224 192

килька 156 135 111 59 58 94 102 103 132 186 180 79 69

путассу 117 151 138 104 53 63 67,6 106 137 186 174 134 128

ставрида 818 668 224 225 202 131 149 171 193 154 18 25 41,6

камбала 86 100 88 72 43 52 64 67 90 108 110 114 88

крабы 22,3 71 76,6 66 63 66 58 47 41,9

кальмары 175 152 137 80 53 54 42 58 53 56 56 52 78

и др.) под влиянием океанографических факторов превращает современное отечественное рыболовство в рискованный вид деятельности с возможным непрогнозируемым падением общего объема вылова.

За прошедший 13-летний период произошли естественные изменения в состоянии сырьевых рыбных запасов в самой исключительной экономической зоне России и на континентальном шельфе. Прежде всего, в основном районе отечественного рыболовства -в морях Дальневосточного бассейна -снизились запасы сардин, иваси, которые ранее давали уловы до 400-700 тыс. т (в настоящее время промысел не ведется). Не в лучшем состоянии находятся запасы минтая, его вылов по рекомендации ученых сокращен с 3,5 до 2,5 млн т.

Одновременно в дальневосточных морях недоиспользуются запасы таких высокоценных объектов, как сайра (возможный вылов не менее 150 тыс. т), мойва (возможный вылов 322 тыс. т), кальмары (возможный вылов 382 тыс. т), камбаловые (не менее 120 тыс. т) и др. Кроме того, в период увеличения численности лососевых промышленность, как правило, не готова добыть и переработать весь возможный улов.

В октябре 1999 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление «О развитии товарного рыбоводства и рыболовства, осуществляемого во внутренних водоемах Российской Федерации».

Главную роль в рыбохозяйственном освоении внутренних водоемов играет ассоциация «Государственно-кооперативное объединение рыбного хозяйства (Росрыбхоз)», созданная в декабре 1988 г. на базе бывшего Мин-рыбхоза РСФСР и рыбохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР. Росрыбхоз представляет собой многофункциональный хозяйственно-экономический комплекс, в который на добровольной основе входят более 500 предприятий различных форм собственности, и развивает три основных направления товарного рыбоводства: прудовое, индустриальное и пастбищное.

Комплекс включает в себя выращивание товарной рыбы, воспроизводство рыбных запасов, добычу рыбы во внутренних водоемах и Мировом океане, производство рыбной продукции и консервов, научное обеспечение, комбикормовое, тарное, машиностроительное, судостроительное и судоремонтное производство и др.

В системе Росрыбхоза воспроизводство рыбных запасов обеспечивают 20 рыборазводных заводов, 11 рыбопитомников, 6 нерестово-выростных

хозяйств, 9 рыбоводно-мелиоратив-ных и акклиматизационных станций и другие предприятия, расположенные в различных регионах России. Вылов рыбы в пресноводных водоемах сохраняется примерно на уровне 33-35 тыс. т. В товарных хозяйствах пресноводной аквакультуры выращено 50 тыс. т товарной рыбы, в хозяйствах марикультуры - около 1000 т рыбы и моллюсков.

Значительное внимание уделяется воспроизводству рыбных запасов. Эффективность работ по искусственному воспроизводству рыбных запасов очевидна: в настоящее время доля рыб заводского происхождения в Каспийском море составляет по белуге 91 %, осетру - 28, севрюге - 30 %.

В Азовском море 90 % запасов осетровых рыб состоит из рыб заводского происхождения. Искусственное воспроизводство лососевых рыб на Дальнем Востоке обеспечивает ежегодный вылов лососевых в объеме около 35 тыс. т.

Рыбодобывающие, рыбоводные и рыбоперерабатывающие предприятия Росрыбхоза выпускают живую, мороженую, охлажденную, сушено-вяленую, копчено-балычную и кулинарную рыбопродукцию, а также более 80 наименований консервов и пресервов из пресноводных и океанических видов рыб, что составляет 30 % рыбных консервов, производимых в стране.

За годы реформирования субъектов хозяйственной деятельности в результате приватизации их количество возросло более чем в 10 раз. Так, в 1990 г. было совместно с кооперативно-колхозной системой 306 предприятий, в 1992 г. - 304, в 1994 г. - 884, в 1998 г. - 1919, а в 2000 г. - 3520.

Дробление организаций привело к разрыву связей единого производственного процесса и в первую очередь в сфере переработки рыбной продукции и ее сбыта.

На начальном этапе своей деятельности новые акционерные общества и предприятия самостоятельно занимались обработкой и сбытом рыбы и рыбопродукции, что привело к появлению массы посредников, особенно в торговле рыбой и рыбопродукцией, что неминуемо повлекло за собой рост розничных цен на продукцию.

Система реализации рыбной продукции на внутренний рынок при наличии большого числа (до 4) посреднических организаций между производителем и потребителем приводит к значительному удорожанию продукции рыбной отрасли.

Анализ итогов приватизации свидетельствует о том, что поспешное ее

осуществление в отрасли привело к разрушению всего хозяйственного механизма и значительному снижению производственно-экономических показателей в рыбохозяйственном комплексе. В условиях, когда душевое потребление рыбы и рыботоваров сократилось почти в 2,3 раза, составив 9,6 кг в год, экспорт рыботоваров возрос в 2 раза и, начиная с 1994 г., стабилизировался на уровне около 1 млн т. Более 90 % его составляют рыбные товары малой степени переработки в результате цены на экспортные рыбные товары сегодня почти на 40 % ниже среднемирового уровня.

Более устойчивое положение в организационно-правовой структуре сохранилось в ГКО «Росрыбхоз» и в кооперативно-колхозной системе «Росрыбакколхозсоюз», занимающейся рыбным хозяйством наряду с сельским. Кооперативно-колхозная система сохранила вертикальную систему управляемости за счет созданного до 1992 г. координирующего органа в Москве.

За период реформирования структура управления рыбохозяйственным комплексом подвергалась неоднократным преобразованиям. Были ликвидированы бассейновые и территориальные органы управления рыбным хозяйством, что привело к потере управляемости отрасли. Государство практически полностью утратило контроль:

• за оптимальным использованием сырьевой базы и расстановкой флота по районам лова;

• за деятельностью флота в отдаленных районах Мирового океана и в 200-мильных зонах иностранных государств;

• за формированием ценовой политики на внутреннем и внешнем рынке рыбных товаров;

• за воспроизводством основных фондов отрасли;

• за организацией государственной поддержки товаропроизводителей во взаимоотношениях с бюджетами различных уровней;

• за внешнеэкономической деятельностью предприятий отрасли и рядом других проблем.

Уменьшение объемов вылова рыбы и производства рыбной продукции сопровождалось увеличением диспаритета цен между затратами на материально-технические ресурсы и готовой продукцией отрасли.

В результате проведенной приватизации, отсутствия доли государства в акционированных рыбохозяйственных организациях, хронического дефицита государственного бюджета произошли серьезные изменения в финансовых

FISH and SEAFOOD

взаимоотношениях производителем рыбной продукции с бюджетом.

Снижение уловов обусловило уменьшение производства пищевой рыбной продукции, включая консервы, на 18,5 % (с 3675 тыс.т в 1991 г. до 2996 тыс. т в 2003 г.). Выпуск консервов за этот же период сократился в 3,4 раза. Существенно снизилось производство непищевой продукции (в 4,6 раза), в том числе кормовой муки - в 4,5 раза. Последнее обусловило значительное уменьшение объемов производства кормов для животноводства и птицеводства.

Анализ ассортимента выпускаемой рыбной промышленностью продукции за 1990-2002 гг. показывает, что в отрасли не произошло радикальных изменений в сторону более глубокой переработки. При сокращении общего объема производства пищевой рыбной продукции, включая консервы, на 20 %, производство сушеной, вяленой рыбопродукции уменьшилось в 3,9 раза, рыбы соленой, кулинарных изделий - более чем в 6 раз, рыбы пряного посола и маринадов - в 14 раз (табл. 2).

Новые технологии по производству продукции улучшенного ассортимента внедряются в основном на вновь созданных предприятиях малого и среднего бизнеса.

При этом малыми и средними коммерческими структурами, совместными предприятиями и судами, работающими по тайм-чартеру, выловлено 930 тыс. т рыбы и морепродуктов, произведено товарной пищевой рыбопродукции, включая консервы, 450

тыс. т, выпущено 39 муб рыбных консервов и 22 тыс. т кормовой рыбной муки. Таким образом, более 20 % объемов вылова, 17 % выпуска пищевой рыбопродукции, около 1 % производства рыбных консервов и 10,5 % выпуска кормовой рыбной муки приходится на предприятия этого сектора экономики.

Переориентация российских судовладельцев на экспорт рыбных товаров и импорт услуг в иностранных портах в счет последующей поставки рыбных товаров определили экспортную направленность рыбохозяйственной деятельности.

Следствием такой политики явились разрушение отечественных береговых рыбоперерабатывающих производств и колоссальное развитие ряда портов в Республике Корея, США, Японии, Китае и Западной Европе.

Береговыми предприятиями рыбо-хозяйственного комплекса отрасли в прошлом году произведено пищевой продукции 133 тыс. т, консервов - 205 муб, муки кормовой - 1,1 тыс. т.

Использование береговых мощностей по выпуску рыбопродукции составило: по рыбе копченой - 20 %, сушеной, вяленой - 56, кулинарным изделиям - 6 , консервам - 32,5, муке кормовой - 15 %.

Снижение объемов производства вызвано устаревшими технологиями, физическим износом оборудования, низким спросом на рыбопродукцию (копченую, соленую, кулинарную, консервы).

Государственная политика по либерализации внешнеторговой дея-

тельности окончательно подорвала основы формирования отечественного рынка и привела к обвальному падению цен на внешнем рынке отдельных рыботоваров, поставила в зависимость российских товаропроизводителей от диктата иностранных партнеров. Все это негативно сказалось на состоянии как товаропроизводителей, так и большинства потребителей.

Модель экономических отношений, основанная на их либерализации и исключающая участие в них государства, привела к серьезному нарушению межотраслевых связей, спаду производства и резкому снижению инвестиционной активности в области воспроизводства основных фондов.

Передача и приобретение судов на условиях бербоут-ча ртера, «менеджмента», оперативного управления дают возможность уклониться от большинства налоговых и неналоговых платежей в бюджеты различных уровней.

В Дальневосточном регионе распространена практика передачи отечественного рыболовного флота с промышленными квотами вылова, полученными рыбохозяйственными организациями, в «менеджмент» иностранным партнерам или в оперативное управление с правом полного распоряжения ими производственной продукцией.

Экономическая экспансия иностранных компаний в рыбную отрасль России активно усиливается за счет монополизации добычи, переработки, транспортировки и реализации рыбо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной ассортимент рыбной промышленности, тыс. т

Таблица 2

Продукция 1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Товарная рыбная продукция, вкл. консервы 4097 3675 3280 2791 2433 2563 2630 2654 2520 2628 2925 3057 2866 2826

в т. ч.: консервы рыбные и морепродукты,муб 2264 1984 1332 918 582 565 452 442 494 520 580 601 617 662

Рыба живая и охлажденная 367 355 342 199 192 204 195 178 837 640 720 449 434 365

Рыба мороженая 1894 1779 1962 1816 1398 1649 1768 1804 1784 1675 1810 1675 1661 1720

Филе и спецразделка 62 54 72 55 54 100 160 192 153 146 140 97 50 46

Рыба соленая 110 109 105 113 79 51 34 61 36 12 9 16,7 34,4 34,6

Изделия копченые, сушеные, вяленые и балычные 168 154 145 105 90 61 34 50 17 6 8 10,3 11,8 10,6

Рыба пряная и маринованная 36 21 13 9 5 1,5 1 3,4 1.2 1,9 3,2 2,4 2,48 2,4

Изделия кулинарные 112 73 31 15 8 6 3 5,4 4,6 4,5 6,2 11,6 16,8 32

Икра, всего 25,3 23,1 20,1 39,2 31,6 44,5 52,9 48,4 37,6 36,1 38,8 28,1 21,65 24,55

в т. ч.: осетровая 1,3 0,6 0,5 0,2 0,3 0,1 0,05 0,1 нет данных 0,024 0,025 0,026

лососевая 2,6 4,9 1,5 2 2,3 4,1 2,3 5,1 То же 6,1 5,7 5,8

Морепродукты 133 113 110 77 58,6 56 63 76 76 91 88 93 103,6 93,2

Непищевая продукция 1173 959 672 526 317 298 337 325 343 244 259 188 195 169

в т. ч.: рыбная мука 534 421 262 227 179 191 207 195 174 152 132 98 67 66,7

Кормовая продукция 449 387 322 233 113 107 94 85 86 72 74 79 85,8 88

продукции на рынках зарубежных стран. Инофирмами используются разнообразные способы извлечения прибыли за счет освоения российских морских ресурсов. В определенной степени этому способствует несовершенство российского законодательства, а также стремление многих российских коммерческих структур к вывозу за рубеж значительных сумм в твердой валюте.

Проводится прямая экспансия, непосредственно связанная с сокращением российского флота.

Иностранные промысловики используют и льготный доступ к биоресурсам российских вод, допускают искажения в отчетности вылова рыбы.

Скрытая экспансия осуществляется путем проникновения инофирм в ИЭЗ России в целях добычи и переработки морских ресурсов и извлечения неучтенной прибыли.

Действующая в стране налоговая, таможенная и кредитная политика, либерализация внешнеторговой деятельности не только не учитывают специфику отрасли, но и создают условия, усугубляющие формирование конечных финансово-экономических результатов.

Составляющие экономического механизма нынешнего рынка (налоговая, кредитная, ценовая, тарифная политика) создали устойчивую тенденцию экспортно-импортной направленности в рыбохозяйственной деятельности страны, следствием которой стало ухудшение финансового состояния отрасли.

Финансовое состояние большинства предприятий не позволяет им вести даже простое воспроизводство. Остаются и нарастают неплатежи, задолженности во внебюджетные фонды, в бюджеты разных уровней, по выплатам заработной платы работающим, по погашению ранее взятых кредитов и долгов смежникам.

С 1996 г. рыбная отрасль России убыточна. За 1996-1997 гг. убытки составили 1867 млн руб. В 1997 г. сумма убытков составила 1444 млн руб. против 4870 млн руб. прибыли, полученной отраслью в 1991 г., при 36 % рентабельности товарной продукции.

Начиная с 1998 г., производство продукции стало рентабельным (в 1998 г. прибыль составила 2 млрд руб., в 1999 г. - 5,9 млрд руб., в 2000 г. -6,14 млрд руб.), наметилась тенденция сокращения доли убыточных предприятий (с 64 % в 1998 г. до 53 % в 2001 г.). В 2001 г. из 308 крупных и средних предприятий рыбной отрасли 161 сработали с прибылью 2804 млн руб., а 147 - с убытком 1311 млн руб. В целом

по этим предприятиям прибыль по сравнению с прошлым годом увеличилась на 131 %.

В 2002 г. из 320 крупных и средних предприятий рыбной отрасли 137 сработали с прибылью 1787 млн руб., а 183 - с убытком 4372 млн руб.

В известной мере состояние экономики рыбной отрасли характеризует экспорт рыбной продукции. Так, ведущее место в экспорте Камчатской области принадлежит рыбопродукции -77 % в общем объеме.

За пределами таможенной границы реализовано 64 % всей экспортной продукции, или 99 % всей свежей рыбы, 81 % всей мороженой, 84 % филе и 80 % всей крабовой продукции. Основными потребителями являются Гонконг, Япония, США.

Для создания возможности привлечения кредитных ресурсов российских банков требуется ряд решений правительства, прежде всего по изменению нормы обязательных резервов банков, финансирующих инвестиционные проекты, по увеличению сроков реализации инвестиционных проектов по судостроению до 6-10 лет.

Необходимо также пересмотреть отношение к собственным средствам предприятия (амортизация, прибыль), которые необходимо рассматривать не как инвестиционный источник, а как средства, служащие обеспечением привлекаемых инвестиций, кредитов, выпустив для этого необходимые нормативные документы.

С 1996 г. в отрасли проводилось лицензирование промышленного рыболовства и рыбоводства. В процессе лицензирования получена объективная информация о рыбохозяйствен-ных организациях, проведена проверка судовладельцев на соответствие их систем управления безопасностью море-плавания современным требованиям.

В целях преодоления негативных тенденций, повышения эффективности, возрождения рыбной отрасли России представляется целесообразным на государственном уровне принять «Концепцию развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2010 года» и «Программу первоочередных мер™» по повышению функционирования рыбной отрасли России, предусмотрев:

• развитие и совершенствование законодательной базы в области рыбо-хозяйственной деятельности, управления водными биоресурсами, их рационального использования и сохранения;

• совершенствование системы управления водными биоресурсами исключительной экономической зоны и

континентального шельфа Российской Федерации, их рационального использования и сохранения;

• развитие прибрежного рыболовства как одной из перспективных составляющих экономики рыбохозяй-ственных комплексов приморских регионов;

• возрождение рыболовства в открытых районах Мирового океана и в исключительных экономических зонах иностранных государств;

• разработка механизмов, стимулирующих обновление основных производственных фондов;

• обновление промыслового и вспомогательного флота путем модернизации действующих и поставки новых типов судов;

• техническое перевооружение, реконструкция и расширение действующих береговых производств, производственной инфраструктуры и ввод новых;

• увеличение поставок рыбных товаров на внутренний рынок;

• повышение конкурентоспособности отечественных рыбных товаров на внешнем рынке;

• создание новых социально значимых и экономически эффективных рабочих мест, сокращение на этой основе безработицы и снижение социальной напряженности, особенно в отдаленных прибрежных районах;

• расширение научных исследований и разработок в области рыбного хозяйства, укрепление научно-технического потенциала отрасли.

Реализация комплекса вышеназванных мер позволит России к 2010 г. довести вылов рыбы и морепродуктов до 5,5 млн т, производство пищевой продукции, включая консервы, - до 3,7 млн т. Среднедушевое потребление рыботоваров составит 14,5 кг при рациональной норме питания 23,3 кг в год.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральная программа развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 г. «Рыба». Утверждена Правительством РФ 18.09. 1995 г.

2. Роль рыбной отрасли в обеспечении продовольственной безопасности России и формировании доходной части федерального бюджета. Счетная палата РФ. - М., 1999.

3. Рыбное хозяйство России на рубеже веков. - М.: Госкомрыболовство РФ, 2000.

4. Производство рыбной продукции в натуральном выражении по полному кругу производителей, включая малые организации. Отчеты Госкомстат РФ за 2001, 2002, 2003 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.