Научная статья на тему 'Качественная оптимизация территориальной системы расселения Уральского федерального округа'

Качественная оптимизация территориальной системы расселения Уральского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
383
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ / SWOT-АНАЛИЗ / КОРИДОРЫ РАССЕЛЕНИЯ / ОПОРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РАССЕЛЕНИЯ / TOWN PLANNING / TERRITORIAL PLANNING / REGIONAL SETTLEMENT SYSTEM / OPTIMIZATION OF THE SETTLEMENT SYSTEM / SWOT-ANALYSIS / SETTLEMENT CORRIDORS / SUPPORTING RESETTLEMENT ELEMENTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мазаев Антон Григорьевич

Статья посвящена вопросу пространственной оптимизации двух ключевых территориальных ядер расселения Урала северного и южного островов расселения. При помощи методологии SWOT-анализа сформулирована система недостатков, достоинств и возможностей ныне существующего уральского расселения. На этой основе сформулирован ряд градостроительных мероприятий по компенсации негативных градостроительных процессов и укреплению пространственной связности обоих островов расселения. © Мазаев А. Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OPTIMIZATION OF THE URALS FEDERAL DISTRICT TERRITORIAL SETTLEMENT SYSTEM

The article focuses on the spatial optimization of two key regional cores of settlement of the Urals, north and south islands of settlement. Using the methodology of the SWOT-analysis is formulated system deficiencies, strengths and opportunities currently existing Ural settlement. On this basis, it formulated a series of town-planning activities to compensate for the negative processes of urban development and the strengthening of the spatial coherence of both settling the islands. © MAZAEV A. G., 2016

Текст научной работы на тему «Качественная оптимизация территориальной системы расселения Уральского федерального округа»

УДК 714. 4-16

МАЗАЕВ А. Г

Качественная оптимизация территориальной системы расселения Уральского федерального округа

Статья посвящена вопросу пространственной оптимизации двух ключевых территориальных ядер расселения Урала — северного и южного островов расселения. При помощи методологии SWOT-анализа сформулирована система недостатков, достоинств и возможностей ныне существующего уральского расселения. На этой основе сформулирован ряд градостроительных мероприятий по компенсации негативных градостроительных процессов и укреплению пространственной связности обоих островов расселения.

Ключевые слова: градостроительная деятельность, территориальное планирование, региональная система расселения, оптимизация системы расселения, SWOT-анализ, коридоры расселения, опорные элементы расселения.

MAZAEV A. G.

QUALITY OPTIMIZATION OF THE URALS FEDERAL DISTRICT TERRITORIAL SETTLEMENT SYSTEM

The article focuses on the spatial optimization of two key regional cores of settlement of the Urals, north and south islands of settlement. Using the methodology of the SWOT-analysis is formulated system deficiencies, strengths and opportunities currently existing Ural settlement. On this basis, it formulated a series of town-planning activities to compensate for the negative processes of urban development and the strengthening of the spatial coherence of both settling the islands.

Keywords: town planning, territorial planning, regional settlement system, optimization of the settlement system, SWOT-analysis, settlement corridors, supporting resettlement elements.

Мазаев Антон

Григорьевич

кандидат архитектуры, советник РААСН, зав. лабораторией Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект

e-mail: uro-raasn@mail.ru

Цели и задачи оптимизации функционирования региональной системы расселения Урала

Для оптимизации функционирования региональной системы расселения Урала необходимо сформулировать ее цели и задачи, причем как в качественном, так и в количественном аспектах.

Ранее нами дано качественное определение параметров оптимизации системы расселения Урала. Задача оптимизации расселения определена как монокритериальная в упрощенном варианте (в усложненном — многокритериальная), с неограниченным нарастанием ресурса оптимизации, с несколькими оптимумами (либо с множеством оптимумов), с отсутствием при ее решении критерия Парето. Необходимо дать структурированный анализ современного состояния системы расселения Урала, что позволяет определить цели и задачи оптимизации.

SWOT-анализ как инструмент определения качественных целей и задач оптимизации системы расселения Урала

Описание качественных целей и задач в рамках стратегического анализа наиболее часто

проводится через процедуру SWOT-анализа, благодаря которой качественное описание текущей ситуации становится легким и наглядным. «SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом)» [2].

В нашем случае применяется модифицированная матрица SWOT-анализа, с учетом возможности динамического превращения (W) Слабости в (S) Силу, (T) Угрозы в (О) Возможности, а также приведения в соответствие (S) Силы и (О) Возможности (Иллюстрация 1). Если анализировать расселение всего Уральского макрорегиона по схеме предложенной матрицы, то можно выделить следующие четыре блока.

Иллюстрация 1. Модифицированная матрица SWOT-анализа

1. Сила или положительные качества макро-региональной системы расселения Урала

1.1. Значительная и давняя (более 300 лет) градостроительная освоенность южного острова расселения Урала, т. е. территории Челябинской области, большей части Свердловской, части Курганской и Тюменской областей. Высокая плотность сети расселения, значительное количество городских поселений;

1.2. Наличие в составе макрорегиональной системы расселения двух крупнейших городов-миллионеров (Екатеринбург, Челябинск), представляющих собой два центра расселения, которые входят в Национальную систему расселения России;

1.3. Наличие на территории УрФО второго, исторически нового северного острова расселения, возникшего на территории ХМАО в 1960-1980-е гг.;

1.4. Высокий уровень индустриализации территории Уральского макрорегиона и длительная история ее развития;

1.5. Прохождение через южный остров расселения нескольких важнейших полимагистральных транспортных коридоров, обеспечивающих транспортную связность всей России.

2. Слабости или отрицательные качества ма-крорегиональной системы расселения Урала

2.1. В целом низкий уровень пространственного освоения всей территории УрФО. В настоящее время площадь двух островов расселения составляет не более 25 % от общей площади Урала. За пределами этих островов проживает не более всего 10 %% населения УрФО;

2.2. Высокий уровень поляризации расселения. За пределами двух островов расселения находятся лишь несколько изолированных очагов расселения. Остальная территория представляет собой расселенческую пустыню. При этом уровень поляризации продолжает нарастать весь период с начала XX в., за исключением 1960-1980-х гг., когда начал формироваться северный остров расселения;

2.3. Суровые природно-климатические условия, свойственные для большей части территории УрФО, которые выражаются в экстремально низких зимних температурах, значительном перепаде летних и зимних температур, весьма кратком летнем периоде, занятости большей части территории ХМАО и ЯНАО вечной мерзлотой, что делает строительство и проживание на этих территориях сильно затрудненным;

2.4. Высокий уровень деградации сети сельских населенных пунктов, которая в условиях Урала исторически изначально была не очень крупной, а в течение последних ста лет стремительно сворачивается со скоростью примерно 1-2 % от общего числа сельских населенных пунктов в год;

2.5. Слабое расселенческое прикрытие новой границы с Казахстаном. В настоящее время Челябинская, Курганская и Тюменская области не имеют в приграничной зоне ни одного значительного города (за исключением г. Троицк в Челябинской области). Как следствие, в приграничной зоне отсутствует какая-либо инфраструктура, позволяющая организовать ее прикрытие за счет сети поселений, а также системы дорог, играющих двойную функцию — контактную и барьерную.

3. Угрозы или внешние и внутренние отрицательные возможные воздействия на макрорегиональную систему расселения Урала

3.1. Возможность реализации сценария неблагоприятного воздействия со стороны неприкрытой южной границы, на которую регионы УрФО выходят широким южным фронтом;

3.2. В случае дальнейшей поляризации расселения возможен сценарий его пространственного распада, способного проникнуть даже внутрь территорий островов расселения. В результате стягивания населения в небольшое число индустриальных центров и агломераций значительные опустыненные пространства возникнут внутри островов расселения, нарушив их целостный характер;

3.3. Дальнейший отрыв немногих крупных центров расселения от остальных городов по численности населения. Сужение количества населения средних городов. Данный процесс можно назвать вторичной поляризацией, когда поляризуется уже не только пространство всей системы расселения, а ядро этой системы.

4. Возможности (О) или вероятные ответы на вызовы, которые несут в себе угрозы развитию макрорегиональной системы расселения Урала, кроются в общем виде в системе сознательно проводимых градостроительных мероприятий, которые необходимо предпринять в плановом порядке. Нужно уточнить, что саморазвитие системы расселения в современных российских условиях не приведет к самопроизвольной оптимизации развития расселения. Наоборот, предоставленное самому себе, оно будет продолжать углублять указанные негативные тенденции развития, имея своей крайней перспективой распад целостного расселения на «островки расселения».

4.1. Целенаправленное формирование приграничной зоны вдоль государственной границы России с Казахстаном. Создание в южной части территории УрФО многофункциональной контактно-барьерной зоны, обеспеченной соответствующей субрегиональной системой расселения и системой транспортных коридоров, как пересекающих границу, так и носящих рокадный характер;

4.2. Противопоставление процессу нарастающей поляризации расселения мероприятий по ее деполяризации. Самыми эффективными в этом контексте являются меры по формированию новых островов расселения на территории УрФО, а также их пространственное соединение в одно целое;

4.3. Формирование новых центров расселения, которые могут взять на себя центральные функции, заняв место среднего звена в системе расселения. Особенно значимо такое формирование на малоосвоенных территориях и наоборот — в составе крупных городских агломераций, как противовес слишком крупным центрам;

4.4. Повышение жизнеспособности конкретных городов-элементов расселения за счет улучшения их морфологических характеристик, которые делают данный элемент расселения более устойчивым и привлекательным;

4.5. Создание качественно нового транспортного каркаса, в котором полимагистральные коридоры охваты-

вают новые территории и при этом образуют кольцевые структуры, что обеспечивает их устойчивое и эффективное функционирование.

Пространственная оптимизация системы расселения Уральского макрорегиона

Пространственная модель организации системы расселения Уральского макрорегиона показывает решение вопросов и проблем, которые выявлены в SWOT-анализе. Она в наглядной форме раскрывает перспективу восходящего развития расселения, которое обеспечивает все более полный и эффективный контроль за пространством Урала.

В вопросе пространственной оптимизации расселения Урала возможно два принципиально различных подхода:

1 Оптимизация, проводимая исключительно исходя из имеющихся ресурсов расселения, прежде всего демографических, при которой происходит перераспределение населения по иерархии расселения и по отдельным городам — элементам расселения. При этом происходит лишь реструктуризация поля расселения наиболее эффективным и оптимальным образом.

2 Оптимизация, исходящая из презумпции о возможности наращивания демографического ресурса, при которой возможно не только перераспределение, но и его наращивание.

Современная структура системы расселения Уральского макрорегиона

Для выявления структуры расселения УрФО проведен анализ его поля напряжения в масштабе всего федерального округа. Территория округа была покрыта гексагональной сеткой с размером ячейки 20 км, что соответствует масштабу дневной пешеходной доступности (Иллюстрация 2). В результате проведенного моделирования выявлена структура поля расселения УрФО и проведен его первичный анализ.

Анализ поля расселения УрФО показал, что по состоянию на 2012 г. оно представляло собой сочетание двух относительно небольших островов расселения на фоне остальной малозаселенной территории. Первый остров расселения — это юго-западная окраина УРФО — территории Свердловской, Челябинской, частично Курганской и Тюменской областей. На ней проживает около 78 % населения всего УрФО и сосредоточена подавляющая часть его промышленного и научного потенциала. Здесь отчетливо выделяются два значительных ядра, которые формируют вокруг себя высокоплотное поле расселения — Екатеринбургское и Челябинское. Границы острова фиксируются элементами расселения, которые выполняют, по сути, пограничную роль — это города Серов и его агломерационный «куст», города Тобольск и Ишим в Тюменской области, Магнитогорск и Троицк в Челябинской.

Пространственная оптимизация южного острова расселения Уральского макрорегиона

В настоящее время южный остров расселения Уральского макрорегиона представляет собой пространство Челябинской, Свердловской и частично Курганской и Тюменской областей. При этом внутри острова расселения сложилось сильное ядро, которое рассечено на несколько фрагментов (показано розовым цветом на Иллюстрации 2). Северный фрагмент ядра южного острова расселения находится между городами Нижний Тагил — Первоуральск — Озерск — Каменск-Уральский — Асбест. Его центром является Екатеринбург. Южный фрагмент ядра сосредоточен вокруг Челябинска и захватывает города Миасс и Златоуст. Между Екатеринбургом и Челябинском

Иллюстрация 2. Структура поля напряжения южного острова расселения Уральского макрорегиона в настоящее время

Иллюстрация 3. Структура поля напряжения южного острова расселения Уральского макрорегиона в оптимизированном состоянии

находится относительно незаполненное в градостроительном отношении пространство.

При варианте оптимизации расселения, представленном на Иллюстрации 3, отдельные фрагменты ядра южного острова расселения объединяются в единое целое, в результате чего образуется единое высокоурбанизированное ядро южного острова расселения. Данная функциональная урбанизированная территория может стать пространственной основой для устойчивого существования южного острова расселения в течение неограниченного времени.

Иллюстрация 4. Структура поля напряжения северного острова расселения Уральского макрорегиона в настоящее время

Иллюстрация 5. Структура поля напряжения северного острова расселения Уральского макрорегиона в оптимизированном состоянии

Для достижения этой цели необходимо размещение на оси Челябинск — Каменск-Уральский и Челябинск — Озерск по одному среднему городу численностью от 50 до 80 тыс. жителей каждый. В случае с осью Челябинск — Озерск, возможно, увеличением численности Кыштыма с нынешних 38 тыс. до города размером около 80 тыс. жителей. На оси Челябинск — Каменск-Уральский следует построить новый город на практически пустом месте, так как эта территория неразвита в градостроительном отношении (Иллюстрация 3).

Кроме этого, необходим ряд градостроительных мероприятий по укреплению структуры самого южного острова расселения. В настоящее время юг Курганской и Тюменской областей подвержен воздейст-

вию «краевого эффекта». Он состоит в градостроительном опустынивании новой приграничной территории, которая возникает в результате изменения государственных границ. Такой эффект возник в результате распада СССР и возникновения в этой местности новой государственной границы с Казахстаном. Краевой эффект имеет самоподдерживающуюся природу и тенденцию к пространственному расширению. Если его не преодолеть, то в течение ближайших 20 лет вся указанная территория лишится постоянных жителей. Для преодоления этой ситуации и предотвращения распада крайнего восточного участка южного острова расселения Урала необходимы решительные градостроительные мероприятия по созданию новой сети расселения в этом субрегионе.

Для этого представляется необходимым новое градостроительное развитие поселений на трансграничных осях Курган — Петропавловск и Петропавловск — Ишим. Наиболее благоприятными в этом отношении являются г. Петухово (Курганская область) с нынешним населением в 10 тыс. жителей и пгт. Казанское (Тюменская область) с населением в 6 тыс. человек. На их основе желательно создать два средних города численностью населения до 50 тыс. человек каждый. Оба города могут выполнять приграничные и транзитные функции. Кроме этого, желательно возникновение еще одного среднего города на трансграничной оси Курган — Кустанай, которую может выполнить г. Куртамыш (Курганская область). Требуется превратить его в средний город численностью также до 50 тыс. жителей и создать через него рокадную полимагистральную связь Куртамыш — Петухово — Казанское. Возникновение такой приграничной оси даст возможность системе расселения закрепиться за относительно крупные населенные пункты городского типа и не допустить ее дальнейшей неуправляемой деградации.

Аналогичная проблема имеется на юге Челябинской области, которая в зоне южнее городов Троицк и Южноуральск не имеет сформированной локальной системы расселения. Как и в случае с югом Тюменской и Курганской областей, необходимо купировать краевой эффект, который имеет свою специфику в данном субрегионе. Он не только обрекает на деградацию приграничную зону, но создает препятствие в вопросе внутренней связности российских регионов. Он крайне ослабляет градостроительную связность системы расселения Урала в границах УрФО и расселения Оренбургской области. Преодоление ситуации возможно в процессе усиленного развития хотя бы одного элемента расселения на юге области. На эту роль подходит город Карталы, который, насчитывая в настоящее время 28 тыс. жителей, должен перейти в категорию среднего города с численностью от 50 до 80 тыс. человек. Необходимо и укрепление полимагистральной связности расселения через это направление. Чтобы превратить Карталы в скрепляющий узел на направлении Троицк — Орск, требуется построить обходной участок железной дороги и автодорогу, минуя казахскую территорию, с тем чтобы обеспечить и в этом регионе рокадную полимагистральную связь с Оренбургской

областью. В результате этих действий вдоль всей границы России и Казахстана возникает полимагистральный рокадный транспортный коридор и минимум четыре средних города на месте малых городов и поселков городского типа.

Говоря о внутренней структуре южного острова расселения, следует выделить широтное восточное направление, проходящее через Екатеринбург. Имеющееся транспортное направление Екатеринбург — Тюмень следует укрепить еще одним. Анализ пространственного распределения потенциала поля напряжения показывает, что существует пространственная ось Каменск-Уральский — Шадринск — Тюмень, которая к настоящему времени недооценена. Целесообразно закрепить ее через транспортный коридор от Каменска-Уральского до Шад-ринска, а затем от Шадринска на Тюмень. В настоящее время прямая связь между этими городами отсутствует, что обрекает пространство между ними на недоразвитость. Кроме того, имеет смысл продлить этот коридор от Шадринска до Челябинска, соединив напрямую Тюмень и Челябинск. Данное соединение может создать ситуацию транспортной закольцованности внутри ядра южного острова расселения и сделает ускоренное развитие пространства между крупнейшими городами возможным за счет его транспортной связности и проницаемости по всем направлениям.

Пространственная оптимизация северного острова расселения Уральского макрорегиона

Северный остров расселения Уральского макрорегиона возник относительно недавно, не более полувека назад, и отличается от южного гораздо меньшим числом городов-элементов расселения, гораздо более простой пространственной структурой, что отражает анализ его потенциала поля напряжения в современном состоянии (Иллюстрация 4).

В настоящее время северный остров расселения представлен всего семью пространственно связанными между собой элементами расселения (Нефтеюганск, Сургут, Нижневартовск, Мегион, Ноябрьск, Лангепас и Когалым). К ним с запада примыкают как отдельные островки расселения Ханты-Мансийск и Нягань. По своему положению в общем поле расселения макрорегиона эти два элемента не смогли присоединиться к северному острову непосредственно. Суммарное городское население северного острова расселения достаточно велико — около 900 тыс. жителей, притом относительная ценность населения резко растет при движении на север с его трудными природно-климатическими факторами.

Стратегическое укрепление положения северного острова расселения возможно не через укрепление его внутренней структуры, а через развитие его внешних пространственных связей, присоединение к себе отдельных и отделенных элементов расселения и укрепление связей с южным островом расселения. При этом стратегической целью должно быть преодоление имеющихся между двумя островами расселения пространственных рассечений и со временем объединения в единый остров расселения, занимающий большую часть Уральского макрорегиона.

Решение задачи укрепления внешних пространственных связей следует начать с расширения пространства северного острова расселения. Для этого целесообразно соединить широтной связью Ханты-Мансийск и Нягань с основным пространством северного острова расселения и сформировать устойчивую магистральную связь, закрепленную элементом расселения. Поселок городского типа Пойковский (население 26 тыс. чел.), расположенный между Ханты-Мансийском и Нижневартовском, мо-

жет стать таким элементом, причем требуется повысить его численность незначительно, всего приблизительно до 40 тыс. жителей. К имеющейся автомобильной связи между Ханты-Мансийском и Нефтеюганском необходимо в том же коридоре добавить железную дорогу и протянуть этот полимагистральный коридор вдоль течения р. Оби до г. Нягани (Иллюстрация 5). Это обеспечит кольцевую транспортную связность и на этом уровне не только соединит воедино пространство северного острова расселения, но и обеспечит цикличную транспортную связность северного и южного островов расселения.

Заключение

1 Проведен комплекс процедур стратегического планирования в отношении системы расселения Урала. На основе SWOT-анализа показана система сильных и слабых сторон уральского расселения. На их основе предложен комплекс корректирующих мероприятий, направленных на оптимизацию развития расселения Уральского макрорегиона.

2 Выявлены города-центры системы расселения, чье значение было недооценено в прошлом и которые необходимо ускоренно развивать для создания прочного каркаса регионального расселения. Рассмотрен вопрос выделения ключевых пространственных зон, в которых необходимо формирование новых городов либо на новом месте, либо на основе уже существующих сельских поселений и малых городов.

3 Для двух ключевых зон расселения Урала — южного и северного островов расселения предложены меры по укреплению их пространственной связности, обеспечивающие недопущение их распада на отдельные фрагменты.

Список использованной литературы

1 Бразовская Н. В. Методы оптимизации : учеб. пособие / Алтайск. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова ; [Центр дистанц. обучения]. Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2000. 120 с.

2 SWOT-анализ. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/ SWOT-анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.