IVh
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
УДК 614.2:331.101.262
КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
К.О. Папеева, И.В. Подушкина,
А.В. Костромичев, С.Е. Квасов, А.С. Дьяков,
ГАОУ ДПО «Нижегородский областной центр повышения квалификации специалистов здравоохранения»
Квасов Сергей Евгеньевич - e-mail: [email protected]
В статье анализируется современное состояние кадрового обеспечения здравоохранения в России на современном этапе, рассматриваются основные проблемы кадровых ресурсов, в числе которых: дефицит медицинских кадров, нехватка клинических специалистов и среднего медицинского персонала, «старение» здравоохранения. Также приводятся предлагаемые государством меры по улучшению сложившейся ситуации в кадровом обеспечении здравоохранения.
Ключевые слова: кадровое обеспечение, здравоохранение, подготовка медицинских кадров.
The article analyses modern state of healthcare labour resourcing in Russia in the modern period, key problems of labour resources are regarded including: healthcare personnel deficiency, shortage of clinical professionals and paramedical personnel, «ageing» of healthcare industry. Also measures are listed offered by the state in order to improve the existing situation in labour resourcing of healthcare.
Key words: labour resourcing, healthcare, training of healthcare personnel.
В настоящее время перед Российской Федерацией стоит задача превращения в глобального лидера мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния [1]. Одним из таких показателей выступает повышение качества медицинской помощи. Успех многих программ, направленных на реализацию этого направления, зависит от решения проблемы кадрового обеспечения системы здравоохранения. Уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения выделяется и среди основных характеристик состояния национальной безопасности [2].
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, целенаправленная и эффективная подготовка и переподготовка медицинских кадров, которые способны обеспечить внедрение научных достижений и качественный прорыв системы здравоохранения, являются одним из инновационных путей развития здравоохранения, направленного на улучшение здоровья граждан [3].
К сожалению, в настоящее время в системе подготовки кадров для здравоохранения существует ряд проблем:
1. общий дефицит медицинских кадров в целом по стране;
2. слабая мотивация выпускников медицинских вузов к профессиональной деятельности наряду с высокой мотивацией к получению медицинского образования;
3. профицит специалистов по ряду медицинских специальностей;
4. низкая обеспеченность медицинскими специалистами амбулаторно-поликлинических организаций по сравнению со стационарными учреждениями;
5. несоответствие системы медицинского образования в России международным стандартам.
Установленные нормы планирования числа должностей, которым должно соответствовать кадровое обеспечение, рассчитываются, исходя из численности населения, показателей его здоровья, заболеваемости, числа и мощности учреждений здравоохранения на расчетный год или планируемый период. Подобный подход использовался еще при планировании развития здравоохранения в СССР. Например, на 1986-1990 гг. Минздравом СССР были утверждены нормативы обеспеченности на 1000 населения: врачами - 4,4; медицинскими сестрами - 15,3; провизорами - 0,47 и фармацевтами - 0,52. Соотношение
врачей и медицинских сестер планировалось довести до 1:3,0 [4]. Но эти планы не реализованы до сих пор.
Так, в 2008 г. число работников, занятых в здравоохранении, составило 3,68 млн человек. Врачей всех специальностей было 704 тыс., то есть 5 врачей на 1000 населения. Без учета санитарно-эпидемиологических кадров и стоматологов обеспеченность врачами на 1000 населения составила 4,41, что в 1,4 раза выше, чем в среднем в странах ОЭСР2, где она составляет 3,1 врача на 1000 населения. Однако следует учесть, что в РФ заболеваемость и смертность населения выше, чем в странах ОЭСР [4].
В 2010 г. в России насчитывалось 715 800 врачей и 1 508 700 средних медицинских работников.
Обеспеченность населения РФ врачами составила 50,1 на 10 000 человек, средним медицинским персоналом -105,6 на 10 000 человек [5]. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ в 2010 году максимальный дефицит зафиксирован по профессиональной группе «врачи (без стоматологов)», в которой потребность в работниках для замещения вакантных рабочих мест составила 10% от списочной численности работников. Также зафиксирован значительный дефицит по группам среднего медицинского персонала (фельдшеры, медсестры, акушеры и другие).
Численность среднего медицинского персонала снизилась на 10%: с 1,7 до 1,5 млн человек. В течение 2000-2010 годов соотношение врачей и средних медицинских работников оставалось на уровне 1:2,11. В целом тенденция нехватки среднего медперсонала сохраняется и сейчас, хотя происходит незначительное улучшение показателей. Согласно отчетности по кадровым ресурсам, в системе здравоохранения РФ в 2011 г. численность врачей составила 619 400 человек, а среднего медперсонала - 1 320 000 человек [6]. То есть соотношение врачей и среднего медперсонала составило 1:2,13. К настоящему моменту соотношение врачей и среднего медицинского персонала в РФ составляет 1:2,4, тогда как в странах ОЭСР оно в среднем равняется 1:3. В России не хватает порядка 270 тыс. медсестер, что министр здравоохранения В.И. Скворцова назвала катастрофой, поскольку это толкает врача выполнять не свойственные ему функции среднего медицинского работника [7].
В Государственной Программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» отмечается, что «...обеспеченность врачами на 10 тысяч населения в зарубежных странах составляет: Франция - 37,0; Германия - 35,0; Дания - 32,0; Испания - 38,0; Нидерланды - 39,0; страны ОЭСР - 31,0. Аналогичный показатель обеспеченности врачами клинических специальностей на 10 тысяч населения в 2011 году в Российской Федерации составил 29,2». Показатель удельного веса медицинских работников в общем числе занятых по Российской Федерации в 2010 и 2011 годах составил 6,8% как врачей, так и средних медицинских работников (4 621 000 человек). По странам ОЭСР этот показатель составлял 10,1%, в том числе в
Великобритании - 12,9%, в Германии - 11,9% [8]. Таким образом, в России наблюдается дефицит медицинских кадров по сравнению с другими странами.
В государственной системе здравоохранения РФ работают около 640 тыс. врачей. При этом дефицит кадров составляет 40 тыс. специалистов. В основном это врачи первичного звена здравоохранения, оказывающие амбулаторную помощь в поликлиниках, а также работники фельдшерско-акушерских пунктов.
Практически в каждом субъекте Российской Федерации обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом в сельской местности значительно ниже, чем в среднем по стране. Для врачей она ниже почти в 4 раза (1,2 на 1000 человек, проживающих в сельской местности), а для медицинских сестер - ниже в 2 раза (5,5 на 1000 человек, проживающих в сельской местности) [1].
О нехватке врачей ряда специальностей и о высокой интенсивности их труда говорят данные Минздравсоцразвития России. В 2007 г. коэффициент совместительства среди медицинских работников в среднем составил 1,4-1,6 (в первичном звене - 1,3). В ряде случаев совмещение обусловлено низкой заработной платой медицинских работников.
Дефицит врачебных кадров существует, несмотря на то что медицинские вузы ежегодно выпускают порядка 34 тыс. врачей и численность врачей в период 1991-2011 гг. увеличилась на 15%, до 0,7 млн человек [9].
Подготовку и повышение квалификации специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием осуществляют 52 вуза Министерства здравоохранения РФ, в том числе 44 медицинских, 3 фармацевтических, 5 учреждений дополнительного профессионального образования и 22 факультета и института государственных университетов Министерства образования и науки РФ. На додипломном этапе обучаются более 136 тыс. студентов, последипломную подготовку ежегодно получают 180-200 тыс. врачей и провизоров [3]. Каждый год в указанные образовательные учреждения принимаются 20 тыс. абитуриентов по программам высшего профессионального образования, 24 тыс. человек - по программам послевузовского профессионального образования (в том числе интернатура - 16 тыс., ординатура - 6 тыс. мест) [6].
Специалистов со средним медицинским (фармацевтическим) образованием готовят 450 учебных заведений, из которых 30 федерального и 420 муниципального подчинения, в том числе более 80 колледжей. Общий контингент учащихся медицинских училищ и колледжей составляет около 230 тыс., а преподавателей - более 28 тыс. Ежегодный план приема - более 70 тыс. человек [4, 10].
Крайне важной в здравоохранении остается проблема недостатка врачей клинических специальностей, которых в 2010 году насчитывалось всего 153 800 человек (или 26,3 врача на 10 000 населения), при том, что в этот период
1Без учета занятых в предоставлении социальных услуг, ветеринарной деятельности, производстве фармацевтической продукции и медицинской техники.
2Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. В организацию входят 34 государства - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Республика Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская комиссия (орган Евросоюза).
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
(1991-2011 гг.) заболеваемость населения по всем видам болезней увеличилась в 1,25 раза.
На открытии III Общероссийской конференции «Медицинское образование - 2012» Т. Голикова сообщила, что дефицит кадров в здравоохранении по клиническим специальностям составил 152,8 тыс. человек, при этом в амбулаторном звене дефицит составляет 187,5 тыс. человек, а в стационарном звене наблюдается переизбыток кадров - 34,7 тыс. человек. Дефицит кадров среднего медицинского персонала составляет 800 тыс. человек [11].
В рамках этих показателей число врачей терапевтического профиля не изменилось, численность врачей хирургического профиля снизилась, составив 93% к показателю 1991 года. Уменьшилось число педиатров, фтизиатров (на 11%) и ряда других специальностей. Увеличилось число стоматологов (в 1,3 раза), неврологов (в 1,5 раза) и ряда других.
В настоящее время в России наблюдается дефицит диетологов, детских онкологов, ревматологов, пульмонологов, врачей общей практики и профицит врачей других специальностей (стоматологов - 202%, офтальмологов - 100%, хирургов - 100%, травматологов и ортопедов - 54,1%, оториноларингологов), особенно в стационарных учреждениях.
В государственной системе здравоохранения также имеет место крайне неоптимальное соотношение между врачами первичного контакта (участковыми педиатрами и терапевтами, врачами общей практики) и врача-ми-специалистами3. В России это соотношение составляет 1:6, что значительно выше, чем в странах ОЭСР, где оно равняется 1:2. Таким образом, обеспеченность врачами первичного звена в РФ в 1,7 раза ниже, чем в странах ОЭСР.
При таком соотношении неизбежно возрастает нагрузка на врачей. Например, врач в странах ОЭСР консультирует 10 пациентов в день, а российский врач в амбулаторнополиклинических условиях - 304. Это, конечно, приводит к ухудшению качества медицинской помощи пациентам. Между тем именно участковые врачи и врачи общей практики должны нести основную ответственность за здоровье прикрепленного населения и организацию медицинской помощи. В настоящее время, благодаря приоритетному национальному проекту «Здоровье», ситуация в первичном звене несколько улучшилась, но по-прежнему остается неудовлетворительной.
Еще одной проблемой выступает «старение» здравоохранения. По данным Минздравсоцразвития России сегодня в государственном и муниципальном секторах трудятся около 40% лиц предпенсионного возраста и от 10 до 30% - в возрасте старше пенсионного. Учитывая, что в ближайшие несколько лет выпуск медицинских вузов и училищ будет сокращаться из-за демографического провала (в настоящий момент в РФ детей в возрасте от 5 до 14 лет в 2 раза меньше, чем молодежи в возрасте 21 года), такая ситуация приведет к нарастанию дефицита кадров в здравоохранении и необходимости использовать труд пенсионеров.
По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, если в 2000 году удельный вес заня-
тых в здравоохранении в возрасте 50 лет и старше составлял 20%, то в 2010 году доля данной возрастной группы существенно увеличилась, доля молодежи до 30 лет -заметно сократилась [8]. По словам министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой, около 8-10% врачей ежегодно покидают медицинскую отрасль, причём, только 2% из них выходят на пенсию, а остальные разочаровываются в профессии или в условиях работы [12].
Учитывая особую актуальность вопросов кадрового обеспечения системы здравоохранения, сформирована соответствующая подпрограмма в Государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 15.04.2013 г. № 614-р утвержден Комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года [13]:
1. оптимизация номенклатуры специальностей специалистов с высшим и послевузовским средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения;
2. мониторинг кадрового состава системы здравоохранения, ведение Федерального регистра медицинских и фармацевтических работников;
3. разработка и утверждение руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, реализация и мониторинг программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также разработку дифференцированных мер социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей;
4. разработка профессиональных стандартов, предусматривающих в том числе расширение функций специалистов со средним медицинским образованием;
5. утверждение примерных дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования, в том числе включающих использование дистанционных образовательных технологий;
6. разработка и утверждение типовых отраслевых норм труда в сфере здравоохранения;
7. поэтапный перевод работников медицинских организаций на «эффективный контракт»;
8. формирование и внедрение системы аккредитации специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 g. № 1662-r «Koncepciya dolgosrochnogo social'no-economicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda».
2. Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
3Рассчитано по врачам, работающим в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Всего в первичном звене по данным Росздравнадзора работают 73,4 тыс. врачей.
4При сравнении учитываются консультации участковых врачей, врачей общей практики, врачей-специалистов, как в амбулаторно-поликлинических условиях, так и на дому.
Ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2009 g. № 537 «Ob utverzhdenii Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda».
3. Стародубов В.И., Щепин О.П. и др. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2013. С. 468-501. Серия «Национальные руководства».
Starodubov V.I., Schepin O.P. I dr. Obschestvennoe zdorov'e i
zdravoohranenie. M.: GEOTAR-Media, 2013. S. 468-501. Seriya «Nacional'nye rukovodstva».
4. Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э. Общественное здоровье и здравоохранение/ Учебник для студентов. М.: ГЭОТАР-Медиа 2011. С. 318-336, С. 490495, С. 528-530.
Lisicyn Yu.P., Ulumbekova G.E. Obschestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie /Uchebnik dlya studentov. M.: GEOTAR-Media, 2011. S. 318-336, S. 490-495, S. 528-530.
5. Кучеренко В.З. Организация здравоохранения и общественное здоровье, экономика здравоохранения / учебник в 2 т. М.: ГЭОТАР-Медиа. Т. 1. 2013. С. 632-644.
Kucherenko V.Z. Organizaciya zdravoohraneniya i obschestvennoe zdorov'e, ekonomika zdravoohranenia / uchebnik v 2 t. M.: GEOTAR-Media. Т 1. 2013. S. 632-644.
6. Скворцова В.И. Пути решения кадровой проблемы в здравоохранении. Hi-Med. Высокие технологии в медицине. 2012. № 11.
Skvorcova V.I. Puti resheniya kadrovojproblemy vzdravoohranenii. Hi-Med. Vysokie tehnologii v medicine. 2012. №11.
7. В. Скворцова назвала катастрофой нехватку в России порядка 270 тыс. медсестер. Главная медицинская сестра. 2013. № 11. С. 4.
V. Skvorcova nazvala katastrofoj nehvatku v Rossii poryadka 270 tys. Medsester. Glavnaya medicinskaya sestra. 2013. № 11. S. 4.
8. Доклад о реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 20122018 годы // отчет Росстата от 10.09.2013 г., источник «Health at a Glance 2011: OECD Indicators» («Здоровье на ладони 2011 год: показатели ОЭСР», постоянный URL: http://www.oecd.org/health/healthataglance).
Doclad o realizacii Programmy poetapnogo sovershenstvovaniya sistemy oplaty truda v gosudarstvennyh (municipal'nyh) uchrezhdeniyah na 2012-2018 gody // otchet Rosstata ot 10.09.2013 g., istochnik «Health at a Glance 2011: OECD Indicators» («Zdorov'e na ladoni 2011 god: pokazateli OESR», postoyannyj URL: http://www.oecd.org/health/healthataglance).
9. Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2011 гг. // Приложение к статистическому сборнику «Российский статистический ежегодник». Росстат. 2012.
Social'no-ekonomicheskie pokazateli Rossijskoj Federacii v 1991-2011 gg. // Prilozhenie k statisticheskomu sborniku «Rossijskij statisticheskij ezhegodnik». Rosstat. 2012.
10. Современные подходы к системе профессиональной подготовки менеджеров здравоохранения - руководителей сестринского персонала с высшим медицинским образованием. Главная медицинская сестра. 2008. № 6.
Sovremennye podhody k sisteme professional'noy podgotovki menedzherov zdravoohraneniya - rukovoditelej sestrinskogo personala s vysshim medicinskim obrazovaniem. Glavnaya medicinskaya sestra. 2008. № 6.
11. Еругина М.В., Долгова Е.М. Проблемы и перспективы кадрового обеспечения системы здравоохранения. Заместитель главного врача. 2012. № 9. С. 12.
Erugina M.V., Dolgova E.M. Problemy i peerspektivy kadrovogo
obespecheniya sistemy zdravoohraneniya. Zamestitel' glavnogo vracha. 2012. № 9. S. 12.
12. Скворцова В.И. Статья: «Около 10% врачей РФ ежегодно уходят из отрасли». Здравоохранение. 2013. № 10. С. 6.
Skvorcova V.I. Stat,ya: «Okolo 10% vrachej RF ezhegodno uhodyat iz otrasli». Zdravoohranenie. 2013. № 10. S. 6.
13. Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2013 г. № 614-р «О комплексе мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года».
Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2013 g. № 614-r «O komplekse mer po obespecheniyu sistemy zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii medicinskimi kadrami do 2018 goda».