ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1 2 Ясакова А.Р. , Шестакова Е.В.
Email: [email protected]
1 Ясакова Алия Рестэмовна - магистрант;
2Шестакова Елена Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра управления персоналом, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Аннотация: в статье отражены главные проблемы кадрового обеспечения в системе здравоохранения. Представлен опыт развития системы управления медицинскими кадрами в Российской Федерации и в зарубежных странах. Описаны особенности, проблемы и приоритетные направления в развитии кадрового обеспечения в системе здравоохранения Российской Федерации, а также возможные пути решения проблем кадрового обеспечения. Особенности кадрового обеспечения более подробно рассмотрены на примере системы здравоохранения Оренбургской области. Представлена возрастная структура врачей РФ.
Ключевые слова: кадровое обеспечение, кадровая политика, кадровый потенциал, здравоохранение, управление кадровыми ресурсами.
STAFFING PROBLEMS IN A HEALTH CARE SYSTEM
12 Yasakova A.R.1, Shestakova E.V.2
1Yasakova Aliya Restemovna - Undergraduate;
2Shestakova E.V. - Associate Professor, Head of Department, DEPARTMENT OF MANAGEMENT PERSONNEL, ORENBURG STATE UNIVERSITY, ORENBURG
Abstract: in article the main problems of staffing are reflected in a health care system. Experience of development of a control system of medical shots in the Russian Federation and in foreign countries is presented. Features, problems and the priority directions in development of staffing in a health care system of the Russian Federation and also possible solutions of problems of staffing are described. Features of staffing are in more detail considered on the example of a health care system of the Orenburg region. The age structure of doctors of the Russian Federation in a percentage ratio is presented. Keywords: staffing, personnel policy, personnel potential, health care, management of personnel resources.
УДК 33
В настоящее время вопрос совершенствования кадрового обеспечения в системе здравоохранения стоит особо остро. Приоритетным направлением является улучшение кадрового состава лечебно-профилактических учреждений кадрами с высшим медицинским образованием, повышение квалификации и профессионализма врачей. Здравоохранение России в наши дни претерпевает значительные изменения. Главенствующая роль отведена совершенствованию системы управления кадровыми ресурсами - это стратегическая составляющая развития отрасли. Кадровая политика по сохранению кадров в здравоохранении - важнейший фактор стабилизации отрасли.
Самой выгодной составной частью здравоохранения являются кадры, так как осуществляемая ими польза в отношении здоровья населения превышает все затраты на их подготовку, содержание. Важным фактором совершенствования системы управления медицинских кадров является освоение современных технологий кадровой работы, которые обеспечивают подбор, профессиональную ориентацию, адаптацию и мотивацию сотрудников, их профессиональное развитие, решение проблемы доступности и качества медицинской помощи. Развитие и реформирование здравоохранения, способствуют поддержанию высокого профессионального уровня не только руководства медицинских организаций, но и медицинского персонала. Данная цель достигается путем использования современных кадровых технологий, которые оказывают влияние на профессионализацию кадровых процессов, а также профессионально-должностное развитие медицинского персонала.
Во всем мире медицинские кадры переживают кризис, кадровая ситуация в медицинских организациях зарубежных стран указывает на сходство формирующихся проблем. В кадровом ресурсосбережении здравоохранения можно выделить три основные проблемы: нерациональное использование существующих трудовых ресурсов, ограниченное их воспроизводство, выбытие ресурсов, главным образом за счет оттока специалистов из здравоохранения.
По данным ВОЗ опубликованным в сборнике «Мировая статистика здравоохранения 2015» в России на 10000 населения за период 2005-2015 гг приходится 43,1 врача. На начало 2015 г. в медицинских учреждениях здравоохранения России насчитывалось 580, 4 тыс. врачей всех специальностей.
Врачей в Российской Федерации больше на душу населения, чем в развитых странах, но несмотря на это имеется выраженный дефицит медицинских кадров. Более двадцати лет главной стратегической линией кадровой политики здравоохранения России являлось беспрерывное наращивание численности медицинских кадров. В связи с чем Россия вошла в первую пятерку стран в мире по числу врачей и обеспеченности ими населения. Среди стран с наибольшим количеством врачей на душу населения Россия, согласно данным ВОЗ, занимает пятое место. В США, Канаде этот показатель в 2 раза меньше, в Великобритании и других странах Европы в 3 раза меньше [1].
В последние годы в субъектах Российской Федерации проводятся отдельные мероприятия по созданию условий для привлечения и сохранения медицинских кадров. В силу различий в уровне социально-экономического развития регионов реализуемые мероприятия различаются по своему составу и направленности, отсутствует приоритетность и системность мер, что снижает эффективность решения задачи по привлечению и сохранению медицинских кадров в практическом здравоохранении. Отсутствие единого комплекса мер поддержки медицинских работников на уровне субъекта Российской Федерации, который способен сформировать конкурентное предложение для специалистов, занятых в сельских и отдаленных районах затрудняет в ближайшем будущем решение задачи по устранению неравномерности распределения медицинских кадров. Часть предложений субъектов Российской Федерации по реализации мер социальной поддержки врачебного состава носит местный характер и не распространяется на всю систему здравоохранения [2].
Состояние кадрового состава является основополагающим для эффективной работы системы здравоохранения, а именно качество и доступность оказываемой медицинской помощи населению. Кадровый потенциал определяет результативность функционирования медицинской организации и является ее связующим элементом.
Социальная поддержка работников здравоохранения - это выгодное вложение в развитие здравоохранения субъекта Российской Федерации, а не вид финансовых издержек бюджета. В настоящее время необходимо сформулировать стратегическую цель развития кадрового потенциала - устранение дефицита и дисбаланса
медицинских кадров в рамках постановки и решения следующих задач по разработке и реализации приоритетных направлений для субъекта Российской Федерации: управление кадрами в сфере здравоохранении; образование (подготовка и непрерывное профессиональное развитие кадров); обеспечение условий для жизни и меры социальной поддержки медицинских работников.
В Оренбургской области система здравоохранения представлена органом исполнительной власти - Министерством здравоохранения Оренбургской области, которое обеспечивает проведение в субъекте РФ государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также отдельных направлений кадровой политики в учреждениях здравоохранения.
Кадровая обеспеченность на 10 тыс. человек, с учетом работников федеральных учреждений, обслуживающих население Оренбургской области, составляет: врачами -46,6 (25 ранговое место по России), средним медицинским персоналом - 125,79 (10 ранговое место по России).
Обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом в Оренбургской области превышает средние показатели по Российской Федерации (соответственно 44,0 и 92,4) и средние по Приволжскому федеральному округу (соответственно 41,5 и 98,1).
Основными нормативными документами Оренбургской области по реализации кадровой политики в сфере здравоохранения являются: государственная программа «Развитие здравоохранения Оренбургской области» на 2014 - 2020 годы области от 12 ноября 2013 г. № 1042-пп. (с изменениями на 24.12.2015), региональная программа «Модернизация здравоохранения Оренбургской области» на 2011-2016 гг. [3].
Одной из главных проблем обеспечения кадрами здравоохранения РФ в настоящее время является сохранение дисбаланса между количеством специалистов лечебного и диагностического профиля, а также врачей первичного звена и врачей узкого профиля. Проводимое последние годы приоритетное развитие специализированной медицинской помощи оказало негативное влияние на организацию работы участкового терапевта. Развитие узкопрофильных отделений не сопровождается необходимыми изменениями в первичном звене здравоохранения. В здравоохранении России на долю участковых врачей приходится не более 25% против 45-55% в западных странах. Дефицит кадров усугубляется увеличением доли работников старшего возраста. Последние десять лет отмечается устойчивый рост лиц предпенсионного и пенсионного возраста, которые продолжают работать в связи с низким уровнем пенсионного обеспечения. В отдаленных районах и сельской местности часто они являются основной рабочей силой.
Рис. 1. Возрастная структура врачей РФ в % за 2015 г.
Уравновесить обеспечение кадрами системы здравоохранения поможет следующее: совершенствование номенклатуры специальностей и должностей; перераспределение обязанностей между врачебным персоналом и специалистами со средним медицинским образованием; переход на систему аккредитации медицинского персонала; повышение престижа профессии; - пересмотр норм времени и нормативов нагрузки.
Необходим пересмотр существующей системы последипломной подготовки, сертификации и аттестации врачебных кадров, а также разработка и внедрение в практику дифференцированной системы оплаты труда специалистов, основанной на результатах непрерывного кадрового аудита, развития профессиональных контактов между врачами смежных специальностей с широким использованием автоматизированных социальных сетей, внедрения дистанционных форм и методов обучения с помощью телемедицинских интернет - технологий. В настоящее время в Российской Федерации функционирует система образовательных организаций и учебных центров медицинского профиля для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров.
С целью увеличения притока медицинских кадров после окончания вузов в практическое здравоохранение Минздравом РФ усовершенствованы 190 типовых образовательных программ по основным направлениям медицинской деятельности, а также внедрены 94 федеральных государственных образовательных стандарта по обучению врачей в ординатуре. По этой форме, обучение в 2014 г. прошли 4438 человек. В июне 2014 г. была утверждена «дорожная карта» по формированию системы подготовки и повышения квалификации руководителей медицинских организаций. Необходимость корректировки образовательных программ и компетенций, которыми должен обладать современный управленец, привела к разработке проекта стандарта «менеджер в здравоохранении». Результаты исследования проблемы профессионализации медицинских кадров показывают, что выпускники вузов медицинского профиля недостаточно используют информацию по современной диагностике и лечению заболеваний, представленную в клинических рекомендациях профессиональных медицинских сообществ. Во многих медицинских учреждениях не созданы условия для обучения и повышения профессионального уровня без отрыва от практической работы: рабочие места не компьютеризированы, нет доступа к сети интернет, отсутствует доступ к клиническим рекомендациям профессиональных организаций, электронным библиотекам и системам поддержки принятия клинических решений.
Темпы развития современного медицинского образования привели к необходимости сокращения периода прохождения повышения квалификации, которые осуществлялись один раз в течение пяти лет. Ухудшение ситуации происходит из-за формального характера освоения программ учебных курсов. Эффективным механизмом управления повышения профессионализма врачей может стать введение бальной (кредитной) оценки их профессионального роста. Важно, чтобы процессу был придан непрерывный характер на протяжении всего периода трудовой деятельности врачей с учетом накопленного числа кредитов при оплате труда, аттестации, карьерного роста медицинского персонала.
Развивающимся направлением в подготовке и повышении квалификации врачей является создание симуляционных тренинговых центров, оборудованных роботами-тренажерами, имитирующими функции человеческого организма.
Существуют перспективные направления развития кадрового потенциала здравоохранения, которые содержатся в распоряжении Правительства РФ от 15.04.2013 N 614-Р «О комплексе мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года». Предлагается планировать кадры с учетом изменений в структуре оказания медицинской помощи. Становится актуальным переход от экстенсивного наращивания численности врачей к стратегии интенсивного развития.
Проблемы кадрового обеспечения и совершенствования работы с кадрами на современном этапе развития здравоохранения являются наиболее актуальными. Необходимо предпринимать меры по сохранению и развитию кадрового потенциала, оптимизации его численности и состава. Кадровая политика должна быть неотъемлемой частью государственной политики в области здравоохранения, так как медицинские кадры являются его главным ресурсом.
Список литературы /References
1. Солтман Р.Б. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий // Р.Б. Солтман, Дж. Фигейрас; пер. с англ. М.: ГЭОТАР Медицина, 2012. 432 с.
2. Отставных Д.В. Проблемы кадрового обеспечения отрасли здравоохранения в современных условиях. 2012 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fesmu.ru/voz/20124/2012405.aspx/ (дата обращения: 22.12.2017).
3. Государственная программа «Развитие здравоохранения Оренбургской области» на 2014-2020 годы: постановление Правительства Оренбургской области от 12 ноября 2013 г. № 1042-пп.
4. Приказ от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».
5. Иванова Л.Н. Инновационный менеджмент в управлении персоналом: учеб. пособие// Л.Н. Иванова, М.А. Бичеев; РАНХ и ГС, Сиб. ин-т упр. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. 183 с.
6. Ревская И.А. Технологизация управления профессиональным развитием кадров медицинских организаций / И.А. Ревская // Исследования и практика в медицине: научно-практический журнал, 2016. № 1. Том 3.
7. Шейман И.М. Кадровая политика в здравоохранении: сравнительный анализ российской и международной практики / И.М. Шейман, В.И. Шевский // Вопросы государственного и муниципального управления, 2015. № 1. С. 143-167.