Научная статья на тему 'Качественная характеристика субъектов педагогического процесса образовательных организаций Российской Федерации'

Качественная характеристика субъектов педагогического процесса образовательных организаций Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2138
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДУХОВНОСТЬ / ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьев М.Е.

Вопросы обучения были и остаются одними из наиболее актуальных, занимающих ведущее место в работе всех звеньев образовательной организации. Они представляют собой многогранный процесс создания условий для саморазвития обучающихся, развития учебных групп, который организуется в соответствии с государственными нормативными документами, на основе данных многих наук. Этот многогранный процесс осуществляют субъекты образовательного процесса, характеристике которых посвящается данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гурьев М.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качественная характеристика субъектов педагогического процесса образовательных организаций Российской Федерации»

КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Гурьев М.Е.*

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Вопросы обучения были и остаются одними из наиболее актуальных, занимающих ведущее место в работе всех звеньев образовательной организации. Они представляют собой многогранный процесс создания условий для саморазвития обучающихся, развития учебных групп, который организуется в соответствии с государственными нормативными документами, на основе данных многих наук. Этот многогранный процесс осуществляют субъекты образовательного процесса, характеристике которых посвящается данная статья.

Ключевые слова: субъект педагогического процесса; профессиональная духовность; цель педагогической деятельности; структура педагогической деятельности; педагогическое мастерство; педагогические способности; учебная деятельность.

Обучающий является центральным субъектом педагогического процесса, организуемого в образовательных организациях Российской Федерации. Его главная задача - активно влиять на обучающихся, формировать у них профессионально значимые убеждения и взгляды, способность мыслить и действовать в соответствии со складывающейся ситуацией. По сути дела, обучающий является лицом образовательной организации, придает соответствующую направленность подготовке специалистов. Исходя из этого, в Российской Федерации сложилась хорошо продуманная система мер, направленная на совершенствование подготовки и переподготовки обучающих образовательных организаций, обеспечение условий для раскрытия творческих способностей педагогических кадров.

В основу подготовки обучающих образовательных организаций положены принципиально значимые требования: направленности на будущую профессию; совокупности психолого-педагогической и предметной подготовки; интенсивности; непрерывности; опережения (прогнозирование и учет развивающейся педагогической теории); комплексирования, индивидуализации, диверсификации многообразия методов и форм подготовки; инновационности (применение современных педагогических технологий, основанных на инновациях, развитие креативных педагогических способностей обучающих).

* Доцент кафедры Педагогики и социальной психологии, кандидат исторических наук, доцент.

Опыт работы обучающих в образовательных организациях свидетельствует о том, что качество профессиональной подготовленности и уровень воспитанности обучающихся прямо пропорциональны уровню развитости у обучающего: нравственных, волевых и интеллектуальных качеств, а также уровня развития его профессиональной подготовки и глубины знаний тех учебных дисциплин, которые он преподает. Слагаемыми, определяющими успех педагогической деятельности обучающего как учителя и воспитателя, являются: фундаментальная теоретическая и методологическая подготовка; развитость личностных качеств, в основе которых лежит глубокая любовь и уважение к тем, которых обучаешь; сформированность широкого профессионального кругозора; всестороннее владение педагогической культурой [5].

Профессиональная деятельность обучающего, по своей сути, глубоко духовна, поскольку она позволяет наблюдать за собой, своей социальной ролью и включенностью в рост успешности обучающихся их моральное развитие и совершенствование, как будущих специалистов.

Высокая духовность обучающего основывается на безусловной вере в безграничные возможности обучающегося проявить себя с лучшей стороны, стать сильнее и нравственно чище, то есть, настоящий педагог, это истинный оптимист, умеющий предполагать, побуждать и развивать в каждом обучающемся профессиональный талант в будущей, избранной им, специальности, обладающий способностью уберегать его от обывательщины и авантюризма.

Духовные качества обучающего проявляются в:

- способности сожалеть, удивляться плохому и сопереживать, радоваться хорошему;

- удовлетворенности успехами обучающихся, своих коллег по кафедре, образовательной организации;

- открытости проявления своих человеческих эмоций (стыда, юмора, гнева, незнания чего-то, тщеславия, увлеченности чем-либо и т.п.);

- постоянной профессиональной не успокоенности, как стимуле к саморазвитию, высшему проявлению своего достоинства и профессиональной совести;

- стремлении к интеллигентности, способности к активности, духовности в поисках смысла и цели жизни, как своей, так и других людей.

Таким образом, профессиональная духовность обучающего, это тот внутренний мир и сложное совокупное социально-нравственное состояние, которое определяет его социальную и личностную значимость и ценность.

Непосредственно личностные педагогические качества обучающего проявляются в:

- руководящих способностях;

- сформировавшемся научно-педагогическом, творческом мышлении, способствующем: динамичному узнаванию и объективной оценке

особенностей обучающихся, учебных групп, уровня их сплоченности и подготовленности, интересов и способностей, возрастных, физиологических и психологических особенностей;

- широком диапазоне кругозора;

- культуре речи;

- умении как слушать, так и выслушивать;

- направленности ума на «душу» обучающегося;

- наблюдательности, как профессионала;

- само регулятивной способности [2].

Высокий уровень развития специальных умений, раскрывающихся в деятельности, определяет педагогическое мастерство обучающего образовательной организации. Но главные способности, которые определяют личность педагога, это:

- высокий профессионализм;

- сформировавшаяся педагогическая позиция;

- высокие творческие способности;

- умение направлять учебную деятельность взрослых людей;

- способность генерировать новые идеи, творчески применять их в своей педагогической деятельности;

- умение эффективно передавать свои знания обучающимся и коллегам по кафедре.

Данные способности реализуются через качества, которые необходимы обучающему, для эффективной реализации задач образовательного процесса:

- максимальная гибкость и способность к эмпатии (сочувствию, проницательности, сопереживанию, отзывчивости, умению понять состояние и чувства обучающегося);

- умение преподавать с личной окраской, уверенностью в себе, эмоциональной уравновешенностью, владеть искусством неформального общения с обучающимися;

- умение самоанализа, самоконтроля, самооценки, контроля своего поведения в различных ситуациях, систематическое самообразование и самовоспитание [15].

Опыт свидетельствует, что педагогическая деятельность и профессия обучающего несовместима с: равнодушием, отчужденностью от обучающегося, замкнутостью, нерешительностью, дефектами речи, невыразительностью произношения слов, шаблонностью мышления, излишней медлительностью, отсутствием бескорыстия и т.п. Все эти негативные черты личности обучающего способствуют снижению как его авторитета, так и результатов его труда.

Все эти требования, к обучающему образовательной организации, продиктованы той спецификой, которую имеет педагогическая деятельность и которую необходимо специально рассмотреть.

Педагогической деятельности, как и любой другой, присущи следующие компоненты, которые имеют свою специфику: объект, цель, субъект и средства.

Характерными особенностями цели педагогической деятельности являются:

1. Данная цель, как социальный заказ, определяется обществом. Говоря иначе, обучающий является исполнителем этого социального заказа по разностороннему развитию личности обучающегося. Деятельность обучающего осуществляет социальную преемственность поколений, через реализацию возможностей, обучающихся приобщиться к общественному профессиональному опыту. При этом отдельные задачи, которые исходят из цели, обучающий определяет сам, исходя из аудитории, с которой он работает, условий деятельности, проявляя при этом творчество и решая эти задачи соизмерено с реальной обстановкой.

2. Деятельность обучающего всегда связана с управленческой деятельностью работой обучающегося, это обстоятельство превращает цель обучающего и в цель обучающегося.

3. Процесс управления деятельностью обучающихся достаточно сложен из-за возникающей трудности объективировать цели обучающего на будущее обучающегося, как специалиста. Обучающему эта цель является понятной и близкой: дать обучающемуся профессиональные знания; сформировать наиболее важные умения и навыки; развить и сформировать личностно значимые качества; выработать психологическую готовность к будущей профессиональной деятельности. Обучающийся же свое будущее видит достаточно отдаленно. Исходя из этого, обучающему важно в своей деятельности основное внимание уделять программе деятельности обучающегося, на которую требуется опираться [1].

Исходя из вышесказанного, педагогическая деятельность обязывает обучающего принять этот социальный заказ общества и превратив его в свои личностные убеждения, учитывая интересы обучающегося и учебной группы, творчески решать задачи педагогического процесса образовательной организации.

Объектом педагогической деятельности является обучающийся, который имеет свои характерологические особенности, которые проявляются в:

- осознании своей личностной самостоятельности и самоуправляемости, которые проявляются в жизненном и профессиональном опыте, оказывающем существенную помощь в обучении и воспитании как самого себя, так и своих коллег по учебе;

- желании реализовать жизненные цели и намеченные перспективы, посредством учебы, добившись усвоения знаний и приобретения необходимых навыков и умений.

Оценивая обучающегося образовательной организации с точки зрения акмеологии, следует его отнести к активной, растущей, но при этом достаточно зрелой, постоянно меняющейся личности с неповторимой индивидуальностью, собственным мнением и отношением к происходящим событиям. Являясь соучастником педагогического процесса, имея свои сформировавшиеся мотивы и цели деятельности, обучающийся по праву может называться его субъектом, воспринимающим педагогическое влияние, через свое отношение к нему. Это обстоятельство обусловливает исключение шаблонного подхода и стереотипных действий в отношении обучающегося [9].

Помимо обучающего на обучающегося оказывает влияние вся, окружающая его, реальная действительность. Важно корректировать эти влияния, педагогизировать среду, включая те воздействия, которые исходят от самого обучающегося, то есть необходимо осуществлять как воспитание, так и перевоспитание, и самовоспитание.

Субъектом педагогического процесса является тот, кто оказывает целенаправленное воздействие на обучающегося. Это обучающий, учебный коллектив, руководители образовательной организации. Важнейшим фактором влияния является личность обучающего, его глубокие теоретические знания, богатый опыт, профессиональные умения и сформировавшееся мастерство.

Исходя из установки, что обучающийся также является субъектом образовательного и воспитательного процесса, существенно меняются функции обучающего, а также его роль, он превращается в ведущего эксперта образовательного процесса и специалиста по инновационным технологиям обучения и взаимодействию.

Важную роль выполняют функции создания индивидуальных программ подготовки консультанта, наставника, создающего благоприятные условия (умственные, физические и психологические) для успешного обучения и воспитания и что является дополнительным важным источником усвоения знаний, овладения умениями и навыками обучающимися.

Все это и формирует устойчивый авторитет обучающего. Не авторитетность преподавателя, как правило приводит к неприятию его аудиторией. Подлинному обучающему присущ моральный авторитет у обучающихся, оказывающий глубокое положительное воздействие на формирование и развитие у них личностных качеств.

Средствами педагогического труда выступают все виды деятельности, с которыми связаны обучающиеся: учеба, быт и общение. Обучающий должен умело владеть и управлять всеми структурными элементами педагогической деятельности, являясь при этом специалистом высокого класса. Это подразумевает, что он должен обладать комплексом особых личностных свойств, позволяющим само организоваться в профессиональной деятельности: высоко развитое чувство гуманизма; всесторонняя профессиональная подготовка; развитое умение владеть инновационными технологиями проведения занятий; сформировавшиеся педагогические способности.

Из этого следует, что деятельность обучающего достаточно многогранна. Она включает ряд разнообразных структур деятельности, среди которых: познавательная (гносеологическая); проектировочная (конструктивная); организаторская, коммуникативная, исследовательская. От уровня развития мастерства, обучающего зависит то, с каким совершенством он работает с той или иной структурой. Особенности деятельности обучающего в каждой из этих структур проявляются.

В процессе познавательной (гностической) структуры деятельности обучающий изучает индивидуальные и групповые особенности обучающихся, выявляет их сильные и слабые стороны. Кроме этого, он оценивает все положительное и отрицательное в методах и стиле работы с обучающимися, выявляет достоинства и недостатки их личностного развития. Профессиональный уровень обучающего определяет глубину произведенного анализа качественных показателей педагогической деятельности: методов, форм и средств [10].

В процессе проектировочной (конструктивной) структуры деятельности, обучающий:

- планирует действия для решения педагогических задач;

- отбирает содержание;

- выбирает эффективные методы и формы работы;

- прогнозирует возможные трудности, которые могут встретится на пути достижения цели;

- прогнозирует возможную реакцию со стороны обучающихся на планируемые воздействия;

- разрабатывает варианты решений на возможные варианты возникающих педагогических задач;

- рассчитывает варианты результатов педагогического труда.

Эффективность функционирования этой структуры деятельности определяется:

- целесообразным построением содержания, последовательности и системы своих действий;

- моделированием мер и практических действий учебно-воспитательного воздействия на учебные группы и отдельных обучающихся;

- формулированием основной цели всего педагогического воздействия;

- грамотным изложением своих мыслей;

- корректировкой своих действий в связи с меняющейся обстановкой.

При организации своей деятельности, в объеме это структуры, обучающий опирается на учебные программы и планы, наставления, руководства, учебные и учебно-методические пособия. Основным итогом деятельности обучающего должно стать умелое преобразование и воссоздание всего в соответствии с задачами и той ситуацией, в которой организуется учебно-воспитательный процесс в образовательной организации.

В процессе организаторской структуры деятельности обучающего необходимо реализовать на практике проектировочные и конструктивные замыслы преподавателя. Она включает три аспекта организации:

- самого занятия и проведения мероприятий (регламент времени, соблюдение порядка и организованности, последовательное решение педагогических задач, рациональное использование учебно-воспитательных методов и средств воздействия);

- действий обучающихся (индивидуальных, групповых, фронтальных);

- поведения и действий самого обучающего, влияющих на достижение различных целей педагогического процесса.

Процесс коммуникативной деятельности направлен на создание между обучающим и обучающимися деловой, рабочей обстановки, условий для взаимопонимания и сотрудничества между всеми субъектами педагогического процесса, развитие инициативности, самостоятельности и творчества каждого. Особое значение в этом вопросе приобретает психолого-педагогическая информированность и заинтересованность обучающего в конечных результатах обучения и воспитания обучающихся, такт, терпение, выдержка и культура делового общения.

Исследовательская структура деятельности обучающего является важнейшей составляющей его работы. Преподаватель является практическим исследователем функционирования всей совокупности субъектов педагогического процесса образовательной организации.

Регулярно исследуя положение дел в коллективе кафедры и обучающихся, обучающий постоянно ищет и внедряет в педагогический процесс элементы нового и прогрессивного, устраняет недоработки и издержки. Такой подход позволяет обучающему быть впереди науки и практики, используя новаторский опыт, решая серьезные психолого-педагогические проблемы, умело внедряя новейшие достижения теории и практики в процессе изучения преподаваемой науки [12].

Уровень мастерства, обучающего определяет виды его деятельности. Исходя из результатов этой деятельности, определяется пять основных уровней:

- репродуктивный, когда обучающий пересказывает тот материал, который знает в соответствии с тем, как этот материал отложился в его сознании;

- адаптивный, когда обучающий не просто пересказывает материал, но и излагает материал, с опорой на особенности аудитории;

- локально-моделирующий, когда обучающий не только излагает и трансформирует учебный материал, но моделирует, по отдельным вопросам, систему знаний;

- системно-моделирующий знания и умения, когда обучающий моделирует систему деятельности, которая обеспечивает систематизацию знаний и умений по изучаемой учебной дисциплине;

- системно-моделирующий деятельность, когда обучающий создает модель системы деятельности развивающую и формирующую у обучающихся профессионально-важные качества и компетенции.

Из вышесказанного следует, что выбор уровня преподавания определяется уровнем подготовленности обучающего. Чем выше уровень подготовки преподавателя, тем выше уровень, который он применяет, от первого до пятого, в процессе проведения занятий по учебной дисциплине. Когда обучающий выполняет все виды педагогического труда на высоком квалификационном уровне, используя элементы творчества, можно говорить о профессионализме педагога, его глубоких знаниях и умениях, культурно-нравственном облике [3].

На основании приведенного анализа педагогической деятельности можно сформулировать те умения, которые необходимы обучающему для успешной работы с обучающимися:

- управлять самостоятельным обучением, как основным видом учебной работы обучающихся;

- совместно планировать, реализовывать и оценивать процесс обучения;

- опираться на опыт обучающихся, как важнейший источник обучения;

- индивидуализировать обучение: обучение по индивидуальным программам, которые ориентированы на личностные запросы и потребности, с учетом особенностей каждого обучающегося;

- учитывать элементы системности обучения, то есть соблюдать соответствие методов, форм, средств обучения и оценивания, обучающихся его целям и задачам;

- соблюдать контекстность обучения, то есть уметь сочетать конкретные жизненно важные для обучающихся цели с их повседневной деятельностью и будущей профессией.

- непосредственно и безотлагательно применять на практике приобретенные обучающимися знания, навыки, умения и качества

- применять на практике элементы элективности обучения, то есть свободы выбора целей, методов, форм, средств, места и времени;

- развивать образовательно-воспитательные потребности.

Педагогическую деятельность обучающего можно представить в виде

систематического процесса реализации разнообразных педагогических задач, выстроенного по заданному алгоритму. Он включает: цель, проект, прогноз, диагностику, исполнение, результат, сопоставление цели, корректирование процесса.

В данной структурно-логической схеме предлагается вариант овладения обучающим профессиональными знаниями на достаточно высоком уровне [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной тенденцией современного развития Российской Федерации является демократизация всех сфер жизни, гуманизация деятельности обра-

зовательных организаций. Это обстоятельство предъявляет повышенные требования к качествам, которыми должен обладать обучающий.

Это в первую очередь относится к:

- умению строить отношения с людьми, имеющими различные точки зрения на обсуждаемые, в ходе учебных занятий, вопросы;

- умению вести учебную дискуссию;

- умению разрешать разногласия доказательными методами.

Основными проявлениями педагогических способностей обучающего,

обеспечивающими успех его профессиональной деятельности, являются:

- отказ от методов подавления и диктата в отношении личности обучающихся, уважительное отношение к ней, признание ее значимости;

- умение управлять человеческим фактором, принимать обоснованные решения;

- профессиональная компетентность;

- качества учителя, воспитателя, организатора и руководителя, реального лидера среди обучающихся.

В связи с изменившейся системой экономических отношений, появились новые, ранее невостребованные, качества, предъявляемые к обучающему: расчетливость в поступках и действиях; деловитость; смекалка и бережливость; экономичность и предприимчивость в интересах внедрения в педагогический процесс прогрессивных технологий и инноваций; экономичность способов решения задач по подготовке специалистов.

Важное значение имеют умения выполнять логические операции на диалектическом уровне: анализировать, сочетать анализ с синтезом, систематизировать, абстрагировать, сравнивать, вскрывать внутренние противоречия в педагогических явлениях и разрешать их, устанавливать всеобщую объективную связь и видеть тенденции развития.

Высокая логико-методическая подготовленность обучающего позволяет управлять учебно-воспитательным процессом, сознательно изменять дидактические условия и внешние факторы его протекания. Из этого следует что педагогическая технология, как совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют определенный набор и сочетание дидактических условий, методов, способов, форм, структуру обучения и воспитания, приближают педагогику высшей школы к разряду точных наук, что позволяет приблизить педагогическую практику к организуемому процессу с предсказуемым позитивным результатом. Педагогической основой ее является философско-педагогическая концепция, базирующаяся на высоком уровне коммуникативности и интерактивности обучающего, теоретической рефлексии, плюрализме мысли, инновационной и интеллектуальной инициативе и активности.

Таким образом, для развития личности обучающегося, необходимо, чтобы сам обучающий являлся личностью, с развитым набором педагогических способностей [7].

Психологическая наука, как известно, разделяет способности на две группы: общие (дидактические, академические, перцептивные речевые, организаторские, коммуникативные) и специальные педагогические (расположенность к работе с людьми, самообладание, умение убеждать, культура языка, тактичность и т.п.).

Главной предпосылкой их развития является педагогическая направленность обучающего, проявляющаяся в широком круге интересов не только к «своей», конкретной учебной дисциплине, но и другим областям знаний и, прежде всего, к психологии, педагогике, а также к проблеме совершенствования своей личности, что создает основу для динамичного развития способностей. Началом этого сложного процесса является формирование базовых умений педагогического труда:

- обрабатывать информацию (сама обработка, приемы и способы использования);

- с обучающимися (организация их учебной деятельности);

- с учебной группой (организация группового взаимодействия и сплоченности).

Развитие сложных умений предполагает высокий уровень развития всех качеств личности обучающего, его индивидуального стиля деятельности.

В своем развитии педагогические способности достигают нескольких уровней. Целесообразно выделить три уровня:

1. Уровень формирования специальных способностей (умственных, технических, математических и т.п.), необходимых для углубленного овладения преподаваемой учебной дисциплиной, оптимизации решаемых педагогических задач.

2. Уровень развития собственно педагогических способностей, связанных с преподаваемой дисциплиной, то есть сообщением знаний и использованием способов действия. У различных обучающих степень развития этих способностей не одинакова. Один, способен лишь пересказать учебный материал. Другой приспосабливает материал к аудитории, ее особенностям и подготовленности учебной группы. В первом варианте обучающий выступает в качестве передатчика информации. Во втором, проявляет творчество: речевые, перцептивные и дидактические способности, что позволяет успешно проводить перестроечную корректировочную работу при подготовке и проведении занятий педагогических мер воздействия, обучения обучающихся работе над собой.

3. Уровень развития конструктивных, организаторских, коммуникативных и исследовательских способностей, позволяющих обучающему проводить творческую, научно-исследовательскую деятельность: умело распоряжаться учебным материалом, использовать его в решении воспитательных задач, формировать и развивать у обучающихся умение самостоятельной работы, добывать новые знания.

Разумеется, уровень способностей обучающего, определяет успешность решения педагогических задач. Чем выше этот уровень, тем результативнее деятельность обучающего. Конечно, большую роль здесь играют перцептивно-рефлексивные способности обучающего, как он объективно воспринимает и осмысливает конкретные ситуации: как обучающиеся воспринимают информацию, каковы изменения в их учебной деятельности и поведении, какие личностные качества они подмечают у обучающего, какие взаимоотношения устанавливаются между обучающимися, в том числе и между ними и обучающим.

Анализируя педагогические способности можно сделать вывод, что ядром их является психологическая вооруженность обучающего:

- глубина и точность ощущений и восприятий;

- развитое воображение и мышление;

- объективность в оценке психических состояний психологического климата в группе обучающихся;

- чувство меры и такт при воздействии на складывающиеся отношения между людьми;

- требовательность;

- самокритичность;

- ответственное отношение к своему поведению и к мерам педагогического воздействия в отношении обучающихся.

Когда обучающий владеет способностями такого уровня, он проявляет умения не только в преподавании своей учебной дисциплины, других видах профессиональной деятельности, осуществляемых совместно с обучающимися, но и по праву считается мастером высшей категории.

Таким образом, педагогические способности, это система умений, навыков, стереотипов, основанных на научных знаниях, обеспечивающих обучающему деятельность, основанную на творчестве и поиске креативных решений складывающейся ситуации.

Совокупными условиями развития педагогических способностей являются:

- преподавание учебных дисциплин проблемным методом;

- профессиональная направленность каждого занятия;

- придание содержанию обучения воспитывающего и развивающего характера;

- проведение занятий нешаблонным способом, с элементами творчества, на высоком уровне интенсивности;

- индивидуализация учебно-воспитательной деятельности;

- увеличение роли и веса самостоятельного творческого труда.

Развитию педагогических способностей в значительной мере помогает

также научная организация труда обучающего, активное самосовершенствование, благоприятный психологический климат, складывающийся с сотрудниками кафедры и с обучающимися.

Исходя из вышесказанного следует, что обучающий является центральным субъектом образовательной организации, решающий задачи обучения и воспитания, обучающихся. Педагогическая деятельность является одной из самых распространенных, при этом она относится к самой сложной, из всех видов человеческой деятельности. Ее сложность кроится в решении педагогических задач в русле преподаваемой учебной дисциплины, в сфере научной методической и общественной работы [16].

Логика деятельности, обучающего определяет последовательность ее этапов, определение цели и постановку задач по обучению и воспитанию планирование и подготовку к действиям по достижению цели, осуществление педагогических мер, решение задач, оценку результатов, внесение корректив в последующие действия.

Чтобы определить эффективность деятельности обучающего, нужно знать и учитывать не только успеваемость обучающихся по преподаваемой учебной дисциплине, но и мотивы обучающего, его установки, уровень мастерства, культуры, опыт и свойства личности.

Решающее значение обычно имеют: профессиональная компетентность; разносторонняя воспитанность, проявляющаяся в широком кругозоре, общей культуре, активной гражданской позиции, творческом отношении к педагогическому труду, чести и достоинстве, добросовестности и ответственности, справедливости и педагогическом оптимизме, авторитетности.

Важнейшим субъектом образовательной организации Российской Федерации является обучающийся. Контингент обучающихся в образовательных организациях достаточно разнообразный: это и студенты (слушатели) обучающиеся по программе специалитета и по программе бакалавриата; это и студенты (слушатели) обучающиеся по программе второго высшего образования. Накопленный исследовательский материал дает возможность охарактеризовать эти категории обучающихся с социально-психологической и педагогической позиции.

Студенты (слушатели), обучающиеся по программе второго высшего образования, это социальная группа, характеризующаяся высокой профессиональной направленностью, полностью представляющая все ее требования и условия. Значительная часть этой категории обучающихся обладает опытом профессиональной деятельности, имеют в своем арсенале производственный стаж работы. Это люди с высоким образовательным уровнем, развитыми потребностями в культурном росте и мотивациями в познании, что проявляется в их социальной активности, интеллектуальной и социальной зрелости.

Эти особенности определяют отношение обучающего к обучающимся как партнерам педагогического общения и взаимодействия. С точки зрения личностно-деятельностного подхода обучающийся является активным, самостоятельно организующим свою деятельность субъектом педагогического

взаимодействия, решающим сложные профессионально-ориентированные задачи (контекстное обучение). Опыт накопленный за годы практической деятельности, непременно учитывается обучающим в содержании, проблематике и приемах организации учебной деятельности, обучающихся [17].

Возраст таких обучающихся 22-35 лет, что приходится на пору пика, расцвета человеческого интеллекта. По утверждению акмеологов, именно в этом возрастном периоде происходит сложнейшее структурирование ума, которое, разумеется, индивидуально и вариативно. В связи с этим учебные занятия обучающимся формулируются, как правило, проблемно и оно нацелено на творческое решение конкретных ситуаций, в результате чего достигается одновременно как понимание и осмысление, так и запоминание, структурирование в памяти усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленная актуализация.

Рассматривая обучающегося по программе второго высшего образования как субъекта учебной деятельности, следует учитывать, что эта деятельность, прежде всего, определяется мотивами, которые разделяются на: мотивы достижения и познавательные мотивы. Исследования показали, что в учебной деятельности обучающихся довлеют познавательные и профессиональные мотивы, возникающие в проблемных ситуациях и развивающиеся при правильном взаимодействии и отношении обучающихся и обучающих.

Во время обучения в образовательных организациях формируются и развиваются глубокие знания и устойчивые умения профессиональной деятельности. Прочной опорой в решении этой задачи является опыт производственной деятельности обучающихся, полученный ими до поступления в образовательную организацию. В то же время существенное значение имеет умение обучающегося выполнять все виды и формы учебной деятельности. Результаты специальных исследований показывают, что в этом отношении имеются существенные проблемы: у большинства обучающихся отсутствует система слушания и записывания лекции, конспектирования литературы, значительная часть не умеет логично и убедительно выступать перед аудиторией, вести полемику, давать аналитическую оценку проблемы. Около половины обучающихся стремятся хорошо учиться, повышают свою квалификацию, остальные не проявляют рвения в этом отношении, а отдельные удовлетворяются посредственными результатами. Учитывая эти обстоятельства, обучающему необходимо, прежде всего, обучить обучающихся планированию и организации учебной деятельности, определять свои действия таким образом, чтобы обучающиеся видели пример организованности в работе, четкую программу упражнений в выполнении профессиональных задач и проблемных ситуаций, т.е. необходимо научить их учиться. Личный пример обучающего побуждает обучающихся к освоению новых ценностных ориентаций, осознанию себя как субъекта деятельности, усилению диалогичности обучения, организации делового общения, созданию

условий свободного отстаивания своих взглядов и жизненных позиций в педагогическом процессе [6].

Студенты (слушатели) образовательных организаций, обучающиеся по программе специалитета и бакалавриата, в возрастном отношении, это юноши и девушки 18-23 лет, то есть молодежь юношеского возраста, находящаяся на этапе перехода к зрелости. Этим объясняется сложность и противоречивость их психического склада: желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера, способность подавить некоторые чрезмерные и лишние устремления; часто сочетаются застенчивость и самохвальство, скромность и преувеличенное самомнение, эгоизм и самопожертвование. Для этого возраста характерен большой оптимизм, вера в собственный потенциал возможностей, открытость, тяга к общению с товарищами, приоритеты своих достоинств, ориентировка на самостоятельность, показу лучших своих достоинств.

Эти черты психического склада обучающихся нацеливают обучающего на поощрение их разумных дерзаний в учебе, овладение сложными учебно-познавательными задачами, не допуская мелочной опеки, со своей стороны, при предъявлении к будущим специалистам и бакалаврам высокой требовательности, учит их самокритично оценивать свою учебную деятельность и поведение. Анализ учебно-познавательной деятельности обучающихся свидетельствует о том, что их направленность, как правило, характеризуется стремлением качественно завершить обучение в образовательной организации, стать хорошим профессионалом своего дела, посвятить свою жизнь плодотворной деятельности. Наличие такой установки, твердых жизненных планов является благоприятной предпосылкой успешного обучения и воспитания будущих выпускников образовательных организаций Российской Федерации. Вместе с тем, под влиянием характера и содержания учебной деятельности, жизненного опыта, макросоциальных процессов, семейного положения, воспитания и других факторов у части обучающихся отсутствует твердое убеждение в правильности выбора профессии. Они, как правило, проявляют сомнения, колебания, допускают безответственное отношение к учебе, нарушают учебную дисциплину и установленный порядок, нередко настойчиво добиваются отчисления из образовательной организации. Среди таких обучающихся все чаще появляются те, кто поступил в образовательную организацию с одной целью - получить высшее образование, диплом, профессию, чтобы затем выгодно устроится в какой-либо коммерческой структуре [13].

Все эти обстоятельства обязывают обучающего нацеливать свои усилия на формирование у обучающихся стабильной направленности на будущую профессию, зрелых потребностей духовного плана (овладение будущей профессией, добросовестного обучения в образовательной организации, примерности в учебной дисциплине), сформировавшихся научно-обоснованных

убеждений и взглядов; способности объективной оценки социально-политических событий и процессов.

Имея в виду, что молодому поколению присущи такие качества, как: стремление к новому, широта интересов, любознательность, острота восприимчивости, сильная впечатлительность, повышенная эмоциональность, категоричность и поспешность в принятии решений, обучающему необходимо соблюдать педагогический такт, чуткость и внимательность, не уменьшая требовательности, особенно когда речь идет об искоренении промахов и ошибок. Необходимо также иметь четкое представление об особенностях практической деятельности будущих специалистов и тех компетенциях, которые должны приобрести обучающиеся на различных курсах обучения в образовательной организации.

Если на первом курсе основные трудности для обучающихся состоят в адаптации к условиям образовательной организации, отличии от общеобразовательной школы, разрешении противоречия между объемом, новизной, сложностью учебного материала и отсутствием необходимых навыков и умений самостоятельной работы, то на последующих курсах обучения, основные трудности заключаются в упрочении усвоенных профессиональных знаний, навыков и умений, их квалифицированном применении в различных формах учебной деятельности; переоценке накопленного опыта учебы, недопущении элементов зазнайства, критиканства, завышения самооценок, «оригинальничания».

Обучающему необходимо терпеливо, но аргументировано доказывать несостоятельность ложных позиций, помогать будущим выпускникам образовательной организации избавиться от ошибок, активизировать самообразование. Большую роль в решении этих задач играет производственная практика, которая является испытанием профессиональной подготовленности каждого обучающегося. Рассматривая обучающихся как субъектов учения, обучающему необходимо определить их важнейшую характеристику -обучаемость, то есть потенциальную возможность овладения системой профессиональных знаний, навыков и умений в объеме, установленном учебными программами, изучаемых в образовательной организации, дисциплин, с тем чтобы установить восприимчивость обучающегося к усвоению новых знаний, его готовность подняться на более высокий уровень интеллектуального и физического развития [11].

Многие ученые, такие как: С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя, З.И. Калмыкова и многие другие утверждают, что обучаемость базируется на совокупности свойств интеллекта: обобщенности, осознанности, гибкости, устойчивости, самостоятельности мышления. Основными показателями обучаемости, как правило, отмечаются:

- темп в освоении знаний и формировании умений;

- легкость освоения (отсутствие утомленности, чрезмерного напряжения);

- гибкость в переключении на новые способы действий;

- прочность сохранения основного материала.

Помимо этих показателей, по мнению З.И. Калмыковой и А.К. Макаровой, учитываются:

- количество того материала, который позволяет решить новую задачу;

- соотношение самостоятельных шагов в решении этой задачи и дозированной помощи обучающего;

- время, необходимое для решения этой задачи;

- способность к самостоятельному обучению;

- выносливость и работоспособность;

- уметь ориентироваться в новых условиях;

- инициативное желание обращаться к более трудным заданиям;

- настойчивое движение к поставленной цели;

- восприимчивость;

- помехоустойчивость;

- готовность принять помощь другого человека.

По этим показателям разработана методика определения обучаемости, предполагающая реализацию следующих положений:

- комплексность (синтезирование показателей);

- естественный эксперимент на учебном материале с фиксацией результатов, сочетанием качественного и количественного анализа способов решения, оказываемой помощи и т.д.;

- диагностирование обучаемости в проблемных профессиональных ситуациях и задачах;

- сочетание индивидуальных и количественных диагностических процедур, позволяющих получить более полную и объективную оценку обучаемости.

Обучаемость обучающегося проявляется в ее особенностях и характере, стиле учебной деятельности (позитивном - хорошем, или негативном - плохом). Знание обучающим потенциальных возможностей обучающегося позволяет ему осуществлять личностно-ориентированное обучение, добиваясь максимальных результатов в учебной деятельности будущего выпускника образовательной организации Российской Федерации.

Обучающиеся обучаются в составе учебных групп. Чем полнее изучены особенности каждого обучающегося, тем продуктивнее осуществляется педагогическая работа. Изучение особенностей обучающегося, учебного коллектива проводится с соблюдением ряда педагогических условий. Основные из них следующие:

- подчинение процесса обучения личности обучающегося и студенческого коллектива повышению качества обучения и воспитания, совершенствованию руководства их учебно-познавательной деятельностью;

- изучение должно быть планомерным, систематическим и целеустремленным во всех видах деятельности обучающихся, в дни и часы отдыха, в образовательной организации и вне ее пределов;

- изучать необходимо как отдельные черты личности обучающегося, так и его личность в целом, а учебный коллектив как единый сплоченный, целеустремленный и развивающийся организм.

Учение является ведущей деятельностью обучающихся. Именно в ней и посредством ее достигаются основные цели подготовки будущих профессионалов. Она влияет на приобретение профессиональных знаний, формирование и развитие умений специалиста путем решения учебных задач и ситуаций [4].

Учебная деятельность имеет сложную структуру, характеризуется целями, мотивами, познавательными процессами, эмоционально-волевыми проявлениями. Когда учение превращается в творческий процесс, оно активизирует все психические процессы личности, вызывает удовлетворение, радость познания нового, повышает интерес к изучаемому учебному материалу. Давыдов В.В. и Эльконин Д.Б. определяют учебную деятельность как целенаправленную работу направленную, и включающую в свое содержание, стремление овладеть обобщенными научными понятиями, побуждаемую мотивами собственного совершенствования обучающегося. Исходя из этого она характеризуется: направленностью на усвоение учебного материала, основных научных понятий, общих способов действий; неудовлетворенностью познавательными потребностями; стремлением изменения самого процесса учебной деятельности, самого обучающегося, исходя из требований времени.

В качестве средств учебной деятельности выступают, прежде всего, интеллектуальные действия (логические операции): языковые, знаковые, средства вербальности и фоновые знания, включение в которые новых знаний структурирует индивидуальный опыт обучающегося.

Способы учебной деятельности самые разнообразные, это:

- репродуктивная работа обучающихся;

- проблемно-творческие поиски ответов на интересующие вопросы;

- научно-исследовательская работа обучающихся в процессе учебы в образовательной организации [18].

Продуктом учебной деятельности является структурированное профессиональное знание, актуализируемое при решении практических задач, развитии умений. Результатом ее является отношение обучающегося: либо он с интересом продолжает эту деятельность, либо уклоняется, избегает ее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем учебных нагрузок в образовательных организациях Российской Федерации достаточно велик и, следовательно, обучающемуся нужны сильные мотивы, чтобы успешно их преодолеть. Если таковых мотивов нет, на большие результаты в развитии личности не приходится рассчитывать, не

помогут и административные меры воздействия. Специальные исследования, проведенные Н.А. Тереховым и Ш.К. Алдамжаровым показывают, что положительная мотивация выявлена у подавляющего большинства обучающихся в образовательных организациях. Главным мотивом для всех обучающихся, ответивших на вопросы анкеты, является стремление стать специалистом высокой квалификации, профессионалом. Выявлено также, чем выше уровень учебной активности обучающегося, тем объективнее и его самооценка, более критичен подход к оценке основных социально-психологических свойств.

Мотивация учения изменяется в ходе учебной деятельности, и чаще всего в сторону ее усиления. Этому способствуют многие факторы: профессиональная направленность содержания занятий, методика их проведения, организация учебного времени, личность обучающего, установившаяся психологическая атмосфера во взаимодействии и отношении как между обучающим и обучающимся, так и между участниками занятий.

Выявлено, что основными условиями, от которых зависит положительная мотивация к учению, являются: профессиональная значимость и новизна учебного материала; осознание ближайших конечных целей обучения в образовательной организации; поддержание творческих инициатив участников занятия; самостоятельность и аргументированность мышления, обучающего; эмоциональное изложение научной информации [8].

Немаловажное значение имеет также обеспечение нормального ритма деятельности обучающихся. Планирование различных видов занятий без учета степени трудности учебных предметов, динамики работоспособности по дням недели, допущение различного времени начала занятий в одних и тех же группах на протяжении недели и т.п. - все это нарушает ритм, негативно влияет на функциональное состояние и работоспособность обучающихся образовательных организаций Российской Федерации.

Список литературы:

1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы (новый курс). - М.: ММИЭИФП, 2002. - 264 с.

2. Бойкова П.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - М., 2000. - 256 с.

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. - СПб.: Питер 2001. - 304 с.

4. Буланова-Топоркова И.В., Духанова А.В., Столяренко Л.Д. и др. Педагогика и технология высшей школы. - Ростов н/Д: Изд. Феникс, 2002. - 544 с.

5. Воронов В.В., Журавлев В.И. и др. Педагогика. Учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Изд. НАУКА и УЧЕБА, 2002. - 640 с.

6. Загвязинский В.И. Теория обучения, современная интерпретация. -М.: Изд. Академия, 2001. - 192 с.

7. Иваницкий А.Т. Педагогика и психология высшей школы. - СПб., 1996. - 575 с.

8. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - СПб.: Изд. КАРО, 2002. - 368 с.

9. Коржуев А.В., Попков В.А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 272 с.

10. Котов И.Б., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика / под ред. С.А. Смирнова. -М.: Изд. Академия, 2001. - 512 с.

11. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. - Мн.: Университетское образование, 2002. - 256 с.

12. Попков В.А., Коржуев А.В., Рязанова Е.Л. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. - М.: Изд. МГУ, 2001. - 236 с.

13. Сластенин В.А., Исаев М.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 512 с.

14. Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности. - 3-е изд., перераб, и доп. - М: Изд. центр «Академия», 2007. - 400 с.

15. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика: учебное пособие. - М.: Изд. Сфера, 2004. - 343 с.

16. Филлипов В.М., Агранович Б.Г., Арсентьев Д.Г. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. - М.: Логос, 2006. - 487 с.

17. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. -М.: Изд. Юнити, 2002. - 437 с.

18. Шамова Т.Н., Третьяков П.И., Капустин И.П. Управление образовательными системами / под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Изд. Владос, 2002. -320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.