Научная статья на тему 'Качества личности инспекторов, необходимые для работы в пассажирском и грузовом отделах таможни'

Качества личности инспекторов, необходимые для работы в пассажирском и грузовом отделах таможни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
245
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ ТАМОЖЕННИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ОТДЕЛЫ ТАМОЖНИ / PERSONALITY OF CUSTOMS OFFICIAL / PROFESSIONAL EFFECTIVE / DEPARTMENTS OF CUSTOMS OFFICE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванченко Ю.С.

Целью настоящей работы было выявление качеств личности таможенников, необходимых для успешной профессиональной деятельности в разных отделах таможни. Исследовались инспекторы грузового и пассажирского отделов таможенной службы, имеющие низкий и высокий уровень профессиональной успешности. При помощи Фрайбургского личностного опросника изучались личностные качества таможенников указанных отделов. Установлено, что успешность в профессиональной деятельности зависит от наличия и степени проявления положительных и отрицательных качеств личности инспекторов. Показано, что для работы в грузовом отделе таможни маркером личностных качеств является группа интеллектуальных качеств, а для работы в пассажирском отделе коммуникативных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванченко Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качества личности инспекторов, необходимые для работы в пассажирском и грузовом отделах таможни»

Иванченко Ю.С. ©

Ассистент кафедры философии и психологии, Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна (Украина)

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ИНСПЕКТОРОВ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАССАЖИРСКОМ И ГРУЗОВОМ ОТДЕЛАХ ТАМОЖНИ

Аннотация

Целью настоящей работы было выявление качеств личности таможенников, необходимых для успешной профессиональной деятельности в разных отделах таможни. Исследовались инспекторы грузового и пассажирского отделов таможенной службы, имеющие низкий и высокий уровень профессиональной успешности. При помощи Фрайбургского личностного опросника изучались личностные качества таможенников указанных отделов. Установлено, что успешность в профессиональной деятельности зависит от наличия и степени проявления положительных и отрицательных качеств личности инспекторов. Показано, что для работы в грузовом отделе таможни маркером личностных качеств является группа интеллектуальных качеств, а для работы в пассажирском отделе — коммуникативных.

Ключевые слова: личность таможенника, профессиональная успешность, отделы таможни. Keywords: personality of customs official; professional effective; departments of customs office.

Постановка проблемы. В системе украинской таможни в последнее десятилетие кадровая политика определялась критериями оценки будущих работников по послужному списку и образовательному цензу. Психологические факторы и их влияние на успешность профессиональной деятельности инспекторов таможенной системы практически не учитывались.

Однако известно, что в любом виде деятельности, где существует взаимодействие между специалистом и клиентом, немаловажное значение имеют качества личности первого, особенности его поведения и умение бесконфликтно решать все вопросы[2,30]. В связи с этим для научно обоснованного отбора кадров необходимо исследовать личностные качества потенциальных работников таможни.

Причем известно, что в системе таможни существует 24 отдела и, естественно, специфика работы в каждом из них имеет свои особенности, а для специалистов — наличие в структуре личности необходимых для успешной профессиональной деятельности индивидуально-психологических качеств.

Именно поэтому в настоящее время актуальной является проблема обоснования роли личностных качеств в успешности профессиональной деятельности таможенников.

Анализ последних исследований и публикаций. Анализ литературы позволяет отметить, что психология таможенной деятельности освещена крайне недостаточно. Существуют учебные пособия и руководства [1,45], имеется практическое пособие таможенному работнику по вопросам психологии [4, 85] и даже статьи, посвященные особенностям психологического консультирования в таможенных органах [3,205]. Более того, научному анализу подвергался и вопрос об отборе кадров для таможни. Однако в этой работе анализировались социально-юридические аспекты.

В диссертационном исследовании О. В. Сафроновой акцент делается на социальнопсихологической компетентности инспекторов таможни [6,56]. В отдельных статьях сделана попытка дать психологическую характеристику успешных работников таможни [6,70]. Вместе с тем, вопрос о том, какие именно качества личности необходимы для успешной работы и тем более в разных отделах таможенных органов, не был решен. В связи с чем осуществлено настоящее исследование, целью которого являлось выявление качеств личности таможенников, необходимых для успешной профессиональной деятельности в разных отделах таможни.

© Иванченко Ю.С., 2014 г.

Методы и организация исследования. Исследование проведено на базе таможенных постов «Автомобильный» и «Товарный». В работе приняли участие 97 человек мужского пола в возрасте от 31 до 45 лет, которые имели стаж работы на таможне 7- 10 лет. Все участники исследования были разделены соответственно отделу таможни, где они работали. Поэтому специалистов пассажирского отдела было 48, а грузового — 49. Кроме того, используя показатели объема выполняемой инспектором работы в единицу времени, количество ошибок в оформлении документов, жалоб клиентов и поощрений руководства, а также используя метод контрастных групп [5,127], все они были разделены на низко-, средне- и высокоуспешных. В настоящей работе анализу подвергались «полярные» группы, т.е. низко- и высокоуспешные таможенники.

Изучение личностных качеств инспекторов таможни осуществлялось при помощи Фрайбургского личностного опросника (FPI). Количественные данные обрабатывались с учетом рекомендаций О. В. Сидоренко [5, 246].

Результаты исследования. Полученные результаты позволяют отметить наличие весьма существенных различий как между группами низко- и высоко- успешных инспекторов, так и между работниками пассажирского и грузового отделов таможни. Так, в табл. 1 представлены данные о качествах личности работников грузового отдела таможни.

Таблица 1

Уровень проявления качеств личности у работников грузового отдела таможни с разным уровнем профессиональной успешности

(в баллах X ± т , n = 48)

код шкалы 1 группа Низко успешные 3 группа Высоко успешные t Р

F1 8,1±0,51 6,5±0,43 2,4 <0,05

F2 5,4±0,28 4,3±0,25 3,1 <0,01

F3 6,7±0,31 5,4±0,36 2,8 <0,05

F4 6,8±0,42 5,9±0,38 1,6 >0,05

F5 5,0±0,18 5,8±0,21 3,0 <0,05

F6 7,2±0,10 7,6±0,09 3,1 <0,01

F7 6,4±0,45 5,0±0,37 2,4 <0,05

F8 7,1±0,16 6,8±0,13 1,5 >0,05

F9 4,8±0,14 4,3±0,15 2,5 <0,05

F10 5,4±0,19 6,1±0,20 2,7 <0,05

F11 6,3±0,72 4,2±0,67 2,2 <0,05

F12 6,3±0,28 5,4±0,25 2,5 <0,05

Примечание: F1 — невротичность; F2 — спонтанная агрессивность;

F3 — депрессивность; F4 — раздражительность; F5 — общительность;

F6 — уравновешенность; F7 — реактивная агрессивность; F8 — застенчивость;

F9 — открытость; F10 — экстраверсия-интроверсия; F11 — эмоциональная лабильность; F12 — маскулинизм- фе минизм.

Полученные данные позволяют убедиться в наличии достаточно существенной разницы в оценках исследованных групп специалистов с различной успешностью в профессиональной деятельности. Так, по фактору F1 (невротичность) получено по мере повышения успешности уменьшение оценок от 8,1 баллов (в первой группе) до 6,5 баллов (в третьей) (р <0,05). Если результат уменьшился на 1,6 баллов, то это можно трактовать как доказательство того, что высокий уровень невротичности мешает достижению высокого уровня успешности в таможенном деле.

По шкале F2 получены данные по такому же принципу, а именно: повышение успешности в профессиональной деятельности сопровождается снижением результата. Итак, уменьшение оценок на 1,1 балла означает, что для таможенников грузового отдела в успешности своей деятельности важно не проявлять агрессивность. Чем выше уровень

проявления этого качества выше, тем меньше успешность в профессиональной деятельности[7,412].

Оценка степени проявления депрессивности показала, что разница между первой и третьей группами равна всего 0,7 балла. Значит, особого уменьшения проявления депрессивности с подъемом успешности не наблюдается. Иначе говоря, у исследованных таможенников это качество личности остается на достаточно высоком уровне. А это значит, что в их профессиональной деятельности действует немало стрессогенных факторов.

По анализу данных четвертой шкалы можно убедиться в снижении этого показателя у лиц третьей группы исследованных таможенников по сравнению с первой. Это можно трактовать как тенденцию (т. к. данные недостоверны) к уменьшению раздражительности у успешных инспекторов. В высокоуспешных таможенников меньшие оценки и по пятой шкале. По сравнению с данными первой группы — всего на 0,8 балла. Значит, общительность существенно не меняется у инспекторов с различной профессиональной успешностью.

Для таможенников грузового отдела важным качеством личности является уравновешенность. Оказывается, что оценка этого качества в высоко успешных (третья группа) больше показателей первой группы на 0,4 балла. Это не много, но изменения достоверны (р <0,01), и можно считать, что это качество нужно учитывать при подборе на работу таможенников.

Реактивная агрессивность по данным седьмой шкалы существенно уменьшается (на 1,4 балла) от первой к третьей группе. То есть повышение профессиональной успешности у таможенников грузового отдела не может осуществляться при высоких показателях агрессивности. Иначе говоря, для успеха в служебной деятельности инспекторов этого отдела надо строго контролировать свои агрессивные проявления при общении с клиентами. По восьмой шкале оценивают застенчивость. Полученные данные имеют лишь тенденцию к уменьшению, так как они недостоверны (р> 0,05).

Оценка степени открытости по девятой шкале свидетельствует об уменьшении этого показателя параллельно с уровнем профессиональной успешности.

Более успешными следует считать таможенников с высоким уровнем интровертированности, потому что, чем больше работник грузового отдела будет полагаться на личностные способности, тем более эффективно он будет выполнять свои служебные обязанности. Так, по десятой шкале оценка в первой группе равна 5,4 балла, а в третьей — 6,1 балла, то есть выросла на 0,7 баллов (р <0,05).

Проявление эмоциональной лабильности с повышением профессиональной успешности уменьшается. Так, в первой группе этот показатель равен 6,3 балла, а в третьей — 4,2 балла (р <0,05).

Оценка проявления маскулинизма-феминизма свидетельствует о повышении уровня успешности. У инспекторов растет степень проявления маскулинизма: разница между показателем первой и третьей групп равна 0,9 баллов.

Таким образом, результаты, полученные с использованием методики FPI, позволяют убедиться в наличии связи не только между спецификой трудовой деятельности и чертами личности таможенников, но и между степенью их проявления и уровнем успешности в выполнении своих служебных обязанностей. При этом следует подчеркнуть, что было интересно выяснить, есть ли разница в проявлении черт личности таможенников, которые работают в разных отделах (подразумевается грузовой и пассажирский).

Для этого, безусловно, использовали ту же методику, т. е. Фрайбургский личностный опросник (FPI).

Сравнение исследуемых групп по результатам методики FPI говорит, что между показателями инспекторов грузового и пассажирского отделов существуют заметные различия ( табл. 1 и 2).

Так, по фактору «нейротизм» (F1) у таможенников грузового отдела с разной профессиональной успешностью уровень проявления нейротизма значительно меньше, чем у специалистов из пассажирского отдела. То есть на последних специфика их профессиональной деятельности действует больше, в результате чего у них интенсивнее проявляется и

эмоциональная нестабильность, тревожность и вегетативные расстройства.

Таблица 2

Уровень проявления качеств личности у работников пассажирского отдела таможни с разным

уровнем профессиональной успешности

(в баллах X ± т , n = 49)

код шкалы 1 группа Низкоуспешные 3 группа Высокоуспешные t P

Fi 8,6±0,27 7,8±0,21 2,4 <0,05

F2 6,5±0,28 5,5±0,25 2,8 <0,05

F3 7,0±0,26 6,2±0,27 2,2 <0,05

F4 7,9±0,15 7,3±0,13 3,1 <0,01

F5 5,4±0,12 5,8±0,17 2,0 >0,05

F6 6,3±0,18 6,9±0,21 2,3 <0,05

F7 7,3±0,22 6,3±0,17 3,8 <0,01

F 8 6,5±0,09 6,8±0,11 2,0 >0,05

F9 4,1±0,18 3,5±0,19 2,3 <0,05

F10 5,8±0,25 7,0±0,28 3,3 <0,01

F11 6,8±0,36 5,7±0,31 2,4 <0,05

F12 6,0±0,56 4,0±0,51 2,7 <0,05

Примечание: Fi — невротичность; F2 — спонтанная агрессивность;

F3 — депрессивность; F4 — раздражительность; F5 — общительность; F6 — уравновешенность; F7 — реактивная агрессивность; F8 — застенчивость; F9 — открытость; Fi0 — экстраверсия-интроверсия; Fii — эмоциональная лабильность; Fi2 — маскулинизм-феминизм.

По второй шкале получены похожие результаты. У таможенников пассажирского отдела таможенных органов, даже у высокоуспешных, он на 1,2 балла выше, чем у их коллег из грузового отдела.

Видимо, постоянное нервно-психическое напряженное взаимодействие с

подконтрольными лицами вызывают обратные реакции таможенников в виде проявления спонтанной агрессивности.

Показатели депрессивности (F3) в обеих группах (от низко- к высоко- успешным) снижаются. Хотя у лиц из грузового отдела таможни степень проявления депрессивности меньше на 0,8 балла (р <0,05). В то же время уровень проявления раздражительности (данные четвертой шкалы) у таможенников из пассажирского отдела, даже у высокоуспешных, равен 7,3 балла, что на i,4 балла выше, чем у их коллег из грузового отдела таможенных органов.

Пятая шкала позволяет измерять общительность. Полученные данные свидетельствуют, что это качество личности, по мере увеличения успешности в профессиональной деятельности, проявляется больше. Причем у представителей обоих исследованных отделов таможни из подгруппы высоко успешных уровень проявления этого качества одинаков и равен 5,8 баллов. Хотя у инспекторов пассажирского отдела данные недостоверны (р>0,05).

Такое качество как уравновешенность у инспекторов грузового отдела развито лучше и у лиц с большим уровнем профессиональной успешности, что проявляется четко.

Так, у низкоуспешных обнаружено 7,2 баллов, а у высокоуспешных — 7,6 балла (р <0,01). Для сравнения, у таможенников пассажирского отдела,- 6,3 и 6,9 (р <0,05) соответственно.

Существенная разница установлена и в степени проявления реактивной агрессивности у таможенников грузового отдела. Изменения степени ее проявления следующие: 6,4 и 5,0 баллов (р <0,05), у инспекторов с низкой и высокой успешностью, соответственно. Одновременно у их коллег из пассажирского отдела выявлено: 7,3 и 6,3 балла (р <0,01).

Иначе говоря, показано, что работники пассажирского отдела таможни имеют более высокие данные реактивной агрессивности, что, безусловно, является отражением действия специфики служебных обязанностей на их психику.

Показатели, полученные по восьмой шкале, свидетельствуют об уровне проявления застенчивости, но у представителей обоих исследованных групп они недостоверны. В связи с этим, можем говорить лишь о тенденции изменения этого качества личности.

Уменьшение показателей в подгруппах от низко- к высокоуспешным таможенникам обоих отделов по девятой шкале следует понимать как доказательство снижения степени проявления открытости. При этом у инспекторов пассажирского отдела с высокой успеваемостью этот показатель равен 3,5 баллов, а у таможенников из грузового отдела — 4,3 балла.

Анализ данных десятой шкалы дает возможность убедиться в том, что в группе таможенников пассажирского отдела больше проявляется интровертированность, чем в группе из грузового отдела.

Оценки, полученные после анализа показателей по одиннадцатой шкале указывают на уменьшение эмоциональной лабильности по мере подъема успешности в профессиональной деятельности. В первой группе оценка равна 6,3 балла, а в третьей — 4,2 баллов (р <0,01). То есть у работников пассажирского отдела эмоциональная лабильность уменьшается, она значительно меньше, чем у специалистов грузового отдела. У последних соответственно: 6,8 баллов — в первой и 5,7 балла — в третьей группе.

Весьма существенная разница обнаружена в проявлении таких качеств как маскулинизм-феминизм.

Как установлено, таможенники грузового отдела больше проявляют черты маскулинизма: у высокоуспешных — 5,4 балла. Вместе с тем, низко- успешные таможенники пассажирского отдела имеют 4,0 балла. Эти показатели убеждают в наличии влияния на личностные особенности специфики выполнения своих служебных обязанностей.

Таким образом, объективные данные дают возможность убедиться не только в наличии влияния профессиональной деятельности на личность таможенников, но и в достаточно чувствительном реагировании и соответствующем изменении степени проявления личностных качеств, в зависимости от операциональных особенностей их труда, от конечной цели в работе их отдела, в целом, от специфики профессиональной деятельности.

Опираясь на полученные результаты, можно утверждать, что особенности труда инспекторов в грузовом отделе таможни детерминируют более мягкий стиль взаимодействия с клиентами, чем в пассажирском отделе. В связи с этим, можно предположить, что «психологическая цена» работы в пассажирском отделе выше, чем в грузовом, так как у специалистов этого отдела степень проявления негативных изменений в их психике выше.

Выводы

1. Установлена взаимосвязь между степенью проявления качеств личности и

уровнем профессиональной успешности работников таможенных органов. Повышение уровня успешности будет незначительным при высоких степенях проявления таких негативных качеств личности как замкнутость, недоброжелательность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, раздражительность, грубость, гипервозбудимость, агрессивность,

импульсивность, депрессивность.

2. Наличие и высокая степень проявления положительных качеств личности обуславливают успешность в профессиональной деятельности таможенников. Развитие качеств, обуславливающих коммуникативно-интеллектуальные способности, будет детерминировать успешность в профессиональной деятельности в обоих отделах таможни. Но для работников грузового отдела профессионализм больше будет зависеть от интеллектуальных способностей, а для пассажирского — от коммуникативных.

3. В процессе отбора работников для таможенной службы необходимо руководствоваться их индивидуально-личностными качествами, определяя степень их проявления как фактора, от которого зависит успешность в их будущей профессиональной деятельности. При этом следует помнить, что маркером для инспекторов разных отделов являются разные группы качеств личности.

Перспективой дальнейших исследований должен быть поиск критериев, улучшающих процедуру отбора претендентов на службу в таможенную систему.

Литература

1. Аграшенков А. В. Психология в таможенном деле: Учеб. -практ. пособие / А. В. Аграшенков; научн. редактор А. Н. Мячин; Рос. таможенная акад. СПб фил. - СПб.; ПиК, 1995. - 624 с;

2. Зайченко С. В. Психологическая характеристика работников таможни, успешных в профессиональной деятельности / С. В. Зайченко // Право i безпека. - 2005. - № 4. - С. 183-185.

3. Колобова И. Н. Психологическое консультирование в таможенных органах / И. Н. Колобова / Проблемы теории и практики таможенного дела: Сборник научных трудов: в 2 частях. - М.: РИО РТА, 1997. - 360 с.

4. Пальцев А. И. Практическое пособие таможенному работнику по вопросам психологии / Александр Иванович Пальцев. - Новосибирск, 1994 - 240 с

5. Сидоренко Е. Е. Методы математической обработки в психологи / Елена Васильевна Сидоренко. -СПб.: «Речь», 2001. - 350 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Софронова О. В. Социально-психологическая компетентность работников таможенной службы: дис. ... кандидата психол. наук: 19.00.05 / Софронова Ольга Вадимовна. - СПб., 1998. - 152 с.

7. Шевадрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Николай Иванович Шевадрин. - М.: «Владос», 1998. - 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.