Северцов Н.А. 1950. Периодические явления в жизни зверей птиц и гад Воронежской
губернии. 2-е изд. М.: 1-308. Степкин В.В. 2004. Культовые пещеры Среднего Дона. М.: 1-358.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 843: 293-297
К зимнему кормовому поведению краснозобого дрозда Turdus ruficollis и свиристеля Bombycilla garrulus
В. Е. Ивушкин
Вадим Евгеньевич Ивушкин. Иркутская Зоогалерея.
Ул. Байкальская, 54 — 1, Иркутск, 664022, Россия. E-mail: [email protected] Поступила в редакцию 2 января 2013
Наблюдения проводились осенью и зимой 2009/10 и 2010/11 годов. Именно в эти годы в Прибайкалье зимовало большое (по сравнению с предыдущими годами) число краснозобых дроздов Turdus ruficollis. Наблюдение за кормовым поведением этих птиц, а также свиристелей Bombycilla garrulus, позволило отметить интересную особенность в питании этих плодоядных осенью и зимой птиц.
Рис. 1. Краснозобый дрозд Turdus ruficollis. Иркутск, 23 декабря 2009. Фото автора.
Рис. 2. Краснозобый дрозд Тытйш тнАсвШз. Иркутск, 24 февраля 2010. Фото автора.
Первые краснозобые дрозды в 2009 году появились в Иркутске как обычно — поздней осенью, но в отличие от предыдущих лет, их численность была значительно выше. Оставшиеся зимовать птицы отмечались во многих районах Западной и Восточной Сибири. В Иркутске и его окрестностях насчитывалось несколько групп зимующих дроздов. В районе наших наблюдений (Центральный парк города, Иркутская Зоогалерея) осталось зимовать 5 особей. Осенью и в начале зимы краснозобые дрозды держались довольно сплочённо, вместе с дубоносами СоссоЬНтаизЬвз соссоЬНтаизЬвз кормились в одной части парка костянками черемухи (рис. 1, 2). К началу зимы запасы этих плодов сильно поредели и сохранились лишь в местах, часто посещаемых людьми. Поэтому кормящиеся птицы стали рассредоточиваться вокруг парка, кормясь на улицах города, но ночевать возвращались обратно. Когда установились сильные морозы, дрозды стали реже передвигаться, стараясь оставаться на своих кормовых участках. Именно в это время и было отмечено использование ими в пищу экскрементов воробьёв
В один из холодных дней, когда температура воздуха опустилась ниже 30°С, промышляющий около зоопарка дрозд был замечен вылетающим из-под крыши здания. Наблюдения за ним показали, что он
что-то склёвывает под крышами строений и на лиственных деревьях. Оказалось, что дрозд поедал экскременты воробьёв, скапливающихся в этих местах в большом числе. В отсутствие достаточного количества ягод, которые в основном уже были съедены или пересохли, помёт воробьёв составлял большую часть рациона этого дрозда. Однако не всю, так как регулярно отрыгиваемые им косточки черёмухи свидетельствовали и о присутствии ягод в его диете.
Рис. 3. Свиристель ЪотЬусШа¿аттЫз, собирающий с веток экскременты воробьёв.
Иркутск, 8 января 2011. Фото автора.
Аналогичное поведение было отмечено и у свиристелей, которые собирали помёт воробьев с веток деревьев. Основное отличие от дроздов заключалось в том, что свиристели поедали воробьиные экскременты в определённое время суток: после дневной кормёжки перед устройством на ночлег. Происходило это, как правило, на одном и том же дереве (рис. 3, 4), где воробьи часто спасались от морозного ветра.
Можно предположить, что поедаемые краснозобыми дроздами и свиристелями экскременты могут служить источником энзимов, способствующих более полному перевариванию и лучшему усвоению пищи. Во время сильных морозов краснозобые дрозды поедали помёт и просто в качестве дополнительного корма.
Во второй половине зимы среди птиц стал отмечаться явный антагонизм. Каждый дрозд занимал подходящее дерево, где ещё оставались ягоды, и яростно защищал его от других. Ближе к концу зимы
точно так же стали вести себя и свиристели. Особенно ярко это проявлялось на кормушке с изюмом, который охотно ели и те, и другие птицы. «Хозяин столовой» (как правило, дрозд), наевшись, сидел рядом и отгонял других птиц. Хотя дрозды доминировали, свиристели всё же успевали наесться. Сидя поодаль, они дожидались, когда один дрозд начинал гоняться за другим, или улетал чего-нибудь испугавшись. Пока дрозд отсутствовал, свиристели успевали ссориться между собой, установив схожую иерархию. Наиболее ожесточенные стычки происходили только между конспецифичными особями. Для отпугивания свиристелей краснозобым дроздам, как правило, хватало лишь угроз.
Рис. 4. Свиристель ЪотЬуаШа¿агтЫз заглатывает экскременты воробья.
Иркутск, 8 января 2011. Фото автора.
Зимующие краснозобые дрозды питались так же, как и свиристели, поедая плоды черёмухи, сибирской яблони и садовой ранетки. Рябина в тот год не уродилась, поэтому весь её урожай был съеден свиристелями ещё осенью. В целом дрозды в 2009/10 году перезимовали успешно: из 5 птиц, зимовавших в парке, до весны (начало апреля) остались трое. В то же время в конце зимы встречались дрозды с обморожениями. Страдали не только веки, но и ноги (фото 5, 6). Большая часть зимующих дроздов была первого года жизни.
Рис. 5. Краснозобый дрозд с обмороженными ногами.
Иркутск, 26 февраля 2010. Фото автора.
Следующей зимой (2010/11) зимующих птиц в Иркутске было примерно в 2-3 раза меньше. Кормовое поведение и рацион дроздов не отличались от предыдущей зимы. В последующие два года краснозобые дрозды осенью и зимой в районе наблюдений уже не отмечались.