Научная статья на тему 'К жизненному призванию профессора В. И. Гордеева'

К жизненному призванию профессора В. И. Гордеева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ГОРДЕЕВ / БИОГРАФИЯ / АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ / ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ РЕАНИМАТОЛОГИЯ / VLADIMIR ILYICH GORDEEV / MEMORIAL BIOGRAPHY / PEDIATRIC ANESTHESIOLOGY AND INTENSIVE CARE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Александрович Юрий Станиславович, Ивахнова-Гордеева Анна Михайловна, Пшениснов Константин Викторович

Статья представляет собой биографический очерк и посвящена памяти выдающегося человека, учителя и врача профессора Владимира Ильича Гордеева. В публикации отражен весь жизненный путь В.И. Гордеева, продемонстрированы перипетии и трудности на пути в профессию. В ней описано настойчивое желание В.И. Гордеева помогать людям, быть инженером человеческих душ и спасителем жизней, независимо от сферы деятельности. Представлены основные этапы становления В.И. Гордеева как ученого и основоположника кафедры. Описаны научные достижения и вклад Владимира Ильича Гордеева в развитие отечественной педиатрической анестезиологии и реаниматологии, отмечена выдающаяся роль профессора В.И. Гордеева в становлении нового направления педиатрической реаниматологии прикладной реабилитологии, которая в настоящее время переживает эпоху ренессанса во всем мире, поскольку именно качество жизни спасенного пациента является истинным результатом лечения. Им и его учениками впервые в нашей стране были проведены научные исследования по оценке качества жизни у детей, перенесших реанимацию, особое внимание было уделено отдаленным исходам, что отражено в докторской диссертации В.И. Гордеева. Благодаря его педагогическому таланту многие студенты в качестве своей специальности выбрали анестезиологию и реаниматологию, которой посвятили всю жизнь. Одновременно с многогранной клинической и научной работой В.И. Гордеев вел активную общественную жизнь, помог встать на правильный путь не одному поколению подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Александрович Юрий Станиславович, Ивахнова-Гордеева Анна Михайловна, Пшениснов Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE MISSION OF PROFESSOR V.I. GORDEEV

This article is a portrait essay and is dedicated to the memory of Vladimir Ilyich Gordeev, an outstanding teacher and doctor. The main stages of the life and creative paths of career of professor, the founder of the Department of Anesthesiology, Resuscitation and Emergency Pediatrics of St. Petersburg State Pediatric Medical University are presented. The scientific achievements and contribution of Vladimir Ilyich to the development of pediatric anesthesiology and resuscitation are described. The death of an outstanding scientist and a person is an irreplaceable loss for colleagues, friends and students. Vladimir Ilyich left a bright memory of himself in the hearts of people who had a privilege to communicate with him. When the memory of a teacher is alive in the hearts of students, the connection between generations is not interrupted. In our memory, Vladimir Ilyich remained a model of a scientist wholly devoted to the chosen profession according to his conscience and the call of the soul.

Текст научной работы на тему «К жизненному призванию профессора В. И. Гордеева»

PERSDMÄLiTiES-

-ПЕРСОНАЛИИ

УДК 572.087; 616-036.111-036.2-053.2-089.5; 617-89.844

К ЖИЗНЕННОМУ ПРИЗВАНИЮ ПРОФЕССОРА

В.И. ГОРДЕЕВА_

© Юрий Станиславович Александрович, Анна Михайловна Ивахнова-Гордеева, Константин Викторович Пшениснов

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2

Контактная информация: Юрий Станиславович Александрович — д. м. н., профессор, заведующий кафедрой анестезиологии, реаниматологии и неотложной педиатрии факультета послевузовского и дополнительного профессионального образования. E-mail: Jalex1963@mail.ru

РЕЗЮМЕ: Статья представляет собой биографический очерк и посвящена памяти выдающегося человека, учителя и врача — профессора Владимира Ильича Гордеева. В публикации отражен весь жизненный путь В.И. Гордеева, продемонстрированы перипетии и трудности на пути в профессию. В ней описано настойчивое желание В.И. Гордеева помогать людям, быть инженером человеческих душ и спасителем жизней, независимо от сферы деятельности. Представлены основные этапы становления В.И. Гордеева как ученого и основоположника кафедры. Описаны научные достижения и вклад Владимира Ильича Гордеева в развитие отечественной педиатрической анестезиологии и реаниматологии, отмечена выдающаяся роль профессора В.И. Гордеева в становлении нового направления педиатрической реаниматологии — прикладной реабилитологии, которая в настоящее время переживает эпоху ренессанса во всем мире, поскольку именно качество жизни спасенного пациента является истинным результатом лечения. Им и его учениками впервые в нашей стране были проведены научные исследования по оценке качества жизни у детей, перенесших реанимацию, особое внимание было уделено отдаленным исходам, что отражено в докторской диссертации В.И. Гордеева. Благодаря его педагогическому таланту многие студенты в качестве своей специальности выбрали анестезиологию и реаниматологию, которой посвятили всю жизнь. Одновременно с многогранной клинической и научной работой В.И. Гордеев вел активную общественную жизнь, помог встать на правильный путь не одному поколению подростков.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Владимир Ильич Гордеев; биография; анестезиология и реаниматология; педиатрическая анестезиология-реаниматология.

LIFE MISSION OF PROFESSOR V.I. GORDEEV

© Yury S. Aleksandrovich, Anna M. Ivakhnova-Gordeeva, Konstantin V. Pshenisnov

Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. Litovskaya str., 2. Saint-Petersburg, Russia, 194100

Contact Information: Yury S. Aleksandrovich — MD, PhD, Professor, Head of the Department of Anesthesiology and Intensive Care Postgraduate Education. E-mail: Jalex1963@mail.ru

ABSTRACT: This article is a portrait essay and is dedicated to the memory of Vladimir Ilyich Gor-deev, an outstanding teacher and doctor. The main stages of the life and creative paths of career of professor, the founder of the Department of Anesthesiology, Resuscitation and Emergency Pediatrics of St.

Petersburg State Pediatric Medical University are presented. The scientific achievements and contribution of Vladimir Ilyich to the development of pediatric anesthesiology and resuscitation are described. The death of an outstanding scientist and a person is an irreplaceable loss for colleagues, friends and students. Vladimir Ilyich left a bright memory of himself in the hearts of people who had a privilege to communicate with him. When the memory of a teacher is alive in the hearts of students, the connection between generations is not interrupted. In our memory, Vladimir Ilyich remained a model of a scientist wholly devoted to the chosen profession according to his conscience and the call of the soul.

KEY WORDS: Vladimir Ilyich Gordeev; memorial biography; pediatric anesthesiology and intensive care.

Владимир Ильич Гордеев родился 20 февраля 1938 года в семье военнослужащего Гордеева Ильи Ивановича в г. Ессентуки Ставропольского края. Его отец был врачом в кавалерийском подразделении Красной армии, дислоцирующимся в Армении, а с началом войны был призван в действующие боевые части. В.И. Гордеев вместе со своей мамой Надеждой Николаевной был вынужден переехать в Пятигорск, где в 1942 году они оказались в немецко-фашистской оккупации. После снятия оккупации уехали в Баку, к бабушке Пелагее Ивановне Маслюковой. к сожалению, в годы отрочества и юношества В.И. Гордеев остался без отеческого наставничества, отец все время был на военной службе.

Школьные годы Владимира Ильича прошли в стенах знаменитой Бакинской Багировской школы №6, где до войны обучался сын президента мирджапара Багирова.

Рис. 1. В.И. Гордеев в детстве.

Интересна дневниковая запись, сделанная В.И. Гордеевым перед выпускным балом: «... если бы всё шло так, как я распланировал то я, несомненно, добился бы больших успехов, у меня в жизни была бы цель (т.е. если бы я стал военным следователем), но так как это очень сложно . то понятно, надо избрать тот путь, по которому я сейчас иду, хотя и вынужденно. Но, несмотря на всё, от своей цели я не уклоняюсь. Я должен получить юридическое образование и стать следователем, причём, оконченный мной вуз придаст мне большую ценность как на том поприще, на которое я нацеливаюсь, так и в жизни. В случае, если я не попаду в Высшее Военное радиотехническое училище, то поступлю в строевое, по окончании которого во что бы то ни стало поступлю в Военно-юридическую Академию, может даже не без помощи со стороны отца! Во всяком случае, цель моей жизни остаётся прежней, и я должен её достигнуть.

Призвание — великое дело. Призвание обеспечивает тебе половину победы на том поприще, которое ты себе выбрал. Равнодушие, не интерес к делу, которое ты себе выбрал, обеспечивает твоё поражение. Я лично чувствую в себе призвание к работе над человеческими душами...» [6].

В 1956 году, сразу после окончания школы, В.И. Гордеев поступает в военное училище МВД СССР в Харькове, однако судьба распорядилась иначе, и ему не суждено было стать военным. В 1958 году училище было расформировано, а он, соответственно, был отчислен в рамках процедуры сокращения армии, по так называемой «хрущевской» реформе.

В.И. Гордеев возвращается в г. Баку в родительский дом и устраивается работать матросом судов Каспрейдморпути. В 1959 г. он едет в Ленинград, чтобы вновь поступать в военное училище, но Творец человеческих судеб настойчиво направляет его стопы по другому пути. Владимир Ильич поступает в Ленинградский педиатрический медицинский университет (сейчас СПбГПМУ), его жизненным призванием становится медицина, которой он служит честно и беззаветно до последнего вздоха.

Именно на этом поприще он стал Учителем и инженером человеческих душ, о чем мечтал со школьной скамьи. Именно здесь у него появились многочисленные благодарные ученики и воспитанники, которые признательны ему за помощь и поддержку, а порой и спасенную жизнь и судьбу.

В студенческие годы на младших курсах В.И. Гордеев постоянно работает санитаром в различных лечебных учреждениях города и только с декабря 1963 года он начинает работать медбратом-анестезистом в третьем хирургическом отделении детского лечебно-профилактического объединения им. Н.К. Крупской, что явилось предтечей всей дальнейшей профессиональной деятельности.

После окончания института в 1965 году В.И. Гордеев был принят на работу врачом-анестезиологом детской больницы им. Л. Пастера.

В 1967 году молодого талантливого врача заметил один из основоположников отечественной детской хирургии член-корреспондент Академии медицинских наук СССР Г.А. Баиров и пригласил его в аспирантуру, дав на раздумье только одну ночь. По всей видимости, это приглашение не было случайным. У Владимира Ильича к тому времени уже был солидный «научный анамнез». Он помогал аспирантам Гирея Алиевича переводить статьи с

немецкого и английского языков, и хорошо владея статистическими методами обработки

Рис. 2. В.И. Гордеев — курсант военного училища МВД СССР

результатов медицинских исследований, оказывал коллегам посильную помощь.

Итогом обучения в аспирантуре стала защита кандидатской диссертации на тему «Основной обмен у детей с пороками развития органов брюшной полости и забрюшинного пространства в послеоперационном периоде», которая состоялась в 1972 году.

В период с 1970 по 1983 годы, одновременно с клинической деятельностью, он работал ассистентом, а затем доцентом курса анестезиологии и реаниматологии кафедры детской хирургии под руководством академика Гирея Алиеви-ча Баирова. Уже в те годы он активно использовал методики симуляционного обучения, которые сейчас широко доступны и являются обязательным элементом учебного процесса. Каждый студент во время практического занятия по детской анестезиологии-реаниматологии под контролем преподавателя участвовал в проведения ингаляционной анестезии ребенку. Таким образом, студентами приобретались необходимые навыки по поддержанию проходимости верхних дыхательных путей. Хорошо известна фраза Владимира Ильича: «Операционный стол — лучший реанимационный тренажер...». Многие студенты, благодаря педагогическому таланту В.И. Гордеева впоследствии стали врачами анестезиологами-реаниматологами.

Помимо клинической и педагогической работы в период с 1973 по 1992 годы Владимир Ильич Гордеев последовательно назначался де-

каном первого курса, деканом иностранных студентов, куратором общежития №3, где проживали советские и иностранные студенты, исполнял обязанности проректора по международным связям ЛПМИ, являлся проректором по учебным и общим вопросам ЛПМИ. На всех постах В.И. Гордеев был строгим, но всегда справедливым и бескомпромиссным руководителем, поэтому всегда пользовался уважением и любовью сотрудников и студентов.

В 1996 году В.И. Гордеев покорил еще один пик научной деятельности, блестяще защитив докторскую диссертацию на тему: «Качество жизни детей, перенесших неотложные хирургические операции и реанимацию в периоде новорожденности», создав новое направление в педиатрической реаниматологии — прикладную реабилитологию.

В сентябре 1997 года Владимир Ильич Гордеев создал кафедру анестезиологии, реаниматологии и неотложной педиатрии СПбГПМУ и стал ее первым заведующим. Благодаря трудолюбию, таланту, твердости характера и целеустремленности Владимира Ильича кафедра вскоре стала одной из ведущих в Российской Федерации.

Первыми сотрудниками кафедры были Ю.С. Александрович, Г.Э. Ульрих, Д.В. Заболотский, С.Н. Незабудкин, В.В. Погорельчук.

долгие годы Владимир Ильич Гордеев пытался реализовать идею проведения отдельных занятий по клинической фармакологии, непосредственно в операционной, чтобы студент

Рис. 4. Занятие ведет профессор В.И. Гордеев.

рис. 5. коллектив кафедры анестезиологии, реаниматологии и неотложной педиатрии в первые годы деятельности

в режиме реального времени мог видеть действие препаратов, которые анестезиолог вводит ребенку для премедикации, индукции и поддержания анестезии. к сожалению, эта идея не нашла понимания и поддержки у коллег, занимающихся созданием образовательных стандартов.

им было воспитано не одно поколение врачей анестезиологов-реаниматологов, многие из которых стали заведующими отделений анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии детских стационаров города и различных регионов страны.

одним из увлечений владимира ильича было спасение судеб подростков, которых называют «трудными», и им он отдал более сорока лет жизни. Благодаря его педагогическому мастерству, доброте и человеколюбию была спасена судьба многих из них, о нём с благодарностью вспоминают бывшие воспитанники лагеря для «трудных» подростков «прометей», что нашло подтверждение в нескольких художественных и документальных фильмах: «трудные ребята» (режиссер: заслуженный деятель искусств рсфср м.с. литвяков, 1966) «острова надежды» (режиссеры: А. каневский, м. михеев, 1977), «пацаны» (режиссер: динара Асанова, 1983).

вместе с владимиром ильичом Гордеевым в лагере «Прометей» в качестве комиссаров экипажей трудились многие сотрудники кафедры

анестезиологии, реаниматологии и неотложной педиатрии и студенты нашего университета.

Наряду с всесторонней и многогранной клинической и общественно-педагогической деятельностью профессор В.И. Гордеев постоянно занимался научно-исследовательской работой. Он является автором более 200 статей в периодических изданиях РФ для анестезиологов-реаниматологов и 10 монографий по педиатрической анестезиологии и интенсивной терапии. Такие книги В.И. Гордеева, как «Педиатрическая анестезиология-реаниматология», «Анестезия в педиатрии», «интенсивная терапия критических состояний у детей», «оценочные и прогностические шкалы в медицине критических состояний» и другие являются настольными книгами практически всех детских анестезиологов-реаниматологов страны и могут использоваться непосредственно у постели больного ребенка, что свидетельствует об их несомненной не только научной, но и практической значимости [1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12].

В.И. Гордеевым подготовлено четырнадцать кандидатов и четыре доктора медицинских наук, многие из которых заведуют отделениями и профильными кафедрами медицинских вузов Санкт-Петербурга [3, 4, 9, 13-27].

в течение многих десятилетий профессор В.И. Гордеев был президентом Ассоциации анестезиологов-реаниматологов санкт-петер-

бурга, членом правления научно-практического общества анестезиологов-реаниматологов Санкт-Петербурга и членом Общества анестезиологов-реаниматологов великобритании и ирландии (рис. 8).

Несмотря на блестящие успехи в области врачевания, спасения жизней и человеческих судеб, владимир ильич Гордеев не уклонился от своей жизненной цели, которую он поставил себе в восемнадцать лет. вспомним его дневниковую запись: «...несмотря на всё, от своей цели я не уклоняюсь. Я должен получить юридическое образование.». Уже будучи известным выдающимся ученым, признанным врачом, доктором медицинских наук, заведующим кафедрой он поступает в Российский государственный университет правосудия при президенте РФ и блестяще заканчивает его в 79 лет, получив диплом бакалавра юриспруденции!

многие годы одним из научных интересов владимира ильича Гордеева было исследование медико-юридических аспектов в медицине критических состояний и медико-юридическая защита коллег, что, с учётом реалий сегодняшнего дня, особенно актуально. В.И. Гордеев воплотил свою юношескую мечту стать юристом, и талантливо сочетал это с делом всей своей жизни — медициной.

владимир ильич Гордеев по праву считается основоположником детской анестезиологии-реаниматологии в стране. Он впервые в Советском Союзе организовал субординатуру по анестезиологии-реаниматологии, первый

Рис. 8. В.И. Гордеев с коллегами в лагере «Прометей»

выпуск, которой состоялся в 1987 году. Всего состоялось семь выпусков, обучение прошли более 130 врачей.

Созданная им кафедра сегодня носит его имя и, по-прежнему, остается основным учебным, научным и методическим центром по подготовке анестезиологов-реаниматологов, работающих с детьми в Российской Федерации.

«Призвание — великое дело. Призвание обеспечивает тебе половину победы на том поприще, которое ты себе выбрал. Равнодушие, не интерес к делу, которое ты себе выбрал, обеспечивает твоё поражение» (В.И. Гордеев).

Рис. 9. Профессор В.И. Гордеев на заседании Правления научно-практического общества анестезиологов-реаниматологов Санкт-Петербурга

Рис. 10. Профессор В.И. Гордеев — бакалавр юриспруденции

Вся жизнь этого замечательного Человека, Врача и Учителя звучит в одном из главных символов медицины — сгорающей свече и девиза — Aliis inserviendo ipse consumor («Служа другим, расточаю себя»).

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрович Ю.С., Гордеев В.И. Оценочные и прогностические шкалы в медицине критических состояний. СПб.: Сотис; 2007.

2. Александрович Ю.С., Гордеев В.И. Оценочные и прогностические шкалы в медицине критических состояний. 2-е изд., дополн. и исправл. СПб.: ЭЛ-БИ-СПб; 2010.

3. Александрович Ю.С. Клинико-физиологические и нейропсихологические предпосылки изменения качества жизни детей, перенесших нейроинтенсивную терапию черепно-мозговой травмы. Автореф. дис... д-ра мед наук. СПб.; 2003.

4. Александрович Ю.С. Психомоторное развитие детей, перенесших оперативные вмешательства и интенсив-

ную терапию в периоде новорожденности. Автореф. дис... канд. мед наук. СПб.; 1994.

5. Александрович Ю.С., Гордеев В.И. Оценочные и прогностические шкалы в медицине критических состояний. 3-е изд. СПб.: «ЭЛБИ-СПб»; 2015.

6. Александрович Ю.С., Ивахнова-Гордеева А.М. Владимир Ильич Гордеев. Жизненный путь. Медицина: теория и практика. 2018; 3(4): 7-12.

7. Александрович Ю.С., Пшениснов К.В., Гордеев В.И. Анестезия в педиатрии. Пособие для врачей. СПб.: ЭЛБИ-СПб; 2013.

8. Александрович Ю.С., Пшениснов К.В., Гордеев В.И. Интенсивная терапия критических состояний у детей. СПб.: «Н-Л»; 2014.

9. Бердиярова Г.С. Анестезиолого-реанимационный риск как показатель и предиктор тяжести состояния новорожденных в периоперационном периоде. Автореф. дис... канд. мед наук. СПб.; 2009.

10. Гордеев В.И. Практикум по инфузионной терапии при неотложных состояниях у детей. 2-е изд. СПб.: ЭЛБИ-СПб; 2014.

11. Гордеев В.И. Практикум по инфузионной терапии в педиатрической реанимации. СПб.: ЭЛБИ-СПб; 2011.

12. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Педиатрическая анестезиология-реаниматология. Частные разделы. СПб.: Санкт-Петербургское медицинское издательство; 2004.

13. Заболотский Д.В. Продленная местная анестезия у детей с ортопедической патологией. Автореф. дис... д-ра мед наук. СПб.; 2015.

14. Заболотский Д.В. Регионарная анестезия в детской хирургии. Автореф. дис... канд. мед. наук. СПб.; 1999.

15. Иоффе М.Я. Интенсивная терапия и анестезиологическое обеспечение детей с внепеченочной формой портальной гипертензии. Автореф. дис... канд. мед. наук. СПб.; 1999.

16. клыпина Л.В. Психомоторное развитие реконвалес-центов неонатальной хирургической и соматической реанимации в раннем возрасте. Автореф. дис... канд. мед. наук. СПб.; 1997.

17. Красносельский К.Ю. Мониторинг и управление термопродукцией в периоперационном периоде. Автореф. дис... канд. мед. наук. СПб.; 2009.

18. Куличкин Ю.В. Рост и развитие реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации в антропологическом аспекте. Автореф. дис... канд. мед наук. СПб.; 1997.

19. Лебединский К.М. Контроль центральной гемодинамики как компонент анестезии. Автореф. дис... д-ра мед. наук. СПб.; 2000.

20. Мохаммед Хуссейн Ясин Яар Мониторинг гемодинамики как условие повышения качества и безопасности анестезии при малоинвазивных вмешательствах у детей. Автореф. дис... канд. мед. наук. СПб.; 2005.

Рис. 11. Профессор В.И. Гордеев в кругу учеников и сотрудников кафедры

21. Погорельчук В.В. Оценка и мониторинг качества жизни подростков с девиантным поведением. Авто-реф. дис... канд. мед. наук. СПб.; 2012.

22. Ульрих Г.Э. Анестезиологическое обеспечение операций на позвоночнике у детей. Автореф. дис... д-ра мед наук. СПб.; 2005.

23. Ульрих Г.Э. Эпидуральная блокада при хирургической коррекции деформаций позвоночника у детей. Автореф. дис... канд. мед. наук. СПб.; 1998.

24. Ушаков A.B. Предоперационная изоволемическая ге-модилюция с применением свежезамороженной ау-топлазмы в хирургии позвоночника у детей. Автореф. дис... канд. мед. наук. СПб.; 2003.

25. Шадрин В.П. Этические и медико-юридические проблемы в медицине критических состояний. Автореф. дис... канд. мед. наук. СПб.; 2006.

26. Шаидханова Х.С. Отдаленные результаты и медико-социальные аспекты реабилитации новорожденных высокого хирургического и реанимационного риска. Автореф. дис... канд. мед. наук. СПб.; 1997.

27. Шишков B.B. Клинико-психологические особенности детей, перенесших в периоде новорожденности неотложные хирургические вмешательства, реанимацию и интенсивную терапию. Автореф. дис... канд. мед. наук. СПб.; 1997.

REFERENCES

1. Aleksandrovich Yu.S., Gordeev V.l. Otsenochnye i prog-nosticheskie shkaly v meditsine kriticheskikh sostoy-aniy. [Evaluation and prognostic scales in critical condition medicine]. SPb.: «Sotis»; 2007. (in Russian).

2. Aleksandrovich Yu.S., Gordeev V.I. Otsenochnye i prog-nosticheskie shkaly v meditsine kriticheskikh sostoy-aniy. [Evaluation and prognostic scales in critical condition medicine]. 2-e izd., dopoln. i ispravl. SPb.: ELBI-SPb; 2010. (in Russian).

3. Aleksandrovich Yu.S. Kliniko-fiziologicheskie i ney-ropsikhologicheskie predposylki izmeneniya kachestva zhizni detey, perenesshikh neyrointensivnuyu terapiyu cherepno-mozgovoy travmy. [Clinical, physiological and neuropsychological prerequisites for changing the quality of life of children who underwent neurointensive therapy of traumatic brain injury]. PhD thesis. SPb.; 2003. (in Russian).

4. Aleksandrovich Yu.S. Psikhomotornoe razvitie detey, perenesshikh operativnye vmeshatel'stva i intensivnuyu terapiyu v periode novorozhdennosti. [Psychomotor development of children who underwent surgery and intensive therapy in the neonatal period]. PhD thesis. SPb.; 1994. (in Russian).

5. Aleksandrovich Yu.S., Gordeev V.I. Otsenochnye i prog-nosticheskie shkaly v meditsine kriticheskikh sostoy-aniy. [Evaluation and prognostic scales in critical condition medicine]. 3-e izd. SPb.: «ELBI-SPb»; 2015. (in Russian).

6. Aleksandrovich Yu.S., Ivakhnova-Gordeeva A.M. Vladimir Il'ich Gordeev. Zhiznennyy put'. [Vladimir Il-yich Gordeev. Life way]. Medicine: theory and practice. 2018; 3(4): 7-12. (in Russian).

7. Aleksandrovich Yu.S., Pshenisnov K.V., Gordeev VI. An-esteziya v pediatrii. Posobie dlya vrachey. [Anesthesia in Pediatrics. Manual for doctors]. SPb.: ELBI-SPb; 2013.

8. Aleksandrovich Yu.S., Pshenisnov K.V., Gordeev V.l. Intensivnaya terapiya kriticheskikh sostoyaniy u detey. [Intensive care of critical conditions in children]. SPb.: «N-L»; 2014. (in Russian).

9. Berdiyarova G.S. Anesteziologo-reanimatsionnyy risk kak pokazatel' i prediktor tyazhesti sostoyaniya novo-rozhdennykh v perioperatsionnom periode. [ Anesthesia and resuscitation risk as an indicator and predictor of neonatal severity in the perioperative period]. PhD thesis. SPb.; 2009. (in Russian).

10. Gordeev V.I. Praktikum po infuzionnoy terapii pri neot-lozhnykh sostoyaniyakh u detey. 2-e izd. [Workshop on infusion therapy in emergency conditions in children]. SPb.: ELBI-SPb; 2014. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Gordeev VI. Praktikum po infuzionnoy terapii v pediatrich-eskoy reanimatsii. [Workshop on infusion therapy in pedi-atric intensive care]. SPb.: ELBI-SPb; 2011. (in Russian).

12. Gordeev VI., Aleksandrovich Yu.S. Pediatricheskaya an-esteziologiya-reanimatologiya. Chastnye razdely. [Pediatric anesthesiology-resuscitation. Private sections]. SPb.: Sankt-Peterburgskoe meditsinskoe izdatel'stvo; 2004. (in Russian).

13. Zabolotskiy D.V. Prodlennaya mestnaya anesteziya u detey s ortopedicheskoy patologiey. [Prolonged local anesthesia in children with orthopedic pathology]. PhD thesis. SPb.; 2015. (in Russian).

14. Zabolotskiy D.V. Regionarnaya anesteziya v detskoy kh-irurgii. [Regional anesthesia in pediatric surgery]. PhD thesis. SPb.; 1999. (in Russian).

15. Ioffe M.Ya. Intensivnaya terapiya i anesteziologich-eskoe obespechenie detey s vnepechenochnoy formoy portal'noy gipertenzii. [Intensive therapy and anesthe-siological care of children with extrahepatic portal hypertension]. PhD thesis. SPb.; 1999. (in Russian).

16. Klypina L.V. Psikhomotornoe razvitie rekonvalestsentov neonatal'noy khirurgicheskoy i somaticheskoy reanimat-sii v rannem vozraste. [Psychomotor development of neonatal surgical and somatic resuscitation convalescents at an early age]. PhD thesis. SPb.; 1997. (in Russian).

17. Krasnosel'skiy K.Yu. Monitoring i upravlenie termopro-duktsiey v perioperatsionnom periode. [Monitoring and management of thermal production in the perioperative period]. PhD thesis. SPb.; 2009. (in Russian).

18. Kulichkin Yu.V. Rost i razvitie rekonvalestsentov neonatal'noy khirurgii i reanimatsii v antropologich-eskom aspekte. [Growth and development of neonatal surgery and resuscitation convalescents in anthropological aspect]. PhD thesis. SPb.; 1997. (in Russian).

19. Lebedinskiy K.M. Kontrol' tsentral'noy gemodinamiki kak komponent anestezii. [Control of Central hemodynamics as a component of anesthesia]. PhD thesis. SPb.; 2000. (in Russian).

20. Mokhammed Khusseyn Yasin Yaar Monitoring gemodinamiki kak uslovie povysheniya kachestva i bezopas-nosti anestezii pri maloinvazivnykh vmeshatel'stvakh u detey. [Monitoring of hemodynamics as a condition for improving the quality and safety of anesthesia in minimally invasive interventions in children]. PhD thesis. SPb.; 2005. (in Russian).

21. Pogorel'chuk V.V. Otsenka i monitoring kachestva zhiz-ni podrostkov s deviantnym povedeniem. [Assessment and monitoring of the quality of life of adolescents with deviant behavior]. PhD thesis. SPb.; 2012. (in Russian).

22. Ul'rikh G.E. Anesteziologicheskoe obespechenie operat-siy na pozvonochnike u detey. [Anesthesiological support of spine operations in children]. PhD thesis. SPb.; 2005. (in Russian).

23. Ul'rikh G.E. Epidural'naya blokada pri khirurgicheskoy korrektsii deformatsiy pozvonochnika u detey. [Epidural blockade for surgical correction of spinal deformities in children]. PhD thesis. SPb.; 1998. (in Russian).

24. Ushakov A.V. Predoperatsionnaya izovolemicheskaya gemodilyutsiya s primeneniem svezhezamorozhennoy autoplazmy v khirurgii pozvonochnika u detey. [Preop-erative hemodilution izovolemicescuu with the use of fresh frozen autoplasma in spine surgery in children]. PhD thesis. SPb.; 2003. (in Russian).

25. Shadrin V.P. Eticheskie i mediko-yuridicheskie prob-lemy v meditsine kriticheskikh sostoyaniy. [Ethical and medico-legal problems in critical care medicine]. PhD thesis. SPb.; 2006. (in Russian).

26. Shaidkhanova Kh.S. Otdalennye rezul'taty i mediko-sotsial'nye aspekty reabilitatsii novorozhdennykh vy-sokogo khirurgicheskogo i reanimatsionnogo riska. [Long-term results and medico-social aspects of rehabilitation of newborns of high surgical and resuscitation risk]. PhD thesis. SPb.; 1997. (in Russian).

27. Shishkov V.V. Kliniko-psikhologicheskie osobennosti detey, perenesshikh v periode novorozhdennosti neot-lozhnye khirurgicheskie vmeshatel'stva, reanimatsiyu i intensivnuyu terapiyu. [Clinical and psychological features of children who underwent emergency surgical interventions, intensive care and intensive therapy in the neonatal period]. PhD thesis. SPb.; 1997. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.