Научная статья на тему 'Владимир Ильич Гордеев. Жизненный путь'

Владимир Ильич Гордеев. Жизненный путь Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
241
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ГОРДЕЕВ / БИОГРАФИЯ / АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ / ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ-РЕАНИМАТОЛОГИЯ / VLADIMIR ILYICH GORDEEV / MEMORIAL BIOGRAPHY / PEDIATRIC ANESTHESIOLOGY AND INTENSIVE CARE

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Александрович Юрий Станиславович, Ивахнова-Гордеева Анна Михайловна

12 июля 2018 года ушел из жизни талантливый ученый и педагог Владимир Ильич Гордеев. Настоящая статья представляет собой портретный очерк и посвящена памяти выдаю­щегося учителя и врача профессора Владимира Ильича Гордеева. Представлены основные этапы карьерного и творческого пути профессора, родоначальника кафедры анестезиологии, реаниматологии и неотложной педиатрии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Описаны научные достижения и вклад Владимира Ильича в развитие педиатрической анестезиологии и реаниматологии. Уход из жизни выдающегося ученого и прекрасного человека невосполнимая потеря для коллег, друзей и учеников. Владимир Ильич оставил о себе светлую память в сердцах людей, имевших счастье общаться с ним. Когда память об учителе жива в сердцах учеников, не прерывается связь поколений. В нашей памяти Владимир Ильич остался образцом преданного делу человека, которому он служил по совести и зову души.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Александрович Юрий Станиславович, Ивахнова-Гордеева Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vladimir ilyich gordeev. Life way

On July 12, 2018, the talented scientist and teacher Vladimir Ilyich Gordeyev passed away. This article is a portrait essay and is dedicated to the memory of Vladimir Ilyich Gordeev, an outstanding teacher and doctor. The main stages of the career and creative paths of the professor, the founder of the Department of Anesthesiology, Resuscitation and Emergency Pediatrics of St. Petersburg State Pediatric Medical University are presented. The scientific achievements and contribution of Vladimir Ilyich to the development of pediatric anesthesiology and resuscitation are described. The death of an outstanding scientist and a wonderful person is an irreplaceable loss for colleagues, friends and students. Vladimir Ilyich left a bright memory of himself in the hearts of people who had the good fortune to communicate with him. When the memory of a teacher is alive in the hearts of students, the connection between generations is not interrupted. In our memory, Vladimir Ilyich remained a model of a dedicated man, to whom he served according to conscience and the call of the soul.

Текст научной работы на тему «Владимир Ильич Гордеев. Жизненный путь»

original papers

оригинальные статьи

УДК 617-089.5(09)

ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ГОРДЕЕВ. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

© Юрий Станиславович Александрович, Анна Михайловна Ивахнова-Гордеева

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. 194100, Санкт-Петербург, Литовская ул., 2

Контактная информация: Юрий Станиславович Александрович — заведующий кафедрой анестезиологии, реаниматологии и неотложной педиатрии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. E-mail: jalex1963@mail.ru

Резюме. 12 июля 2018 года ушел из жизни талантливый ученый и педагог Владимир Ильич Гордеев. Настоящая статья представляет собой портретный очерк и посвящена памяти выдающегося учителя и врача — профессора Владимира Ильича Гордеева. Представлены основные этапы карьерного и творческого пути профессора, родоначальника кафедры анестезиологии, реаниматологии и неотложной педиатрии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Описаны научные достижения и вклад Владимира Ильича в развитие педиатрической анестезиологии и реаниматологии. Уход из жизни выдающегося ученого и прекрасного человека — невосполнимая потеря для коллег, друзей и учеников. Владимир Ильич оставил о себе светлую память в сердцах людей, имевших счастье общаться с ним. Когда память об учителе жива в сердцах учеников, не прерывается связь поколений. В нашей памяти Владимир Ильич остался образцом преданного делу человека, которому он служил по совести и зову души.

Ключевые слова: Владимир Ильич Гордеев, биография, анестезиология и реаниматология, педиатрическая анестезиология-реаниматология.

VLADIMIR iLYiCH GÜRDEEV. LIFE WAY

© Yuri S. Aleksandrovich, Anna M. Ivakhnova-Gordeeva

Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. 194100, Saint-Petersburg, Litovskay str., 2

Contact Information: Yuri S. Aleksandrovich — Head of the Department of Anesthesiology and Intensive care. St. Petersburg Pediatric University. E-mail: jalex1963@mail.ru

Resume. On July 12, 2018, the talented scientist and teacher Vladimir Ilyich Gordeyev passed away. This article is a portrait essay and is dedicated to the memory of Vladimir Ilyich Gordeev, an outstanding teacher and doctor. The main stages of the career and creative paths of the professor, the founder of the Department of Anesthesiology, Resuscitation and Emergency Pediatrics of St. Petersburg State Pediatric Medical University are presented. The scientific achievements and contribution of Vladimir Ilyich to the development of pediatric anesthesiology and resuscitation are described. The death of an outstanding scientist and a wonderful person is an irreplaceable loss for colleagues, friends and students. Vladimir Ilyich left a bright memory of himself in the hearts of people who had the good fortune to communicate with him. When the memory of a teacher is alive in the hearts of students, the connection between generations is not interrupted. In our memory, Vladimir Ilyich remained a model of a dedicated man, to whom he served according to conscience and the call of the soul.

Keywords: Vladimir Ilyich Gordeev, memorial biography, pediatric anesthesiology and intensive care.

Владимир Ильич Гордеев родился 20 февраля 1938 года в г. Ессентуки Ставропольского края в семье военного. Его отец, Гордеев Илья Иванович служил врачом в кавалерийском подразделении Красной армии в Армении (г. Лени-накан), а с началом войны был направлен в действующую армию. Мама, Надежда Николаевна, переехала с сыном в Пятигорск, где они в 1942 году оказались в немецко-фашистской оккупации. После оккупации уехали в Баку, к бабушке Пелагее Ивановне Маслюковой. Годы юношеского становления прошли без отца, который после ранения в Румынии в 1945 году был возвращен в Союз и направлен для прохождения дальнейшей службы в Дальневосточный край, а затем в Китай.

Учился Владимир Ильич в знаменитой Ба-гировской школе № 6, в то время элитная школа, где до войны обучался сын президента Мирджапара Багирова. Интересна дневниковая запись, сделанная перед окончанием школы: «...если бы все шло так, как я распланировал, то я, несомненно, добился бы больших успехов, у меня в жизни была бы цель (т.е. если бы я стал военным следователем), но так как это очень сложно ... то понятно, надо избрать тот путь, по которому я сейчас иду, хотя и вынужденно. Но, несмотря на все, от своей цели я не уклоняюсь. Я должен получить юридическое образование и стать следователем, причем, оконченный мной вуз придаст мне большую ценность /как/ на том поприще, на которое я нацеливаюсь, так и в жизни. В случае, если я не попаду в Высшее Военное радиотехническое училище, то поступлю в строевое, по окончании которого во что бы то ни стало поступлю в Военно-юридическую Академию, может даже не без помощи со стороны отца! Во всяком случае, цель моей жизни остается прежней, и я должен ее достигнуть. // Призвание — великое дело. Призвание обеспечивает тебе половину победы на том поприще, которое ты себе выбрал. равнодушие, не интерес к делу, которое ты себе выбрал, обеспечивает твое поражение. Я лично чувствую в себе призвание к работе над человеческими душами.».

После окончания школы в 1956 году В.И. Гордеев поступил в ВУ МВД СССР в Харькове, из которого в 1958 году был отчислен в рамках «хрущевской» реформы армии.

Вернувшись в Баку, в том же году начал работать матросом на судах Каспрейдморпути. В 1959 г. поехал в Ленинград поступать в военное училище, но судьба привела В.И.Гордеева в ЛПМИ (сейчас СПбГПМУ), его главной дорогой стала медицина, которой он служил до-

стойно, честно и бескомпромиссно. На этом пути он стал Учителем. Не зря Владимир Ильич чувствовал еще в юности «призвание к работе над человеческими душами», у него получилось и его многочисленные благодарные ученики и воспитанники — убедительное тому подтверждение. Но вспомним из дневника восемнадцатилетнего: «.несмотря на все, от своей цели я не уклоняюсь. Я должен получить юридическое образование.». Владимир Ильич добился своей цели, он не изменил себе. Какая должна быть цельность характера, твердость, убежденность, наконец, склад ума, отвага и решительность, чтобы в статусе именитого профессора, доктора медицинских наук, заведующего кафедрой поступить в Российский государственный университет правосудия при президенте РФ и блестяще его закончить в 79 лет, став дипломированным юристом! Он исполнил свои юношеские обеты.

На протяжении всего обучения в ЛПМИ Владимир Ильич Гордеев постоянно работал санитаром в различных лечебных учреждениях города, а с декабря 1963 года начал работать медбратом-анестезистом в третьем хирургическом отделении детского лечебно-профилактического объединения им. Н. К. Крупской, что и предопределило всю его дальнейшую профессиональную деятельность.

Сразу после окончания института в 1965 году В.И. Гордеев был принят на работу врачом-анестезиологом детской больницы им. Л. Пастера.

В 1967 году, талантливого и подающего надежды, молодого врача заметил один из основоположников отечественной детской хирургии член-корреспондент Академии медицинских наук СССР Г.А. Баиров и пригласил его в аспирантуру. Владимир Ильич рассказывает, как он стал первым аспирантом академической группы Гирея Алиевича Баирова: «Было тяжелое дежурство с неудачной интубацией трахеи, о чем я обязан был доложить Гирею Алиевичу и готовился с волнением к встрече с ним. В четыре часа утра раздался телефонный звонок: "Володя, это Гирей Алиевич..." Я похолодел: как он узнал так быстро о моей неудаче? Но услышал: "Ты не хочешь в аспирантуру?" Я ожидал чего угодно, только не этого. В то время попасть в аспирантуру все равно, что верблюду пролезть в игольное ушко. В растерянности спрашиваю: "Гирей Алиевич, можно подумать?" "Да" — отвечает. "Как долго?" — "До утра..."».

Успешно закончив обучение в аспирантуре, в 1972 году В.И. Гордеев защитил диссертацию

оригинальные статьи

9

на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на тему «основной обмен у детей с пороками развития органов брюшной полости и забрюшинного пространства в послеоперационном периоде» и продолжил активно работать врачом анестезиологом-реаниматологом.

В период с 1970 по 1983 годы, одновременно с клинической деятельностью, он работал ассистентом, а затем доцентом курса анестезиологии и реаниматологии кафедры детской хирургии под руководством академика Г.А. Баи-рова. Будучи преподавателем, он уже в те годы активно пропагандировал симуляционное обучение, которое в настоящее время широко внедряется в учебный процесс. Все студенты, которые приходили к нему на занятия, участвовали в проведении анестезии у детей различного возраста, многие его ученики впоследствии стали врачами анестезиологами-реаниматологами.

Необходимо вспомнить еще и о том, что с 1973 по 1992 годы Владимир Ильич Гордеев последовательно назначался деканом первого курса, деканом иностранных студентов, куратором общежития № 3, где проживали советские и иностранные студенты, исполнял обязанности проректора по международным связям ЛПМИ, являлся проректором по учебным и общим вопросам ЛПМИ. На этих постах Гордеев был строгим, порой жестким, но всегда справедливым и бескомпромиссным руководителем, поэтому всегда был уважаем и любим студентами.

В 1996 году В.И. Гордеев блестяще защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук по теме: «Качество жизни детей, перенесших неотложные операции и реанимацию в периоде новорожденно-сти», открывая новое направление в педиатрической реаниматологии — прикладную реаби-литологию.

В сентябре 1997 года Владимир Ильич Гордеев основал кафедру анестезиологии, реаниматологии и неотложной педиатрии СПбГПМУ и стал ее первым заведующим, в дальнейшем, благодаря его активному участию, эта кафедра вышла в разряд ведущих в Российской Федерации.

За многие годы работы на кафедре он воспитал не одно поколение врачей анестезиологов-реаниматологов, при этом многие из его учеников стали заведующими отделений реанимации и интенсивной терапии детских стационаров города и различных регионов Российской Федерации.

По словам д.м.н. профессора Д.Д.Купатадзе: «Владимир Ильич — родоначальник, учитель всех наших анестезиологов. Наши профессиональные достижения не только в городских стационарах, но и во всей стране — заслуга ГОРДЕЕВА. Владимир Ильич способствовал развитию анестезиолого-реанимационного обеспечения микрохирургических операций на основе регионарного обезболивания с помощью регионарных блокад, чего не было раньше в детской анестезиологии».

Более сорока лет Владимир Ильич отдал работе с подростками, которых принято называть «трудными». Благодаря его педагогическому мастерству, доброте и человеколюбию была изменена судьба многих из них, о нем с благодарностью вспоминают бывшие воспитанники лагеря «Прометей».

Наряду с широкомасштабной лечебной и общественно-педагогической деятельностью профессор В.И. Гордеев постоянно занимался научно-исследовательской работой. Им опубликовано более 200 статей в ведущих специальных изданиях РФ и 10 монографий по наиболее актуальным вопросам педиатрической анестезиологии и интенсивной терапии.

Его монографии «Педиатрическая анестезиология-реаниматология», «Анестезия в педиатрии», «Интенсивная терапия критических состояний у детей», «Оценочные и прогностические шкалы в медицине критических состояний» и другие являются настольными книгами практически всех детских анестезиологов-реаниматологов, что свидетельствует об их несомненной не только научной, но и практической значимости [1-8].

Профессором В.И. Гордеевым подготовлено четырнадцать кандидатов и четыре доктора медицинских наук, трое из которых являются заведующими профильных кафедр медицинских ВУЗов Санкт-Петербурга.

Приводим список учеников Владимира Ильича, защитивших при его научном консультировании или научном руководстве диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата медицинских наук.

докторские диссертации, защищенные при научном консультировании профессором владимиром ильичем гордеевым [9-12]

1. Лебединский Константин Михайлович. Контроль центральной гемодинамики как компонент анестезии (2000).

2. Александрович Юрий Станиславович. клинико-физиологические и нейропсихологи-ческие предпосылки изменения качества жизни детей, перенесших нейроинтенсивную терапию черепно-мозговой травмы (2003).

3. Ульрих Глеб Эдуардович. Анестезиологическое обеспечение операций на позвоночнике у детей (2005).

4. Заболотский Дмитрий Владиславович. Продленная местная анестезия у детей с ортопедической патологией (2015).

кандидатские диссертации, защищенные под руководством профессора владимира ильича гордеева [13-26]

1. Александрович Юрий Станиславович. Психомоторное развитие детей, перенесших оперативные вмешательства и интенсивную терапию в периоде новорожденности (1994).

2. Клыпина Лилия Викторовна. Психомоторное развитие реконвалесцентов неонаталь-ной хирургической и соматической реанимации в раннем возрасте (1997).

3. Куличкин Юрий Всеволодович. Рост и развитие реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации в антропологическом аспекте (1997).

4. Шаидханова Хадижат Сайпудиновна. Отдаленные результаты и медико-социальные аспекты реабилитации новорожденных высокого хирургического и реанимационного риска (1997).

5. Шишков Валерий Витальевич. Клини-ко-психологические особенности детей, перенесших в периоде новорожденности неотложные хирургические вмешательства, реанимацию и интенсивную терапию (1997).

6. Ульрих Глеб Эдуардович. Эпидуральная блокада при хирургической коррекции деформаций позвоночника у детей (1998).

7. Заболотский дмитрий Владиславович. регионарная анестезия в детской хирургии (1999).

8. Иоффе Михаил Яковлевич. Интенсивная терапия и анестезиологическое обеспечение детей с внепеченочной формой портальной ги-пертензии (1999).

9. Ушаков Александр Валентинович. Предоперационная изоволемическая гемодилюция с применением свежезамороженной аутоплаз-мы в хирургии позвоночника у детей (2003).

10. Мохаммед Хуссейн Ясин Яар. Мониторинг гемодинамики как условие повышения качества и безопасности анестезии при малоин-вазивных вмешательств у детей (2005).

11. Шадрин Виктор Павлович. Этические и медико-юридические проблемы в медицине критических состояний (2006).

12. Бердиярова Гулбану Сансызбаевна. Ане-стезиолого-реанимационный риск как показатель и предиктор тяжести состояния новорожденных в периоперационном периоде (2009).

13. Красносельский Константин Юрьевич. Мониторинг и управление термопродукцией в периоперационном периоде (2009).

14. Погорельчук Виктор Викторович. Оценка и мониторинг качества жизни подростков с девиантным поведением (2012).

Одним из направлений работы Владимира Ильича являлось исследование медико-юридических аспектов в медицине критических состояний и медико-юридическая защита коллег, что особенно актуально с учетом реалий современности. В этой деятельности сказалась главная черта характера Владимира Ильича Горде-ева — твердость и верность своим убеждениям — он воплотил свою юношескую мечту стать юристом, и талантливо сочетал это с делом всей своей жизни — медициной.

«Призвание — великое дело. Призвание обеспечивает тебе половину победы на том поприще, которое ты себе выбрал. Равнодушие, не интерес к делу, которое ты себе выбрал, обеспечивает твое поражение»

В.И.Гордеев

Вся жизнь этого замечательного человека, врача и преподавателя посвящена служению людям.

литература

1. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Педиатрическая анестезиология-реаниматология. Частные разделы. Санкт-Петербургское медицинское издательство; 2004: 408.

2. Александрович Ю.С., Гордеев В.И. Оценочные и прогностические шкалы в медицине критических состояний. Изд-во «Сотис»; 2007: 140.

3. Алекс андрович Ю.С, Гордеев В.И. Оценочные и прогностические шкалы в медицине критических состояний. 2-е изд., дополн. и исправл. СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2010: 248.

4. Гордеев В.И. Практикум по инфузионной терапии в педиатрической реанимации. ЭЛБИ-СПб., 2011: 112.

5. Александрович Ю.С., Пшениснов К.В., Гордеев В.И. Анестезия в педиатрии. Пособие для врачей. ЭЛБИ-СПб., 2013: 160.

6. Александрович Ю.С., Пшениснов К.В., Гордеев В.И. Интенсивная терапия критических состояний у детей. СПб.: Изд-во Н-Л, 2014: 976.

оригинальные статьи

11

7. Гордеев В.И. Практикум по инфузионной терапии при неотложных состояниях у детей. 2-е издание. ЭЛБИ-СПб., 2014: 192.

8. Александрович Ю.С., Гордеев В.И. Оценочные и прогностические шкалы в медицине критических состояний. 3-е изд. ЭЛБИ-СПб, 2015.

9. Лебединский К.М. Контроль центральной гемодинамики как компонент анестезии. Дис. д-ра мед наук. Санкт-Петербург, 2000.

10. Александрович Ю.С. Клинико-физиологические и нейропсихологические предпосылки изменения качества жизни детей, перенесших нейроинтенсивную терапию черепно-мозговой травмы. Дис... д-ра мед наук. Санкт-Петербург, 2003.

11. Ульрих Г.Э. Анестезиологическое обеспечение операций на позвоночнике у детей. Дис. д-ра мед наук. Санкт-Петербург, 2005.

12. Заболотский Д.В. Продленная местная анестезия у детей с ортопедической патологией. Дис. д-ра мед наук. СПб., 2015.

13. Александрович Ю.С. Психомоторное развитие детей, перенесших оперативные вмешательства и интенсивную терапию в периоде новорожденности. Автореф. дис. канд. мед наук. СПб., 1994.

14. Клыпина Л.В. Психомоторное развитие реконвалес-центов неонатальной хирургической и соматической реанимации в раннем возрасте. Автореф. дис... канд. мед наук. СПб.; 1997.

15. Шаидханова Х.С. Отдаленные результаты и медико-социальные аспекты реабилитации новорожденных высокого хирургического и реанимационного риска. Автореф. дис. канд. мед наук. СПб., 1997.

16. Шишков В.В. Клинико-психологические особенности детей, перенесших в периоде новорожденности неотложные хирургические вмешательства, реанимацию и интенсивную терапию. Автореф. дис. канд. мед наук. СПб., 1997.

17. Куличкин Ю.В. Рост и развитие реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации в антропологическом аспекте. Автореф. дис. канд. мед наук. СПб., 1997.

18. Ульрих Г.Э. Эпидуральная блокада при хирургической коррекции деформаций позвоночника у детей. Автореф. дис... канд. мед наук. СПб., 1998.

19. Заболотский Д.В. Регионарная анестезия в детской хи-

рургии. Автореф. дис. канд. мед наук. СПб., 1999.

20. Иоффе М.Я. Интенсивная терапия и анестезиологическое обеспечение детей с внепеченочной формой портальной гипертензии. Автореф. дис... канд. мед наук. СПб., 1999.

21. Ушаков А.В. Предоперационная изоволемическая гемодилюция с применением свежезамороженной аутоплазмы в хирургии позвоночника у детей. Авто-реф. дис. канд. мед наук. СПб., 2003.

22. Мохаммед Хуссейн Ясин Яар. Мониторинг гемодинамики как условие повышения качества и безопас-

ности анестезии при малоинвазивных вмешательств у детей. Автореф. дис. канд. мед наук. СПб., 2005.

23. Шадрин В.П. Этические и медико-юридические проблемы в медицине критических состояний. Автореф. дис. канд. мед наук. СПб.; 2006.

24. Бердиярова Г.С. Анестезиолого-реанимационный риск как показатель и предиктор тяжести состояния новорожденных в периоперационном периоде. Автореф. дис... канд. мед наук. СПб., 2009.

25. Красносельский К.Ю. Мониторинг и управление термопродукцией в периоперационном периоде. Ав-тореф. дис. канд. мед наук. СПб., 2009.

26. Погорельчук В.В. Оценка и мониторинг качества жизни подростков с девиантным поведением. Авто-реф. дис. канд. мед наук СПб., 2012.

references

1. Gordeev V.I., Aleksandrovich YU.S. Pediatricheskaya anesteziologiya-reanimatologiya. [Pediatric anesthesiol-ogy-resuscitation]. CHastnye razdely. Sankt-Peterburg-skoe medicinskoe izdatel'stvo; 2004: 408 (in Russian).

2. Aleksandrovich YU.S, Gordeev V.I. Ocenochnye i prog-nosticheskie shkaly v medicine kriticheskih sostoyanij. [Evaluation and prognostic scales in critical States medicine]. Izd-vo «Sotis»; 2007: 140 (in Russian).

3. Aleksandrovich YU.S, Gordeev V.I. Ocenochnye i prog-nosticheskie shkaly v medicine kriticheskih sostoyanij. [Evaluation and prognostic scales in critical States medicine]. 2-e izd., dopoln. i ispravl. SPb.: EHLBI-SPb.; 2010: 248 (in Russian).

4. Gordeev V.I. Praktikum po infuzionnoj terapii v pedi-atricheskoj reanimacii. [Workshop on infusion therapy in pediatric intensive care]. EHLBI-SPb.; 2011: 112 (in Russian).

5. Aleksandrovich YU.S., Pshenisnov K.V., Gordeev V.I. Anesteziya v pediatrii. [Anesthesia in Pediatrics]. Poso-bie dlya vrachej. EHLBI-SPb.; 2013: 160 (in Russian).

6. Aleksandrovich YU.S., Pshenisnov K.V., Gordeev V.I. Intensivnaya terapiya kriticheskih sostoyanij u detej. [Intensive care of critical conditions in children]. SPb.: izd-vo «N-L»; 2014: 976 (in Russian).

7. Gordeev V.I. Praktikum po infuzionnoj terapii pri neotlozhnyh sostoyaniyah u detej. [Workshop on infusion therapy in emergency conditions in children]. 2-e izdanie. EHLBI-SPb; 2014: 192 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Aleksandrovich YU.S., Gordeev V.I. Ocenochnye i prog-nosticheskie shkaly v medicine kriticheskih sostoyanij. [Evaluation and prognostic scales in critical States medicine]. 3-e izdanie. EHLBI-SPb; 2015 (in Russian).

9. Lebedinskij K.M. Kontrol' central'noj gemodinamiki kak komponent anestezii. [Control of Central hemodynamics as a component of anesthesia]. Dis. d-ra med nauk. Sankt-Peterburg; 2000 (in Russian).

10. Aleksandrovich YU.S. Kliniko-fiziologicheskie i ne-jropsihologicheskie predposylki izmeneniya kachestva

zhizni detej, perenesshih nejrointensivnuyu terapiyu cherepno-mozgovoj travmy. [Clinical, physiological and neuropsychological prerequisites for changes in the quality of life of children who have undergone neurointensive therapy for traumatic brain injury]. Dis... d-ra med nauk. Sankt-Peterburg; 2003 (in Russian).

11. Ul'rih G.EH. Anesteziologicheskoe obespechenie op-eracij na pozvonochnike u detej. [Anesthetic management of spine surgery in children]. Dis. d-ra med nauk. Sankt-Peterburg; 2005 (in Russian).

12. Zabolotskij D.V. Prodlennaya mestnaya anesteziya u detej s ortopedicheskoj patologiej. [Prolonged local anesthesia in children with orthopedic pathology]. Dis. d-ra med nauk. SPb.; 2015 (in Russian).

13. Aleksandrovich YU.S. Psihomotornoe razvitie detej, pe-renesshih operativnye vmeshatel'stva i intensivnuyu ter-apiyu v periode novorozhdennosti. [Psychomotor development of children who underwent surgery and intensive therapy in the neonatal period]. Avtoref. dis. kand. med nauk. SPb.; 1994 (in Russian).

14. Klypina L.V. Psihomotornoe razvitie rekonvalescentov neonatal'noj hirurgicheskoj i somaticheskoj reanimacii v rannem vozraste. [Psychomotor development of patients neonatal surgical and medical intensive care at an early age]. Avtoref. dis... kand. med nauk. SPb.; 1997. (in Russian).

15. SHaidhanova H.S. Otdalennye rezul'taty i mediko-so-cial'nye aspekty reabilitacii novorozhdennyh vysokogo hirurgicheskogo i reanimacionnogo riska. [Long-term results and medico-social aspects of rehabilitation of newborns of high-risk surgical and intensive care]. Avtoref. dis. kand. med nauk. SPb.; 1997 (in Russian).

16. SHishkov V.V. Kliniko-psihologicheskie osobennosti detej, perenesshih v periode novorozhdennosti neot-lozhnye hirurgicheskie vmeshatel'stva, reanimaciyu i in-tensivnuyu terapiyu. [clinical and psychological characteristics of children who underwent emergency surgery, resuscitation and intensive care in the neonatal period]. Avtoref. dis. kand. med nauk. SPb.; 1997 (in Russian).

17. Kulichkin YU.V. Rost i razvitie rekonvalescentov neo-natal'noj hirurgii i reanimacii v antropologicheskom aspekte. [The growth and development of convalescents neonatal surgery and intensive care in the anthropological aspect]. Avtoref. dis. kand. med nauk. SPb.; 1997 (in Russian).

18. Ul'rih G.EH. EHpidural'naya blokada pri hirurgicheskoj korrekcii deformacij pozvonochnika u detej. [Epidural

blockade in surgical correction of spinal deformities in children]. Avtoref. dis... kand. med nauk. SPb.; 1998 (in Russian).

19. Zabolotskij D.V. Regionarnaya anesteziya v detskoj hirurgii. [Regional anesthesia in pediatric surgery. Abstract. dis ... kand. of medical Sciences]. Avtoref. dis. kand. med nauk. SPb.; 1999 (in Russian).

20. Ioffe M.YA. Intensivnaya terapiya i anesteziologicheskoe obespechenie detej s vnepechenochnoj formoj portal'noj gipertenzii. [Intensive care and anesthetic support for children with extrahepatic portal hypertension]. Avtoref. dis... kand. med nauk. SPb.; 1999 (in Russian).

21. Ushakov A.V. Predoperacionnaya izovolemicheskaya gemodilyuciya s primeneniem svezhezamorozhennoj autoplazmy v hirurgii pozvonochnika u detej. [Preopera-tive hemodilution izovolemicescuu with the use of fresh frozen autoplasma in spine surgery in children]. Avtoref. dis. kand. med nauk. SPb.; 2003 (in Russian).

22. Mohammed Hussejn YAsin YAar. Monitoring gemodin-amiki kak uslovie povysheniya kachestva i bezopasno-sti anestezii pri maloinvazivnyh vmeshatel'stv u detej. [Hemodynamic monitoring as a condition for improving the quality and safety of anesthesia for minimally invasive interventions in children]. Avtoref. dis. kand. med nauk. SPb.; 2005 (in Russian).

23. SHadrin V.P. EHticheskie i mediko-yuridicheskie prob-lemy v medicine kriticheskih sostoyanij. [Ethical and medico-legal problems in emergency medicine]. Avtoref. dis. kand. med nauk. SPb.; 2006 (in Russian).

24. Berdiyarova G.S. Anesteziologo-reanimacionnyj risk kak pokazatel' i prediktor tyazhesti sostoyaniya novo-rozhdennyh v perioperacionnom periode. [Anesthesio-logical and resuscitation risk as an indicator and predictor of the severity of neonates in the perioperative period]. Avtoref. dis... kand. med nauk. SPb.; 2009 (in Russian).

25. Krasnosel'skij K.YU. Monitoring i upravlenie termopro-dukciej v perioperacionnom periode. [Monitoring and management of thermal products in the perioperative period]. Avtoref. dis. kand. med nauk. SPb.; 2009 (in Russian).

26. Pogorel'chuk V.V. Ocenka i monitoring kachestva zhizni podrostkov s deviantnym povedeniem. [Assessment and monitoring of the quality of life of adolescents with deviant behavior]. Avtoref. dis. kand. med nauk SPb.; 2012 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.