Научная статья на тему 'К юбилею М. Н. Панкова'

К юбилею М. Н. Панкова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

5 июня 2017 года свой юбилейный день рождения празднует директор института медико-биологических исследований САФУ, кандидат медицинских наук, доцент Панков Михаил Николаевич. Основные сферы научных интересов М.Н. Панкова психиатрия, наркология, психотерапия, возрастная физиология, психо-физиология, психосоматические расстройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К юбилею М. Н. Панкова»

К ЮБИЛЕЮ М.Н. ПАНКОВА

5 июня 2017 года свой юбилейный день рождения празднует директор института медико-биологических исследований САФУ, кандидат медицинских наук, доцент Панков Михаил Николаевич. Основные сферы научных интересов М.Н. Панкова - психиатрия, наркология, психотерапия, возрастная физиология, психофизиология, психосоматические расстройства.

Михаил Николаевич в 1992 году окончил лечебный факультет Архангельского государственного медицинского института. В 19921994 годах обучался в интернатуре и клинической ординатуре Архангельского мединститута (позднее Архангельская государственная медицинская академия, ныне - Северный государственный медицинский университет) по специальностям «наркология» и «психиатрия», прошел курс семинаров по позитивной психотерапии, курсы повышения квалификации «Психотерапия в клинике неврозов и внутренних болезней» в Центральном институте

усовершенствования врачей (Москва). С 1993 по 2001 годы возглавлял русско-германский Центр позитивной психотерапии при Архангельской медакадемии. М.Н. Панков работал врачом-психотерапевтом в Архангельском хосписе, Архангельской областной клинической больнице, ассистентом кафедры психиатрии и наркологии, кафедры семейной медицины в Северном государственном медицинском университете (СГМУ); заведующим отделением психотерапии в Научно-консультативной клинике медицинского университета (ныне - Консультативно-диагностическая поликлиника СГМУ).

В трудовой деятельности Михаил Николаевич сочетал практическую и педагогическую работу с научными исследованиями. В 19941997 годах обучался в аспирантуре, по окончании которой, в 1997 году, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Возможности позитивной психотерапии в жизнеобеспечении терминальных онкологических больных». В своем

исследовании М.Н. Панков провел комплексный анализ психосоциальных проблем инкура-бельных онкологических больных; разработал и обосновал психосоциальную реабилитационную программу для данной категории пациентов, основанную на подходах и методах позитивной психотерапии. Во время обучения в аспирантуре был поощрен стипендией Правительства Российской Федерации за научные достижения.

М.Н. Панков принимал активное участие в международной деятельности СГМУ, в частности в организации семинаров по феноменологической психиатрии профессора В. Кречмера (Германия) в 1994 году, Международной конференции «Социальная психиатрия в Баренцевом Евро-Арктическом регионе» в 1997 году.

С 2001 года по настоящее время Михаил Николаевич трудится в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова (САФУ) в должности доцента кафедры физиологии и патологии развития человека, заместителя директора; с 2016 года -директора института медико-биологических исследований САФУ За время работы в университете М.Н. Панков зарекомендовал себя как грамотный и ответственный специалист. Михаил Николаевич на высоком профессиональном уровне разработал и актуализировал курсы медико-биологических дисциплин «Основы медицинских знаний», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Анатомия, физиология, патология органов речи, зрения, слуха», «Психопатология», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Невропатология», «Введение в психотерапию», «Работа с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью», внедряя в образовательный процесс новые, в т. ч. дистанционные, методы организации занятий и контроля знаний, обеспечивающие развитие самостоятельности студентов. Принимал активное участие в проведении государственной аттестации специальности «Олигофренопедагогика». Внес значительный вклад в разработку документации и учебных программ для открытия новой специальности «Специальная психология», направления «Педагогика»

по профилю «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» и в совершенствование образовательного процесса в свете современных достижений науки. Под руководством М.Н. Панкова студентами и слушателями выполнено более 130 курсовых и дипломных проектов, выпускных квалификационных работ, по результатам лучших работ опубликованы статьи в рецензируемых журналах. Студенты, занимавшиеся исследованиями под его руководством, выступали с докладами на российских и международных научных конференциях (IV Всероссийский симпозиум с международным участием «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: проблемы и решения», 2013 год; научно-практические конференции «Развитие Северо-Аркти-ческого региона», 2014-2016 годы). Результаты этих исследований внедрены в образовательный процесс в общеобразовательных и специальных школах г. Архангельска и области (11 актов внедрения от 2012-2014, 2016 годов). Михаилом Николаевичем разработаны и внедрены в практическую образовательную деятельность программы специальных курсов для студентов «Поведенческие нарушения у детей и подростков с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» и «Коррекционная помощь детям с СДВГ» (2012 год).

С 2009 по 2014 год в САФУ имени М.В. Ломоносова под его руководством совместно с Высшей школой г. Харстад (Норвегия) была реализована международная программа дополнительного профессионального образования для специалистов образовательных и коррек-ционных учреждений «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, синдром Туретта, синдром Аспергера». В рамках этой программы более 120 специалистов приобрели новые знания и компетенции по данной тематике, защитили выпускные квалификационные работы, получив российское и международное свидетельства о повышении квалификации. М.Н. Панков активно участвует в международной деятельности университета, в проектах, направленных на развитие и совершенствование системы

коррекционно-развивающей помощи детям; являлся исполнителем и руководителем в 8 грантах РГНФ и РФФИ («Разработка и внедрение модели региональной сети дистанционного консультирования детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями отдаленных северных территорий (I очередь), 2012 год; Научный проект организации IV Всероссийского симпозиума с международным участием «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: проблемы и решения», 2013 год; и др.), трех международных проектах (Грант «ArctiChildren InNet Cross-border Empowering School eHealth Model 2012-2014» и др.).

С 2004 года по настоящее время М.Н. Панков также руководит деятельностью университетского центра компетенций развития ребенка «Содействие», где оказывается помощь детям с эмоциональными и поведенческими расстройствами, проводятся курсы повышения квалификации, оказывается методическая помощь образовательным учреждениям, выполняется работа по заказу министерства образования и науки Архангельской области. На базе центра реализуется дополнительная образовательная программа «Основы гармоничного развития и воспитания ребенка» для родителей и специалистов образовательных учреждений. С 2013 года Михаилом Николаевичем проводится работа по развитию региональной сети дистанционного консультирования детей и родителей, специалистов образовательных учреждений Архангельской области.

Накопленный опыт, знания, результаты научно-практической деятельности М.Н. Панко-ва представлены в 135 научных публикациях, в т. ч. 4 монографиях на русском (в соавторстве) и английском (ArctiChildren InNet, 2015, и др.) языках, 17 учебно-методических рекомендациях для студентов медицинских и педагогических специальностей, специалистов

образовательных учреждений («Региональная сеть дистанционного консультирования детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями», 2012 год; «Профилактика социально-опасного поведения у детей с высоким уровнем агрессивности в школьной среде», 2014 год; и др.). Публикации М.Н. Панкова представлены в базах данных РИНЦ, Srapus, Web of Science. Он являлся членом Организационного комитета двух международных симпозиумов, более 30 российских и международных конференций, семинаров, круглых столов по проблемам развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, на которых также представлял результаты своих исследований. В 2014 году М.Н. Панков в составе научного коллектива стал лауреатом премии имени М.В. Ломоносова за научно-внедренческую работу «Исследования и решения проблемы дефицита внимания с гиперактивностью у детей-северян».

Михаил Николаевич пользуется большим авторитетом и уважением среди студентов и сотрудников САФУ М.Н. Панков является членом ученого совета института медико-биологических исследований САФУ, председателем комиссии по этике и членом экспертной комиссии института, членом экзаменационной комиссии института при поступлении в аспирантуру по специальности «Физиология», членом редакционной коллегии «Журнала медико-биологических исследований». За многолетний добросовестный труд и значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов в 2016 году М.Н. Панков был награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

Редакционная коллегия сердечно поздравляет Михаила Николаевича с днем рождения! Примите самые искренние пожелания доброго здоровья, благополучия и творческих успехов!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.