Научная статья на тему 'Дистанционное консультирование детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями'

Дистанционное консультирование детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
445
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ДЕТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / DISTANCE COUNSELLING / CHILDREN / EMOTIONAL AND BEHAVIORAL DISORDERS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Панков Михаил Николаевич

В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного консультирования детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями в Северо-Арктическом регионе в рамках системы психолого-медико-педагогических комиссий. Представлены международный опыт дистанционных технологий, аппаратно-программные решения и требования к безопасности видеоконференцсвязи; модель региональной сети дистанционного консультирования детей с ресурсным центром в Институте медико-биологических исследований САФУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Панков Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE COUNSELLING FOR CHILDREN WITH EMOTIONAL AND BEHAVIORAL DISORDERS

The article focuses on the issues of distance counselling for children with emotional and behavioral disorders in the northern Arctic region within the system of psychological, medical and educational commissions. The international experience of distance technologies is presented, as well as hardware and software solutions and security requirements for video conferencing. A model of regional network of children’s distance counselling with the resource centre of NArFU’s Institute of Medical and Biological Research is presented.

Текст научной работы на тему «Дистанционное консультирование детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями»

УДК [016.89-053.2+004.9] (045)

ПАНКОВ Михаил Николаевич, кандидат медицинских наук, доцент, заместитель директора, руководитель центра компетенций развития ребенка «Содействие» института медико-биологических исследований Северного (Арктического федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 97 научных публикаций, в т. ч. 3 монографий

ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ

с эмоциональными и поведенческими нарушениями

В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного консультирования детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями в Северо-Арктическом регионе в рамках системы психолого-медико-педагогических комиссий. Представлены международный опыт дистанционных технологий, аппаратно-программные решения и требования к безопасности видеоконференцсвязи; модель региональной сети дистанционного консультирования детей с ресурсным центром в Институте медико-биологических исследований САФУ

Ключевые слова: дистанционное консультирование, дети, эмоциональные и поведенческие нарушения.

Проблема сохранения психического и физического здоровья детей и подростков несомненна; ухудшение показателей здоровья детской популяции приводит к тому, что уже к началу обучения в школе наблюдаются отклонения в развитии и поведении, когда имеет место функциональная незрелость мозговых структур, гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность и импульсивность [13]. Такие проявления эмоциональных и поведенческих нарушений требуют своевременной диагностики и коррекции.

Общепринятым является положение, согласно которому диагностика эмоциональных

© Панков М.Н., 2013

и поведенческих нарушений должна учитывать мнение разных специалистов: врачей, психологов и педагогов. Для этого необходимо единство терминологии и содержательной стороны исследуемых процессов и функций в оценке имеющихся нарушений. Кроме того, очень важной составляющей является четкая организация совместной работы различных специалистов по оказанию помощи детям с эмоциональными и поведенческими нарушениями (врачей, психологов, педагогов, логопедов и т. д.), которая позволяет обеспечить детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями эффективной медико-социальной и психолого-педагогиче-ской помощью.

В настоящий момент институт медико-биологических исследований имеет значительный опыт проведения научных исследований в области диагностического и коррекционного сопровождения детей и подростков с эмоциональными и поведенческими нарушениями и внедрения результатов в практическую работу образовательных учреждений (ОУ) региона в городах Архангельск, Северодвинск, Ново-двинск. В существенно меньшей степени данная работа проводится в муниципальных образованиях. Особенностью региона является территориальная удаленность, труднодоступ-ность сельских районов и недостаточная информированность специалистов на местах об эмоциональных и поведенческих нарушениях у детей. Таким образом, дети, проживающие в отдаленных северных территориях, имеют ограниченные возможности в получении специализированной диагностической и лечебнокоррекционной помощи.

Вместе с тем развитие информационных технологий обеспечивает возможности общения специалистов, проведения профессиональных видеоконференций, семинаров и совещаний по вопросам практической работы с детьми, оказания консультативной помощи родителям и специалистам. Подобная форма работы активно используется во многих странах, и изучение имеющегося опыта дистанционного консультирования было бы также весьма ценным в реализации специализированной помощи.

Создание региональной сети дистанционного консультирования детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями в отдаленных территориях Северо-Арктического региона (САР) актуально как с теоретических, так и практических позиций и соответствует приоритетному направлению развития САФУ имени М.В. Ломоносова: «Северная (полярная) медицина и здравоохранение». Результаты, полученные в ходе внедрения научно-обоснованной модели региональной сети дистанционного консультирования детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями в отдаленных территориях САР,

могут быть использованы для распространения в других регионах России.

Достижению высокого качественного уровня результатов будет способствовать использование современных методических подходов к организации и реализации подобного проекта, накопленный научный потенциал Института медико-биологических исследований, использование передового международного опыта дистанционного консультирования детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями и их семей.

Первой страной, внедрившей дистанционное консультирование (ДК) в практику, стала Норвегия. Второй проект был осуществлен во Франции для моряков гражданского и военного флотов. Сегодня во многих странах западной Европы успешно развиваются ДК-проекты [18]. Значительное признание сеансы ДК получили в США [15].

Получают развитие и международные сети ДК, направленные на разные цели: система “Satellife” - для распространения медицинских знаний в развивающихся странах и подготовки кадров, “Planet Heres” - предложенная ВОЗ система научных телекоммуникаций, международной научной экспертизы и координации научных программ, другие системы и сети. ЕС профинансировал более 70 международных проектов, основной задачей которых является развитие методов медицинской информатики, нацеленных на регистрацию и формализацию медицинских данных, их подготовку к передаче и приему [8]. Разрабатываются и испытываются алгоритмы сжатия информации, стандартные формы обмена информацией как на уровне исходных данных, так и на уровне истории болезни. Идет разработка автоматизированных рабочих мест по различным врачебным и диагностическим специальностям [17].

В настоящее время в мире известны более 250 ДК проектов, которые по своему характеру делятся на клинические (подавляющее большинство), образовательные, информационные и аналитические [7, 11]. По географической распространенности проекты распадаются на:

местные (локальные внутри одного учреждения, их 27 %), региональные (40 %), общенациональные (16 %) и международные (17 %) [19]. Многие проекты являются многоцелевыми, в половине случаев (48 %) они связаны с телеобразованием и телеобучением [4, 16]. В каждом четвертом проекте новые каналы передачи информации используются для нужд управления и администрации. В 23 % ДК используется для медицинского обслуживания жителей сельских и удаленных районов.

Наиболее распространенным форматом ДК является видеоконференция, обеспечивающая двустороннюю передачу, обработку, преобразование и предоставление интерактивной информации на расстоянии в режиме реального времени с помощью аппаратно-программных средств вычислительной техники. Видеоконференция применяется как средство оперативного принятия решения в той или иной ситуации; при чрезвычайных ситуациях; для сокращения командировочных расходов в территориально распределенных организациях; повышения эффективности; проведения судебных процессов с дистанционным участием осужденных, а также как один из элементов технологий ДК и дистанционного обучения [1, 2, 12, 14].

Для общения в режиме видеоконференции абонент должен иметь терминальное устройство (кодек) видеоконференцсвязи, видеотелефон или иное средство вычислительной техники. В качестве кодека может использоваться персональный компьютер с программным обеспечением для видеоконференций. Большую роль в видеоконференции играют каналы связи, то есть транспортная сеть передачи данных.

Учитывая функции и цели применения, оборудование видеоконференцсвязи систематизируется на категории и классы. К категориям видеоконференцсвязи относят персональные, групповые, отраслевые и мобильные системы.

Персональные системы обеспечивают возможность индивидуального видеообщения пользователя в режиме реального времени, не покидая своего рабочего места. Конструктивно индивидуальные системы обычно выполняются

в виде настольных терминалов либо в виде программных решений.

Групповые системы предназначены для проведения групповых сеансов видеоконференцсвязи в переговорных (совещательных) комнатах. К групповым системам относятся приставки видеоконференцсвязи стандартного разрешения и с поддержкой высокой четкости. К этой же категории относятся и системы класса телеприсутствие.

Отраслевые системы - это системы, которые применяются в определенной отрасли. Например, в медицине очень часто используют системы для проведения операций, в судебной системе - для проведения дистанционных кассационных и надзорных судебных процессов, в нефтегазовой, энергетической, строительной области - для оперативности представления информации.

Мобильные системы - это компактные переносные системы видеоконференцсвязи для использования в удаленных районах и экстремальных условиях. Мобильные системы позволяют за короткое время организовать сеанс видеоконференцсвязи в нестандартных условиях. Данные системы обычно используются государственными органами, принимающими оперативные решения (военные, спасатели, врачи, службы экстренного реагирования).

Категории видеоконференцсвязи подразделяются на пять различных классов: видеоконференции, использующие программное решение, ВК стандартного качества, ВК высокой четкости, телеприсутствие, ситуационные и диспетчерские центры.

Программные решения устанавливаются на персональный компьютер, ноутбук или мобильное устройство. Программные решения предоставляют возможность обновлений без необходимости замены аппаратной части; не требуют капитальных вложений в инфраструктуру; приспособлены для работы на нестабильных каналах связи, таких как интернет; поставляются в виде лицензий. Ограничения программных решений - они предназначены в основном для индивидуального использования

и дают высокую нагрузку на центральный процессор ПК.

Видеоконференции стандартного качества подразумевают поддержку четырех стандартных видеоразрешений: SQCIF, QCIF, CIF и 4CIF на скоростях передачи данных от 64 Кбит/с до 768 Кбит/с.

Класс высокой четкости появился в связи с выпуском на рынок систем ВКС с более высоким разрешением, чем 4CIF, то есть разрешение HD, и, соответственно, для ее передачи необходима более высокая скорость.

Телеприсутствие - технология проведения сеансов видеоконференцсвязи с использованием нескольких кодеков (аппаратных вычислительных блоков терминала видеоконферецсвя-зи), обеспечивающая максимально возможный эффект присутствия за счет специальным образом установленных экранов, мебели, отделки помещения и т. п.

Ситуационные/диспетчерские центры предназначены для лиц, принимающих решения и могут быть использованы в различных областях деятельности. Такие центры предоставляют возможность экспресс-анализа текущего положения; моделирования сценариев возможных событий; экспертной оценки принимаемых решений и их оптимизации; выбора наиболее эффективного управленческого воздействия на ту или иную ситуацию и так далее.

Для обеспечения надежности и повышения отказоустойчивости и безопасности сетей видеоконференции используются технологии, получившие название «системы управления сетями». Их основные задачи: обработка и анализ ошибок, управление конфигурацией, измерение использования и доступности сетевых ресурсов, управление производительностью и безопасностью.

В обобщенном виде меры по защите информации при телеконсультациях сводятся к трем видам: организационно-методические, технические и правовые [3].

Обеспечение сохранности информации (от подачи заявки до выдачи заключения) предусматривает: санкционированный доступ,

аутентификацию и авторизацию пользователей при работе с системами и базами данных (БД) консультированных клиентов (текущими и архивными). Принципиально важно предусматривать ответственность участников телеконсультации за качество передаваемой/ принимаемой информации, ее последующее хранение, включая результаты обсуждения. Обеспечение безопасности информации определяется законом РФ от 05.03.92 года № 2446-1 «О безопасности». Защита персонифицированных данных закрытого типа в открытых сетях является обязательным требованием законодательства. Наиболее эффективным средством является использование программно-технических средств шифрования.

Комплексная защита информации при использовании для ДК открытых каналов связи, включая Интернет, должна предусматривать:

1) идентификацию и проверку подлинности (аутентификация) пользователей базы данных;

2) защиту информации при передаче по каналам связи - управление механизмом туннелирования или создание механизма виртуальных частных сетей (VPN), которые включают шифрование передаваемых данных в защищенной сети;

3) защиту данных на рабочем месте консультанта, включая, при необходимости, защиту локальных вычислительных сетей;

4) управление целостностью данных (защита от несанкционированного изменения информации);

5) применение обеими сторонами технологии электронной цифровой подписи (закон РФ от 10.01.02 года № 1-ФЗ) и других средств криптозащиты информации;

6) организация защищенной работы по открытым Интернет-каналам предполагает использование стандартных сетевых предложений.

Защита от несанкционированного доступа и шифрование данных определяется системой государственных стандартов: ГОСТ 3 5073995; ГОСТ Р 34.11-94; ГОСТ Р 34.10-2001; ГОСТ 28147-89; ГОСТ Р 51188-98.

Требования к персоналу, обеспечивающему проведение телеконсультации, в отношении ответственности за сохранность данных и за разглашение сведений, с которыми персонал знакомится в процессе проведения телеконсультации (как при видеоконсультации, так и при получении и передаче данных по электронной почте), должны быть изложены в специальных инструкциях и включены в должностные инструкции. Обязанности сотрудников, имеющих отношение к организации, проведению и поддержке телеконсультаций должны быть отражены в документах, подтверждающих информированность об ответственности за сохранение тайны телеконсультаций. Основанием для этого может служить закон «Об информации, информатизации и защите информации» № 24-ФЗ.

С учетом вышеизложенных подходов и требований, а также имеющегося положительного международного и российского опыта развития дистанционного консультирования, представляется актуальной развитие данной технологии в Архангельской области, где имеется большое количество труднодоступных мест. Мы полагаем, что разработка и внедрение модели региональной сети дистанционного консультирования детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями отдаленных северных территорий, позволит объединить специалистов областного центра и специалистов на местах, оказывающих помощь детям, и существенно повысить качество психолого-ме-дико-педагогического сопровождения ребенка.

Анализ доступной информации (по данным на 2012 год) об имеющихся на текущий период кадровом потенциале и организационных ресурсах территориальных психолого-медико-педаго-гических комиссий (ПМПК) в Архангельской области показывает, что фактическая укомплектованность территориальных ПМПК составляет всего 57,69 %. Таким образом, дети с особыми образовательными потребностями, проживающие в отдаленных северных территориях, имеют ограниченные возможности или совсем не имеют возможности получать на местах специа-

лизированную диагностическую и лечебно-коррекционную помощь и постоянное психолого-медико-педагогическое сопровождение.

Нами разработана модель региональной сети дистанционного консультирования детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями, состоящая из двух ресурсных центров и региональных ПМПК в муниципальных образованиях (см. рисунок).

Участники сети дистанционного консультирования:

- ресурсный центр в Институте медикобиологических исследований (консультанты: специалисты Центра компетенций развития ребенка «Содействие» и сотрудники кафедры возрастной физиологии и валеологии САФУ имени М.В. Ломоносова);

- ресурсный центр на базе центральной психолого-медико-педагогической комиссии в г. Архангельск (консультанты: специалисты центральной ПМПК);

- региональные ПМПК в муниципальных образованиях (консультанты: специалисты региональных ПМПК и специалисты образовательного учреждения, которое посещает ребенок);

- родители, опекуны, законные представители ребенка с эмоциональными и поведенческими нарушениями, другими особыми образовательными потребностями.

В процессе взаимодействия всех участников региональной сети дистанционного консультирования детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями будут разрабатываться и согласовываться: индивидуальный образовательный маршрут для ребенка; рекомендации специалистам по психолого-меди-ко-педагогическому сопровождению ребенка в ОУ; рекомендации для родителей ребенка.

Развитие ДК в регионе обеспечит внедрение на современном мировом уровне результатов научных исследований коллектива ИМБИ САФУ в рамках приоритетного направления развития САФУ «Северная (полярная) медицина и здравоохранение» по следующим видам деятельности: разработка и внедрение новых

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия

Центр компетенций развития ребенка «Содействие» ИМ БИ

Председатель Руководитель центра

Специалист Психолог

Специалист Логопед

Специалист Сотрудник кафедры *

Интернет

Специалист районной ПМПК Специалист районной ПМПК • • • • Специалист районной ПМПК

Специалист ОУ** Специалист ОУ** Специалист ОУ**

Ребенок Родители Ребенок Родители Ребенок Родители

Модель сети дистанционного консультирования Примечание: * - кафедра возрастной физиологии и валеологии, тельное учреждение, которое посещает ребенок

- образова-

методов и средств ранней диагностики развития патологических состояний, а также коррекции состояния здоровья лиц, проживающих в Заполярье; обеспечение доступности и качества медицинского обслуживания населения, проживающего и работающего в Арктике; разработка здоровьесберегающих технологий и северных стандартов жизнедеятельности.

При выполнении данного проекта планируется использование результатов следующих на-

учных исследований коллектива ИМБИ САФУ:

- «Мозговое обеспечение стратегий адаптивного реагирования детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» (20072009 год): опубликовано 20 основных научных трудов по результатам работы;

- «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: проблемы и решения» (2010 год): публикация 4 основных научных трудов по результатам работы;

- «Исследование мозговых проявлений поведенческого реагирования у школьников с поведенческими нарушениями» (2009-2011 год): опубликовано 18 основных научных трудов по результатам работы;

- база данных МБПС-1 («Медико-биологические проблемы Севера»), свидетельство № 2011620317 Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам о гос. регистрации от 27 апреля 2011 года.

Ожидаемые научные и научно-технические результаты реализации проекта на ближайший период и трехлетнюю перспективу:

- модель региональной сети дистанционного консультирования детей в отдаленных северных территориях;

- внедрение информационных технологий по диагностической и коррекционной работы

с детьми в образовательном пространстве региона;

- программа спецкурса ВПО по тематике внедрения для студентов Северного (Арктического) федерального университета (бакалавров и магистров) по медико-биологическим и психолого-педагогическим специальностям;

- программа курсов повышения квалификации по тематике внедрения для специалистов образовательных учреждений Северо-Аркти-ческого региона.

Основные научные и научно-технические результаты будут опубликованы в методических рекомендациях, статьях в рецензируемых российских или международных журналах, сборниках научных трудов и материалов научно-практических конференций.

Список литературы

1. Айсмонтос Б.Б. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы // материалы науч.-практ. конф. «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)», Москва, 24-25 февраля 2011 г. М., 2011.

2. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. М., 1997.

3. Безопасность при использовании дистанционного консультирования: методические рекомендации / Б.А. Кобринский и др. Режим доступа: URL: http://www.lawmix.ru/medlaw/25313. Дата обращения: 27.09.2013.

4. Богданова Д., Федосеев А., Христочевский С. Телекоммуникации для образования // Информатика и образование. 1993. № 2. С. 27-29.

5. Видео консультирование. Режим доступа: URL: http://www.orci72.ru/index.php. Дата обращения: 27.09.2012.

6. Вымятнин В.МИнформационно-технологическое обеспечение ДО // Открытое и дистанционное образование. 2000. № 1.

7. Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов // Инновации в образовании. 2002. № 4. С. 38-40.

8. Кобринский Б.А. Телемедицина в системе практического здравоохранения // Здравоохранение. 2002. № 2. Прил.

9. Общая концепция дистанционного консультирования Всемирной организации здравоохранения. Режим доступа: URL: http://ncmrs.ru/index.php/rtmc. Дата обращения: 04.10.2012.

10. Организация видеоконференций / Гос. бюдж. учреждение Республики Саха (Якутия). Республ. больница № 1. Нац. центр медицины. Режим доступа: URL: http://kievlive.tv/attendance /videoconference. Дата обращения: 12.11.2012.

11. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. М., 2004.

12. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование.

2001. № 2. С. 30-35.

13. Чутко Л.С., Пальчик А.Б. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (причины, диагностика, лечение). СПб., 2012.

14. Шилова О.Р. Практика в системе подготовки психологов при дистанционной форме обучения //

материалы науч.-практ. конф. «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)», Москва, 24-25 февраля. 2011 г. М., 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Allen A. Teleradiology I: Introduction // Telemedicine Today. 1996. 4 (1). P. 24.

16. Evans Т., Nation D. Theories of Teaching and Learning in Open and Distance Education // Open Learning. 1992. Vol. 11. № 3. Р. 50-53.

17. Lamminen H., Voipio V., Ruohonen K. Telemedicine Framework and Applications in Dermatology and

Ophthalmology // Ann. Med. 2001. Vol. 33, № 4. P. 222-228.

18. Patient Cost-benefits of Realtime Teledermatology - a Comparison of Data From Northern Ireland and New Zealand / A.M. Oakley, P. Kerr, M. Duffil et al. // J. Telemed. Telecare. 2000. Vol. 6. № 2. P. 97-101.

19. Sherritt C.A. Global Perspectives on Internet Education: Trends and Issues // Journal of Adult Education (Published by National Chung Cheng University). 1998. № 2. Р 231-245.

References

1. Aysmontos B.B. Distantsionnoe obuchenie: opyt problemy perspektivy [Distance Learning: Experience, Problems

and Prospects]. Materialy nauch.-prakt. konf. “Psikhologicheskaya pomoshch’ sotsial’no nezashchishchennym litsam s ispol’zovaniem distantsionnykh tekhnologiy (internet-konsul’tirovanie i distantsionnoe obuchenie)” [Proc. Theoret. and Pract. Conf. “Psychological Assistance to Socially Disadvantaged Persons Using Remote Technologies (Online

Counselling and Distance Learning)”], Moscow, 24-25 February 2011. Moscow, MGPPU Publ., 2011.

2. Andreev A.A. Vvedenie v distantsionnoe obuchenie [Introduction to Distance Learning]. Moscow, VU Publ., 1997.

3. Kobrinskiy B.A., et al. Bezopasnost’ pri ispol’zovanii distantsionnogo konsul’tirovaniya [Security Under Remote Counselling]. Available at: http://www.lawmix.ru/medlaw/25313 (accessed 27 September 2013).

4. Bogdanova D., Fedoseev A., Khristochevskiy S. Telekommunikatsii dlya obrazovaniya [Telecommunications for Education]. Informatika i obrazovanie, 1993, no. 2, pp. 27-29.

5. Video konsul’tirovanie [Video Counselling]. Available at: http://www.orci72.ru/index.php (accessed 27 September 2012).

6. Vymyatnin V.M. Informatsionno-tekhnologicheskoe obespechenie DO [Information Technology Support for Distance Learning]. Otkrytoe i distantsionnoe obrazovanie, 2000, no. 1.

7. Kireeva E.D. Analiz perspektivnogo razvitiya sushchestvuyushchikh form obrazovatel’nykh Internet-proektov [Analysis of Long-Term Development of the Existing Forms of Educational Internet Projects]. Innovatsii v obrazovanii,

2002, no. 4, pp. 38-40.

8. Kobrinskiy B.A. Telemeditsina v sisteme prakticheskogo zdravookhraneniya [Telemedicine in the Practical Health Care System]. Zdravookhranenie. 2002, no. 2, 176 p. Appendix.

9. Obshchaya kontseptsiya distantsionnogo konsul’tirovaniya Vsemirnoy organizatsii zdravookhraneniya [The General Concept of Remote Counselling of the World Health Organization]. Available at: http://ncmrs.ru/index.php/ rtmc (accessed 04 October 2012).

10. Organizatsiya videokonferentsiy [Organization of Video Conferences]. Available at: http://kievlive.tv/attendance /videoconference (accessed 12 November 2012).

11. Teoriya i praktika distantsionnogo obucheniya [Theory and Practice of Distance Learning]. Ed. by Polat E.S. Moscow, ”Akademiya” Publ., 2004.

12. Khutorskoy A.V. Nauchno-prakticheskie predposylki distantsionnoy pedagogiki [Theoretical and Practical Prerequisites of Distance Learninig]. Otkrytoe obrazovanie, 2001, no. 2, pp. 30-35.

13. Chutko L.S., Pal’chik A.B. Sindrom defitsita vnimaniya s giperaktivnost’yu (prichiny, diagnostika, lechenie) [Attention Deficit Hyperactivity Disorder (Causes, Diagnosis, Treatment)]. St. Petersburg, Izdatel’sko-poligraficheskaya kompaniya “KOStA” Publ., 2012. 160 p.

14. Shilova O.R. Praktika v sisteme podgotovki psikhologov pri distantsionnoy forme obucheniya [Practical Training for Psychologists-to-Be Studying on Distance Learning Programs]. Materialy nauch.-prakt. konf. “Psikhologicheskaya pomoshch ’sotsial’no nezashchishchennym litsam s ispol’zovaniem distantsionnykh tekhnologiy (internet-konsul ’tirovanie

i distantsionnoe obuchenie)” [Proc. Theoret. and Pract. Conf. “Psychological Assistance to Socially Disadvantaged Persons Using Remote Technologies (Online Counselling and Distance Learning)”]. Moscow, 24-25 February 2011. Moscow, MGPPU Publ., 2011.

15. Allen A. Teleradiology I: Introduction. Telemedicine Today, 1996, 4 (1), pp. 24.

16. Evans T., Nation D. Theories of Teaching and Learning in Open and Distance Education. Open Learning, 1992, vol. 11, no. 3, pp. 50-53.

17. Lamminen H., Voipio V., Ruohonen K. Telemedicine Framework and Applications in Dermatology and Ophthalmology. Ann. Med., 2001, vol. 33, no. 4, pp. 222-228.

18. Oakley A.M., Kerr P., Duffil M., et al. Patient Cost-Benefits of Realtime Teledermatology - a Comparison of Data from Northern Ireland and New Zealand. J. Telemed. Telecare, 2000, vol. 6, no. 2, pp. 97-101.

19. Sherritt C.A. Global Perspectives on Internet Education: Trends and Issues. Journal of Adult Education (Published by National Chung Cheng University). 1998, no. 2, pp. 231-245.

Pankov Mikhail Nikolaevich

Institute of Medical and Biological Research, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)

DISTANCE COUNSELLING FOR CHILDREN WITH EMOTIONAL AND BEHAVIORAL DISORDERS

The article focuses on the issues of distance counselling for children with emotional and behavioral disorders in the northern Arctic region within the system of psychological, medical and educational commissions. The international experience of distance technologies is presented, as well as hardware and software solutions and security requirements for video conferencing. A model of regional network of children’s distance counselling with the resource centre of NArFU’s Institute of Medical and Biological Research is presented.

Keywords: distance counselling, children, emotional and behavioral disorders.

Контактная информация: Панков Михаил Николаевич адрес: 163045, г. Архангельск, проезд Бадигина, д. 3;

e-mail: m.pankov@narfu.ru

Рецензент - Гудков А.Б., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гигиены и медицинской экологии Северного государственного медицинского университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.