Научная статья на тему 'К ЮБИЛЕЮ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РОССИИ'

К ЮБИЛЕЮ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
173
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ / ПРЕЗИДЕНТСТВО / ГЛАВА ГОСУДАРСТВА / ВЫСШЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА / ГАРАНТ КОНСТИТУЦИИ / ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лексин Иван Владимирович

Настоящая статья приурочена к годовщине учреждения должности Президента России: в 2021 г. ей исполняется тридцать лет. В 2020 г. аналогичный юбилей могли бы отпраздновать и ее непосредственные предшественницы - должности Президента СССР, с одной стороны, и председателя Верховного Совета РСФСР, с другой. Последняя, в свою очередь, генетически связана с должностью председателя Верховного Совета СССР, избрание на которую впервые состоялось в 1989 г. Таким образом, три десятилетия назад наша страна находилась в середине цепи мероприятий по возвращению функций главы государства к единоличному носителю. За первичной концентрацией властных функций в руках Президента, как известно, последовали многочисленные конституционные и законодательные изменения, которые привели к существенному расширению его компетенции. В течение прошедшего тридцатилетия параллельно наблюдалась и трансформация первоначальной концепции института президентства, выражавшаяся в изменении его положения в системе разделения властей, в пересмотре применимости мер ответственности к замещающему должность Президента лицу и в других обстоятельствах. В то же время, в последнем крупном изменении конституционной организации государственной власти, состоявшемся в уходящем году, можно усмотреть не только сохранение тенденции к упрочению положения главы государства, но и возвращение к идеям, заложенным в первоначальную конструкцию института президентства СССР и РСФСР, но затем отвергнутым в Конституции Российской Федерации 1993 г. Документы, выдержки из которых публикуются в приложениях, не относятся к категории малоизвестных или труднодоступных. Однако в силу их актуальности представлялось уместным привести их хотя бы в сокращенном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ЮБИЛЕЮ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РОССИИ»

вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2020. № 4

ПУБЛИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ И.В. Лексин*

К ЮБИЛЕЮ ИНСТИТУТА ПРЕзИДЕНТСТВА В РОССИИ

Настоящая статья приурочена к годовщине учреждения должности Президента России: в 2021 г. ей исполняется тридцать лет. В 2020 г. аналогичный юбилей могли бы отпраздновать и ее непосредственные предшественницы — должности Президента СССР, с одной стороны, и председателя Верховного Совета РСФСР, с другой. Последняя, в свою очередь, генетически связана с должностью председателя Верховного Совета СССР, избрание на которую впервые состоялось в 1989 г. Таким образом, три десятилетия назад наша страна находилась в середине цепи мероприятий по возвращению функций главы государства к единоличному носителю.

За первичной концентрацией властных функций в руках Президента, как известно, последовали многочисленные конституционные и законодательные изменения, которые привели к существенному расширению его компетенции. В течение прошедшего тридцатилетия параллельно наблюдалась и трансформация первоначальной концепции института президентства, выражавшаяся в изменении его положения в системе разделения властей, в пересмотре применимости мер ответственности к замещающему должность Президента лицу и в других обстоятельствах. В то же время, в последнем крупном изменении конституционной организации государственной власти, состоявшемся в уходящем году, можно усмотреть не только сохранение тенденции к упрочению положения главы государства, но и возвращение к идеям, заложенным в первоначальную конструкцию института президентства СССР и РСФСР, но затем отвергнутым в Конституции Российской Федерации 1993 г.

Документы, выдержки из которых публикуются в приложениях, не относятся к категории малоизвестных или труднодоступных. Однако в силу их актуальности представлялось уместным привести их хотя бы в сокращенном виде.

Ключевые слова: президент, президентство, глава государства, высшее должностное лицо, председатель Верховного совета, гарант конституции, верховный главнокомандующий.

* Лексин Иван Владимирович — доктор юридических наук, заведующий кафедрой правовых основ управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, главный научный сотрудник Академии управления МВД России; Москва, Россия; е-mail: leksin@spa.msu.ru

The article is dedicated to the thirtieth anniversary of the establishment of the Russian President office to be celebrated in 2021. Besides, in 2020, his immediate predecessors, the office of the USSR President, on the one hand, and the office of the Chairman of the RSFSR Supreme Council, on the other hand, would celebrate the same anniversary. The latter office is in its turn relative to the office of the USSR Supreme Council Chairman, first elected in 1989. Thus, three decades ago, our country was in the middle of the chain of events and measures aimed at transferring the functions of the head of state back to a sole leader.

The initial concentration of powers in the office of the President had been followed by a long sequence of constitutional and statutory amendments that involved significant expansion of his powers. Numerous changes had been proceeding in parallel through the following three decades. The transformation of the original concept of presidency manifested primarily in the shift of the RF President's position within the system of separation of powers, as well as in the set of legal liability measures applicable to the President. However, in the bulk of changes in the constitutional arrangements that took place in 2020 one can see both the continuing trend to enhance the President's position within the federal government and a recurrence to the ideas that used to be part of the original design of the USSR and of the RSFSR presidencies, but were rejected later on in the RF Constitution of 1993.

The documents reproduced below cannot be regarded as little-known or inaccessible. However, due to their high relevance, it seemed proper to reproduce their content, at least in abridged form.

Keywords: president, presidency, head of state, chief official, chairman of the supreme council, guarantor of the Constitution, commander in chief.

Термин «президент» по первоначальному смыслу1 не лучшим образом подходит для обозначения единоличного правителя. В русскоязычной лексике ему наиболее соответствует «председатель», т.е. руководитель заседаний коллегиального органа. Употребление слова президент по отношению к государству (союзу, нации) впервые имело место в США. Среди высших должностных лиц президенты встречались и прежде, но именовались они президентами не самих государств или союзов, а советов и иных коллегиальных органов. Например, в Великобритании до сих пор существует должность лорда-президента Тайного совета. В Соединенных Штатах первоначально выдерживалась эта же логика: Президенту США предшествовала должность в конфедеративном объединении североамериканских колоний, объявивших о независимости в 1776 г., называвшаяся «Президент Континентального конгресса», а позже — «Президент

1 Лат. praesidens — сидящий впереди.

Конгресса Конфедерации»2. После Войны за независимость конфедерация трансформировалась в более прочный союз, в котором имелся не только представительный орган — Конгресс, но и органы исполнительной и судебной власти. Роль высшего должностного лица перешла от президента Конгресса к главе исполнительной власти, но ключевое слово в названии должности было решено сохранить. Так президентство стало относиться не к органу, а к самому союзу штатов.

Примеру США последовало множество государств, и сегодня государственную должность президента можно встретить почти по всему миру. Современная Россия, как известно, не исключение. Но прежде в отечественной практике государственного строительства было испробовано множество других вариантов. На протяжении прошлого столетия пост главы государства неоднократно претерпевал изменения. Поначалу они не имели радикального характера: согласно новой версии Основных государственных законов, изданной в 1906 г., император формально утратил роль единоличного законодателя, но это не поколебало монархической сущности главы государства. Оставаясь правителем по собственному праву, император не являлся должностным лицом3 (не имел должностных обязанностей и полномочий). После Февральской революции 1917 г. вопрос о форме правления долгое время оставался открытым. Провозглашение республики состоялось 1 сентября 1917 г., но полноценного главы у этого недолговечного «буржуазно-демократического» образования не было. Фактически же в период между революциями 1917 г. функции главы государства выполняли коллегиальный орган — Временное правительство — и его председатель.

После Октябрьской революции Российская республика стала государством принципиально нового типа, но вопрос о главе государства оставался стабильно непростым. Ключевым постулатом советского государственного строя являлось полновластие представительных органов. Советская организация государственной власти предполагала коллективное принятие решений политического и общеуправленческого характера. Единоличное руководство можно было встретить в административных структурах

2 Учреждение сходной должности обсуждалось и ранее — накануне Семилетней войны — в числе прочего в целях обеспечения совместного противостояния французским колониям (см.: Лексин И.В. Эволюция территориального устройства США // Формула права. 2006. № 1 (5). С. 69).

3 Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. ХА. СПб., 1893. С. 928.

отраслевой и функциональной компетенции (так, иерархически были устроены народные комиссариаты). В области общего же управления было предусмотрен только коллегиальный порядок принятия решений. Неформально, конечно, Советскому государству и его органам отнюдь не было чуждо персонализированное руководство. Но юридически у советских государств, вплоть до последних лет их существования, не имелось единоличных глав, и это преподносилось как явное преимущество советского строя перед буржуазным, допускающим принятие решений от имени государства одним лицом4.

Какую из структур считать главой государства в первые десятилетия Советской власти, сложно сказать однозначно. В РСФСР первоначально, как известно, высшим органом являлся Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Съезд из своего состава избирал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет — орган преимущественно законодательный, но в силу своего служебного положения по отношению к Съезду названный «исполнительным». ВЦИК в свою очередь формировал постоянно действовавший Президиум, который выполнял функции ВЦИКа между сессиями. После образования СССР эта схема была воспроизведена и на союзном уровне. По господствовавшему первоначально взгляду, глава государства ассоциировался с отдельным лицом и с буржуазным строем5, хотя и признавалось, что функции глав советских республик и СССР выполняют президиумы центральных исполнительных комите-тов6. Позже, в связи с упомянутым высказыванием И.В. Сталина, в академической среде закрепились представления о коллективных главах социалистических государств (за редкими исключениями)7. По менее распространенному мнению, главами союзных республик

4 Так, И.В. Сталин отмечал: «По системе нашей Конституции в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением... Президент в СССР коллегиальный. Опыт истории показывает, что такое построение верховных органов является наиболее демократическим, гарантирующим страну от нежелательных случайностей» (О проекте Конституции Союза ССР. Доклад на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 года // Сталин И.В. Сочинения. Т. 14. М.: Издательство «Писатель», 1997. С. 144).

5 См.: Энциклопедия государства и права / Под ред. П. Стучка. Т. I. М., 1925-1926. С. 586.

6 См.: Там же. С. 594.

7 См.: Большая Советская энциклопедия. Т. 11. М.: Государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1952. С. 455; Юридический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1984. С. 62.

и Союза в этот период следует считать и президиумы центральных исполнительных комитетов, и сами последние8.

В соответствии с советскими конституциями, принятыми в 1936-1937 гг., функции съездов советов и центральных исполнительных комитетов перешли к верховным советам. Функции глав союзных республик и СССР в свою очередь отошли к президиумам последних9. Данное положение сохранялось вплоть до конца 1980-х гг.10

Способностью обходиться без единоличного формального главы государства советский строй был обязан, прежде всего, связующей роли коммунистической партии, обеспечивавшей согласованное функционирование государственного аппарата или попросту подменявшей собой советы и подотчетные им органы. Курс на всестороннюю демократизацию общественно-политической жизни в период «Перестройки» закономерно повлек потребность в трансформации устройства советского государственного аппарата. Наметившаяся тенденция к обретению советами реального полновластия означала ослабление руководящей роли партийных структур, нивелировать которое было возможно при помощи придания лидеру КПСС конституционного статуса главы государства. Однако в советскую систему — априори коллегиальную — полноценный глава государства не вписывался, и первоначально состоялось половинчатое решение: наделить элементами статуса глав СССР и республик (прежде всего, полномочием представлять соответственно Союз и республики «внутри страны и в международных отношениях») должностных лиц соответствующих верховных советов. Таковыми стали не существовавшие прежде председатели соответствующих верховных советов, предусмотренные вначале в Конституции (Основном законе) СССР, а затем и в конституциях (основных законах) союзных республик11.

8 См.: Лазарев Б.М. Президент СССР. М.: Знание, 1991. С. 5.

9 См.: Кутафин О.Е. Глава государства: монография. М.: Проспект, 2015. С. 217.

10 К идее учредить высшее должностное лицо Советского государства возвращались в начале 1960-х гг. в ходе работы над проектом новой Конституции СССР, но с отставкой Н.С. Хрущева эта работа застопорилась, а вопрос о единоличном главе государства более не ставился.

11 См.: Закон СССР от 1 декабря 1988 г. № 9853-Х1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» // ВВС СССР 1988. № 49. Ст. 727; Закон РСФСР от 27 октября 1989 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // ВВС РСФСР 1989. № 44. Ст. 1303.

Для председателей верховных советов впервые в отечественной практике было использовано обозначение «высшие должностные лица». Безусловно, иерархичность должностей практически всегда позволяла неформально выделить среди должностных лиц государства одного или нескольких «высших». Так, в предреволюционной России к таковым следует относить председателей Совета министров, Государственного совета и Государственной думы (император, как уже было сказано, должностным лицом не мог считаться, поскольку юридически его власть не была производной ни от нормативных юридических установлений, ни от воли каких бы то ни было органов или населения), а в советской России — председателей президиумов представительных органов. Таким образом, в монархический период высшие должностные лица оказывались «ниже» главы государства, а в послереволюционный — «внутри» коллективного главы государства.

Слияние роли главы Советского государства и статуса высшего должностного лица, состоявшееся в конце 1980-х гг., стало решительным шагом на пути к установлению должностей президентов на союзном и республиканском уровнях. Их функции на фоне компетенции глав президентских и смешанных республик были скромны, но в целом являлись сопоставимыми с функциями президентов республик парламентского типа. Кроме того, в определенной мере они оказывались самостоятельными фигурами по отношению к соответствующим верховным советам, поскольку избирались не последними, а новыми представительными органами — съездами народных депутатов.

Хотя де-факто председатели союзного и республиканских верховных советов и были «почти» президентами, в условиях перманентных преобразований председательское положение изначально было «тесным» для глав Союза и республик. Наделение статусом высшего должностного лица выражалось главным образом в представительских функциях и не столько позволяло возглавить государственное управление, сколько препятствовало этому, требуя от главы государства уделять приоритетное внимание внутрипарламентским организационным проблемам. Поэтому в целом неудивительно, что появление новых высших должностей — президентов — не заставило себя долго ждать. На союзном уровне эта должность появилась в 1990 г., в РСФСР — в 1991 г. Должности председателей Верховных советов при этом сохранялись, но таковые переставали именоваться «высшими должностными лицами».

Несмотря на относительно синхронное учреждение должностей президентов Союза и республик, в предварительном обсуждении данных решений наблюдалось мало общего. Вопрос о введении должности Президента СССР время от времени поднимался в процессе работы над проектами конституционных преобразований, начиная с середины 1930-х гг., тогда как ничего подобного данной дискуссии в отношении должности Президента РСФСР не имело места. Обсуждение перспектив этой должности в союзных республиках было вызвано к жизни появлением института союзного президентства. Причем, если решение о внесении изменений в Конституцию (Основной Закон) СССР по данному вопросу и об избрании первого Президента было принято Съездом народных депутатов СССР с первого раза (15 марта 1990 г.)12, то многие народные депутаты РСФСР отнеслись к идее введения должности Президента РСФСР весьма неоднозначно, восприняв ее как реальную угрозу узурпации власти.

В отличие от некоторых союзных республик, в которых должности президентов были оперативно учреждены вместе с избранием на эти должности соответствующими Верховными Советами (24 марта 1990 г. в Узбекской ССР, 24 апреля 1990 г. в Казахской ССР, 19 мая 1990 г. в Азербайджанской ССР), в РСФСР в 1989 г. новым высшим органом государственной власти стала упоминавшаяся надпарламентская структура — Съезд народных депутатов. На втором (внеочередном) Съезде предложение о введении должности Президента не набрало достаточного числа голосов, и данную инициативу было поручено проработать Верховному Совету РСФСР и Конституционной комиссии. В конечном счете, этот вопрос был вынесен на референдум, состоявшийся 17 марта 1991 г., по результатам которого были приняты Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1098-1 «О Президенте РСФСР» и Закон РСФСР от 24 мая 1991 г. № 1326-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР»13.

В то же время, за непродолжительный период дискуссий об институте президентства, проходивших в Конституционной комиссии и Верховном Совете РСФСР, осмысление данного института проделало гораздо больший путь, чем идея союзного президентства.

12 См.: Закон СССР от 14 марта 1990 г. № 1360Л «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» // ВСНД и ВС СССР. 1990. № 12. Ст. 189.

13 См.: ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 17. Ст. 512; № 22. Ст. 776.

Последняя была довольно спешно внедрена в конституционное законодательство, не успев подвергнуться тщательному экспертному и научному осмыслению и обсуждению.

Президент СССР получил абстрактные титулы «глава Советского государства» и «гарант соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР», что в отсутствие легальных и доктринальных определений соответствующих понятий имело скорее психологический, нежели юридический смысл. Несмотря на неясность и дискуссионность данных обозначений, использование в отношении Президента этих нечетких категорий стало своего рода традицией (прослеживающейся и в действующей Конституции РФ 1993 г.).

Президент РСФСР в законодательных решениях 1991 г. тоже был назван «главой», но не государства, а исполнительной власти. В отношении Президента СССР сама постановка вопроса о главенстве в отношении некой обособленной ветви власти была некорректной в силу инерционного отрицания разделения властей14 и верности принципу подконтрольности и подотчетности советам народных депутатов всех других государственных органов. Напротив, первый Съезд народных депутатов РСФСР провозгласил в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. принцип разделения властей15 (не уточнив, правда, его соотношение с сохраненным в российской Конституции принципом полновластия советов). За этим последовали продолжительные обсуждения в Конституционной комиссии и Верховном Совете РСФСР, в которых отстаивались как первый или второй варианты обозначения перспективного главенства Президента РСФСР, так и их совмещение16. При этом в ходе данных дискуссий институт

14 В конце 1990 г., правда, к конституционному статусу Президента СССР было добавлено выражение «возглавляет систему органов государственного управления» (см. Закон СССР от 26 декабря 1990 г. № 1861-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления» // ВСНД и ВС СССР. 1991. № 1. Ст. 3), что в целом можно считать эквивалентом указания на главенство по отношению к исполнительной власти. Однако показательно, что властеразделительной терминологии союзный законодатель продолжал избегать.

15 См.: ВСНД и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

16 Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993 гг.) / под общ. ред. О.Г. Румянцева. Т. 1. 1990 г. М., 2007. С. 134, 150-152, 267, 366, 678; Т. 2. 1990 г. М., 2008. С. 89, 130-131; Т. 6. Дополнительные, мемуарные, справочные материалы. М., 2010. С. 101, 214-215.

«сильного» президента России независимо от именования его главой государства или исполнительной власти неизменно ассоциировался с монархом и категорически отвергался. Примечательно, что в преддверии учреждения института президентства и Б.Н. Ельцин (в то время председатель Верховного Совета РСФСР и Конституционной комиссии) ратовал за весьма скромный функционал гипотетического Президента РСФСР: «Должны быть очень четкие пункты ограничений функций президента, его отзыва, импичмент и так далее. И конечно, по крайней мере, не может он права иметь распустить парламент и другие. Нет, не надо нам, вот этого никто не поймет»17.

При всей значимости данных дискуссий следует иметь в виду, что сами словосочетания «глава государства», «глава исполнительной власти» в наибольшей мере уместны в теоретических обобщениях и в политической риторике. В конституционных актах их использование придает формулировкам характер заявлений, а не нормативных правил. Соответственно, выбор в пользу «главы исполнительной власти» имел скорее психологическое, чем юридическое значение: практически осязаемы были лишь конкретные полномочия Президента РСФСР, а не его титулование. Формальное положение Президента СССР как главы не исполнительной власти, но Советского государства в целом само по себе никоим образом не возвышало его в сравнении с Президентом РСФСР. Отсутствие открытых конфликтов во взаимоотношениях между первым и единственным Президентом СССР и представительными органами Союза объясняется, прежде всего, международным авторитетом М.С. Горбачева и неагрессивной позицией его противников в депутатской среде, а никак не его конституционным титулом главы государства. Аналогично, предметом противостояния Президента РФ с Вице-президентом, Съездом народных депутатов и Верховным Советом РФ в 1993 г. являлись не титулы, а властные функции.

Тем не менее, в Конституции РФ 1993 г. рассматриваемое обозначение российского Президента было изменено на «главу государства», что было призвано подчеркнуть укрепление данной должности после политических потрясений 1993 г. В литературе данное титулование в совокупности с отсутствием упоминания о принадлежности Президента РФ к какой-либо ветви государственной

17 Стенограмма заседания Конституционной комиссии от 31 августа 1990 г. // Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993 гг.) / под общ. ред. О.Г. Румянцева. Т. 1. 1990 г. М., 2007. С. 229.

власти обыкновенно трактуется как свидетельство расположения над этими ветвями или вне разделения властей18. Данные точки зрения имеют право на существование, однако, как представляется, выводить их следует исключительно из оценки набора полномочий Президента РФ, а не из наличия или отсутствия высокопарных выражений в описании его ролей.

Так, с вступлением Конституции РФ 1993 г. в силу Президент не переставал фактически возглавлять исполнительную ветвь власти. Более того, его положение в этом качестве постепенно упрочивалось: по Конституции для отставки федерального правительства более не требуется согласия законодательного органа, а на основании Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» глава государства приобрел широкие возможности в отношении региональных руководителей исполнительной власти.

В связи с этим частичное возвращение к формулировкам законов РСФСР 1991 г. о введении должности Президента, прослеживающееся в содержании Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», вполне оправдано. Глава государства, правда, не переименован вновь в главу исполнительной власти, однако согласно п. «б» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ «осуществляет общее руководство Правительством»19 (ср. с формулировкой названных законов РСФСР 1991 г.: «Президент РСФСР... руководит деятельностью Совета Министров РСФСР»).

Второй из упомянутых выше титулов Президента СССР российскому Президенту также достался не сразу. В концепции 1991 г. ему отводилась роль, прежде всего, исполнителя конституционных положений, тогда как функции гаранта соблюдения конституционных положений, по сути, возлагались на Конституционный Суд РСФСР (само слово «гарант» при этом не использовалось). Примечательно, что несколько позже упоминание о «гаранте прав и свобод личности, соблюдения Конституции и законов РСФСР.» в Конституции

18 См., в частности: Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. 5-е изд., перераб. и доп. Т. 1. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. С. 376; Там же. Т. 2. С. 339; Карасев А.Т., Морозова А.С. Глава государства в системе разделения властей: некоторые вопросы характеристики полномочий // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 8. С. 65.

19 См.: СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.

(Основном Законе) РСФСР все же появилось, но относилось оно к главам исполнительной власти (президентам) республик в составе РСФСР20 и должно было подчеркивать принадлежность этих должностных лиц к единой системе государственной власти.

Однако первый Президент РСФСР в своих выступлениях нередко упоминал именно себя в качестве «гаранта Конституции», что и было впоследствии закреплено в Конституции РФ 1993 г. Уместность использования данного словосочетания в конституционном акте вызывает сомнения. С одной стороны, оно введено в юридический обиход почти столетие назад авторитетнейшими учеными21. С другой стороны, это излишне образное выражение, пригодное более для академических дискуссий, чем для законодательных формулировок. С этой точки зрения более предпочтительно словосочетание «гарант соблюдения Конституции», использованное в отношении Президента СССР в 1990 г.

Из своих основных современных ролей Президент России первоначально не имел еще одной. В начале 1990-х гг. в Советском государстве могли сосуществовать многочисленные «главы» в силу формального признания государствами как СССР, так и союзных и автономных республик, но Вооруженные Силы СССР оставались едиными и единственными. Как следствие, «Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами» мог назваться исключительно Президент СССР. Положение же Президента РФ как «Верховного главнокомандующего» впервые было отражено в Законе РФ от 24 сентября 1992 г. № 3531-1 «Об обороне» и было инкорпорировано в Конституцию (Основной Закон) России лишь через год после прекращения существования СССР — Законом РФ от 9 декабря 1992 г. № 4061-122.

Потребность в конституционном закреплении данного титула, несмотря на привычность ассоциирования его с главой государства, неочевидна. Вплоть до 1990 г. в отечественном конституционном законодательстве он не фигурировал, что никак не препятствовало

20 См. Закон РСФСР от 1 ноября 1991 г. № 1827-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 45. Ст. 1497.

21 См. рус. перевод: Кельзен Г. Судебная гарантия конституции (конституционная юстиция). Часть 1 // Право и политика. 2006. № 8. С. 5-14; Там же. № 9. С. 5-18; Шмитт К. Государство: Право и политика / пер. с нем. и вступ. ст. О.В. Кильдюшова; сост. В.В. Анашвили, О.В. Кильдюшов. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2013. С. 27-220.

22 См.: ВСНД и ВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2331, 1993. № 2. Ст. 55.

организации управления Вооруженными силами. В конституциях (основных законах) СССР 1936 и 1977 гг. говорилось лишь о полномочиях Президиума Верховного Совета СССР назначать и сменять высшее командование Вооруженных Сил СССР23, что и использовалось время от времени для идентификации того или иного руководителя Советского государства в качестве верховного главнокомандующего. Причем данный пост по сути не являлся должностью, поскольку функции верховного главнокомандующего нормативно не перечислялась. Впоследствии, в упомянутых законодательных актах 1990-1992 гг. верховными главнокомандующими Президент СССР, а затем Президент России лишь назывались, без выделения из их компетенции в области обороны полномочий, относящихся именно к их командному статусу. Такая привязка состоялась лишь после принятия Конституции РФ 1993 г. — в Федеральном законе от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»24.

У Президента СССР, в свою очередь, имелись не все титулы, использованные в отношении Президента России. Помимо отсутствия упомянутого указания на главенство в отношении исполнительной власти, Президент СССР не был указан как высшее должностное лицо, тогда как Президент РСФСР унаследовал это обозначение от Председателя Верховного Совета. Сама должность союзного Президента при этом была названа словом «пост», не самым удачным в силу гораздо более частого его использования в другом значении (места несения службы или дежурства), но периодически употреблявшемся в советском законодательстве в качестве синонима слова «должность». Справедливости ради следует признать, что о «посте» речь шла и в вопросе, вынесенном на референдум РСФСР 17 марта 1991 г., но в законодательных актах говорилось о должности Президента РСФСР25.

На более детальном уровне конструирования института президентства союзное и российское законодательства также пошли не вполне совпадающими курсами. Президенту России с момента

23 См.: Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 6 декабря 1936 г. № 283; ВВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

24 См.: СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.

25 В то же время в формулировках российского законодательства можно обнаружить иные специфические юридико-технические дефекты. Так, Президентом РСФСР мог быть избран гражданин, «обладающий избирательным правом» (по неясной причине «право» было упомянуто в единственном числе), зато говорилось не о «кандидате на должность Президента» (в единственном числе), а о «кандидате в Президенты РСФСР» (во множественном числе).

учреждения должности полагалось избираться в паре с вице-президентом, тогда как Президент СССР в институциональном отношении первоначально представлял собой обособленную политическую фигуру (однако вышеупомянутым Законом СССР от 26 декабря 1990 г. № 1861-1 была доучреждена должность вице-президента СССР). Практика взаимоотношений этих должностных лиц как союзного, так и российского уровней, как известно, не была мирной, что при подготовке Конституции РФ 1993 г. закономерно повлекло отказ от этой дуалистической схемы.

В порядке наделения полномочиями президентов Союза и России оказались более заметные различия. Формально и тот, и другой должны были избираться гражданами сроком на пять лет. Но первые выборы Президента СССР были доверены Съезду народных депутатов. Президент РСФСР же изначально избирался гражданами на альтернативных выборах — в отличие от голосования на Съезде народных депутатов СССР, которое в итоге прошло по единственной кандидатуре (до полноценных же президентских выборов Союз не просуществовал).

Возможности замещения президентской должности одним лицом как на союзном, так и на республиканском уровнях ограничивались двумя сроками. Но если должность Президента РСФСР не могла быть замещенной более двух сроков подряд, то Президента СССР — более двух сроков в совокупности. Примечательно, что спустя почти ровно 30 лет после установления этого правила в Конституции (Основном Законе) СССР аналогичное положение было вновь введено в отечественную конституцию — упомянутым Законом РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ.

Небезынтересны и различия во взаимоотношениях президентов с другими государственными органами. Президент СССР обладал сравнительно скромными возможностями в формировании Правительства: они сводились к представлению кандидатуры на должность Председателя Совета Министров Верховному Совету СССР. Последний не только «назначал» на названную должность, но и «утверждал» по представлению Председателя Совета Министров всех остальных членов последнего. Назначение же членов Совета Министров РСФСР вверялось Президенту РСФСР, в подтверждение его титула главы исполнительной власти. Согласие Верховного Совета РСФСР первоначально требовалось для назначения лишь Председателя Совета Министров. Руководители же органов исполнительной власти специальной компетенции назначались Президентом РСФСР по представлению Председателя

Совета Министров. В конце 1992 г. согласием Верховного Совета РСФСР было обусловлено и назначение нескольких ключевых министров: иностранных дел, обороны, безопасности и внутренних дел26. В Конституции РФ 1993 г., как известно, состоялся возврат к первоначальной схеме формирования Правительства РФ, однако Законом РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ установил новый порядок его формирования — с участием обеих палат Федерального Собрания. В этом порядке прослеживаются черты как союзной модели, так и прежней российской (в версии 1992 г.).

В осуществлении законодательной деятельности роль обоих президентов согласно конституционным положениям не должна была являться весомой. Президенты обладали правом законодательной инициативы и правом отлагательного вето. Для преодоления этого вето устанавливались заметно разнившиеся количественные требования: на уровне СССР — две трети голосов в каждой из палат Верховного Совета, на уровне РСФСР — простое «большинство голосов от общего состава каждой из палат». При этом предусматривалось, что в случае выполнения этих требований «Президент СССР подписывает закон», а Президент РСФСР не просто «подписывает», но «обязан его подписать в течение трех дней». В Конституции РФ 1993 г. баланс сил в этом вопросе был подчеркнуто смещен в пользу главы государства: для преодоления президентского вето требуется две трети голосов, как предусматривалось в союзной Конституции, но не от числа присутствующих, а от общего состава каждой палаты, при этом не Президент «обязан подписать» закон, а последний «подлежит подписанию».

Заслуживает внимания и сопоставление в порядке привлечения президентов СССР и РСФСР к ответственности. Оба пользовались неприкосновенностью и могли быть отрешены от должности только съездом народных депутатов соответствующего уровня. Общими основаниями для этого конституции называли нарушение конституции и законов, причем также только соответствующего уровня (Конституция РСФСР не предусматривала импичмента за нарушение Президентом РСФСР союзного законодательства). В дополнение к этому Конституцией (Основным Законом) РСФСР таким основанием считалось и нарушение Президентом данной им присяги, а позже, уже в ходе политического противостояния между

26 См.: Закон РФ от 09 декабря 1992 г. № 4061-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Российской Федерации — России» // СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 55.

Президентом и представительными органами было установлено, что полномочия Президента РФ «прекращаются немедленно» в случае их использования для «изменения национально-государственного устройства» или «роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти». Однако это предостережение, введенное в Конституцию упомянутым Законом РФ от 9 декабря 1992 г. № 4061-1, не воспрепятствовало первому Президенту РФ в 1993 г. «прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функции Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации27. Представительные органы отреагировали на это постановлениями об отрешении Б.Н. Ельцина от должности Президента, но, как известно, последний вышел из данного конфликта победителем. Представительные органы СССР же воспользоваться упоминавшимися выше принудительными механизмами в отношении главы СССР не пытались, да и не видели для этого фактических оснований вплоть до прекращения существования Союза.

Итак, судьба рассмотренных советских институтов президентства сложилась парадоксально диалектическим образом. Введение должности Президента СССР произошло оперативно и бесконфликтно, а первое избрание на эту должность, по сути, продолжало традиции предсказуемого голосования за единственного кандидата. Должность же Президента РСФСР была произведена на свет максимально демократическим путем: на основе длительных обсуждений в представительных органах в совокупности с положительным волеизъявлением населения на референдуме, и само избрание состоялось на вполне демократичных выборах. Но в открытую борьбу с другими демократически избранными органами вступил Б.Н. Ельцин, тогда как М.С. Горбачев никогда не предпринимал наступательных действий против представительных органов. В конечном счете, все союзные учреждения сошли с политической сцены, тогда как Президент РФ не только оказался в числе немногих «выживших» в конфликте 1993 г. верховных государственных институтов, но и добился радикального упрочения своего положения в системе государственной власти.

Безусловно, в этих итогах колоссальную роль сыграл человеческий фактор, но роль и самого института президентства в советской

27 См.: Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.

системе организации государственной власти оказалась крайне неоднозначной, и вряд ли в отсутствие этой институциональной основы упомянутому фактору удалось бы проявиться соизмеримым образом. Сомнения по этому поводу многократно высказывались и будут высказываться в дальнейшем. Можно долго спорить о целесообразности института президентства, о своевременности его введения в политико-правовую жизнь Советского государства, об оправданности использования слова «глава», о широте компетенции Президента, о характере его взаимоотношений с иными органами государственной власти, о применимых к нему мерах правового и политического принуждения, об основаниях и порядке их применения и о других конструктивных характеристиках института президентства. Однако сложно отрицать, что в институт единоличного главы Советского государства — даже при весьма ограниченных компетенционных возможностях, не соизмеримых с наличествующими у современного Президента РФ, — был заложен колоссальный политический и управленческий потенциал. Конечно, сослагательное наклонение в отношении состоявшихся событий не приветствуется, но все же можно предположить, что более решительная позиция главы СССР (совсем не обязательно в отношении представительных органов по аналогии с российским Президентом) могла бы существенным образом повлиять на судьбу Союза. Это могло бы, с одной стороны, повлечь тяжелые последствия для населения страны, но, с другой стороны, нерешительность союзного руководства во второй половине 1991 г. обернулось национальной катастрофой невиданных масштабов, на фоне которой перспектива (вернее, гипотетическая ретроспектива) президентского переворота на союзном уровне видится не такой уж пугающей.

14 марта 1990 года

№ 1360-1

союз советских социалистических республик

закон

об учреждении поста президента СССР И ВНЕСЕНИИ изменений И ДОПОЛНЕНИй В КОНСТИТУЦИЮ

(основной закон) СССР

В целях обеспечения дальнейшего развития осуществляемых в стране глубоких политических и экономических преобразований, укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан, улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР Съезд народных депутатов СССР постановляет:

I. Учредить пост Президента Союза Советских Социалистических Республик.

Установить, что учреждение поста Президента СССР не меняет правового положения и не влечет ограничения компетенции союзных и автономных республик, закрепленной конституциями союзных и автономных республик и Конституцией СССР.

II. Внести в Конституцию (Основной Закон) СССР следующие изменения и дополнения:

.„3. Дополнить Конституцию СССР новой главой 151 следующего содержания:

«Глава 151. Президент СССР

Статья 127. Главой Советского государства — Союза Советских Социалистических Республик является Президент СССР.

Статья 1271. Президентом СССР может быть избран гражданин СССР не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом СССР более двух сроков.

Президент СССР избирается гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном

голосовании сроком на пять лет. Число кандидатов на пост Президента СССР не ограничивается. Выборы Президента СССР считаются действительными, если в них приняло участие не менее пятидесяти процентов избирателей. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в целом по Союзу ССР и в большинстве союзных республик.

Порядок выборов Президента СССР определяется Законом СССР.

Президент СССР не может быть народным депутатом.

Лицо, являющееся Президентом СССР, может получать заработную плату только по этой должности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья 1272. При вступлении в должность Президент СССР приносит присягу на заседании Съезда народных депутатов СССР.

Статья 1273. Президент СССР:

1) выступает гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР;

2) принимает необходимые меры по охране суверенитета Союза ССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально — государственного устройства СССР;

3) представляет Союз Советских Социалистических Республик внутри страны и в международных отношениях;

4) обеспечивает взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР;

5) представляет Съезду народных депутатов СССР ежегодные доклады о положении страны; информирует Верховный Совет СССР о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики СССР;

6) представляет Верховному Совету СССР кандидатуры на посты Председателя Совета Министров СССР, Председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, а затем представляет этих должностных лиц Съезду народных депутатов СССР на утверждение; входит с представлениями в Верховный Совет СССР и на Съезд народных депутатов СССР об освобождении от обязанностей указанных должностных лиц, за исключением Председателя Верховного Суда СССР;

7) ставит перед Верховным Советом СССР вопрос об отставке либо о принятии отставки Совета Министров СССР; по согласованию с Председателем Совета Министров СССР освобождает от должности и назначает членов Правительства СССР с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР;

8) подписывает законы СССР; вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями в Верховный Совет СССР для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет СССР большинством в две трети голосов в каждой из палат подтвердит ранее принятое им решение, Президент СССР подписывает закон;

9) имеет право приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР;

10) координирует деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР, назначает и сменяет высшее командование Вооруженных Сил СССР, присваивает высшие воинские звания; назначает судей военных трибуналов;

11) ведет переговоры и подписывает международные договоры СССР; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; назначает и отзывает дипломатических представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях; присваивает высшие дипломатические ранги и иные специальные звания;

12) награждает орденами и медалями СССР, присваивает почетные звания СССР;

13) решает вопросы принятия в гражданство СССР, выхода из него и лишения советского гражданства, предоставления убежища; осуществляет помилование;

14) объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Верховного Совета СССР; объявляет в интересах защиты СССР и безопасности его граждан военное положение в отдельных местностях. Порядок введения и режим военного положения определяются законом;

15) в интересах обеспечения безопасности граждан СССР предупреждает об объявлении чрезвычайного положения в отдельных местностях, а при необходимости и вводит его по просьбе или с согласия Президиума Верховного Совета или высшего органа государственной власти соответствующей союзной республики.

При отсутствии такого согласия вводит чрезвычайное положение с незамедлительным внесением принятого решения на утверждение Верховного Совета СССР. Постановление Верховного Совета СССР по данному вопросу принимается большинством не менее двух третей от общего числа его членов.

В случаях, указанных в части первой данного пункта, может вводить временное президентское правление при соблюдении суверенитета и территориальной целостности союзной республики.

Режим чрезвычайного положения, а также президентского правления устанавливается законом;

16) в случае разногласий между Советом Союза и Советом Национальностей Верховного Совета СССР, которые не могли быть устранены в порядке, предусмотренном статьей 117 Конституции СССР, Президент СССР рассматривает спорный вопрос в целях выработки приемлемого решения. Если достичь согласия не удается и возникает реальная угроза нарушения нормальной деятельности высших органов государственной власти и управления СССР, Президент может внести на Съезд народных депутатов СССР предложение об избрании Верховного Совета СССР в новом составе.

Статья 1274. Президент СССР возглавляет Совет Федерации, в состав которого входят высшие государственные должностные лица союзных республик. В заседаниях Совета Федерации вправе участвовать высшие государственные должностные лица автономных республик, автономных областей и автономных округов.

Совет Федерации: рассматривает вопросы соблюдения Союзного договора; разрабатывает меры по проведению в жизнь национальной политики Советского государства; представляет Совету Национальностей Верховного Совета СССР рекомендации по разрешению споров и урегулированию конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях; координирует деятельность союзных республик и обеспечивает их участие в решении вопросов общесоюзного значения, отнесенных к компетенции Президента СССР.

Вопросы, затрагивающие интересы народов, не имеющих своих национально — государственных образований, рассматриваются в Совете Федерации с участием представителей этих народов.

В заседаниях Совета Федерации вправе участвовать Председатель Верховного Совета СССР и председатели палат.

Статья 1275. При Президенте СССР действует Президентский Совет СССР, задачей которого является выработка мер по реализации основных направлений внутренней и внешней политики СССР, обеспечению безопасности страны.

Члены Президентского Совета СССР назначаются Президентом СССР. Председатель Совета Министров СССР входит в состав Президентского Совета СССР по должности.

В заседаниях Президентского Совета СССР вправе участвовать Председатель Верховного Совета СССР.

Статья 1276. Президент СССР проводит совместные заседания Совета Федерации и Президентского Совета СССР для рассмотрения наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики страны.

Статья 1277. Президент СССР на основе и во исполнение Конституции СССР и законов СССР издает указы, имеющие обязательную силу на всей территории страны.

Статья 1278. Президент СССР обладает правом неприкосновенности и может быть смещен только Съездом народных депутатов СССР в случае нарушения им Конституции СССР и законов СССР. Такое решение принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Съездом народных депутатов СССР по инициативе самого Съезда или Верховного Совета СССР с учетом заключения Комитета конституционного надзора СССР.

Статья 1279. Президент СССР может передавать исполнение своих обязанностей, предусмотренных пунктами 11 и 12 статьи 1273, Председателю Верховного Совета СССР и Председателю Совета Министров СССР, а обязанностей, предусмотренных пунктом 13 статьи 1273, — Председателю Верховного Совета СССР.

Статья 12710. Если Президент СССР по тем или иным причинам не может далее исполнять свои обязанности, впредь до избрания нового Президента СССР его полномочия переходят к Председателю Верховного Совета СССР, а если это невозможно — к Председателю Совета Министров СССР. Выборы нового Президента СССР при этом должны быть проведены в трехмесячный срок».

.„III. 1. Установить, что первый Президент СССР избирается Съездом народных депутатов СССР сроком на пять лет.

Кандидатуры на пост Президента СССР на этих выборах могут выдвигаться общественными организациями в лице их общесоюзных органов, Верховным Советом СССР, каждой из его палат, группами народных депутатов СССР не менее 100 человек и союзными республиками в лице их высших органов государственной власти. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов от общего числа народных депутатов СССР. Если при голосовании никто из кандидатов не набрал больше половины голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов.

2. Лицо, избранное Президентом СССР, вступает в должность с момента принесения присяги.

Утвердить следующий текст присяги Президента СССР: «Торжественно клянусь верно служить народам нашей страны, строго следовать Конституции СССР, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента СССР».

IV. Настоящий Закон ввести в действие с момента его принятия.

Председатель Верховного Совета СССР М. Горбачев Москва, Кремль

24 апреля 1991 года № 1098-1

российская советская федеративная социалистическая республика

закон

о президенте РСФСР

Исполняя волю народа Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, выраженную на первом референдуме РСФСР 17 марта 1991 года, Верховный Совет РСФСР постановляет:

Статья 1. Президент Российской Советской Федеративной Социалистической Республики является высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти в РСФСР.

Президент РСФСР не может быть народным депутатом. На время выполнения своих полномочий Президент РСФСР приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях.

Президент РСФСР не занимает никакие другие должности в государственных и общественных органах и организациях.

Статья 2. Президентом РСФСР может быть избран только гражданин РСФСР не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом.

Президент РСФСР избирается сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом РСФСР более двух сроков подряд.

Статья 3. Выборы Президента РСФСР осуществляются гражданами РСФСР на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Никакие иные выборы или назначение на должность, а равно присвоение полномочий Президента РСФСР незаконны и недействительны. Порядок выборов и вступления в должность Президента РСФСР устанавливается законами РСФСР.

Статья 4. При вступлении в должность Президент РСФСР приносит следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики соблюдать Конституцию и законы РСФСР, защищать ее суверенитет, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, права народов РСФСР и добросовестно исполнять возложенные на меня народом обязанности».

Статья 5. Президент РСФСР:

1) обладает правом законодательной инициативы;

2) подписывает и обнародует законы РСФСР в течение 14 дней с момента их принятия.

Законы, принятые Верховным Советом РСФСР, могут быть возвращены до истечения этого срока Президентом РСФСР для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон РСФСР принят большинством голосов от общего состава каждой

из палат Верховного Совета РСФСР, то Президент РСФСР обязан его подписать и опубликовать в течение 3 дней;

3) представляет не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов РСФСР о выполнении принятых Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР социально-экономических и иных программ, о положении в РСФСР, обращается с посланиями к народу РСФСР, Съезду народных депутатов РСФСР и Верховному Совету РСФСР. Съезд народных депутатов РСФСР большинством голосов от общего числа народных депутатов РСФСР вправе потребовать от Президента РСФСР внеочередного доклада;

4) назначает Председателя Совета Министров РСФСР с согласия Верховного Совета РСФСР;

5) назначает и освобождает от должности министров, руководителей комитетов и ведомств РСФСР по представлению Председателя Совета Министров РСФСР;

6) руководит деятельностью Совета Министров РСФСР;

7) принимает отставку Правительства РСФСР с согласия Верховного Совета РСФСР;

8) назначает и отзывает дипломатических представителей РСФСР, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей;

9) возглавляет Совет безопасности РСФСР, структура, полномочия и порядок формирования которого определяются законом РСФСР;

10) ведет переговоры и подписывает от имени РСФСР международные и межреспубликанские договоры, которые вступают в силу после ратификации Верховным Советом РСФСР;

11) принимает меры по обеспечению государственной и общественной безопасности РСФСР, от имени РСФСР участвует в обеспечении государственной и общественной безопасности Союза ССР.

По предложению Президента РСФСР созываются внеочередные заседания Съезда народных депутатов РСФСР и внеочередные сессии Верховного Совета РСФСР.

Президент РСФСР не имеет права роспуска либо приостановления деятельности Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР;

12) объявляет в соответствии с законом РСФСР чрезвычайное положение. На территории республики, входящей в РСФСР, чрезвычайное положение объявляется по согласованию с ее высшими органами государственной власти;

13) решает в соответствии с законом вопросы гражданства РСФСР, предоставления политического убежища;

14) награждает государственными наградами РСФСР, присваивает специальные звания, классные чины и почетные звания РСФСР;

15) осуществляет право помилования граждан, осужденных судами РСФСР;

16) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами РСФСР.

Статья 6. Полномочия Президента РСФСР не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства РСФСР, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти.

Статья 7. Одновременно с Президентом РСФСР избирается вице-президент РСФСР. Кандидатуру вице-президента РСФСР предлагает кандидат в Президенты РСФСР.

Вице-президентом РСФСР может быть избран гражданин РСФСР не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом.

На время выполнения своих полномочий вице-президент РСФСР приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях.

Вице-президент РСФСР не может быть народным депутатом.

Вице-президент РСФСР осуществляет по поручению Президента РСФСР отдельные его полномочия.

Вице-президент РСФСР замещает Президента РСФСР в случае его отсутствия.

Статья 8. Президент РСФСР на основе и во исполнение Конституции и законов РСФСР, решений Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР издает указы и распоряжения, проверяет их исполнение. Указы Президента РСФСР не могут противоречить Конституции и законам РСФСР. Указы Президента РСФСР обязательны к исполнению на всей территории РСФСР.

Съезд народных депутатов РСФСР или Верховный Совет РСФСР на основании заключения Конституционного Суда РСФСР вправе отменять указы Президента РСФСР в случае противоречия их Конституции и законам РСФСР, решениям Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.

Президент РСФСР вправе приостанавливать решения органов исполнительной власти на территории РСФСР, если они противоречат Конституции и законам РСФСР, а также отстранять от исполнения обязанностей должностных лиц этих органов в случае нарушения ими законодательства РСФСР.

Статья 9. Личность Президента РСФСР неприкосновенна и охраняется законом.

Статья 10. Президент РСФСР может быть отрешен от должности в случае нарушения Конституции РСФСР, законов РСФСР, а также данной им присяги.

Такое решение принимается Съездом народных депутатов РСФСР на основании заключения Конституционного Суда РСФСР большинством в две трети голосов от общего числа народных депутатов РСФСР по инициативе Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР или одной из его палат.

Статья 11. В случае отрешения Президента РСФСР от должности, отставки Президента РСФСР, невозможности дальнейшего осуществления им своих полномочий, а также в случае смерти Президента РСФСР полномочия Президента РСФСР исполняет вице-президент РСФСР.

Вопрос о назначении выборов Президента РСФСР решается в соответствии с Законом РСФСР «О выборах Президента РСФСР».

Председатель Верховного Совета РСФСР

Б.Н. Ельцин

Москва, Дом Советов РСФСР.

Литература

Кельзен Г. Судебная гарантия конституции (конституционная юстиция). Часть 1 // Право и политика. 2006. № 8, 9.

Кутафин О.Е. Глава государства: монография. М.: Проспект, 2015.

Лазарев Б.М. Президент СССР. М.: Знание, 1991.

Лексин И.В. Эволюция территориального устройства США // Формула права. 2006. № 1 (5).

Сталин И.В. Сочинения. Т. 14. М.: Издательство «Писатель», 1997.

Шмитт К. Государство: Право и политика / пер. с нем. и вступ. ст. О.В. Кильдюшова; сост. В.В. Анашвили, О.В. Кильдюшов. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.