Научная статья на тему 'Деятельность Президента СССР и Верховного Совета СССР в период ликвидации советского государственного строя'

Деятельность Президента СССР и Верховного Совета СССР в период ликвидации советского государственного строя Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
826
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ СССР / ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР / ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР / ЛИКВИДАЦИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ / PRESIDENT OF THE USSR / SUPREME SOVIET OF THE USSR / CHAIRMAN OF THE SUPREME SOVIET OF THE USSR / DISSOLUTION OF SOVIET STATE AND SOCIAL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванников Иван Андреевич

Изложена авторская оценка деятельности последнего Верховного Совета СССР, а также первого и последнего Президента СССР, показана их роль в изменении общественного и государственного строя. Отмечено, что Верховный Совет СССР фактически был отстранен от решения важных государственных вопросов. Всю власть в стране после учреждения поста Президента СССР в своих руках сосредоточил М.С. Горбачев. Прекращение деятельности Верховного Совета СССР означало разрушение советского государственного строя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISSOLUTION OF THE USSR STATE SYSTEM: PRESIDENT VS. SUPREME SOVIET

THe author evaluates the activities of the last Supreme Soviet of the USSR and the first and the last USSR President. He shows the role they played in changing the state and social systems. It is emphasised that the Supreme Soviet of the USSR was, in fact, separated from deciding on crucial state matters. After the rank of the President was established, Mikhail Gorbachev concentrated in his hands the whole power over the country. To abolish the Supreme Soviet of the USSR was to destroy the Soviet state system.

Текст научной работы на тему «Деятельность Президента СССР и Верховного Совета СССР в период ликвидации советского государственного строя»

Иванников Иван Андреевич

доктор юридических наук, доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Южного федера льного университета, Weide02@gmail.com

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА СССР И ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР В ПЕРИОД ЛИКВИДАЦИИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ

УДК 340

АННОТАЦИЯ. Изложена авторская оценка деятельности последнего Верховного Совета СССР, а также первого и последнего Президента СССР, показана их роль в изменении общественного и государственного строя. Отмечено, что Верховный Совет СССР фактически был отстранен от решения важных государственных вопросов. Всю власть в стране после учреждения поста Президента СССР в своих руках сосредоточил М.С. Горбачев. Прекращение деятельности Верховного Совета СССР означало разрушение советского государственного строя.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Президент СССР; Верховный Совет СССР; Председатель Верховного Совета СССР; ликвидация советского государственного и общественного строя.

' Иванников И.А., 2016

Чем была перестройка в СССР 1985-1991 гг.? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо исследовать основные этапы развития политической и правовой системы СССР. В период перестройки в СССР был впервые введен институт президентства, сначала в некоторых союзных республиках, а потом и на общесоюзном уровне. Весной 1990 г. (15 марта) Съезд народных депутатов СССР учредил этот институт и внес изменения в Конституцию СССР На наш взгляд, это было ошибочное решение М.С. Горбачева и Съезда народных депутатов СССР, так как созданная при Сталине политическая система была не приспособлена для деятельности данного института. До учреждения поста Президента СССР высшим должностным лицом в СССР был Председатель Верховного Совета СССР Президенту СССР стали подчиняться Кабинет Министров СССР, созданные при нем консультативные органы. Президент СССР должен был избираться каждые пять лет гражданами СССР, но в виде исключения первого Президента СССР избрал Съезд народных депутатов СССР. Позднее, 27 декабря 1990 г., был

создан пост Вице-президента СССР, который занял Г.И. Янаев.

Согласно пункту 2 статьи 127.3 Конституции СССР Президент СССР должен был принимать «необходимые меры по охране суверенитета Союза ССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально-государственного устройства СССР».

После того как пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял М.С. Горбачев, он, в отличие от Л.И. Брежнева, не стал совмещать должность генсека с должностью Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Председателем Президиума Верховного Совета СССР был назначен бывший министр иностранных дел СССР A.A. Громыко, который проработал на этой должности до 1988 г. Пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР занял М.С. Горбачев. Состав Президиума был значительно расширен, теперь его членами автоматически становились главы комитетов и палат Верховного Совета.

Накануне выборов в Верховный Совет СССР 1989 г. ЦК КПСС и ЦК компартий союзных республик провели совещания, на которых сообщили, что избрать предстоит новый состав Верховного Совета СССР. В последний состав Верховного Совета СССР избрали 542 депутата, по 271 в каждую палату. Один депутат избирался примерно от 710 тысяч избирателей. С учетом этого подхода в Совет Союза избрали 146 депутатов от РСФСР, 52 — от Украины, по 14 — от Казахстана и Узбекистана, 10 — от Белоруссии, по 5 — от Азербайджана и Грузии, по 4 — от Литвы и Молдавии, по 3 — от Армении, Киргизии, Латвии, Таджикистана, Туркмении, 2 — от Эстонии. Вводилась новация: одну треть депутатов решено было избирать от общественных организаций. В этот период создаются так называемые народные фронты в республиках. 23 и 24 мая 1989 г. в Минский горисполком и Президиум Верховного Совета БССР поступили заявления, подписанные представителями Белорусского народного фронта, с просьбой о содействии в проведении в Минске 24-25 июня 1989 г. учредительного съезда БНФ. При этом Председатель горисполкома Минска Михеев заявил, что к ним такого заявления не поступало [4, с. 9]. Но в повестке дня заседания Верховного Совета БССР этот вопрос значился — кто-то «сверху» курировал реализацию этой идеи.

Избранный в марте 1989 г. Верховный Совет СССР был первым за советское время, среди депутатов которого практически не было рабочих и крестьян. Партийные комитеты КПСС в избирательный процесс не вмешивались. Большинство депутатов составляли работники управления, адвокаты, ученые, журналисты. На Первом съезде народных депутатов СССР была образована Межрегиональная депутатская группа, которая начала с сентября 1989 г. вести борьбу за отмену статьи 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в советском обществе. Вносились поправки в Конституцию СССР 1977 г. и новый избирательный закон.

Начавший работу 25 мая Съезд народных депутатов СССР тайным голосованием избрал Председателем Верховного Совета СССР М.С. Горбачева, а его первым заместителем — А.И. Лукьянова. Позднее Съездом народных депутатов был избран Верховный Совет СССР. С 1989 г. Верховный Совет перестал быть коллективным главой государства, поскольку его единолично возглавил председатель.

Весной 1990 г. М.С. Горбачев стал первым Президентом СССР, а Председателем Верховного Совета СССР 15 марта 1990 г. избрали А.И. Лукьянова. С этого же года существенно поменялся и сам формат заседаний. Если раньше депутаты собирались исключительно на сессии Верховного Совета СССР, то с этого момента их работа начала вестись на постоянной основе, как до того функционировал Президиум. В начале марта 1990 г. была учреждена новая должность — Президент СССР, которую занял М.С. Горбачев, он и стал главой СССР. М.С. Горбачев отказался от полномочий Председателя Верховного Совета, передав их А.И. Лукьянову.

Верховный Совет СССР фактически был отстранен от решения важных государственных вопросов. Всю власть в стране после появления поста Президента СССР сосредоточил в своих руках М.С. Горбачев.

Последний состав Верховного Совета СССР за короткий период времени принял большое количество законов, которые регулировали экономическую, политическую, духовную сферу, международные отношения.

Верховный Совет СССР принял Законы СССР О пенсионном обеспечении (1990), о свободе совести (1990), о собственности (1990),

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА СССР И ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР..

27

изменения в Основы трудового законодательства Союза ССР и союзных республик (1990), О предприятиях (1990), «О гражданстве»

(1990), О недопустимости ограничения национальных прав людей (1990), О печати (1990), Об общественных объединениях (1990), О правах профсоюзов (1990), О свободе совести (1990), О въезде и выезде из СССР (1991), Закон СССР «О профсоюзах СССР» (1991), Основы законодательства СССР о земле (1991), О защите прав потребителей (1991), Об индексации доходов населения (1991), Об общих планах предпринимательской деятельности (1991), Об основных началах разгосударствления (1991), Об основах антимонопольного законодательства (1991), О таможенном деле (1991), Основы гражданского законодательства СССР (1991), О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров

(1991), Об общих началах государственной молодежной политики (1991). Из всех принятых законов наиболее востребованными оказались: Закон о предприятии в СССР (1990), Закон СССР об общественных организациях в СССР (1989), О помощи инвалидам и жертвам Чернобыля (1991), Основы законодательства СССР об аренде (1991), Об инвестициях и валютном регулировании (1992) и др.

Интенсивная законодательная деятельность Верховного Совета СССР вызвала не менее интенсивное законотворчество в некоторых союзных республиках СССР, законы которых входили в противоречие с законами СССР Наблюдался кризис конституционной законности. В конце июня 1990 г. Г.А. Явлинский через помощника М.С. Горбачева Н.Я. Петракова передал новую программу экономических реформ. А.И. Лукьянов в своих мемуарах отметил, что эта экономическая программа была разработана в Гарвардской школе в США. «Вопрос о поддержке этой программы перехода к рынку был составлен Горбачевым с Ельциным и Силаевым... с этим предложением вынужден был согласиться Н.И. Рыжков» [2, с. 40]. После этого М.С. Горбачев поручил экономистам подготовить программу «500 дней» о либерализации цен, об экономическом союзе республик. В реальности эта программа означала отказ от плановой социалистической экономики, началась децентрализация в государственном управлении. Правительство СССР готовило свои экономические реформы.

В начале сентября 1990 г. проект Шаталина — Явлинского Верховный Совет СССР отверг, но в начале октября этот проект одобрил Верховный Совет Российской Федерации. В других союзных республиках СССР проект Шаталина — Явлинского не поддержали. Верховный Совет СССР принял в итоге компромиссный вариант программы экономических реформ. Слабость Верховного Совета придала активности и смелости Б.Н. Ельцину и Верховному Совету РСФСР, которые стали требовать отставки Правительства СССР во главе с Н.И. Рыжковым. Президент СССР М.С. Горбачев не выражал поддержки правительству СССР А.И. Лукьянов отмечал, что по сути шел процесс разрушения властных институтов СССР Об этом он доложил М.С. Горбачеву, но тот «оказался глух к этим соображениям. Он избирает другой путь. Для того чтобы освободиться от Н.И. Рыжкова, он решает преобразовать Совет Министров СССР в Кабинет Министров, работающий под непосредственным руководством президента» [2, с. 43]. На IV Съезде народных депутатов Н.И. Рыжков критиковал эту инициативу, а утром 25 декабря 1990 г., за несколько часов до открытия съезда, Н.И. Рыжков пережил инфаркт. После ослабления союзного правительства началась кампания против Верховного Совета СССР. С требованием отставки Верховного Совета СССР 19 февраля 1991 г. выступил Б.Н. Ельцин, на тот момент Председатель Верховного Совета Российской Федерации.

В этих условиях некоторые политики предложили провести всесоюзный референдум, чтобы дать гражданам возможность выразить свое мнение о будущем страны. Каковы истинные причины проведения референдума СССР 17 марта 1991 г.? Никто из простых граждан не призывал к его проведению. Инициатива исходила от верховной власти. Какие цели преследовала верховная власть? Однозначно не сохранение СССР, а его юридический развал. Однако некоторые верили, что референдум решит вопрос о сохранении СССР, правовую основу референдума составляли Конституция СССР 1977 г., Закон СССР от 27 декабря 1990 г. «О всенародном голосовании (референдуме СССР)», конституции союзных республик. 24 декабря 1990 г. Съезд народных депутатов СССР принял постановление «О сохранении Союза ССР как

обновленной федерации равноправных суверенных республик» и «О проведении референдума СССР по вопросу о Союзе Советских Социалистических Республик». 16 января 1991 г. Верховный Совет СССР принял постановление «Об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик», референдум запланировали провести 17 марта 1991 г. В бюллетень для тайного голосования решено было включить вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности». Результаты голосования было решено учитывать по СССР в целом, с учетом данных по каждой союзной республике отдельно. В референдуме приняло участие 147 млн чел. За сохранение СССР проголосовало 112 млн чел., или 76 % голосовавших.

12 июля 1991 г. Верховный Совет СССР принял постановление о проекте Союзного договора. Проект в основном одобрили, но посчитали, что он нуждается в серьезной доработке — с учетом итогов всесоюзного референдума, а также с условием сохранения федеративной формы государственного устройства. После этого заявления М.С. Горбачев планировал подписать Союзный договор без Верховного Совета СССР. Этот проект предусматривал сохранение должности президента страны, но, по словам А.И. Лукьянова, этот вариант договора «...ликвидировал союзное государство как федерацию советских республик» [2, с. 127].

Иначе считал М.С. Горбачев. Он решил, что от СССР должны отсоединиться шесть союзных республик. Об этом в своих мемуарах отмечал последний председатель Кабинета Министров СССР B.C. Павлов. По его мнению, М.С. Горбачев еще до подписания нового союзного договора решил отделить шесть республик — «не спросив ни народ, ни съезд, ни даже Верховный Совет СССР, а еще три оставил на потом, как получится» [3, с. 73]. Окружение Президента СССР состояло из демократов. По мнению А.И. Лукьянова, «...его советники твердили, что ничего страшного не происходит, просто развивается демократия» [2, с. 168]. М.С. Горбачев «...находился под влиянием умных и жест-

ких людей — это факт. И когда пишут "распад Союза" — это абсолютная неправда. Был развал Союза. Осознанный и целенаправленный» [2, с. 169]. В.Ф. Кебич, последний Председатель Совета Министров Белорусской ССР и первый глава правительства Белорусской Республики, заявил: «Тот, кто ставит крест на всем советском, глубоко заблуждается» [1, с. 35]. В СССР было бесплатное образование, медицинское обслуживание, но был только один недостаток — узурпация власти только одной партии. Эта партия начала вырождаться, так как не было критики. «Явно было видно, что Борис Николаевич рвался к власти изо всех сил в пику Горбачеву. Я уверен больше чем на сто процентов, что желание развалить Советский Союз у Горбачева было» [1]. В.Ф. Кебич утверждает, что на пленуме ЦК КПСС М.С. Горбачев говорил о том, что он с партией, а на заседании Госсовета — о роспуске КПСС. «Литва, Латвия, Эстония были нужны как фактор развала Советского Союза» [1]. А.И. Лукьянов также отмечает, что 29-30 июля 1991 г. в «...в Ново-Огареве Горбачев провел секретную встречу с Назарбаевым и Ельциным, после которой текст проекта союзного договора изменился в сторону еще большей дефеде-рализации, появилось условие о прекращении действия Конституции СССР после подписания Договора, само подписание было перенесено на 20 августа, а союзный парламент вообще был отстранен от этого дела» [2, с. 170]. Своей политикой Горбачев не модернизировал, а уничтожил идеологическую, политическую, правовую и экономическую систему социализма. М.С. Горбачев не противился запрету КПСС, а даже как Генеральный секретарь ЦК КПСС призвал ее организации самораспуститься.

Профессор В.Г. Гихиня отмечает: «...Вечером 8 декабря 1991 года Горбачев располагал достоверными данными о совершенном в Беловежской пуще государственном перевороте. По моему глубокому убеждению, у Горбачева были достаточные основания для заключения под стражу "подписантов" Беловежского договора со всеми, как говорят юристы, вытекающими отсюда правовыми последствиями. Но Горбачев, к сожалению, смалодушничал. Он также говорит, что после Беловежского соглашения, против которого М.С. Горбачев не выступил, Ельцин, как один из главных заговорщиков, сделал в знак благодарности Горбачеву

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА СССР И ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР..

29

"царский жест" — ему была назначена пенсия в размере президентского оклада с последующей индексацией. Ему также была предоставлена президентская квартира, дача и автомашина с охраной. Кроме того, Горбачеву в центре Москвы, для создания горбачевского фонда, было выделено огромное здание (бывшая Академия общественных наук при ЦК КПСС)» [5]. Должность Президента СССР прекратила свое существование с 25 декабря 1991 г., после отставки М.С. Горбачева. Совместным распоряжением президентов СССР и РСФСР от 23 декабря 1991 г. аппарат Президента СССР прекратил свою деятельность (со 2 января 1992 г.).

Патриотическая оппозиция была инертна. Никто не потребовал распустить Верховный Совет Российской Федерации, отправить в отставку Б.Н. Ельцина или М.С. Горбачева. В окружении Президента СССР М.С. Горбачева критиковали А.И. Лукьянова и Верховный Совет СССР за то, что они плохо поддерживали Президента СССР В Верховном Совете СССР А.И. Лукьянова обвинили в том, что он плохо защищает интересы Верховного Совета СССР Фактически в СССР изменилась форма правления с советской республики на прези-дентско-парламентскую. Об угрозе конфликта между Верховным Советом СССР и президентом, в случае введения этого института, еще в 1936 г. писал И.В. Сталин.

В 1988 и 1989 гг. Эстония, Латвия и Азербайджан заявили о своей независимости, а Литва о том, что в 1990 г. ее незаконно присоединили к СССР.

29 августа 1991 г. Председатель Верховного Совета СССР А.И. Лукьянов был арестован.

4 сентября 1991 г. Съезд народных депутатов СССР отстранил от занимаемой должности уже арестованного главу ГКЧП — Вице-президента Г.И. Янаева и Председателя Верховного Совета СССР А.И. Лукьянова. Однако Конституция СССР не содержала нормы об отрешении от должности Вице-президента СССР 5 сентября Съезд народных депутатов СССР принял Закон СССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период», который упразднил должность Председателя Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР стал состоять из двух равноправных палат — Совета Республик и Совета Союза. После ратификации 12 декабря 1991 г. Беловежского соглашения Верховный Совет РСФСР отозвал членов Верховного Совета СССР от РСФСР — и Совет Союза лишился кворума. Фактически работа Верховного Совета была парализована. Прекращение деятельности Верховного Совета СССР означало ликвидацию советского государственного и общественного строя.

Литература

1. Кебич В. Тот, кто ставит крест на всем советском, глубоко заблуждается // Белорусская думка. 2011. № 1.

2. Лукьянов А.И. Август 91-го. А был ли заговор? М.: Алгоритм; Эксмо, 2010.

3. Павлов B.C. Путч Горбачева // Олейник Б., Павлов В., Рыжков Н. Иуда. Анатомия предательства Горбачева. М.: Алгоритм; Эксмо, 2010.

4. Стенограмма встречи членов Президиума Верховного Совета БССР с представителями Белорусского народного фронта // Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 968. Оп. 8. Ед. хр. 58.

5. Тихиня В.Г. Советский Союз можно было сохранить. К 25-й годовщине распада СССР // Коммунист Беларуси. Мы и время. № 50. 9 декабря 2016 г.

DISSOLUTION OF THE USSR STATE SYSTEM: PRESIDENT VS. SUPREME SOVIET

Ivannikov, Ivan A., Doctor of Law, Doctor of Political Science, Professor at the Chair of Theory and History of State and Law, Law Faculty, Southern Federal University

ANNOTATION. The author evaluates the activities of the last Supreme Soviet of the USSR and the first and the last USSR President. He shows the role they played in changing the state and social systems. It is emphasised that the Supreme Soviet of the USSR was, in fact, separated from deciding on crucial state matters. After the rank of the President was established, Mikhail Gorbachev concentrated in his hands the whole power over the country. To abolish the Supreme Soviet of the USSR was to destroy the Soviet state system.

KEYWORDS: President of the USSR; Supreme Soviet of the USSR; Chairman of the Supreme Soviet of the USSR; dissolution of Soviet state and social systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.