Научная статья на тему 'К вопросу взаимодействия транспортной полиции с иными государственными органами (историко-правовой аспект)'

К вопросу взаимодействия транспортной полиции с иными государственными органами (историко-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
292
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИЦИЯ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ / КОНВОИРОВАНИЕ АРЕСТАНТОВ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ПАСПОРТНЫЙ РЕЖИМ / ПОРТОВЫЕ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамлеева Дилара Радиковна

Статья посвящена особенностям взаимодействия транспортной полиции с другими ведомствами в вопросах предупреждения и пресечения беспорядков на транспорте. Особое внимание уделено основам её взаимодействия с министерствами путей сообщения, юстиции, финансов и департаментом таможенных сборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мамлеева Дилара Радиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу взаимодействия транспортной полиции с иными государственными органами (историко-правовой аспект)»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА УДК 351.81(47)" 18"

Д. Р. МАМЛЕЕВА, преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин

Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

D. R. MAMLEEVA, teacher of the Chair of Admonistrative-Legal Disciplines of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law (Ufa)

К ВОПРОСУ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИЦИИ С ИНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ

АСПЕКТ)

TO THE QUESTION OF THE INTERACTION OF TRANSPORT POLICE WITH OTHER STATE BODIES (HISTORICAL AND LEGAL ASPECT)

Аннотация. Статья посвящена особенностям взаимодействия транспортной полиции с другими ведомствами в вопросах предупреждения и пресечения беспорядков на транспорте. Особое внимание уделено основам её взаимодействия с министерствами путей сообщения, юстиции, финансов и департаментом таможенных сборов.

Ключевые слова и словосочетания: транспортная полиция, железнодорожные управления, конвоирование арестантов, прокурорский надзор, паспортный режим, портовые управления.

Щ >

<ч а а и и

Annotation. The article is devoted to the peculiarities of interaction of transport police with other departments in the questions of prevention and suppression of disorders on transport, and also in the territory subordinated to it. A special attention is paid to bases of its interaction with the Ministries of Railways, Justice, Finance and the department of Customs Duties.

Key words and phrases: transport police, railway managements, convoy of prisoners, public prosecutor's supervision, passport regime, port managements.

u s a

о

^

о «

u

¥ a -с a

t

о

^

о «

u ?

a

£ «

a s

u

eq

Транспортная полиция, наряду с общей полицией, всегда занимала важное место в государственном механизме Российского государства. На нее возлагался широкий круг предметов ведения, охватывавших многие стороны жизни общества. В силу этого транспортная полиция не могла не находиться в тесном взаимодействии с другими государственными органами и негосударственными формированиями. Это взаимодействие являлось необходимым условием эффективного выполнения полицией возложенных на нее задач.

Значительная роль в содействии транспортной полиции в выполнении возложенных на нее функций принадлежала Министерству юстиции. Основы

взаимодействия установил Устав уголовного судопроизводства 1864 г., закрепив положение о совместном проведении дознаний с прокурорским надзором и судебными следователями [1, с. 63].

При производстве дознания транспортная полиция находилась в прямой зависимости от прокурорского надзора. По поручению и указаниям прокуроров и следователей чины транспортной полиции проводили дознание с дальнейшей передачей собранных материалов по отдельным делам тому лицу прокурорского надзора, от которого последовало поручение.

Особый интерес вызывают вопросы взаимодействия транспортной полиции с тюремными учреждениями, а

именно в части правил конвоирования арестантов. Арестованные конвоировались либо чинами конвойных команд, либо чинами жандармских железнодорожных управлений по железной дороге в специальных арестантских или пассажирских вагонах, но со специально оборудованными отделениями.

Одной из основных функций чинов транспортной полиции было оказание помощи лицам, конвоирующим арестантов при их посадке и высадке, а также следовании в пункт назначения. Содействие выражалось не только в охране порядка и спокойствия в арестантских вагонах и на станциях, но и в принятии мер к предупреждению возможного побега, а в случае совершения последнего - организации погони, розыска и поимки сбежавшего [2, с. 1028]. Основным нормативным актом, регламентирующим совместную деятельность транспортной полиции и конвойной службы, являлось Высочайше утвержденное «Положение о перевозке арестантов по железным дорогам», согласно которому «на всех станциях железных дорог где производится прием и сдача в поезда арестантов, обязательно присутствие чинов жандармских железнодорожных полицейских управлений, для наблюдения за порядком при посадке и высадке арестантов, а также в целях предупреждения побегов арестантов».

Отдельные проблемы взаимодействия транспортной полиции с тюремными учреждениями в сопровождении ссыльных затрагивались в «Уставе об этапах в Сибирских губерниях» от 22 июля 1822 г. В этом регионе создавались особые этапные команды, которые должны были размещаться на железных дорогах через каждую станцию. Полномочия по сопровождению ссыльных по сибирским губерниям были возложены на линейные батальоны и подчиненные им этапные команды Сибирского отдельного корпуса, исполнявшие функции внутренней стражи [3].

Деятельность транспортной полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности осуществлялась во взаимодействии с таможенным ведомством. Согласно Циркуляру по техническому инспекторскому комитету железных дорог № 11326 (1881 г.), направленному Министерством путей сообщения в жандармские полицейские управления железных дорог, деятельность транспортной полиции заключалась в осуществлении наблюдения за состоянием установленных пломб и замков на вагонах во время остановок на станциях; в заполнении объяснительных документов по факту повреждения вагона, повлекшего невозможность дальнейшего следования; в производстве необходимых мероприятий в связи с повреждением транспорта (например, осмотр места происшествия) [4, с. 200]. Департамент таможенных сборов наделил чинов транспортной полиции (в качестве чинов цензурного комитета) правом на просмотр произведений печати, привозимых пу- ^ тешественниками из-за границы на во- ^ прос цензуры. 2

В соответствии с Таможенным а уставом 1857 г. чины транспортной по- | лиции взаимодействовали с чинами сц Главного управления таможенной части и корпуса пограничной стражи. Транспорт- ^ ная полиция обладала правом выдачи раз- Ц решения на досмотр и погрузку товаров, Ц контролировала паспортный режим, преду- Ц преждала и пресекала тайный провоз ино- ^ странных товаров, оружия, патронов и дру- ^ гих взрывчатых веществ, политической | контрабанды, нелегальных произведений Sy печати. При наличии данных фактов со- „а трудники транспортной полиции изымали ^ указанные товары и задерживали лиц, неза- | конно переходящих границу, с последую- | щим доставлением их в соответствующее ^ таможенное учреждение. „^

Согласно нормам Свода военных ^ постановлений 1869 г. (ст. 689) и Устава о а паспортах (ст. 213) чинами транспортной | полиции осуществлялась проверка доку-

ментов, удостоверяющих личность в некоторых портах и пограничных местах Империи. Они осуществляли надзор на пограничных пунктах за прибывающими иностранцами и лицами, которым запрещен въезд на территорию Российской Империи, задерживали лиц, разыскиваемых правительством.

В связи с развитием в Российской Империи к концу XIX века металлического обращения значительную помощь транспортная полиция оказывала чинам Государственного банка. Государственный банк направлял крупные партии денежных ценностей в различные территориальные точки государства, причем обычным прицепным к пассажирскому поезду товарным вагоном. В этой связи, со стороны чинов транспортной полиции применялись особые меры по охране перевозимых денежных средств, а именно при отправлении и остановках поезда, в целях недопущения посторонних лиц к вагону с грузом, вблизи вагона обязательно располагались унтер-офицеры транспортной полиции [2, с. 991-992]. ^ Представляется целесообразным

> указать тот факт, что чины транспортной 2 полиции, в соответствии с Высочайше ут-а вержденными 27 июля 1892 г. «Правилами ^ препровождения бумаг чрезвычайной важ-Сц ности, депеш и посылок и денежных сумм ¡^ чинами Фельдъегерского корпуса в преде-^ лах и за границей Империи», оказывали Ц полное содействие чинам фельдъегерского ^ корпуса. В данном нормативном акте впер-| вые было записано о необходимости оказы-« вать содействие чинам Фельдъегерского © корпуса во время служебных командировок:

§ «все правительственные и земские учреж-и

^ дения, чины полиции и отдельного корпуса жандармов, равно как и все управления же-¡^ лезных дорог и правления пароходных об-

ф ществ обязаны в случае надобности оказы-

§ вать полное содействие чинам Фельдъегер-

^ ского корпуса по выполнению возложенных на них поручений». Особое внимание в

^ Правилах уделялось обеспечению сохран-

Ц ности корреспонденции, материальных

§ ценностей, а также скорости передвижения

сд фельдъегерей: «чины Фельдъегерского кор-

пуса, командированные для доставления корреспонденции, имеют право пользоваться всякого рода поездами, т. е. курьерскими, почтовыми, пассажирскими, товарными и воинскими, руководствуясь единственной целью возможно скорого прибытия к месту назначения» [5, с. 45]. В целях обеспечения сохранности корреспонденции в Правилах был также определен порядок ее размещения в поездах, на пароходах и повозках. При перевозке в почтовых вагонах значительного количества денег они сопровождались либо воинскими караулами, либо почтовыми, железнодорожными стражниками и чинами транспортной полиции.

В соответствии с Уставом об акцизных сборах полиция осуществляла надзор за исполнением заводчиками и продавцами установленных Уставом правил продажи и провоза спиртных напитков [6, с. 89]. В случаях указанных нарушений Уставом Уголовного судопроизводства предусматривалось наказание в виде денежного взыскания и лишения содержателя питейного заведения права на торговлю [7, с. 118].

По мере усиления в России революционного движения упрочнялись отношения между транспортной полицией и армией. Так, еще в «Уставе о предупреждении и пресечении преступлений» отмечалось, что в целях «охранения порядка, тишины и внутренней безопасности гражданское начальство при недостаточности полицейских средств призывает войска». В столице был создан специальный гарнизонный гусарский полк и два драгунских эскадрона, которые по распоряжению императора направлялись для оказания содействия в полицейские учреждения, и подчинялись они непосредственно полиции [8, с. 61].

Взаимосвязь транспортной полиции и армии проявлялась и в обеспечении безопасности самого императора. Так, до 1866 года при Зимнем дворце находилась дворцовая полицейская команда из 30 городовых, которые несли постовую службу. При выездах Александра II его экипаж

обычно сопровождали несколько конных казаков из собственного его императорского величества конвоя, а по всему пути следования императора выставлялись усиленные полицейские посты.

С развитием транспорта в России расширялись и усложнялись как обязанности транспортной полиции, так и направ-

ления ее взаимодействия с полицейскими учреждениями и другими ведомствами. На протяжении всей истории российской полиции развивались и совершенствовались различные правовые и организационные формы взаимодействия транспортной полиции с другими государственными органами.

:: :: ::

ЛИТЕРАТУРА

1. Шинджикашвили Д. И. Министерство внутренних дел царской России в период империализма (структура, функции, реакционная сущность, связь с другими министерствами): учебное пособие. Омск, 1974. 123 с.

2. Тимофеев Л. Справочная книга для чинов жандармских полицейских управлений железных дорог. СПб., 1908. 409 с.

3. ПСЗ. Собр. 2-е.Т. 38. № 29129.

4. Сборник министерских постановлений и общих правительственных распоряжений Министерства Путей Сообщения по железным дорогам. 1874-1888. Т. 1. СПб., 1874. 318 с.

5. Свод законов Российской Империи. Т. 12. Ч. 1. Общий Устав российских железных дорог. СПб., 1886. 416 с.

6. Свод законов Российской империи. Т. 5. Ч. 1. Устав об акцизных сборах. СПб., 1901. 250 с.

7. Устав уголовного судопроизводства 1864 г. // Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9-ти. Т. 8. Судебная реформа / под ред. О. И. Чистякова. М., 1991. 496 с.

8. Мулукаев Р. С., Малыгин А. Я., Епифанов А. Е. История отечественных органов внутрен- ^ них дел. М., 2005. 256 с. >

© Мамлеева Д. Р. ^

а а

и и

- $

Э"

&

а §

и «

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1

£

а «

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.