УДК 721.011.18
ББК 85.128
Т 78
Трусов Ю. В.
К ВОПРОСУ ВЫРАЖЕНИЯ ИДЕАЛОВ КЛАССИЦИЗМА В ИНТЕРЬЕРАХ
XYП - НАЧАЛА XIX ВЕКА
(Рецензирована)
Аннотация:
Изучение особенностей интерьеров прошлого позволит дизайнеру более успешно решать стоящие перед ним задачи.
Ключевые слова:
Стиль, интерьер, классицизм, образец, искусство, идеал, мировоззрение, форма.
В статье рассматриваются структурные компоненты формы классицистического интерьера как средств выражения мировоззрения и эстетических идеалов своего времени (приемы планировки, пластической организации и декора ограждений, решения оконных и дверных проёмов и т.д.).
Классицизм - художественное направление и стиль европейского искусства XYІІ -начала XIX века, возникший в эпоху сложения в Европе мощных централизованных национальных монархий. Признавая высшим образцом античное искусство и опираясь на традиции высокого Возрождения, он отражал идеи гармоничного устройства общества, основанного на незыблемых законах разума.
Родиной классицизма стала Франция, пережившая экономический подъем и превратившаяся в могущественную европейскую державу в XVII веке. В этом стиле нашли свое отражение общенациональные художественные идеалы, сложившиеся в этой стране к 30-м годам XVII века. Классицизм возник на волне общественного подъема французской нации и французского государства. «Абсолютистское государство строилось на идее всеобъемлющего порядка, рациональной соподчиненности, упорядоченного бытия, строгой дисциплины, ответственности личности за свои поступки. Государство стремилось к тому, чтобы в нем видели уравновешивающую, объединяющую силу. И классицизм в наибольшей степени соответствовал этим целям, так как выражал стремление к разумному, гармоничному строю жизни. Такого рода идеалы были присущи не только политической власти, но и народному сознанию с его тягой к миру, покою, сплочению страны» [16: 101].
Характерной чертой классицизма также стал его нравственный пафос, гражданская направленность. Основная этическая проблема - отношения человека и общественной среды - получила в классицизме глубокое отражение. Центральное место в нем занял образ разумного человека, сознающего свой общественный долг.
На основе нравственных установок классицизма формировался и его эстетический идеал. Эстетика классицизма ориентирована на подражание классическим образам -подчинение человека государственным интересам, смирение чувств разумом, следование нормам добродетели, преобладание рационального над эмоциональным, тяготение к нормативности, завершенным гармоническим формам, уравновешенной композиции, ясному стилю. Все эти черты приверженцы классицизма находили в античном мире и обращались для выражения своих художественных идеалов к формам античного искусства.
В художественных канонах классицизма наиболее очевидно проявились черты, связанные с развитием абстрактного мышления. Посредством этих канонов была предпринята попытка представить миру красоту, освоенную разумом, математически выверенную. «Представления о рационально организованной гармонии убедительно
свидетельствовали о возможности управлять природными и общественными процессами, делая их предсказуемыми, благодаря проницательности рассудка» [1: 105]. А поскольку классицизм выражал стремление человека обрести твердую опору в зыбком, динамичном, быстро меняющемся мире, то ясные, уравновешенные, стабильные формы как нельзя лучше соответствовали этой потребности.
Рассматривая классицистический интерьер, мы считаем целесообразным вычленение двух его составляющих: идеи, как внутреннего содержательного компонента, и формы, как совокупности приведенных к единству выразительных средств. Такими выразительными средствами в интерьере являются симметрия и асимметрия, пропорциональность элементов, ритм, масштабные соотношения с человеком. При этом можно выделить следующие структурные компоненты формы интерьера: планировочная и объемная организация внутреннего пространства помещения или ряда помещений; пространственная форма и декор ограждения (объемно-пластическое или декоративное решение стен, пола, потолка); особенности и организация системы освещения; количество, особенности формы и декора мебели, оборудования; роль и характер предметов декоративно-прикладного искусства, использование предметов изобразительного искусства и произведений декоративно-монументального искусства; особенности цветового решения интерьера; основные материалы, используемые в интерьере.
В дворцовой и усадебной архитектуре в период классицизма активно используется П-образная форма плана. При этом пространственные структуры строились по принципу многоосевой организации строго симметричной схемы. Особое развитие получила группа центральных помещений, располагаемых по главной оси. Последовательное соединение основных пространств начиналось от традиционного портика, через вестибюль к основному залу. При необходимости в эту цепочку включалась торжественная лестница. Размеры помещений по мере движения увеличивались и их формы обогащались. Направление потока движения совпадало с направлением главной пространственной оси. Переход на боковые направления осуществлялся по осям, расположенным перпендикулярно к главной оси. В организации структуры присутствует логика и строгость сочетающихся форм, преимущественно классического прямоугольного и циркульного очертания.
Для пространственной организации особняков XIX века характерен учет требований комфорта повседневной жизни, создание большей интимности. Парадные салоны и галереи сокращаются в размерах, снижаются потолки, увеличиваются окна, улучшаются санитарные условия проживания. Вводится коридорная система с целью изоляции помещений. Композиция компактного объема носит черты рациональности с выделением группы основных помещений, связанных в анфиладу.
В композиционной организации пространственных структур общественных зданий определился ряд приемов их формирования на базе осевых симметричных схем. В здании с крупным залом в центре и более мелкими помещениями вокруг него вся группа помещений была композиционно связана основной осью симметрии здания, которая является также и осью внутренней структуры. Динамика пространственного развития выражалась в иерархии нарастания величин помещений и усложнения пластики их формы [2].
«В зданиях, содержащих несколько равноценных зальных помещений, использовался прием размещения на оси симметрии общего распределительного пространства типа фойе с парадной лестницей, соединяющей основные уровни» [2: 54].
В зданиях с преобладающим количеством мелких помещений симметричная схема наружной объемной формы выступает как ведущая.
Основу пластической обработки ограждения в интерьере классицизма составлял античный ордер. «Ордер служил одним из важнейших средств придания сооружению
упорядоченности и композиционной стройности, масштабной выразительности и нарядности, праздничности и торжественной приподнятости образа» [3: 97].
Дополнительным средством украшения были окраска поля стен или размещение тонкой лепнины.
Потолки делались как плоскими, так и в форме зеркального свода, при этом зеркало было обычно отделено от падуги четкой рамой. Декор потолков - это лепнина, или кессоны (с профилированными стенками и декоративной розеткой в центре), или роспись, имитирующая лепнину или кессонированные своды. Лепнина и медальоны часто располагались и на падугах.
В дворцовой архитектуре классицизма, особенно русской, большое внимание уделялось полам. Паркетные клепки из разных пород дерева соединялись в красивых геометрических орнаментальных рисунках, образуя своеобразные разноцветные ковры.
В формах мебели этого стиля присутствует ясность и гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей. Предпочтение отдается прямым линиям, декор сводится лишь к самому необходимому. В классицистической мебели вновь подчеркивается конструктивный принцип, причем этой цели служит и декор, линии которого послушно повторяют очертания поверхности предмета. Даже в ножках мебели подчеркивается функция опорных конструкций как несущих элементов. Они выпрямляются и становятся похожими на небольшие суживающиеся книзу круглые или квадратные в сечении колонки с капителью (часто с каннелюрами).
Для украшения мебели широко используется набор маркетри в сочетании с резьбой или с тонкочеканными бронзовыми накладками. Мягкие элементы стульев и кресел обиваются, как правило, тканями с цветочным орнаментом; спинки овальные или четырехугольные. В мебели для сиденья роль резного элемента все еще велика. «Богатая обивка, позолота, строгие формы придают ей торжественный, холодный вид» [4: 519].
Для интерьеров стиля классицизм характерно использование скульптуры (фигур античных героев и богов, бюстов), больших алебастровых ваз, небольших по размеру настенных панно (живописных, рельефных), лепнины. Преобладающая цветовая гамма -светлая, спокойная, приглушенная.
Элементы ордерного оформления в этот период не имеют реального конструктивного смысла, поэтому стеновые, стоечно-балочные и сводчатые элементы конструкций выполнялись из кирпича и дерева с облицовкой штукатуркой, естественным или искусственным камнем, керамикой. В интерьерах использовалось натуральное дерево, шелк, мрамор и так далее.
В целом, интерьеры классицизма - это простота общего решения масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций, обилие вертикальных и горизонтальных членений.
Каждый из исторических стилей в области интерьера основывается на использовании архитекторами определенных приемов в планировке пространства, организации и декоре ограждений, решении оконных и дверных проемов, трактовке других компонентов формы, отражающих идейно-эстетические взгляды своего времени. В классицистических интерьерах выражению идеала порядка, гармонии, «красоты, освоенной разумом» способствует использование их авторами следующих приемов:
- строгость форм плана, симметрия, соразмерность всех деталей;
- использование в декоре ограждений элементов, приближенных к классическим ордерным построениям античности, четких и прямых линий в форме дверных и оконных проемов, спокойного освещения, приглушенной цветовой гаммы, ясных и гармоничных форм мебели и другого оборудования интерьера.
Человек как существо социальное не только воспринимает интерьер как функционально-организованное пространство, но и понимает, осмысливает его. Интерьер для него не только среда обитания, а и знаки, которые несут определенный смысл. Так, по мнению А.И. Иконникова, в 30-е годы ХХ века образ здания особой значимости
ассоциироваясь у основных носителей «масскультовой» эстетики, выходцев из деревни, с классической колоннадой дворянской усадьбы, что способствовало активному распространению форм классицизма в советской архитектуре этого периода. Кроме того, идеалы классицизма, такие как стабильность и порядок, сильная власть и строгая дисциплина, были созвучны настроениям людей, уставшим от нестабильности революционного периода.
В рамках того или иного исторического стиля элементы формы интерьера становятся элементами особого зрительного языка, доведенного до совершенства. Этот зрительный язык понятен и современному человеку, живущему в широком информационном пространстве. На телевидении, в кино, в театре, в изобразительном искусстве и литературе интерьер всегда присутствует как фон жизни героев, определенных событий. Все эти многочисленные факторы способствуют формированию исторической памяти индивида. Потребитель, обладающий такой исторической памятью, непроизвольно соотносит определенные формы интерьера с соответствующим образом жизни, наполняет их личностными ассоциациями.
Современный интерьер-дизайнер постоянно сталкивается с задачей поиска форм, обладающих определенным ассоциативным значением. При этом классицистический образ «строгой торжественности», ассоциации «порядка», «стабильности», «дисциплины» востребованы сегодня в интерьерах кабинетов руководителей разного уровня и административных зданиях, а стремление к образам «благородной гармонии», «хорошего вкуса», «хорошего воспитания» характерно для заказчика интерьеров частных квартир и коттеджей. Изучение особенностей интерьеров прошлого позволит дизайнеру более успешно решать стоящие перед ним задачи.
Примечания:
1. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. М.: АСТ, 2000. 336 с.
2. Раннев В.Р. Интерьер. М.: Стройиздат, 1987. 247 с.
3. Всеобщая история архитектуры / под ред. Б.П. Михайлова. М.: Государственное издательство по строительству и архитектуре, 1963. 723 с.
4. Кес Д. Стили мебели. Будапешт: Изд-во АН Венгрии, 1981. 298 с.