Научная статья на тему 'К вопросу выбора возрастной классификации в лингвистических исследованиях'

К вопросу выбора возрастной классификации в лингвистических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
690
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТ / ВОЗРАСТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА "МОЛОДЕЖЬ" / БРИТАНСКИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (RP) / BRITISH PRONUNCIATION STANDARD (RP) / ГЕНДЕР / АКУСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / AGE / YOUTH REFERENCE GROUP / GENDER / ACOUSTIC ANALYSIS / AGE DIFFERENTIATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Медведева Т.В., Безбородова М.В.

В настоящее время существуют явные расхождения при определении возрастных границ референтной группы «молодежь». Это связано со сложностью и противоречивостью возрастного развития. Структура жизненного пути и его основные моменты изменяются в ходе исторического развития от поколения к поколению. Например, результат сравнения речи представителей разных поколений свидетельствует о явных языковых различиях. Интересна, на наш взгляд, классификация американского психолога Дж. Эдвардса, в соответствии с которой молодежная группа (18-39 лет) делится на две подгруппы: 18-25 лет; 26-39 лет. Проведенное акустическое исследование речи молодых англичан показало соответствие данной возрастной классификации молодому возрасту, а также доказало целесообразность применения в лингвистических исследованиях именно данной классификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the choice of age-group differentiation with regard to linguistic research

Nowadays there exists a great variety of opinions concerning the problem of the youth age group differentiation. It is connected with the complexity and controversy of the developmental age. Certain life processes may vary from generation to generation during the course of historical development. For instance, apparent language differences were deduced from a comparison of the speech of several generations. We argue that youth age differentiation (18-25; 26-39) proposed by an American psychologist J. Edwards presents a particular interest. The experimental investigation of the British youth speech proved the conformity of this classification with the youth age and its relevance to different kinds of linguistic research.

Текст научной работы на тему «К вопросу выбора возрастной классификации в лингвистических исследованиях»

УДК 81'34

Т. В. Медведева, М. В. Безбородова

Медведева Т. В., канд. филол. наук, проф., зав. каф. фонетики английского языка ФГПН МГЛУ; e-mail: teddyana@mail.ru

Безбородова М. В., канд. филол. наук, доц. каф. фонетики английского языка ФГПН МГЛУ; e-mail: mvb87@rambler.ru

К ВОПРОСУ ВЫБОРА ВОЗРАСТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ В ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В настоящее время существуют явные расхождения при определении возрастных границ референтной группы «молодежь». Это связано со сложностью и противоречивостью возрастного развития. Структура жизненного пути и его основные моменты изменяются в ходе исторического развития от поколения к поколению. Например, результат сравнения речи представителей разных поколений свидетельствует о явных языковых различиях. Интересна, на наш взгляд, классификация американского психолога Дж. Эдвардса, в соответствии с которой молодежная группа (18-39 лет) делится на две подгруппы: 18-25 лет; 26-39 лет. Проведенное акустическое исследование речи молодых англичан показало соответствие данной возрастной классификации молодому возрасту, а также доказало целесообразность применения в лингвистических исследованиях именно данной классификации.

Ключевые слова: возраст; возрастная классификация; референтная группа «молодежь», британский произносительный стандарт (RP); гендер; акустический анализ.

Medvedeva T. V., Bezborodova M. V.

Medvedeva T. V., PhD, Professor, Head of the Department of Phonetics, Faculty of Humanities and Applied Sciences, MSLU; e-mail: teddyana@mail.ru

Bezborodova M. V., PhD, Associate Professor, Department of Phonetics, Faculty of Humanities and Applied Sciences, MSLU; e-mail: mvb87@rambler.ru

ON THE ISSUE OF THE CHOICE OF AGE-GROUP DIFFERENTIATION WITH REGARD TO LINGUISTIC RESEARCH

Nowadays there exists a great variety of opinions concerning the problem of the youth age group differentiation. It is connected with the complexity and controversy of the developmental age. Certain life processes may vary from generation to generation during the course of historical development. For instance, apparent language differences were deduced from a comparison of the speech of several generations. We argue that youth age differentiation (18-25; 26-39)

proposed by an American psychologist J. Edwards presents a particular interest. The experimental investigation of the British youth speech proved the conformity of this classification with the youth age and its relevance to different kinds of linguistic research.

Keywords: age; age differentiation; youth reference group; British pronunciation standard (RP); gender; acoustic analysis.

Антропологические, физиологические и психологические изменения в организме человека происходят неравномерно. По мнению Б. Г. Ананьева, наиболее сложным представляется определение продолжительности фаз развития и критических точек, его дискретных моментов, поскольку следует учитывать гетерохронность функциональных и личностных изменений, а также возрастную и индивидуальную изменчивость в изменяющихся исторических условиях [1]. В научных направлениях, занимающихся вопросами исследования человека и его поведения, применяются различные подходы при определении возрастных границ человека. Считается, что точно указать границы возрастных стадий довольно трудно. В настоящее время за основу возрастных периодов принимаются фазы жизненного пути, которые фиксируют изменение образа жизни, системы отношений и ценностей, т. е. становятся определяющими характеристиками периодов жизни человека. Большую роль играют такие социальные факторы, как социально-экономический статус, образовательный уровень и др. Под влиянием возраста на язык подразумевается осознание изменений, происходящих в социальной жизни говорящих, которые имеют отношение к овладению и использованию ими лингвистических норм и их способность применить эти знания на практике. Это включает в себя их принадлежность к разным группам в зависимости от возраста, приобретение определенного капитала, освобождение от преобладающих в обществе норм в пожилом возрасте [1; 8]. Результат сравнения речи представителей разных поколений свидетельствует о происходящих изменениях, а также подтверждает «очевидную временную гипотезу»: различия, обусловленные возрастом, могут также влиять на возрастную градацию [5].

Выделяют три значимых с социолингвистической точки зрения возрастных рубежа: первый - тесное общение с родителями и сверстниками и восприятие присущих их речи характеристик; второй -гипертрофированное влияние окружения в подростковом возрасте;

третий - приспособление к речевому стилю окружения в раннем периоде взрослости [6].

Дж. Уэллз указывал, что существуют тенденции, характерные исключительно для молодого поколения [13]. Замечено, что различия в звучании четко проявляется даже в речи людей, разделенных по возрасту полутора-двумя десятилетиями [11].

Зафиксировано, что при видимом сходстве произносительных тенденций в речи представителей разных поколений присутствуют явные различия, обусловленные как сугубо языковыми, так и ситуативными факторами общения [3].

Молодые носители языка по праву могут считаться лидерами языковых инноваций, а молодежные произносительные тенденции могут в некоторой степени рассматриваться в качестве указателей развития фонетической системы языка в целом [3; 11].

В рамках дифференциации произношения традиционно различают несколько возрастных групп - дети, подростки, молодежь в возрасте 20-25 лет, среднее поколение, пожилые люди и т. д. Факторами разграничения возрастных периодов являются: биологическое развитие (возрастные физиологические особенности человека), процессы социального и психологического развития [1]. Что касается возраста, в каждом обществе существуют свои представления о том, когда именно заканчивается младенческий период, когда для человека приходит время взять на себя серьезные обязательства или же, наоборот, оставить дела и уйти на покой [5].

Рассмотрим некоторые наиболее известные возрастные классификации, относящиеся к молодому возрасту:

- по Пифагору (VI в. до н.э.) - молодой человек (20-40 лет);

- по Гиппократу (IV в. до н.э.) - первый период молодости (2128 лет), второй период (28-35 лет), третий период (35-42 года);

- по Д. Боуг (1959) - ранняя зрелость (18-24 года), зрелость (2544 года);

- периодизация Дж. Биррена (1964) - юношеский возраст (мужчины: 17-21 год; женщины: 16-20 лет), средний возраст (мужчины: 22-35 лет; женщины: 21-35 лет);

- по Д. Б. Бромлей (1966) - юность (15-21 год), ранняя взрослость (21-25 лет), средняя взрослость (25-40 лет);

- по Б. Г. Ананьеву (1971) - взрослость молодежи (18-35 лет);

- по Э. Эриксону (1979) - ранняя взрослость (20-40/45 лет);

- по Н. Н. Палагиной (2005) - юность (17-25 лет), молодость (25-35 лет) [1; 4].

Из приведенных примеров возрастных классификаций очевидно, что существуют явные расхождения во взглядах на определение возрастных границ референтной группы «молодежь».

Учитывая тот факт, что в России, Китае, Японии, Австралии и в большинстве западных стран (в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Швейцарии) студенческий возраст начинается в основном с 18 лет, а в среднем, по приведенным классификациям, возраст молодости заканчивается к 40 годам, интересной, на наш взгляд, представляется классификация американского психолога Дж. Эдвардса, по которой молодежная группа (18-39 лет) делится на две подгруппы: 18-25 лет; 26-39 лет [9].

Заметим, что в первой подгруппе (18-25 лет) наблюдается явный конфликт поколений на уровне произношения. Осуждаемые обществом фонетические явления зачастую намеренно усваиваются подростками и молодыми людьми до 25 лет в знак проявления протеста против родителей и, в более широком смысле, против косности и консерватизма «всего взрослого общества». Нежелание молодежи «приспосабливаться» к существующим нормам является проявлением своеобразного лингвистического нонконформизма, который является, по мнению У. Лабова, причиной языкового развития [12].

Вторая возрастная подгруппа (26-39 лет) характеризуется устойчивой концептуальной социализацией, когда вырабатываются устойчивые свойства личности, стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер [2]. Это отражается и на выборе тех или иных произносительных форм. Человек, закончив учебу и поступив на работу, вступает в контакт с представителями разных социальных групп. В рабочем коллективе он сталкивается с людьми более высокого социального положения, так или иначе начиная к ним приспосабливаться [10].

Для доказательства целесообразности применения в лингвистических исследованиях классификации молодежной группы (18-39 лет), предложенной Дж. Эдвардсом, был проведен акустический анализ вокалической составляющей речи одной и той же группы молодых англичан (12 человек), представленный в двух форматах (Срез 1

и Срез 2). Срез 1 представляет собой рассмотрение молодежной группы (18-39 лет) с учетом возрастного деления (Группа 1: 18-25 лет; Группа 2: 26-39 лет) и гендерного фактора, а Срез 2 - для всей молодежной группы в целом (18-39 лет), с учетом только гендерного фактора. Значительные расхождения в полученных результатах между Срезом 1 и Срезом 2 могли бы вызвать сомнения по поводу правомерности использования принятых Дж. Эдвардсом возрастных границ молодежной группы.

Корпус для акустического анализа составили изолированно произнесенные односложные слова с 11 монофтонгами в ударной позиции: /i:, i, e, ж, л, з:, а:, в, э:, u, u:/ и 7 дифтонгами: /ei, ai, oi, эи, au, is, иэ/. В корпус исследования вошло 64 слова (35 слов с монофтонгами и 29 слов с дифтонгами), каждое из которых было реализовано 12 дикторами в пяти повторениях, которые располагались в случайном порядке. Таким образом, было составлено два списка слов: первый включал 175 слов с монофтонгами, второй - 145 слов с дифтонгами. В итоге каждому информанту было предложено произнести 320 реализаций слов с изучаемыми гласными.

Все информанты являются носителями британского произносительного стандарта (Received Pronunciation): они с рождения проживают в юго-восточной Англии, принадлежат к среднему или к высшему среднему классу и либо получают (информанты возрастной группы 1825 лет), либо имеют высшее лингвистическое образование (информанты возрастной группы 26-39 лет). Экспериментальный материал для исследования был записан в исполнении двенадцати тщательно отобранных информантов-англичан, которые были поделены на две группы:

Группа 1 (18-25 лет) - пять человек (три юноши и две девушки);

Группа 2 (26-39 лет) - семь человек (пять мужчин и две женщины).

Для проведения спектрального анализа была использована компьютерная программа «PRAAT Phonetic Analysis Program». Звучащий материал обрабатывался отдельно по каждому из двенадцати информантов, каждый гласный был отсегментирован и было произведено измерение параметров первых двух формантных частот F1 и F2. Полученные данные сравнивались с формантными частотами гласных RP, полученными в 2001 г. (речь мужчин и женщин) и представленными А. Краттенденом в работе «Gimson's Pronunciation of English» [7] (далее «эталонный показатель»).

Результаты акустического исследования долгих и кратких монофтонгов с учетом влияния только гендерного аспекта (Срез 2), проиллюстрированные диаграммами на рисунках 2 и 4, продемонстрировали, в целом, аналогичные тенденции, установленные при проведении акустического анализа долгих и кратких монофтонгов по группам с учетом гендерного и возрастного аспектов (Срез 1) (диаграммы на рис. 1 и 3). Однако были выявлены и некоторые несущественные различия (в пределах погрешности):

- незначительное сужение гласного смешанного ряда /Л в речи мужской группы. Заметим, что при учете возрастного деления было обнаружено расширение в речи юношей (Группа 1) (отклонение от эталонного показателя составляет 34 Гц) и сужение в речи мужчин (Группа 2), где отклонение от эталонного показателя составляет 31 Гц;

- незначительное расширение гласного заднего ряда /а/ в речи мужской группы. При учете возрастного деления было получено расширение в речи юношей (Группа 1) (отклонение показателей от эталона составляет 48 Гц) и незначительное сужение в речи мужчин (Группа 2) (отклонение показателей от эталона составляет 23 Гц).

Рис. 1. Модификации тембровых характеристик монофтонгов в категории «Мужчины» (Группа 1 и Группа 2) (Срез 1)

н /У и

^ч у* п м

\у м 1*1 \ ! К_ (*]

1*1

с

Рис. 2. Модификации тембровых характеристик монофтонгов в категории «Мужчины» (Срез 2)

Рис. 3. Модификации тембровых характеристик монофтонгов в категории «Женщины» (Группа 1 и Группа 2) (Срез 1)

г>кГ1 да

! ни мщины

О

4 1; *

Н №

"О и _„ Ш»

V*' - м

Рис. 4. Модификации тембровых характеристик монофтонгов в категории «Женщины» (Срез 2)

МУЖЧИНЫ

ш II» т 14» где ю ш п « к*

га 1/4

/

по с \м

) А И г

1 ш

У

Рис. 5. Модификации качественных характеристик ядер дифтонгов в категории «Мужчины» (Группа 1 и Группа 2) (Срез 1)

1 1ЛУШЧЦНЫ

л» » к» и» гл> 1Ш л» 44 ж не

Г«1

Ы1 рч

н £ У

1 !

ы )

и

| 14 |

Рис. 6. Модификации качественных характеристик ядер дифтонгов в категории «Мужчины» (Срез 2)

Рис. 7. Модификации качественных характеристик ядер дифтонгов в категории «Женщины» (Группа 1 и Группа 2) (Срез 1)

Рис. 8. Модификации качественных характеристик ядер дифтонгов в категории «Женщины» (Срез 2)

Результаты акустического исследования ядерного элемента дифтонгов с учетом гендерного аспекта, проиллюстрированные диаграммами на рисунках 6 и 8 (Срез 2), в целом выявили аналогичные тенденции, установленные при проведении акустического анализа ядерных элементов дифтонгов с учетом гендерного и возрастного аспектов (Срез 1, диаграммы на рисунках 5 и 7). Однако в мужской группе было выявлено одно незначительное расхождение - продвижение вперед ядра сужающегося дифтонга /эи/. При учете возрастного деления была выявлена ретардация данного ядерного элемента в речи юношей (Группа 1) (отклонение от эталонного коррелята составило 22 Гц), а в речи молодых мужчин (Группа 2) - продвижение вперед (отклонение от эталонного показателя составляет 136 Гц).

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что границы молодежного возраста (18-39 лет), предложенные Дж. Эдвардсом, на данный момент исторического развития общества являются актуальными. Причем практически полностью оправдано деление возрастного периода на две подгруппы (18-25 лет; 26-39 лет).

Диаграммы на рисунках 1-8 наглядно демонстрируют, что в речи информантов младшей группы (Группа 1) была выявлена наиболее выраженная вариативность гласных.

Хотелось бы отметить одновременное влияние возрастного и ген-дерного аспектов на изменение вокалической составляющей речи молодежи:

- в речи юношей (Группа 1) большее количество гласных (в основном, в системе монофтонгов) подверглось изменениям по сравнению с другими информантами, что объясняется наличием еще сохранившегося типично мужского подросткового стереотипа, связанного с социально неограничивающим стилем поведения - стремлением к лидерству и выделению из массы, к достижению поставленной цели, активности, агрессивности и к доминированию; очевидно, что мужчин в меньшей степени, чем женщин, волнует их речевая «привлекательность»;

- в речи женщин (Группа 2) необходимо отметить высокую степень вариативности в системе ядерных элементов всех дифтонгов, что показывает в отдельных случаях их прогрессивность по сравнению с мужчинами. Женщины более старшей группы далеки от неуверенности и стремятся занять активную жизненную позицию наравне с мужчинами, проявляя свою автономность и самобытность и в плане речевых характеристик.

Исходя из полученных результатов, на наш взгляд, является интересным изучение данной молодежной классификации с учетом еще и гендерного аспекта.

Итак, была подтверждена правильность выбора нами возрастного деления молодежи, предложенного Дж. Эдвардсом (18-25 лет; 26-39 лет). При сравнении результатов акустического анализа в двух аспектах - (с учетом (Срез 1) и без учета возрастного деления (Срез 2) только в категории «Мужчины» было выявлено несоответствие отклонений показателей частотных характеристик в трех реализациях (монофтонгов /л/ и /а/ и ядра сужающегося дифтонга /эи/). Полученное несоответствие является незначительным, так как находится в пределах минимально допустимой погрешности. Полученный результат еще раз доказывает, что возраст является одним из основополагающих факторов, влияющих на языковую вариативность, и деление молодежной группы информантов на две возрастные группы является необходимым при проведении лингвистических исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.

2. Гущо Ю. П. Введение в энциклопедию здоровья и долголетия. - М. : Междунар. ассоц. «Личность, Экология, Мир», 1993. - 304 с.

3. Медведева Т. В. Аллофоническая вариативность гласных в юго-восточном регионе Великобритании // Сегментный и супрасегментный аспекты звучащего текста. - М. : МГЛУ, 2001. - С. 88-96.

4. Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. - 288 с.

5. Chambers J. K. Sociolinguistic theory. - 2nd ed. - Oxford : Blackwell, 2002. -285 p.

6. Chambers J. K. Sociolinguistic theory: linguistic variation and its social significance. - Oxford : Blackwell, 2009. - 308 p.

7. Cruttenden A. Gimson's Pronunciation of English. - 7th ed. - London : Hodder Education, 2008. - 362 p.

8. Eckert P. Age as a sociolinguistic variable // The handbook of sociolinguistics / F. Coulmas (ed.). - Oxford : Blackwell, 1997. - P. 151-167.

9. Edwards J. Sociopolitical aspects of language maintenance and loss: Towards a typology of minority language situations // Maintenance and Loss of Minority Languages / W. Fase, K. Jaspaert and S. Kroon (eds.). - Amsterdam and Philadelphia : John Benjamins. - 1992. - P. 37-54.

10. Giles H., Powesland P. Accommodation theory. - London : Academic Press, 1997. - P.154-170.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Gimson A. C. British English pronunciation: standards and evolution // Praxis des Neusprachlichen Unterrichts, 17. - 1970. - P. 17-20.

12. Labov W. Principles of Linguistic Change : in 3 vols. - Vol. 2. Social Factors. -Oxford : Wiley-Blackwell, 2001. - 572 p.

13. Wells J. C. Pronunciation preferences in British English: a new survey // Proc. of the 14th International Congress of Phonetic Sciences. - Vol. 2. - San Francisco, 1999. - P. 1245-1248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.