УДК 371:574
Халудорова Любовь Енжаповна
кандидат педагогических наук, доцент Бурятский республиканский институт образовательной политики, г. Улан-Удэ
l.e.khaludorova@ mail.ru
К ВОПРОСУ ВКЛЮЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
В статье рассматриваются роль и место образования для устойчивого развития в современном мире, предпосылки возникновения и определения понятия «экологический компонент профессиональных компетенций», возможности и особенности включения экологической составляющей в профессиональные компетенции педагога.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экологическое образование для устойчивого развития, профессиональные компетенции, экологический компонент профессиональных компетенций.
Сложившаяся реальная экологическая ситуация усугубляет социальные, экономические, политические проблемы современного мира. Поэтому неизбежным становится вопрос о необходимости повышения качества экологического образования, расширения и углубления его связи с информационными, технологическими, социально-гуманитарными идеями образования в интересах устойчивого развития.
Вместе с тем анализ итогов Десятилетия ООН по образованию в интересах устойчивого развития (ОУР) показал, что у нас в стране еще не до конца сложилась система деятельности образовательных организаций в данном направлении. В педагогическом сообществе только начинается процесс понимания идей образования для устойчивого развития, их адаптации к нашим условиям, процесс разработки технологий для внедрения образования для устойчивого развития. Недостаточно развита, в целом, педагогическая теория и практика образования для устойчивого развития. В этом контексте особую актуальность приобретает проблема включения экологической составляющей в профессиональные компетенции педагога. Поэтому содержание экологической составляющей в нашем исследовании строится на идеях образования для устойчивого развития.
Замысел о включении экологического компонента в профессиональные компетенции педагога появился не сразу. До этого достаточно долгое время мы изучали вопросы, связанные с развитием экологического образования, экологической культуры и экологической компетентности личности и при этом поняли, что отдельно взятая экологическая компетентность педагога касается только тех, кто непосредственно занимается вопросами экологического образования и воспитания. Но для нас интерес представляют компетенции всех педагогов, невзирая на преподаваемый ими учебный предмет. Значит, в профессиональных компетенциях педагога должен обязательно присутствовать экологический компонент.
Все эти предпосылки послужили поводом для обращения к трудам отечественных ученых, поскольку понятия «устойчивое развитие», «образование для устойчивого развития», «экологическое
образование для устойчивого развития», на наш взгляд, гораздо чаще употребляются зарубежными авторами и встречаются в содержании международных документов. В этой связи необходимо отметить, что большое значение теме взаимосвязи, взаимообусловленности устойчивого развития и экологического образования придавал академик Н.Н. Моисеев, который утверждал, что «в нынешних условиях широта образования должна достигаться в первую очередь за счет объединения гуманитарного и естественнонаучного знания...» [3]. Отсюда, приходим к выводу, что все науки должны обеспечивать формирование экологической культуры, соответственно, все учебные предметы необходимо экологизировать, т.е. включить в них экологический аспект. Поэтому должна появиться некая «единая арифметика», объединяющая все эти позиции, и она перекликается с идеями об устойчивом развитии, которые необходимо знать и понимать не только всем учителям, независимо от преподаваемого учебного предмета, но и каждому образованному человеку. По мнению Е.Н. Дзятковской, образование для устойчивого развития направлено на формирование устойчивого вектора в мышлении, мировоззрении, культуре, основанного на аксиоматичности экологических императивов в любых видах и любых сферах деятельности человека [1]. Соответственно, в эффективной реализации этих идей на практике важную роль играет профессиональная компетентность педагога и, в свою очередь, это подтверждает необходимость включения экологической составляющей в профессиональные компетенции педагога. Более того, мы еще раз убедились в том, что отдельно взятые экологические компетенции не решают вопросы общекультурного характера, связанные с устойчивым (сбалансированным) развитием, «допустимым развитием», «развитием, согласованным с развитием Природы» и т.д.
Таким образом, появилась потребность в том, что нужно включать в профессиональные компетенции педагога экологическую составляющую. Для этого сначала нами было дано определение понятия «экологический компонент профессиональных компетенций». Под экологическим компонентом профессиональных компетенций мы понимаем сквозную составляющую профессио-
© Халудорова Л.Е., 2016
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
33
ПЕДАГОГИКА
нальных компетенций педагога, которая способствует достижению образовательных целей как результата профессиональной деятельности, основанной на потенциальных возможностях личности (внутренний ресурс) и глобальных вызовов социо-природной среды в интересах устойчивого развития (внешний ресурс).
Затем мы выделили конкретные содержательные конструкты, разработанные на основе идей образования для устойчивого развития, и спроектировали содержание экологического компонента профессиональных компетенций педагога. Они раскрывают вопросы, связанные с:
- охраной окружающей среды, эффективным управлением природными и человеческими ресурсами, сохранением биологического и ландшафтного разнообразия, рациональной экономикой, безопасностью человека, здравоохранением как вызовов социоприродной среды в интересах устойчивого развития;
- воспитанием гражданственности, корпоративной культуры, ответственности в локальном и глобальном контекстах, основанных на потенциальных возможностях личности;
- выстраиванием отношений на уважении к различным культурам, признании роли коренных народов, сохранении традиций в контексте ценностей ОУР;
- формированием системного, критического, творческого мышления и отношения к жизни, понимания локальных и глобальных проблем, которые являются необходимым условием ОУР;
- выходом за пределы формального образования, поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются непрерывно, комплексно и многогранно;
- учетом различных местных, национальных и региональных условий, а также глобального контекста, добиваясь равновесия между их интересами, рассмотрением этических аспектов, включая проблемы равенства, солидарности и взаимозависимости нынешнего и будущих поколений в интересах УР;
- организацией диалога между обучающимися, с одной стороны, и властями, социальными институтами - с другой. Такая направленность дает возможность системе образования и компетентному педагогу становиться открытыми в интересах устойчивого развития.
Затем пришло понимание, что экологический компонент профессиональных компетенций способствует:
1) воспитанию гуманистического мировоззрения - привитию гражданам социальной ответственности как общечеловеческой ценности и условия выживания людей на Земле;
2) экологизации социума - реализации доминанты экологического императива в производ-
ственных отношениях и общественном поведении; социализации природопользования - формирования гуманистических принципов взаимодействия человека со средой посредством гуманитаризации образования;
3) актуализации - внедрению в образовательный процесс дисциплин, преимущественно прикладных, привносящих общественно признанный вклад в стабилизацию развития, междисциплинар-ность - использование в процессе обучения идеологии устойчивого развития в форме синтеза профессиональных навыков и социальной идеи, внедрение ОУР в различные дисциплины, курсы и обучение устойчивому развитию через различные предметы.
На следующем этапе не менее важным оказался процесс выявления нами основного механизма включения экологического компонента в профессиональные компетенции педагога. Этим послужили интерактивные технологии, которые, в свою очередь, явились и средством получения искомых результатов. Среди них можно выделить технологию анализа ситуаций. Используя эту технологию, нам пришлось работать с разного рода реальными и сконструированными экологически ориентированными ситуациями, которые нужно было решать как сложные задачи, рассматривать разнообразные возможности и подходы к решению проблем, заложенных в данных ситуациях [6].
В процессе решения этих ситуаций педагог в своей профессиональной деятельности овладевал такими умениями, как формулирование, систематизация, ранжирование проблемы, осуществление сравнительного анализа на основе разворачивания критического мышления. Развивались при этом такие компетенции, как готовность и способность педагога выражать собственные мысли, уметь слышать и слушать других, аргументировано и обоснованно высказывать свою точку зрения, быть уверенным в себе, в своих возможностях, самостоятельно находить и принимать решения в любой возникшей ситуации и т.д. Все идеи устойчивого развития, которые изложены выше, находили отражение при решении этих проблемных задач. Так, рассматриваемые проблемы были связаны не только с охраной окружающей среды, но и со здо-ровьесбережением, сохранением биологического и ландшафтного разнообразия, рациональной экономикой, безопасностью человека, укреплением традиций в контексте ценностей образования для устойчивого развития, пониманием локальных и глобальных проблем, открытости и диалога с широким кругом общественных институтов и т.д. Таким образом, это одна из технологий, которая способствовала получению реальных результатов исследования.
Следующим очень важным шагом явилась разработка дополнительной профессиональной программы, раскрывающей особенности образования для
34
Вестник КГУ ^ 2016
устойчивого развития как вектора формирования профессиональных компетенций педагога. В ней были отражены все выше обозначенные содержательные конструкты, и раскрыты понятия, связанные с образованием для устойчивого развития.
Обобщая, можно выделить исследовательские задачи, которые были решены в процессе включения экологического компонента в профессиональные компетенции педагога:
- выявлены предпосылки возникновения понятия «экологический компонент профессиональных компетенций педагога» и дано его определение;
- определены роль и место экологического компонента профессиональных компетенций педагога в социально-образовательном пространстве;
- составлены содержательные конструкты данного понятия на основе идей образования для устойчивого развития;
- рассмотрены особенности процесса включения экологического компонента в профессиональные компетенции педагога;
- разработана дополнительная профессиональная программа для формирования экологического компонента профессиональных компетенций педагога.
Отсюда следует вывод о том, что экологический компонент имеет место быть в профессиональных компетенциях любого педагога, т.е. становится неотъемлемой его частью независимо от препо-
даваемого учебного предмета; экологический компонент профессиональных компетенций педагога строится на идеях устойчивого развития и имеет общекультурное значение.
Библиографический список
1. Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдисциплинарность. - М.: Образование и экология. - 2015. - 360 с.
2. Моисеев Н.Н. Цивилизация XXI века: роль университетов // Вестник экологического образования в России. - М., 2010. - № 1 (55). - С. 15.
3. Моисеев Н.Н. Экология в современном мире // Вестник экологического образования в России. - М., 2010. - № 1 (55). - С. 21.
4. Халудорова Л.Е. Компетентностный подход как фактор развития нравственно-экологических ценностей педагога // Компетентностный подход как фактор развития инновационного образования в современных условиях: Материалы Всерос. науч. конф. 30-31 марта 2011. - Челябинск, 2011. -С. 69-71.
5. Халудорова Л.Е. Экологическое образование для устойчивого развития как условие совершенствования профессиональных компетенций педагога // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - Томск, 2016. - № 3 (13). - С. 76-80.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 4
35