Научная статья на тему 'К вопросу включения экологического компонента в профессиональные компетенции педагога'

К вопросу включения экологического компонента в профессиональные компетенции педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECOLOGICAL EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / PROFESSIONAL COMPETENCES / PROFESSIONAL COMPETENCES ECOLOGICAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халудорова Любовь Енжаповна

В статье рассматриваются роль и место образования для устойчивого развития в современном мире, предпосылки возникновения и определения понятия «экологический компонент профессиональных компетенций», возможности и особенности включения экологической составляющей в профессиональные компетенции педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халудорова Любовь Енжаповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the inclusion of the environmental component in the professional competence of the pedagogue

The article discusses the role and place of formation of the idea of sustainable development in the modern world, and the prerequisites of the definition of «environmental component of the professional competencies» and features the inclusion of environmental component in the professional competence of the pedagogue.

Текст научной работы на тему «К вопросу включения экологического компонента в профессиональные компетенции педагога»

УДК 371:574

Халудорова Любовь Енжаповна

кандидат педагогических наук, доцент Бурятский республиканский институт образовательной политики, г. Улан-Удэ

l.e.khaludorova@ mail.ru

К ВОПРОСУ ВКЛЮЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

В статье рассматриваются роль и место образования для устойчивого развития в современном мире, предпосылки возникновения и определения понятия «экологический компонент профессиональных компетенций», возможности и особенности включения экологической составляющей в профессиональные компетенции педагога.

Ключевые слова: устойчивое развитие, экологическое образование для устойчивого развития, профессиональные компетенции, экологический компонент профессиональных компетенций.

Сложившаяся реальная экологическая ситуация усугубляет социальные, экономические, политические проблемы современного мира. Поэтому неизбежным становится вопрос о необходимости повышения качества экологического образования, расширения и углубления его связи с информационными, технологическими, социально-гуманитарными идеями образования в интересах устойчивого развития.

Вместе с тем анализ итогов Десятилетия ООН по образованию в интересах устойчивого развития (ОУР) показал, что у нас в стране еще не до конца сложилась система деятельности образовательных организаций в данном направлении. В педагогическом сообществе только начинается процесс понимания идей образования для устойчивого развития, их адаптации к нашим условиям, процесс разработки технологий для внедрения образования для устойчивого развития. Недостаточно развита, в целом, педагогическая теория и практика образования для устойчивого развития. В этом контексте особую актуальность приобретает проблема включения экологической составляющей в профессиональные компетенции педагога. Поэтому содержание экологической составляющей в нашем исследовании строится на идеях образования для устойчивого развития.

Замысел о включении экологического компонента в профессиональные компетенции педагога появился не сразу. До этого достаточно долгое время мы изучали вопросы, связанные с развитием экологического образования, экологической культуры и экологической компетентности личности и при этом поняли, что отдельно взятая экологическая компетентность педагога касается только тех, кто непосредственно занимается вопросами экологического образования и воспитания. Но для нас интерес представляют компетенции всех педагогов, невзирая на преподаваемый ими учебный предмет. Значит, в профессиональных компетенциях педагога должен обязательно присутствовать экологический компонент.

Все эти предпосылки послужили поводом для обращения к трудам отечественных ученых, поскольку понятия «устойчивое развитие», «образование для устойчивого развития», «экологическое

образование для устойчивого развития», на наш взгляд, гораздо чаще употребляются зарубежными авторами и встречаются в содержании международных документов. В этой связи необходимо отметить, что большое значение теме взаимосвязи, взаимообусловленности устойчивого развития и экологического образования придавал академик Н.Н. Моисеев, который утверждал, что «в нынешних условиях широта образования должна достигаться в первую очередь за счет объединения гуманитарного и естественнонаучного знания...» [3]. Отсюда, приходим к выводу, что все науки должны обеспечивать формирование экологической культуры, соответственно, все учебные предметы необходимо экологизировать, т.е. включить в них экологический аспект. Поэтому должна появиться некая «единая арифметика», объединяющая все эти позиции, и она перекликается с идеями об устойчивом развитии, которые необходимо знать и понимать не только всем учителям, независимо от преподаваемого учебного предмета, но и каждому образованному человеку. По мнению Е.Н. Дзятковской, образование для устойчивого развития направлено на формирование устойчивого вектора в мышлении, мировоззрении, культуре, основанного на аксиоматичности экологических императивов в любых видах и любых сферах деятельности человека [1]. Соответственно, в эффективной реализации этих идей на практике важную роль играет профессиональная компетентность педагога и, в свою очередь, это подтверждает необходимость включения экологической составляющей в профессиональные компетенции педагога. Более того, мы еще раз убедились в том, что отдельно взятые экологические компетенции не решают вопросы общекультурного характера, связанные с устойчивым (сбалансированным) развитием, «допустимым развитием», «развитием, согласованным с развитием Природы» и т.д.

Таким образом, появилась потребность в том, что нужно включать в профессиональные компетенции педагога экологическую составляющую. Для этого сначала нами было дано определение понятия «экологический компонент профессиональных компетенций». Под экологическим компонентом профессиональных компетенций мы понимаем сквозную составляющую профессио-

© Халудорова Л.Е., 2016

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

33

ПЕДАГОГИКА

нальных компетенций педагога, которая способствует достижению образовательных целей как результата профессиональной деятельности, основанной на потенциальных возможностях личности (внутренний ресурс) и глобальных вызовов социо-природной среды в интересах устойчивого развития (внешний ресурс).

Затем мы выделили конкретные содержательные конструкты, разработанные на основе идей образования для устойчивого развития, и спроектировали содержание экологического компонента профессиональных компетенций педагога. Они раскрывают вопросы, связанные с:

- охраной окружающей среды, эффективным управлением природными и человеческими ресурсами, сохранением биологического и ландшафтного разнообразия, рациональной экономикой, безопасностью человека, здравоохранением как вызовов социоприродной среды в интересах устойчивого развития;

- воспитанием гражданственности, корпоративной культуры, ответственности в локальном и глобальном контекстах, основанных на потенциальных возможностях личности;

- выстраиванием отношений на уважении к различным культурам, признании роли коренных народов, сохранении традиций в контексте ценностей ОУР;

- формированием системного, критического, творческого мышления и отношения к жизни, понимания локальных и глобальных проблем, которые являются необходимым условием ОУР;

- выходом за пределы формального образования, поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются непрерывно, комплексно и многогранно;

- учетом различных местных, национальных и региональных условий, а также глобального контекста, добиваясь равновесия между их интересами, рассмотрением этических аспектов, включая проблемы равенства, солидарности и взаимозависимости нынешнего и будущих поколений в интересах УР;

- организацией диалога между обучающимися, с одной стороны, и властями, социальными институтами - с другой. Такая направленность дает возможность системе образования и компетентному педагогу становиться открытыми в интересах устойчивого развития.

Затем пришло понимание, что экологический компонент профессиональных компетенций способствует:

1) воспитанию гуманистического мировоззрения - привитию гражданам социальной ответственности как общечеловеческой ценности и условия выживания людей на Земле;

2) экологизации социума - реализации доминанты экологического императива в производ-

ственных отношениях и общественном поведении; социализации природопользования - формирования гуманистических принципов взаимодействия человека со средой посредством гуманитаризации образования;

3) актуализации - внедрению в образовательный процесс дисциплин, преимущественно прикладных, привносящих общественно признанный вклад в стабилизацию развития, междисциплинар-ность - использование в процессе обучения идеологии устойчивого развития в форме синтеза профессиональных навыков и социальной идеи, внедрение ОУР в различные дисциплины, курсы и обучение устойчивому развитию через различные предметы.

На следующем этапе не менее важным оказался процесс выявления нами основного механизма включения экологического компонента в профессиональные компетенции педагога. Этим послужили интерактивные технологии, которые, в свою очередь, явились и средством получения искомых результатов. Среди них можно выделить технологию анализа ситуаций. Используя эту технологию, нам пришлось работать с разного рода реальными и сконструированными экологически ориентированными ситуациями, которые нужно было решать как сложные задачи, рассматривать разнообразные возможности и подходы к решению проблем, заложенных в данных ситуациях [6].

В процессе решения этих ситуаций педагог в своей профессиональной деятельности овладевал такими умениями, как формулирование, систематизация, ранжирование проблемы, осуществление сравнительного анализа на основе разворачивания критического мышления. Развивались при этом такие компетенции, как готовность и способность педагога выражать собственные мысли, уметь слышать и слушать других, аргументировано и обоснованно высказывать свою точку зрения, быть уверенным в себе, в своих возможностях, самостоятельно находить и принимать решения в любой возникшей ситуации и т.д. Все идеи устойчивого развития, которые изложены выше, находили отражение при решении этих проблемных задач. Так, рассматриваемые проблемы были связаны не только с охраной окружающей среды, но и со здо-ровьесбережением, сохранением биологического и ландшафтного разнообразия, рациональной экономикой, безопасностью человека, укреплением традиций в контексте ценностей образования для устойчивого развития, пониманием локальных и глобальных проблем, открытости и диалога с широким кругом общественных институтов и т.д. Таким образом, это одна из технологий, которая способствовала получению реальных результатов исследования.

Следующим очень важным шагом явилась разработка дополнительной профессиональной программы, раскрывающей особенности образования для

34

Вестник КГУ ^ 2016

устойчивого развития как вектора формирования профессиональных компетенций педагога. В ней были отражены все выше обозначенные содержательные конструкты, и раскрыты понятия, связанные с образованием для устойчивого развития.

Обобщая, можно выделить исследовательские задачи, которые были решены в процессе включения экологического компонента в профессиональные компетенции педагога:

- выявлены предпосылки возникновения понятия «экологический компонент профессиональных компетенций педагога» и дано его определение;

- определены роль и место экологического компонента профессиональных компетенций педагога в социально-образовательном пространстве;

- составлены содержательные конструкты данного понятия на основе идей образования для устойчивого развития;

- рассмотрены особенности процесса включения экологического компонента в профессиональные компетенции педагога;

- разработана дополнительная профессиональная программа для формирования экологического компонента профессиональных компетенций педагога.

Отсюда следует вывод о том, что экологический компонент имеет место быть в профессиональных компетенциях любого педагога, т.е. становится неотъемлемой его частью независимо от препо-

даваемого учебного предмета; экологический компонент профессиональных компетенций педагога строится на идеях устойчивого развития и имеет общекультурное значение.

Библиографический список

1. Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдисциплинарность. - М.: Образование и экология. - 2015. - 360 с.

2. Моисеев Н.Н. Цивилизация XXI века: роль университетов // Вестник экологического образования в России. - М., 2010. - № 1 (55). - С. 15.

3. Моисеев Н.Н. Экология в современном мире // Вестник экологического образования в России. - М., 2010. - № 1 (55). - С. 21.

4. Халудорова Л.Е. Компетентностный подход как фактор развития нравственно-экологических ценностей педагога // Компетентностный подход как фактор развития инновационного образования в современных условиях: Материалы Всерос. науч. конф. 30-31 марта 2011. - Челябинск, 2011. -С. 69-71.

5. Халудорова Л.Е. Экологическое образование для устойчивого развития как условие совершенствования профессиональных компетенций педагога // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - Томск, 2016. - № 3 (13). - С. 76-80.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 4

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.