Научная статья на тему 'Стратегия развития экологического образования как приоритетного направления ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки школьников'

Стратегия развития экологического образования как приоритетного направления ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1182
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / МОДЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫМ ДЕЙСТВИЯМ / ECOLOGICAL EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / MODEL OF ECOLOGICALLY SUSTAINABLE DEVELOPMENT / READINESS FOR THE PROFESSIONAL ECOLOGICALLY ORIENTED ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аргунова Марина Вячеславовна, Лукьянов Алексей Юрьевич

Рассмотрены особенности традиционного (поддерживающего) и инновационного (опережающего) образования образования в интересах устойчивого развития; обозначены перспективы развития экологического образования для реализации модели экологически устойчивого развития страны. Разработана методическая структурно-функциональная модель, включающая методологический, содержательный, целевой, мотивационно-ценностный, деятельностный (технологический), результативно-оценочный компоненты. Рассматриваемая модель направлена на формирование ключевых образовательных компетенций и ориентирована на формирование у школьников экологически грамотного поведения в повседневной и будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аргунова Марина Вячеславовна, Лукьянов Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy for the Development of Ecological Education as Priority Direction of Early Career Guidance and Prevocational Training of School Students

The article considers the prospects of traditional (supportive) and innovative (advanced) education for the implementation of the model of ecologically sustainable development of the country. A structurally functional model has been developed. The model includes components aimed at the formation of key educational competencies and is focused on the formation of ecologically literate behavior among schoolchildren in everyday and future professional activities.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития экологического образования как приоритетного направления ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки школьников»

1удк 373.51 ббк 74.200.50

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

М. В. Аргунова, А. Ю. Лукьянов

Аннотация. Рассмотрены особенности традиционного (поддерживающего) и инновационного (опережающего) образования - образования в интересах устойчивого развития; обозначены перспективы развития экологического образования для реализации модели экологически устойчивого развития страны. Разработана методическая структурно-функциональная модель, включающая методологический, содержательный, целевой, мотивационно-ценностный, деятельностный (технологический), результативно-оценочный компоненты. Рассматриваемая модель направлена на формирование ключевых образовательных компетенций и ориентирована на формирование у школьников экологически грамотного поведения в повседневной и будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: экологическое образование для устойчивого развития, модель экологически устойчивого развития, готовность к профессиональным экологически ориентированным действиям.

STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL EDUCATION AS PRIORITY DIRECTION OF EARLY CAREER GUIDANCE AND PREVOCATIONAL TRAINING OF SCHOOL STUDENTS

M. V. Argunova, A. Yu. Lukyanov

Abstract. The article considers the prospects of traditional (supportive) and innovative (advanced) education for the implementation of the model of ecologically sustainable development of the country. A structurally functional model has been developed. The model includes components aimed at the formation of key educational competencies and is focused on the formation of ecologically literate behavior among schoolchildren in everyday and future professional activities.

Keywords: ecological education for sustainable development, model of ecologically sustainable development, readiness for the professional ecologically oriented actions.

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.

Аристипп, древнегреческий философ, ученик Сократа

Образование для устойчивого развития - опережающее образование для новой цивилизации

Теме экологического образования в Российской Федерации стабильно уделяется высокое внимание. По итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в инте-

1 http://kremlin.ru/events/president/news/53602

ресах будущих поколений», состоявшегося 27 декабря 2016 г.1, Правительству РФ поручено предусмотреть при разработке документов стратегического планирования и комплексного плана действий на 2017-2025 гг. в качестве одной из основных целей «переход России к модели экологически устойчивого развития, позволяющей обеспечить в долгосрочной пер-

спективе эффективное использование природного капитала страны при одновременном устранении влияния экологических угроз на здоровье человека», а также «представить предложения о включении в федеральные государственные образовательные стандарты требований к освоению обучающимися базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития». Президентом России предложено учитывать современные приоритеты мирового сообщества, прежде всего, изложенные в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.2, Парижского соглашения3, принятого 12 декабря 2015 г., и обязательств Российской Федерации в области противодействия изменению климата и сохранения благоприятной окружающей среды4.

Мировое научно-педагогическое сообщество рассматривает экологическое образование в качестве платформы образования в интересах устойчивого развития (ОУР), поставив перед ним ряд новых задач, которые нашли отражение в целом ряде документов, подготовленных с участием России по результатам Декады ООН по образованию в интересах устойчивого развития: Айти-Нагойской декларации5 (2014); Глобальной программе действий по ОУР и ее Дорожной карте6 (2014); Инчхонской декларации7 (2015); 17 целях устойчивого развития8 (Саммит, 2015), а также в ряде отечественных нормативных документов. Альтернативы устойчивому развитию нет. Но путь к нему неопределенный. Не вызывает сомнений лишь одно: неизбежно переосмысление и перепроектирование нашего типа отношений к природе, переход от общества потребления - к обществу созидания. Академик Н. Н. Моисеев писал: «...по моему глубокому убеждению, возможности общества потребления - цивилизации, возникшей в результате неолитической революции, исчерпаны или близки к исчерпанию: человечество вступает в эпоху качественного изменения характера своего развития» [1, с. 21-32].

Идеи образования для устойчивого развития (далее - ОУР) стали основой модернизации образования во многих странах мира. В частности, в России ведущие педагоги отмечают значительный потенциал ОУР как для повышения качества образования в области охраны окружающей среды (например, энерго- и ресурсосбережение), так и для системы образования в целом - переход от репродуктивного к творческому обучению, развитие критического мышления, воспитание свободной личности, непрерывное образование в течение всей жизни, компетентностью подход, реализация ценностей экологической этики, социальное партнерство образовательных и необразовательных (культурных, природоохранных, производственных, общественных и пр.) организаций, модернизация устаревшей отечественной системы образования в целом (исходя из общешкольной модели ОУР) и ее интеграция в международные образовательные системы. Мировая педагогика никогда еще не сталкивалась с беспрецедентной глобальной задачей изменения мышления, психологии, поведения масс людей в неопределенно короткое время. Поэтому образование нуждается в качественно новой дидактике, прорывных образовательных технологиях и предполагает системные изменения на всех его уровнях.

В настоящее время в системе образования России экологическое образование не является приоритетным, однако именно экологическое образование, имеющее комплексный практико-ориентированный подход к взаимоотношениям природы, управления, экономики и общества, позволяет сформировать молодое поколение подготовленным к поиску и выбору решений в условиях быстро меняющегося мира. Сегодня экологическое образование представлено большим разнообразием мало связанного между собой предметного экологического знания, часто дублирующегося, носящего частный и фрагментарный характер. Такая «лоскутность» экологических знаний не по-

2 ttps://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/285/75/PDF/N1528575.pdf?OpenElement

3 http://unfccc.int/resource/docs/2015/cop21/eng/l09r01.pdf

4 http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/53775/print

5 http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/docs/Nagoya_2014.pdf

6 http://www.geogr.msu.ru/news/news_detaiLphp?ГО=10773

7 http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002331/233137r.pdf

8 http://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/summit/

зволяет полноценно формировать миропонимание, в основе которого - эколого-социаль-но-экономические взаимосвязи и ценности устойчивого развития. Экологическое образование должно быть ориентировано на достижение личностных общекультурных результатов. Планируемым результатом является индивидуальная экологическая культура устойчивого развития, которая включает устойчивый образ жизни и потребления человека; личные ценности, смыслы и установки деятельности в интересах устойчивого развития семьи, школы, местного сообщества. Реально экологическое образование пока не приобрело достаточно высокого статуса, и его развитие происходит, несмотря на отдельные успехи, по остаточному принципу, оно продолжает отторгаться как всей системой образования, так и самим обществом. И эта ситуация мало будет изменяться до тех пор, пока не начнется активный переход к устойчивому развитию и в других сферах деятельности. Роль экологического образования будет усиливаться в мировом образовании по мере того, как эта последняя будет превращаться в систему образования для устойчивого развития.

Большие надежды на развитие экологического образования возлагались на федеральные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения (2009-2010 гг.), но анализ трех действующих ФГОС: начального общего образования, основного общего и среднего общего указывает на значительные противоречия, которые не только не способствуют развитию экологического образования, а скорее вносят путаницу и домыслы. Как результат - падение элементарной экологической грамотности. Кроме того, повсеместное увлечение проектной экологической деятельностью в школе привело, к сожалению, в настоящее время к выхолащиванию сути экологического образования, что можно видеть на примере различных экологических конкурсов и олимпиад. Такое положение вещей можно объяснить отсутствием системного мышления и системного экологического образования.

Устойчивое развитие, являясь приоритетом государственной политики России, требует трансформации данной идеи в целеполагание формального, неформального и информально-

го образования и в региональные стратегии развития образования. Образование, мыслимое как непрерывный инновационный процесс, должно не только модернизироваться, но и становиться все в большей степени опережающим образованием, не отстающим от современной жизни. Важно ускорить становление новых моделей образования, которые сформируют интегральную модель образования в интересах устойчивого развития. Существенным вкладом в развитие экологического образования может стать интегрированный культурологический (естественнонаучно-гуманитарно-технологический) подход к проектированию содержания образования для устойчивого развития, который бы обеспечил мировоззренческую целостность разрозненных экологических элементов во всех структурах основной образовательной программы. Требуется не только научное осмысление, но и практическая реализация проектов и программ, акцентирующих внимание на экологической и социально-экономической составляющей устойчивого развития.

Анализ литературы (Н. С. Касимов, В. А. Коп-тюг, Н. М. Мамедов, Н. Н. Марфенин, А. Л. Романович, А. Д. Урсул, Н. П. Тарасова) позволил обобщить и выделить особенности традиционного (поддерживающего) и инновационного (опережающего) образования - образования в интересах устойчивого развития (таблица).

Образование в интересах устойчивого развития направлено не на увеличение усваиваемых учащимися знаний и умений, а на пересмотр принципов конструирования новой педагогической системы (рис. 1), которая интегрирует проблемы окружающей среды, экономики и общества, предусматривает активное вовлечение учащихся в процесс самостоятельного учения, получения практических умений рационально и экологически грамотно вести домашнее хозяйство, поддерживать здоровый образ жизни, активно участвовать в местных гражданских инициативах и демократических процессах [2]. Устойчивое развитие понимается как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу потребности будущих поколений [3], то есть антропогенное воздействие на окружающую среду не выходит за рамки естествен-

Таблица

Сравнительная характеристика традиционного и инновационного (ОУР)

образования проблемой

Характеристики Тип образования

Традиционное образование глазов-ский (поддерживающее) Инновационное доминированием (опережающее) образование экологической - ОУР

Цель — подготовка для жизни в техногенно-ин-дустриальном обществе; — главное — прибыль и выгода; — общество потребления — подготовка для постиндустриальной цивилизации; — главное — выживание биосферы и человечества; — общество коэволюции человека и природы

Функция — трансляционная — опережающая

Особенности — ориентация на прошлое; — передача традиций, знаний, умений (культуры) от одного поколения другому; — экономический рост без учета экологической емкости биосферы; — низкий темп модернизации производства и отсутствие инноваций; — защита природной среды носит характер борьбы с последствиями — ориентация на будущее; — подготовка человека к выходу из кризисов и катастроф опережающими и нетрадиционными действиями (с учётом опыта предшествующих поколений); — поиск схем потребления и производства, которые отвечают потребностям человечества в связи с осознанием жесткости условий выживания (шестой технологический уклад — НБИК-конверген-ция); — адекватное реагирование на современные изменения или их предвидение за счет информационных технологий и механизмов; природопо-добных и конвергентных технологий; — защита природной среды носит характер борьбы технологий с порождающими причинами

ных возможностей природы. ОУР - это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни (начиная с раннего детства до получения высшего образования, включая также образование взрослых), который выходит за пределы формального образования. В ходе осуществления ОУР следует обеспечить переориентацию образования в направлении устойчивого развития, повысить информированность общественности и улучшить профессиональной подготовку кадров.

ОУР требует переориентации основного внимания с передачи (усвоения) знаний на осмысление проблем и поиск их возможных решений. Следует открыть возможности для многостороннего и междисциплинарного (конвергентного) анализа ситуаций реальной жизни, формирования системы знаний, умений и навыков, позволяющих после школы осознанно сделать выбор профессии и дальнейшей профессиональной образовательной траектории, а в последующем успешно работать в условиях постоянной модернизации современного высокотехнологичного производства. Все это мо-

жет повлиять на структуру учебных программ и методы преподавания, требуя от педагогов отказаться от роли исключительно передаточного звена, а от обучающихся - от роли исключительно получателей. ОУР способствует развитию культуры общения, взаимоуважения в процессе принятия решений, благодаря чему происходит переход от методов, ориентированных лишь на передачу информации, к более широкому внедрению активных методов обучения. В этой связи следует признать вклад ОУР в формирование политики принятия решений на основе диалога, использовать банк новых профессий и задачи экологически устойчивого развития местного сообщества; учебные задачи по формированию готовности учащихся к экологически ориентированной деятельности в будущей профессии; опыт применения учащимися общеучебных умений для профессиональной ориентации с учетом профессиональных требований к индивидуальным качествам специалиста, экологическим факторам риска в месте жительства; моделирование профессиональных ситуаций решения про-

Человек

Общество

перепрофилирование и изменение образа жизни с учётом природоподобных и ресурсосберегающих технологий

новая методология получения знаний (от узкой специализации к междисциплинарности), переход к новому природоохранному укладу (НБИК-конвергенции) в Smart - city или «умных городах»

интеграция проблем окружающей среды, экономики и общества

(естественнонаучных, гуманитарных и технических знаний и дисциплин)

активное вовлечение учащихся в процесс самостоятельного учения, получения практических умений для решения социально-экологических проблем, выбора будущей профессии

рационально и экологически грамотно вести домашнее хозяйство, поддерживать здоровый образ жизни, формировать готовность учащихся к экологически ориентированной деятельности в будущей профессии, активно участвовать в местных гражданских инициативах и демократических процессах

Рис. 1. Конструирование новой педагогической системы

блем экологически устойчивого развития местного сообщества; проекты, кейсы, упражнения, схемы, карты познания, профессиограммы («Экологическая карта моей профессии», «Мое профессиональное кредо. Символ и девиз моей профессии» и др.).

Если традиционное обучение изучает в основном опыт прошлого и учебное знание существенно отстает от современных достижений научно-технического прогресса, то ОУР ориентируется на проблемы будущего, которого еще нет. Скорее всего, речь должна идти о вовсе новой модели образования для новой цивилизации. Простая трансляция культурного опыта в условиях ежегодного многократного увеличения информационных потоков попросту невозможна. Футуризация образования диктует требование изучать будущее не в меньшей, а, может быть, и в большей степени, чем прошлое, с тем чтобы не только уметь решать актуальные проблемы, но и предупреждать их возникновение. В связи с этим важнейшим компонентом ОУР должны стать такие виды деятельности, как прогнозирование, моделирование, стратегическое планирование, проектирование.

Концепция УР знаменует исторический переход от простого решения назревших про-

блем к прогнозированию будущих противоречий и планированию действий, направленных на их предотвращение или хотя бы ослабление, что требует особых интеллектуальных, организационных, научных, финансовых и других усилий. Устойчивое развитие в данном контексте можно рассматривать как способ организации жизни. В целом предполагается, что УР должно характеризоваться экономической эффективностью, биосферосовместимо-стью, социальной справедливостью и всесторонней безопасностью. Успех реализации модели устойчивого развития общества зависит от многих факторов, прежде всего от уровня образованности его граждан. От полученных знаний, а также правовых, экономических, этических норм, которые регулируют отношения человека с природой и обществом, от умения их учитывать в профессиональной деятельности и повседневной жизни, в конечном счете, зависит успех перехода к модели устойчивого развития общества.

Методическая структурно-функциональная модель ЭОУР

Методическая структурно-функциональная модель экологического образования для устойчивого развития (ЭОУР), обеспечивающая реа-

лизацию эколого-гуманистического подхода в средней школе, включает методологический, содержательный, целевой, мотивационно-цен-ностный, деятельностный (технологический), результативно-оценочный компоненты и направлена на формирование экологических знаний для реализации ранней и предпрофес-сиональной подготовки обучающихся (рис. 2).

Компоненты методической структурно-функциональной модели ЭОУР

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ л - < ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ л КОМПОНЕНТ

Г

|> > ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ V КОМПОНЕНТ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ^ КОМПОНЕНТ

РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

Рис. 2. Компоненты методической структурно-функциональной модели ЭОУР

Методологический компонент учитывает основные принципы и подходы, использованные в построении надпредметного содержания ЭОУР (интеграция, надпредметность, кон-вергентность, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и компетентност-ный подходы) [4]. Данный компонент основан на эколого-гуманистическом подходе, целью которого является создание условий для принятия учащимися эколого-ориентированных ценностей (осознанное ограничение потребностей и соблюдение биосферосовместимых принципов деятельности человека в повседневной и профессиональной деятельности).

Содержательный компонент включает: экологические знания, представленные в традиционных предметах естественнонаучного, гуманитарного и технического циклов (основы общей экологии, социальной экологии, охраны природы и рационального природопользования), что позволяет обобщить и систематизировать имеющиеся знания, а также приметить их в новом образовательном направлении; идеи устойчивого развития цивилизации, то есть новое учебное наполнение.

При отборе содержания ЭОУР учитывался принцип интеграции (конвергенции) естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин (взаимосвязь экологических, социальных и экономических составляющих устойчивого развития) и материалы Руководящего комитета ЕЭК ООН по образованию в интересах устойчивого развития (2006).

Становлению экологической компетентности будет способствовать личностный рост и развитие учащихся на основе эколого-ориен-тированных знаний, ценностей и поведенческих норм в условиях социально значимой деятельности по изучению и содействию решению экологических проблем. При этом экологическая компетентность выступает как интегральная составляющая компетентностей: общекультурной, учебно-познавательной, информационной, социально-гражданской, коммуникативной, личностного роста и развития (рис. 3). Ключевые образовательные компетентности находят свое дальнейшее развитие в исследовательской и социально значимой деятельности на основе ценностно-смысловых ориентиров и способствуют формированию экологической компетентности. Ценностно-смысловые ориентиры - это положительные установки, по которым школьники могут оценивать свои поступки, результаты образовательной и эколого-ориентированной социально значимой деятельности. В качестве ценностно-смысловых ориентиров нами предлагаются следующие: познание как ценность; «Я» как ценность; другие люди как ценность; природа как ценность;

Рис. 3. Ключевые образовательные компетенции, формируемые ЭОУР

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ) КОМПОНЕНТ

Актуализация информации, опора на первоначальные экологические знания и опыт, создание условий для активной деятельности

II стадия

I стадия

технология ,

эоур 1 III стадия

Соотнесение "нового надпредмет-ного содержания с ранее полученными знаниями и умениями, представление их в индивидуальном переработанном виде, овладение новыми умениями

• Творческое переосмысление нового содержания, выработка собственной позиции, адекватная само- и взаимооценка

Рис. 4. Деятельностный (технологический) компонент ЭОУР

социально значимая деятельность как ценность; ответственность как ценность.

Деятельностный компонент представлен трехстадийной технологией ЭОУР (рис. 4). Технология ЭОУР является действенным педагогическим инструментарием в новом образовательном направлении, поскольку выполняет три функции: используется при освоении над-предметного содержания (содержательный компонент), при диагностике и оценке образовательных результатов (результативно-оценочный компонент) и способствует формированию ключевых образовательных компетентностей на основе ценностно-смысловых ориентиров (мотивационно-ценностный компонент).

Экологическое образование в интересах устойчивого развития способствует переориентации основного внимания с акта «обеспечения знаний» на обучение детей «проработке проблем и поиску возможных решений», так как экологические проблемы многоаспектны (включают социальные, экономические, экологические и другие области жизни общества), имеют множество возможных путей решения, требуют для поиска решения привлечения знаний и опыта из многих школьных предметов. Теоретические знания, полученные в разных предметах, могут сочетаться с навыками успешного решения учащимися по-

вседневных бытовых, производственных и социальных задач. При этом современная школа должна не только познакомить учеников с накопленными человечеством главными знаниями, но и подготовить их к самостоятельной жизни, будущей профессии, в которой не менее важно, чем усвоение многочисленных фактов и закономерностей, умение эффективно: общаться, работать, вести хозяйство, следить за своим здоровьем, принимать обоснованные решения, руководить, подчиняться, обсуждать, планировать, выдерживать повышенные нагрузки в чрезвычайных ситуациях, владеть собой, проявлять терпение и уважение, быть самокритичным и многое другое. Таким образом, ЭОУР должно создать условия овладения учащимися такими компетенциями (универсальными способностями), как: 1) ответственность перед настоящим и будущим; 2) стремление к познанию, творчеству, проектированию, к исследованию; 3) способность ориентироваться в новейших технологиях и умение их использовать; 4) информационная грамотность; 5) способность к продуктивному созидательному труду и освоению новых типов деятельности; 6) склонность и способность к коллективной деятельности (трудовой и познавательной); 7) стремление и готовность к осознанному выбору профессии и не-

методологическим компонент

Эколого-гуманистический подход (учитывающий личностно-ориентированный, системно-деятель-ностный, компетентностный подходы). Принципы интеграции, надпредметности и конвергентности

содержательный компонент

Основные содержательные линии: • условия устойчивого

существования жизни на Земле и устойчивого развития человечества; взаимосвязи в обществе, экономике и природе; гражданственность, права и ответственность человека; потребности и права будущих поколений;

разнообразие культурное, социальное и биологическое; качество жизни, равноправие и социальная справедливость; управление отходами; изменение климата; собственное здоровье и здоровье других людей;

мир, безопасность и разрешение конфликтов;

развитие городских и сельских территорий;

будущее прогнозируемое и непредсказуемое

целевой компонент

Цели обучения:

• сформировать знания об устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии и о биосферосовместимых принципах деятельностичело-вечества; экологической культуре специалиста и здоровом образе жизни в профессии;

• сформировать исследовательские уменияя для мониторинга окружающей среды, определения экологического следа профессии.

Цели воспитания:

• сформировать гражданскую позицию, связанную с ответственностью за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;

• создать условия для принятия ценностно-смысловых ориентиров, формирования ключевых образовательных компетент-ностей.

Цели развития:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развить у учащихся умение самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике, работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;

• содействовать развитию у школьников способности принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий, уметь предотвращать конфликтные ситуации;

• создать условия для приобретения

коммуникативных навыков и опыта сотрудничества для выявления учащимися социально-экологических проблем и путей их решения

мотивационно-

ценностный

компонент

Опора в обучении и в жизни на ценностно-смысловые ориентиры (познание как ценность, «Я» как ценность, другие люди как ценность, природа как ценность, специально значимая деятельность как ценность, ответственность как ценность). Формирование и развитие ключевых образовательных компетентностей (учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, общекультурной, социально-гражданской, личностного роста и развития, экологической)

деятельностныи

(технологический)

компонент

Технология ЭОУР на основе трехстадийного подхода:

1 стадия Актуализация информации, опора на первоначальные экологические знания и опыт, создание условий для активной деятельности в предпрофессиональной подготовке.

2 стадия Соотнесение нового надпредметного содержания с ранее полученными знаниями и умениями, представление их в индивидуальном переработанном виде, овладение новыми умениями для экологически устойчивого развития своего города, страны.

3 стадия Творческое переосмысление нового содержания, выработка собственной позиции, адекватная само- и взаимооценка, готовность к профессиональным экологически ориентированным действиям

результативно-оценочный компонент

Личностные результаты: уровень сформированности ключевых образовательных компетентностей и ценностно-смысловых ориентиров, мотивация к обучению, способность осуществлять выбор, ответственность за результат собственных действий и обучения, экологическая культура специалиста и здоровый образ жизни в профессии, личностный рост и самосовершенствование, адекватная само- и взаимооценка.

Социально значимые результаты: улучшение состояния окружающей среды, повышение качества жизни, осознание обществом объективно существующих ограничений экономического развития и адаптация к ним, готовность к профессиональным экологически ориентированным действиям.

Рис. 5. Методическая структурно-функциональная модель ЭОУР

прерывному образованию; 8) умение критически относиться к своей деятельности и корректировать ее; 9) способность и умение принять решение и провести его в жизнь; 10) способность к самопознанию и саморазвитию; 11) способность к эффективной коммуникации и организации взаимодействий и др.

Под экологическим образованием в интересах устойчивого развития мы понимаем - опережающее образование, направленное на решение современных социально-экологических проблем, создающее условия для самореализации и развития личности в быстро меняющейся социо-природной среде. Цель ЭОУР при этом определяется как обучение граждан управлению качеством жизни, осознанию объективно существующих экологических ограничений экономического развития и необходимости адаптации к этим ограничениям, учет в профессиональной деятельности. Задачами ЭОУР являются: формирование надпредметных знаний, умений и навыков (ключевых образовательных компетентностей) на основе понимания основных законов экологии и концепции устойчивого развития, развитие осознанной мотивации для учебно-исследовательской и социально-значимой деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды и качества жизни.

Опережающий характер ЭОУР связан с направленностью в будущее, с формированием готовности жить в малопредсказуемом будущем мире, в быстро меняющихся экологических и социально-экономических условиях, в которых предстоит жить и трудиться современным школьникам. Как будут реагировать природные и социоприродные системы на различное по силе и широте охвата вмешательство человека, предсказать крайне трудно. Открытие экологических закономерностей и законов допустимого преобразования биосферы - дело будущего, а принимать решения и действовать без права на ошибку (по принципу предосторожности) надо уже сейчас, когда еще не хватает научных знаний в ситуации неопределенности и непредсказуемости.

В конечном итоге ЭОУР создает условия, которые будут способствовать выработке гражданской позиции, формированию этики ответственности за состояние окружающей среды и рациональное использование природных ре-

сурсов, применению полученных экологических знаний на практике в учебной, социально значимой и профессиональной деятельности. Разработанная методическая структурно-функциональная модель ЭОУР (рис. 5) отражает результат образования как индивидуальный для каждого учащегося с учетом собственных способностей и возможностей (ключевые образовательные компетентности), так и социальный (мотивированное участие в жизни общества по переходу на путь устойчивого развития и формирование навыков экологически ориентированной профессиональной деятельности).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Моисеев Н. Н. Экологическое образование и экологизация образования // Моисеев Н. Н. Экология и образование. - М.: ЮНИСАМ, 1996.

2. Повестка дня на 21-й век. - М.: СоЭС, 1999.

3. Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). - М.: Прогресс, 1989. - 125 с.

4. Аргунова М. В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как над-предметное направление модернизации школьного образования: автореф. дис. ... д-ра пед наук: 02.03.2010. - М., 2010. - 30 с.

5. Аргунова М. В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как над-предметное направление модернизации школьного образования: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2010. - 381 с.

6. Аргунова М. В., Ермаков Д. С., Плюснина Т. А. Экология в мире профессий: учеб. пособие. - М.: МИОО, 2015. - 72 с.

7. Подходы к моделированию содержания опережающего образования взрослых / Аргунова М. В., Моргун Д. В., Плюснина Т. А., Горбунова Л. Л. // Содержание и технологии образования взрослых: проблема опережающего обучения: сб. науч. тр. - СПб., 2007.

8. Ермаков Д. С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2009. - 396 с.

REFERENCES

1. Moiseev N. N. Ekologicheskoe obrazovanie i eko-logizatsiya obrazovaniya. In: Moiseev N. N. Ekolo-giya i obrazovanie. Moscow: YuNISAM, 1996.

2. Povestka dnya na 21 vek. Moscow: SoES, 1999.

3. Nashe obshchee budushchee: doklad Mezhdun-arodnoy komissii po okruzhayushchey srede i raz-vitiyu (MKOSR). Moscow: Progress, 1989. 125 p.

4. Argunova M. V. Ekologicheskoe obrazovanie v interesakh ustoychivogo razvitiya kak nadpred-metnoe napravlenie modernizatsii shkol nogo obrazovaniya. Extended abstract of ScD Dissertation (Education). Moscow, 2010. 30 p.

5. Argunova M. V. Ekologicheskoe obrazovanie v interesakh ustoychivogo razvitiya kak nadpred-metnoe napravlenie modernizatsii shkol nogo obrazovaniya. ScD Dissertation (Education). Moscow, 2010. 381 p.

6. Argunova M. V., Ermakov D. S., Plyusnina T. A.

Ekologiya v mire professiy: ucheb. posobie. Moscow: MIOO, 2015. 72 p.

7. Argunova M. V., Morgun D. V., Plyusnina T. A., Gorbunova L. L. Podkhody k modelirovaniyu soderzhaniya operezhayushchego obrazovaniya vzroslykh. In: Soderzhanie i tekhnologii obrazovaniya vzroslykh: problema operezhayush-chego obucheniya. Coll. of Scient. works. St. Petersburg, 2007.

8. Ermakov D. S. Pedagogicheskaya kontseptsiya formirovaniya ekologicheskoy kompetentnosti uchashchikhsya. ScD Dissertation (Education). M., 2009. 396 p.

Аргунова Марина Вячеславовна, профессор Московского института открытого образования e-mail: [email protected]

Argunova Marina V., Professor, Moscow Institute of Open education e-mail: [email protected]

Лукьянов Алексей Юрьевич, аспирант Московского института открытого образования e-mail: [email protected]

Lukyanov Aleksey Yu., post-graduate student, Moscow Institute of Open education e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.