Научная статья на тему 'Экологизация содержания дополнительного профессионального образования как актуальная проблема'

Экологизация содержания дополнительного профессионального образования как актуальная проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ECOLOGISATION / ENVIRONMENTAL CONTENT / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халудорова Любовь Енжаповна

В данной статье рассматриваются проблемы экологизации содержания общего и высшего образования, которые непосредственно отражаются на экологизации содержания дополнительного профессионального образования. Предпринята попытка обосновать имеющиеся причины и факторы, которые влияют на актуализацию этой проблемы. Основное внимание в работе автор акцентирует на раскрытие содержания таких понятий, как «экологизация», «экологизация образования», «экологизация науки», «экологизация профессиональной деятельности», и провел анализ разных подходов к определению этих понятий. Автором доказывается, что в современном и динамично меняющемся мире происходит переосмысление сути экологизации содержания образования, в целом, и дополнительного профессионального образования, в частности. Экологизация содержания дополнительного профессионального образования в контексте образования в интересах устойчивого развития является актуальной проблемой и, безусловно, играет очень большую роль в профессиональной деятельности современного педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халудорова Любовь Енжаповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecologisation of the content of additional professional education as an actual problem

This article examines the problems of greening the content of general and higher education, which directly affect the ecologisation of the content of additional professional education. An attempt was made to substantiate the existing causes and factors that influence the actualisation of this problem. The author focuses on the disclosure of the content of such concepts as "ecologisation", "ecologisation of education", "ecologisation of science", "ecologisation of professional activity", an analysis of different approaches to the definition of these concepts. The author proves that in the modern and dynamically changing world there is a rethinking of the essence of ecologisation of the content of education, in general and additional professional education, in particular. The ecologisation of the content of additional professional education in the context of education for sustainable development is an urgent problem and certainly plays a very important role in the professional activity of the modern pedagogue.

Текст научной работы на тему «Экологизация содержания дополнительного профессионального образования как актуальная проблема»

УДК 377:574

Халудорова Любовь Енжаповна

кандидат педагогических наук, доцент Бурятский республиканский институт образовательной политики, г. Улан-Удэ

l.e.khaludorova@ mail.ru

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

В данной статье рассматриваются проблемы экологизации содержания общего и высшего образования, которые непосредственно отражаются на экологизации содержания дополнительного профессионального образования. Предпринята попытка обосновать имеющиеся причины и факторы, которые влияют на актуализацию этой проблемы. Основное внимание в работе автор акцентирует на раскрытие содержания таких понятий, как «экологизация», «экологизация образования», «экологизация науки», «экологизация профессиональной деятельности», и провел анализ разных подходов к определению этих понятий. Автором доказывается, что в современном и динамично меняющемся мире происходит переосмысление сути экологизации содержания образования, в целом, и дополнительного профессионального образования, в частности. Экологизация содержания дополнительного профессионального образования в контексте образования в интересах устойчивого развития является актуальной проблемой и, безусловно, играет очень большую роль в профессиональной деятельности современного педагога.

Ключевые слова: экологизация, экологизация содержания, дополнительное профессиональное образование, образование для устойчивого развития.

Сегодня становится аксиомой мысль о том, что человек может быть образованным только в том случае, если осознает себя частью природы, осмысливает закономерности ее развития, анализирует причины и последствия воздействия внешних факторов на биосферу, понимает, что необходим экологически грамотный подход к его хозяйствованию на Земле, осмысливает необратимую опасность экологических рисков, борется с экологическим бескультурьем и осознает, что можно избежать экологического кризиса, экологической катастрофы, экологизируя жизнь вокруг себя и других, общество, окружающую среду. Экологизация в данном контексте понимается как «проникновение», т.е. как включение экологически ориентированных идей, установок, ценностей в разные общественные сферы [3, с. 81].

Более того, эта мысль становится актуальной, когда начинаем осознавать особенности современного мира, который, по мнению многих ученых, стал очень сложным, неопределенным, наступило время «прощания с простотой» (Н.Н. Моисеев), «цветущей сложности (К.Н. Леонтьев), «нереду-цируемой сложности» (Б. Николеску) и «работы с неопределенностями» (А.Г. Асмолов). Поэтому наиболее острыми становятся проблемы формирования глобальной ответственности человека для сохранения на планете условий, пригодных для жизни как нынешних, так и будущих поколений (Н.Н. Моисеев, М.В. Рыжаков). Все это связано с решением проблем, которые становятся глобальными, и моделированием безопасной будущей жизнедеятельности, «будущего, которого хотим», как было провозглашено на мировом уровне и всеми заинтересованными странами. Становится очевидным, что необходимо все процессы, происходящие между обществом и природой, сделать более совершенными и гармонизированными. В условиях надвигающегося экологического кризиса

все отношения, изменения, которые возникают и развиваются в разных сферах жизни - духовной и материальной - радикально трансформируются, и связаны с экологизацией всего общества. Вместе с тем на основе осмысления и критической оценки прежних подходов к экологизации появляется необходимость в принципиально новых и перспективных путях развития процесса экологизации общества, который возможен именно через экологизацию образования.

Что собой представляют понятия «экологизация» и «экологизация образования»? Какова их эволюция? Согласно толкованиям, приведенным в разных словарях, понятие экологизации связывают с внедрением комплекса мер, направленных на заботу об окружающей среде (Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой); распространением, пропагандой взглядов, ориентированных на сохранение живой среды (Энциклопедический словарь); процессом проникновения экологического подхода, принципов в различные сферы жизнедеятельности людей (Социально-экологический словарь).

Таким образом, в условиях, когда возникают экологические проблемы, появляется необходимость в экологизации связей и отношений между обществом и природой. В науке это значит, что экологизация связана с процессом выявления связей между изучаемым объектом и окружающей средой (природой и обществом). Необходимо внедрение механизмов согласования отношений между ними, совершенствования предпринимаемых мер для их взаимодействия и объективного оценивания.

Термин «экологизация» впервые ввел в науку и использовал академик Н.Н. Моисеев. Он писал, что «экологическое мышление, представления об окружающей среде и месте в ней человека должны присутствовать во всех проявлениях его активности. Весьма эффективным средством реализации этого принципа и является экологизация образова-

24

Вестник КГУ 2018

© Халудорова Л.Е., 2018

ния. Она состоит в том, что практически все преподаваемые дисциплины школьного курса должны содержать экологический материал. Не только биология, химия, география, но и математика, литература. Все они могут стать средством получения экологических представлений и экологических знаний» [9, с. 110]. По Н.М. Мамедову, «экологизация системы образования - это характеристика тенденции проникновения экологических идей, понятий, принципов, переходов в другие дисциплины, включение экологических аспектов во все образовательные предметы, экологизация процесса обучения, экологизация среды образовательного учреждения, экологизация взаимоотношений учитель-ученик, а также подготовка экологически грамотных специалистов самого различного профиля» [7, с. 72]. Если говорить об экологизации в общем образовании, то с точки зрения Е.Н. Дзят-ковской, это «процесс появления (в том числе конструирования) в содержании разных предметных областей, учебных предметов, внеурочной и проектной деятельности экологических знаний, умений, отношений» [2, с. 132]. Таким образом, анализ научных источников позволяет утверждать, что на всех уровнях (общего, высшего, дополнительного профессионального) образования нужно придать содержанию экологическую направленность, что экологический контекст должен присутствовать не только в собственно образовательной деятельности, но и во всех видах многогранной профессиональной деятельности педагога.

Обращение к другим источникам показывает, что экологизация образования трактуется как: целостное отражение в системе образования «единства природы и общества, мира человека и природы самого человека как вершины космо-генеза» (Г.С. Батищев); целенаправленное включение в разные учебные планы интегрированных в своей основе экологически ориентированных курсов (В .В. Николина); перевод в содержание образовательного предмета экологически направленного стиля мышления, а не лишь фактов, которые относятся к области экологии (А.Ю. Либеров).

Н.В. Морозова в своей статье «Экологизация образования как средство формирования экологической культуры» ссылается на следующие определения понятия «экологизация»: «насыщение содержания образования экологическими знаниями, выработка экологической культуры, умений и навыков практической деятельности по реализации принципов экологической политики» (Л.М. Зайцева); «процесс проникновения экологических идей, понятий, подходов в другие дисциплины, а также подготовка экологически грамотных специалистов самого различного профиля» (Н.А. Бирюкова); «процесс ценностно-ориентированного влияния экологии как комплексной, интегративной науки на различные сферы жизнедеятельности, в частно-

сти, на дисциплины специализации» (В.С. Тютю-ков) [11, с. 301-302]. Обобщая, она пишет о том, что экологизация - это «преподавание любой учебной дисциплины с учетом особенностей современной эпохи - эпохи тектонических сдвигов и геополитических переделов» [11, с. 302].

С.И. Коурова в своей работе обращает особое внимание на то, что при экологизации учебного процесса всем необходимо переходить от роли наблюдателя к роли непосредственного и активного участника всех процессов, происходящих в со-циоприродной среде. По ее мнению, необходимы такие обязательные мероприятия, как возврат в школу предмета «экология»; проектирование экологически ориентированных уроков, учебных событий; разработка отдельных экологически ориентированных тем в разных курсах; проведение внеурочных событий, внеклассных экологических мероприятий, творческих, социально-значимых и исследовательских проектов [5, с. 13].

Смысл всех этих определений сводится к тому, что проникновение экологических идей, принципов, подходов - это не стихийный и не самоорганизующийся процесс, это управляемый, целенаправленный процесс конструирования содержания образования (урочного, внеурочного, событийного и др.), который формирует определенные результаты.

В системе общего образования, согласно точке зрения Е.Н. Дзятковской, экологический материал в школьные предметы должен включаться с предельной осторожностью, поскольку экологизация может помешать логике изучения учебного предмета, привести к неоправданному увеличению объема содержания. Поэтому может не достигаться цель экологизации и, соответственно, снижается результативность предметного образования. «Не случайно, учителя-предметники сравнивают экологизацию с «флюсом» на содержании учебного предмета» [3, с. 164.]. Это связано с тем, что еще в педагогической науке не разработаны эффективные способы интегрирования содержания экологического образования в учебный предмет, в его структуру, сохраняя исходные предметные знания.

В реальной педагогической практике экологизация активно осуществляется через прикладные экологические темы. Здесь мы имеем дело с прак-тикоориентированными экологическими знаниями (охрана природы, природоведение и др.), но этого сегодня явно недостаточно. Необходимо отметить, что ФГОС ОО предполагает возможности экологизации, но пока не предлагает конкретные, адекватные методы и формы включения экологического учебного материала в структуру предметного содержания.

В последние годы эффективным способом экологизации содержания в системе общего образования является интегрированное обучение, которое организовывается на разных уровнях. Это муль-

типредметный (обучение разделено на предметы, и на одном из них идет ссылка на содержание всех остальных или обращение к содержанию остальных предметов); межпредметный (изучение одной темы, проблемы объединяет несколько предметов); метапредметный (результаты, получаемые на одном или нескольких учебных предметах, становятся достоянием всех предметов); транспредметный подход (синтез содержания общего и дополнительного образования; все предметы могут быть объединены вокруг большой значимой темы, но при этом, обеспечивается более высокий уровень интеграции, т.е., по Ж. Пиаже, «устанавливается связь между тем, что пересекает разные области знаний и находится за пределами каждой из них, устанавливается связь не только между учебными предметами, но и фактами, событиями, различными культурами, религиями; преодолеваются строгие рамки предметов»).

Что касается высшего образования, то экологизация учебных дисциплин продолжает осуществляться традиционным образом, раскрывая больше прикладной, нежели концептуальный характер экологического знания. В данном контексте мы не имеем в виду теорию экологии, экологию как учебный предмет. Проблемы, связанные с исследованием особенностей окружающей среды, вопросы ее улучшения вводятся в учебные курсы вузов, учитывая специфику каждого изучаемого предмета и реализовываются в курсе лекционных, семинарских, практических занятий. В процессе реализации содержания осуществляется взаимосвязь экологических и воспитательно-образовательных аспектов изучаемого материала, анализируется и совершенствуется методика и технологии работы с учебным материалом. Согласно точке зрения В.М. Назаренко, предлагается обязательное внедрение системной экологизации образовательных дисциплин в вузе. Этот процесс необходимо организовывать в соответствии с принципами «целостности, единства и преемственности всех звеньев и этапов вузовского обучения, а также на установлении межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин» [12, с. 97]. Эта мысль была высказана еще в 90-е годы прошлого столетия, вместе с тем, нельзя констатировать, что она сегодня реализована.

Отсюда, объяснение экологизации содержания высшего образования будет не совсем полным и обоснованным без раскрытия содержания понятия «экологизация науки», поскольку именно научные знания призваны обновлять содержание образования. Экологизацию науки Н.М. Мамедов связывает «со становлением экологической парадигмы, которая сопровождается изменением образа мира и облика научного знания. Категории истины, красоты и добра становятся рядополо-женными, равноправными в движении познания;

человек предстает неотъемлемой частью всех теоретических построений» [8, с. 10]. Значит необходимо изменить представления и о роли науки в непосредственном решении экологической проблемы, и о характере этих изменений, происходящих в этой связи в самой науке.

По этой причине экологизация связана с проникновением в современную науку экологически направленных взглядов, принципов и методов. На науку возлагаются функции теоретического объяснения особенностей коэволюции природы и общества. В связи с этим Н.М. Мамедов выделяет «следующие уровни экологизации современной науки:

- экологизация отдельных дисциплин (частичное видоизменение предмета и методов в конкретной области науки);

- бидисциплинарная экологизация (формирование новых гибридных экологических дисциплин);

- междисциплинарная экологизация (на основе взаимодействия общественных, естественных и технических наук, их интеграции формируются новые экологические направления исследований)» [8, с. 10].

Так, при экологизации науки сохраняется целостный подход к изучению экологической проблемы, который также предполагает изучение ее отдельных сторон с помощью сложившихся специальных наук.

Все социокультурные вызовы, о которых упоминалось выше, приводят к тому, что изменяются уже сложившиеся представления о возможностях, целях, результатах экологизации образования. На самом деле в условиях экологизации образования сегодня меняются объект и предмет познания. Естественные экологические системы замещаются социоприродными системами, расширяется объект познания, который выходит за пределы учебных предметов, становится не только естественнонаучным, но и гуманитарным. Предметом познания становятся закономерности, принципы, отношения в социоприродных системах, культура устойчивого развития этих систем [4, с. 15].

Вместе с тем возникает множество вопросов о том, есть ли необходимость в экологизации содержания дополнительного профессионального образования?

Во-первых, из изложенного выше следует, что решение проблем экологизации, которые возникают на уровне и общего, и высшего образования, необходимо и в дополнительном профессиональном образовании, поскольку именно в этом образовательном пространстве повышают свою квалификацию педагоги, работающие в системе общего образования и молодые учителя после окончания вузов. Значит, проблемы экологизации и общего, и высшего образования есть проблемы и дополнительного образования. Во-вторых, в условиях дополнительного профессионального образования

26

Вестник КГУ 2018

можно восполнять образовательные дефициты педагогов и в этой области, анализируя, синтезируя и обобщая подходы к решению проблемы. Более того, мы полагаем, что содержание дополнительного профессионального образования, реализуемое в системе повышения квалификации педагога, есть необходимое условие развития системы образования, в целом, экологического образования, в частности, так как оно призвано мобильно реагировать на все изменения в обществе и обеспечивать образовательную стратегию XXI века, которая должна строиться на идеях и ценностях устойчивого развития.

С другой стороны, изменения, происходящие в XXI веке, также способствуют переосмыслению традиционного понимания особенностей экологизации содержания дополнительного профессионального образования. Исследуя эту проблему, мы подошли к нашему рабочему определению понятия «экологизация содержания дополнительного профессионального образования», под которой понимаем процесс целенаправленного конструирования в содержании дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, профессиональной и иной деятельности учителей разных специальностей экологических знаний, умений, отношений и появления опыта, основанных на идеях и ценностях культуры устойчивого развития.

Реализация такого содержания, на наш взгляд, возможна только в том случае, если идеи устойчивого развития будут объединять педагогов всех специальностей, соответственно, содержание инвариантных модулей курсов повышения квалификации можно рассматривать с точки зрения этих идей, не «покушаясь» на сокращение этого материала и не «перегружая» его дополнительной информацией, а находя внутри реализуемых дополнительных профессиональных программ и инвариантных модулей новые смыслы, связанные с культурой устойчивого развития. Но для этого педагог должен хорошо знать содержание общекультурных идей устойчивого развития, чтобы затем преломить его через свой предмет.

К примеру, решение вопросов, которые включают в себя такие общекультурные идеи, как единство экономической, социальной и экологической ценностей в мышлении и деятельности человека; культура экологической безопасности человека; единство экологического и нравственных императивов в жизни человека; соблюдение здорового образа жизни; умение непрерывно учиться в динамично меняющемся мире; умение быть предосторожным для сохранения природного и культурного наследия и т. д. Безусловно, все эти темы небезынтересны каждому педагогу, они универсальны и востребованы, невзирая на учебный предмет, который они преподают в школе. Более того, они раскрывают особенности современного

мира, окружающего нас, заставляют задумываться о неопределенном будущем. Грамотное осмысление всех этих вопросов способно не только изменить профессиональное мышление педагога, более того, оно крайне необходимо в его профессиональной и любой совместной с учениками творческой, проектной, исследовательской деятельности.

Все это можно реализовать через специально организованное обучение педагогов, в их совместной образовательной деятельности с другими субъектами образования. Следуя этому, в Бурятском республиканском институте образовательной политики разработаны концепция, модель экологизации содержания дополнительного профессионального образования. Созданные на их основе дополнительные профессиональные программы реализовываются на курсах повышения квалификации педагогов. Этот вариант решения вопроса стал возможным, поскольку в системе дополнительного профессионального образования нет жестко регламентированного (стандартизированного) содержания дополнительных профессиональных программ. Эта ситуация способствует творческому подходу, т.е. осмыслению и переосмыслению, проектированию и перепроектированию его содержания.

Таким образом, экологизация содержания дополнительного профессионального образования является актуальной проблемой, которая требует в дальнейшем анализа и обобщения результатов на методологическом, концептуальном и технологическом уровнях.

Библиографический список

1. Батищев Г. С. Ускоренность и плодотворность: к вопросу о философских уроках из гло-бальной экологической ситуации // Гармонизация системы: «Человек природа». - М., 1989. - С. 2943.

2. Дзятковская Е.Н. Новый этап экологизации образования: общекультурное развитие личности // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. -Т. 1. - № 4 (41). - С. 132-143.

3. Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдисциплинарность. - М.: Образование и экология, 2015. - 360 с.

4. Дзятковская Е. Н. Экологизация общего образования: от научного знания к общекультурному развитию личности // Сибирский учитель. - 2017. -№. 1 (110). - С. 13-20.

5. Коурова С.И. Экологизация школьного образования на современном этапе // Вестник Шадрин-ского государственного педагогического института. - 2014. - № 1. - С. 13-17.

6. Либеров А.Ю., Бурцева О.Ю. Экология в школе: проектирование образовательных траекторий // Наука и школа. - 2000. - № 2. - С. 33-39.

7. Мамедов Н.М. Теоретические основы экологического образования // Экологическое образование до школы, в школе, вне школы. - 2017. - № 1. -С. 3-10.

8. Мамедов Н.М. Экология, устойчивое развитие, культура // Экологическое образование до школы, в школе, вне школы. - 2014. - №1. - С. 10.

9. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. - М.: Устойчивый мир, 2001. - 198 с.

10. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политоло-гический анализ. - М., 1994. - 47 с.

11. Морозова Н.В. Экологизация образования как средство формирования экологической культуры // Фундаментальные исследования. - 2012. -№ 3-2. - С. 300-304 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=29597 (дата обращения: 07.07.2018).

12. Назаренко В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1994. - 281 с.

13. Николина В.В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1999. - 47 с.

14. Рыжаков М.В. Теоретические основы разработки государственного стандарта общего среднего образования: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1999. - 371 с.

15. Piaget J. «L'épistémologie des relations interdisciplinaires», in LéoApostel et al, 1972. - P. 144.

References

1. Batishchev G.S. Uskorennost' i plodotvornost': k voprosu o filosofskih urokah iz global'noj ehkologicheskoj situacii // Garmonizaciya sistemy: «CHelovek priroda». - M., 1989. - S. 29-43.

2. Dzyatkovskaya E.N. Novyj ehtap ehkologizacii obrazovaniya: obshchekul'turnoe razvitie lichnosti // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. -2017. - T. 1. - № 4 (41). - S. 132-143.

3. Dzyatkovskaya E.N. Obrazovanie dlya ustojchivogo razvitiya v shkole. Kul'turnye koncepty.

«Zelenye aksiomy». Transdisciplinarnost'. - M.: Obrazovanie i ehkologiya, 2015. - 360 s.

4. Dzyatkovskaya E.N. EHkologizaciya obshchego obrazovaniya: ot nauchnogo znaniya k obshchekul'turnomu razvitiyu lichnosti // Sibirskij uchitel'. - 2017. - №. 1 (110). - S. 13-20.

5. Kourova S.I. EHkologizaciya shkol'nogo obrazovaniya na sovremennom ehtape // Vestnik SHadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. - 2014. - № 1. - S. 13-17.

6. Liberov A.YU., Burceva O.YU. EHkologiya v shkole: proektirovanie obrazovatel'nyh traektorij // Nauka i shkola. - 2000. - № 2. - S. 33-39.

7. Mamedov N.M. Teoreticheskie osnovy ehkologicheskogo obrazovaniya // EHkologicheskoe obrazovanie do shkoly, v shkole, vne shkoly. - 2017. -№ 1. - S. 3-10.

8. Mamedov N.M. EHkologiya, ustojchivoe razvitie, kul'tura // EHkologicheskoe obrazovanie do shkoly, v shkole, vne shkoly. - 2014. - №1. - S. 10.

9. Moiseev N.N. Universum. Informaciya. Obshchestvo. - M.: Ustojchivyj mir, 2001. - 198 s.

10. Moiseev N.N. Sovremennyj antropogenez i civilizacionnye razlomy. EHkologo-politologicheskij analiz. - M., 1994. - 47 s.

11. Morozova N.V. EHkologizaciya obrazovaniya kak sredstvo formirovaniya ehkologicheskoj kul'tury // Fundamental'nye issledovaniya. - 2012. -№ 3-2. - S. 300-304 [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=29597 (data obrashcheniya: 07.07.2018).

12. Nazarenko VM. Sistema nepreryvnogo ehkologicheskogo obrazovaniya v srednej i vysshej pedagogicheskoj shkole: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 1994. - 281 s.

13. Nikolina V.V. Teoreticheskie osnovy formirovaniya ehmocional'no-cennostnogo otnosheniya uchashchihsya k prirode v processe obucheniya geografii: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. -SPb., 1999. - 47 s.

14. Ryzhakov M.V Teoreticheskie osnovy razrabotki gosudarstvennogo standarta obshchego srednego obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 1999. - 371 s.

15. Piaget J. «L'épistémologie des relations interdisciplinaires», in LéoApostel et al, 1972. - P. 144.

Вестник КГУ Л 2018

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.